Леонид Николаевич Андреев
«Сфинкс российской интеллигенции» Леонид Андреев
Горький ещё при жизни Андреева пророчески заметил: «Не принимаются на нашем чернозёме столь экзотические цветы».
Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа 1871 года в Орле в семье землемера-таксатора и польской дворянки, происходившей из обедневшего рода. Сразу после рождения сына Николай Иванович Андреев получил место чиновника в банке, что немало способствовало улучшению материального положения молодой семьи. В детстве Андреев пользовался особым расположением матери, которая души в нём не чаяла, однако идиллическую картину семейного быта изрядно портил алкоголизм отца, от которого тот и умер в возрасте 42 лет.
Во время обучения в гимназии молодой Андреев открывает в себе литературный талант, занимаясь многочисленными стилизациями в подражание самым актуальным писателям современности: Чехову, Гаршину, Толстому. Андреев приобрёл немалую долю литературного мастерства, готовя учебные сочинения для всех своих одноклассников, причём в каждом конкретном случае он выдумывал оригинальный, аутентичный стиль. Однако грезил он отнюдь не карьерой писателя, а рисованием. Правда, в Орле не было художественного училища, что не помешало молодому человеку зарабатывать на жизнь рисованием портретов и пейзажей — это ремесло приносило 11 руб. дохода за каждую картину.
Говоря о литературных кумирах молодого писателя, нельзя не отметить его увлечение трудами популярных тогда немецких философов Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Знаменитый трактат Шопенгауэра «Мир как воля и представление» на протяжении многих лет оставался одной из любимейших книг Андреева, под влиянием идей немецкого мыслителя он записал в своём дневнике: «Своими писаниями я разрушу и мораль, и установившиеся человеческие отношения, разрушу любовь и религию и закончу свою жизнь всеразрушением». К слову, именно в старших классах гимназии Андреев открывает свою вторую роковую страсть — любовь к женщинам. Два полюса судьбы человека — любовь и смерть — Андреев ощущал особенно болезненно, что вылилось в три попытки самоубийства и страшные запои. Сам писатель отмечал: «Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь. Как воздух, как еда, как сон — любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования».
В 1891 году после окончания гимназии Андреев поступает на юридический факультет Петербургского университета, однако очередная любовная драма заставляет его на время оставить учебу. Отметим, что распространённое тогда в студенческой среде пристрастие к чтению трактатов по политэкономии, как и повсеместная гражданская активность, особенно не интересовали юного Андреева, проводившего всё свободное время в чтении трудов по метафизике, богословию и истории искусства. Как отмечал брат писателя, тот ночи напролёт проводил за чтением работ Ницше, чью смерть в 1900 году Андреев воспринял как личную трагедию. К тому же летом писатель снова находится в тяжелейшем духовном кризисе из-за неудачной попытки жениться, оттого в результате он решает полностью переключиться на учёбу. В 1897 году он получает диплом второй степени и начинает карьеру адвоката.
Однако принять деятельное участие в судебных разбирательствах Андрееву не пришлось: он проявил свой литературный талант в написании юридических отчётов и репортажей из зала суда. Начало своей литературной карьеры сам Андреев датирует 1898 годом, когда в московской газете «Курьер» был опубликован его первый рассказ «Баргамот и Гараська». Этот рассказ получил хорошие отзывы критиков, в том числе уже прославившегося тогда Максима Горького. Благодаря его протекции Андреев попадает в писательскую среду, начинает участвовать в заседаниях книгоиздательского товарищества «Знание». Это было первое социалистическое издательство для печати реалистических и даже атеистических произведений, которое в 1901 году выпускает первый сборник рассказов Андреева. Эта книга выдерживает за год 4 переиздания, что приносит её автору мгновенную известность и гонорар в 6 тыс. рублей.
Андрееву, как казалось, удалось наладить и личную жизнь: он наконец-то получает согласие на брак с Александрой Михайловной Велигорской (между прочим, внучатой племянницей Тараса Шевченко), которой незадолго до свадьбы посвящает сборник лирических рассказов. «Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, тёмные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел — жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. Жемчужинка моя. Ты часто видела мои слёзы — слёзы любви, благодарности и счастья, и что могут прибавить к ним бедные и мёртвые слова? Ты одна из всех людей знаешь мое сердце, ты одна заглянула в глубину его — и когда люди сомневались и сомневался я сам, ты поверила в меня».
Под влиянием Максима Горького Андреев поддаётся стихийности начавшейся русской революции и проводит у себя дома нелегальное заседание РСДРП, в результате писателя арестовывают и отправляют в Таганскую тюрьму. Чтобы как можно быстрее освободиться из тягостного тюремного заключения, Андреев решается на медицинское освидетельствование. Его признают больным тяжёлой формой неврастении, причём врачи отмечают, что болезнь следует «считать неизлечимой, всякие психические и нервные потрясения для него, безусловно, не только вредны, но и опасны». Очередным трагическим потрясением для Андреева оказывается смерть супруги в 1906 году от послеродовой горячки.
В 1908 году Андреев женится второй раз на Анне Ильиничне Денисевич. Браку предшествовал год страшного запоя, который писатель решил прервать, снова страстно отдавшись работе. Андреев публикует объявление о вакансии личного секретаря, а на собеседовании знакомится с будущей женой. Ей было тогда 22 года, а за плечами — развод и маленькая дочь Нина. Сразу после свадьбы чета Андреевых переезжает в финскую деревню Ваммельсу, недалеко от Петербурга, причём новый дом для молодых супругов Андреев проектирует сам. Правда, эта усадьба, похожая на скандинавский средневековый замок, была уничтожена в годы революции.
Андреев был одним из самых востребованных писателей своего времени, а его гонорары порой превосходили вознаграждение Бунина и Горького. По словам внучки писателя, ему платили 5 золотых рублей за строчку — небывалые условия для прозаика, ведь до этого такой гонорар назначался только маститым поэтам.
После революции 1917 года Андреев оказывается в вынужденной эмиграции: та деревня, в которой жил писатель, отошла по мирному договору Финляндии. Андреев очень тяжело переживал все революционные перипетии в России, так или иначе пытался помочь, призывая вмешаться правительства европейских стран, даже вступил в переписку с главнокомандующим Северо-западного фронта адмиралом Колчаком. 19 мая 1918 года он записал в своём дневнике: «Вчера вечером нахлынула на меня тоска, та самая жестокая и страшная тоска, с которой я борюсь, как с самой смертью. Повод — газета, причина — гибель России и революции, а с нею и гибель всей жизни». 2 сентября 1919 года в отдалённой деревне Нейвола, куда семья писателя перебралась из-за близости к линии фронта, Андреев умер от кровоизлияния в мозг.
