Биография Григория Александрова

Александров Григорий Васильевич

Российский актер немого кино. Кинорежиссер, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Известен по фильмам «Броненосец «Потемкин», «Старое и новое», «Горе и радость женщины», «Волга, Волга», «Русский сувенир».

Григорий Александров родился 23 января 1903 года в городе Екатеринбург. Воспитывался в семье уральского горнорабочего. Свою трудовую деятельность начал с девяти лет: работал рассыльным в местном оперном театре, затем помощником реквизитора, электротехником и помощником режиссера. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки.

Во время Гражданской войны Григорий воевал на Восточном фронте, состоял при политотделе 3-й армии и был заведующим театром фронта. В 1920 году Григорий Александров окончил режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе и вскоре назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Параллельно, осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимался монтажом.

В 1921 году Александров принят в труппу Первого рабочего театра, где познакомился с режиссером Сергеем Эйзенштейном. Вместе участвовали в создании нескольких спектаклей, а с 1924 года перешли работать в кино. Александров участвовал в работе над сценариями и помогал Эйзенштейну в его фильмах: «Стачка», «Броненосец Потемкин», а также снимался в них как актер.

В 1929 - 1932 годах Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров путешествовали по Европе, вместе работали в США, где обучались мастерству у своих коллег в Голливуде. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В 1932 году Александров возвратился в СССР и снял фильм «Интернационал», прославляющий вождя и его политику.

В 1934 году режиссер закончил съемки музыкального фильма «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым и актрисой Любовью Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, Наркомат просвещения РСФСР картину запретил. Однако Максим Горький добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссер соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. С «Веселых ребят» начался «звездный» путь актрисы Любови Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта Василия Лебедева-Кумача. Картина имела успех и за рубежом, удостоившись приза Венецианского кинофестиваля.

В 1936 году Александров снял фильм «Цирк», снова задействовав в главной женской роли Орлову. На Международной выставке в Париже в 1937 году фильм был удостоен высшей награды. Еще одной картиной, выпущенной Григорием Васильевичем стал документальный фильм «Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР». В 1938 году режиссер закончил комедию «Волга-Волга», имевшую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Любовь Орлова.

В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву - в должности руководителя «Мосфильма». После непродолжительного директорства поставил комедию «Весна» с музыкой Дунаевского. Орлова исполнила сразу две роли: жизнерадостной актрисы Веры Шатровой и суровой женщины-ученого Ирины Никитиной. «Весну» смонтировали в сжатые сроки, чтобы представить на конкурсный просмотр Венецианского фестиваля 1947 года. Картина была отмечена премией. Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал «Весне» и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно. Григорий Александров был удостоен звания народного артиста СССР.

Александров был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового красного знамени, орденом Дружбы народов, орденом Красной звезды. Лауреат Сталинской премии. Он был женат на актрисе Любови Орловой, сыгравшей главные роли в большинстве его картин. Позднее, Александров снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1973 года Александрову Григорию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Григорий Васильевич Александров скончался 16 декабря 1983 года от инфекции в почках. Похоронен Заслуженный деятель искусств на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья Григория Александрова

Отец - Василий Григорьевич Мормоненко, горнорабочий.
Мать - Анфуса Григорьевна.

Первая жена - Ольга Иванова, выступавшая в театральном эстрадном коллективе «Синяя блуза».
Сын - Дуглас (Василий) (1925-1978), которого назвали в честь голливудского актера Дугласа Фэрбенкса-старшего. Окончил сценарное отделение ВГИКа. В 1952 году был арестован, год провел в «Бутырке». Ему инкриминировали антисоветскую агитацию и пропаганду. После выхода из тюрьмы у него случился первый инфаркт. Умер от инфаркта в сентябре 1978 года

Внучка - Ольга Дугласовна Александрова (род. 1946). Живет в России.

Внук - Григорий Дугласович Александров (1954-2012), окончил операторский факультет ВГИКа. Жил во Франции.

Вторая жена - Любовь Орлова (1902-1975), актриса, пианистка, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).

