От всесоюзной славы до смерти в забвении: Трагическая судьба Вии Артмане

Нелюбимый муж, внебрачная дочь, нищета. Горькая доля Вии Артмане

Вия Артмане.

Ей не повезло родиться в полной семье, играть с отцом, ходить с ним на рыбалку, а вечерами втроем — вместе с мамой — сидеть за круглым столом… Стола не было никакого — его роль выполнял чемодан. А 19-летний папа Алиды-Вии умер за четыре месяца до ее рождения. Несчастный нелепый случай…

Артур Димитерс.

Коровы, дороги и чужие углы

Мать скиталась с малышкой на руках, подрабатывая у зажиточных крестьян. А Вию в 10 лет отправила пасти коров. Сказал бы им кто-нибудь тогда, что девочка станет королевой советского экрана — посмеялись бы от души. Как над хорошим анекдотом.

Но смеяться получалось редко. Скорее от безысходности, чем по большой любви, мама снова вышла замуж. И снова беда: человек оказался пьющим, бьющим. И опять — дороги, чужие углы…

Выбраться из этой крестьянской нищеты было чудом. А Вия научилась не только вести себя в обществе, правильно держать вилку и нож — она научилась быть гордой, сильной, держать удары судьбы. Даже когда было невмоготу. И пользовалась своими «университетами» до конца жизни.

Откажет — ролей не увидит

Артур Димитерс был уже звездой, когда в рижский театр пришла Вия. На 14 лет старше, лысый, совсем не в ее вкусе. К тому же женатый, с ребенком. Она не хотела этой связи, этого мужчину. Мечтала играть на сцене. Но оказалось, сцена и мужчина… взаимосвязаны. Артур был настойчив, ревнив и едва не угрожал Вии: откажет ему — ролей не увидит.

Потом уже, когда мужа не будет в живых, Артмане признается, что никогда не было с ней рядом любимого. Был актер, отец… Но не тот, с кем хотелось бы пройти весь путь. Даром что Вия и Артур прожили вместе четверть века. Кроме сына от первой жены-художницы, у Артура появился ребенок вне брака — с тяжелой судьбой… Тем не менее Вия и Артур были коллегами, им нравилось обсуждать роли, спектакли. Но любовь… Это ведь не только совместная работа. Даже если любимая.

В коляске лежал маленький…Матвеев

Любовь — это… когда воздуха не хватает… И надышаться не можешь, как говорила героиня Нины Дорошиной. И когда не надо никому рассказывать про чувства — все написано на лице. Так сыграла Вия Артмане Соню в «Родной крови». Какое лицо! Какие глаза! Режиссер мог бы сделать ее героиню глухонемой — и она сыграла бы без единого слова. Вот какая настоящая любовь!

Вия Артмане. 1980-e годы.

Статья по теме

И все зрители, коллеги и муж Артмане это, конечно, поняли. Хоть и отпиралась она долго и пыталась убедить, что, кроме мужа, никого не знала. А люди заглядывали в коляску с малышкой Кристианой — и видели там маленького Евгения Матвеева.

С этой тайной Вия Францевна жила долгие годы. Пока на склоне лет не открылась сначала снохе, потом сыну. Правдиво сыграть любовь и не влюбиться не удалось ни Артмане, ни Матвееву. Страсть оказалась сильнее супружеского долга. Мучались, конечно, оба. Роман-то, судя по всему, вышел за грани съемочного процесса. Фильм снимался в 1963 году, 8 февраля 1964 года уже состоялась премьера. А Кристиана родилась 11 мая 1965 года… Да, в 1964 году был кинофестиваль в Ленинграде, где Вия получила приз за роль Сони. Возможно, потом они с Матвеевым бывали вместе на встречах со зрителями, ездили по стране…

Вия Артмане.

Статья по теме

Вряд ли Артмане придумала эту историю. Ни выгоды. Ни смысла. Да и ее сын Каспарс уверял журналистов: посмотрите на Кристиану — на ее волосы, нос. У нас же все не так. Это — матвеевское…

Оставить семьи ни Артмане, ни Матвеев не смогли. У него тоже было двое детей и почти 20 лет брака за плечами. Артур записал Кристиану на свою фамилию, и больше этот вопрос никогда не поднимался. Кристиана тему не комментирует и отцом считает Димитерса.

