Осип Абдулов
Первый советский Джон Сильвер: 120 лет со дня рождения Осипа Абдулова. Лучшие роли актера
В мире кинематографа – еще одна значительная дата. 16 ноября исполняется 120 лет со дня рождения артиста, которого называют первым советским Джоном Сильвером. На его счету около тридцати сыгранных киноролей, успешная работа на радио и в театре. Осип Абдулов по праву считается одним из корифеев советского игрового кино. В преддверии юбилея вспомним лучшие роли артиста.
Короткая биографическая справка
Осип Наумович Абдулов (16.11.1900 г., Лодзь – 14.06.1953 г., Москва) – советский актер кино и театра, режиссер. В 1944-м ему было присуждено звание народного артиста СССР, в 1951-м он был удостоен Сталинской премии.
Будущий актер появился на свет в польском городе Лодзи в еврейской семье. Его отец был по профессии инженером. В 1913-м семья поселилась в столице. С 1917 по 1918 год Осип Наумович проучился на юридическом факультете Московского университета.
В 1918-м в студии Шаляпина началась его сценическая карьера. В 1924-1925 гг. Абдулов служил в театре В. Комиссаржевской. Затем были МХАТ, Театр сатиры, театры Мейерхольда и Завадского, Революции, а также им. Моссовета. С 1924-го Абдулов работает на радио сначала как актер. Затем в качестве режиссера ставит на радио свыше двухсот радиоспектаклей, организовывает детское художественное вещание. В 1933-м артист приходит в кино. Его лучшими работами являются роли в картинах: «Остров сокровищ», «Человек в футляре», «Свадьба», «Поединок», «Пятнадцатилетний капитан», «Свинарка и пастух», «Светлый путь». С 1929 г. Осип Абдулов преподает в Театре-студии Завадского, ГИТИСе.
Женой О. Абдулова была актриса Е. Метельская. Сын, В. Абдулов, также стал артистом. Дата смерти знаменитого актера – 14.06.1953 г. Погребен на Введенском кладбище.
«Зори Парижа»
В историко-революционном фильме режиссера Г. Рошаля, снятом в 1936 году на «Мосфильме», Остап Абдулов сыграл роль Вассэ-младшего. В фильме задействованы также актеры: Н. Плотников, А. Максимова, А. Абрикосов и др. В картине показаны события весны 1871 года, когда в Париже была провозглашена коммуна. Коммунары сражаются с многочисленными врагами.
«Остров Сокровищ»
В музыкально-приключенческом фильме по одноименному роману Роберта Стивенсона (реж. В. Вайншток, 1937) О. Абдулов сыграл роль Джона Сильвера. Этот отрицательный персонаж актером очеловечен, раскрашен романтическими красками и невероятно обаятелен.
По сюжету ирландские повстанческие отряды ведут национально-освободительную борьбу с Англией. Доктора Лайвеси, получившего ранение, оставляют на попечение владелицы харчевни. За доктором ухаживает ее дочь Дженни. Вскоре в харчевню приходит еще один гость - старый пират Билли Бонс, прячущийся от преследования старых приятелей. У него хранится карта с координатами места, где спрятаны сокровища. Вокруг их поисков и строится действие в картине.
«Семья Оппенгейм»
В экранизации романа Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман», снятом в 1938 г. режиссером Г. Рошалем, показана трагическая история еврейской семьи в годы, когда в Германии начинает править нацизм. В этой картине Абдулову досталась роль промышленника Жака Лавенделя. В фильме также снимались: В. Балашов, И. Толчанов, А. Войцик и др.
«Человек в футляре»
В экранизации одноименного рассказа А. П. Чехова, снятого реж. И. Анненским в 1939 г., Абдулов сыграл роль учителя провинциальной гимназии Тарантулова. По сюжету главный герой фильма – Беликов, учитель греческого – боится любых проявлений живых человеческих чувств, свободомыслия, несогласия с общепринятыми установками. Местное общество, опасаясь проблем, встает на сторону Беликова, доносчика и труса. В фильме также задействованы Н. Хмелев, М. Жаров, Ф. Раневская и др.