Леонид Николаевич Андреев
Леонид Николаевич Андреев — русский писатель, яркий представитель Серебряного века, его принято считать зачинателем русского экспрессионизма.
Произведения Леонида Николаевича вызывали споры у его современников, одни называли его рассказы «образцовой гнусностью» других восхищал его талант и умение сочетать различные литературные стили и направления. И только спустя годы его творчество было оценено по достоинству, и он по праву занял своё почётное место в плеяде русских литераторов Серебряного века.
Детство и юность
Леонид Николаевич Андреев родился в городе Орле, в 1871 году 9 августа. На момент рождения Леонида, отец работал землемером-таксатором, звали его Николай Иванович. Мать — Анастасия Николаевна, являлась дочерью обеднявшего польского помещика. После рождения первенца, отец устраивается на новую работу, его приняли служащим в банк. Финансовое благополучие семьи значительно улучшилось, и Андреевы смогли приобрести дом на Пушкарской улице. Там и вырос будущий писатель.
Позднее Леонид Николаевич в одном из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська» поселил своих героев именно на эту улицу, он описывал её так: «Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками все свои часы досуга Пушкарская посвящала гомерической драке»
После переезда на новое место жительства в семье Андреевых родилось ещё пятеро детей. От своего отца, маленький Леонид перенял любовь к чтению. Николай Иванович был человеком сильного, волевого характера, но была у него и слабость к алкоголю. Позднее Леонид Николаевич будет вспоминать об отце: «Он был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия. Книги он любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и проникновенной любовью».
Уже позже в своих воспоминаниях Андреев напишет, что любовь к чтению заслуга отца, а фантазийный, творческий дар от матери. Анастасия Николаевна была слабо обучена, но зато её воображению и фантазии мог позавидовать любой.
В 1882 году Леонида определяют в Орловскую классическую гимназию. Тяги к знанию Леонид не проявил, от слова совсем. Учиться ему не нравилось, и к седьмому классу он стал одним из самых отстающих учеников. К старшим классам он проявил особую заинтересованность к философии, даже можно сказать, что увлёкся ею не на шутку.
Он читал труды Гартмана, Молешотта, Шопенгауэра, который впоследствии стал одним из любимых авторов, и оказал сильное влияние на психику молодого человека. Труд под названием «Мир как воля и представление», впоследствии заставила неокрепший ум Леонида мучиться извечными «проклятыми вопросами». И в 16-летнем возрасте к нему пришла бредовая идея проверить на себе философское учение о воле Проведения. Он лёг между рельсами перед движущимся на него паровозом. К счастью этот безрассудный поступок не принёс ему увечья.
Писать сочинения у Леонида получалось превосходно, он с лёгкостью мог подражать стилю написания многих писателей, к примеру, Антона Павловича Чехова или Толстого. Кстати его рассказ «Баргамот и Гараська» это подражание Диккенсу. В эти же годы к нему приходит желание рисовать, но Андреев не владел техникой рисунка, и получить должное образование не было никакой возможности, так как в Орле отсутствовало какое-либо художественное училище.
Уже во взрослом возрасте Леонид Николаевич сожалел, что не смог обучиться рисованию. Но всё же он иногда брался за кисть и краски, и рисовал иллюстрации к своим рассказам. Как-то с улыбкой он вспоминал, что рисовал лошадь, а когда закончил, увидел, что нарисовал ей только три ноги.
В 1889 году умирает отец. Со смертью Николая Ивановича финансовое положение резко меняется. Денег стало катастрофически не хватать. Леонид старается помочь матери прокормить детей, он начинает преподавать детям младших классов, пишет на заказы портреты. Но это не помогает в должной мере, и Анастасия Николаевна продаёт их дом и землю, и перебирается с детьми на съёмную квартиру.
По окончании гимназии Леонид решает продолжить обучение в Петербурге, его решение поддерживает его возлюбленная Зинаида Сибилева, с которой он познакомился в старшем классе гимназии. Анастасия Николаевна вспоминала, что думала о будущем сына и хотела, чтобы он продолжал учиться. И в 1891 году Леонид поступает в Петербургский университет, и выбирает юридический факультет. Зинаида уезжает вместе с ним.
Но к учёбе, как и прежде особого рвения Леонид не проявляет. На занятия смотрит сквозь пальцы, часто вообще не посещает университет. Из записей в дневнике, которые делал будущий писатель становится многое понятно, он напишет: «Вот уже вторую неделю не показываю туда носа; вчера показал было, да как просидел полчаса в зале, ожидая конца лекций, — так не знал, как уйти поскорее? Скверно в особенности действуют на меня студенты, люди они, должно быть, хорошие, а я вижу в них что-то отвратительное».
Андреев был очень импульсивным человеком, и жить размеренно было не для него. Ему было свойственно совершать необдуманные поступки, всё это усугубляло ещё и пристрастие к алкоголю. Его переполняли чувства, которые зачастую становились болезненной зависимостью. Его мучало одиночество, он часто говорил, что боится и смерти, и жизни в одиночестве. Любовь для него была каким-то спасением, смыслом в жизни.
В Петербурге Леонид начинает пробовать писать, и пытаться опубликовать свои рассказы. Но из редакции их вернули, не один издатель не взялся за публикацию его произведений. Денег не хватало даже на еду. Один из первых рассказов был написан именно в то время, и речь шла о голодном студенте, собственно рассказ и имел название «О голодном студенте». И как следствие его отчислили из университета за неуплату обучения.
Но неудача не остановила молодого человека, Андреев понимал, чтобы научиться писать нужно просто писать. В 1892 году в журнале «Звезда» была первая публикация Андреева, рассказ «В холоде и золоте». Леонид Николаевич напишет Виктору Вейнштоку:
«Это было моим первым опытом — и, к счастью, удачным. Я уверен, что меня ожидает успех».
Леонид отправляется домой на рождественские каникулы зимой 1892 года. На праздничной вечеринке он знакомится с гимназисткой Евгенией Хлуденевой и влюбляется в девушку. Он признается ей в любви, одетый в смешной китайский костюм с нелепой маской на лице, но ветряная красавица только смеялась над молодым человеком и шутила. Гораздо позже эта история войдёт в рассказ «Смех».
По возвращению в Петербург Андреев подавлен и мрачен, он говорил, что денег, а вместе с ним и надежд у него не осталось, так же он признавался, что разгульная и пьяная жизнь в Орле негативно сказалась на его душевном состоянии. Он расстаётся с Зинаидой Сибилевой. И в 1894 году Леонид совершает попытку самоубийства. Следствием неудачного выстрела стало его раскаяние в церкви и порок сердца, который впоследствии и станет причиной его ранней смерти.