Третья жена (1979-1983) - Галина Крылова, вдова его сына Дугласа. Работала манекенщицей в московском Доме моделей. Затем увлеклась фотографией, делала снимки для Гостелерадио.

Награды и Звания Григория Александрова

Творчество Григория Александрова

Фильмография

Актер

1922 - Доля ты русская, долюшка женская - Василий, сын зажиточного крестьянина Егора
1923 - Дневник Глумова (короткометражный) - Глумов
1924 - Стачка - бригадир
1925 - Броненосец «Потемкин» - старший офицер Гиляровский
1929 - Старое и новое - водитель трактора
1930 - Горе и радость женщины (короткометражный, Швейцария)
1938 - Волга, Волга - капитан спасательного буксира
1960 - Русский сувенир - пилот
1974 - Скворец и Лира - генерал

Режиссер и сценарист

1924 - Стачка
1927 - Девушка с далекой реки
1927 - Октябрь
1929 - Старое и новое
1930 - Горе и радость женщины
1930 - Сентиментальный романс
1930 - Спящая красавица
1931 - Землетрясение в Оахаке
1932 - Да здравствует Мексика!
1932 - Пятилетний план
1933 - Интернационал
1933 - Гром над Мексикой
1934 - Веселые ребята
1936 - Цирк
1936 - Доклад товарища Сталина И. В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном VIII съезде
1938 - Волга, Волга
1938 - Первое мая
1938 - Физкультурный парад
1940 - Светлый путь
1940 - Время на солнце
1941 - Боевой киносборник № 4
1943 - Одна семья
1944 - Каспийцы
1947 - Весна
1949 - Встреча на Эльбе
1952 - Композитор Глинка
1953 - Великое прощание
1958 - Человек человеку
1960 - Русский сувенир
1961 - Ленин в Польше
1962 - Спутница королевы
1965 - Перед Октябрем
1965 - Ленин в Швейцарии
1965 - Накануне
1967 - Десять дней, которые потрясли мир
1974 - Скворец и Лира
1983 - Любовь Орлова

Участие в фильмах

1963 - Мелодии Дунаевского (документальный)
1983 - Любовь Орлова (документальный)

Фильмы и телепередачи о Григории Александрове

2006 - «Утесов. Песня длиною в жизнь» (телесериал) (Украина).
2015 - «Орлова и Александров» (телесериал). В роли - А. Белый.
2015 - «Эйзенштейн в Гуанахуато» (фильм). В роли - Р. Слятис.
2020 - «Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров» (документальный фильм).

Память о Григории Александрове

В Москве, на доме 29 по Большой Бронной улице, где проживал режиссер, установлена мемориальная доска ему и Л. Орловой.

Биография Григория Александрова

Григорий Александров

Александров Григорий Васильевич (р. 1903) — кинорежиссер и сценарист из СССР. В 1973 году он получил звание Заслуженного артиста Советского Союза. Он был любим публикой и представителями власти, и состоял в браке с легендарной обаятельной актрисой Любовью Орловой.

Ранние годы

Биография Григория Александрова началась в Свердловской области. Точной информации о его семье не представлено в открытых источниках. По одной версии, он был выходцем из семьи советских трудяг, а по другой — был сыном директора и владельца гостиницы, поэтому ничем себе не отказывал в детстве.

На заметку!
При рождении сценарист получил фамилию Мормоненко.

В 12 лет началась театральная карьера артиста. В подростковом возрасте он получил должность разнорабочего и спустя несколько лет занял пост основного помощника режиссера.

После получения общего школьного образования Гриша записался на режиссерские курсы, которые с успехом прошел.

Режиссерская карьера

После выступления столичных актеров в Екатеринбургском театре Александров принял решение уехать в Москву. Он улучшил свои актерские навыки и знания и уже в 1921 году получил место в Первом рабочем театре.

Григорий Александров с Сергеем Эйзенштеном


В начале 1920-х годов Александров познакомился с режиссером Сергеем Эйзенштеном, который очень помог ему в развитии собственной карьеры.

