У нас его звали Башлык». Свердловская одиссея поэта Александра Башлачёва
Гибель трехмесячного первенца, суицид сына, постриг жены. Как Александр Башлачев попал в «Клуб 27»
Бард прославился как один из наиболее ярких представителей советского андеграунда, причем вошел в историю не только как талантливый поэт и художник, но и как артист, ушедший слишком рано — в 27. Не миновали трагедии и потомков Александра Башлачева…
27 мая 1960-го в Череповце появился на свет Александр Башлачев, которого друзья впоследствии прозвали СашБаш. Мама будущего музыканта трудилась учительницей химии, а папа — работником теплосилового цеха, так что Саша и его сестренка Лена были часто предоставлены самим себе.
В три годика мальчик написал первое стихотворение, а в школе с легкой руки классного руководителя начал выпускать альманах. Увлечение поэзией сменилось интересом к прозе и журналистике, однако свою летопись о буднях девятиклассника Башлачев сжег, когда счел произведение бездарным.
После выпуска Александр намеревался поступить на ленинградский журфак, однако провалился после второго тура, так как не имел публикаций в крупных журналах. Вернувшись домой, юноша устроился на Череповецкий металлургический завод, а параллельно практиковался в живописи и выпускал статьи в газете «Коммунист». Как же поэта занесло в музыку, и почему его век оказался столь короток?
Талантлив во всем
Башлачев учился в Уральском госуниверситете, и схватывал все на лету, так что лекции предпочитал пропускать ради еще одного увлечения – музыки. Вместе с группой «Рок-сентябрь» Александр стал писать песни и выступать на фестивалях, однако на концертах предпочитал оставаться в тени.
С получением диплома Башлачев устроился все в тот же «Коммунист», однако идейные статьи больше не приносили удовлетворения. Когда же в 1984-м «Рок-сентябрь» распался, музыкант решил отправиться искать себя в Москву.
Еще при попытке поступить на ленинградский журфак парень познакомился с Леонидом Парфеновым, и вот теперь навестил старого знакомого в столице. В гостях Башлачев встретил Артемия Троицкого, и два журналиста уговорили коллегу задержаться в Москве. Каждый вечер Александр стал устраивать квартирники, исполняя свои песни перед другими творческими людьми.
Пиратские записи с импровизированных домашних концертов быстро распространились по стране, так что Башлачев обрел известность. Те же, кому посчастливилось увидеть «живое» выступление Александра, дивились, насколько музыкант отдается творчеству: мол, СашБаш буквально стирал пальцы в кровь, играя на гитаре. Поражала зрителей и склонность к импровизации: финал композиций «Некому березку заломати» и «Как ветра осенние» Александр постоянно менял.
«Это был оригинальный бикбит, смесь частушек и рок-н-ролла, - характеризовал творчество музыканта Александр Кушнир. - Саша Башлачев надевал кожаный ремешок себе на кисть с несколькими колокольчиками и когда он ударял по гитаре, создавалось ощущение микрооркестра. У него был какой-то божий дар общения с космосом. Плюс у него была высочайшая интеллектуальная подготовка, и диплом он писал про новую волну немецкого рока. У него был хороший немецкий, и он интуитивно мог переводить с английского. Однажды, взяв польскую газету, он начал шпарить, переводить. У человека был талант».
Из Москвы Башлачев перебрался в Северную столицу, где после квартирников состоялось первое его публичное выступление – с Юрием Шевчуком в аудитории Ветеринарного института. Запись концерта впоследствии издали под названием «Кочегарка», ну а Александр вскоре создал собственный альбом при содействии Сергея Фирсова, ставшего, по сути, директором артиста.
Башлачев почувствовал, что нащупал нужный путь, когда осел в Ленинграде и вступил в его знаменитый Рок-клуб. Трудоустроился же музыкант в котельную «Камчатка» - ту самую, где работал и Виктор Цой.
«У нас его звали Башлык». Свердловская одиссея поэта Александра Башлачёва
Есть мнение, что советский рок, перед тем как уйти в Историю, оставил после себя одного гения – поэта Александра Башлачёва. Жизнь и судьба барда были тесно связаны с тремя городами. При этом творческое становление автора «Времени колокольчиков», «Абсолютного вахтёра», «Палаты №6» и других известных песен происходило на Урале. Подробности – в материале ural.aif.ru.
Спасибо Питеру
В Свердловске Александр Башлачёв прожил около пяти лет, то есть почти пятую часть своей недолгой жизни. За то, что поэт вообще оказался на Урале, мы, несомненно, должны быть благодарны Питеру. В 1978 году он поехал поступать на факультет журналистики Ленинградского госуниверситета, но не прошёл из-за отсутствия публикаций. Тогда, отработав год художником-оформителем на заводе, Башлачёв поступил на журфак УрГУ. Таким образом столица Урала стала одним из трёх городов Советского Союза, получившая право называть поэта «своим».
