Адольф Шарль Адан

Адан Адольф

Николя Эсташ Морен. Портрет Адольфа Адана

Области знаний: История зарубежной музыки Другие наименования: Адольф Шарль Адан Дата рождения: 1803 год Дата смерти: 1856 год Историческое государство: Французское королевство, Королевство Франция (Июльская монархия) Современное государство: Франция Музыкальная профессия: Композитор

Музыканты Музыканты

Адан Адольф

Ада́н Адо́льф, Адольф Шарль Адан (Adolphe Charles Adam) (24.7.1803, Париж – 3.5.1856, там же), французский композитор, педагог, музыкальный критик, писатель.

Сын Луи (Иоганна Людвига) Адана (1758–1848), профессора Парижской консерватории по классу фортепиано. Музыкальное образование, начатое дома и в пансионах, завершил в Парижской консерватории, здесь учился в 1817–1825 гг. у Ф. Бенуа (орган), А. Рейхи (контрапункт) и Ф.-А. Буальдьё (композиция). Ещё будучи школьником, Адан уговорил отца позаниматься с ним композицией, однако, несмотря на успехи, отец не желал для него карьеры музыканта: « . он предпочёл бы видеть меня служащим в конторе или канцелярии, но всё его противодействие ограничилось тем, что он оставил меня без денег» (Биографические заметки // Адан А. Ш. Воспоминания музыканта. Москва, 2003. С. 15). В результате именно Буальдьё, по словам самого Адана, оказал на его творческое формирование самое сильное влияние.

В начале профессионального пути А. Адан некоторое время колебался между церковной музыкой и театром, но сомнения разрешились с поступлением в оркестр театра «Жимназ» (Париж), где он играл на треугольнике . Именно тогда Адан впервые попал в мир парижской богемы , расцвет которой пришёлся на середину 19 в., и несколько позднее стал – как композитор и музыкальный критик – выразителем её умонастроений. Первые творческие успехи (положительный отзыв и 2-я Римская премия в конкурсах Института Франции , сочинение музыкальных номеров к водевилям для «театров Бульваров») были достаточно скромными, поскольку Адан отказался от использования имени и протекции своего отца.

Кроме Парижа Адан некоторое время жил в Лондоне (1832–1833), Санкт-Петербурге (1839–1840) и Берлине (1840).

Дебют Адана как оперного композитора состоялся в 1829 г.: написанная по заказу театра «Опера-Комик» опера с «русским сюжетом» «Пётр и Екатерина» была тепло принята парижской публикой. За свою жизнь Адан написал более 40 опер, но, отвечая на страницах газеты Constitutionnel (4 января 1855) своим критикам, не без иронии назвал себя сочинителем «музыки невысокого полёта [petite musique]» (цит. по: Чернодубровская. 2006. С. 160). Действительно, в его музыкальном наследии преобладают комические оперы, которые, безусловно, предвосхищают творчество «короля французской оперетты» Ж. Оффенбаха . Самый шумный успех выпал на долю комической оперы Адана «Почтальон из Лонжюмо» , премьера которой состоялась 13 октября 1836 г. в «Опера-Комик». Эта опера с непритязательным сюжетом обошла сцены многих европейских театров, была поставлена в Санкт-Петербурге и Москве; публика полюбила её легко запоминающиеся мелодии, близкие французским бытовым песням. Не меньшим успехом пользовалась в России и другая комическая опера Адана – «Престонский пивовар» (1838): находясь в Санкт-Петербурге, Адан поставил её и лично дирижировал спектаклем, посвятив партитуру императору Николаю I . В 1839 г. состоялась её премьера и на сцене московского Большого театра . Из других опер Адана наиболее известны: «Хижина» (1834), «Король Ивето» (1842, вдохновлена стихотворением П.-Ж. Беранже ), «Нюрнбергская кукла» (1852, по новелле Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек»), «Фальстаф» (1856, по У. Шекспиру ).

Адольф Адан. Ария из оперы «Поч­таль­он из Лон­жю­мо». Исполняет Й. Шмидт. Запись ок. 1933 – 1936. Адольф Адан. Ария из оперы «Поч­таль­он из Лон­жю­мо». Исполняет Й. Шмидт. Запись ок. 1933 – 1936.

00:00

Адольф Адан. Опера «Хижина». Военная песня. Исполняет М. Журне. Адольф Адан. Опера «Хижина». Военная песня. Исполняет М. Журне.