В это же время он смог поставить несколько спектаклей в театре и даже снять фильм. Первыми работами Александрова стали проекты «Броненосец «Потемкин» и «Стачка».

Артист понимал, что для продвижения киноиндустрии в стране ему потребуется узнать об особенностях театральной и кинематографической работ в других странах. Он отправился в Соединенные Штаты, где познакомился с легендарными актерами Голливуда.

Чарли Чаплин (в центре) , Александров и Орлова


Григорий Александров был знаком с большим количеством зарубежных актеров, среди которых был Чарли Чаплин.

По приезде домой Григорий получил предложение от Сталина о съемках картины, посвященной Октябрьской революции. Александров создал сценарий и создал работу, получившую название «Интернационал», которая получила множество положительных отзывов от критиков и восторженных зрителей.

Вместе с популярностью Григорий Васильевич получил и любовь от властей. Он работал в сотрудничестве с ними и снимал картины по их заказам. Следующей его работой стала комедия «Веселые ребята», оказавшаяся для него судьбоносной. На съемках он познакомился с актрисой Любовью Орловой, в будущем ставшей его супругой.

Фильм «Веселые ребята»


Фильм «Веселые ребята» Григория Александрова стал лауреатом премии на кинофестивале в Венеции.

Не менее успешной оказалась работа «Цирк», которая изначально была написана писателями Петровым и Ильфом. Григорий Васильевич доработал идею и смог угодить властям сюжетом.

В 1951 году ВГИК пригласил режиссера на должность преподавателя. Он принял предложение и проработал педагогом актерского вуза до 1957 года.

Личная жизнь

За личной жизнью Григория Васильевича следили не только его поклонники, но и журналисты, которые постоянно распускали слухи о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Александров трижды вступал в брак и имел одного ребенка.

Первой супругой Григория стала артистка Ольга Иванова, которая трудилась в музыкальном коллективе «Синяя блуза». Он посетил ее выступление и сразу очаровал девушку своим притягательным взглядом. В 1925 году в семье появился сын, которого они назвали Дугласом.

Григорий Александров с сыном


Второе имя Дугласа — Василий — в честь деда по отцовской линии.

После поездки режиссера в США брак супругов распался. Причиной тому стал тот факт, что Ольга не стала дожидаться мужа из командировки, а завела себе нового ухажера.

Второй женой артиста являлась знаменитая актриса Любовь Орлова, которая снималась в его картинах. Несколько раз сама девушка признавалась в том, что именно супруг сделал из нее настоящую звезду экрана.

Влюбленные жили в одном доме, но при этом спали в разных кроватях. Они общались только посредством переписок, что позволяло сеять слухи о том, что их брак — фиктивный.

На заметку!
Записки Орловой и Александрова оказались настолько наполненными любовью, что после прочтения их личных дневников у публики пропали сомнения в искренности чувств артистов.

Они были счастливы несмотря на то, что совместных детей у них не было. Вместе с Любовью Григорий прожил до конца ее дней.

Третьей женой режиссера стала Галина Александрова, являвшаяся вдовой сына Григория — Дугласа. За артистом требовалось постоянно ухаживать, поэтому женщина решила принять на себя эту ношу. В ответ на это сценарист переписал на Галину все свое имущество.

Смерть режиссера

16 декабря 1983 года стало известно о том, что пожилой артист скончался. Причиной смерти стал отказ почек, поражены инфекцией. На момент смерти его третья супруга находилась в командировке.

Тело режиссера было похоронено на Новодевичьем кладбище в Москве. Рядом с ним находится могила его второй супруги — Любови Орловой.

Интересные факты

  • Из-за того, что дружба между Александровым и Эйзенштейном была довольно тесной, в их окружении часто появлялись слухи об их любовных отношениях, которые никогда не подтверждались.
  • В фильме «Веселые ребята» не было пропаганды власти, как заказывал у Александрова Сталин. Несмотря на это, картина была разрешена к просмотру, так как Сталин посмотрел ее по просьбе драматурга Максима Горького.