Статья по темеАлександр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка цеха на местном предприятии и учительницы химии. Во время учёбы в Свердловске писал тексты для череповецкой группы «Рок-сентябрь» (на готовую музыку). Получив высшее образование, работал в газете «Коммунист» в родном городе, а осенью 1984 года перебрался в Питер. Давал «квартирники», участвовал в рок-фестивалях, объездил с концертами полстраны, получил всесоюзную известность. Трагически ушёл из жизни в 1988 году – в возрасте 27 лет.
Театральный критик, друг поэта Марина Тимашева вспоминала первую встречу с Башлачёвым в Ленинграде так: «Увидев его, я знакомиться с ним решительно расхотела, потому что была девочкой из хорошей московской семьи, более или менее интеллигентной, и не общалась ни с какими уркаганами. Он ещё был в тельняшке, в каких-то малопотребных джинсах и в кедах. Ну, в чистом виде то, что по кино у меня ассоциировалось с послевоенной шпаной. Я испугалась. То есть если бы я вечером встретила его в подворотне, думаю, сердце моё разорвалось бы от страха…»
Однако все, кто был хорошо знаком с Башлачёвым в столице Урала, отзываются о нём совершенно иначе.
Театр трёх актёров
«Нужно разделять жизнь Саши в Свердловске и его гастрольно-блуждающий период в Москве и Питере, - считает соратник Александра Башлачёва по журфаку УрГУ Андрей Дуняшин. – В университете он был вполне добропорядочным, спокойным парнем, который абсолютно не производил впечатления разгильдяя и урки. Мы познакомились в сентябре 1978 года. У Саши были длинные волосы (которые потом ликвидировала военная кафедра). Поначалу у него возникли проблемы с общежитием, и меня попросили его приютить. Не подумайте ничего плохого, но нам пришлось делить с ним одну кровать. Была такая сцена: утром в комнату заходит мой однокурсник, видит копну волос, торчащую из-под одеяла, и говорит: «Господи, Дуня спит с бабой». Башлачёв приподнимает голову и бросает: «Гоша, иди отсюда», после чего посылает товарища по известному сексуально-пешеходному маршруту.
Сегодня его называют СашБаш, реже – Башлач, но у нас он носил прозвище Башлык. Саша был обычным студентом, весёлым, достаточно общительным. Выделялся тем, что ходил в фирменных джинсах, чем не могло похвастаться большинство из нас. У него был страшно разбитый магнитофон «Комета», мы слушали на нём отечественный андеграунд, западную рок-музыку».
В 1981 году Башлачёв поехал с однокурсниками на картошку. «Не могу сказать, что Саша посвящал всего себя уборке урожая на полях совхоза «Красноуфимский», мучительно собирая клубни, - отмечает Дуняшин. – Но именно там сформировался Театр трёх актёров – стихийное творческое объединение ребят, которые играли на гитаре и неплохо писали тексты – коротенькие пьесы, стихи, сценарии. Это были Лёша Тюплин, Саша Башлачёв и примкнувший к ним Сергей Нохрин. На полевых работах они устраивали целые представления.
Есть такая святая для всех представителей СМИ дата – 8 сентября, День международной солидарности журналистов. После трудового дня в столовой был организован праздничный ужин, завхозы тайно доставали запретные напитки, разливали их в чайники, хотя кураторы обо всём догадывались. Заканчивалось всё перформансом в исполнении Театра трёх актёров».
На тему Тарковского
Спектакли ребят отличались большим разнообразием. Однажды это были фантазии на тему Андрея Тарковского. Зрителей вывели из столовой и потащили по полям, погружая в атмосферу «Сталкера», как бы отыскивая тот самый Золотой шар, исполняющий самые сокровенные желания. Накануне прошли дожди, грязи было по колено, тракторы застревали. Но студенты-журналисты имеют особую проходимость…
Башлачёв и Нохрин хорошо рисовали и выдумали на картошке образ художника Льва Перловича – автора авангардного течения параллелепипедизм. Его картинами они украсили столовую. Это был особенный художественный язык: два параллелепипеда друг на друге – любовь, а если рядом, то дружба… Эти ватманские полотна потом перевезли на журфак, сложили в отдельной комнате, но со временем всё было утеряно.
Статья по теме«Как-то мой однокурсник Слава Селиванов купил по случаю за рубль большую балалайку-контрабас без одной струны, - вспоминает Андрей Дуняшин. – Была флейта, ещё какие-то инструменты. Весной мы с Башлачёвым вышли на баскетбольную площадку между зданиями на ул. Большакова, 79 и 77 и там играли всё подряд: рок-н-роллы, песни советской эстрады. Дело закончилось тем, что студенты-историки, которые готовились к сессии, запустили в нас консервной банкой…»
Многих, кто впервые общался с Башлачёвым, смущала «фикса» у него во рту, придававшая его облику слегка «приблатнённый» вид. На самом деле всё просто: когда Александру было 12 лет, он поскользнулся на мокром полу, упал и выбил передний зуб. Вместо родного ему вставили золотой.
