Александров А. В. жизненный и творческий путь композитора
Две судьбы Александра Александрова
Александр Александров родился 13 апреля 1883 года в большом торговом селе Плахино Рязанской губернии, где сохранялась народная певческая традиция. Музыкально одарённый мальчик подпевал взрослым во время праздников, участвовал в детском хоре в местной школе, пел на клиросе в храме. Никто не мог предположить, что этот певчий с 1918 по 1922 год будет последним регентом Храма Христа Спасителя. Любовь к народной песне, распевы церковных богослужений оказали основное влияние на формирование его композиторского мышления.
Среди редких музыкальных рукописей в отделе документов и личных коллекций Музея музыки хранится автограф нескольких духовных сочинений Александрова, в частности, песнопения «Свете Тихий», «Хвалите имя Господне» и др.
А.В. Александров. «Свете Тихий» № 2. Фрагмент. Автограф. Москва [1818–1922]
В 9-летнем возрасте Александров переехал в Санкт-Петербург и обучался в лучшем хоровом учебном учреждении России – Придворной певческой капелле.
А.В. Александров. Санкт-Петербург [1895–1897]
Своей феноменальной памятью и абсолютным музыкальным слухом Александр не раз приводил педагогов в изумление. Например, однажды он полностью воспроизвёл на фортепиано сложную партитуру один раз прослушанной им «Херувимской» своего учителя Евстафия Степановича Азеева.
Е.С. Азеев. Композитор, хоровой дирижёр. С 1901 года – учитель пения и преподаватель регентских классов Придворной певческой капеллы. Санкт-Петербург [1900]
В четырнадцать лет Александров получил звание регента.
Два года (1900–1902) он обучался в Санкт-Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, А.К. Глазунова. Однако из-за материального положения ему пришлось оставить занятия и начать работать.
Письмо А.В. Александрова на открытке к своей жене Ксении. Автограф. Бологое, 1908
В фондах Музея имеются старинные и редкие фотографии, сделанные в период его работы в Твери. В этом городе проявились его музыкальные и лидерские способности. Александров развернул широкую просветительскую работу по регентскому искусству, ввёл практику наставничества, организовал педагогические курсы, а также руководил Архиерейским хором Спасо-Преображенского собора и хором Тверской духовной семинарии.
А.В. Александров. Среди педагогов Тверской духовной семинарии [1908–1918]
А.В. Александров среди слушателей педагогических курсов для учащихся в церковно-приходских школах. Тверь [1910]
Александров взбудоражил музыкальную жизнь города. Под его руководством были осуществлены постановки знаковых опер русских композиторов, в которых он участвовал как певец, режиссёр, организатор симфонического оркестра. В 1915 году он открыл Тверскую музыкальную школу со множеством классов.
С 1908 года Александров возобновил учёбу, но уже в Московской консерватории по классу вокала (у У. Мазетти) и композиции (у С.Н. Василенко).
Его дипломная работа (опера «Русалка») была исполнена Алексанродвым на двух роялях вместе с Николаем Головановым, а все вокальные партии он спел сам. Работа была удостоена Большой серебряной медали. В Музее музыки сохранились музыкальные рукописи эскизов этого сочинения.
А.В. Александров. Опера «Русалка». Фрагмент. Женский хор в сопровождении фортепиано. [Автограф]. [1913]
В письме Фёдора Шаляпина к Александрову от 7 октября 1916 года, которое хранится в фондах Музея, упоминается опера «Смерть Ивана Грозного», которая была создана в этот период. Певца заинтересовал сложный психологический образ главного героя. Он пишет, что хотел бы ознакомиться с ней вместе с автором, когда появится время. Опера, к сожалению, не сохранилась – имеется небольшой набросок этого произведения.
Письмо Ф.И. Шаляпина к А.В. Александрову. [Москва], 1916
А.В. Александров среди учеников своего класса в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина. Москва [1920-е]. Рядом с А.В. Александровым – Д.Б. Кабалевский
Деятельность Александрова в различных театрах расширяла формат работы, давала возможность сотрудничать со знаменитыми режиссёрами и актёрами. Например, в 1922 году его пригласили работать хормейстером в камерный театр А. Я. Таирова; он пишет музыку для спектаклей.