Ушла королевой

Элиза в «Пигмалионе», Джульетта, Офелия, Элен Безухова, Настасья Филипповна, Аркадина, королева Елизавета — Артмане упивалась театральными ролями. В кино дважды сыграла Екатерину II. Но по большому счету ее кинематограф — это лишь Соня в «Родной крови», сделавшая актрису звездой, яркий эпизод в нашумевшей картине «Никто не хотел умирать» и Джулия Ламберт в незабвенном «Театре» — роль, которую Рижская киностудия «преподнесла» Артмане к полувековому юбилею. Роль, в которой — случайно ли? — Вия Францевна сыграла по сути саму себя.

А дальше… О том, что было дальше, писали много, отчаянно. И впустую. Даже сын пытался докричаться через газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Изменить было уже ничего нельзя: СССР развалился, и «мать Латвии», как называли когда-то Артмане, превратилась вдруг в «советскую артистку» — с уничижительным оттенком. У нее отобрали квартиру в центре Риги, потому что объявился наследник прежнего хозяина. В театре перестали давать роли. Инфаркт, инсульты, обострение старых болезней, безработица и нищенская пенсия… Все это в одночасье свалилось на звезду экрана, которая когда-то была киносимволом Латвийской ССР, как Волонтир в Молдавии, Банионис в Литве, Кикабидзе в Грузии…

Михай Волонтир в фильме «Цыган», 1979 г.

Статья по теме

В отличие от некоторых, она не плевала в сторону России, не поносила тех, кто давал работу. Народная артистка любила зрителей, не заглядывая в паспорт. Неудивительно, что, когда ее выгнали из квартиры, в Ригу тут же полетели приглашения переехать в Россию. Отозвался и Евгений Матвеев. Говорят, предлагал жить на его даче. Артмане приняла это за шутку.

Поостыв, власти забросали Вию Францевну высокими наградами — новые-то символы в независимой Латвии еще не родились, а старые все наперечет. Но было уже поздно. Народной артисткой СССР Артмане стала в 39 лет (многих москвичей и питерцев эта награда догоняла только на пенсии). Теперь цацки не значили ничего. Незадолго до ухода дочь польки и немца Вия Артмане приняла православную веру, выбрав при крещении имя Елизавета. Покаялась. Сказала на прощание: «Такова жизнь». И ушла в мир иной. Королевой…

От всесоюзной славы до смерти в забвении: Трагическая судьба Вии Артмане

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подписка Отписаться можно в любой момент.

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: svp.today

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: svp.today


Вия Артмане была одной из самых известных советских актрис из Прибалтики. Зрители запомнили ее по ролям в фильмах «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда». В театре ей часто доставались роли королев, и это было вполне объяснимо: выглядела и вела себя актриса и правда царственно. После распада СССР она лишилась всего и последние годы провела в полном забвении и лишениях, и только перед смертью королева советского кино решилась открыть тайны, о которых молчала всю жизнь…

Вия Артмане в фильме *За лебединой стаей облаков*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане в фильме *За лебединой стаей облаков*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане в молодости | Фото: damy-gospoda.ru

Вия Артмане в молодости | Фото: damy-gospoda.ru

Никто из зрителей не догадывался о том, что царственная Вия Артмане на самом деле не была голубых кровей, она родилась в крестьянской семье в деревне и в детстве была пастушкой. Ей пришлось начать работать с 10 лет, чтобы помочь матери, – отец девочки погиб за 4 месяца до ее рождения в результате несчастного случая, мать батрачила у зажиточных крестьян. Затем они перебрались в Ригу, где мать работала уборщицей, а дочь ей помогала. Конечно, девочка мечтала о другом будущем. С юности она увлекалась танцами и театром и мечтала о том, чтобы выступать на сцене. Несмотря на то, что мать не одобряла ее выбор, она поступила в драматическую студию при театре и поменяла свое имя Алида на более звучное – Вия.