Андреев решает перебраться в Москву, и затем поступает в Московский университет, так же на юридический факультет. Как вспоминал писатель «в Москве было легче прожить». Ему зачастую помогали деньгами его товарищи. В 1895 году Леонид Николаевич решает перевезти семью к себе. Он старался заработать преподаванием и писательством, но денег всё равно не хватало. Его младший брат Павел вспоминал, что Леонид вынужден был оставаться в столовой, чтобы украдкой «натаскать» хлеба, а сёстры ходили к закрытию булочной Филлипова, там вечерами отдавали бесплатно хлеб.
Творческий путь
В 1897 году Леонид Андреев заканчивает университет и имеет теперь диплом адвоката. Летом этого же года он устраивается работать помощником присяжного поверенного в Московский городской округ. Там происходит знакомство с Павлом Малянтовичем, который служил адвокатом, при этом сотрудничал с журналом «Московский вестник», печатая там судебные отчёты.
Когда он узнал, что Андреев занимался писательством, то предложил ему работать ещё репортёром, который будет делать заметки о судебных делах. А в 1897 году он был приглашен в газету «Курьер», для написания фельетонов. Именно для этой газеты и будет написан его небезизвестный рассказ «Баргамот и Гараська», в котором полицейский пожалел пьянчужку в канун рождественского праздника. Это произведение попалось Максиму Горькому, позднее известный писатель напишет книгу и Леониде Андрееве, которой скажет: «…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта».
Затем Горький рекомендует Андреева принять в литературный кружок «Среда», в который входили такие уже известные писатели как Иван Бунин, Евгений Чириков и Иван Белоусов. Один из участников этого сообщества скажет, что в лице Андреева «Среда» приобрела талантливого прозаика. Присутствующий на одном из собраний издатель Виктор Миролюбов, заинтересуется творчеством начинающего писателя и предложит опубликовать целый ряд его произведений. Так в популярном издании «Журнал для всех» будут напечатаны «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Прекрасна жизнь для воскресших» и «Кусака».
В 1901 году издательство «Знание», которое в то время возглавлял Горький, выпустит сборник рассказов Леонида Андреева. Популярность к молодому человеку пришла моментально, его имя стало известно в литературной среде. Многочисленные журналы и газеты писали о начинающем молодом писателе, который обладает уникальным талантом. Весь тираж книги продался очень быстро, и его стали переиздавать с дополнением новых рассказов.
А в конце 1901 года разгорается нешуточный скандал с связи с публикацией «Бездны». В конце произведения Андреев описывает сцену, в которой студент набрасывается на потерявшую сознание свою возлюбленную. Описание интимного момента усугубляется бессознательным состоянием девушки и напором обезумевшего от страсти юноши. Критики были неуёмны, они писали, что это просто мерзость, но нашлись и те, кому понравился рассказ. Горький был одним из тех, кто встал на защиту молодого автора, он напишет, что Андреев «был талантлив, особенно во всем, что касалось темных сторон жизни».
Бегство за границу
В 1902 году, в квартиру Андреева пришли полицейские с целью обыска, они искали его переписку с Горьким, который был обвинён в революционной пропаганде. В 1904 году Леонид Николаевич закончит рассказ «Красный смех», который был написан под впечатлением Русско-японской войны. Главный герой рассказа — это офицер, которому пришлось вынести все тяготы бессмысленной войны, по мнению автора.
В 1904 году разгораются студенческие волнения, и Леонид Андреев обрушивается с критикой на правительство, обвиняя их в жестокости во время разгона демонстраций. А всего спустя год его заключают в Таганскую тюрьму. Его обвиняют в содействии Российской социал-демократической рабочей партии. Леонид Николаевич позволял собираться им у себя на квартире. В камере по соседству к тому времени уже прибывал и Максим Горький.
Литераторов спас меценат Савва Морозов, внёсший немалый залог за обоих. В итоге и их отпустили. Андреев стал опасаться, что его опять могут арестовать, и он переезжает с семьёй в Финляндию, а затем в Германию. В 1906 году Андреев закончил работу над пьесой «Савва». В этом произведении идёт речь об богоборце, который хотел взорвать икону, об этом действе узнали церковнослужители, но препятствовать не стали, а просто убрали эту икону и объявили о «чуде», что лик Спасителя остался нетронутым. Сюжет пьесы был необычен, и даже в какой-то мере радикален. Подобное произведение не могло не привлечь к себе внимание властей. И в этом же году пьеса «Савва» была запрещена к постановке.
Максим Грький приглашает Андреева навестить его на острове Капри, и Андреев соглашается. Он гостит у Горького полгода, а затем решает вернуться в Россию. Но его приятели и знакомые отговаривают писателя, ему по возвращению грозит арест. В 1907 году выходит повесть «Иуда Искариот». В ней он полностью переосмысливает образ предателя. Он описывает Иуду как верного ученика Христа, а его мотивы предательства как благородный поступок.
Осенью 1907 года Андреев всё же возвращается в Петербург, там в журнале «Шиповник» он начинает печатать свои рассказы. И немного позднее отдает редактировать пьесу «Жизнь человека». Горький пытался отговорить Леонида Николаевича от публикации этого произведения, но Андреев всё же издаёт её.
А ещё через несколько месяцев выходит в свет «Тьма» и «Царь голод». Оба этих произведения нещадно критикуют. В пьесе «Царь голод» писатель пересматривает своё отношение к революционному движению. Он уже не видит в этом геройства, а наблюдает только хаос и разорение. Он подчёркивает, что бунтарей в пьесе «Царь голод» с подвигла не сама идея, а банальная нехватка еды. Поэтому в его финале протест заканчивается бессмысленными смертями и погромами.
В 1908 году Леонид Николаевич решает окончательно перебраться в Финляндию. И поселяется в деревне Ваммельсуу, покупает себе дом. Там его навещает его друзья, туда приезжает и Корней Чуковский со своей племянницей Матильдой Денисевич, которая впоследствии станет его женой.
В Финляндии Андреев будет много писать, в 1909 году выйдет пьеса «Анатэма», которую сразу по прочтении известный режиссёр Немирович-Данченко возьмёт в свой репертуар. В начале Первой мировой войны Леонид Николаевич пишет пьесу «Король, закон, свобода». В 1916 году он становится заведующим политической газеты «Русская воля». Но издание было закрыто с приходом большевиков.
