Анатолий Михайлович Адоскин
Анатолий Адоскин
Актер Анатолий Адоскин вошел в число великих исполнителей старого советского театра и кино. С присущими ему от природы тонкостью и интеллигентностью он создавал на экране и сцене яркие, запоминающиеся и похожие на него самого образы. Поклонники ценили в артисте органичность, умение уверенно держаться перед камерами и театральными софитами, восхищались его манерой речи.
Детство и юность
Адоскин родился 23 ноября 1927 года в Москве, в семье, далекой от искусства. Но сам Анатолий, еще будучи ребенком, почувствовал тягу к прекрасному. Интерес к творческой сфере пробудили в мальчике необычные соседи — в Козинском переулке проживали артисты Музыкального театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, музыканты и певцы. Ребенка завораживали звуки репетиционных партий, голоса, произносившие монологи. Уже тогда в нем зародилось желание выступать на сцене — правда, не как драматическому, а как оперному артисту. Он хотел стать таким же, как Федор Шаляпин или Энрико Карузо.
В то же время Анатолий не оставлял мечты о сцене. Но родители не одобряли планов наследника. Отец хотел, чтобы его отпрыск освоил более приземленную мужскую профессию, поэтому отправил сына в автотранспортный техникум. Правда, юноша не был усердным студентом, пропускал нелюбимые занятия, поэтому уже через год Адоскина отчислили.
Осмелев, будущий артист решил бороться за мечту, но оказалось, что прием в студию при Вахтанговском театре завершен. Тогда он сам нашел руководителя актерского курса Бориса Захаву и попросил зачислить его без экзаменов. Изумленный педагог решил прослушать Анатолия, и талантливого парня, действительно, пригласили на учебу. Однако в студии тот пробыл 3 дня — не смог смириться с тем, что, по его мнению, студенты слишком несерьезно, легкомысленно относились к актерскому ремеслу.
Театр
В 1943 году молодой человек поступил в студию Театра имени Моссовета, где обучался под руководством Юрия Александровича Завадского. В 1948-м Анатолий Михайлович получил диплом. По окончании студии актера пригласили в труппу театра. Адоскин запомнился зрителям как разноплановый актер, который по щелчку пальцев может менять свое амплуа. В театре он сыграл в таких спектаклях, как «Модная лавка», «Виндзорские насмешницы», «Трудовой хлеб» и других.
В 1961 году Адоскин ушел из Театра имени Моссовета по личным соображениям: устал от официозного репертуара, постановок на советские темы. Артист предпочел служить в «Современнике». С 1965 по 1968 годы он выступал на подмостках «Ленкома», где художественным руководителем был Анатолий Эфрос.
Актер признавался, что с Анатолием Васильевичем их связывали дружеские отношения, поэтому начальник и подчиненный обращались друг к другу на «ты». Но азарт продлился недолго: в 1967 году Эфрос отстранился от должности и стал режиссером в Театре на Малой Бронной, поэтому Адоскин решил вернуться в Театр имени Моссовета. Здесь актер прослужил до старости. Но и перестав играть в спектаклях, Анатолий Михайлович приходил за кулисы и поддерживал молодых коллег, давал им ценные советы.
Фильмы
Театр и кино — понятия схожие, но в то же время игра на сцене принципиально отличается от игры на камеру. Например, по-разному интерпретируются жесты, выражаются эмоции, в другой хронологии развивается персонаж и так далее. Поэтому неудивительно, что некоторые актеры перебираются со сцены на съемочную площадку, чтобы разнообразить свою творческую жизнь. В послужном списке Анатолия Михайловича более 60 примечательных ролей. В основном он играл добрых и наивных персонажей, которые неспособны на подлые и противоречивые поступки.
Дебютной работой Адоскина перед камерами стал приключенческий фильм Владимира Венгерова «Два капитана», где актер сыграл Валю Жукова. В 1958 году Анатолию Михайловичу посчастливилось сыграть в военной картине «Часы остановились в полночь», а затем артист появился в ленте Сергея Сплошнова «Любовью дорожить».
В 1961 году в фильмографию исполнителя вошел проект, принесший ему наибольшую популярность. Актер снялся в знаменитой ленте «Девчата», повествующей о юной Тосе Кислицыной, выпускнице кулинарного техникума, приехавшей по распределению в леспромхоз на Урале. Главные роли в комедии достались Надежде Румянцевой и Николаю Рыбникову, а самому Анатолию Михайловичу достался образ Вадима Петровича Дементьева, нового начальника-инженера. Герой Адоскина стремился по сюжету заполучить любовь первой красавицы женского общежития телефонистки Анфисы Павловны в исполнении Светланы Дружининой.