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

После окончания учебы Вию приняли в труппу Художественного академического театра, в 27 лет она дебютировала в кино. Всесоюзную популярность ей принесла роль в фильме «Родная кровь», где ее партнером по съемочной площадке стал актер Евгений Матвеев. Фильм получил несколько премий на международных кинофестивалях, по результатам опроса журнала «Советский экран» Вию признали лучшей актрисой года, в Латвии она стала настоящей национальной гордостью, ее называли «Мать-Латвия». Евгения Матвеева и Вию Артмане считали одной из самых красивых пар советского кино. Только спустя годы она призналась, что парой они были не только на экране.

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: damy-gospoda.ru

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: damy-gospoda.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: biography-life.ru

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: biography-life.ru

Новая волна популярности пришла к ней в конце 1970-х гг., когда Вия Артмане сыграла главную роль в фильме «Театр» по роману С. Моэма. О своей героине она говорила: « Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего Джулия - человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной ».

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане | Фото: biography-life.ru

Вия Артмане | Фото: biography-life.ru

В начале 1980-х гг. актриса продолжала активно сниматься в кино и выступать на театральной сцене. А в начале 1990-х с распадом Союза в ее жизни началась черная полоса. Вия Артмане подверглась гонениям на родине из-за того, что снялась в фильме по русской прозе и одно время была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. В театре, которому она посвятила 50 лет своей жизни, больше не находилось для нее ролей, и актриса перешла в Рижский молодежный театр. Новых ролей в кино не предлагали. После принятия закона о реституции власти отняли у нее квартиру и передали потомку бывшего владельца. Актрисе пришлось переехать на дачу в 40 км от Риги. В этом маленьком одноэтажном деревянном домике королева советского кино провела последние 10 лет своей жизни.

Актриса с дочерью Кристианой | Фото: kino-teatr.ru

Актриса с дочерью Кристианой | Фото: kino-teatr.ru

Помимо неурядиц в профессиональной жизни, Вии Артмане пришлось пережить еще и личные драмы. На протяжении 27 лет она была женой известного латвийского актера Артура Димитерса, но в этом браке никогда не чувствовала себя счастливой. Она признавалась: « Мой муж – мы играли с ним в одном театре – был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да. Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит ». Несколько раз она задумывалась о разводе, но решила сохранить семью ради двоих детей. После смерти мужа в 1986 г. она осталась одна. Только когда ее дочери исполнилось 30 лет, Вия Артмане раскрыла тайну, о которой знали только они с мужем: настоящий отец Кристианы – актер Евгений Матвеев, с которым у нее случился роман во время съемок в фильме «Родная кровь».

Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане никогда не жаловалась на судьбу и никому не рассказывала о том, что в последние годы жизни испытывала большие финансовые трудности и оказалась на грани бедности – квартплата в два раза превышала ее пенсию. К тому же актриса тяжело болела, из-за чего должна была бросить любимое дело. Она объясняла: « Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию. Отыграла после этого еще несколько сезонов и ушла. Это было необходимо: зритель любит здоровых актеров. Теперь я просто живу, слежу за тем, что происходит вокруг, и радуюсь за молодых ».

Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: peoples.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: peoples.ru

После третьего инсульта актриса снова оказалась в больнице. Там она и провела последние недели своей жизни. 11 октября 2008 г. 79-летняя Вия Артмане скончалась. Несмотря на все лишения, которые ей довелось пережить, она так и осталась царственной и гордой: « Я не хотела, чтоб от меня осталось грустное впечатление, что я актриса, которую нужно жалеть. Терпеть этого не могу! Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте ». Такой она и осталась в памяти зрителей.

Последняя роль Вии Артмане – императрица в фильме *Золотой век*, 2003 | Фото: kino-teatr.ru

Последняя роль Вии Артмане – императрица в фильме *Золотой век*, 2003 | Фото: kino-teatr.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Латвийская актриса театра и кино, народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вия Фрицевна Артмане

Вия Артмане – популярная актриса кино и театра. В 1969 году получила звание Народной артистки СССР. Настоящая слава обрушилась на нее после съемок в картине «Родная кровь».

Она была царицей на сцене, и, несмотря на это, прожила не слишком счастливую жизнь. Главным в жизни для Вии Артмане были чистота и совесть, причем во всем – в быту, в душе, в отношениях. Говорили, что в нее были влюблены первые лица страны и первые красавцы отечественного кинематографа. Чему тут удивляться, ведь каждая ее героиня, пусть даже и отрицательная в ее исполнении превращалась в женщину, желанную для каждого мужчины. Артмане была красавицей, но не роковой. Когда перед ней стал выбор – любовь или семья, она не задумываясь, выбрала семью.

