Александров Анатолий Николаевич биография, новости, фото
Александров Анатолий Николаевич биография, новости, фото
13 мая 1888, Москва – 16 апреля 1982, Москва
Композитор, пианист, педагог.
Лауреат Сталинской премии (1951)
Первоначально занимался теорией музыки у Н.С. Жиляева и С. И. Танеева (1907–1910), в 1910 году поступил в Московскую консерваторию. Окончил МГК по классу фортепиано в 1915 году (класс К.Н. Игумнова) и по композиции в 1916 году (класс С.Н. Василенко) с Малой золотой медалью.
Наиболее ярко проявил себя в вокальных и камерно-инструментальных жанров. Сам Александров вспоминал, что С.В. Рахманинов, ознакомившись с его юношескими сочинениями, назвал его «настоящим вокальным композитором» (Цит. по: Мои встречи с Рахманиновым // Воспоминания о Рахманинове. Т.2. М., 1988. С. 165–166).
В Московской консерватории преподавал с 1923 года. Среди учеников – Н. Аносов, В. Бунин, М. Меерович, К.Молчанов, М. Музафаров, Г. Мушель, И. Неймарк и др.
Автор статей и всопоминаний о Танееве и др.
Источник: А.Н. Александров // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С.14
Автор опер, романсов (на слова Пушкина, Баратынского, Тютчева, Ахматовой и др.) обработок песен разных народов (для голоса с фортепиано и для фортепиано).
Оперы:
- «Два мира» (по А.Н. Майкову, 1916)
- «Бэла» (по М.Ю. Лермонтову, 1941, 2 редакция 1945)
- «Дикая Бара» (1957)
- «Левша» (по Н.С. Лескову, 1975)
Для оркестра:
- 2 симфонии (1965, 1978)
- Романтическая сюита (1920, 2 редакция 1932)
- Классическая сюита (1926, 2 редакция 1930)
Ансамбли:
- 4 струнных квартета (1914–1953) и др.
Вокальные произведения:
- «Из Александрийских песен» (4 тетради, 1915–1929)
- романсы на стихи русских поэтов
музыка к спектаклям и кинофильмам.
Мазель Лев (Лео) Абрамович
Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор
Александров Анатолий Николаевич биография, новости, фото
Русский и советский композитор, пианист и педагог. Первоначально занимался у Н.С. Жиляева гармонией и у С.И. Танеева контрапунктом в 1907–10 гг., после чего поступил в Московскую консерваторию, которую окончил с малой золотой медалью по классу фортепиано К.Н. Игумнова и классу композиции С.Н. Василенко.
С 1916 г. выступал как пианист с исполнением своих произведений. Во время гражданской войны служил в Красной Армии. В первые годы после Октябрьской революции пианист и лектор в рабочих клубах Москвы. С 1923 преподаватель, с 1926 профессор по классу композиции Московской консерватории.
Среди его учеников — Н.П. Аносов, В.В. Бунин, Г.Е. Егиазарян, А.Н. Мазаев, М.А. Меерович, К.В. Молчанов, Г.А. Мушель, И.Г. Неймарк, Ю.М. Слонов, Я.С. Солодухо, Е.Н. Тиличеева, Н.К. Чемберджи и др.
Как композитор работал во многих жанрах, но наиболее ярко проявил себя в вокальной и камерно-инструментальной музыке. В воспоминаниях о С.В. Рахманинове сам Анат. Александров писал, что Сергей Владимирович охарактеризовал его «настоящим вокальным композитором». Действительно, в этой области Анат. Александров — автор шести опер, а многие его романсы на слова А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой получили широкую известность, вошли в репертуар ведущих исполнителей. Однако в историю музыки Анат. Александров вошел в первую очередь как создатель музыки для фортепиано, особенно как автор 14 фортепианных сонат.
В начале творческого пути в его произведениях обнаруживалось влияние корифеев русской фортепианной музыки — Скрябина, Метнера, Рахманинова, но позднее у Анат. Александрова выработался собственный уникальный стиль.
Народный артист СССР (1971). Лауреат Сталинской премии (1951). Доктор искусствоведения (1941).
ПроизведенияТри кубка
Верность
За Родину (Здесь похоронен красноармеец-«Куда б ни шел, ни ехал ты»/Город Н./Заздравный кубок)
Тринадцать
Разведчик Чирков
Песня защитников Ленинграда
Песня о партизанке
Песня о комиссаре Фурманове
Наша Москва
Винтовка
Готовы всегда
Мы славим Россию
Мстислав Удалой
Александров Анатолий Николаевич биография, новости, фото
Душа моя тиха. В натянутых струнах
Звучит один порыв, здоровый и прекрасный,
И льется голос мой задумчиво и страстно.