А в 1917 году Финляндия получает независимость, и выходит так, что Андреев находясь у себя дома стал эмигрантом. Писатель не принимает революцию, он не разделяет её идеи, цели и тем более методы достижения этих целей. В 1919 году он ещё раз пытается всё переосмыслить и начинает писать роман «Дневник сатаны», но закончить его не успеет.
Личная жизнь
В 1902 году незадолго до обыска, Леонид Николаевич сочетался браком с Александрой Велигорской, которая являлась внучатой племянницей Тараса Григорьевича Шевченко. В 1906 году у них родился сын Вадим. В Германии Александра умерла во время родов второго ребёнка. Появившегося на свет новорожденного назвали Даниилом. Обоих детей Андреев оставил на воспитание тёщи.
Свою утрату Леонид Николаевич переносил очень тяжело, Александра была для него не только любимой женой, но и верным соратником и помощницей. Только работа спасала его от безумия. В 1908 году Андреев второй раз женится. Его супругой стала Анна Ильинична Денисевич. В этом браке у Леонида Андреевича родилось трое детей. В 1909 году родился Савва, в 1910 году Вера, а в 1912 году Валентин. Все пятеро детей Андреева выросли, и, как и их отец посвятили свою жизнь творчеству.
Интересно, что практически ничего неизвестно об увлечении писателя фотографией, а он в своё время, и до сих пор, считается лучшим мастером по технике «автохром», которая была изобретена братьями Люмер. Этот способ получения цветного фото был единственный, вплоть до 1935 года.
Смерть
12 сентября 1919 года Леонид Николаевич Андреев скоропостижно скончался, в возрасте 48 лет. Причиной смерти был порок сердца. Он был похоронен недалеко от места жительства, в Мариоках.
В 1956 году, о незаслуженно забытом писателе вспомнили, и было принято решении о перезахоронении Леонида Андреева на родине. Его перезахоронили на Волковском кладбище города Ленинграда. С 1991 году в Орле открыли Дом-музей Леонида Андреева. И с 1956 года начали переиздавать его произведения. Своим потомком он оставил в наследие 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов.
Произведения
Романы
- 1903 — Жизнь Василия Фивейского
- 1904 — Красный смех
- 1907 — Иуда Искариот
- 1908 — Мои записки
- 1908 — Рассказ о семи повешенных
- 1911 — Сашка Жегулёв
- 1916 — Иго войны
- 1919 — Дневник Сатаны
Рассказы
- 1892 — В холоде и золоте
- 1898 — Баргамот и Гараська
- 1898 — Из жизни штабс-капитана Каблукова
- 1898 — Защита
- 1898 — Что видела галка
- 1898 — Алёша-дурачок
- 1899 — Ангелочек
- 1899 — Друг
- 1899 — Большой шлем
- 1899 — У окна
- 1899 — Петька на даче
- 1899 — В Сабурове
- 1899 — Молодёжь
- 1899 — Памятник
- 1900 — Молчание
- 1900 — Рассказ о Сергее Петровиче
- 1900 — В тёмную даль
- 1900 — Мельком
- 1900 — Валя
- 1900 — На реке
- 1900 — Первый гонорар
- 1900 — Праздник
- 1900 — Прекрасна жизнь для воскресших
- 1901 — Ложь
- 1901 — Жили-были
- 1901 — Бездна
- 1901 — Буяниха
- 1901 — Кусака
- 1901 — Случай
- 1901 — Стена
- 1901 — Иностранец
- 1901 — В подвале
- 1901 — В поезде
- 1901 — Гостинец
- 1901 — Книга
- 1901 — Набат
- 1901 — Смех
- 1902 — В тумане
- 1902 — Город
- 1902 — Предстояла кража
- 1902 — Мысль
- 1902 — Весной
- 1902 — Оригинальный человек
- 1903 — Весенние обещания
- 1903 — На станции
- 1904 — Вор
- 1904 — Нет прощения
- 1904 — Призраки
- 1905 — Губернатор
- 1905 — Христиане
- 1905 — Марсельеза
- 1905 — Бен-Товит
- 1905 — Так было
- 1906 — Елеазар
- 1907 — Из рассказа, который никогда не будет окончен
- 1907 — Тьма
- 1908 — Иван Иванович
- 1908 — Великан
- 1908 — Проклятие зверя
- 1908 — Мои записки
- 1909 — Сын человеческий
- 1910 — Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
- 1910 — День гнева
- 1910 — Неосторожность
- 1911 — Правила добра
- 1911 — Ипатов
- 1911 — Покой
- 1911 — Смерть Гулливера
- 1911 — Цветок под ногою
- 1913 — Земля
- 1913 — Полёт
- 1913 — Возврат
- 1913 — Негодяй
- 1913 — Орешек
- 1913 — Фальшивый рубль и добрый дядя
- 1913 — Храбрый волк
- 1914 — Герман и Марта
- 1914 — Воскресение всех мёртвых
- 1914 — Конец Джона-Проповедника
- 1914 — Три ночи
- 1914 — Чёрт на свадьбе
- 1915 — Ослы
- 1915 — Мои анекдоты
- 1915 — Рогоносцы
- 1916 — Два письма
- 1916 — Жертва
- 1916 — Чемоданов
- 1916 — Таракашка
Ссылки
- Страница в Википедии
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
Андреев Леонид Николаевич биография, новости, фото
В противоположность традиционному театру непосредственного эмоционального переживания Андреев создает свой театр «представления», театр философской мысли , отказываясь от жизнеподобия и прибегая к условно-обобщенным образам.
Здесь - противостояние человека и субстанции.
Андреев развивает идеи М. Метерлинка.
Черты , отмеченные самим Андреевым:
- Инсценировка, где зрителю своим воображением, творчески, приходится дорисовывать данные сценой намеки.
- Зритель "ни одной минуты не забывает, что перед ним актеры, которые играют, а актеры, что перед ними зрительный зал, а под ногами сцена, а по бокам — декорации. Как в картине: глядя на нее, ни на минуту не забываешь, что это — краски, полотно, кисть, а вместе с тем получаешь высшее и просветленное чувство жизни. И даже часто так: чем больше картина, тем сильнее чувство жизни".
- Сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать, что он стоит перед картиною, что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие что-то.
Таковой является "Жизнь Человека" , главная тема которой — вневременная трагедия Человека, зависимого от Некто в сером (Высшего Разума) - универсального и непреложного закона бытия.