Детство и юность

Родина Вии Артмане – небольшое латышское село Кайве Тукумского края. Она родилась 21 августа 1929 года в семье польки Анны Заборской, бесприданницы, вынужденной батрачить на богачей и прибалтийского немца Фрициса Артманса. Он был сыном зажиточных родителей, но влюбился в батрачку так, что повел ее под венец, нарушив запрет своих родителей. Полное имя актрисы – Алида-Вия Артмане. Так хотел назвать ее отец, не доживший до рождения дочери четыре месяца. Анна была на пятом месяце беременности, когда случилось несчастье. Фрицис хотел помочь ей достать ведро воды, но колодец обрушился, смертельно травмировав мужчину.

Маме с дочерью пришлось трудно. Жили бедно и голодно. Анна снова вышла замуж, но ее избранник пил, и жестко обращался с женой и приемной дочерью. Бывали случаи, когда Анна и Вия уходили из дома, чтобы избежать жестокого обращения отчима. Девочка начала работать с десяти лет, ее взяли пастушкой зажиточные соседи.

Вия Фрицевна Артмане

В пятнадцать лет Алида-Вия отправилась в Ригу, начала учиться в столичной школе. Там она познакомилась с Улдисом Жагатой, который в скором будущем прославится, как балетмейстер. А пока они просто учились в одном классе. Вия собиралась освоить профессию юриста, ей хотелось искоренить всю несправедливость в мире. Но она увлеклась театром, мир искусства нравился ей гораздо больше. По окончанию войны Артмане стала студенткой студии, которую открыл Художественный театр им.Райниса. В 1949 году Вия Артмане вышла из стен студии дипломированной актрисой.

Творческая биография актрисы началась сразу получения диплома. Она впервые вышла на сцену под именем Вия Артмане. Ей доверяли роли главных героинь в классическом репертуаре, поставленном на произведениях классиков – Бернарда Шоу, Бертольда Брехта, Уильяма Шекспира, Николая Гоголя, Теннеси Уильямса, Генрика Ибсена. Актриса оставалась верна столичному театру до 1998 года, после этого перешла в Новый Рижский театр. Ее избрали председателем Союза Театральных деятелей Латвии.

В 80-е пошла в политику, и до 1991 года (распад Советского Союза) избиралась депутатом в Верховный Совет Латвии.

Фильмы

На съемочную площадку Вию Артмане пригласили тогда, когда за ее плечами было уже несколько ролей в классических театральных постановках. Ее уже воспринимали, как состоявшуюся актрису. Первое знакомство Вии с кинематографом состоялось во время съемок в картине «После шторма». Затем ее пригласили поработать в ленте «За лебединой стаей облаков», рассказывающей подробности развития литовского революционного движения.

Вия Фрицевна Артмане

В 1958 году на экраны вышел фильм под названием «Чужая в поселке», в котором актрисе досталась роль молодой энергичной руководительницы завода по добыче рыбы. В 1960-м копилка работ Артмане пополнилась ролью подпольщицы, участвовавшей в революционном движении Латвии. Лента называлась «На пороге бури».

Все фильмы с участием Вии Артмане получились интересными и запоминающимися, их высоко оценили не только зрители, но и строгие критики. Однако настоящая всесоюзная слава буквально обрушилась на актрису в 1963 году, после того, как она сыграла главную роль в военной мелодраме «Родная кровь».

Вия Фрицевна Артмане

После выхода картины зрители тут же поженили Артмане и Матвеева, настолько реалистично они сыграли свою любовь. Артисты скрывали свои настоящие чувства, они на тот момент имели семьи. Только спустя много лет, уже перед самой смертью, Вия признается, что их действительно связывали романтические чувства. После этой картины журнал «Советский экран» провел опрос, и зрители однозначно присвоили Артмане звание актриса года. На родине Вию теперь считали национальной гордостью.