Дом без адреса
В песне «Поезд № 193 Ленинград – Свердловск» у Башлачёва есть слова: «На улице Сакко и Ванцетти мой дом 22». Сохранились фото, где поэт сидит на крыльце этого самого дома. До революции там был особняк купцов Агафуровых, а сегодня размещается представительство республики Татарстан. Здание относится к объектам культурного наследия. Когда в Екатеринбург приезжают почитатели творчества СашБаша, они, ориентируясь по тексту песни как по путеводителю, ищут дом № 22 и – не находят. Такого адреса на улице нет. «Дом Башлачёва» имеет сегодня номер 24. Вероятно, ранее там был комплекс построек, часть из которых снесли, а возможно, что изначально особняк значился, как 22/24.
Статья по теме«Я приехал в Свердловск в 1982 году учиться в аспирантуре, - рассказывает переводчик, театральный критик Алексей Кокин. – Мест в общежитиях не хватало, но у руководства УрГУ существовала негласная договорённость с ВООПИК (Общество охраны памятников): студенты жили в старинных деревянных домах на улице Сакко и Ванцетти, чтобы поддерживать и спасать исторические здания от разрушения. Мне досталась кровать с панцирной сеткой в большой парадной комнате на втором этаже дома № 22. Никакой особой чести я в этом не видел: всё было очень запущено. В предыдущую зиму в здании полопались батареи, помещения приходилось отапливать дровами.
Хотя топили чем придётся. Неподалёку достраивалось здание Дома Советов, мы ходили туда тырить торфобрикеты, с помощью которых рабочие варили битум. Комната была огромная, и, чтобы её протопить, требовалось пять-шесть часов. Но зато она дня два-три держала тепло. Я купил себе матрас на Центральном рынке и пошёл отмечать новоселье. Парадный вход заколочен, я зашёл с чёрного входа. Электричества не было. Тёмный коридор освещал только золотой зуб какого-то не очень трезвого парня, который, увидев меня, подошёл и, даже не поздоровавшись, спросил: «А вы читали книгу Ричарда Олдингтона «Все люди – говно»? Это оказался Саша Башлачёв. Как полагаете, можно забыть человека, знакомство с которым состоялось подобным образом?
Впрочем, наши отношения носили исключительно бытовой характер: занять чайной заварки, картошки, дров на растопку. У нас у обоих были гитары, у него – какая-то дешёвая «фанерка», у меня – гэдээровская Musima. Но играл он в те годы очень плохо. Конечно, я тогда и представления не имел, с кем я живу, у нас была своя тусовка. Я дружил со многими представителями свердловского рока, но о Башлачёве из них не знал практически никто. Это была корпоративная среда, куда зайти было достаточно сложно. В 1983 году Саша съехал, и вскоре я остался в доме один.
Статья по темеО его смерти я узнал совершенно случайно. В те годы в СССР самым популярным журналом был «Огонёк». Я его выписывал, регулярно читал и вдруг наткнулся на публикацию, связанную с гибелью Саши. Увидел фото и подумал: этого человека я знаю. В тот момент я реально ошалел. Полагаю, что главная загадка Башлачёва заключается в том, как за такое короткое время из «урлы», вчерашнего студента он превратился в Поэта с большой буквы. Природа этого дара абсолютно не понятна. А дом на улице Сакко и Ванцетти снится мне до сих пор».
Друзья вспоминают, что в студенческие годы Башлачёв дал в Свердловске единственный концерт – в общежитии архитектурного института. Слушатели его не оценили, хотя кто-то и сравнил его с Владимиром Высоцким.
Жизнь после смерти
«Я поступала на журфак в 1992 году, мы были первым курсом, который уже не посылали на картошку и лишили истории КПСС, - вспоминает журналист, рок-экскурсовод Светлана Толмачёва. – Пришла в общежитие на ул. Большакова, 79. Старшекурсники, проводя экскурсию, показали нам каморку на третьем этаже рядом с мужским туалетом, очень торжественно заявив: «Здесь жил СашБаш». Мы спрашиваем: «Кто это?» Возмущению их не было предела: «Господи, набрали девочек по объявлению! Учите матчасть. Вы попали на легендарный факультет Уральского госуниверситета, откуда вышел Александр Башлачёв!» Но мы были уже другим поколением, приехали из разных регионов России, и у многих интересы никак не пересекались с роком».