«Светлый путь»
Эту музыкальную комедию снял в 1940 г. режиссер Г. Александров. В главных ролях снялись: Л. Орлова, Е. Самойлов. Действие разворачивается сначала в деревне, откуда родом главная героиня, затем в городе, куда она отправляется в поисках лучшей жизни. Ее прототипом является девушка, ставшая инициатором стахановского движения ткачих – К. Ф. Сахарова. Героиня Таня Морозова проходит непростой путь. В финале фильма за выдающиеся успехи в труде ее награждают орденом Ленина. О. Абдулов играет в картине Федора Карповича Дорохова. По воспоминаниям очевидцев, артисту многое пришлось придумывать для этой роли самостоятельно. Именно потому созданный им образ стал таким заразительно веселым.
«Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
В экранизации одноименной бессмертной повести Н. В. Гоголя, снятой в 1941 г. реж. А. Кустовым и А. Мазуром, Абдулов сыграл Городничего. В главных ролях снялись В. Попов и С. Блинников. В комедии зрители могут от души посмеяться (и погрустить) над склочностью бывших добрых друзей и соседей, которые стали злейшими врагами из-за бытовых мелочей. Благодаря комической заразительности Абдулова уже одно появление актера в кадре, его богатый интонациями голос способствовали созданию атмосферы неиссякаемого веселья.
«Свадьба»
Этот комедийный художественный фильм был снят в 1944 г. реж. И. Анненским по мотивам одноименного водевиля и нескольких юмористических рассказов А. Чехова. Картина представляет собой сатиру на мещанские нравы среднего класса в дооктябрьской России. В главных ролях: Э. Гарин, З. Федорова, А. Грибов, Ф. Раневская. Персонаж О. Абдулова - грек-кондитер Харлампий Спиридонович Дымба, произнесший знаменитую фразу о том, что в Греции все есть. Благодаря комическому таланту артиста это простое выражение стало поистине крылатым и пережило не одно поколение.
«Пятнадцатилетний капитан»
Эта советская черно-белая картина 1945 года является экранизацией одноименного романа Ж. Верна. В интересном приключенческом фильме, снятом реж. В. Журавлевым, рассказывается о том, как китобойная шхуна «Пилигрим» подбирает в открытом море черных невольников, дрейфующих на обломках потерпевшего крушение судна. После того как капитан с группой китобоев пропадает во время охоты в океане, пятнадцатилетнему юнге Дику Сэнду приходится его заменить, чтобы доставить пассажиров шхуны по назначению. О. Абдулов сыграл в картине Хозе-Антонио Альвеца, некоронованного короля Анголы. В фильме также снимались: В. Ларионов, Е. Хвыля, А. Хвыля и др.
«Александр Попов»
Этот биографический фильм реж. Г. Раппопорта и В. Эйсымонта снят в 1949-м. В главных ролях - Н. Черкасов и Б. Фрейндлих. Картина повествует о судьбе российского изобретателя радио, выдающегося физика Александра Попова.
О. Абдулов сыграл Айзекса, представителя деловых кругов Лондона, участвовавшего в похищении открытия русского ученого. Может быть, именно поэтому он не вошел в число актеров, отмеченных Сталинской премией, присужденной картине?
Осип Абдулов

Осип Абдулов родился 16 ноября 1900 года в Лодзи (Польша). В 1913 семья Абдуловых переехала в Москву. В 1917 Осип окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Студентом участвовал в драматической секции студенческого клуба "Наука и искусство". В 1918 начал профессиональную сценическую жизнь сначала в студии А. А. Гейрота, затем – в студии имени Ф. Шаляпина. Первые его роли – дворецкий Проспер в постановке "Революционная свадьба", старуха Чупурлина в "Фантазии". Роль Грена в спектакле "Зеленый попугай" принесла ему первый сценический успех.
В 1923 - 1925 годах Абдулов служил в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, в сезон 1925–1926 – в МХТ, покинув который, перешел в Московский театр Сатиры. С 1927 – актер и режиссер Московской государственной драматической профклубной мастерской под руководством Н. Волконского. С 1929 – актер Театра-студии под руководством Ю. Завадского. Исполнил там роли: Корбаччио ("Мое" Джонсона, 1929), Лыняева ("Волки и овцы" Островского, 1932), генерала Бургойня ("Ученик дьявола" Шоу, 1932), Эмиля Фромантейля ("Школа неплательщиков" Вернейля и Бера, 1934). В 1936 году Абдулов был принят в Театр имени Вс. Мейерхольда, после закрытия которого работал в Театре Революции с 1938 по 1942 год. С 1943 служил в Театре имени Моссовета, где запомнился ролями Шульги ("Встреча в темноте" Кнорре, 1943), Сорина ("Чайка" Чехова, 1945), Боба Мэрфи ("Русский вопрос" Симонова, 1947), Шмаги ("Без вины виноватые" Островского, 1948).