В 60-е годы актриса снялась в приключенческой ленте «Ракеты не должны взлететь» и картине «Никто не хотел умирать», сюжет которой переносит зрителей в послевоенное время. На съемочной площадке второго фильма Вия познакомилась с известными актерами Донатасом Банионисом и Казимирасом Виткусом.

Вия Фрицевна Артмане

В 1966-м Вию пригласили на роль главной героини в картину «Эдгар и Кристина». Через год она засветилась в команде актеров героической ленты «Подвиг Фархада». Тогда же режиссер Евгений Шерстобитов представил на суд зрителей советский фантастический фильм «Туманность Андромеды», где Артмане снова появилась в ключевой роли Веды Конг. Это была последняя картина артиста Сергея Столярова, известного по фильмам «Садко», «Цирк», «Руслан и Людмила».

К концу 60-х Вия снялась в нескольких интересных фильмах – «Времена землемеров», «Гладиатор». Во второй ленте вместе с прибалтийскими актерами засветилась и советская актриса Нина Ургант. Далее в фильмографии Артмане появилась шпионская лента «Тройная проверка», где она сыграла фашистского офицера. Потом ее пригласили на съемки исторической драмы под названием «Баллада о Беринге и его друзьях». В этой ленте актриса перевоплотилась в Анну Беринг.

Далее в кинематографической биографии Артмане были роли в картине о жизни колхозников «Ель во ржи» и комедийном фильме «Подарок одинокой женщине», молодежной ленте «Мастер». В 1978-м актрису пригласили на съемки фильма «Емельян Пугачев», она примерила на себя образ Екатерины II. На съемочной площадке актриса встретилась с Тамарой Семиной, Евгением Матвеевым, Виктором Павловым, Борисом Галкиным.

Вия Фрицевна Артмане

Ярким эпизодом в творчестве актрисы стала ее роль в картине «Театр» по одноименному произведению Сомерсета Моэма. Вия сыграла звезду британской сцены Джулию Ламберт. Режиссером этой экранизации стал Янис Стрейч, который начал съемки специально для Артмане. Фильм сняли на латышской киностудии. Партнерами Вии стал популярный композитор Раймонд Паулс и прославленный актер Ивар Калныньш. Лента получила невероятную популярность в СССР.

Картину неоднократно показывали на разных телевизионных каналах, ее прокат превзошел даже некоторые популярные советские фильмы. В «Театре» вместо Артмане говорит другая актриса – Антонина Кончакова.

В 80-х работы нас съемочной площадке для Артмане стало намного меньше, но зато каждая роль была очень интересной. В 1986 году актриса снялась в сказке «Тайна Снежной Королевы», где сыграла Госпожу Осень. Артмане работала на съемочной площадке с Олегом Ефремовым, Алисой Фрейндлих, Сергеем Прохановым, Леонидом Ярмольником. Режиссер Валерий Тодоровский пригласил известную актрису на съемки своей ленты «Катафалк», где она сыграла пожилую вдову, которая всеми силами стремиться выдать замуж дочку Марию. Ее роль досталась Ирине Розановой.

Вия Фрицевна Артмане

В 2003-м Артмане последний раз появилась на съемочной площадке. Роль в фильме режиссера Ильи Хотиненко под названием «Золотой век» стала последней в ее кинематографической биографии. Вия перевоплотилась в императрицу Екатерину II. Актриса, несомненно, внесла весомый вклад в развитие мирового кино, и эта заслуга не осталась незамеченной. На фестивале «Балтийская жемчужина» учредили специальный приз ее имени.

Личная жизнь

Вия Артмане вышла замуж за известного латвийского актера Артура Димитерса, разница в возрасте с которым составляла 14 лет. Этот брак не был счастливым, Артур постоянно ревновал жену, буквально к каждому столбу и партнеру по съемкам или театральной сцене. Дома часто возникали ссоры на почве ревности, но Вия терпела, думала, раз ревнует, значит любит. В 1957 году у них родился сын Каспарас, и Артмане надеялась, что это событие изменит семейную жизнь, что муж наконец-то успокоится, и в доме наступит тишина. Но с появлением сына ничего не поменялось, скандалы продолжались каждый день. Вия просто терпела ради мальчика, как же сыну расти без отца. Спустя несколько лет после смерти мужа, актриса признается, что счастья в личной жизни так и не познала.