О пьесе "жизнь человека"Андреев: «С внешней стороны — это стилизация, — разъяснял Андреев замысел «Жизни человека» в письме к Вл. И. Немировичу-Данченко. — Характеры, положения и обстановка должны быть приведены к основным своим идеям, упрощены и в то же время углублены благодаря отсутствию мелочей и второстепенного».
— Смотрите и слушайте, пришедшие сюда для забавы и смеха. Вот пройдет перед вами вся жизнь Человека, с ее темным началом и темным концом. Доселе небывший, таинственно схороненный в безграничности времен, не мыслимый, не чувствуемый, не знаемый никем, — он таинственно нарушит затворы небытия и криком возвестит о начале своей короткой жизни. В ночи небытия вспыхнет светильник, зажженный неведомой рукою, — это жизнь Человека.
отрывок из пьесы «Жизнь Человека»
- «Реквием» (1916)
- «Чёрные маски» (1908)
- «Анатэма» (1909)
- «Царь Голод» (1907)
- «Океан» (1910)
В таком театре драматург решает волновавшие его вопросы взаимодействия человека с действительностью , придавая им вневременный характер.
- Андреев отрицал возможность преобразования мира наружного, однако утверждал путь личного спасения и освобождения от его скверны.
- «К звёздам» (1905)
- «Савва» (1906)
- «Профессор Сторицын» (1912)
- «Тот, кто получает пощёчины» (1915)
Баскевич И.З. пишет: «По мнению Саввы, человечеству мешают построить разумно и красиво свою жизнь не социальные причины, а просто-напросто «человеческая глупость», которой за тысячи лет «накопилась гора». «Теперешние умные, – иронизирует Савва , – хотят строить на этой горе, но, конечно, ничего, кроме продолжения горы, не выходит» . Он же собирается уничтожить всё, чтобы «человек голым остался на голой земле», и лишь затем начать строительство новой жизни. Из многочисленных цепей, которые опутывают человечество, тягчайшей Савва считает религию. Свою борьбу за освобождение человечества он начинает с попытки уничтожения этой цепи путём взрыва чудотворной иконы. О его замысле узнали монахи. Икону они убрали, а после взрыва, нетронутую, водрузили на место. Возмущённый народ растерзал Савву»
« Театр панпсихизма»Театр должен отказаться от традиционных игры и зрелищности и сценически осваивать новую панпсихическую драматургию, раскрывающую жизнь духа .
Один из художественных приемов в пьесах панпсихического направления - реалии природно-предметного мира становятся явственными свидетельствами внутренних состояний героя ( психологизация пространства и времени).
Например, тщательно прописанный в ремарках изменяющийся пейзаж — своего рода проекция переживаний героини, рисунок происходящего в ее душе; белое платье — выражение ее надежд, чистоты помыслов, отрешения от прошлого — через некоторое время превращается для нее в саван, знак смерти («Екатерина Ивановна»).
Незатейливая мелодия вальса наполняется то ощущением безмятежности счастливых детских лет, то бесконечным отчаянием («Собачий вальс»).
Андреев утверждает, что новая драма (а вместе с ней и театр) способна воссоздать психологию глубин — уровня романов Ф.М. Достоевского, открывшего сокровенные тайны, «дно» души, и романов Л. Толстого с его непревзойденной душевной диалектикой.
«Всё представляет собою не вещи действительности и не реальные звуки и голоса её, а рассеянные в пространстве мысли и ощущения героев», и «время есть только мысль и ощущение героев».
Основной принцип театра - « психизм » - конфликт сознания: источником противоречия выступает его расщепление.
К сожалению, на сегодняшний день ни в одном театре России не ставятся постановки по творчеству Л. Андреева, а если и ставятся, то очень редко.
Некоторые пьесы так и не были поставлены даже при жизни писателя.
- Вклад Андреева в драматургию и в целом в литературу огромен.
Ещё в детстве проявилась одна из сильных страстей Леонида Николаевича,
не покидавшая его всю жизнь, — страсть к рисованию: «чуть ли ни с самого
младенчества чувствовал страстное влечение к живописи» , — говорил он сам.
Крупнейшие русские художники — современники и знакомые Андреева —
И.Е. Репин , живший неподалеку от Черной речки в Куоккала и часто общавшийся с писателем, В.А. Серов, Н.К. Рерих — высоко оценивали живописные работы Л. Андреева, отмечая в них тонкое, интересное сочетание цветов и красок, и интересный живописный колорит.
Из всех художников особенной любовью Андреева пользовался испанский
художник Франсиско Гойя, его мрачные фантазии.
Андреев вспоминал: «Кто-то из знакомых остановил мое внимание на том, что будто бы легко установить духовное родство между мной и Гойя. Будто бы есть сходство в выборе сюжетов и в трактовке их, есть сходство и в художественных переживаниях. Это меня заинтересовало, и во время путешествия за границей я присмотрелся к работам Гойя и полюбил этого изумительного художника. Это было в то время, когда я писал «Красный смех». У Ф. Гойя ведь тоже есть картина «Ужасы войны».
Также Андреев любил работы Микеланджело и восхищался реалистическим мастерством Репина и Серова .
Первые фотоаппараты появились у Л. Андреева уже в 1902 году. Вначале их было два: один простой — с одним объективом, а другой необычный — с двумя объективами, предназначенный для съемки стереофотографий.
Вот как описывает увлечение писателя цветной фотографией К.И. Чуковский:
«. Не было такого угла в его даче, который он не снял бы по нескольку раз. Иные снимки удавались ему превосходно — например, весенние пейзажи. Не верилось, что это фотография, — столько в них было левитановской элегической музыки.
В течение месяца он сделал тысячи снимков, словно выполняя какой-то колоссальный заказ, и, когда вы приходили к нему, он заставлял вас рассматривать все эти тысячи, простодушно уверенный, что и для вас они источник блаженства. <. >Он трогательно упрашивал каждого заняться цветной фотографией »
Автохромы Л.Н. Андреева Зимний вид деревни Ваммельсуу (1910)Дом Л. Андреева крайний слева. В солнечный день рядом с домом Портрет Анны Ильиничны Интерьер Мюнхенского собора Анна Андреева, вторая супруга писателя, Марсель, 1910 г. Анна Андреева в Риме, 1914 г.
Илья Репин, май 1910. Друг семьи Андреевых. Портрет сделан в студии художника в селении Куоккала, расположенном неподалеку от Ваммельсу.
Автопортрет за рабочим столом, в кабинете дома на Черной речке Корней Иванович Чуковский, сосед Андреева. Алексей ТолстойНа сегодняшний день Л.Н. Андреев остаётся одной из самых загадочных личностей 20 века.