Также исполнитель поучаствовал в программе «Линия жизни» на телеканале «Россия-Культура». Последней работой артиста в кино стал сериал «Кураж», вышедший на экраны в 2014-м.
Личная жизнь
Актер признавался, что в театре у него никогда не случалось романов, хотя от поклонниц не было отбоя. В молодости Адоскин, рост которого 188 см, был тайно влюблен в балерину Ольгу Румянцеву. Но вскоре в личной жизни Анатолия Михайловича открылась новая страница: в 1944 году он познакомился с будущей супругой Ольгой Тарасовой (племянница Аллы Тарасовой, артистки театра и кино), которая танцевала в балете, а позднее стала балетмейстером и педагогом ГИТИСа.
Стоит сказать, что актер был примерным семьянином. Жена подарила Адоскину дочь Марию, которая стала учителем английского и получила кандидатскую степень по филологии, а позднее переехала в Америку. Сохранились архивные фото, запечатлевшие всех членов дружной и любящей семьи.
В канун своего 90-летия артист дал интервью, где назвал себя счастливым человеком, которому посчастливилось общаться с великими людьми. Педагогом Анатолия Михайловича по художественному слову в студии Завадского оказалась Елизавета Яковлевна Эфрон, сестра Сергея Эфрона, мужа Марины Цветаевой. Поэтому с юности Адоскин часто бывал в доме русской поэтессы, дружил с Ариадной Эфрон, провожал Мура (Георгия Эфрона) на фронт.
Когда Марина Ивановна вернулась из Парижа, оставила вещи у Елизаветы Яковлевны. Но для нескольких мешков рукописей в квартире не нашлось места, поэтому Анатолий Михайлович забрал их на хранение к себе в гараж. Позднее они были переданы в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства).
Смерть
20 марта 2019 года пресс-служба театра Моссовета сообщила о смерти Адоскина. Вероятнее всего, старейший артист театра скончался по естественным причинам. Анатолию Михайловичу был 91 год. Уход знаменитости оказался большой утратой для коллег актера.
Фильмография
- 1955 — «Два капитана»
- 1958 — «Часы остановились в полночь»
- 1959 — «Любовью дорожить»
- 1961 — «Девчата»
- 1968 — «Семь стариков и одна девушка»
- 1973 — «Каждый вечер после работы»
- 1976 — «Про дракона на балконе, про ребят и самокат»
- 1981 — «Женщины шутят всерьез»
- 1987 — «Живой труп»
- 2002 — «Дом дураков»
- 2005 — «Иисус Христос-суперзвезда»
- 2006 — «Тюрьма особого назначения»
- 2009 — «Огни большого города»
- 2013 — «Две зимы и три лета»
- 2014 — «Кураж»
Интересные факты
- В 2015 году Адоскин попробовал себя в амплуа писателя: он написал автобиографическую книгу «Ах, если бы вы знали, если бы слышали. », где поделился воспоминаниями о театре и о дружбе с великими актерами, например с Фаиной Раневской. На презентации издания Светлана Дружинина заметила автору: «Если бы я знала, что ты столь серьезная, столь начитанная, столь философствующая личность, я бы никогда не позволила такой фамильярности, с которой хлопнула тебя по голове в картине “Девчата” с фразой: “Шляпу, между прочим, так не носят!”»
- Актер Евгений Стеблов признался в интервью, что попал в театр Моссовета благодаря приглашению Адоскина.
- В июне 1999-го Анатолий Михайлович стал участником аудиопроекта «Карета Пушкина», приуроченного к 200-летнему юбилею со дня рождения «солнца русской поэзии».
Анатолий Михайлович Адоскин
Имя Анатолия Адоскина встречается в титрах более шести десятков картин, многие из которых интересны и современному зрителю. Самыми удачными его работами можно назвать ленты «Братья Карамазовы», «Любовью надо дорожить», «Анюта», «Возвращение Будды», «Женщины шутят всерьез».
Ностальгия по старому игровому кино иногда возникает не только у старшего поколения зрителей. Более молодому зрителю тоже интересно посмотреть картины, которые были сняты во времена Советского Союза. Их привлекает живое общение, настоящие чувства, интересный, иногда незамысловатый сюжет. Конечно, современный кинематограф намного ярче и красочнее, благодаря компьютерной графике и спецэффектам, но в последнее время почему-то предпочтение отдается старому доброму кино, особенно если роли в нем исполняют знаменитые артисты прошлого века, такие, как Анатолий Адоскин.