00:00

В историю музыки А. Адан вошёл прежде всего как автор романтического балета «Жизель, или Виллисы» (поставлен в парижской « Гранд-Опера » в 1841). «Жизель» появилась на сцене в годы расцвета романтизма в европейском искусстве и сыграла огромную роль в судьбе этого направления в балетном театре. Характерное для романтизма «двоемирие» – противопоставление житейской драмы обманутой девушки-крестьянки (1-й акт) и мистической фантазии (2-й акт) – нашло воплощение в музыке Адана. Здесь композитор широко использовал приём лейтмотивных характеристик задолго до Р. Вагнера . Через год после парижской премьеры, ознаменовавшейся восхождением новой «звезды» романтического танца Карлотты Гризи , балет был поставлен в Санкт-Петербурге, а в 1843 г. – в московском Большом театре, причём в роли Жизели москвичи увидели выдающуюся петербургскую балерину Е. И. Андреянову , первую исполнительницу партии Жизели на русской сцене (она выбрала этот балет для своего бенефиса ). «Жизель», поныне входящая в «золотой фонд» российских театров, остаётся одним из излюбленных балетов отечественной публики, но его судьба во Франции оказалась не столь счастливой: исчезнувшая из репертуара французских театров вскоре после премьеры, «Жизель» была с большим успехом возвращена на родину гастролями балета Большого театра лишь в середине 20 в. Перу А. Адана принадлежит около 10 балетов; точное их число установить затруднительно, поскольку он, как и многие другие композиторы, нередко использовал собственную музыку в последующих сочинениях. Кроме «Жизели» наиболее известны: «Фауст» (1833), «Дева Дуная» (1836), «Морской разбойник» (1840), «Гентская красавица» (1842), «Своенравная жена» (1845), «Орфа» (1852), «Корсар» (1856). Балет «Морской разбойник» был написан в Санкт-Петербурге в театральном сезоне 1839/1840 для знаменитой танцовщицы Марии Тальони , которая и пригласила Адана в Россию; партитура «Морского разбойника» посвящена императрице Александре Фёдоровне . Адан, имевший в Петербурге большой успех как композитор, получил лестное предложение стать музыкальным директором Императорских театров (вместо внезапно скончавшегося К. А. Кавоса ), но, как и маркиз де Кюстин , посетивший Россию в то же время, поспешил её покинуть, простудившись на русском морозе и едва не скончавшись от горячки. Балет «Корсар», разумеется, не охватывающий сюжета байроновской поэмы, начиная с петербургской постановки 1858 г., на русской сцене принято дополнять вставными номерами разных композиторов – Ч. Пуньи , Л. Делиба и др. 1840-е гг. стали для Адана счастливым периодом признания не только у широкой публики, но и у коллег: в 1844 г. его избрали членом Института Франции, а в 1847 г. он основал собственный оперный Национальный театр, который, однако, просуществовал лишь несколько месяцев и закрылся из-за революционных событий, охвативших Париж. Адан, вложивший в театр свои сбережения, к тому же обременённый банковскими займами, оказался без средств к существованию: «. долг мой составил 70 000 франков. <. >Нечего было и думать покрыть такие долги сочинением музыки, и передо мной замаячило самое мрачное будущее» (Биографические заметки // Адан А. Ш. Воспоминания музыканта. Москва, 2003. С. 35–36). Имея давний опыт сотрудничества с периодическими изданиями, Адан последние 8 лет жизни зарабатывал трудом журналиста и литератора. Он с успехом вёл еженедельную колонку музыкальной критики сначала в газете Constitutionnel, затем – в Assemblée Nationale, однако признавался: «. выводить ноты мне было сподручнее, чем буквы» (Биографические заметки // Адан А. Ш. Воспоминания музыканта. Москва, 2003. С. 36). Поэтому он не оставлял сочинение музыки и вёл класс композиции (с 1848) в Парижской консерватории; здесь его лучшим учеником был Л. Делиб . Словесный дар А. Адана был по достоинству оценён современниками. Наряду с Г. Берлиозом он считается крупнейшим музыкальным критиком Франции 1-й половины 19 в., а его журналистские и литературные произведения, уже после его кончины объединённые в 2 тома («Воспоминания музыканта», 1857; «Последние воспоминания музыканта», 1859), неоднократно переиздавались во Франции. В год 200-летнего юбилея Адана (2003) его избранные литературные произведения впервые вышли на русском языке. Кавалер (1836), офицер (1847) ордена Почётного легиона . Овчаренко-Чернодубровская Елена Феликсовна

Опубликовано 10 апреля 2023 г. в 16:58 (GMT+3). Последнее обновление 10 апреля 2023 г. в 16:58 (GMT+3). Обратная связь

