Гениальный параноик. Андерсен боялся быть ограбленным и погребенным заживо
Андерсен Ганс Христиан: биография, личная жизнь и интересные факты
Сложно найти человека, которому не было бы известно имя Ганса Христиана Андерсена. Биография этого писателя настолько сильно переплелась с миром сказок, что невозможно представить ребенка, который бы не знал хотя бы одной его сказки. На этих удивительных произведениях выросло несколько поколений детей, но они по-прежнему остаются одними из самых востребованных.
Детские годы
Ханс Кристиан Андерсен, биография которого интересна читателям разного возраста, родился в начале апреля 1805 года. Его малой родиной стал город Оденсе, который находится в Дании. Его семья была очень бедной, хотя ходили неподтвержденные слухи о том, что детский писатель Андерсен является незаконнорожденным сыном короля Дании Кристиана Восьмого.
Отец будущего писателя, Ганс Андерсен, был башмачником, но большого дохода его работа семье не приносила. Мать, Анна Мари Андерсдаттер, была женщиной малограмотной, поэтому работала прачкой. Отец будущего писателя всегда считал, что его родословная имеет знатные корни. Об этом Андерсену рассказывала и бабушка, но официально это нигде не было подтверждено.
Ходили и другие слухи о родственниках великого детского писателя. Например, говорили, что его дедушка, который некоторое время работал резчиком, слыл в городе сумасшедшим. А все потому, что он делал деревянные фигурки человечков с крыльями, которые были очень похожи на ангелов.
Волшебный мир арабских сказок
Когда Андерсен Ганс Христиан, биография которого неразрывно связана с литературой, был маленьким, отец каждый вечер читал ему арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Истории Шахерезады оказали сильнейшее влияние на ребенка. Часто с отцом они вместе гуляли по городскому парку и однажды посетили театр, который удивил и поразил мальчика. Но в 1816 году его отец умер.
Образование
Ганс Андерсен жил в своем сказочном мире, а реальность была для него слишком суровой, и он не желал ее принимать. Эмоциональный и чувствительный, он не мог противостоять местному задире, который постоянно его избивал. Часто его наказывали розгами и учителя, поэтому он просто ненавидел школу.
Однажды он все-таки решительно отказался идти на занятия, и что только родители ни предпринимали, ничего не могло изменить его решения. Тогда родители отдали его в благотворительную школу для бедных детей. После того как он окончил начальную школу, Андерсен стал учеником ткача, затем портного. Известно, что чуть позже он работал на сигаретной фабрике.
Работа на сигаретной фабрике
Рабочая биография Ханса Кристиана Андерсена складывалась весьма сложно, так как отношения с коллегами у него не ладились. Будущему писателю не нравились шутки и анекдоты рабочих. А однажды с него даже стянули штаны, стараясь убедиться, что он не девочка. Все его беды были из-за того, что он имел от природы тоненький голосок, а во время смены любил петь. Отношение окружающих заставило будущего писателя замкнуться в себе, и только деревянные куклы, которые когда-то сделал отец, продолжали оставаться его верными друзьями.
Поиски лучшей жизни
Ганс Христиан Андерсен, биография которого дает возможность лучше понять его сказки, в четырнадцать лет покидает родительский дом. Он решает поехать в Копенгаген, чтобы найти там другую, лучшую жизнь. Мать будущего писателя считала, что в большом городе ее сын не сможет надолго задержаться. А Ганс мечтал остаться там навсегда и стать знаменитым. Он мечтал о том, что станет великим актером и будет играть на сценах лучших театров.
Но внешность Ганса Христиана никак не могла принести ему хороших ролей, так как юноша был высокого роста, с длинным носом и конечностями. За свою долговязую внешность он часто получал смешные прозвища. Например, его дразнили «фонарным столбом» или «аистом».
Работа в театре
Биография Андерсена Ганса Христиана тесно связана с театром. В детские годы у него был свой театр, в котором играли тряпочные актеры. За это его даже дразнили в детстве «писателем пьес». Неказистого молодого человека, скорее, из жалости все-таки приняли в Королевский театр, где ему предлагали лишь небольшие второстепенные роли. Но вскоре он не смог исполнять и сопрано, так как голос стал ломаться, поэтому друзья посоветовали ему заняться литературой.
