В. Н. Андреев-Бурлак — гений провинциальной сцены
Андреев-Бурлак Василий Николаевич
— провинциальный актер, род. в 1843 г., ум. в Казани 10 мая 1888 г. Настоящая фамилия его была Андреев.
Происходил он из дворян Симбирской губ. и первоначальное образование получил в Симбирской гимназии, а затем слушал лекции в Казанском университете, в котором курса, однако, не окончил.
В течение нескольких навигаций служил помощником капитана на одном из волжских пароходов.
До поступления своего на сцену, Андреев-Бурлак подвизался не без успеха в любительских спектаклях, а с 1870 г. окончательно посвятил себя артистической деятельности, начав службу актером в труппе Вальяно в Ростове-на-Дону. В качестве провинциального актера Андрееву-Бурлаку пришлось объехать чуть не всю Россию В 1879 г., по инициативе Бурлака, основан был первый в Москве частный русский драматический театр, известный под именем "Пушкинского театра" Бренко.
Затем он принялся за постройку в Москве более обширного театра, в Газетном переулке, который и был открыт им в 1883 г. под именем "Русского драматического театра". Летом 1882 г. Андреев-Бурлак, вместе с актером М. И. Писаревым, организовал первое "товарищество артистов Пушкинского театра, которое и объехало поволжские города, давая в каждом из них представления.
Играя в обеих столицах и провинции, Андреев-Бурлак приобрел репутацию, главным образом, хорошего исполнителя Поприщина по "Запискам сумасшедшего" Гоголя и чиновника Мармеладова по роману Достоевского "Преступление и наказание". Эти типы он воспроизводил с замечательным искусством и постоянно совершенствовал свою игру в них. Фотографы снимали его в этих ролях; так, напр., существует целый альбом, изданный фотографом Шапиро, различных моментов передачи Бурлаком "Записок сумасшедшего", читанных им в больничном халате.
Из прочих ролей ему особенно удавались: роль кулака Деругина в "Светит да не греет", Счастливцева в "Лесе", Ладыжкина в "Женихе из долгового отделения" и городничего в "Ревизоре". Он славился передачей собственных волжских сцен, печатавшихся в различных периодических изданиях и вышедших в 1881 г. отдельною книжкою, под заглавием: "На Волге". Повести и рассказы 1881 г. (Изд. редакции журн. "Живоп. Обозр.") Сцены эти отличаются жизненностью и указывают на знание быта русского народа, приобретенное автором их еще за время службы на Волге. В одно из пребываний своих в Одессе, Андреев-Бурлак, 30-го ноября 1886 г. прочел публичную лекцию о драматическом искусстве, которая, кроме общего интереса, имеет важное практическое значение для актера.
В 1886 г. она была напечатана отдельной брошюрой под заглавием: "Публичные лекции. І. Сцена и жизнь. Артиста B. H. Андреева-Бурлака". Одесса. 1886 г. В картинной галерее Ф. А. Терещенко, в Киеве, находится портрет Бурлака в роли Поприщина, работы художника Репина. "Волжский Вестник" 1888 г. № 119. "Новое Время" 1888 года, № 4381. "Новости" 1888 года, 11 мая. С. Венгеров "Критико-биограф.
Слов. русск. писат. и ученых", I, 554—555. Ровинский, "Подробный слов. русск. гравиров. портретов", II, прилож. V, стр. 295. Андреев-Бурлак, Василий Николаевич — артист; см. Бурлак-Андреев.
- Версия для печати
В. Н. Андреев-Бурлак — гений провинциальной сцены
Гемранова, А. Д. В. Н. Андреев-Бурлак — гений провинциальной сцены / А. Д. Гемранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 571-573. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20997/ (дата обращения: 22.12.2023).
В последнее время появилось немало исследований, которые посвящены театральной жизни российской провинции. Эта тема интересна исследователям и широкому кругу читателей в связи с тем, что в обществе есть понимание места и значения театра вообще и провинциального театра в частности в становлении культуры России.