В кинематографе Осип Абдулов работал с 1933 года. Снялся в фильмах: "Зори Парижа" (1933), "Остров сокровищ" (1937), "Свинарка и пастух" (1940), "Семья Оппенгейм" (1941), "Свадьба" (1944). С 1924 года Осип Наумович работал на Всесоюзном радио как актер и режиссер. Отношение Абдулова к кинематографу было двойственным: кино он очень любил, понравившиеся фильмы смотрел по много раз, но никогда не бывал доволен собственной работой. "В театре мне приходилось играть разные роли, в том числе и хороших, обаятельных людей. В кино же меня приглашали главным образом на роли вредителей, злодеев, пиратов, - говорил Осип Наумович. - Я всегда старался их очеловечить, избегать сплошной черной краски".
Он поставил более 200 радиоспектаклей, в том числе "Кола Брюньон", "Тартарен из Тараскона", "Пиквикский клуб", "Шинель", "Мальва" и "Макар Чудра". Был организатором художественного радиовещания для детей. С 1929 занимался педагогической деятельностью, сначала в Театре-студии Ю. Завадского, затем в ГИТИСе. Удостоен звания народного артиста РСФСР (1944) и Сталинской премии СССР (1951).
Умер 14 июня 1953 года в Москве.
Фильмография: Актер
- Последняя ночь (1936)
- Зори Парижа (1936)
- Остров сокровищ (1937)
- Семья Оппенгейм (1938)
- Честь (1938)
- Человек в футляре (1939)
- Светлый путь (1940)
- Свинарка и пастух (1941)
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941)
- Морской ястреб (1941)
- Свадьба (1944)
- Поединок (1944)
- Пятнадцатилетний капитан (1945)
- Александр Попов (1949)
Осип Абдулов
Народного артиста РСФСР Осипа Абдулова обожала знаменитая Фаина Раневская, боготворил не менее популярный Ростислав Плятт. За свою сравнительно короткую жизнь он успел сделать больше, чем иные актеры за долгие годы. Каждая его роль не была похожа на предыдущую, а сам маэстро, склонный к неожиданной импровизации, оказывался совершенно непредсказуемым.
Детство и юность
О ранней биографии Абдулова известно мало. Он появился на свет осенью 1900 года в городе Лодзи Российской империи (ныне — Польша) в небогатой еврейской семье. Его отец Наум Абдулов был инженером-текстильщиком.
Когда Осипу исполнилось 13 лет, семья переехала в Москву, где он получил среднее образование и поступил в Московский университет. Будучи студентом юридического факультета, Абдулов участвовал в художественной самодеятельности. Тогда же увлекся театром, который в итоге стал его судьбой.
Театр
За тридцать с лишним лет творческой деятельности Осип Абдулов не только добился любви и признания зрителей, принимавших его таким, каким он был, но и обрел статус одного из ведущих актеров советского театра и кино. Его можно по праву считать ярко выраженным характерным исполнителем, которому особенно удавались комедийно-гротескные персонажи.
За долгую жизнь на подмостках (он сменил много театральных коллективов, работал с Всеволодом Мейерхольдом и Юрием Завадским) Осип Наумович создал десятки неповторимых образов, из которых самыми памятными стали Иван Расплюев в «Свадьбе Кречинского» Александра Сухово-Кобылина, Крутицкий в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» и Михаил Лыняев в «Волках и овцах» Александра Островского.
Абдулов мог удивительным образом перевоплощаться, точно схватывая черты национального характера. Он был французом Фромантейлем в «Школе неплательщиков» Луиса Вернея, англичанином Бэргойном в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу.
Артисту были свойственны творческая щедрость и невероятная внутренняя энергия. Он не только играл в театре и кино, но и озвучивал мультфильмы, выступал с концертами, преподавал в ГИТИСе. В годы войны знаменитый лицедей ездил с выступлениями по госпиталям.
Абдулов был создателем советского радиотеатра, большое внимание уделял организации радиовещания для детей. В качестве режиссера он поставил множество радиоспектаклей по произведениям Николая Гоголя, Чарльза Диккенса, Максима Горького, Ромена Роллана, Альфонса Доде.