Григорий Васильевич Александров

Григорий Александров – советский режиссер, сценарист, получивший мировую известность, несмотря на жесткие идеологические рамки. Он был обласкан властью, его супругой стала белокурая красавица Любовь Орлова. Александров долго искал свое призвание, но сумел выбрать его с поразительной точностью.

Григорий Александров занимался творчеством в непростое время, однако умел заставить власть относиться к себе лояльно. Фильмы режиссера — «Веселые ребята», «Цирк» отличаются оптимистичностью, настраивают на позитивное отношение к жизни.

Детство и юность

Настоящая фамилия знаменитого режиссера Александрова – Мормоненко. Он родился в Екатеринбурге в январе 1903 года. Достоверной информации о родителях Григория Мормоненко нет. По одним сведениям – будущий режиссер вырос в семье разнорабочего. Есть иная версия — Мормоненко-старший был владельцем гостиницы, его семья жила в роскоши. Многие исследователи биографии режиссера склоняются к второму варианту. Для этого достаточно внимательно всмотреться в интеллигентное, благородное лицо режиссера.

Григорий Васильевич Александров

Информация о творческой карьере Александрова достоверна. Он пришел работать в оперный театр в 12 лет, сначала выполнял обязанности разнорабочего, затем постепенно поднялся по карьерной лестнице до ассистента режиссера. Плотный рабочий график не помешал ему окончить музыкальную школу, курсы режиссеров Рабоче-Крестьянского театра, организованные Губнаробразом.

Актерская карьера

Со временем рамки провинциального театра показались Григорию тесными. Все познается в сравнении – так получилось и у Александрова. Актеры столичного Художественного театра, посетившие уральский город, поразили его своей игрой. После этих гастролей он уже не видел смысла своего пребывания в родном городе.

Александров уехал в Москву с благородной целью – чтобы повысить свою квалификацию. Он стал работать в Первом рабочем театре. Значимым для Григория стало знакомство с Сергеем Эйзенштейном, для которого он стал помощником в создании театральных постановок, кинофильмов «Броненосец «Потемкин», «Стачка».

Григорий Васильевич Александров

Александрову, страстно желающему постоянно совершенствоваться в профессии, удалось побывать в Голливуде. Его отправили в Америку с благой миссией – продвигать советский кинематограф. Режиссер не забывал о собственных интересах, познакомился со многими зарубежными звездами, в том числе и с Чарли Чаплином.

Режиссер

Сотрудники театра сразу обратили внимание, что заграничное турне превратило Александрова в совершенно другого человека. Он без тени сожаления разрушил свои прекрасные отношения с Эйзенштейном. Ранее эти отношения были настолько тесными, что коллегам они казались подозрительными. Актеры, не стесняясь, обсуждали друзей, используя непристойные шуточки. Но теперь Григорий, ощутивший вкус зарубежной свободы, не желал оставаться в жестких рамках, куда по привычке загонял его старший товарищ.

Была и другая весомая причина, благодаря которой так разительно переменилось поведение Александрова. Сталин предложил ему снять кинокартину о революции. Фильм, появившийся на экране под названием «Интернационал», имел большой успех у любителей кинематографа. Удачливый режиссер получил следующий заказ от правительства, в этот раз советское руководство поручило ему снять веселую комедию.

Григорий Васильевич Александров

Результатом работы Александрова стали «Веселые ребята». Картина была для режиссера судьбоносной. В период ее создания он познакомился с красавицей Орловой. После завершения показа кинофильм получил специальную премию Венецианского фестиваля.

История «Веселых ребят» была непростой, Наркомат просвещения не одобрил идеи фильма, поскольку в ней отсутствовала партийная пропаганда. Это было веское основание для перемещения «Веселых ребят» в архив. Но здесь в дело вмешался всемогущий Максим Горький, настоявший, чтобы фильм посмотрел Сталин. Оптимистичная, жизнеутверждающая картина понравилась вождю, а затем ее с большим удовольствием посмотрели миллионы советских граждан.

