Ольга Андровская – одна из «великих стариков» МХАТа
Андровская, Ольга Николаевна
Родилась 21 июля 1898 г. в Москве в семье Николая Михайловича Шульца и Марии Ригуле. Ее отец был юристом, мать приехала в Россию из Франции. Фамилию Андровская взяла в память о младшем брате Андрее, погибшем в 1924 г.
В 1914 г. окончила Московскую женскую гимназию Л. О. Вяземской, затем училась на медицинских курсах, работала в клинике. В 1915 г. по настоянию отца поступила на юридический факультет при Высших женских курсах В. А. Полторацкой, который окончила в 1918 г. Во время учебы участвовала в любительских спектаклях.
Сценическую деятельность начала в 1918 г. в московском драматическом театре Корша (с 1918 г. - Товариществе артистов), где ее учителем стал актер, режиссер Николай Радин. Одновременно в 1918-1919 гг. была участницей Драматической студии имени Ф. И. Шаляпина.
Одну из своих первых ролей начинающая актриса сыграла во французском водевиле "Спичка между двух огней". Работу Андровской оценил руководитель 2-й студии МХТ Вахтанг Мчеделов и пригласил в Московский художественный театр.
В 1919-1920 гг. она училась в школе МХТ, в 1919-1924 гг. - актриса 2-й студии МХТ.
В 1924 г. Ольга Андровская была официально принята в состав труппы МХАТа (с 1932 г. - МХАТ им. М. Горького). Проработала в театре более 50 лет, в годы Великой Отечественной войны вместе с труппой находилась в эвакуации в Саратове.
Дебютировала на мхатовской сцене в роли Лизы в спектакле Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского "Горе от ума" по одноименной комедии Александра Грибоедова. Успех пришел к Андровской в 1927 г. после премьеры постановки Станиславского "Безумный день, или Женитьба Фигаро" по пьесе Пьера Бомарше, в которой актриса сыграла Сюзанну. Ее партнерами по сцене стали Николай Баталов (Фигаро), Юрий Завадский (граф Альмавива), Михаил Яншин (Антонио) и др. Андровская оставалась главной исполнительницей роли Сюзанны вплоть до начала 1950-х гг.
В 1930 г. Андровская сыграла Рокси Харт в спектакле "Реклама", поставленном по пьесе американской журналистки Морин Уоткинс (впоследствии это произведение легло в основу известного мюзикла "Чикаго"). В 1940 г. вышла на сцену МХАТа в роли леди Тизл в комедии "Школа злословия" Ричарда Шеридана, для которой специально научилась играть на арфе. Спектакль с участием актрисы шел в театре свыше десяти лет. Экранизирован в 1952 г.
В репертуаре актрисы также роли в пьесах Александра Островского "Таланты и поклонники" (Смельская; 1933), "Гроза" (Варвара; 1934), "Поздняя любовь" (купчиха Лебедкина; 1949). Андровская была исполнительницей ролей Павлы Пановой в спектакле "Любовь Яровая" по пьесе Константина Тренева (1936), Воронцовой в постановке "Последние дни" по Михаилу Булгакову (1943), миссис Чивли в комедии "Идеальный муж" по пьесе Оскара Уайльда (1945), Веры Филипповны в "Дачниках" Максима Горького (1953), Роз Григс в спектакле "Осенний сад" по пьесе Лилиан Хеллман (1956), Крахоткиной в постановке по повести Федора Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" (1970) и др.
Последней работой Ольги Андровской стала пани Конти в спектакле Олега Ефремова "Соло для часов с боем" (1973; экранизирован в 1974 г.) по пьесе Освальда Заградника. Актриса играла в спектакле уже будучи тяжело больной. Вместе с ней в постановке были заняты такие мхатовские актеры, как Алексей Грибов, Марк Прудкин, Михаил Яншин.
Помимо работы в театре Ольга Андровская была преподавателем (1959-1973), профессором (с июля 1963 г.) Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне - Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Вела курс совместно с народным артистом РСФСР Григорием Конским. Среди ее учеников - Станислав Садальский, Михаил Филиппов, Нелли Пшенная, Ангелина Вовк и др. Также преподавала сценическое мастерство в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского (ныне - Электротеатр Станиславский).