«Единственный царь и владыка сцены-талантливый артист», — говорил Константин Сергеевич Станиславский. Симбирская земля щедра на таланты, в том числе и на театральные. В череде выдающихся мастеров театральной сцены XIX века, особо выделяется уроженец города Симбирска Василий Николаевич Андреев-Бурлак. Именно с великой русской рекой Волгой и городом Симбирском неразрывно связаны детские годы, юность и становление его, как артиста.
В. Н. Андреев (сценический псевдоним Андреев-Бурлак) родился в Симбирске в 1843 году в дворянской семье. Его родители владели небольшим поместьем. В. Н. Андреев окончил симбирскую гимназию. После окончания гимназии он поступил в Казанский университет, который являлся одним из лучших ВУЗов Российской империи того времени. Андреев-Бурлак определился вольнослушателем, т. е. человеком, слушающим лекции без зачисления в студенты. Но природный темперамент и творческие устремления молодого человека не позволили Андрееву-Бурлаку завершить обучение. Не окончив полного курса университета он поступает на службу. Будущий артист становится помощником капитана на буксирном пароходе. В скором времени становится капитаном пассажирского парохода курсировавшего по Волге.
Именно в Симбирске впервые проявился его талант импровизатора, имитатора и лицедея. На литературных вечерах В. Н. Андреев-Бурлак блистал своими актёрскими импровизациями и представлял на суд публики свои первые литературные работы. Но по мнению многих современников литературный талант меркнул перед талантом актёрским. Щедро одарённый от природы Андреев-Бурлак отдавал предпочтение театру. Просвещённая публика из числа симбирской интеллигенции любила театр. Между тем, наряду с литературным творчеством до нас дошли альбомы с рисунками Андреева-Бурлака. Он был незаурядный художник. Перед нами предстают: живописные берега Волги, образы городских купцов, крестьян, подёнщиков и прочего обездоленного люда. Существует мнение, что сценический псевдоним Бурлак В. Н. Андреев взял в честь того первого буксирного парохода с названием «Бурлак», на котором будущий артист служил помощником капитана. По другой версии В. Н. Андреев остановил свой выбор на данном псевдониме, так как с детства любил творчество Н. А. Некрасова и часто декламировал знаменитые некрасовские строчки «Выдь на Волгу, чей стон раздаётся…»
В возрасте двадцати пяти лет В. Н. Андреев-Бурлак принимает окончательное и бесповоротное решение. Он мечтает стать профессиональным артистом. Это решение молодой человек принял осознанно. К этому шагу его подталкивал успех у зрителей. Его импровизаци на литературных вечерах в родном Симбирске неизменно вызывали одобрение слушателей из числа просвещённых и демократически настроенных горожан того времени. Он становится провинциальным артистом. Артист подолгу выступал на подмостках Москвы и Петербурга. Между тем, русская провинция до конца его дней оставалась основным поприщем творческой деятельности. Провинциальный театр России В. Н. Андреев-Бурлак именовал «колыбелью истинных дарований». «Вместе со стаей перелетных птиц старого актерства, — писала о нем известная актриса и театральный педагог А. Я. Глама-Мещерская, игравшая с ним на одной сцене, — он не вил себе нигде прочного гнезда и по сухопутью и по водным просторам Дона и Волги исколесил пространство вдоль и поперек». Один из крупнейших русских живописцев конца XIX — первой половины XX века М. В. Нестеров в своей книге воспоминаний живо и образно повествует о художественной и культурной жизни России. «Андреев-Бурлак был первоклассный сценический талант. Раньше, до сцены, он был капитаном одного из волжских буксирных пароходов. Талант его — был русский талант, так называемый «нутряной», — пишет он об артисте. «Безыскусственность, простота, непосредственность. Ничего вымученного, театрального, бьющего на эффект». — писали театральные критики того времени о творчестве В. Н. Андреева-Бурлака.