Тем не менее на два-три года после смерти Башлачёва журфак УрГУ стал местом настоящего паломничества абитуриентов, приезжавших в Свердловск со всей страны – учиться там, где учился СашБаш. Из-за дефицита информации многие были уверены, что это его родной город.
Статья по темеСуществует ряд мифов о Башлачёве, один из которых касается его пребывания в Свердловске. В 1982 году в клуб архитектурного института, где репетировала будущая группа «Наутилус Помипилиус», звукооператор Андрей Макаров привёл Башлачёва, познакомил его с Вячеславом Бутусовым и показал последнему тетрадку с его текстами. Случай этот уже после смерти поэта породил массу слухов о том, что в первом альбоме «Нау» якобы были задействованы его стихи.
«Иной миф бывает правдивее и вернее любых, даже самых проверенных фактов, - говорит писатель, автор биографии поэта Лев Наумов. – В своём первом интервью, которое дал мне Вячеслав Бутусов, он наотрез отрицал участие Башлачёва в том альбоме, но впоследствии начал до некоторой степени сомневаться, а сейчас чуть ли не утверждает, что так оно и было! С другой стороны, я не думаю, что данный факт имеет какое-то принципиальное значение, потому что это был ещё не тот Башлачёв, которого мы знаем по его зрелой поэзии».
Уже окончив университет и вернувшись на родину, Александр писал своему другу, поэту Сергею Нохрину: «Слово «Урал» действует на меня магически неотразимо. Вспоминая Свердловск, я смахиваю с ресниц капли сухого вина». Он ещё неоднократно приезжал сюда, а в 1987 году – за четыре месяца до смерти – отыграл три концерта подряд. Два из них президент Свердловского рок-клуба Николай Грахов организовал, чтобы собрать ему денег на обратную дорогу.
Александр Башлачёв. Нелепая гибель барда.
Александр Николаевич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец - 17 февраля 1988, Ленинград) - певец, автор и исполнитель песен. Ключевая фигура и икона для поклонников русского рока, один из важнейших представителей советского андеграунда.
Александр Башлачёв родился в Череповце, Вологодской области, в семье начальника участка теплосилового цеха — Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны.
В 1977-1978 работал художником на Череповецком металлургическом комбинате. В 1978-1983 учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».
В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.
Первый концерт-квартирник Башлачёва в Москве прошёл в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках[2]
В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка»[3].
В то же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва[3].
На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка»[3]. В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».
1987, весна - съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события[4].
Июнь 1987 - выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.
Август 1987 - съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.
29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.
Между 7 и 9 часами утра 17 февраля 1988 года выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, погиб на месте. Наиболее вероятная версия смерти - самоубийство[5], однако истинные причины падения точно не установлены. 23 февраля 1988 - похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище.
Покойного Башлачёва иногда включают в клуб 27 наряду с музыкантами, погибшими в 27 лет.
20 ноября 1988 года состоялся первый концерт памяти Александра Башлачёва.
Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум[6].
"Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.
Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.
Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью".
- Булат Окуджава, 1988[1]
Задача данной статьи - выяснить причину гибели автора и исполнителя песен, одного из важнейших представителей советского андеграунда АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЁВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.
Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека". http://www.proza.ru/2012/03/16/1446
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.
2 3 28 40 41 65 72 75 76 88 94 105 123 124 138 143 160 174 184 195 210 222 223 229 232 242 266
Б А Ш Л А Ч Ё В А Л Е К С А Н Д Р Н И К О Л А Е В И Ч
266 264 263 238 226 225 201 194 191 190 178 172 161 143 142 128 123 106 92 82 71 56 44 43 37 34 24
1 13 19 30 48 49 63 68 85 99 109 120 135 147 148 154 157 167 191 193 194 219 231 232 256 263 266
А Л Е К С А Н Д Р Н И К О Л А Е В И Ч Б А Ш Л А Ч Ё В
266 265 253 247 236 218 217 203 198 181 167 157 146 131 119 118 112 109 99 75 73 72 47 35 34 10 3
БАШЛАЧЁВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ = 266.
"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
266 = Б(еда) +(н)АШЛ(о) (з)А(тмение) + (ник)ЧЁ(мность) + (пережи)ВА(ние) + (тяжё)Л(ое) (переживани)Е + (а)К(т) С(амоубийств)А + (высот)Н(ое) (па)Д(ение) + Р(азбился) + НИК(чёмность) + (с)О(верши)Л (с)А(моубийство) + (прыга)Е(т) В(н)И(з) + (кон)Ч(ина).
266 = Б,, + ,,АШЛ,, ,,А,, + ,,ЧЁ,, + ,,ВА,, + ,,Л,, ,,Е + ,,К,, С,,А + ,,Н,, ,,Д,, + Р,, + НИК,, + ,,О,,Л ,,А,, + ,,Е,, В,,И,, + ,,Ч.