Детство и юность
Родился Анатолий Адоскин 23 ноября 1927 года в Москве. Его детство прошло в Козицком переулке, рядом с тем домом, где проживали артисты и оперные певцы. Неизвестно, откуда у него появился интерес к актерскому творчеству, может соседство с известными людьми, или просто мальчик родился талантливым, но он с детства мечтал о сцене. Он наблюдал за окнами соседнего дома, в которых свет не гас до самого утра, представлял, как там актеры учат свои роли или напевают оперную партию. Он очень хотел быть одним из них.
Больше всего Толю привлекало оперное искусство, он обожал Федора Шаляпина и хотел быть на него похожим. Однако по мере взросления Адоскин понимал, что нужно учиться актерскому мастерству, иначе ничего не выйдет. Анатолий настолько хотел сблизиться с людьми искусства, что начал ходить в тот двор постоянно, пока не нашел себе там новых друзей. Среди его знакомых оказался театральный капельдинер, который пропускал любознательного мальчика на все постановки, проходившие в театре.
Когда отец Анатолия узнал о намерении сына учиться на артиста, он был очень недоволен. Профессию актера тогда никто не воспринимал всерьез, это было баловством и не подходило настоящему мужчине. Именно отец настаивал на более земной профессии для сына, и в 1942 году практически за руку привел его в автотранспортный техникум. Учиться нелюбимому ремеслу Адоскину очень не хотелось. Он начал прогуливать занятия, и по-прежнему мечтал заниматься любимым делом. Из-за постоянных прогулов Анатолия отчислили из техникума после первого курса.
Он долго боялся признаться родителям об этом отчислении, а тут еще как на грех умудрился потерять рабочую карточку на продукты. Она выдавалась только работающим или студентам, поэтому восстановить ее не представлялось никакой возможности. Анатолий решил срочно поступать в актерскую студию, которая работала при театре им.Вахтангова, но и тут вышла незадача – вступительные экзамены давно прошли. Набравшись смелости, Адоскин решил пойти домой к педагогу курса Борису Захаве.
Потом Анатолий вспоминал, как пришел рано утром, постучал в дверь, и застал Захаву в домашнем халате, как не растерялся и залпом протараторил заранее заготовленную речь. Он сказал, что хочет учиться в его студии, понимает, что поздно, но он очень хочет учиться и просил его прослушать. Захава очень удивился, но под таким натиском сдался, и после прослушивания принял Анатолия на курс.
Однако проучиться Адоскину довелось всего три дня. Ему выдали рабочую карточку, и он бросил учебу. Не от того, что передумал быть актером, просто он увидел, как на репетиции мальчики заигрывают с девочками, и эта несерьезность ему очень не понравилась. Адоскин всегда считал, что искусство должно быть чистым и прекрасным, а люди искусства высоко духовными особами. Анатолий решил дожидаться, пока из эвакуации вернется Завадский.
Театр
В 1943-м Анатолий Адоскин стал студентом студии при театре им.Моссовета, где его наставником стал Юрий Завадский. Диплом об окончании вуза он получил в 1948 году. Театральная биография артиста началась сразу после выпуска, он остался в труппе этого театра. Вскоре поклонники и театральные критики заговорили о нем, как о разноплановом артисте, который как по мановению волшебной палочки меняет свои образы. Он был задействован во многих постановках этого театра, лучшими из которых стали «Модная лавка», «Трудовой хлеб», «Виндзорские насмешницы».
В 1961-м Адоскин оставил сцену театра им.Моссовета и перешел в «Современник». Причиной такого решения была усталость от репертуара. В 1965 году он снова сменил место службы, на этот раз его приняли в Ленком. Под руководством Анатолия Эфроса Адоскин прослужил до 1968 года.
Адоскин и Эфрос были близкими друзьями, поэтому никого не удивляло, что они друг другу не «выкали», обращались по простому на «ты». Именно по инициативе Адоскина в труппе театра появились Евгений Стеблов и Валентин Гафт. Однако эта эйфория длилась не очень долго. В 1967-м Эфрос ушел в театр на Малой Бронной, и Анатолий тоже не захотел оставаться, вернулся на свою самую первую службу – в театр им. Моссовета.