Ганс Христиан Андерсен, биографию которого нельзя назвать легкой и гладкой, вскоре начал учиться в престижных школах Эльсинора и Слагельсе. Образование ему оплачивал король. Фредерика Шестого уговорил это сделать Йонас Коллин, известный государственный деятель Дании, который уже давно заметил непохожего на остальных детей юношу и даже смог по-отцовски его полюбить.
В школах он учился с детьми, которые были младше его на шесть лет. Несмотря на то что он учился за счет казны, Андерсен всегда был очень экономным. С трудом ему в школе давалась грамота. Поэтому он всю свою жизнь так и продолжал делать ошибки в написании слов и знаках препинания. Как потом вспоминал сам писатель, в студенческие годы его за безграмотность часто ругал ректор, поэтому эти ошибки ему снились постоянно как страшный сон.
Литературная деятельность
В биографии Г. Х. Андерсена отмечается, что писатель создал 156 произведений. Это не только сказки, но еще и стихи, романы, баллады и повести. Однако его творчество все читатели ассоциируют лишь со сказками. Еще при жизни автор обижался, когда его называли детским писателем, так как он постоянно напоминал, что пишет не только для детей, но и для взрослых.
Слава и популярность пришли к нему в 1829 году, после того как был опубликован его рассказ «Пешее путешествие от канала Холмена к восточной конечности Амагера». Это приключенческое произведение стало стимулом и для самого писателя. Андерсен стал проводить больше времени у письменного стола, создавая свои уникальные произведения. Он легко писал сказки, но вот романы и новеллы всегда давались ему тяжело. Каждая сказка - это новый и познавательный мир, который невозможно порой увидеть самому, но его открывал детям и взрослым сам писатель.
Жизнь вокруг подбрасывала ему темы для сказок. Талантливейший писатель Ганс Кристиан Андерсен видел жизнь во всем. Ведь простой цветочный лепесток или горошина из стручка, бабочка или стойкий оловянный солдатик могли ему рассказать целую историю. Для сочинения своих произведений Андерсен использовал не только собственную фантазию, но и народный эпос. Например, это подтверждают такие произведения, как «Свинопас», «Огниво» и другие. Часто героями его произведений являлись герои, которые искали свое место в обществе. Например, это Русалочка, Гадкий утенок, Дюймовочка. Все они проходят множество испытаний и терпят лишения, пока не становятся счастливыми. Дюймовочка вынуждена пройти большой путь, познакомиться со многими героями, проявить доброту, например, к ласточке, чтобы встретить своего эльфа, который сможет оценить ее красоту, защитить и всегда быть рядом.
Каждое произведение Андерсена пропитано философским смыслом. Так, в известной сказке «Новое платье для короля» рассказывается об императоре, который решил сшить себе новый наряд и поручил это ответственное дело двум обманщикам. Но наряд получился непростым, так как проходимцы для него использовали «невидимые нити». Когда король примерял платье, то сам ничего не видел, но обманщики заверяли его, что наряд не может увидеть только глупый человек. И все подчиненные боялись сказать, что король ходит голый, кроме ребенка. Такое всегда можно встретить и в современном обществе.
Все знают сказку Андерсена, в которой он стойкого оловянного солдатика отправляет в горящий камин, где тот и погибает. Но за ним следом по собственному желанию отправляется миниатюрная балерина, которая стояла недалеко от этого солдатика. Ведь между ними были чувства, а двух влюбленных не может разлучить даже огонь. Мир его сказок не всегда является счастливым. Андерсен, биография которого трагична и сложна, в 1840 году публикует сборник новелл «Книга с картинками без картинок», а уже через девять лет он пишет роман «Две баронессы». В 1953 году выходит книга «Быть или не быть».
Личная жизнь
В биографии Андерсена есть место и личной жизни. Но семьи у датского писателя никогда не была. Одно время поговаривали даже о том, что у него никогда не было интимной близости с женщиной. Но эти слухи ничем не подтверждаются. Также высказывались мнения и о том, что он был нетрадиционной ориентации, но и это ничем не подтверждается.