Режиссер прекрасно понимал, что только счастливый случай помог его комедии выйти на экраны. Следовало закрепить успех, Григорий возлагал большие надежды на фильм «Цирк». Изначально сценаристами картины были Ильф и Петров. Но режиссера их текст не устроил, он так поработал над идеей фильма, что она стала неузнаваемой. Ильф и Петров отказались от авторства. Чтобы избежать прошлой ошибки, режиссер усиливает сюжет, тесно связав его с идеологией советского гражданина.

Григорий Васильевич Александров

С 1951 года Александров стал работать преподавателем ВГИКа. В течение шести лет он занимался обучением режиссеров, изучал новые сценарии. В то же время Григорий Васильевич часто был участником международных конкурсов, куда звездного режиссера приглашали в качестве эксперта высокого класса.

Личная жизнь

У красивого, импозантного режиссера было три брака. Его первая супруга, актриса Ольга Иванова, выступала в эстрадном коллективе под названием «Синяя блуза». В 1925 году у молодой пары родился сын Дуглас. Когда Григория откомандировали в Америку, молодая жена стала встречаться с любовником, по этой причине супруги развелись.

Григорий Васильевич Александров

Второй женой режиссера стала Любовь Орлова. Именно Александров сделал эту изящную красавицу знаменитой, отдавая ей главные роли в своих фильмах. Для актрисы этот брак тоже был вторым. Их взаимоотношения окружающие считали очень необычными. Супруги, спавшие на разных кроватях, дома не разговаривали друг с другом, предпочитая общаться с помощью записок.

Такие порядки в доме завела актриса, имевшая на то личные причины. Многим казалось, что супруги находятся в фиктивном браке. Однако это было не так, подтверждением стали записки, дневники Орловой и Александрова, найденные в их загородном доме. Режиссер находился в браке с актрисой до самой кончины признанной красавицы.

Григорий Васильевич Александров

Третьей супругой звезды советской кинематографии стала вдова его сына Дугласа, Галина Александрова. Немолодой режиссер жил, не обращая внимания на досужие разговоры, Галина была очень внимательной женой. Она приводила в порядок его дневники, готовила любимые блюда Александрова, следила за своевременным приемом лекарств. Ответным жестом Григория Васильевича стало завещание на имя Галины, ставшей наследницей всего его имущества.

Причины смерти

В декабре 1983 года режиссер скончался. Его почки, пораженные инфекцией, перестали функционировать.

Григорий Васильевич Александров

Александров умер в одиночестве, его третья жена была в заграничной командировке. Прах режиссера покоится на Новодевичьем кладбище.

Режиссерские работы

  • 1924 Стачка
  • 1927 Октябрь
  • 1929 Старое и новое
  • 1930 Сентиментальный романс
  • 1932 Да здравствует Мексика!
  • 1934 Весёлые ребята
  • 1936 Цирк
  • 1938 Волга, Волга
  • 1938 Первое мая
  • 1947 Весна
  • 1949 Встреча на Эльбе
  • 1952 Композитор Глинка
  • 1953 Великое прощание
  • 1960 Русский сувенир
  • 1974 Скворец и Лира
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

16 декабря 2023 года – 40 лет со дня кончины Григория Александрова.

Легендарный кинорежиссёр, народный артист Советского Союза Григорий Васильевич Александров (1903–1983), создатель жанра советской музыкальной кинокомедии, автор таких фильмов, как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», был уникальным режиссёром.
Александров смог совместить западные традиции киноискусства с советской идеологической школой. Благодаря инновационным методам Эйзенштейна и особому кинематографическому чутью он создавал работы, которые многие считают предвестниками постмодернизма.
По мнению критиков, Григорий Александров был гением, опередившим своё время.

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия Мармоненко) появился на свет 10 (23) января 1903 года в Екатеринбурге.
Принято считать, что он вырос в семье уральского горнорабочего. Однако есть сведения, что отец будущего режиссёра был обеспеченным человеком и владел большой гостиницей.
Григорий Александров с детства интересовался искусством, подростком он учился в музыкальной школе по классу скрипки.
С 1912 по 1917 год он работал в Екатеринбургском оперном театре – был рассыльным, помощником бутафора и осветителя и даже электротехником.