Картины
На первый взгляд может показаться, что кино и театр мало чем отличаются друг от друга. Однако на самом деле это совершенно два разных направления в искусстве. Одно дело находиться на сцене, когда перед тобой живой зритель, с его эмоциями, переживаниями, реакцией на происходящее. Совсем другие ощущения актер испытывает перед камерой. Некоторым артистам очень сложно впервые выйти на съемочную площадку, но Анатолий Адоскин справился с этим испытанием. За все годы он сыграл более шестидесяти персонажей, причем практически все они были положительными и запомнились зрителю некоторой наивностью и добротой.
Кинематографическая биография актера началась в 1955 году, когда он впервые попал на съемочную площадку картины «Два капитана», режиссера Владимира Венгерова. Ему досталась роль Вали Жукова. Спустя три года Адоскина пригласили на съемки фильма «Часы остановились в полночь». В 1959 году режиссер Сергей Сплошнов задействовал Адоскина в ленте «Любовью дорожить». Через два года Анатолия позвали в культовый проект «Девчата», рассказывающий о наивной поварихе Тосе в исполнении Надежды Румянцевой.
1968 год добавил в копилку артиста роль в ленте «Братья Карамазовы» по произведению Достоевского. Его партнерами по этой ленте были Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков.
Параллельно с этим артист работает в комедийном проекте «Семь стариков и одна девушка», который снял режиссер Евгений Карелов. По сюжету картины выпускница института физкультуры Лена назначена руководить «группой здоровья», основу которой составляют тунеядцы и алкоголики. Девушка долго пыталась приучить их к здоровому образу жизни, но поняла, что это бесполезно. И теперь она решила любой ценой добиться того, чтобы ее сняли с этой должности. Она заставляет своих подопечных выполнять сложные задания, в надежде, что они на нее пожалуются, и ее уволят. Но все получилось наоборот, старики влюбляются в своего тренера и стараются показать самые высокие результаты. В этой картине Адоскин стал холостяком Анатолием Сидоровым.
Карьера в кино наращивала обороты, каждый год артиста приглашали в несколько интересных картин. В 1973-м он сыграл в ленте «Каждый вечер после работы», в 1976-м его позвали на съемочную площадку фильма «Про дракона на балконе, про ребят и самокат», в 1981-м Адоскину досталась роль в ленте «Женщины шутят всерьез», 1987 год пополнил фильмографию картиной «Живой труп».
В новом веке работы заметно поубавилось. В 2002 году Андрей Кончаловский предложил Анатолию Адоскину второстепенную роль в психологической ленте «Дом дураков». Сценарий ленты разворачивается вокруг чеченской войны и клиники для душевнобольных. Эта картина принесла Адоскину заслуженную премию «Золотой орел» в категории за лучшую мужскую роль второго плана.
В 2014 году актер сыграл свою последнюю роль в кино в сериале «Кураж», и после этого больше не выходил на съемочную площадку.
В 2015-м артист попробовал свои силы в писательском ремесле. Он стал автором автобиографической книги «Ах, если бы вы знали, если бы вы слышали…». Он рассказал о службе в театре, о том, как складывались отношения с другими артистами, о своей дружбе с Фаиной Раневской. Не отказывался артист и от приглашений на телепрограммы. В том же 2015-м он стал участником передачи «Линия жизни», которая выходит на канале «Россия-Культура».
Личная жизнь
Анатолий никогда не был замечен в многочисленных романах, хотя признавался, что его тайной любовью в молодости была балерина Ольга Румянцева.
В личной жизни артиста была одна единственная женщина – его жена Ольга Тарасова, балерина. Их знакомство состоялось в 1944 году, девушка была родной племянницей Аллы Тарасовой. Молодые люди поженились, и спустя некоторое время в семье родилась единственная дочь Мария. Она окончила иняз и преподавала английский язык. Защитила диссертацию и имеет степень кандидата наук по филологии. В настоящее время живет с семьей в США.
Смерть
О том, что Анатолий Адоскин скончался, стало известно 20 марта 2019 года из сообщения пресс-службы театра им.Моссовета. Никаких сведений о причине кончины не нашлось, вероятнее всего это были естественные причины в связи с преклонным возрастом.
Адоскин был старейшим артистом театра, ему шел 92 год. Местом упокоения артиста стало Донское кладбище Москвы.
