Антонио Лучо Вивальди
Антонио Вивальди
Любимец Иоганна Себастьяна Баха, самый знаменитый «рыжий священник», великий композитор, создатель более 450 концертов и просто гений классической музыки — Антонио Вивальди запомнился своим непревзойденным владением скрипки. Его жизнь и творчество до сих пор вызывают больше вопросов, чем ответов. Как выдающийся музыкант XVII-XVIII вв. мог быть одновременно священником, жить с двумя женщинами сразу и в конце концов умереть в нищете? Попробуем разобраться.
Детство и юность
Как и многие великие композиторы, Вивальди родился весной. Начало его пути нельзя назвать благополучным. В день появления на свет одаренного скрипача-виртуоза 4 марта 1678 года в Венеции произошло землетрясение. Мать музыканта — Камилла Каликкьо — явила ребенка на свет раньше положенного срока: связано ли это с природным катаклизмом или на то есть другие причины — неизвестно до сих пор. Но женщина в пору тогдашней религиозности сразу крестила дитё и пообещала небесам, что если семимесячный малыш останется в живых, то он обязательно посвятит свою жизнь церкви (отчасти так и вышло).
Мало того, что Вивальди родился недоношенным, так он еще болел strettezza di petto («теснота в груди») — раньше так называли астму. Даже самая обыкновенная прогулка вызывала у музыканта тяжелую отдышку. Но, несмотря на это, недуг не остановил творца в создании произведений.
Своей любовью к музыке композитор обязан отцу — Джованни Баттиста. Мужчина прекрасно играл на скрипке в соборе Св. Марка и по совместительству подрабатывал цирюльником. По тем временам это считалось вполне обычным явлением. Парикмахеры могли не только развлекать господ, но также проводить небольшие хирургические операции. Но сейчас не об этом.
© François Morellon de La Cave/Общественное достояниеАнтонио больше всех из семьи Вивальди походил на своего родителя. Пристрастие к искусству с раннего детства и огненно-рыжие волосы (которые он частенько прятал под париками), скажем так, выделили будущего великого виртуоза из остальных пяти отпрысков. Хотя одаренность мальчика была заметна невооруженным глазом. С руки отца игру на скрипке Вивальди освоил уже в десять лет, а свое первое произведение (Laetatus sum — «Будем ликовать») написал в возрасте 13 лет. Тогда же он начал подменять родителя-наставника в соборе Св. Марка во время его отъездов.
Карьера
Работа отца в церкви повлияла на выбор сына стать священником. С 15 до 25 лет Антонио вел размеренную жизнь ученика. Музыкой он занимался лишь в свободное время. В 1703 году Вивальди присвоили духовный сан и знаменитое прозвище Il Prete Rosso — «Рыжий священник», но целиком и полностью воплотить себя в роли служителя он так и не смог. Проведение месс для великого композитора было невыносимым занятием из-за проблем со здоровьем (ну, или ему просто не нравилась эта нудятина). Следующей карьерной точкой в жизни Антонио стала венецианская женская школа-консерватория для детей из бедных семей Pio Ospedale della Pietà, в которой он проработал около сорока лет и сочинил свои крупнейшие произведения. Там наш герой преподавал искусство игры на скрипке, был учителем альта, писал как духовные, так и светские композиции, а также воплощал свои творческие порывы. За короткий промежуток времени учебное заведение очень быстро прославилось и завоевало звание лучшего в городе. Параллельно с работой в школе, Вивальди давал концерты да так успешно, что слава о его таланте шагнула далеко за пределы Италии. Например, с 1719 по 1722 год композитор служил при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадта (губернатора города Мантуи) в качестве капельмейстера. Кроме этого, произведения нашего великого скрипача-виртуоза обожали писатель-философ Жан-Жак Руссо, а также император Карл VI. Последний, к слову, настолько восхищался умениями музыканта, что наградил его званием рыцаря и золотой медалью. Первой успешной композицией Вивальди была опера «Оттон на вилле» (1713). Но в современности наиболее знамениты такие работы, как гимн «Глория» (1715), цикл концертов «Времена года» (правильное название — «Четыре времени года», 1725) и Stabat Mater (1727), опера L’Olimpiade (1734), а также священный мотет Nulla In Mundo Pax Sincera (1735). Всего Вивальди написал не менее 500 концертов, свыше 100 сонат и около 90 опер. Плюс ко всему он был первым композитором, который создал концерты только для скрипки и оркестра, двух и четырех скрипок, а также двух мандолин. На такой прекрасной ноте хорошо было бы закончить, но мы с вами углубились в суровые времена, поэтому без проблем у Вивальди не обошлось.