Информация

Николя Эсташ Морен. Портрет Адольфа Адана

Области знаний: История зарубежной музыки Другие наименования: Адольф Шарль Адан Дата рождения: 1803 год Дата смерти: 1856 год Историческое государство: Французское королевство, Королевство Франция (Июльская монархия) Современное государство: Франция Музыкальная профессия: Композитор

  • Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84198,
    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2022 года.
    ISSN: 2949-2076
  • Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Национальный научно-образовательный центр «Большая российская энциклопедия»
    Главный редактор: Кравец С. Л.
    Телефон редакции: +7 (495) 917 90 00
    Эл. почта редакции: [email protected]
  • © АНО БРЭ, 2022 — 2023. Все права защищены.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.

Адан Адольф биография, новости, фото

Адольф Шарль Адан (Adolphe Charles Adam)

Автор всемирно известного балета «Жизель» А. Адан был одним из наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX в. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, слава Адана еще при жизни перешагнула рубежи Франции. Наследие его огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых «Дева Дуная», «Корсар», «Фауст»). Его музыку отличают изящество мелодии, пластичность рисунка, тонкость инструментовки. Адан родился в семье пианиста, профессора Парижской консерваторий Л. Адана. Известность отца была довольно большая, среди его учеников — Ф. Калькбреннер и Ф. Герольд. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере ученого. Тем не менее он получил музыкальное образование в Парижской консерватории. Сильное воздействие на развитие его композиторских способностей оказала встреча с композитором Ф. Буальдье — одним из ведущих французских композиторов того времени. Он сразу заметил в Адане мелодический дар и взял его в свой класс.

Успехи молодого композитора были настолько значительны, что в 1825 г. он получил Римскую премию. Адана и Буальдье связывали глубокие творческие контакты. По эскизам своего учителя Адан написал увертюру к самой известной и популярной опере Буальдье «Белая дама». В свою очередь Буальдье угадал в Адане призвание к театральной музыке и посоветовал ему в начале обратиться к жанру комической оперы. Первая комическая опера Адана была написана в 1829 г. на сюжет из русской истории, в которой одним из главных действующих лиц был Петр I. Опера называлась «Петр и Екатерина». Наибольшую известность и популярность снискали оперы, появившиеся в последующие годы: «Хижина» (1834), «Почтальон из Лонжюмо» (1836), «Король из Ивето» (1842), «Калиостро» (1844). Композитор писал очень много и быстро. «Почти все критики обвиняют меня в слишком быстром сочинении, — писал Адан, — я сочинил „Хижину“ за пятнадцать дней, „Жизель“ — за три недели и „Если бы я был королем“ — за два месяца». Однако наибольший успех и самая долгая жизнь выпала на долю его балета «Жизель» (либр. Т. Готье и Г. Корали), послужившего началом т. н. французского романтического балета. С балетом Адана связаны имена замечательных балерин Ш. Гризи и М. Тальони, создавших поэтичный и нежный образ Жизели. Имя Адана было хорошо известно в России. Еще в 1839 г. он приезжал в Петербург, сопровождая в гастрольной поездке свою ученицу — известную певицу Шери-Куро. В Петербурге царило увлечение балетом. На сцене выступала Тальони. Композитор был свидетелем успеха танцовщицы в главной партии его балета «Дева Дуная». Оперный театр произвел на Адана двойственное впечатление. Он отмечал недостатки оперной труппы и лестно отзывался о балете: «. Здесь все поглощают танцы. И к тому же, так как в Петербург почти никогда не приезжают иностранные певцы, местные артисты лишены знакомства с хорошими образцами. Успех певицы, которую сопровождаю, был поэтому громаден. »

Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на русскую сцену. Балет «Жизель» был поставлен в Петербурге в 1842 г., через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров.

В течение ряда лет композитор не приступал к сочинению музыки. Поссорившись с директором театра Opera Comique, Адан решил открыть собственное театральное предприятие под названием Национальный театр. Он просуществовал всего лишь год, и разорившийся композитор вынужден был, для того чтобы поправить свое материальное положение, вновь обратиться к композиции. В эти же годы (1847-48) появляются в печати его многочисленные фельетоны и статьи, а с 1848 г. он становится профессором Парижской консерватории.

Среди сочинений этого периода — ряд опер, поражающих разнообразием сюжетов: «Тореадор» (1849), «Жиральда» (1850), «Нюрнбергская кукла» (по новелле Т. А. Гофмана «Песочный человек» — 1852), «Будь я король» (1852), «Фальстаф» (по В. Шекспиру — 1856). В 1856 г. был поставлен один из самых популярных его балетов «Корсар».