Избранная фильмография
- 1955 — Два капитана
- 1959 — Анюта
- 1959 — Любовью надо дорожить
- 1960 — Весенние грозы
- 1963 — Выстрел в тумане
- 1968 — Братья Карамазовы
- 1971 — Собака Баскервилей
- 1973 — Сибирский дед
- 1976 — Волны Чёрного моря
- 1994 — Возвращение Будды
- 2002 — Дом дураков
- 2008 — Ермоловы
- 2014 — Кураж
Ссылки
- Страница в Википедии
- Полная фильмография
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Биография Анатолия Адоскина
Советский и российский актер театра и кино Анатолий Михайлович Адоскин родился 23 ноября 1927 года в Москве.
Во время Великой Отечественной войны работал на заводе, где считался лучшим в цехе по сбору мин.
В 1942-1943 годах он учился в автотранспортном техникуме.
В 1948 году окончил театральную студию при Театре имени Моссовета.
По окончании студии был приглашен в труппу Театра имени Моссовета, где проработал до 1961 года.
В 1961-1965 годах был актером театра "Современник". Участвовал в спектаклях "Продолжение легенды", "Голый король", "Четвертый", "Старшая сестра", "Назначение".
В 1965-1968 годах работал в Театре имени Ленинского комсомола (ныне театр "Ленком"), где играл в постановках "До свидания, мальчики!" (Алеша Переверзев), "104 страницы про любовь" (Веселый гражданин), "Что тот солдат, что этот" (Чарльз Ферчайлд), "Каждому свое" (Архивариус), "Мольер" (Брат Верность), "Судебная хроника" и др.
В 1968 году Адоскин вернулся в труппу Театра имени Моссовета, где стал одним из ведущих актеров. Он исполнял роли в спектаклях различных жанров и направлений: Неизвестный в "Маскараде", Понтий Пилат в мюзикле "Иисус Христос — суперзвезда", Фон Шратт в "Белой гвардии", Нобер де Варен в "Милом друге", Принц Арагонский в "Венецианском купце", Фирс в "Вишневом саде" и др.
С большим успехом Адоскин играл в пьесе Нила Саймона "Комики" (2002) вместе с Борисом Ивановым, из-за скоропостижной смерти которого спектакль был снят с репертуара.
Всего актер сыграл в Театре имени Моссовета свыше 60 ролей.
В текущем репертуаре Анатолий Адоскин исполняет роли Адама Васильевича в постановке "Casting/Кастинг " и Епископа в музыкальном спектакле "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда".
В кино Анатолий Адоскин снимается с 1955 года. Дебютировал в картине Владимира Венгерова "Два капитана" в роли Вали Жукова.
Актер исполнял главным образом роли второго плана. Он играл Дементьева в фильме "Девчата" (1961), Радкевича в телесериале "Операция "ТРЕСТ" (1967), Сидорова в комедии "Семь стариков и одна девушка" (1968).
Среди фильмов с его участием — "Человек ниоткуда" (1961), "Братья Карамазовы" (1968), "Москва — Кассиопея" (1973), "Отроки во вселенной" (1974), "Пеппи Длинныйчулок" (1984), "Возвращение Будды" (1994), "Дом дураков" (2002).
В 2000-х года актер снимался в психологической драме "Палач" (2006), сериалах "Рельсы счастья", "Тюрьма особого назначения" (2007), "Полонез Кречинского" (2007), "Ермоловы" (2008), "Хранимые судьбой" (2011), "Две зимы и три лета" (2013), "Кураж" (2014) и др.
На телевидении и радио Анатолий Адоскин выступал с авторскими передачами, посвященными творчеству русских поэтов и писателей: "Что, мой Кюхля?", "Мой первый друг" (Иван Пущин), "Мой милый Саша" (Александр Одоевский), "О, Дельвиг мой", "В. А. Жуковский", "Жил поэт Баратынский", "Последний день Лицея", "Наш доброжелатель Козьма Прутков", "Чудотворец Батюшков", "Дайте, дайте мне Раневскую".
Много лет преподавал в Школе-студии МХАТ.
В 2015 году вышла книга воспоминаний Анатолия Адоскина "Ах, если бы вы знали, если бы слышали…".
В 1996 году Анатолий Адоскин удостоен звания Народного артиста РФ.
В 2002 году он был выдвинут на соискание национальной премии в области кинематографа "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" за работу в картине "Дом дураков".
Анатолий Адоскин женат на Ольге Тарасовой. Она — профессор ГИТИСа, балетмейстер, в прошлом — балерина Большого театра.
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/4539-anatolii-adoskin.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/anatoliy-adoskin/
- https://ria.ru/20171123/1509241038.html