Александр Алябьев: краткая биография, фото Алябьева Александра Александровича

Александр Алябьев

Биография композитора была столь же полна превратностей, как и судьба героини произведения: орденоносца Отечественной войны 1812 года навсегда лишили дворянства и на долгие годы — права проживания в Санкт-Петербурге и Москве.

Детство и юность

Старший современник Александра Пушкина появился на свет в Тобольске 4 августа (15-го по новому стилю) 1787 года. Если искать аналогию среди знаменитостей XXI века, то композитор по происхождению был сопоставим с Ксенией Собчак. Отец светской львицы Анатолий Собчак, когда Ксюше было 10 лет, стал мэром Санкт-Петербурга, а отец автора романса «Соловей» Александр Васильевич Алябьев был губернатором Тобольска, причем назначение на высокий пост произошло в тот же год, когда родился Саша.

Музыкант — четвертый из 7 известных детей чиновника, возглавлявшего тогдашнюю столицу Сибирской губернии. У Александра-младшего был единственный старший брат Василий и 5 сестер.

Сергей Захаров — Романс Александра Алябьева «Вечерний звон»

В детстве Александр часто слушал музыку — на фортепиано играли и отец, и мать Анна Андреевна. Когда Саше было 9 лет, Александр Васильевич возглавил Берг-коллегию (ведомство, руководившее добычей полезных ископаемых). Алябьевы переехали в город на Неве, и младшему из сыновей чиновника давал уроки музыки дирижер Немецкого оркестра Иоганн Генрих Миллер.

Трудовую биографию Александр в 14 лет начал не в качестве музыканта, а как унтер-шихтмейстер 3-го класса в ведомстве отца. Но эта служба юноши была номинальной и совмещалась с обучением основам композиции в пансионе при Московском университете.

Первые музыкальные произведения уроженец Тобольска опубликовал только в возрасте 23 лет. Наиболее известным ранним сочинением Алябьева является гусарская песня «Один еще денек». К моменту публикации композиции ее автор уже был ротмистром, участвовавшим во взятии Дрездена и Парижа, приятелем поэта-гусара Дениса Давыдова, кавалером орденов Святой Анны и Святого Владимира.

Личная жизнь

В конце 1823 года Александр Александрович вышел в отставку в чине подполковника. Безбедную жизнь Алябьеву обеспечивали как положенный пенсион за выслугу лет, так и гонорары от комических опер «Деревенский философ» и «Лунная ночь, или Домовые», шедших в театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Ветеран сражений с Наполеоном участвовал в музыкальных вечерах, проходивших в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой, испытывал взаимную симпатию с младшей дочерью хозяйки Екатериной и собирался сделать ей предложение.

Личную жизнь музыканта разрушило нелепое происшествие, случившееся в начале 1825 года. Во время карточной игры Александр Александрович дал пощечину воронежскому помещику Тимофею Времеву. Версии того, что стало причиной инцидента, расходятся. Провинциальный дворянин после происшествия спешно уехал в свое имение, где через 3 дня скончался. Причиной смерти Времева стал апоплексический удар (инсульт), но Алябьеву инкриминировали и организацию запрещенных в Российской империи азартных игр, и побои, и шулерство. И хотя первоначально композитора оправдали, судья опротестовал вердикт.

Разбирательство длилось 3 года. В предварительном заключении Александр Александрович начал слепнуть, но не унывал. Благодаря ходатайствам одной из сестер в камере Алябьева появилось пианино, и музыкант именно там сочинил свое знаменитое произведение — романс на стихи Антона Дельвига «Соловей».

Ирма Отто — Романс Александра Алябьева «Соловей»

Родственники поддерживали композитора и во время сибирской ссылки, в которой Алябьев организовал симфонический оркестр казачьей музыки, и после возвращения в Московскую губернию. Но любимую девушку музыканта выдали замуж за А. П. Афросимова. Воссоединиться Александр и Екатерина смогли только в 1840 году, через год после того, как женщина овдовела. Венчание прошло в церкви Живоначальной Троицы в селе Троицкое-Рязанцы Богородского уезда, находившемся во владении зятя музыканта.

Еще одно место Подмосковья, связанное с жизнью Александра Александровича, — Коломна, где он с женой прожил с мая 1842 года по июль 1843-го.

Детей в браке Алябьева и Афросимовой не родилось. Но супруги вместе заботились о воспитаннице Екатерины Леониле Пасек. На память об Александре Александровиче остались не только ноты произведений, но и фото композитора.

Творчество

Творческое наследие уроженца Тобольска весьма обширно. Помимо романсов Алябьев писал оперы, балеты и оперы-водевили, инструментальные ансамбли и сюиты, собирал и обрабатывал кавказские и украинские народные песни. Композитор неоднократно вдохновлялся творчеством Александра Пушкина: сочинил романсы «Зимняя дорога», «Ворон» и «Певец», написал музыку к драматическому спектаклю «Русалка», поставленному по одноименному пушкинскому произведению в 1838 году.

Смерть

Автор одного из самых известных русских романсов скончался 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1851 года. Композитора похоронили в фамильной усыпальнице Алябьевых в Симоновом монастыре. Вдова Александра Александровича, ушедшая из жизни через 3 года после мужа, успела установить на его могиле памятник — скульптуру соловья. Но в первые годы советской власти монастырь был разрушен, а некрополь разорен. Сейчас у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове на символической могиле Алябьева стоит памятный крест.

Судьбе и творчеству Александра Александровича посвящен 25-минутный фильм Первого канала, вышедший в серии «Гении и злодеи».