Программа государственного Камерного театра. В программе: Э. Скриб. «Адриенна Лекуврер». Постановка А.Я. Таирова. Музыка А.В. Александрова
С 1926 года Александров руководил Московской государственной академической капеллой, под его руководством были исполнены крупные хоровые произведения. В это время вышли в свет издания его обработок народных песен «Вниз по матушке по Волге», «Ох, не одна во поле дороженька», «Ехал пан» и другие.
Издание народной песни «Волынка», в обработке А.В. Александрова для смешанного хора. Москва, 1926
Празднования 10-летнего юбилея Красной армии в 1928 году широко развернулось по всей стране. Идея создания ансамбля, который бы исполнял красноармейские песни и нёс посыл боевой славы российского народа, принадлежала участнику гражданской войны, талантливому актёру и певцу Феликсу Даниловичу. Он предложил возглавить коллектив самым авторитетным деятелям хорового искусства в Москве: Павлу Чеснокову, Николаю Данилину и Александру Александрову. Согласие дал только последний из них. Данилович вспоминал, как приходилось уговаривать маститого педагога, подкарауливая его в консерватории, на улице, на даче. Так, в 1928 году начался новый этап в творческой биографии Александрова, открывший путь создания легендарного военно-музыкального коллектива, сыгравшего значительную роль в истории нашей страны.
А.В. Александров (в центре), Ф.Н. Данилович (второй слева), П.И. Ильин среди первых участников Ансамбля. [Москва], [1930]
Александров, используя песни гражданской войны, стихи советских поэтов, создал собственный, уникальный репертуар Ансамбля красноармейской песни и пляски. Для программы концертов Ансамбля он подбирал сюжет о боевых подвигах Первой конной армии, 22-краснодарской дивизии и других подразделений и формировал тематические литературно-музыкальные композиции (монтажи).
Издание песен из первого монтажа. Москва, 1929
Афиша юбилейного концерта в ознаменование 30-летия музыкальной и педагогической деятельности дирижёра и художественного руководителя Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски Союза ССР под руководством А.В. Александрова. Москва,1937
А.В. Александров среди участников ансамбля. 1938
За выдающиеся заслуги «в деле культурного обслуживания красноармейцев и командиров, рабочих и колхозников» 26 ноября 1935 года Постановлением ЦИК СССР Ансамбль был награждён почётным революционным Красным знаменем с орденом Красной звезды.
Отдельная часть музейной коллекции «А.В. Александров» (письма, фотографии) раскрывает историю любви музыканта и балерины Ансамбля, солистки танцевальной группы Людмилой Лавровой. В 1939 году у них родился сын Юрий.
А.В. Александров и Л. Лаврова с сыном Юрием. 1939–1940
Мирная семейная жизнь была перечеркнута начавшейся войной.
Издание 1941 года
Александров продолжил служить Родине на посту художественного руководителя Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски. Он разделил коллектив на несколько творческих групп. Песни звучали на передовой, фронтах, в тылу, в госпиталях. Они стали важной духовной силой, мобилизующей на подвиг, сплотившей народ в патриотическом единстве.
Выступление Ансамбля в перерыве между боями [1943–1945]
«Песня – моё оружие, и я постараюсь не выпускать его из своих рук до тех пор, пока не иссякнут мои физические и духовные силы».
А.В. Александров
Жизнь и деятельность этого выдающегося человека стала яркой страницей в истории и культуре России, послужить которой с полной отдачей было для Александрова большим счастьем.