Затем Александров поступил на курсы режиссёров Рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губпрофсовете.
Там он познакомился с будущим директором «Мосфильма», а тогда ещё бывшим солдатом, выходцем из крестьян, Иваном Пырьевым.
Он был всего на полтора года старше Александрова, но уже успел повоевать во время Первой мировой войны, носил Георгиевский крест и был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел.
Как и Григорий, Иван был влюблён в театр, поэтому молодые люди быстро подружились.
В 1919 году, как только город был освобождён от белогвардейцев, они вдвоём организовали кружок художественной самодеятельности, где ставили спектакли.
Поворотным стало знакомство Александрова и Пырьева с актёрами Третьей студии МХАТ – москвичи приехали с гастролями на Урал и так впечатлили своим искусством молодых людей, что те решили: надо непременно ехать на учёбу в Москву познавать азы актёрского мастерства.
Оба работали в Пролеткульте да так лихо, что их премировали поездкой в Москву на учебу. В Москву будущие кинодеятели пришли пешком по шпалам – денег точно до Москвы не хватило.
Хорошо, что их обмундировали шинелями, сапогам и шапками. Весь первый день Александров с Пырьевым катались на трамваях.
В котомке у Александрова имелось рекомендательное письмо к Горькому и стихи. Смущённый напором юных пролеткультовцев, Горький куда-то звонил, кого-то просил.
Но ребята сами сориентировались в пестрой обстановке кино- и театрального искусства тех лет.

В 1921 году Александров и Пырьев поступили в Первый рабочий театр Пролеткульта – экспериментальную мастерскую, организованную Всеволодом Мейерхольдом.
Там Григорий Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном – молодой режиссёр преподавал биомеханику, инновационную систему упражнений для актёров.

В 1924 году Александров женился на актрисе Ольге Ивановой. Спустя полгода в семье родился сын, которого они назвали Дугласом в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса.

Григорий Александров начинал как актёр в театральных постановках Эйзенштейна. Они так сработались, что Эйзенштейн предложил юноше стать ассистентом.
Александров стал деятельным помощником выдающегося реформатора кино и театра, участвуя в его работе над спектаклями и фильмами.
Однако оба они решили, что революция нужна и искусству, поэтому от театрального мира отошли к освоению нового – кинематографического.
Вскоре Александров стал полноправным партнёром Эйзенштейна: от ассистента режиссёра «Стачки» (1924) вырос до сорежиссёра фильмов «Броненосец Потёмкин» (1924), «Октябрь» (1927), «Старое и новое» (1929).
…Эйзенштейн учил Александрова всему, что касается кино: выбору освещения, форме и цвету, эстетике кадра, монтажу.
Его революционные методы заложили основу будущего стиля Александрова и отразились на его творчестве.

В 1929 году Александров, Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссэ по личному распоряжению Луначарского должны были отправиться в Европу и Америку для обмена опытом с зарубежными кинематографистами.

В Берлине они чувствовали себя уверенно. «Броненосец Потёмкин» был их визитной карточкой. Благодаря фильму они познакомились со многими знаменитостями и нужными людьми.
Из книги Григория Александрова «Эпоха и кино»:
«Мы стали собираться в заграничную командировку. Американских виз не было, но сидеть и ждать мы не могли: с опытом в области звукового кино надо было начинать знакомиться немедленно. И мы отправились в Германию.
Нам не терпелось увидеть и услышать появившееся на Западе звуковое кино, познакомиться с техническими и творческими приемами работы со звуком.
Первым пунктом в “западном турне” стала Германия: “Потёмкина” показывали в рабочих клубах Берлина, в университетах и посольствах, с советскими кинематографистами многие мечтали познакомиться».
Они не только обучались киномастерству у своих зарубежных коллег, но и самостоятельно ставили фильмы.
Так, во Франции советские режиссёры сняли картину «Сентиментальный романс», а в Мексике – «Да здравствует Мексика!».
…В США Александров познакомился с Чарли Чаплином. Они быстро подружились и почти всё время проводили вместе.
Уже после войны, выезжая за границу, Александров не упускал возможности повидаться с Чаплином.