Одним из первых артист использовал в своём театральном творчестве импровизацию. Его по праву считали «королём импровизации» того времени. В. Н. Андреев-Бурлак представал перед зрителем в образах комических и трагических. С особой теплотой и грустью артист отзывался о провинциальном театре России. Однако, хорошо зная, чем живёт театральнавя провинция, наблюдая её изнутри артист часто пенял на искажение театрального искусства, когда «наденут на актера какой-нибудь седенький паричок» и вот «на помощь является парикмахер, который жженой подмазкой (красок маленьким актерам не дают) начинает на его физиономии рисовать не то карту Италии, не то Волгу с притоками».
Другом В. Н. Андреева-Бурлака был М. И. Писарев. Они завязали знакомство и сдружились в Симбирске, когда оба только начинали свой путь на театральном поприще. Там же в Симбирске служила молодая подающая надежды актриса П. А. Стрепетова, которая позже стала супругой М. А. Писарева. Симбирск с его театром и благодарной публикой привлекал к себе взоры театральных деятелей XIX начала XX веков. На этой провинциальной сцене в разное время играли: А. А. Рассказов, К. З. Пузинский, М. С. Савина, основавшая Всероссийское театральное общество, С. С. Расатов, М. М. Москвин, выступавший под театральным псевдонимом Тарханов, Б. И. Пясецкий, А. Я. Таиров, И. К. Самарин-Эльский и многие другие.
Дружба Андреева-Бурлака и Писарева, начавшаяся в Симбирске переросла в творческий союз. В 1883 году они организуют «Товарищество московского русского драматического театра». Труппа артистов, организованная основателями Товарищества отправилась с гастролями по городам России. В Симбирске «Товарищесво московского русского драматического театра» на суд публики представило спектакли; «Лес», «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского и ряд других постановок. В. Н. Андреев-Бурлак читал со сцены «Записки сумасшедшего» и рассказ Мармеладова. В своем творчестве артист говорил о современности, о жизни простого народа, им наблюдаемой и хорошо ему знакомой. Он с выверенной точностью художника копииста воспроизводил окружавшую его реальность. Иудушка Головлев, Аркашка, Недыхляев, Расплюев, Поприщин, Мармеладов, капитан Копейкин. Современники отмечали, что это были самые яркие образы, которые артист создал на сцене. Эти образы были типичны для той эпохи. Особое место в творчестве артиста занимала тема «маленького человека». Жизнь и судьба «маленького человека» в России того времени представлялась Андрееву-Бурлаку именно тем материалом, с которым он мог идти к зрителю. «Актер предельной выразительности, Бурлак умел передать те мысли и чувства, которые волновали его, мысли и чувства, особенно близкие широкому демократическому зрителю той эпохи. Подавляющее большинство его почитателей, принадлежало к демократическим слоям. — отмечал русский артист А. М. Горин-Горяинов.
«Андреев-Бурлак был рыцарь, рыцарь слова», — писал об артисте русский писатель и журналист В. А. Гиляровский. Без преувеличения можно сказать, что В. Н. Андреев-Бурлак заложил фундамент жанра, который позднее получил название — театр одного актёра. Моноспектакли артиста вызывали неизменный интерес публики и получали самые высокие оценки театральных критиков того времени. Начало этому творчеству было положено в Симбирске. Юношеское чтение стихов и прозы перед публикой на литературных вечерах, импровизации и пародии с годами и приобретенным актерским опытом переросли в явление, имя которому — В. Н. Андреев-Бурлак. Андреев-Бурлак был обласкан публикой и театральной критикой того времени. Он выступал на весьма выгодных условиях, как следует из его записок. В провинциальных театрах Российской империи артист получал большие гонорары. Однако, как отмечали современники, у артиста никогда не было свободных денег. По окончании представления он звал к себе в гости актеров театра. Всех от мала до велика. Дома увлеченно беседовал, сыпал шутками и остротами, веселился в кругу коллег по актёрскому цеху. Неизменно следовали одна за одной блестящие импровизации. Своих многочисленных гостей Андреев-Бурлак, как радушный и хлебосольный хозяин щедро угощал, а зачастую и одаривал деньгами.