Александров А.В. жизненный и творческий путь композитора
Жизненный и творческий путь композитора Александра Васильевича Александрова. Нельзя сказать, что отечественная музыка XX в. Не фигурирует в программах общеобразовательных школ. Однако обычно она представлена там скромным набором давно устоявшихся музыкальных примеров. Этого не достаточно для того, чтобы у учащихся возникло представление об альтернативе массовой музыке. Практика показывает, что большинство студентов, обучающихся на музыкально-педагогических факультетах, не имеют достаточного опыта в области современной музыки академической традиции, а также музыкально-теоретической базы для осознания действующих в ней закономерностей. Студентам педагогических вузов следует, прежде всего, получить определенную базу, усвоить необходимый музыкальный материал, причем тот материал, который наиболее ярко отражает характерные явления музыки, и который сменил классическую музыку и в некотором роде отрицает ее. Базовым материалом отечественной музыки XX в. Являются сочинения крупнейших ее представителей — С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича, чье творчество определило стиль советской музыки в первой половине прошедшего столетия. Изучая отечественную культуру XX века на уровне ВУЗа, можно столкнуться с такой проблемой как малоосвященность некоторых выдающихся композиторов. Помимо известных творческих личностей, чьи имена у всех на слуху (а это Прокофьев, Шостакович, Рахманинов), есть множество других интересных людей, оставившие яркий след в истории музыкальной культуры. Однако их фамилии звучат редко, и они проходят фоном в общем изучаемом материале. По всей видимости, данный пробел связан с определенным лимитом учебного плана. И, кому действительно интересна та или иная тема, предполагается для самостоятельного изучения. Чтобы начать исследование данного вопроса, необходимо остановиться на композиторах первой половины XX века. Это было непростое для страны время, так как в этот период происходит масса переворотов, смена власти, ряд революций и войн. В области культуры на эти события откликнулись практически во всех сферах деятельности. В литературе писались стихи, рассказы, романы, поэмы. В живописи создавались картины, отражающие быт в начале нового рубежа. В музыке также эта тема не прошла стороной. Особенности развития отечественной музыки начала XX века определялись социально-политической ситуацией в стране, непосредственно влиявшей на процессы культурного и творческого развития. Характер: чертой музыкальной жизни 20-x годов явилось широкое развитие музыкально- пропагандистской деятельности. "Демократизация музыкальной культуры определила и характер мероприятий по организации просвещения и самодеятельности трудящихся, по активизации массовых форм музыкального искусства, и, прежде всего — хорового пения . Без пения не обходилось ни одного общественного мероприятия. Пели повсюду на площадях и на улицах, на митингах и собраниях. Везде создавались рабочие хоры. Смена идеологии привела к замене одного массового обряда — церковного обихода, другим обрядом — публичных политических манифестаций, митингов, шествий". Наиболее доступным репертуаром для участников этих действ были революционные и народные песни. Чуть позже начнут создаваться и самодеятельные коллективы в рядах красной армии. Они создают собственный репертуар, чтобы поднять боевой дух народа и поверить в силы нашей страны. На этом моменте остановимся более конкретно, и разберем этот вопрос на конкретном примере, а именно — академическом ансамбле песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова (в то время Советской армии).
Идейным вдохновителем для создания легендарного ансамбля становится Александр Васильевич Александров. О нём и пойдет речь в данной статье. Большинство начинающих музыкантов не знают Александра Васильевича. А ведь он был одним из лучших. Старшее поколение несомненно помнит его мелодии, завораживающие дух, и особенно Гимн СССР. Но, обо всём по порядку. Биография Александра Васильевича Александрова Родился Александр Васильевич в Рязанской губернии в селе Плахино 1 апреля 1883 года (по новому стилю) в обычной крестьянской семье. Отец его — Василий Александрович — был подлинным самородком: он самоучкой постиг грамоту, жадно стремился овладеть разносторонними знаниями. Любил