Память

  • Имя Александра Алябьева носят музыкальные школы и вузы в Тобольске, Москве, Коломне, Пущино и Оренбурге.
  • Струнный квартет имени А. А. Алябьева.
  • Книга-антология «Браво, Алябьев»
  • Памятники А. А. Алябьеву в Тобольске и в с. Рязанцы Московской области.
  • Фестиваль «Алябьевская осень» в Тобольске.
  • Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» в Тюмени.
  • Ежегодный всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева в Санкт-Петербурге
  • Ежегодный творческий вечер в Тобольске.

Романсы

  • «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова)
  • «Два ворона» (слова Александра Пушкина)
  • «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского)
  • «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова)
  • «Зимняя дорога» (слова Александра Пушкина)
  • «Иртыш» (слова Ивана Веттер)
  • «Кудри» (слова Антона Дельвига)
  • «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского)
  • «Пахитос» (слова Ивана Мятлева)
  • «Певец» (слова Александра Пушкина)
  • «Прощание с соловьем на Севере» (слова Ивана Веттер)
  • «Сибирская песня» (слова Ивана Веттер)
  • «Соловей» (слова Антона Дельвига)
  • «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана)
  • «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича)
  • «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома)
  • «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина)

Интересные факты

  1. Судьей, настоявшим на обвинительном приговоре Александру Алябьеву, был одноклассник и друг Александра Пушкина и Антона Дельвига Иван Пущин, который вскоре сам стал обвиняемым — бывший лицеист участвовал в восстании декабристов.
  2. Зять Александра Александровича (муж младшей сестры композитора Натальи) приходился двоюродным дедом жене Льва ТолстогоСофье Андреевне.
  3. В 1829 году на концерте исполнялся вариант гимна «Боже, царя храни» с музыкой Алябьева, однако канонической версией стало русское переложение английского гимна авторства Алексея Львова.
  4. О том, кто создал песню «Вечерний звон», вдохновившую Исаака Левитана на написание картины с тем же названием, и сейчас идут споры. Русский текст написан Иваном Козловым в качестве вольного перевода стихотворения англоязычного ирландского поэта Томаса Мура Those Evening Bells. Музыку песни, ставшей народной, приписывают как Алябьеву, так и другим авторам.

Александр Алябьев: краткая биография, фото Алябьева Александра Александровича

Родоначальник русского романса, замечательный композитор Александр Алябьев основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, стал предвестником многих будущих достижений национальной композиторской школы. Более всего известен вокальными произведениями, которые по сей день являются наилюбимейшими и часто исполняются даже в семейном кругу по воле настроения. Например, "Соловей", "Зимняя дорога", "Вечерний звон" и многие, многие другие.

александр алябьев

Биография

Александра Алябьева с детства приучали к музыке. Есть сведения, что он брал фортепианные уроки у знаменитого Д. Филда. Во всяком случае, первое своё сочинение он посвятил ему, а это был фортепианный "Большой полонез" - первое в России настоящее концертное произведение в данном жанре.

Родился Александр Алябьев в Тобольске, в семье губернатора, что давало ему возможность получения прекрасного образования. Воевал с Наполеоном добровольцем, в знаменитом отряде поэта Дениса Давыдова, был тяжело ранен и награждён орденами за смелость и отвагу. А после окончания войны Александр Алябьев, композитор, целиком посвятил себя музыке.

В великосветских гостиных очень полюбились и постоянно исполнялись отрывки из его опер, водевилей, а особенно часто пелись романсы. Украшена биография Александра Алябьева людьми замечательными: он дружил очень близко с Грибоедовым, Шаховским, декабристами Бестужевыми, Мухановым. Делился планами и обсуждал концерты с Верстовским и братьями Вильегорскими. Жил в Москве - театральной жизнью. Даже "Торжество муз" на открытие Большого театра было написано Алябьевым совместно с Верстовским и Шольцем.

алябьев александр александрович

Ничто не предвещало

По всей стране стала известна музыка, которую сочинял Александр Алябьев. Фото тогда ещё не существовало, но портреты его писали известные в те времена художники - композитор был знаменит. Его романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых далёких городах. На сцене Большого театра шли его оперы "Деревенский философ", "Лунная ночь", балет "Волшебный барабан".

Однако в 1825 году погибает его партнёр по карточной игре. Внезапно. И Алябьев арестован. Обвинение в убийстве не доказано. Тем не менее композитор лишён всех чинов, орденов и дворянства. И сослан обратно в Тобольск. В очень далёкий сибирский холодный город, где когда-то прошло его счастливое детство. На портрете ниже изображен друг композитора и автор стихов лучших романсов Алябьева - Николай Огарёв.

биография александра алябьева

Тобольск и Кавказ

Александр Алябьев так тяжело переживал это несправедливое обвинение, что только музыка могла удержать его от последнего шага. Здесь им был организован прекрасный оркестр, он выступает как пианист, устраивает всевозможные концерты. И пишет музыку, очень сильно отличающуюся от предыдущей, безоблачной. Здесь появляются его лучшие романсы: "Зимняя дорога", "Иртыш", "Два ворона". Но нервное потрясение дало о себе знать: биография Алябьева Александра Александровича как светского человека, вхожего в любой дом, была окончена. Композитор тяжело заболевает.