«В его душе не было благополучия, - рассуждал в воспоминаниях о друге Г. И. Чулков, - он был весь в предчувствии катастрофы».
Н.С. Скороход в ЖЗЛ, как нельзя лучше, высказалась о тайне писателя, парадоксальности его поступков и мыслей, противоречивости характера:
«Почему — мистик и фантаст — жаждал похвалы Толстого и дружил с Горьким? Почему — воспитанный народниками, сочувствующий эсерам — внезапно стал патриотом и «государственником»? Почему — «фактически участвуя в первой и приняв вторую русские революции — с первого взгляда возненавидел Ленина и большевиков? Почему — первый красавец и беллетрист — постоянно мучился от любовных неудач? Почему, потеряв горячо любимую жену, в год траура делал предложения руки и сердца практически каждой встречной молоденькой женщине? Почему — будучи самым знаменитым писателем России — всю жизнь страдал от малейших уколов критики? А будучи умным человеком — ввязывался в глупейшие дискуссии о своем творчестве? Почему — всю жизнь невыносимо страдая от разнообразных недугов — он ни дня не провел в постели? Почему — не будучи больным — умер от инфаркта в 48 лет? Почему — безнадежный пьяница и нищий студент-дебошир — в три года сделался богатым и знаменитым? Отчего пил, и пил — запоями? Отчего — не переставая любить Бога и связывая с ним единственную Правду о жизни — все сознательные годы прожил атеистом?»
забыт сегодня?
Автор сайта
студентка (5 курс) Государственного университета просвещения
Щербакова Александра Андреевна
Литература
- Скороход Н. С. Леонид Андреев [Текст] / Наталья Скороход. – Москва : Молодая гвардия, 2013. – 429 с.
- Книга о Леониде Андрееве : Воспоминания М. Горького, К. Чуковского, А. Блока [и др.]. - Петербург ; Берлин : Гржебин, 1922. - 109 с.
- Андреев Леонид Николаевич (1871–1919). S. O. S.: Дневник (1914–1919). Письма (1917–1919). Ст. и интервью (1919). Воспоминания современников (1918–1919) / Леонид Андреев; Под ред. И со вступ. ст. Р. Дэвиса, Б. Хеллмана. – М.; СПб.: Феникс. – 598 с.
- Чуковский К. И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 5: Современники; Приложение / Сост., коммент. Е. Чуковской. — 2-е изд., электронное, испр. — М.: Агентство ФТМ, Лтд., 2012. — 480 с.
- Печенкина А. О. Три театра Леонида Андреева: онтология автора и ее отражение в модификациях драматического конфликта : автореферат дис. . кандидата филологических наук : 10.01.01 / Печенкина Александра Олеговна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2010. - 26 с.
- Булышева Елена Владимировна «Театр панпсихизма» Л. Н. Андреева // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. №5 (40).
Леонид Андреев
. Его отец, Николай Андреев, работал на железной дороге и получал небольшое жалованье. Мать, Анастасия Пацковская, была дочерью обедневшего польского помещика. Андреев был первым ребенком, позже в семье родились еще пятеро детей. После рождения первенца отец устроился на службу в банк и стал зарабатывать гораздо больше, чем прежде, — Андреевы переехали в собственный дом
на Пушкарской улице. Там прошло детство будущего писателя. Позже в рассказе «Баргамот и Гараська» он так описывал улицу: «Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками… и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками все свои часы досуга Пушкарская посвящала гомерической драке».
Леонид Андреев рано начал читать. Пример брал с отца: «…отец мой был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия… Книги он любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и проникновенной любовью». Сначала Андреев-младший прочитал все книги дома, а когда ему исполнилось семь лет, получил абонемент в местной библиотеке. Мать Андреева научила его рисовать. Будучи уже известным писателем, он даже участвовал в выставках, хотя никогда и не считал себя талантливым художником:
Натуры я не любил и всегда рисовал из головы, впадая временами в комические ошибки: до сих пор вспоминаю лошадь, у которой по какой-то нелепой случайности оказалось всего три ноги. Все уже кончил, «оттушевал» бока, похожие на колбасу, а четвертую ногу позабыл.
Леонид Андреев, автобиографияВ 1882 году родители отправили Леонида Андреева в Орловскую классическую гимназию. Учился он плохо: в седьмом классе был последним учеником в классе. В автобиографическом рассказе «Лето» он писал: «Гимназические правила не допускали для нас употребления табаку и вина, которыми можно заглушить угрызения совести, и я должен был прибегнуть к другим средствам. Рано утром, а иногда и на ночь я уходил с ребятами ловить рыбу, сидел на плотине и следил за небом, в котором с божественным покоем и красотой сменялись нежные краски». В гимназии будущий писатель изучал труды Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра, знал наизусть «Учение о пище» Якоба Молешотта. Он настолько увлекся философией, что в 16 лет захотел проверить философские учения о воле Провидения и лег между рельсами перед приближающимся поездом.
Еще в гимназии начитался он Шопенгауэра. И нас замучил прямо. Ты, говорит, думаешь, что вся Вселенная существует, а ведь это только твое представление, да и сама-то ты, может, не существуешь, потому что ты — тоже только мое представление. Его ворожила Мировая воля — все «проявления одной загадочной и безумно-злой силы, желающей погубить человека.
Зоя Пацковская, двоюродная сестра Леонида АндрееваВ 1889 году умер отец, и мать осталась одна с шестью детьми. Денег не хватало. Семнадцатилетний Андреев пытался помочь семье: давал уроки младшим школьникам, рисовал на заказ портреты. Но этого было недостаточно, и матери пришлось продать землю с домом. Андреевы переехали на съемную квартиру.
В старших классах гимназии Леонид Андреев влюбился в Зинаиду Сибилеву. Она уговорила его после окончания учебы переехать в Петербург . Мать Андреева рассказывала: «Кончил Леонид гимназию, и я задумалась о дальнейшем. В университет хотела отдать во чтобы то ни стало… [Он] жил и мечтал только о Петербурге. Влекло его в шумную столицу, а тут орловцы, студенты и курсистки, подогревали решимость». В 1891 году Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета.
«Я уверен, что меня ожидает успех»: первые рассказы
К учебе в университете Андреев относился без энтузиазма: он редко ходил на занятия и с трудом сдавал зачеты и экзамены. В Петербурге будущий писатель жил бедно, иногда ему помогала Зинаида Сибилева.