читать, пение тоже в семье занимало особое место. Всё это, естественно, прививал он и своему сыну с первых минут его жизни на земле . Уже в раннем возрасте, у Александра Васильевича пробудилась любовь к пению. Он подолгу мог слушать песни, которые пела его тётка Анастасия Никитична, признанная мастерица в меле. И конечно, это не должно было оставить юного Александрова равнодушным к музыке. Ещё не понимая о смысле песен, он уже бурчал под нос запомнившиеся ему мелодии, пытался изменить их на свой вкус, а также пробовал сочинять частушки, песенки.. . Два года Александр учился в начальной земской школе. Хор стоял на первом месте в его учебных буднях. Его учителем был. И. М. Терентьев, который закрепил уже имевшиеся певческие навыки в юном певце. Конечно, Александров мог заниматься и дальше в школе, но судьба уготовила ему другую жизнь. По традиции, все бедные крестьяне должны были отправляться на заработки в Петербург, иначе им попросту, нечего было бы есть. Однако Александрова заметил один из родственников, служивший солистом в петербургском церковном xope, — певчий Пётр Алексеевич Заливухин. Считая, что у мальчика не плохо поставлен слух, и красивый голос, он договаривается с его родителями (родители, конечно, не были против этого) и повез его в Петербург . В Петербурге, в 1891 году, Александр попал в Хор Казанского собора, в котором пел и Пётр Алексеевич. Руководил им опытный музыкант-профессионал Василий Александрович Фатеев. Он обратил внимание на даровитого мальчика и принял его в свой хор. Александр проходил под руководством Фатеева элементарную теорию и сольфеджио. Позже Фатеев посчитал нужным выдвинуть мальчика в солисты xopa, и не прогадал. Хор Казанского собора, который и до этого пользовался успехом в тогдашней столице, увеличил свою аудиторию во много раз, и стал считаться чуть ли не лучшим хором в городе . Поучившись некоторое время в xope, Александров, по совету Фатеева, решил поступить в Петербургскую императорскую капеллу (в Придворную капеллу). Отбор туда был не простым, но блестяще сдав экзамены, Александр добивается своего. В капелле он усвоил тонкости Вокального искусства и регентское дело, чему способствовало творческое общение с выдающимися композиторами той эпохи: Архангельским, Азеевым. углублённо изучал образцы церковного пения и классические хоровые партитуры. Время учёбы в капелле было самым ценным в жизни композитора. Помимо посещений занятий, у Александрова появилась возможность посещать театры, балеты, оперные спектакли, куда он ходил на сэкономленные деньги. Всё больше его интересовала литература, особенно ценил Белинского. По окончанию капеллы он получил звание регента и учителя пения . В 1900 году Александр Васильевич проходит трудные испытания в Петербургскую консерваторию. Его экзаменаторами были Александр Константинович Лядов, Николай Андреевич Римский—Корсаков, и А. К. Глазунов. Каждый экзаменатор имел своё представление о музыке, нo, прослушав юношу, они пришли к единому мнению: "Такой талант, нельзя загубить!".
Известный итальянский певец Умберто Маззети был его учителем по вокалу
Это далеко не всё, что было в биографии Александрова, но в этой статье мы постарались излоджить наиболее важные факты из его жизни.
Таким образом, изучая творчество композитора Александра Васильевича Александрова, можно многое узнать не только о нём и его творческой деятельности, но и о духе времени в которые жил композитор. Узнать как протекала музыкальная культура в Росси в первой половине XX века .
И хоть Александров был регентом, в его репертуаре среди церковных хоров особое место занимала военная песня. И пусть не все его монументальные сочинения сохранились до сегодняшнего дня, такие как симфония, опера, соната, поэма. В основном до наших дней дошли песни, ставшие бессмертными и знаменательными для нашей страны .
Недавно коллективу исполнилось 90 лет со дня основания. Удивительно, что ансамбль, который изначально состоял из 8 певцов, 2 танцоров, баяниста и чтеца, разрастется до полноценного состава и за счёт своей активной гастрольной деятельности в годы войны прочно закрепится в истории отечественной культуры. Теперь имя Александрова пропагандируется везде. А коллектив с гордостью и достоинством носит его имя, и несет культуру в массы .
Александр Александров - человек-эпоха. Его музыка звучит в нашей судьбе.