Кино
С середины тридцатых Осип Наумович начал сниматься в кино. Режиссеры охотно использовали комедийный дар актера, да и зрители восхищались его умением быть смешным. На экранах Абдулов создал целую галерею образов, которые отличались психологической глубиной и жизненной достоверностью. Каждая его роль отличалась от другой, на фотографиях со съемочных площадок видно его блестящее умение перевоплощаться.
Совершенно особое место в фильмографии актера занимает роль грека-кондитера Харлампия Спиридоновича Дымбы в кинокомедии «Свадьба». Всего одна фраза: «В Греции все есть!», произнесенная Абдуловым в фильме, принесла ему всесоюзную популярность. Среди других его значимых ролей — Джон Сильвер в «Острове сокровищ», буфетчик в «Свинарке и пастухе», работорговец Жозе-Антонио Альвец в «Пятнадцатилетнем капитане».
Последней работой актера в кино стал фантастический фильм с элементами детектива «Серебристая пыль», снятый режиссером Абрамом Роомом по мотивам пьесы Аугуста Якобсона. Абдулов сыграл шерифа Смайла, разделив площадку с Ростиславом Пляттом, Михаилом Болдуманом и Софьей Пилявской.
Личная жизнь
Личная жизнь советского актера и режиссера сложилась удачно. Он был счастливо женат на артистке Московского государственного театра для детей Елизавете Моисеевне Метельской. В 1942 году у них родился единственный сын Всеволод Абдулов. Он продолжил актерскую династию и, как и отец, сравнительно рано, в 59 лет, ушел из жизни.
В доме Абдуловых часто гостили выдающиеся артисты и писатели: Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Юрий Завадский, Михаил Зощенко, Юрий Олеша и другие. Близкими друзьями Осипа Наумовича были актриса Фаина Раневская и режиссер Соломон Михоэлс.
Смерть
Лауреат Сталинской премии второй степени скончался 14 июня 1953 года в Москве. Ему было всего 52 года. Причиной смерти Абдулова стал сердечный приступ, который случился прямо на сцене. Вопреки произошедшему, он доиграл спектакль до конца. На следующий день Осипа Наумовича не стало. Могила народного артиста РСФСР находится на Введенском кладбище, рядом с ним похоронены жена и сын.
Фильмография
- 1936 — «Зори Парижа»
- 1937 — «Остров сокровищ»
- 1937 — «Гобсек»
- 1939 — «Семья Оппенгейм»
- 1939 — «Человек в футляре»
- 1940 — «Светлый путь»
- 1941 — «Свинарка и пастух»
- 1941 — «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
- 1944 — «Свадьба»
- 1946 — «Давид Гурамишвили»
- 1946 — «Пятнадцатилетний капитан»
- 1946 — «Белый клык»
- 1949 — «Александр Попов»
- 1953 — «Серебристая пыль»
Интересные факты
- Создатель советского радиотеатра и звезда фильма «Обыкновенное чудо» не родственники, а однофамильцы. Интересно, что Александр Абдулов родился в тот год, когда умер Осип Наумович, и в молодости появился в одном фильме с Всеволодом Абдуловым. В картине «Место встречи изменить нельзя» сын знаменитого советского лицедея сыграл Петюню Соловьева, а звезда кинокомедии «Тот самый Мюнхгаузен» — водителя в банде «Черная кошка» по кличке Лошак.
- В 2023 году вышел мини-сериал «Раневская» о жизни знаменитой артистки, которую сыграла Мариэтта Цигаль-Полищук. Отца Фаины Гирша Фельдмана изобразил Семен Стругачев, мать Милку Заговайлову — Ольга Цинк, сестру Изабеллу Аллен-Фельдман — Мириам Сехон. Воплотить на экране Осипа Абдулова выпала честь актеру Театра имени В. Маяковского Александру Андриенко, известному по ролям в фильмах «Тегеран-43» и «Визит дамы».
- Мало кто знал, что за непринужденной улыбкой и хромотой, часто обыгрываемой в образах, актер прятал постоянную боль. С юношеских лет и до конца жизни он носил тяжелый протез, поскольку его левая нога была короче правой из-за перенесенного в детстве полиомиелита.
Источники:
- https://fb.ru/post/culture/2020/11/13/260587
- https://smotrim.ru/person/110319
- https://24smi.org/celebrity/255739-osip-abdulov.html