С литературным талантом композитора русская публика имела возможность познакомиться на страницах Театрального и музыкального вестника, опубликовавшего в 1859 г. на своих страницах фрагменты из воспоминаний композитора. Музыка Адана составляет одну из ярких страниц музыкальной культуры XIX в. Не случайно К. Сен-Санc писал: «Где чудные дни „Жизели“ и „Корсара“?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен».

Адольф Шарль Адан

adan

«Жизель» и «Корсар»… эти названия вспоминаются в первую очередь, когда речь заходит об Адольфе Шарле Адане. Достоинства этих прекрасных балетов несомненны, но творчество французского композитора-романтика отнюдь не сводится к ним.

Будущий создатель известных ныне всем балетов родился в 1803 году Как это ни парадоксально, но композитора Адана могло и не быть. Хотя он был сыном пианиста Луи Адана, профессора Парижской консерватории, идти по стопам отца юноша не собирался – гораздо более привлекательной казалась ему наука. Остается только догадываться, что утратил мир, потеряв Адана-ученого, но в науке любое открытие, не сделанное одним человеком, непременно сделает другой – музыка же неразрывно сливается с личностью ее творца. И потому любители музыки должны быть благодарны судьбе, что Адольф Шарль все-таки поступил в Парижскую консерваторию.

Наставником Адольфа Адана стал один из самых известных французских композиторов эпохи – Франсуа Буальдье, по достоинству оценивший мелодический дар студента. Адольф Шарль Адан стал для него не только учеником, но и помощником-соавтором, завершая по эскизам учителя его произведения – например, в опере Франсуа Буальдье «Белая дама» увертюра написана именно Аданом.

Уже в консерватории стало очевидным, что композиторское дарование Адана создано для музыкального театра. Первым его опытом в этой области становится комическая опера «Петр и Екатерина», созданная в 1829 году, сюжет которой он взял из российской истории, точнее – из эпохи Петра I.

За «Петром и Екатериной» последовали новые оперы. За десять лет – от 1834 до 1844 года – композитор создал несколько произведений в этом жанре: «Хижина», «Почтальон из Лонжюмо», «Король из Ивето», «Калиостро». По той скорости, с которой все эти произведения создавались, Адана можно поставить в один ряд с такими «рекордсменами», как Джоаккино Россини и Гаэтано Доницетти. Например, на создание оперы «Хижина» он затратил всего пятнадцать дней. Критики даже упрекали композитора за столь быструю работу. Всего Адольфом Аданом написано 80 опер – и практически ни одна из них не известна широкой публике в такой степени, как его балеты. Между тем, одну из арий в его комической опере «Почтальон из Лонжюмо» – «Я расскажу вам приключенье…» – именуют иногда «экзаменом для тенора»: не всякому под силу блестяще взять верхнее ре, имеющееся в этой арии!

В балетном жанре Адан впервые испытал себя в 1833 году, создав балет «Фауст». Поставлен он был в Лондоне, где композитор являлся в то время директором театра Ковент-Гарден. Впервые трагедия Иоганна Вольфганга фон Гёте была воплощена на балетной сцене.

В области балета композитору многое дало сотрудничество с известным балетмейстером того времени – Филиппо Тальони. Именно он поставил в 1836 году в Парижской опере новый балет Адана – «Дева Дуная». Это было подлинное начало романтического балета. Именно Адан с его изящными, пластичными мелодиями, тонкой инструментовкой мог создать этот волшебный, ирреальный мир. Сюжет балета полностью соответствовал устремлениям романтизма с его неприятием жестокой реальности и тоской по иному, идеальному миру. Главная героиня – юная, нежная девушка, никто не знает, кто ее родители – совсем маленькой ее нашли в поле среди цветов, потому и назвали Флёр де Шан – «полевой цветок» (эта роль предназначалась для дочери балетмейстера – Марии Тальони). В нее влюблен молодой оруженосец Рудольф, но на девушке хочет жениться его господин – злой и жестокий барон. Несчастная бросается в Дунай, под защиту своей покровительницы – Нимфы Дуная. За нею следует Рудольф – влюбленные счастливо воссоединяются на дне, и волшебные силы возвращают их в мир живых.