Безусловно, в жизни писателя были симпатии. Первая девушка, которая ему понравилась, была сестрой его товарища по школе. Но с Риборг Войгт он так и не решился поговорить, и тем более признаться в своих чувствах. Второй его избранницей, к которой Андерсен проявил симпатию, стала Луиза Коллин. Ей он уже писал любовные письма, но она пресекала и игнорировала все его ухаживания и признания. Девушке на тот момент было восемнадцать лет, и вскоре она стала встречаться с состоятельным юристом.
В 1846 году писатель опять влюбляется. На этот раз его избранницей становится оперная певица. Андерсен постоянно поджидал Женни за кулисами после выступлений, дарил стихи и дорогие подарки. Но Женни Линд не спешила отвечать на симпатию известного писателя, а вскоре вышла замуж за британского композитора Отто Гольдшмидта. После этого у Андерсена наступил период депрессии. В своей сказке «Снежная королева» он сделает Женни прототипом самой Снежной Королевы.
Смерть
Написанная специально для детей, биография Андерсена не будет содержать многих фактов, касающихся взрослой жизни автора. Однако взрослому читателю полное жизнеописание помогает понять печальные мотивы его произведений. Судьба великому писателю преподнесла немало горьких сюрпризов. Известно, что весной 1872 года Андерсен случайно упал с постели и получил множество травм. Долгое время он никак не мог излечиться. А вскоре у него был обнаружен рак печени.
Четвертого августа 1875 года Ганс Кристиан Андерсен умер. Похоронили его в Копенгагене, на кладбище "Ассистэнс".
Гениальный параноик. Андерсен боялся быть ограбленным и погребенным заживо
2 апреля 1805 г. в городе Оденсе родился младенец. Впоследствии он стал богат, знаменит и даже бессмертен. Но пока родители дали ему только имя и фамилию. Она кончалась на «сен», что было признаком плебейского происхождения - Ганс Христиан Андерсен.
Можно биться об заклад, что знакомство с королём сказок у многих из нас происходило примерно так же, как у коллеги Андерсена, писателя и сказочника Константина Паустовского: «Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку». Маленький Костя, разумеется, не мог тогда знать, как относился к своим творениям сам Андерсен. И слава богу, потому что это была бы реальная травма: «Нет ни настроения, ни желания браться за что-то стоящее. Сейчас я работаю над одной сказкой - вынужден хвататься за любую ветку хлебного дерева, упуская из рук лавровое. Вот и выходит у меня пища для четвероногих и тупых критиков».
Счастье неведения
Упомянутая Андерсеном «одна сказка» называется «Калоши счастья». Самое ироничное и ехидное его произведение, где повествуется о том, что будет, если любое неосторожное желание человека тут же осуществится. Именно эту сказку не худо было бы перечитать слишком любопытным туристам, которые изводят работников музея Андерсена расспросами о личной жизни и сексуальных предпочтениях писателя.
Потому что хорошего там мало. Известно, что Андерсен умер девственником и при этом всю жизнь мучился страхом так и не совершённого греха. Позднейшие выкрутасы исследователей - дескать, сказочник был гомосексуалистом и чуть ли не педофилом - следует всё-таки считать домыслами. Андерсен разрывался от любви именно к женщине. Порядочным писал настолько пылкие письма, что его считали безумцем. Непорядочных боялся, но страстно вожделел. Будучи в Неаполе, целыми днями мог ходить за уличными проститутками: «Если я и здесь не потеряю невинность, я её никогда не потеряю. Я пока всё ещё невинен, но кровь моя горит». В почтенном возрасте часто посещал публичные дома, приводя в замешательство шлюх: ему нужна была лишь беседа.
Интерес к жрицам любви, надо полагать, фамильный. Его бабка, Ане Сёренсдаттер, слыла гулящей и даже была посажена в тюрьму с формулировкой обвинения «моральная распущенность». Его мать, Анна Мари, прижила вне брака дочь. Младшая сестра матери, его тётка Кристиана, метила выше и пошла дальше: переехав в Копенгаген, она стала там содержательницей борделя.