Ужасное впечатление производит на меня Университет: просто не могу его переваривать. Вот уже вторую неделю не показываю туда носа; вчера показал было, да как просидел полчаса в зале, ожидая конца лекций, — так не знал, как уйти поскорее? Скверно в особенности действуют на меня студенты, люди они, должно быть, хорошие, а я вижу в них что-то отвратительное…
Леонид Андреев, запись в дневнике от 24 сентября 1891 годаЗарабатывал Андреев тем, что писал портреты. В надежде на новые доходы стал сочинять рассказы. В 1891 году он закончил произведение «О голодном студенте» и отнес текст в редакцию газеты «Неделя». Однако публиковать его отказались. Не приняли работы и в журналах «Нива» и «Северный вестник».
Несмотря на неудачу, Андреев продолжил писать. Наконец, в 1892 году в литературном журнале «Звезда» опубликовали рассказ «В холоде и золоте». Андреев писал своему знакомому Виктору Вейнштоку: «Это было моим первым опытом — и, к счастью, удачным. Теперь уж с уверенностью последуй своей склонности и займусь не на шутку писательством. Я уверен, что меня ожидает успех. Я знаю себя, знаю, что я могу сделать многое, если захочу».
Зимой 1892 года он приехал на рождественские каникулы домой, в Орел. На одном из праздничных вечеров писатель увидел гимназистку Евгению Хлуденеву и влюбился. Вскоре Андреев сделал девушке предложение, но она отказала ему. Родственница Андреева Софья Панова вспоминала: «… на нем был китайский костюм с необычайно смешной маской. Отправились к знакомым, и там была эта девушка. Она все время над ним шутила. Он в маске объяснялся ей в любви, а она хохотала». Позже эта история вошла в рассказ «Смех».
Андреев вернулся в Петербург, он был разбит и попытался покончить с собой: «Приехал я сюда битком набитый мрачными мыслями и намереньями. Денег, а с ними надежд на будущее не было никаких. Пьяная безобразная жизнь в Орле отразилась на душевном состоянии». Спустя несколько месяцев он расстался с Зинаидой Сбилевой и совершил еще одну попытку самоубийства.
В 1893 году Андреева отчислили из университета: у него не было денег, чтобы оплатить учебу. Он перевелся на второй курс юридического факультета Московского университета
и переехал в Москву . Там Андрееву финансово помогали друзья из орловского землячества. В 1895 году к писателю приехали жить мать с детьми. Семье не хватало денег даже на еду: «Леонид оставался в студенческой столовой, откуда иногда украдкой таскал нам хлеб… сестры к закрытию магазинов шли в булочную Филиппова, где и подавали им хлеба», — вспоминал младший брат Павел Андреев.
В мае 1897 года Андреев сдал экзамены и получил диплом адвоката.Из зала суда в литературу: рассказы Андреева
Летом 1897 года Леонид Андреев устроился на работу помощником присяжного поверенного Московского судебного округа. В конторе он познакомился с адвокатом Павлом Малянтовичем, тот параллельно писал судебные отчеты для журнала «Московский вестник». Узнав о том, что Андреев пробовал себя в литературе, Малянтович предложил ему стать судебным репортером журнала. Заведующий судебным отделом Исаак Новик вспоминал: «Судебные отчеты Андреева не были обычными репортерскими сообщениями о разбиравшихся в суде делах… Все его внимание сосредотачивалось на характеристике подсудимого и среды, в которой он вращался».
В конце 1897 года Леонида Андреева пригласили в новую ежедневную газету «Курьер» готовить фельетоны из зала суда. Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции Андреев написал рассказ «Баргамот и Гараська» о полицейском, который пожалел орловского пьяницу накануне праздника. Произведение прочитал литератор Максим Горький. В «Книге о Леониде Андрееве» Горький вспоминал: «…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта».
Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его показалось мне малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах… Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом… и однообразно размахивая рукой — точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неземно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия.
Максим Горький о первой встрече с Леонидом АндреевымПо рекомендации Горького Леонида Андреева приняли в литературный кружок «Среда», куда входили писатели Иван Бунин
, Иван Белоусов, Евгений Чириков. Поэт Николай Телешов рассказывал в «Записках писателя»: «В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора. Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища». На собрании кружка был издатель популярного «Журнала для всех» Виктор Миролюбов. Его тронули рассказы Андреева, и он предположил писателю опубликовать произведения. Там напечатали «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Прекрасна жизнь для воскресших», «Кусаку»
В 1901 году в издательстве «Знание», которое возглавлял Горький, вышел первый сборник рассказов писателя. Николай Телешов писал: «Имя Леонида Андреева стало сразу известным и вскоре заблистало в литературе. Все журналы и газеты заговорили о нем. Книга его, что называется, — «полетела». Сборник был настолько популярен, что через год его переиздали и дополнили новыми рассказами».
В 1901 году в литературной среде разгорелся скандал по поводу произведения Андреева «Бездна». В финале рассказа студент Немовецкий набросился на потерявшую сознание возлюбленную: «И с силой он прижался к ее губам, чувствуя, как зубы вдавливаются в тело, и в боли и крепости поцелуя теряя последние проблески мысли. Ему показалось, что губы девушки дрогнули. На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну. И черная бездна поглотила его». На Леонида Андреева посыпалась критика, его произведение называли «образцовой гнусностью». Однако были и те, кто защищал молодого автора.
Бегство за границу и критика писателя
В 1902 году Леонид Андреев женился на Александре Велигорской, дальней родственнице поэта Тараса Шевченко. Накануне свадьбы квартиру писателя обыскали: полиция хотела найти письма Горького, которого обвиняли в революционной пропаганде. С Леонида Андреева взяли подписку о невыезде. Вскоре после свадьбы у Андреевых родился первый сын — Вадим.
Супруга Андреева помогала ему в литературном творчестве: писатель диктовал тексты, а жена печатала их на машинке. В 1904 году Андреев закончил рассказ «Красный смех», навеянный Русско-японской войной. Его главный герой — офицер, испытавший на себе суровость и бессмысленность происходящего.
В разгар студенческих выступлений 1904 года Леонид Андреев высказывался против их жестокого разгона и подписывал обращения к властям. Он писал: «События держат мысль в таком напряжении, что ничего нельзя делать: ни работать, ни отдыхать, ни сидеть дома, ни думать о чем-нибудь другом, помимо происходящего. Так и мечешься весь день как угорелый». Спустя год писатель попал в Таганскую тюрьму за то, что позволил провести в своей квартире заседания центрального комитета Российской социал-демократической рабочей партии. В соседней камере сидел Максим Горький. За знаменитых писателей заступился меценат Савва Морозов
. Он внес большой залог, и литераторов отпустили. Опасаясь повторного ареста, Леонид Андреев вместе с беременной женой и ребенком переехал сначала в Финляндию, а оттуда — в Германию. Там во время родов умерла супруга писателя. Новорожденного Даниила и старшего Вадима литератор отдал на воспитание теще.