А. Блок
Выдающийся советский композитор, пианист, педагог, критик и публицист, редактор целого ряда произведений русской музыкальной классики, Ан. Александров вписал яркую страницу в историю русской и советской музыки. Выходец из музыкальной семьи — мать была талантливой пианисткой, ученицей К. Клиндворта (фортепиано) и П. Чайковского (гармония),- он окончил в 1916 г. с золотой медалью Московскую консерваторию по классам фортепиано (К. Игумнов) и композиции (С. Василенко).
Творческая деятельность Александрова поражает своим временным размахом (свыше 70 лет) и высокой продуктивностью (более 100 опусов). Он завоевал признание еще в дореволюционные годы как автор светлых и жизнеутверждающих «Александрийских песен» (ст. М. Кузмина), оперы «Два мира» (дипломной работы, удостоенной золотой медали), ряда симфонических и фортепианных произведений.
В 20-е гг. Александров в числе зачинателей советской музыки — плеяды талантливых молодых советских композиторов, таких, как Ю. Шапорин, В. Шебалин, А. Давиденко, Б. Шехтер, Л. Книппер, Д. Шостакович. Душевная молодость сопутствовала Александрову на протяжении всей жизни. Художественный облик Александрова многогранен, трудно назвать жанры, которые не нашли бы воплощения в его творчестве: 5 опер — «Тень Филлиды» (либр. М. Кузмина, не законч.), «Два мира» (по А. Майкову), «Сорок первый» (по Б. Лавреневу, не законч.), «Бэла» (по М. Лермонтову), «Дикая Бара» (либр. Б. Немцовой), «Левша» (по Н. Лескову); 2 симфонии, 6 сюит; ряд вокально-симфонических произведений («Ариана и Синяя Борода» по М. Метерлинку, «Память сердца» по К. Паустовскому и др.); Концерт для фортепиано с оркестром; 14 фортепианных сонат; произведения вокальной лирики (циклы романсов на стихи А. Пушкина, «Три кубка» на ст. Н. Тихонова, «Двенадцать стихотворений советских поэтов» и др.); 4 струнных квартета; серии программных фортепианных миниатюр; музыка для драматического театра и кино; многочисленные сочинения для детей (Александров был одним из первых композиторов, писавших музыку для спектаклей Московского детского театра, основанного Н. Сац в 1921 г.).
Наиболее ярко дарование Александрова проявилось в вокальной и камерно-инструментальной музыке. Его романсам присущ тонкий просветленный лиризм, изящество и изысканность мелодики, гармонии и формы. Те же черты — в фортепианных произведениях и в квартетах, входящих в концертный репертуар многих исполнителей у нас в стране и за рубежом. Живая «общительность» и глубина содержания характерна для Второго квартета, замечательны по своей тонкой образности циклы фортепианных миниатюр («Четыре повествования», «Романтические эпизоды», «Страницы из дневника» и др.); глубоки и поэтичны фортепианные сонаты, развивающие традиции пианизма С. Рахманинова, А. Скрябина и Н. Метнера.
Александров известен и как замечательный педагог; будучи профессором Московской консерватории (с 1923 г.), он воспитал не одно поколение советских музыкантов (В. Бунин, Г. Егиазарян, Л. Мазель, Р. Леденев, К. Молчанов, Ю. Слонов и др.).
Значительное место в творческом наследии Александрова занимает его музыкально-критическая деятельность, охватывающая самые различные явления русского и советского музыкального искусства. Это талантливо написанные воспоминания и статьи о С. Танееве, Скрябине, Метнере, Рахманинове; художнике и композиторе В. Поленове; о сочинениях Шостаковича, Василенко, Н. Мясковского, Молчанова и др. Творчество Ан. Александрова стало своеобразным связующим звеном между русской классикой XIX в. и молодой советской музыкальной культурой. Оставаясь верным традициям горячо любимого им Чайковского, Александров был художником, находящимся в постоянном творческом поиске.
Источники:
- https://www.mosconsv.ru/ru/person/31904
- https://www.culture.ru/catalog/muzyka_o_rodine/ru/item/person/aleksandrov-anatoliy-nikolaevich
- https://www.belcanto.ru/alexandrov_an.html