В фильмографии актрисы всего четыре художественных фильма. Ее дебют на экране состоялся в 1938 г.: она сыграла вдову Елену Ивановну Попову в короткометражной картине режиссера Исидора Анненского "Медведь", снятой по одноименной пьесе Антона Чехова. Партнером актрисы по фильму стал Михаил Жаров, исполнивший роль помещика Смирнова. Спустя год режиссер пригласил Андровскую и Жарова в свою полнометражную ленту, поставленную по рассказу Антона Чехова, - "Человек в футляре". Актриса снималась также у режиссера Владимира Петрова в его короткометражном фильме "Юбилей" (1944; по пьесе Антона Чехова) и советско-болгарской картине "Накануне" (1959; по роману Ивана Тургенева). Участвовала в озвучивании советского мультфильма "Остров ошибок" (1955).
Депутат Московского городского совета (Моссовет) в 1947-1953 гг.
Умерла 31 марта 1975 г. от рака. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Народная артистка РСФСР (1938). Народная артистка СССР (1948).
Была замужем за актером МХАТа Николаем Петровичем Баталовым (1899-1937). Дочь - Светлана Баталова (1923-2011), также была актрисой, работала в МХАТе. Племянник - известный российский актер Алексей Баталов (1928-2017).
Ольга Андровская – одна из «великих стариков» МХАТа
Понятие «очаровательная женщина» как будто было создано для Ольги Николаевны Андровской. Да и восхищенное «чертовка» ей очень подходит. Вернее, ей такой, какой она была на сцене и на экране.
И в последней своей оглушительно популярной роли пани Конти из спектакля «Соло для часов с боем» она играла именно такую, только постаревшую, пленительную и обворожительную в прошлом женщину.
Гены матери
Говорят, что она мастерски владела смехом, который имел много интонаций, и умела заражать им других. Ольга Андровская родилась в позапрошлом веке, в 1898 году, в семье будущего адвоката, а тогда студента юридического факультета Николая Шульца. Ее матерью была француженка Мария Ригуле, приехавшая в Россию преподавать язык. Может быть, в этом кроется причина редкого обаяния Ольги Николаевны? Может быть, гены матери передали ей настоящий французский шарм? Если это так, то весь ее темперамент, пикантность, юмор и лукавство забирала сцена.
Любимый и единственный
Такими были ее героини, а в жизни, по свидетельству людей, хорошо ее знавших, Ольга Андровская была человеком скорее печальным и совсем не «бойцом». Сама она говорила, что жить ей грустно, а играть весело. Но, очевидно, эта фраза относилась к тому периоду жизни, когда уже умер горячо любимый муж – архипопулярный в те времена артист театра и кино, сыгравший главную роль в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь», Николай Баталов.
Почему-то во всех статьях считают нужным подчеркнуть тот факт, что он приходился дядей Алексею Баталову. Так и пишут – Заслуженный артист РСФСР, дядя А. Баталова. Как будто это звание. Да сам А. Баталов, по многим свидетельствам, родственными связями тяготится до неприличия.
Жизнь до театра
Ольга Андровская с отличием окончила в 1914 году гимназию. О карьере актрисы будущая Народная артистка СССР и лауреат Сталинской премии (I-я степень) тогда не помышляла, а как девушка из хорошей, обеспеченной семьи поступила на медицинские курсы. К любой работе Ольга Николаевна всегда относилась добросовестно. Она профессионально и душевно ухаживала за многочисленными ранеными, поступающими в клинику с фронта. Позднее отец настоял, чтобы дочь пошла по его стопам, и девушка поступает на высшие юридические курсы.
Начало карьеры
Знаменитая актриса Императорских театров, учительница великой Яблочкиной Гликерия Федотова отметила талант молоденькой Андровской и посоветовала ей посвятить себя искусству Мельпомены.
Очень подходящая актриса
И вот с 1916 года Ольга Андровская – актриса очень популярного тогда театра Кроша. Одновременно она посещала и студию им. Шаляпина. В 1919 Ольга Николаевна поступает во 2-ю студию МХТ, и с этого же времени принимает участие в спектаклях знаменитого Художественного театра, а в 1924 вместе со студией входит в его состав. Первой крупной ролью Андровской на сцене МХАТа стала роль Исабели из комедии П. Кальдерона «Дама-неведимка».