Через семь лет, в 1832 году, ему разрешено покинуть Сибирь и выехать на Кавказ для лечения. Там написаны его романсы, изданные сборником под заголовком "Кавказский певец". Задолго до главного собирателя фольклора М. И. Глинки именно Алябьев Александр Александрович записывает песни кавказцев, киргизов, башкир, гармонизует их и обрабатывает, используя в своём творчестве. Участвует вместе с Максимовичем в сборнике "Голоса украинских песен", что так полюбился Н. В. Гоголю. Здесь на портрете - хозяин салона, где многие произведения Алябьева исполнялись впервые, друг композитора, знаменитый Александр Грибоедов.

александр алябьев композитор

Возвращение

"Прощали" Алябьева очень постепенно: в 1835-м разрешили жить у родни в Подмосковье с полным запретом появления в столицах, в 1843-м разрешили жить в Москве, но под постоянным полицейским надзором. Это значит: не видеть публики, не бывать ни в гостях, ни на концертах, ни в театре. Потому и завершили его жизненный и творческий путь такие проникновенные романсы с ярким гражданским содержанием, как "Нищая", "Деревенский сторож", "Изба". И самые, нужно сказать, востребованные публикой до сих пор, да практически все его произведения периода ссылок стали академическими.

Ни один из первых сочинителей русских романсов не занял такого высокого места в русской музыке, как Алябьев Александр Александрович. Краткая биография и та впечатляет множеством событий его непростой жизни. Он работал практически во всех музыкальных жанрах, но центром его интереса была вокальная лирика. Более 180 песен и романсов сочинил Александр Алябьев. Композитор, биография которого как бы не предполагала такой упорной работы в адских душевных муках. Причём написал он романсы, до сих пор являющиеся шлягерами, такие как "Соловей" на стихи Дельвига или "Нищая" на стихи Беранже. Александр Пушкин, изображенный на портрете ниже, был автором стихов более двадцати лучших романсов Алябьева.

биография алябьева александра александровича

Творчество

Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них - ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва.

Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева - декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.

александр алябьев фото

Театр, фольклор, духовная музыка

Наследие Алябьева для театра - демонстрация отличной музыки во всех известных на ту пору жанрах: это и оперы, и балет, и более двадцати водевилей, которые мало чем отличаются от опер, есть и кантата, и музыка к спектаклям драматических театров, а среди них - и комедии, и трагедии, и драмы. К московской премьере пушкинской "Русалки", к шекспировским "Буре" и "Виндзорским проказницам" тоже музыку написал композитор Алябьев.

Аранжировал, инструментовал, составил и издал немалое количество народных песен в сборниках - русских, украинских, татарских, среднеазиатских, кавказских. Более ста произведений духовного содержания вышло из-под его пера, среди которых - знаменитая литургия.

александр алябьев композитор биография

Судьба наследия

Как это часто случается с лучшими из художников, которым некогда заниматься работой для потомков или которые скромно не видят в себе создателей "нетленки", наследие Алябьева по большей части не сохранено. Из 450 произведений (это примерная цифра) большинство - всё ещё в рукописях, которые за прошедшие лихие полтора века просто утеряны. Многие из его произведений опубликованы, но почему-то незаслуженно забыты. А эта музыка превосходна и вполне может составить и себе, и композитору посмертную славу, сделавшись такими же шлягерами, как, например, "Соловей" на стихи Дельвига.

Целых пятьдесят лет после смерти композитора и его творчество, и его биография не подверглись сколько-нибудь серьёзному разбору. А ведь и то и другое так многогранно! Сколько же чудесных и таких нужных нюансов уже невозможно вернуть из пыли времён! До 1825 года из печати имя Алябьева практически не уходило, зато после - только редкие, буквально единичные рецензии на романсы. Искажалась его биография, наполнялась ошибочными или неполными данными, так потомки почти потеряли доброе имя и замечательное творчество композитора и музыкального деятеля.

Стойкость и принципы

Даже невыносимые ложные обвинения не сломили душу настоящего творца. Ведь то же самое стремление к свободе, мотивы одиночества, сострадания и страдания, тоска по справедливости, то есть тот же круг образов, характерный для всего творчества, мы можем наблюдать и в самый последний из его периодов.

Александр Алябьев, композитор столь же талантливый, сколь и несчастливый, получил некоторое утешение от встречи с любимой прежде женщиной, той, что носила в девичестве громкую фамилию Римских-Корсаковых. Тогда был написан один из лучших романсов алябьевской пушкинианы - "Я вас любил". Эта женщина, Е. Офросимова, когда овдовела, стала женой композитора.

алябьев александр александрович краткая биография

Николай Огарёв и Бестужев-Марлинский

Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева - "Изба", "Кабак", "Деревенский сторож" - были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, "Колокол", Англия - все это знают и помнят.

Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская "Буря", и "Эдвин Оскар" по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера "Аммалат-бек" по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи "На Кавказ слетелись тучи". Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все - Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.

Возвращение памяти

Начало исполнения ранее никому не известных сочинений Александра Алябьева состоялось только весной 1947 года. Тогда был организован концерт в Московской филармонии, где прозвучали через сто с лишним лет полного забвения "Вариации для скрипки с оркестром", "Третий струнный квартет" и две оркестровые увертюры. Успех был грандиозным! Пропагандой камерного творчества композитора занимались такие великие музыканты, как Гилельс, Ойстрах, и коллективы - хор имени Свешникова, Государственный квартет имени Бетховена.

С 1949 года издаются никогда не публикованные произведения Алябьева, попутно раскрываются белые пятна его биографии. Приходило понимание той великой роли, которую он сыграл во всей истории музыкального искусства России. Самое интересное то, что в разных архивах продолжают обнаруживать его неизвестные сочинения. Поскольку странствия его продолжались долго и география их обширна, могут случиться и ещё открытия подобного плана.