Вия Фрицевна Артмане

Каспарас популярный музыкант, он написал либретто к опере «Парижская Богоматерь». В 1965 году Вия родила дочь Кристину. Это случилось как раз после окончания съемок картины «Родная кровь». Тогда Вия не призналась, но через много лет рассказала сыну, что настоящий отец Кристины – актер Евгений Матвеев, и она плод их большой любви. Кристина стала мультипликатором, художником-иллюстратором.

Вия Фрицевна Артмане

В разное время актриса выпустила три книги своих мемуаров – «Вия Артмане», «Сердце на ладони», «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Буквально перед самой смертью Артмане приняла православие, и при крещении ее нарекли Елисаветой.

Смерть

В жизни актрисе пришлось пережить много испытаний, но после распада Советского Союза на нее начались настоящие гонения в Латвии. Ее упрекали в том, что она кандидат в ЦК КПСС, что снималась в экранизации русской прозы, в частности, в ленте «Человек свиты».

В 1993-м году актриса лишилась квартиры, где жила на протяжении сорока лет. Артмане попыталась бороться, но все оказалось тщетно. Чтобы она поскорее съехала, ей отключили центральное отопление, электроэнергию, увеличили плату за коммуналку. Друзья звали ее в Россию, обещали устроить в Москве, но Вия отказалась, ведь ее родина – Латвия. На улице актриса не осталась, переехала на дачу, в небольшой домик поселка Мурьяни, где и прожила последние десять лет своей жизни с дочкой и внучкой. Однако неустроенный быт плохо сказался на здоровье актрисы. Сразу обострилась застаревшая болезнь ног, они покрылись трофическими язвами, которые плохо заживали и сильно болели.

Вия Фрицевна Артмане

В конце 90-х власти Латвии вспомнили об актрисе и к 70-й годовщине со дня рождения выделили квартиру в центре столицы. Кроме этого, вручили высокую награду – орден Трех звезд Латвии. Но это не поправило здоровье актрисы, на фоне пережитых потрясений у Артмане случился инфаркт и два инсульта.

Сердце Вии Артмане остановилось 11 октября 2008 года. Это случилось в больнице городка Стренчи, актрисе шел 80-й год. Местом упокоения выдающейся актрисы стало Покровское кладбище в Риге.

Память об артистке живет в ее картинах, ей посвящены документальные проекты, среди которых особо выделяются два – «Вия Артмане. Королева в изгнании» и «Обидеть королеву. Вия Артмане».

Избранная фильмография

  • 1956 — После шторма
  • 1958 — Чужая в посёлке
  • 1962 — Вступление
  • 1962 — День без вечера
  • 1963 — Родная кровь
  • 1964 — Ракеты не должны взлететь
  • 1965 — Никто не хотел умирать
  • 1966 — Эдгар и Кристина
  • 1967 — Подвиг Фархада
  • 1967 — Сильные духом
  • 1967 — Туманность Андромеды
  • 1968 — Времена землемеров
  • 1969 — Тройная проверка
  • 1969 — Лучи в стекле
  • 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях
  • 1971 — Я, следователь
  • 1971 — Танец мотылька
  • 1973 — Подарок одинокой женщине
  • 1975 — Стрелы Робин Гуда
  • 1976 — Мастер
  • 1978 — Театр
  • 1978 — Емельян Пугачёв
  • 1978 — Твой сын
  • 1980 — Государственная граница. Мы наш, мы новый…
  • 1980 — Жаворонки
  • 1981 — Следствием установлено
  • 1983 — Чужие страсти
  • 1985 — Последняя индульгенция
  • 1985 — Проделки сорванца
  • 1986 — Тайна Снежной королевы
  • 1987 — Моонзунд
  • 1990 — Катафалк
  • 1990 — Только для сумасшедших
  • 1991 — Любовь
  • 2000 — Каменская. Игра на чужом поле
  • 2003 — Золотой век
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источники:

  • https://aif.ru/culture/person/nelyubimyy_muzh_vnebrachnaya_doch_nishcheta_gorkaya_dolya_vii_artmane
  • https://kulturologia.ru/blogs/110618/39284/
  • https://biographe.ru/znamenitosti/viya-artmane/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.