Но истинным «звездным часом» стал для Адана следующий романтический балет – «Жизель», поставленный впервые в 1841 году в Парижской Опере на улице Ле Пелетье. На этот раз в качестве балетмейстера выступил Жан Коралли. Либретто, написанное Теофилем Готье, развивает ту же тему, что «Дева Дуная»: романтическое воспевание любви, беззащитной перед социальной несправедливостью – и все же остающейся всесильной. Один из главных образов балета – виллисы, призрачные девушки, умершие накануне свадьбы – позаимствован из южнославянского фольклора. Став таким ирреальным существом, героиня сохраняет любовь к предавшему ее возлюбленному – и спасает его, утверждая тем самым победу любви и над смертью, и над предательством.

Успех «Жизели» был таким грандиозным, что целый месяц театр давал только этот балет, за год состоялось 26 спектаклей, а за 18 лет – 150. Уже в следующем году «Жизель» была поставлена в Вене, Лондоне, Брюсселе – и, конечно, в Санкт-Петребурге. Российская публика была увлечена балетом, и новейшие зарубежные постановки быстро переносились на отечественную сцену. Всеобщую «поглощенность танцами» в Санкт-Петербурге Адольф Шарль Адан отметил еще за два года до создания «Жизели», посетив российскую столицу.

Вскоре после триумфа «Жизели» для композитора наступает нелегкое время. Несколько лет он не писал музыки, а в 1846 году ссора с директором театра Opera Comique побудила его задуматься о создании своего собственного театра. И он это сделал! Национальный театр, как назвал его создатель, предназначен был для постановки новейших произведений французских авторов. Увы, просуществовал он недолго – конец жизни Национального театра положила Революция 1848 года, оставив композитору долги, на оплату которых ушел не один год.

В тот же год, когда прекратил существование его театр, Адан начинает преподавать композицию в Парижской консерватории, которую некогда закончил – в тот период она именовалась Императорской консерваторией музыки и декламации.

Наряду с «Жизелью» есть у Адана еще одно произведение, известное всем – во всяком случае, в католическом мире – даже если не всем известно, что написал его Адан. Речь идет о гимне «О, Святая ночь», который из года в год исполняют на полуночной мессе на Рождество. Поэт Пласид Каппо написал текст этого гимна в 1947 году по просьбе приходского священника, который хотел достойно отметить восстановление органа в своем храме, а затем обратился к знаменитому композитору. Адан согласился – но, вероятно, это далось ему нелегко. Ведь речь шла о христианском гимне, а сам композитор – еврей по национальности – христианином не являлся. Все же он создал рождественский гимн – и результат превзошел все ожидания: гимн стали исполнять не только в той церкви, для которой он был заказан, но и во всех католических храмах.

Дальнейшая судьба «Святой ночи» складывалась непросто: Пласид Каппо вскоре ударился в социалистические настроения и храм посещать перестал, да еще стало известно, что композитор – еврей, и церковные власти немедленно усмотрели в гимне «отсутствие религиозного духа и музыкального вкуса», исполнять его на богослужениях перестали. Но никто не мог запретить католикам-французам самим петь в праздник мелодию, которую они полюбили. Время все расставило по своим местам – гимн вернулся в католический обиход, был переведен на другие языки. Лучшим выражением всей этой истории служат строчки из «Святой ночи»: «Он нас учил все покрывать любовью».

В последующие годы композитор продолжает писать оперы. Сюжеты их разнообразны. Здесь и Гофман («Нюрнбергская кукла» – по «Песочному человеку»), и Уильям Шекспир («Фальстаф»), а также «Тореадор», «Жиральда», «Будь я король», «Глухой». В последней опере композитор использовал средневековую французскую песню «В Авиньоне на мосту», дав вторую жизнь этой народной мелодии. Одновременно Адан проявляет и литературный дар – его фельетоны и статьи публикуются в разных изданиях, включая «Театральный музыкальный вестник» в России».

Последним шедевром композитора стал балет «Корсар», впервые поставленный в Парижской опере в 1856 году. Это было не единственное и даже не первое воплощение байроновской поэмы на балетной сцене – но только балет Адана выдержал испытание временем.

Через несколько месяцев после премьеры «Корсара» композитор ушел из жизни.

Годы спустя другой французский композитор – Камиль Сен-Санс – в отчаянии восклицает: «Где чудные дни «Жизели» и «Корсара»?! … Необходимо воскресить их традиции… отдайте нам прекрасные балеты былых времен». Камиль Сен-Санс тревожился напрасно: прекрасные балеты Адольфа Шарля Адана и по сей день ставятся в музыкальных театрах мира – и вряд ли когда-нибудь будут забыты.

Источники:

  • https://bigenc.ru/c/adan-adol-f-f25446
  • https://www.belcanto.ru/adam.html
  • https://musicseasons.org/adolf-sharl-adan/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.