Александр Александрович Алябьев

Александр Алябьев – знаменитый российский композитор, дирижер и пианист. Алябьев один из самых почитаемых композиторов 19-го века, он автор романсов «Соловей», «Вечерний звон» и других популярных произведений.

Детство и юность

Александр родился летом 1787-го года в Тобольске. Его отец был гражданским губернатором. В семье Алябьевых всегда любили и ценили музыку. Музицированием занимались родители будущего композитора, в их доме часто гостили знаменитые музыканты. Интересно, что Алябьев-старший даже покровительствовал многим музыкантам, в том числе и ссыльным.

В 1796-м году семья переезжает в Петербург. Александр, с детства увлеченный музыкой, начинает брать частные уроки. Впрочем, родственники не ожидали, что Александр станет профессиональным музыкантом. Как и предкам будущего композитора, Саше была уготована государственная или военная служба. Спустя несколько лет Алябьевы переехали в Москву, где мальчик начал посещать частный пансион. В учебном заведении Александр получил знание об основах композиции.

Александр Александрович Алябьев

В дальнейшем юноша начал работать в столичной Берг-конторе, совмещая службу и музыку. Уже в 1810-м году он создал свои первые произведения – вальсы и один романс. Любую свободную минуту молодой человек уделял творчеству, но не забывал он и о служебном долге.

С началом Отечественной войны молодого человека отдали в казачий полк. Юношу определили служить в Украину. Здесь состоялось знакомство Алябьева и Дениса Давыдова. Вскоре Александр поступил в партизанский отряд Давыдова. Потом получил назначение в Иркутский гусарский полк. Во время прохождения службы композитор начал дружить с Николем Толстым (отцом Льва Толстого) и Александром Грибоедовым.

На службе Алябьев получил несколько почетных наград и орденов. Окружение откликалось о композиторе как о храбром и честном офицере. Служить Александр продолжил и после победы над Наполеоном.

Творчество

Музыка тесно переплетается с профессиональной биографией Александра Алябьева. Он успешно совмещал сочинительство с военной службой. Мужчина успел сочинить много романсов, среди которых была композиция на стихи Пушкина («Погасло дневное светило»), а также множество других произведений.

Лишь зимой 1822-го года Алябьеву удалось превратить хобби в дело жизни. В этом году состоялась премьера водевиля с музыкой Алябьева и других известных композиторов той поры. Так и случился творческий дебют Александра в качестве театрального композитора.

Александр Александрович Алябьев

Спустя год состоялась премьера оперы-водевиля под названием «Деревенский философ». Летом этого же года прошла премьера оперы композитора «Лунная ночь, или Домовые». Последняя постановка имела оглушительный успех.

Со временем военная служба начала тяготить Александра. Он составил прошение об отставке и поселился в Москве. Теперь композитор мог полностью отдаться музыке. Он принимал участие во всех музыкальных вечерах, которые проводились в особняке Марии Римской-Корсаковой. Здесь же композитор встретил свою любовь – его супругой стала младшая дочь госпожи Римской-Корсаковой.

Слава Алябьева росла. В 1825-м году его музыка стала звучать со сцены Большого театра. Однако вслед за успехом последовала неожиданная опала.

Арест и ссылка

В биографии Алябьева особое место занимала не только музыка, но и карточная игра. Композитор был страстным картежником. Зимой 1825-го года мужчину арестовали. В его доме во время очередной карточной партии произошла ссора. Один из участников конфликта спустя несколько дней умер – причиной смерти стал апоплексический удар.

Один из свидетелей тех событий рассказал полиции, что Александр ударил погибшего. Несмотря на недостаток доказательств, композитор был арестован. Интересно, что даже в тюрьме Александр продолжил писать музыку.

Суд длился долгое время, за которое Алябьев успел сочинить романс, несколько водевилей и миниатюру.

В 1827-м году композитор услышал приговор судьи: Александра лишили всех наград, дворянского звания. Помимо этого, мужчину ожидала ссылка в Сибирь. Даже в ссылке Алябьев продолжил сочинять.

Александр Александрович Алябьев

Губернатор Западной Сибири взял Александра под свое крыло и позволил ему заниматься музыкой. В этом же году в Тобольск, куда выслали Алябьева, перевели оркестр. Композитор взял шефство над оркестром и начал репетировать.

Под руководством Александра оркестр превратился в профессиональный коллектив, который мог с легкостью выступать на балах и музыкальных вечерах.

Губернатор не оставил композитора и когда у Александра начали болеть глаза. Чиновник выхлопотал разрешение и Алябьев отправился на Кавказ поправлять здоровье. Здесь музыкант увлекся местным фольклором и начал создавать романсы, вдохновляясь кавказскими мелодиями.

Александр много сочинял. В 1838-м году композитор написал музыку к произведению Пушкина под названием «Русалка». Это произведение мужчина написал в память великого поэта.

Лишь в 1843-м году Алябьеву разрешили вернуться в российскую столицу. Однако дворянский титул ему не вернули. После возвращения в Москву композитор продолжил писать и посещать музыкальные мероприятия.

Личная жизнь

В 1840-м году композитор женился на Екатерине Офросимовой (в девичестве Римская-Корсакова). Екатерину и Александра связывала давняя симпатия. В ранней юности влюбленные были разлучены. Композитор и его избранница встретились лишь спустя долгие годы, когда Екатерина успела овдоветь, а Александр пережил ссылку и арест.

К сожалению, у супругов не было собственных детей. Они занимались воспитанием Леонилы Пассек, которая была сестрой историка Вадима Пассека. Екатерина взяла воспитанницу под свое крыло еще в 1831-м году.