К ней очень благосклонно относились отцы-основатели Художественного театра им. А. П. Чехова - К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Он же предложил ей роль Лизы в «Горе от ума», где в роли Чацкого блистал К. С. Станиславский. Не выделить ее было невозможно – Андровскую называли уникальной актрисой, обладающей удивительным обаянием, изяществом, лукавством и, самое главное, у нее была отточенная сценическая техника.
Одна из самых удачных ролей
И, конечно же, Ольга Андровская, актриса, обладающая такими данными, блистала в характерных ролях. Например, Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Вообще актерский состав этого спектакля был блистательным – Баталов (Фигаро) и Шевченко, Ливанов и Завадский в роли графа Альмавивы, Степанова и Прудкин. Эскизы костюмов были выполнены Головиным. Спектакль-карнавал навсегда вписал имя Андровской в историю МХАТа и не сходил со сцены более 10 лет.
Спектакли, прославившие театр
Может быть, по театральным меркам актриса сыграла и не так много ролей, но абсолютно все они были запоминающимися. Знаменитые спектакли, такие как «Идеальный муж» или «Школа злословия», где Андровская блистала в роли миссис Чивли и леди Тизл (соответственно), очень долго не сходили со сцены, а великолепно поставленная «Школа злословия» была снята на пленку. Актриса Андровская, обладающая только ей присущим, уникальным, блестящим стилем, стала знаменитой. Для этой постановки Ольга Николаевна освоила игру на арфе, а ее партнер Михаил Яншин – на флейте.
Гениальной актрисе любая роль по плечу
Актриса Ольга Андровская, биография которой до конца дней была связана со МХАТом, сыграла там еще одну ставшую украшением репертуара театра характерную роль Рокси Харт в спектакле «Реклама» М. Уоткинса, которая позже легла в основу нашумевшего бродвейского спектакля «Чикаго». За Андровской закрепилась слава комедийной актрисы. Но Ольге Николаевне любая роль была по плечу, например Пановой в «Любови Яровой». Многие считают, что именно эта роль стала вершиной ее творчества.
Личная жизнь
В личной жизни Ольга Андровская, биография которой с 1921 года была связана с Николаем Баталовым, была счастлива. В 1923 в семье талантливых актеров родилась дочь Светлана, в которой мать души не чаяла. Но простуда, которую Н. Баталов подхватил на съемках фильма «Аэлита», переросла в туберкулез. И в 1937 году актер умирает. Ольга Андровская никогда больше не выходила замуж. Отрадой для нее была дочь. Светлана выросла, стала актрисой, но успеха не добилась. Мужем ее был актер Петр Чернов, ставший необычайно популярным после исполнения роли Давыдова в фильме «Поднятая целина».
Кино и преподавательская деятельность
Ольга Андровская, фильмы которой помнят немногие, тем не менее тоже снималась довольно успешно. А роль помещицы Елены Ивановны Поповой в короткометражном фильме «Медведь», в котором ее партнером был блистательный М. Жаров, прославила ее на всю страну.
Фильм и сейчас транслируют по телевидению. Надо отметить ее педагогическую деятельность (ГИТИС) – Ольга Николаевна выпустила несколько знаменитых актеров, в 1963 году стала профессором.
Великий спектакль
И прекрасным завершающим аккордом стал спектакль «Соло для часов с боем». Не каждому актеру выпадает такой подарок – так блестяще, с таким триумфом уйти со сцены. Все «великие старики» были необычайно хороши в «Соло…», но Ольга Андровская просто блистала. На репетиции ее привозили из больницы – она тогда уже тяжело болела. Умерла уникальная актриса в 1975 году от рака. Похоронена она рядом с Н. Баталовым на 2-м участке Новодевичьего кладбища.
Источники:
- https://tass.ru/encyclopedia/person/androvskaya-olga-nikolaevna
- https://fb.ru/article/221889/olga-androvskaya-odna-iz-velikih-starikov-mhata