135 лет назад, 13 апреля 1883 года, родился создатель Академического дважды Краснознаменного, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской армии генерал-майор Александр Васильевич Александров
13 апреля 2018, 07:38 РекламаСамородок
Жизнь Александрова прошла под счастливой звездой, а началась она в селе Плахино, что в 40 километрах от Рязани. 1 апреля по юлианскому календарю, 13-го - по стилю нынешнему, в крестьянской семье родился мальчик, записанный в церковной книге, как Александр Васильевич Коптелов. Жители Плахино занимались ремеслами: мужчины - изделиями из древесины, женщины - вышивали, плахинская вышивка славилась по всей округе. В селе был большой красивый храм, Иоанно-Богословская церковь. В хоре при ней начинали петь немало высококлассных певчих, некоторые переселялись в столицу, где выходцы из Рязанской земли традиционно поддерживали друг друга. Петр Заливухин, уроженец села Плахино, певший в церковном хоре в Санкт-Петербурге, уговорил родителей отпустить шестилетнего мальчика с ним в Питер. Саша пел в церкви с четырех лет, и там впервые обратил на себя внимание профессиональных музыкантов. Его голос и абсолютный слух просто не могли остаться незамеченными.
© Фото из архива Александр Коптелов - певчий в хоре Казанского собора и студент Санкт-Петербургской консерваторииЮный Александр Коптелов становится певчим, а потом и солистом одного из лучших храмовых хоров империи - хора Казанского собора. Руководил этим коллективом композитор Василий Александрович Фатеев, у которого было чутье на таланты, и это он уговорил настоятеля собора, протоиерея Александра Лебедева, отдать одаренного ребенка в светскую Певческую Придворную Капеллу - старейшее на Руси учреждение такого типа, основанное еще в 1476 году. Потом, в советские годы, это категорически не упоминали, но волшебный альт Саши Коптелова в те годы часто слушал император Николай II.
Три года Саша изучал сольфеджио и прочие основы музыкальной культуры, с этим багажом знаний он легко поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, что для деревенского мальчика было успехом исключительным. Тогда же он сменил фамилию, стал Александровым - по своему деревенскому прозванию «Александров внук».
Увы, учиться ему было суждено недолго: суровый климат Северной Пальмиры стал сказываться на голосе, да и материальные проблемы никуда не делись, ведь родители, живущие в далекой от столицы империи деревне, мало чем могли ему помочь.
© Фото из архива Церковь Покрова Богородицы в селе Бологое19-летний Александр Александров переехал в село Бологое, где была прекрасная церковь Покрова Богородицы, стоявшая, вот совпадение, на Александровской улице. При храме, конечно же, был хор, и бывший придворный певчий стал его регентом. Кроме того, давал уроки пения желающим, и материальное положение его стало поправляться. Там Александр познакомился с певшей в хоре девушкой - Ксенией Морозовой, женился, там, в Бологом, родился его первенец Борис - будущий талантливый продолжатель отцовского дела, блистательный дирижер.
В 1906-м Александров выиграл конкурс на замещение должности регента хора Спасо-Преображенского кафедрального собора в Твери. Основанный в 1285 году, собор этот одно время был крупнейшим на Руси, там хранилась серебряная рака с мощами святого князя Михаила Тверского, на звоннице был подвешен колокол весом в 1.000 пудов, хранилось огромное собрание икон тверского письма. В Твери Александров развернулся во всю мощь своего организаторского таланта, сделав Спасо-Преображенский хор лучшим в губернии. Он запретил церковным певчим выступать на свадьбах и поминках, победив тем самым пьянство, взял под покровительство певчих-детей, которые часто были родом из деревень и нуждались. Кроме того, он вел в провинциальном центре еще и несколько светских хоров.
В 1908 году Александров - со славой успешного тверского хормейстера! - переезжает в Москву и поступает в Московскую консерваторию, которую блестяще, с большой серебряной медалью, заканчивает в предвоенном 1913 году.
Военные песни пели церковные певчие
В послереволюционном 1918-м Александров, к тому времени - автор духовных произведений, становится последним регентом самого большого собора страны - Храма Христа Спасителя.
© Фото из архива Храм Христа Спасителя в Москве. Разрушен в 1931 году.Русская национальная музыка переживала небывалую катастрофу, над страной всходила красная заря - началось новое время, звучали новые ритмы и мотивы. Далеко не все русские музыканты приняли новый строй. Сергей Рахманинов, Александр Черепнин, Игорь Стравинский - уехали, покинул страну и прославленный композитор-традиционалист Александр Гречанинов. А те, кто остался на Родине, стали советскими профессорами. Удивительный факт: базисом советской музыкальной культуры 1920-1930-х стали бывшие регенты закрытых Советской властью храмов!