Стоит сказать, что Алябьев был счастлив в личной жизни. В лице супруги он нашел не только верного друга, спутницу жизни, но и музу. Александр вдохновился образом жены, создавая один из лучших своих романсов – «Я вас любил» на стихи Пушкина.

Смерть и память

Композитор умер в Москве, зимой 1851-го года. Он был похоронен в семейной усыпальнице в Симоновом монастыре. В послереволюционные годы некрополь монастыря был разрушен.

Лишь в 2009-м году состоялось торжественное открытие креста на могиле композитора. Символическое прощание с Алябьевым состоялось у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Александр Александрович Алябьев

Александр Алябьев остается одним из самых известных российских композиторов. В честь музыканта проходят ежегодные творческие мероприятия и конкурсы. В честь Алябьева назван целый ряд творческих учебных заведений.

О биографии композитора написаны книги, в его честь проводятся концерты. В разных регионах России Алябьеву установлены памятники.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

А.А. Алябьев биография, новости, фото

Александр Александрович Алябьев

Александр Алябьев. Этот выдающийся русский композитор оставил богатое творческое наследие, впрочем, ему хватило бы всего лишь одного произведения, чтобы завоевать славу и широкое международное признание. Данным удивительным творением, которое во всём мире признаётся шедевром вокальной музыки, является очаровывающий наивной прелестью романс «Соловей» . Впрочем, в нашей стране Алябьева ценят не только за это чудесное сочинение. Композитора почитают за огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры. Он не только причисляется к композиторам-основоположникам русского романса, но также считается родоначальником знаменитой музыкальной пушкинианы и русской камерной инструментальной музыки.

Краткую биографию Александра Алябьева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Алябьева

В начале последнего летнего месяца 1787 года, а точнее 4 августа (15 – по новому стилю) в доме дворянина, происходившего из старинного рода, Александра Васильевича Алябьева, в то время назначенного на пост правителя наместничества города Тобольска, произошло радостное событие: жена подарила ему четвёртого ребёнка. Малыша счастливые родители нарекли Александром, и он с пелёнок, также, как и его старший братишка и две сестрёнки, был окружён трепетной родительской любовью и заботой. При этом значимую роль в формировании мальчика, впоследствии ставшего знаменитым композитором, сыграла царившая в семье творческая атмосфера. Отец - губернатор был весьма образованным человеком, который увлекался как литературой, так и музыкальным искусством, а в связи с этим в его доме регулярно устраивались домашние концерты. На таких творческих вечерах звучал не только роговой оркестр, состоящий их крепостных музыкантов, а также скрипка и фортепиано, на которых музицировали местные музыканты - любители. Ни у кого не вызовет сомнений, что дети, растущие в такой благоприятной обстановке, имели возможность получить качественное домашнее начальное образование, включающее в себя помимо первичных знаний по математике, истории, географии, владение иностранными языками, а также обязательное обучение игре на музыкальных инструментах.

Тобольск, место рождения Алябьева

В начале 1795 года Александра Васильевича направили в Астрахань правителем Кавказского наместничества, а в следующем году ему присвоили звание тайного советника и перевели в Санкт-Петербург. Там глава семейства стал сенатором, а немного позднее президентом Горнорудной промышленности. Занимая высокую должность в горном ведомстве, отец решил своих сыновей: старшего Василия и младшего Александра направить заниматься этим, как он считал весьма интересным делом. Так уже в четырнадцать лет будущего композитора зачислили на службу в Берг-коллегию. В приказе он указывался как «недоросль из дворян», и при этом никаких документов, указывающих где он получал общее образование не было. Такая форма пристраивания дворянских детей на государственную службу в те времена была широко распространена. Не стоит объяснять, что вся эта служба была формальной, и никаких обязанностей, согласно своего назначения, юноша не выполнял. Впрочем, и от безделья молодой человек не страдал. Он увлекся театром, посещал концерты и начал серьёзно заниматься музыкой. Уроки Саша брал у Иоганна Генриха Миллера – талантливого композитора, теоретика, пианиста и скрипача.

К большому сожалению Александру в 1804 году пришлось расстаться со своим учителем, так как его семья вынуждена была оставить Петербург и перебраться в Москву. Жизнь юноши в Белокаменной значительно отличалась от бытия в столице. Его номинальная служба в горном ведомстве преобразовалась в действительную и при этом весьма успешную. К двадцати годам Александр был дважды повышен в должности и заслужил весьма значительный чин 10-го класса. При этом прежним в жизни молодого человека оставалось страстное увлечение музыкой. Он продолжал совершенствоваться в исполнительском мастерстве, а также усердно занимался композицией. Как результат любители домашнего музицирования в магазине Ивана Пейрона впервые познакомились с сочинениями начинающего автора Александра Алябьева.

После небольшой передышки в резервном полку Алябьев опять отправляется в действующую армию, и там вновь попадает под командование Дениса Давыдова. Радости от встречи у друзей не было предела. Далее они вместе, отчаянно сокрушая врага, дошли до границы Франции, а затем в середине марта 1814 года победоносно вошли в Париж.