Справка:
Суицид: причины, профилактика
uyarcrb.ru›wp-content/uploads/2019/12/…
Нередко самоубийства свершаются из-за доминирующих у человека идей собственной никчёмности и виновности. Для некоторых акт суицида – своеобразный способ «очищения» души от гнетущего чувства вины.
Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 121-СЕМНАДЦАТОЕ + 92-ФЕВРАЛЯ = 213.
"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
213 = (вы)С(отное) (падени)Е + (са)М(оубийство) + (оста)Н(овк)А (сер)ДЦА + (разбивае)Т(ся) О (з)Е(млю) + (катастро)Ф(а) + (прыга)Е(т) В(низ) + РА(зби)Л(с)Я.
213 = ,,С,, ,,Е + ,,М,, + ,,Н,,А ,,ДЦА + ,,Т,, О ,,Е,, + ,,Ф,, + ,,Е,, В,, + РА,,Л,,Я.
266-код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 213-СЕМНАДЦАТОЕ ФЕВРАЛЯ + 53-В ДЕПРЕ(ссии).
Как ни странно, но практически все, кто обращается к причинам самоубийства Башлачёва, сходятся на том, что их объяснить невозможно. Вот лишь несколько высказываний людей, пытавшихся раскрыть тайну добровольного прощания с жизнью Саши Башлачёва «Его смерть до сих пор остается загадкой»; «До сих пор загадка, почему он ушёл тогда, когда, казалось бы, — после безверия и мрака - начиналось его колокольное время. А может, и не надо, не стоит отгадывать эту загадку.
Ибо объяснённый поэт уже не поэт»; «Что означало его добровольное прощание с жизнью — этот грохот раскрытого окна в никуда»; «Не хотелось бы углубляться в причины и мотивы того, что он совершил, дабы не разводить сплетни, тем более что причины эти не общественные, они скрывались в нём самом»; «Отчего ушёл из жизни Саша Башлачёв. Может быть, от ощущения своей чуждости настоящему. Словно попав во временной водоворот, он так и не смог выбраться из прошлого…»;
«Почему он решил оборвать жизнь (а значит, и поэзию) - тоже тайна, и не стоит рядить её в романтические одежды фатальности, якобы неизбежной для поэта ранней гибели»; «А когда мир так неустроен, несовершенен и так беспощаден ко всему, что любимо. Наверное, можно и это пережить. Наверное, можно. Он не смог. И в этом не его вина»; «Мы уже никогда не узнаем ответа на вопрос почему он решился на этот шаг. Шаг в открытое окно, шаг в никуда, в темноту и бесчувствие.
Никто — ни его близкие, ни друзья, ни любимая женщина — не может сказать, отчего сделал он этот шаг не во времена, когда нашей жизнью правили тупость и самодовольная бездарность, когда всё талантливое отчаянно проигрывало или выходило из игры, даже не пытаясь победить. Он ушёл из этой жизни, когда у всех нас появилась надежда, когда все захлёбывались разрешенной свободой, многообразием возможностей и планов. Он получал выгодные предложения, мог выходить на сцену и петь свои песни. Но он предпочел молчание… А может быть, уже тогда он предчувствовал появление хаоса, родившего неуверенность и поглотившего надежды на нормальную человеческую жизнь, на гармонию в душе и в доме.. Впрочем, он был далёк от политики, но остро чувствовал печаль и одиночество жизни, переменчивую хрупкость прекрасного и «весёленький» юмор зла…» Также существуют мнения, что, Башлачёв, как русский поэт, поэт с большой буквы, просто не мог поступить по-иному «И мог ли поэт, столь преданный жизнетворческой концепции и обладающий таким предельно трагическим голосом, закончить жизнь иначе». Многие пытаются свести причины его самоубийства к психическим отклонениям, наркотикам и даже политике. «Наверное, настоящая медицина могла бы спасти его от депрессии - та медицина, которой у нас нет»; «Был подвержен приступам депрессии, проходил курс лечения в психиатрической клинике»; «Как это произошло, мы сумели понять, но вот — почему… Я всё-таки думаю, что самоубийством это не было - по крайней мере, самоубийством в классическом виде. Я склоняюсь к мысли, что тут виноваты грибы. И грибы действуют на психику очень странным, непредсказуемым образом - особенно на такую восприимчивую психику, какая и была у Саши. Могут подтолкнуть к самым невероятным действиям. Мне кажется, ему в тот момент показалось, что он сможет полететь. И он полетел…» (Задерий).
Его гражданская жена Анастасия Рахлина, рассказала, что Александр постоянно находился в состоянии депрессии, усилившейся в последнее время. Он чувствовал себя одиноким, несмотря на кажущуюся общительность. Люди его не понимали, а жизнь не складывалась так, как надо. Многие не видели того, что он чувствовал и понимал: это угнетало Башлачёва, постоянно находившегося в тоске.