Осенью 1886 года, Андреев-Бурлак прочитал в Одессе публичную лекцию. Тема лекции — «Драматическое искусство». Артист лелеял мечту организовать курсы для начинающих артистов. Он разработал систему для обучения актёрскому мастерству. Эта система призвана была «развить в нем (в ученике) способность работать самостоятельно, без указок». Анализируя игру артистов провинциального театра России того времени, Андреев-Бурлак говорил, что «актер даже не понимает, что он сам такое».
В неустанном совершенствовании актёрского мастерства и в постоянных думах о театре и театральном искусстве В. Н. Андреев-Бурлак прошёл долгий путь. Скоропостижная кончина оборвала триумфальный путь в искусстве большого мастера, талантливого артиста. Будучи уроженцем провинциального Симбирска В. Н. Андреев-Бурлак всегда трепетно относился к российской провинции. Он верил в талант народа. «Таланты явятся сами, — говорил он на своей лекции на тему «Драматическое искусство» в городе Одессе, — ведь наша земля велика и обильна; еще старик Ломоносов сказал, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».
1. Трофимов Ж. «В. Н. Андреев-Бурлак: память и наследие». — «Симбирская книга», 1995.
2. Глама-Мещерская А. Я. «Воспоминания».- Л.-М., 1937.
3. Морозов М. М. «Василий Николаевич Андреев-Бурлак».- М.-Л., 1948.
4. Нельс С. М. «Андреев-Бурлак». -М.:Искусство., 1971.
5. Нестеров М. М. «О пережитом. 1862–1917гг. Воспоминания».-Молодая гвардия, Москва., 2006.
Андреев-Бурлак, Василий Николаевич
Василий Николаевич Андреев-Бурлак (настоящая фамилия Андреев; 1 января 1843, Симбирск — 10 мая 1888, Казань) — русский актёр, чтец и писатель.
Жизнь и творчество
Василий Андреев родился 1 января 1843 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск) в дворянской семье. По окончании гимназии учился в Казанском университете, но полного курса так и не закончил.
В начале своей творческой карьеры участвовал в любительских спектаклях. Несколько лет водил пароходы по Волге, что впоследствии нашло своё отражение в литературном творчестве Андреева-Бурлака («На Волге», Повести и рассказы. 1881). В 1868 году становится профессиональным актёром, в 1870 году Андреев поступил в Ростове-на-Дону в труппу Григория Вальяно.
В 1880 году по инициативе В. Н. Андреева-Бурлака был открыт первый московский драматический театр («Пушкинский театр»), в 1883 году создаёт Русский драматический театр. В том же году вместе с актёром М. И. Писаревым организует «Первое товарищество русских актёров» (иначе «товарищество артистов Пушкинского театра»). Много ездил с гастролями по России, много выступал в обеих столицах (Санкт-Петербурге и Москве).
В. Н. Андреев-Бурлак начинал как комический актёр, затем играл и в драмах. Большую известность имел также как художественный чтец прозаических произведений (например, рассказ Мармеладова из «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского, рассказа «Капитана Копейкина» Николая Гоголя и в особенности «Записок Сумасшедшего» последнего). Наряду с замечательным актёрским талантом отличался склонностью к алкоголизму.
На литературном поприще наиболее известны его волжские сцены, которых критик А. М. Уманский отозвался как о «не лишенных наблюдательности». Сцены эти отличаются жизненностью и указывают на знание быта русского народа, приобретенное автором их ещё за время службы в этих местах.
Василий Николаевич Андреев-Бурлак скончался 10 мая 1888 года в городе Казани.
Сохранился портрет Андреева-Бурлака в роли Поприщина кисти Ильи Репина.
Избранные роли
- «Лес» А. Н. Островского — Аркашка Счастливцев
- «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя — Поприщин
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Мармеладов
- «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
- «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Иудушка Головлёв
- «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Расплюев
Источники:
- https://www.biografija.ru/biography/andreev-burlak-vasilij-nikolaevich.htm
- https://moluch.ru/archive/94/20997/
- https://www.peoplelife.ru/12193