Денис Давыдов

После войны

Александру среди родных было очень комфортно, тем не менее ему необходимо было ехать в полк. Впрочем, вскоре к военной службе, которую храбрый вояка должен был нести в мирное время, он потерял всякий интерес. Пошлая полковая жизнь и скучные мелочные занятия начали раздражать Алябьева, а потому он постоянно отлучался из воинского подразделения, к примеру, часто брал отпуск на лечение и сроки на это не ограничивал. Алябьев проводил такое «свободное» время в Москве и Петербурге, где встречается со старыми друзьями и заводил новые знакомства. Так с середины 1821 года он стал активным участником артистического кружка, членами которого были И.А. Крылов, А.А. Бестужев, А.Н. Верстовский, Н.В. Всеволжский и другие представители передовой интеллигенции. Воздействие живой творческой среды вдохновило Алябьева к возвращению к композиторской деятельности и созданию не только вокальных миниатюр, но и музыки к театральным спектаклям. Занятия искусством так увлекли Александра, что он начал серьёзно задумываться о том, чтобы навсегда оставить военную службу. Своё намерение Алябьев осуществил лишь в 1823 году: он был уволен из армии в звании подполковника и с воинским денежным довольствием.

После отставки жизнь Александра заметно поменялась. У него появились новые знакомые, многие из которых впоследствии присоединились к декабристскому движению. Также он активно влился в светское общество, участвовал в благотворительных концертах, а занимаясь сочинением музыки к спектаклям, которые можно охарактеризовать, как русская комическая опера, стал композитором, завоевавшим признание театральной аудитории. Забавно то, что сам Алябьев в то время себя профессиональным композитором не считал, а лишь дилетантом, который музыкой занимался для своего удовольствия.

Роковой удар судьбы

В начале 1825 года жизнь Алябьева складывалась замечательно. Он был в милости у публики, а его сочинения не только украшали театральные постановки, но и пользовались популярностью у любителей домашнего музицирования. Александр познакомился с прекрасной девушкой Екатериной Римской-Корсаковой и собирался сделать ей предложение. В общем всё было прекрасно и ничто не сулило плохого. Однако судьба внезапно преподнесла композитору такой пренеприятный сюрприз, который в корне изменил всю его дальнейшую жизнь.

Дело в том, что талантливый композитор и герой Отечественной войны был азартным человеком, для которого карточная игра на деньги, была особым развлечением. Всё началось с того, что в Москву приехал знакомый Алябьева воронежский помещик Тимофей Миронович Времев, а 24 февраля Александр пригласил своего давнишнего приятеля и сопровождавшего его помещика Калугина к себе домой. После обеда, на котором также присутствовали друзья композитора: Николай Давыдов, Иван Глебов и Николай Шатилов, все сели играть в карты. В результате Времев проиграл крупную сумму и при этом собравшихся обвинил в шулерстве. Алябьев, услышав чудовищное обвинение, ударил подлого оговорщика по щеке. Времев уехал, а спустя три дня скоропостижно скончался на одном из постоялых дворов близ Москвы. Умершего похоронили в начале марта, а через полмесяца Алябьева повергли домашнему аресту по подозрению в причастности к смерти помещика. Основанием для лишения свободы послужил донос Калугина, который слыл весьма непорядочным человеком.

Началось четырёхмесячное следствие, сопровождаемое серьёзными нарушениями, существовавших в то время законов. Дошло до того, что тело Времева было подвергнуто эксгумации, а Алябьева 22 июля отправили в тюрьму, где он содержался в ужасных условиях. Пребывание в сырой камере впоследствии пагубно сказывалось на здоровье композитора: особенно пострадало зрение. Существование композитора в заключении было мучительным. Его изнуряли бесконечными допросами и очными ставками. Единственно, что спасало Александра от безвыходности положения, это сочинение музыки: родственники добились, чтобы ему в камеру поставили фортепиано. Практически все произведения, созданные Алябьевым в застенках, отличаются светлой безмятежностью и пропитаны радостными чувствами. Это свидетельствует о том, что он считал себя невиновным и верил в то, что следствие и суд во всём разберутся, а значит справедливость восторжествует. Однако два с половиной года, проведённые в тюрьме, завершились обвинительным приговором, провозглашённым 20 января 1828 года. Несмотря на то, что в суде явно прозвучало о невиновности Александра в смерти Времева, композитора подвергли суровому наказанию: лишили всех знаков отличия, чина подполковника, дворянского звания, сослали на жительство в сибирский город, а помимо того предали церковному покаянию.

Годы ссылки в Сибири

Так совпало, что в изгнание Алябьева отправили в сибирский город, в котором он родился и провёл счастливое детство. В Тобольске композитора встретили настолько радушно, что генерал-майор Семён Богданович Броневицкий – командующий Сибирским отдельным корпусом, поселил его в своём доме. Местные чиновники и офицеры желали не только познакомиться с Александром, но и подружиться. Его постоянно приглашали на обеды и званые вечера. При этом и сам генерал-губернатор Иван Вельяминов строгими предписаниями Алябьева не ограничивал. Он понимал, что выдающийся композитор может принести Тобольску большую пользу, а потому разрешал ему устраивать открытые концерты. Вот в такой благоприятной для творчества обстановке Алябьев постепенно стал преодолевать моральное опустошение после несправедливо вынесенного приговора. Уже в то время город Тобольск мог гордиться самыми разнообразными хоровыми коллективами, духовым оркестром, а помимо того казачьим симфоническим оркестром, который перевели из Омска. Соответственно Александра привлекли к работе с этим коллективом. Композитор сочинял для оркестра, проводил репетиции, а также дирижировал на концертах, которые впоследствии стали регулярными. Художественное руководство Алябьева симфоническим оркестром было настолько плодотворным, что его упросили заняться и духовым оркестром, а выступления этих музыкальных коллективов стали восприниматься горожанами как большое событие.