© Jixiao Huang/unsplsh.comВ эпоху XVII-XVIII веков Италия славилась своей просвещенностью и прогрессивностью. В начале своей карьеры композитор в родной стране прослыл новатором, но уже к 1730 году оказался не у дел. Избалованная итальянская знать считала произведения музыканта устаревшими и неинтересными. Поэтому Вивальди отчасти приходилось путешествовать по Европе, чтобы оставаться на плаву. Как и многие знаменитые композиторы, под конец своей жизни гений испытывал серьезные финансовые трудности и умер в нищете.
Личная жизнь
О личной жизни гения классической музыки известно немного. Творец никогда не состоял в браке (духовный сан запрещает это) и не оставил после себя «неофициального» потомства. Единственные девушки, присутствующие в судьбе Вивальди, — это воспитанница консерватории Pietà и по совместительству оперная певица Анна Жиро и ее сестра Паолина. За дружбу и работу с ними композитору не раз прилетало по голове. Священнослужители обвиняли его в распутстве (видимо, просто завидовали). В 1738 году с Антонио приключился неприятный инцидент. Кардинал-архиепископ города Феррары заставил музыканта отслужить мессу ввиду его грехопадения. Только после этого скрипач-виртуоз мог въехать в город и отыграть свою оперу. Но, несмотря на все «придирки» со стороны общества, Вивальди стоял горой за честь девушек. Он неоднократно описывал Анну, как «прилежную ученицу», а Паолину хвалил за ее милосердие. Девушка по собственному решению заделалась к творцу медсестрой-сиделкой. Об искренности чувств и намерений девушек говорит то, что они его не бросили даже во времена финансовых трудностей. Анна была с великим композитором до самого конца. Антонио Вивальди скончался во время поездки в Вену 28 июля 1741 года в возрасте 65 лет (неплохо для астматика XVIII века). Все его имущество, включая произведения, было описано и распродано за долги. Поиски потерянных сочинений композитора ведутся по сей день. Душа музыканта упокоилась на кладбище Святого Марка для нищих. По стечению обстоятельств, в этом же месте спустя полвека будет погребен Моцарт. Вот так величайшие представители классической музыки, оставившие неоценимый вклад в историю мировой культуры, закончили свой жизненный путь, а их творчество было предано забвению на сотню лет.
Антонио Лучо Вивальди
Антонио Вивальди – талантливый скрипач, композитор, дирижер, священнослужитель и педагог. Он создал более 90 опер и 500 роскошных концертов для оркестра и соло инструментов. В течение 200 лет о творениях Вивальди практически не вспоминали в мире музыки. Но шедевры венецианского маэстро были вновь открыты и сегодня относятся к самым популярным классическим произведениям.
Детские и юношеские годы
Будущий скрипач родился в Венецианской республике 4 марта 1678 года в семье Джованни и Камиллы Вивальди. Его отец родился в Брешии, но когда ему исполнилось 10 лет, мать решила переселиться в Венецию. Джованни был музыкантом и цирюльником. Такое странное сочетание в те времена было обычным явлением – в обязанности цирюльника входило не только подстригание и бритье клиентов, но также их музыкальное развлечение.
Вивальди-старший умело совмещал парикмахерское мастерство с игрой на любимой скрипке. Он даже играл в оркестре при соборе Св. Марка. В дополнение его имя значится в перечне родоначальников местного музыкального общества и на обложке оперы за 1689 год.
Руководил упомянутым обществом автор опер и композитор Джованни Легренци. Исходя из вышеуказанных фактов, исследователи биографии Антонио Вивальди пришли к заключению, что талант и любовь к музыке он унаследовал от отца. Последний передал сыну мастерство игры на скрипке и безупречный слух. По одной из версий, юный Антонио даже изучал музыкальное искусство под руководством Джованни Легренци.
Точная дата рождения Вивальди была установлена по особым обстоятельствам. Мальчик был недоношенным, так как родился на седьмом месяце, и принимавшая роды акушерка посоветовала немедленно крестить малыша на случай его быстрой кончины. Именно поэтому младенца окрестили в течение двух часов после рождения, что отображено в церковной книге.
Существует легенда, что в тот день в Венеции было землетрясение, и это событие спровоцировало преждевременные роды. Мать пообещала, что если сын будет жить, то станет священником. Антонио сумел выжить, но отличался хрупким телосложением и слабым здоровьем.