Он как метеор ворвался в культурную жизнь страны и также быстро оттуда вышел. Теперь по крупицам собирают его наследие, пытаются разгадать феномен его загадочного гения. О его творчестве написаны книги, статьи, филологические исследования и диссертации.
Что это была за вселенная – Александр Башлачёв? Что пыталось говорить с нами через него?
Саша сам неоднократно рассказывал, что стихи его буквально осеняли. «Луч света, столб такой, потом - стихи» - как говорил он сам о процессе озарения своему приятелю Сергею Смирнову. А один раз ответил другому своему приятелю, Марку Копелеву на вопрос - как это происходит у него: «Ты знаешь, мне кажется, что это не я… пишу. А кто? Я не знаю… Кто-то там…» и показал глазами куда-то вверх. Часто он до конца не понимал смысла написанного, и только в процессе обработки пришедшего материала начинал вникать в суть. Всё это говорит только о том, что тут было действие высокого духовного существа, которое избрав Сашу сосудом, инспирировало его. Так или иначе многие творческие люди испытывают подобного рода инспирации, только всё это с разной степенью таланта доносится в итоге до мира. Уровень инспираторов, их принадлежность к разным, часто полярным духовным сферам, весьма по-разному определяют деяния их земных со-творцов.
С сентября 1984 по май 1986 года Саша писал в таком нечеловеческом, плотном ритме, что просто диву даёшься. Практически 60 песен, было написано тогда, многие из которых как «Егоркина былина» и «Ванюша» уже по одному времени исполнения выходили за рамки просто песни. Это были настоящие мистерии, своего рода былинные исповедания по 15-20 минут каждая. А еще были «Имя имён», «Вечный пост» и др., тоже немаленькие.
И вот в мае 1986 года поток света иссяк. Наступила тишина. Саша наверно не сразу понял, что это конец подаркам. Он вымотался и думал, что пришло время взять тайм-аут и немного перевести дух. Силы человеческие не запредельны. Он был выкачан и творчеством и концертами. Но это был уже предопределённый конец творческого пути. Фактически всё что было с мая 1986 по февраль 1988 года, иначе как агонией и не назовёшь.
Творящий Дух, что столько подарил ему, покинул его. Саша не сдавался, искал путь к нему. Но время шло, а не происходило ровным счетом ничего. Летом 1987 года Саша с женой Настей просидели в деревне под Череповцом около месяца и это была последняя попытка начать опять писать. Настя уверяет, что он очень много написал за этот месяц, сидел все ночи напролёт с гитарой, пытался облекать стихи в песни. Но потом всё написанное уничтожил, и ушёл авто-стопом с приятелем Славой Задерием в Среднюю Азию на несколько месяцев. Очевидно он понимал, что это не уровень «Ванюши», «Вечного поста» и другого его великого. Это был уже он сам, беспомощный перед той невероятно завышенной планкой, ниже которой он уже прыгнуть не имел права.
«Он был поэт – этим и интересен» (И. Смирнов); «Ближе всего, конечно, слово „поэт“, но в его изначальном природном значении, смыкающимся с игрой стихий»;
«Башлачёв – поэт, а не историк и философ» (А. Житинский); «Знала, что Саша Башлачёв – поэт, а не текстовик» (Н. Науменко); «истинный поэт, Поэт от Бога, он рано или поздно должен был занять место в литературе» (И. Карней); «Башлачёв был гениальным поэтом» (А. Рахлина); «Рок был „обезглавлен“, потеряв своего лучшего поэта» (Г. Фролова); «Чем больше времени проходит, тем более загадочной кажется эта фигура. Личность. Поэт» (Е. Борисова); «А. Башлачёв состоялся как поэт» (В. Кошелев, А. Чернов); «Поэт подлинный, поэт в самом высоком значении слова» (А. И. Николаев); «Если о литературных достоинствах многих рок-текстов можно долго дискутировать, то что Башлачёв – поэт, является бесспорным» (О. В. Палий).
Чтобы дополнить картину, приведем отзывы на публикации произведений Башлачёва: «Совершенно ясно одно – в мире жил поэт. Поэт незнакомый, но истинный, сказавший свое слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью» (Б. Окуджава); «Его талант должен был украсить российскую поэзию 80-х годов… Он имел гораздо больше прав на признание, чем многие из тех, чьи поэтические сборники годами пылятся на полках магазинов» («Собеседник», август 1988 г.); «Одно ясно и сейчас: Башлачёв – национальный наш поэт» (А. Зарубин); «Мы с ним на берегу Аксая буквами, наверное, размером в десять на десять метров написали: „Вся власть поэтам“» (Задерий).
Позже вокалист рок-группы «Рок-сентябрь» Олег Хакман рассказывал: «Башлачёв был у нас очень шикарным поэтом. Все были довольны. Мы песни уже свои записали.