Как бы то ни было, но в декабре 1829 года родственники Александра попытались добиться пересмотра дела, но им было решительно отказано. Тем временем здоровье композитора резко ухудшилось и ему грозила полная слепота. В связи с этим сёстры Алябьева вновь подали прошение, однако на этот раз речь шла не о помиловании, а о смягчении условий наказания. В результате только через год генерал-губернатор Вельяминов дал распоряжение композитору подготовиться к переезду на Кавказ.

Кавказ

В середине февраля 1832 года Алябьев прибыл в Ставрополь в распоряжение генерал-губернатора А.А. Вельяминова. Этот широко образованный и передовой по своим взглядам человек встретил опального композитора с распростёртыми объятиями и в мае помог ему перебраться в Пятигорск. Там Александр сразу начал лечение минеральными водами, а помимо того знакомиться с интересными людьми, среди которых важно отметить профессора ботаники Максимовича Михаила Александровича. К тому же практически каждый день этот кавказский городок преподносил композитору радостные встречи с прежними московскими знакомыми. Например, композитор на водах встретил Екатерину Римскую-Корсакову, к которой питал самые нежные чувства. Она приехала в Пятигорск со своим мужем полковником А.П. Офросимовым.

В августе Алябьев переехал в Кисловодск, где продолжил курс лечения, который, к сожалению, улучшения не принёс. Расстроенные родственники вновь подали прошение в вышестоящие инстанции о поселении Александра в одну из их подмосковных деревень, однако в ответ на это ходатайство композитора перенаправили в Оренбург, в который он прибыл в конце октября 1833 года. Впрочем, можно сказать, что и здесь Алябьеву повезло. Военный губернатор Василий Алексеевич Перовский, под надзор которого поступил композитор, сразу стал покровителем ссыльного музыканта и делал всё, чтобы облегчить его участь. Несмотря на то, что Перовский создавал весьма благоприятные условия для творчества композитора, моральное, а вместе с тем и физическое состояние Алябьева заметно ухудшалось. Александра тяготило сознание, что из ссылки ему никогда не выбраться, ведь все усилия родственников и друзей никаких результатов не давали.

Александр Александрович Алябьев

Возвращение

Тем не менее помощь всё же пришла. Перовский лично ходатайствовал перед Николаем I и просил его разрешить Алябьеву проживать у родственников в Московской губернии. На этот раз прошение достигло цели и 20 марта 1835 года Александр, с предписанием не посещать Москву и Санкт-Петербург, но с надеждой на получение полного помилования, выехал в село Рязанцы к своей сестре Наталье Исленьевой. Там он наконец встретился с любимыми родными людьми и осчастливленный этим вновь начал активно заниматься творчеством.

Немного отдохнув и почувствовав себя относительно свободным, Алябьев вскоре совершил поездки к своим друзьям в Воронеж, Тульскую губернию и Оренбург, а летом поехал в Одессу для лечения грязями. Несмотря на частые разъезды композитор постоянно занимался сочинением музыки. Как итог его имя вновь появилось на афишах московских театров, а произведения звучали в концертных залах и званых вечерах. Также при помощи друзей Алябьев не только нарушал предписание не посещать Москву, но и довольно часто нелегально проживал в Белокаменной. Если бы не подорванное здоровье можно было бы с уверенностью заявить, что его жизнь стала налаживаться, тем более, что в 1840-м году Александр женился на овдовевшей Екатерине Офросимовой, которую любил долгие годы. До последних дней она была композитору опорой и преданным другом.

Лишь в 1843 году Алябьеву всё же частично смягчили наказание и разрешили жить в Москве, однако ни чинов, ни орденов и дворянского звания не вернули. При этом он должен был до конца жизни находиться под присмотром полиции. Александр Александрович скончался 22 февраля (6 марта) 1851 года и был похоронен в фамильном склепе Симонового монастыря.

А. Алябьев Памятник Алябьеву в Тобольске

Интересные факты

Творчество Александра Алябьева

Обширное творческое наследие Александра Александровича Алябьева, включающее в себя более четырёхсот пятидесяти произведений отличается большим жанровым разнообразием. Среди них балетный спектакль, шесть опер, более двадцати опер-водевилей, музыка к драматическим постановкам, различные сочинения для духового и симфонического оркестра: от танцевальных композиций до увертюр и симфоний, а также камерные ансамбли и пьесы для разных инструментов. Помимо того, композитор большое внимание уделял вокальной музыке. Им щедро представлены церковные и светские хоры с сопровождением и а капелла, вдобавок более двух сотен вокальных миниатюр: элегии, песни и романсы, созданные на стихи разных поэтов, среди которых А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, Д. Давыдов, И. Козлов, П. Вяземский.

Так сложилось, что весь творческий путь композитора неразделимо связан с его пропитанной драматизмом биографией, а потому чётко разграничен на временные периоды.

Свои первые сочинения: «Французский романс» и два вальса Алябьев отважился опубликовать в 1810 году, то есть когда начинающему композитору исполнилось двадцать три года. Впрочем, через несколько месяцев в нотном магазине любителям домашнего музицирования предложили очередное творение Алябьева – «Полонез» с посвящением Джону Филду. Это произведение можно охарактеризовать как первую попытку в России создать концертное произведение в танцевальном жанре. В итоге к двадцати четырём годам Алябьев опубликовал всего лишь четыре произведения. Это говорит о том, что к музыкальному сочинительству он относился как к простому увлечению.

Рукопись Алябьева

Во время Отечественной войны 1812 года Александру Александровичу было не до сочинительства, хотя перед возвращением на Родину из Франции на Александра нашло сильное вдохновение, которое его подвигло стихи Кантакузена, начинающиеся словами «Один ещё денёк» преобразовать в гусарский романс.