После возвращения в 1932 году в Москву Александрова ждали большие перемены. Его жена ушла к другому мужчине, актёру Борису Тенину, и они расторгли брак.
…После турне Александров и Эйзенштейн вместе не работали: Григорию Васильевичу надоело быть на вторых ролях, он хотел снимать кино самостоятельно. Вернувшись в СССР, Александров оказался в гостях на даче у Максима Горького.
В это же время туда приехал и Сталин, который после увлечённых рассказов режиссёра заметил, что нужно и на советские экраны выпустить музыкальную комедию.
Из книги Григория Александрова «Эпоха и кино»:
«Осенью 1932 года состоялось совещание, на котором были сценаристы и режиссёры кино. Нам было сказано, что кинозрители в своих письмах требуют звуковых кинокомедий, которых на наших экранах почти нет.
Говорилось и о том, что звуковые фильмы комедийного жанра должны вытеснить старые развлекательные комедии, прийти на смену оставленным нам в наследство царским строем бессодержательным фарсам.
Музыка и песни этих новых советских картин должны заменить “жестокие романсы” и бульварно-блатные песни, ещё бытующие в нашем обществе.
Почему-то мастера кино “считают жанры “малых форм” недостойными своего внимания, и этот участок советского кинофронта остаётся открытым”. Это был новый социальный заказ».

Вместе со сценаристом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским Александров написал либретто для первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята» (1934).
Из Америки Александров привёз некие универсальные рецепты успеха, категориями которых никогда не размышлял Эйзенштейн.
Чаплинские геки, программы лучших европейский ревю, голливудская улыбчивость и ясность, плюс музыка, обязательно музыка – все это не могло не сработать.
Режиссёр опирался на опыт, полученный в Голливуде, и использовал в картине множество ярких номеров, танцев и цирковых трюков, приёмов оперетты.

Александров не стал медлить и приступил к съёмкам. На главную роль он утвердил звезду мюзик-холла, легендарного солиста Утёсова.
А вот актрису на главную роль он долго не мог найти. Наконец, ему посоветовали посмотреть спектакль «Перикола», где играла Любовь Орлова.
Девушка была не только талантлива, но и красива. Григорий Васильевич безумно влюбился в актрису. Александров нашёл супругу и многолетнего партнёра. Именно он настоял на том, чтобы Орлова перекрасилась в блондинку, сделав её, по сути, голливудской звездой в советской действительности.

Первая советская комедия «Весёлые ребята» прошла нелёгкий путь. Ее критиковали, пытались запретить, о ней писали уничижительные статьи.
Фильм был показан Горькому. Хохот стоял оглушительный.
«Талантливая, очень талантливая картина», – говорил Алексей Максимович и распорядился подготовить показ Сталину.
«Хорошая картина, весёлая, – сказал Сталин, – я как будто месяц в отпуске побыл. И отнимите вы картину у режиссёра, а то он её испортит!»
25 декабря 1934 года состоялась премьера картины. А уже через месяц Калинин вручал Александрову орден Красного Знамени.
Мюзикл о том, как пастух Костя Потехин (Леонид Утесов) и домработница Анюта (Любовь Орлова) стали звёздами Большого театра, снятый в голливудском стиле, имел большой успех не только в СССР, но и за рубежом, где шёл под названием «Москва смеётся» (Moscow Laughs).
На кинофестивале в Венеции в 1834 году картина получила премии за режиссуру и музыку.
Чарли Чаплин в своей рецензии написал, что это большая победа.

За «Весёлыми ребятами» последовали ещё несколько любимых народом музыкальных комедий – «Цирк», «Волга-Волга», «Весна».
Успехом своих музыкальных комедий Григорий Александров не в последнюю очередь обязан композитору Исааку Дунаевскому.
Патриотическая «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») в фильме «Цирк» (1936) сразу же стала популярной в народе.