Но как же сложно было зрелому, сложившемуся человеку, каким был уже Александр Васильевич Александров, меняться! Он четыре года - до последнего, до закрытия Храма Христа Спасителя - возглавлял его хор, а в Московской консерватории, которая в те страшные послереволюционные годы буквально опустела, организовал и возглавил кафедру хорового дирижирования. Но для него неожиданно открылось новое, неизведанное поприще - армия!
Формируя первый состав ансамбля, он пригласил туда своих собратьев - оставшихся без работы церковных певчих. В октябре 1928 года коллектив был собран и выступил в Центральном доме Красной Армии в Москве - перед первыми лицами оборонного ведомства СССР и руководством Московского военного округа. Выступил с огромным успехом!
© Фото из архива Первое выступление ансамбля в Центральном доме Красной Армии. 12 октября 1928 г.Появилась строевая выправка
К 1933 году Краснознаменный ансамбль насчитывал уже 300 музыкантов и танцоров. Так впервые появился невиданный прежде тип коллектива - армейский ансамбль песни и пляски. Он стал советским ноу-хау - другие наши силовые ведомства той поры, милиция и НКВД, впоследствии создали аналогичные ансамбли, а потом эта мода распространилась на полмира.
© Фото из архива Краснознаменный ансамбль в 1930-ые годы © Фото из архива NoneАлександрова считают идеалом руководителя. В те годы, пожалуй, это был лучший хормейстер страны. Но дело даже не в этом: он никого не запугивал, не устраивал показательных, в духе времени, «порок» на собраниях, был добрым, но требовательным, и пользовался всеобщей любовью. Порой у него на репетициях вырывались старорежимные словечки, что только придавало ему шарма. Не будучи солдафоном, Александр Васильевич смог воспитать в себе и передать подопечным военную самоотверженность, трудолюбие и дисциплину - в соединении, чисто по-александровски, с высоким служением искусству.
«Вставай, страна огромная. »
Его талантливые и вышколенные музыканты сумели в самые сжатые сроки выучить партитуры и отрепетировать, и уже 26 июня 1941 года состоялась премьера песни, от которой до сих пор - мурашки по коже.
На Белорусском вокзале «Вставай, страна огромная. » исполнила одна из трех сформированных из состава ансамбля музыкальных групп - она отправлялась на фронт вместе с маршевыми батальонами.
© Фото из архива Мемориальная доска на Белорусском вокзалеВ 1943 году Александров дирижировал оркестром, впервые исполнявшим Гимн Советского Союза - на его музыку.
Александров отдал во время войны все свои силы. Он работал на износ, и скончался вскоре после Победы во взятом Берлине - второго инфаркта сердце не выдержало.
© Фото из архива Выступление ансамбля на фронтеВечная музыка
Не сохранилась Иоанно-Богословская церковь села Плахино, где мальчик Саша был крещен и впервые запел в хоре, разрушены и церковь города Бологое, и кафедральный Спасо-Преображенский собор Твери, вместе с тысячепудовым своим колоколом, нет и прежнего Храма Христа Спасителя, откуда возносилось когда-то «Тебе Бога хвалим» и «Царица небесная».
© Фото из архиваСоздатель Академического дважды Краснознаменного, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской армии генерал-майор Александр Васильевич Александров (1883-1946)
Академический дважды Краснознаменный, ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова не просто пережил своего творца, а стал - стараниями его талантливого сына Бориса - еще мощнее и прекраснее, по сей день оставаясь уникальным коллективом, одним из символов нашей армии, всей нашей страны, нашей гордостью.
Источники:
- https://music-museum.ru/about/news/dve-sudbyi-aleksandra-aleksandrova.html
- https://www.boutique-project.ru/reading/articles/428
- https://zvezdaweekly.ru/news/2018412124-Uz4Uc.html