Саню же никто не знал. Что такое поэт группы? Никто же не знает что это такое. Меня там с бас-гитарой, Славку…. Это понятно. А что там стихи? А потом только, по прошествии времени… Саня Башлачёв — поэт. Мы звёзды. Саню на руках, помню, в день рождения в зал несли. Он был именно тем поэтом — фирменным, настоящим.
А то, что он уже делал потом с гитарой там уже взаправду… Ему эти хиты написать ерунда была. Для него это вообще не главное было. Хотя эти хиты по всей России знают. «Эй, помогите! мне очень трудно одному…» — гений написал! Сейчас я думаю, что Башлачёв гений. Слова, послушай слова:
Дождь все дороги заливает,
Небо как будто решето.
Мой островок остался с краю
И не плывёт сюда никто.
Где вы, друзья?
Что стало с вами
В мире, затихшем как во сне?
Только прощальными гудками
Ваш телефон ответил мне.
Эй, помогите!
Мне очень трудно одному.
Эй, вы поймите то,
Что и сам я не пойму.
Это гений. Не в смысле: поэт-гений, а он гений по сути. Он время опережал. Он придумал, сказал мне: «Олега, давай сделаем алфавит». С такой интонацией придумать алфавит мог только Башлачёв. Игра интонации. Он чувствовал вот это всё— слово, слог, интонации — это же очень важно для поэта. И сейчас уже Башлачёва вспомнили. Хотя, в принципе, его не видели, не знали, никто его не воспринимал. Парадокс заключается в том, что жизнь расставляет всё на свои места во времени. Я теперь понимаю, почему Саша сгорел-то. В общем — то он тоже не человек мегаполиса. Он добрый нормальный человек, который думал, можно сказать, сидя у себя там, на Энгельса 61 .Он видел больше и знал больше, он был очень умным талантливым человеком. Он видел, он знал всё. Он эту жизнь, которой сейчас мы живём, он её знал, он её чувствовал уже. Я сейчас пою эти песни и они, будто написаны вот-вот, только что. А уже 20 лет прошло. Вот на чём, я считаю, надо заострить внимание. Потому что мы не можем сами себя оценить. Для людей Башлачёв — это ностальгия, в первую очередь. Потому что это был «Рок-сентябрь», и без Башлачёва его нет. И может быть без «Рок — сентября» Башлачёва нет, потому что он впитал в себя это всё, потому что для него, это период был такой стартовый, площадка такая — Дом Культуры».
Песни Башлачёва слушатели приняли с восторгом, он играл квартирники и в Москве, и в Ленинграде, и в Сибири, и в средней Азии, написав много песен в этих поездках. Пик его творчества пришёлся на 1985 год, в течение которого были написаны песни «Ванюша», «Посошок», «Егоркина Былина», «На Жизнь Поэтов», «Абсолютный Вахтер» и «Случай в Сибири». Сам Башлачёв говорил, что песни его просто «осеняли», а смысл некоторых строчек он разгадывал спустя месяцы. Все эти произведения в исполнении Башлачёва производили на слушателей неизгладимое впечатление. Так, например, былина «Ванюша» приводила слушателей в ступор, показывая вывернутую наизнанку русскую душу со всеми её противоречиями, рваными краями, уродством и красотой. Башлачёв забывал обо всём, когда пел «Ванюшу», а слушатели, очнувшись с последним аккордом, обычно замечали, что гитара была в брызгах крови, так как Башлачёв разбивал себе пальцы, добиваясь того, чтобы у слушателей стояли слёзы в глазах, и было ощущение исповеди в сердце.
В последний год своей жизни Башлачёв явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались неясны. Возможно, это была неадекватность восприятия окружающей действительности. Он совершал неоднократные попытки самоубийства, одна из которых произошла накануне пятого рок-фестиваля. В начале 1988 года Башлачёв дал несколько концертов в Москве и запланировал новые выступления, но концерт на квартире Марины Тимашевой 29 января 1988 года оказался его последним выступлением. 17 февраля 1988 года Александр Башлачёв после возвращения в Петербург покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова.
Башлачёв оставил потомкам совершенно уникальное наследие. За короткий промежуток времени он создал более шестидесяти песен, на формирование стиля которых и его поэтического языка, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия. Башлачёв создал свой собственный художественный мир, влияние которого, в свою очередь, заметно во многих песнях групп «Алиса», «Кино», «Калинов мост» и многих других рок-коллективов.