Воспоминаний этих он боялся. Впрочем, боялся он всего и сразу. А вдобавок к этому профессионально и напоказ страдал. И страдания его могут впечатлить даже самого чёрствого человека. Он боялся ограбления, наёмных убийц и сумасшествия. Собак и потери паспорта. Смерти в воде и в огне - всегда возил с собой верёвку, чтобы в случае пожара выбраться из окна. Погребения заживо - рядом с кроватью клал записку: «На самом деле я не умер». Страшно переживал, когда ему казалось, что он переплатил за билет или книгу. Всю жизнь мучился от зубной боли и всерьёз считал, что от количества зубов во рту зависит его плодовитость как автора. И в самом деле, когда выпал последний, Андерсен утратил возможность писать. Однако ему вставили искусственные зубы - и способность творить вернулась. Но тут заболели и вставные зубы.
Боялся отравления - когда скандинавские дети скинулись на подарок любимому сказочнику и прислали самую большую в мире коробку шоколадных конфет, он в ужасе отказался от гостинца и отправил его своим племянницам. Однако когда наш «добрый волшебник» убедился, что с девочками всё в порядке, тут же отнял у них шоколад и съел в одиночку.
Польза тщеславия
При этом он был невыносимо самолюбив и тщеславен. Настолько, что даже дружелюбно настроенные к нему люди терялись. Так, литератор Ксавье Мармье, который сделал Андерсена самым модным писателем Франции (и это при живом Гюго), недоумевал по поводу его автобиографии «Сказка моей жизни»: «Для нас, тех, кто его любит, мучительно видеть, как он на двухстах страницах перечисляет все мелкие триумфы и комплименты в свой адрес. Использовать печатное слово как средство интимных признаний низко и тщеславно».
Это тщеславие проявлялось даже в быту. Принято считать, что Андерсен не следил за своей внешностью - ходил в поношенном костюме и был неряшлив. Это не так. Друг Андерсена Эдвард Коллин отмечал: «Особым щёголем он никогда не был, но одевался всегда тщательно. Знал, что у него действительно красивые волосы, и потому часто расчёсывал и завивал их. Не мог пройти мимо зеркала, чтобы в него не посмотреться, и при этом строил «гениальное лицо», поскольку, по собственному признанию, всегда хотел выглядеть значительнее, чем на самом деле».
Но нет худа без добра. Вышло так, что русская литература - и уж точно пушкиноведение - в большом долгу перед тщеславием Андерсена. В 1862 г. он путешествовал по Швейцарии и познакомился там с дочерью русского генерала Елизаветой Мандерштерн. И признался ей: «Я рад знать, что мои произведения читают в великой, могучей России, чью цветущую литературу я знаю и люблю, особенно Пушкина». Елизавета решила сделать Андерсену подарок и подговорила свою кузину Екатерину Капнист вырвать листок из тетради Пушкина, которой владел Пётр Капнист. Кража была совершена. Андерсен, получив единственный листочек, на котором рукой Пушкина было написано стихотворение «Пробуждение» и начало элегии «Друзьям», был безмерно благодарен: «Рукопись всемирно известного поэта для меня истинное сокровище!»
Впоследствии тетрадь Петра Капниста была утеряна. От неё остался лишь тот самый краденый листок, который хранится в архиве Андерсена.
Константин Паустовский, пока ещё не стал писателем, писал о своих любимых авторах: «Я почему-то был уверен, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями и, встречаясь, долго хлопали друг друга по плечу и хохотали».
Какой повод для смеха мог найти Пушкин - неизвестно. А вот Андерсен, обладая весьма специфическим чувством юмора, запросто мог бы посмеяться над странной иронией судьбы. Из всего его огромного творческого наследия (пять романов, более 20 пьес, очерки, чудовищное количество путевых заметок - всего 50 томов) в мировой литературе по-настоящему прочно прописались только сказки, которые он не любил и не ценил. Да и то не все - едва ли полтора десятка из 168.
Источники:
- https://nacion.ru/477063a-andersen-gans-hristian-biografiya-lichnaya-jizn-i-interesnyie-faktyi
- https://aif.ru/culture/person/genialnyy_paranoik_andersen_boyalsya_byt_ograblennym_i_pogrebennym_zazhivo