В 1936 году Александров снимает фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан Александровым, авторы отказались от своей подписи).
В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным.
В главной роли Александров вновь снял Любовь Орлову – теперь уже свою супругу.
Только за первый месяц в Москве и Ленинграде картину посмотрели 5 миллионов человек.
Фильм был удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

Одной из наиболее значимых работ Александрова считается фильм «Волга-Волга» (1938) о приключениях двух музыкальных коллективов провинциальных артистов – исполнителей классической музыки и народной.
Любовь Орлова сыграла в нём почтальона по прозвищу Стрелка. Чтобы вжиться в роль, она общалась с сельскими письмоносцами и несколько раз сама ходила с почтовой сумкой.
Создатели картины были награждены Сталинской премией в 1941 году.
Не все знают, что в годы Великой Отечественной войны Орлова вновь вернулась к образу Стрелки – для подъёма духа она разносила письма по домам советских граждан.
Картина «Волга-Волга» была одной из любимых у Сталина: он пересматривал её много раз, помнил наизусть реплики и даже подарил в 1942 году копию фильма Рузвельту.

Во время Великой Отечественной войны Александров вместе с Любовь Орловой и сотрудниками «Мосфильма» были эвакуированы в Алма-Ату.
В 1943 году он вернулся в столицу уже в качестве руководителя «Мосфильма».

За комедию «Весна» (1947) с музыкой Дунаевского Александров получил приз за оригинальный сюжет в Венеции.
В этом фильме впервые появился известный логотип «Мосфильма» с изображением скульптуры «Рабочий и колхозница».
А две фразы: «Красота – это страшная сила!» героини Фаины Раневской и «Где бы ни работать, только бы не работать!» – стали крылатыми.
Среди его поздних работ стоит отметить кинокартины «Встреча на Эльбе» (1949), «Композитор Глинка» (1952).
Эти фильмы были отмечены множеством наград международных фестивалей и Сталинской премией.

В 1951 году Александров стал художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе.
Он писал мемуары, открывал мемориальные доски, выступал на юбилейных вечерах.

Григорий Александров и Любовь Орлова практически никогда не расставались. Их творческий союз был очень плодотворным и стал достоянием не только советского, но и мирового искусства.

Инновационные работы режиссёры, созданные под влиянием Эйзенштейна, всегда были под пристальным вниманием европейских критиков. Например, фильм «Весна», где Орлова сыграла сразу две роли.
Эта сложная многослойная работа была названа предвестницей постмодерного кино Антониони, Феллини и Вендерса.
На Венецианском фестивале Орлова разделила награду за лучшую женскую роль с Ингрид Бергман.
Александров и Орлова так и не смогли завести детей. Они вели спокойную, замкнутую жизнь, лишь изредка встречаясь со старыми друзьями Ростиславом Пляттом и Фаиной Раневской.

Удачной работой для Александрова стал «Да здравствует Мексика!» (1979) – фильм, который Эйзенштейн и Александров снимали в Мексике в 1930-х годах, но не закончили.
На фестивале в Венеции этот фильм был награждён призом жюри FIPRESCI.

Последним фильмом режиссёра стала документальная картина о супруге – «Любовь Орлова» (1983).
А 16 декабря 1983 года Григорий Александров скончался.

Картины Георгия Александрова пользуются большой популярностью и сегодня.
В годы, когда Советский Союз утверждал себя на мировой арене как великая держава, режиссёру удавалось создавать ленты, наполненные оптимизмом и надеждой.

Фото из открытых источников.

Источники:

  • https://rus.team/people/aleksandrov-grigorij-vasilevich
  • https://stories-of-success.ru/iskusstvo/grigoriya-aleksandrova
  • https://biographe.ru/znamenitosti/grigoriy-aleksandrov/
  • https://ruskline.ru/opp/2023/12/19/40_let_so_dnya_konchiny_grigoriya_aleksandrova
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.