Вернувшись в Россию, Алябьев в начале 1815 года весьма творчески использовал свой отпуск. За те четыре месяца отдыха от военной службы из-под его пера вышли: «Квартет» №1, открывший важную страницу в истории русской профессиональной квартетной музыки, «Трио», «Квинтет», «Ноктюрн» (для валторны), «Симфония» (с концертирующими валторнами) и «Увертюра». Вот именно с этих произведений начинается творческий период, который определяется рамками с 1815-го по 1825 год.

После трёхгодичного перерыва Алябьев в апреле 1818 года сочинил несколько вокальных миниатюр, среди которых четыре романса на стихи В.А. Жуковского. Затем романсом «Слеза» и элегией «Погасло дневное светило» он побудил зарождение в России музыкальной пушкинианы. Спустя время, увлёкшись театром, Александр пишет оперу «Лунная ночь или Домовые», а также в творческом содружестве с Л.В. Маурером и А. Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем сочиняет музыку к нескольким комическим операм – водевилям. Успех данных музыкальных спектаклей в Москве и в Санкт-Петербурге был таковым, что на открытие московского Большого театра музыку к вступительной части под названием «Торжество муз» М.А. Дмитриева поручили сочинить композиторам, в числе которых был и Алябьев.

Следующий этап творческого пути Алябьева связан с его тюремным содержанием, которое продолжалось два с половиной года. За это время композитор создал комический балет «Волшебный барабан», в соавторстве с Верстовским и Шольцем несколько опер – водевилей, струнный квартет № 3 Соль мажор, ряд фортепианных пьес, хор в сопровождении оркестра, а также ряд романсов, среди которых принёсшие ему мировую славу романсы « Соловей » на слова А. Дельвига и «Вечерком румяну зарю» на слова Н. Николаева.

После вынесения несправедливого судебного приговора характер произведений Алябьева кардинально меняется. Отныне в творчестве композитора наступает период, отличие которого от предыдущих в том, что его сочинения пронизывает драматичная автобиографичность.

За четыре года пребывания в Тобольске композитор написал очень много романсов, в которых изливал тоску по друзьям и своей прошлой жизни. Данные вокальные композиции он объединял в сборники под общим заголовком «Северный певец». Кроме того, из-под пера ссыльного музыканта в то время вышло большое количество духовной музыки, а также свыше двадцати произведений для духового оркестра, среди которых строевые марши и концертные пьесы. Вдобавок именно в Тобольске Алябьев сформировался как симфонист. Эту разновидность элитарной культуры он пополнил не только танцевальными композициями, но и одночастной симфонией ми-минор, тремя увертюрами, а также концертными вариациями на народные темы для солирующих инструментов и оркестра.

Следующий этап творчества Алябьева начался на Кавказе и связан с серьёзными занятиями фольклором. При содействии профессора Максимовича композитор поначалу стал интересоваться и записывать украинские мелодии, которые затем объединил в сборник «Голоса украинских песен». Следом Алябьев увлёкся кавказскими мотивами, а потому внимательно вслушивался в черкесские, кабардинские, грузинские и азербайджанские мелодии. Как итог его творчества в данном направлении сборник романсов и песен под заголовком «Кавказский певец». Важно отметить, что в тот период Алябьев создавал в основном вокальные произведения, среди которых романсы, пропитанные любовью к Екатерине Офросимовой, композиции, созданные на поэтические тексты великого Пушкина, а также концерт для смешанного хора.

Углубленный интерес к народной музыке у композитора продолжился и во время его пребывания в Оренбурге. Здесь он знакомится с фольклорными напевами народов Средней Азии и Заволжья, мотивы которых затем использует в Башкирской увертюре. Также на Урале Алябьев создаёт множество вокальных композиций, «Прощальную увертюру», начинает работу над оперой Эдвин и Оскар и вновь обращается к жанру камерной инструментальной музыки. Из-под его пера выходит фортепианное трио ля-минор, струнное трио соль-минор, соната для фортепиано и скрипки облигато ми-минор.

Заключительный московский жизненный период Александра Алябьева, несмотря на ухудшение здоровья композитора, отмечался творческой насыщенностью. Он написал четыре оперы: «Аммалат-Бек» (по повести А. Бестужева – Марлинского), «Буря» (по пьесе В. Шекспира), «Волшебная ночь» (по комедии В. Шекспира), «Рыбак и русалка» (автор либретто неизвестен). Помимо этого, Алябьев раскрасил своей музыкой театральные спектакли, среди которых «Отступник, или осада Коринфа» (В.А. Алябьев), «Виндзорские кумушки» (В. Шекспир), «Русалка» (А.С. Пушкин) и конечно же создал большое количество вокальных произведений: романсы, элегии, песни, хоровые композиции (светские и церковные).

Несмотря на весь драматизм, который уготовила судьба Александру Алябьеву, он занял достойное место в русской музыкальной культуре первой половины XIX века. Выделяясь среди композиторов-современников разносторонней одаренностью и яркой индивидуальностью, Алябьев стал предвестником расцвета русской классической музыки, которую возглавил великий Михаил Иванович Глинка .

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Александр Александрович Алябьев

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/204450-aleksandr-aliabev-kompozitor.html
  • https://fb.ru/article/219991/aleksandr-alyabev-kratkaya-biografiya-foto-alyabeva-aleksandra-aleksandrovicha
  • https://biographe.ru/uchenie/aleksandr-alyabev/
  • https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/aleksandr-alyabev
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.