Леонид Андреев тяжело переживал смерть жены. Он писал: «…для меня и до сих пор вопрос — переживу я смерть Шуры или нет, — конечно, не в смысле самоубийства, а глубже. Есть связи, которых нельзя уничтожить без непоправимого ущерба для души». Утешение писатель искал в работе: в феврале 1906 года он закончил пьесу «Савва». Главным героем произведения стал богоборец, который подложил бомбу под иконой. О готовящемся теракте узнали служители церкви, но они не препятствовали взрыву. Послушники убрали икону, а после случившегося объявили о чуде: лик Спасителя остался неповрежденным. Андреев писал: «Понравится пьеса или нет, это еще большой вопрос — слишком она остра и радикальна. И страшна она, как черт. Но самое в ней плохое — это ее нецензурность. Напечатать еще можно, но поставить на сцене и думать нечего». И действительно, в 1906 году пьесу запретили к постановке.
Максим Горький пригласил Леонида Андреева к себе на остров Капри, писатель переехал туда на полгода. Он хотел вернуться в Россию, но друзья из «Среды» отговорили, Андреева могли арестовать.
В 1907 году в «Сборнике товарищества «Знание» вышла повесть Андреева «Иуда Искариот» , в которой он переосмыслил образ предателя. Писатель показал Иуду как самого близкого из учеников Христа, а мотивы измены — благородными.
Весной 1907 года Андреев уехал с Капри и в одиночестве провел лето в Финляндии. Осенью — на свой страх и риск — вернулся в Петербург, где стал печататься в журнале символистов
«Шиповник». В этом же году он отдал в редакцию рукопись пьесы «Жизнь человека». Максим Горький пытался отговорить Андреева от публикации произведения: «Ты слишком оголил своего человека, отдалив его от действительности, и этим лишил трагизма, плоти, крови». Тем не менее писатель решил издать произведение.
Через несколько месяцев Андреев опубликовал рассказ «Тьма» и пьесу «Царь голод». Оба произведения подверглись критике. Публицист Виктор Буренин писал: «Хочется выбросить из уст тот непроизвольный, краткий и выразительный звук, которым выражается отвращение: тьфу, тьфу, тьфу!». В пьесе Андреев пересмотрел свой взгляд на революцию: она стала для Андреева не геройством и подвигом, а хаосом. Бунтарями в пьесе «Царь голод» двигали не идеи, а голод, поэтому протест закончился бессмысленными убийствами и разрушением.
В 1908 году Леонид Андреев окончательно переехал в Финляндию. Писатель объяснял: «Чтобы свободнее писать о «вневременном» и «вне пространственном», я сам должен быть вне времени и пространства, а для этого нужно деревенское уединение. Здесь я создал для себя обстановку, чуждую влияния среды, мысль отдал пространству». Он жил в деревне Ваммельсуу, где у него был собственный дом. К Андрееву часто приезжали друзья. В одну из встреч Корней Чуковский
представил ему Матильду Денисевич. Она стала второй женой Андреева, и у них родилось трое детей: Савва, Вера и Валентин.
В Финляндии Леонид Андреев в основном писал драмы. В 1909 году вышла пьеса «Анатэма». Главный герой Давид Лейзер раздал все наследство нищим, и те решили, что он чудотворец. Толпа ждала чуда, а когда оно не произошло — забили Лейзера камнями. Режиссер МХТ
сразу же взял пьесу в репертуар.Неприятие революции и эмиграция
, Леонид Андреев написал патриотическую пьесу «Король, закон и свобода». В 1916 году он стал заведующим литературной редакцией в политической газете «Русская воля», в 1917 году большевики закрыли издание.
Леонид Андреев не принял Октябрьскую революцию «Мы» думали, что открывая все двери зверинцев, все хлева и конюшни, ломая все загороди и выпуская истомленных неволей зверей и скотину, мы немедленно введем их в кабинет и в дружески-серьезной беседе обсудим и постановим, как жить нам дальше. <…>«Мы» думали, что освобожденный голодный тигр… в крайнем случае будет жрать только монархистов, а взыгравшаяся корова будет бодать только Пуришкевича.…>
Леонид АндреевВ декабре 1917 года Финляндия получила независимость. Андреев, находившийся в своем доме в деревне Ваммельсуу, оказался в эмиграции. Писатель составлял антибольшевистские манифесты, пытался переосмыслить революцию, начал роман «Дневник Сатаны». В 1919 году Леонид Андреев скончался. Причиной смерти стала болезнь сердца.
Интересные факты
1. Шестилетнего Леонида Андреева называли турчонком из-за его «дружбы» с иностранцами. После Русско-турецкой войны 1877–1878 годов в Орле жили пленные турки. Они свободно перемещались по городу. Шестилетний Леонид Андреев подружился с иностранцами. «Они брали меня на руки, угощали сладостями и нянчили меня как своего. Никогда так не ласкали меня потом люди, как ласкали турки», — писал в дневнике Андреев.
2. Когда Леонид Андреев после окончания университета начал работать защитником в суде, у него не было денег купить фрак. Поэтому бедный выпускник одалживал одежду на слушания у коллег. Однажды фрак оказался настолько узким, что писатель не мог жестикулировать. Писатель вспоминал: «Чтобы разжалобить судей и спасти клиента, я должен был скрещивать руки на груди и молитвенно складывать их, а предательски узкий фрак не позволял этого. Весь в поту от напряжения уронил я платок, и, с трудом опустившись, чтобы поднять его, рассмешил судей и присяжных, и вся моя патетическая речь утратила надлежащую силу воздействия». Дело Андреев проиграл.
3. В 1902 году Леонид Андреев и Александра Велигорская отправились в свадебное путешествие в Крым . Они были в гостях у писателя Антона Чехова
, который прочитал и высоко оценил рассказы Андреева. Чехов подарил молодоженам свою фотографию с подписью: «Леониду Николаевичу Андрееву на добрую память от ялтинского отшельника. А. Чехов. 18 марта 1902 года».
4. Александра Велигорская вела специальный альбом, куда вклеивала гезетные вырезки с публикациями о муже. После ее смерти Андреев альбом не вел. Всего сохранилось три тома.
Источники:
- https://diletant.media/articles/35777217/
- https://biographe.ru/znamenitosti/leonid-andreev/
- http://leonidandreev.tilda.ws/
- https://www.culture.ru/persons/8536/leonid-andreev