Об Александре Башлачёве был снят документальный фильм «Смертельный полёт».
chtoby-pomnili.livejournal.com›525242.html
Когда Саша Башлачёв начинал петь, то он из маленького, щуплого юноши за несколько секунд превращался в сказочного исполина. Это преображение наблюдали многие. У многих слушателей от тяжёлого умственного и эмоционального перенапряжения не выдерживали нервы. Были случаи, когда присутствующие на квартирниках дамы падали в обморок. Марина Тимашева как-то сказала Саше, что когда она слушает его песни, то у неё в мозгу как бы случается микроинсульт, что каждую секунду там словно взрывается маленькая бомба. Саша её спокойно выслушал и ответил: «А теперь, Марина, представь себе, что я переживаю внутри себя, что я несу в себе». У Саши было понимание своей крестной ноши.
Пора Сашу вытаскивать из закрытого рок-н-рольного сообщества, и выводить на уровень национального достояния России. Да и деятелям культуры, пора уже наконец понять, что в его лице они проглядели последнего гения ушедшей эпохи.
6-11 октября 2011
Александр Башлачёв - последний гений ушедшей эпохи
Но что же, по мнению мифотворцев, толкнуло Башлачёва на самоубийство? Уверенность, что только после смерти ему гарантирована слава? Театральный эффект, который должно было произвести самоубийство на публику? Или нечто иное?
Как ни странно, но практически все, кто обращается к причинам самоубийства Башлачёва, сходятся на том, что их объяснить невозможно. Вот лишь несколько высказываний людей, пытавшихся раскрыть тайну добровольного прощания с жизнью Саши Башлачёва: «Его смерть до сих пор остается загадкой»; «До сих пор загадка,почему он ушёл тогда, когда, казалось бы, – после безверия и мрака – начиналось его колокольное время. А может, и не надо, не стоит отгадывать эту загадку?
Ибо объясненный поэт уже не поэт»; «Что означало его добровольное прощание с жизнью – этот грохот раскрытого окна в никуда?»; «Не хотелось бы углубляться в причины и мотивы того, что он совершил, дабы не разводить сплетни, тем более что причины эти не общественные, они скрывались в нём самом»; «Отчего ушёл из жизни Саша Башлачёв? Может быть, от ощущения своей чуждости настоящему? Словно попав во временной водоворот, он так и не смог выбраться из прошлого…»;
«Почему он решил оборвать жизнь (а значит, и поэзию) – тоже тайна, и не стоит рядить её в романтические одежды фатальности, якобы неизбежной для поэта ранней гибели»; «А когда мир так неустроен, несовершенен и так беспощаден ко всему, что любимо? Наверное, можно и это пережить. Наверное, можно. Он не смог.
И в этом не его вина»; «Мы уже никогда не узнаем ответа на вопрос: почему он решился на этот шаг? Шаг в открытое окно, шаг в никуда, в темноту и бесчувствие.
Никто – ни его близкие, ни друзья, ни любимая женщина – не может сказать, отчего сделал он этот шаг не во времена, когда нашей жизнью правили тупость и самодовольная бездарность, когда всё талантливое отчаянно проигрывало или выходило из игры, даже не пытаясь победить. Он ушёл из этой жизни, когда у всех нас появилась надежда, когда все захлёбывались разрешенной свободой, многообразием возможностей и планов. Он получал выгодные предложения, мог выходить на сцену и петь свои песни. Но он предпочел молчание… А может быть, уже тогда он предчувствовал появление хаоса, родившего неуверенность и поглотившего надежды на нормальную человеческую жизнь, на гармонию в душе и в доме. Впрочем, он был далёк от политики, но остро чувствовал печаль и одиночество жизни, переменчивую хрупкость прекрасного и „весёленький“ юмор зла…»
Свидетельство о публикации №217090300288 Рецензии
Спасибо, что вы компактно собрали и преподнесли информацию о Александре Башлачёве. С главной вашей мыслью совершенно согласен: Башлачёв прежде всего великий поэт и его должны изучать в школе. Он намного шире рамок рок-поэзии. Я думаю, что тогда тот посыл, тот заряд, который он нёс в своей поэзии, проще и быстрей было донести через рок-музыку, и донести именно до молодёжи. Потому что его поэзия, несмотря на то, что он описывает с болью все несчастья Руси, который наша страна переживала в те года, его поэзия несёт веру в возрождение, что сейчас и происходит. Он как будто конкретизировал, обозначил и вобрал в себя всю неимоверную боль Руси, и тем самым открыл путь для будущего её возрождения. Это моя версия, не настаиваю.
С уважением, за вашу статью!
Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич, за положительный отзыв.
Здоровья Вам и удач во всём.
Источники:
- https://www.starhit.ru/story/gibel-trekhmesyachnogo-pervenca-suicid-syna-postrig-zheny-kak-aleksandr-bashlachev-popal-v-klub-27-886191/
- https://ural.aif.ru/culture/person/u_nas_ego_zvali_bashlyk_sverdlovskaya_odisseya_poeta_aleksandra_bashlachyova
- https://proza.ru/2017/09/03/288