Мальчик страдал от астмы, а потому не мог свободно передвигаться и играть на духовых инструментах. При таких ограничениях скрипка стала для Антонио настоящей отрадой. Уже в десятилетнем возрасте Вивальди начал играть в капелле Св. Марка, выполняя обязанности отца.
13-летним мальчишкой Вивальди-младший стал работать при соборе – он открывал врата храма. Позже Антонио занимал и другие, более высокие церковные должности.
Только один раз он отслужил мессу, но был освобожден от этой обязанности из-за плохого здоровья. Юноше позволили заниматься исключительно музыкой.
В XVII веке венецианские священники могли совмещать служение Богу с написанием музыки. Это было таким же обычным явлением, как и музыкальные инструменты в цирюльне. К тому же Венецианская республика была одним из самых культурных государств мира. При этом в области духовной и светской музыки она шла впереди всей Европы.
Создание музыки
Вивальди начал преподавать игру на скрипке в 25 лет. Он трудился в консерватории «Ospedale della Pietà». Отметим, что консерваториями в то время назвались монастырские школы-приюты, где учились дети бедных и сироты. Подобные школы существовали за счет средств республики.
В заведениях для девочек в первую очередь преподавали гуманитарные науки. Особое место отводилось музыке, пению, исполнению псалмов и других духовных песнопений. Мальчики, учившиеся в соответствующих учебных заведениях, преимущественно изучали точные науки, так как должны были стать ремесленниками и торговцами.
Антонио Вивальди сначала учил воспитанниц приюта игре на скрипке, а потом стал преподавателем альта. Каждый месяц он составлял кантаты, концерты, оратории, вокальные произведения для хора и солистов ко всем церковным праздникам.
Талантливый композитор работал в школе-приюте в течение 1703 – 1740 годов, за исключением перерыва в восемь лет с 1715 по 1723 годы. К тому же с 1713 года он исполнял обязанности директора консерватории. Вивальди активно трудился, лишь для приюта сочинив более 60 различных творений: кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений.
Постепенно произведения Антонио Вивальди стали публиковаться. Так, в 1705 и 1709 годах были изданы два опуса композитора по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов, получивших название «Гармоническое вдохновение». В итоге, о талантливом композиторе услышали не только во всей Италии, но и за ее пределами.
В 1706 году музыкант блистал во французском посольстве, а спустя три года его ораторией наслаждался король Дании Фредерик IV. В знак благодарности Вивальди посвятил монарху 12 сонат.
Важную роль в жизни Вивальди сыграло знакомство в 1712 году с Готфридом Штельцелем – немецким композитором. Спустя пять лет Антонио решил временно переселиться в Мантуи, куда его пригласил принц Гессен-Дармштадтский Филипп. В этом городе Антонио жил и творил в течение трех лет.
Вскоре композитор начал работать над созданием произведений в новом жанре – светской оперы. Первая опера Вивальди называлась «Оттон на вилле». Благодаря успеху этого творения молодого композитора заметили меценаты, и начали давать ему заказы на музыкальные произведения. Так, одним из первых стал владелец театра Сан-Анджело, который обратился к Антонио за написанием новой оперы.
В течение 1713 – 1737 годов Вивальди создал 94 оперы, но до сегодня сохранилось лишь 50 партитур, авторство которых точно установлено.
Некоторое время оперы великого композитора пользовались огромной популярностью, но любовь публики оказалась короткой. Венецианцы вскоре увлеклись творениями других мастеров, а оперы Антонио уже считались старомодными.
В 1721 году Вивальди отправился в Милан, где презентовал свою драму под названием «Сильвия». К следующему году он подготовил ораторий на библейскую тематику. В течение 1722 – 1725 годов композитор жил в Риме, где создавал новые произведения и даже выступал перед папой римским, что было огромным достижением и честью для музыканта-священнослужителя.
В 1723 – 1724 годах маэстро написал свои самые известные концерты, получившие название «Четыре времени года». Большинство исследователей творческой биографии Вивальди считают, что указанные произведения являются вершиной достижений маэстро. Революционность концертов заключается в том, что в них отчетливо улавливается музыкальное отображение явлений и процессов, характерных определенному сезону. Так, в этой музыке можно расслышать лай собак и шум бури, писк комаров и клокотание ручьев, трели птиц и детские голоса.
Благодаря многочисленным гастролям Вивальди познакомился с Карлом VI – императором Австрийской империи. Между двумя выдающимися личностями зародилась настоящая дружба. Когда в Венеции слава композитора постепенно убавлялась, австрийский и французский дворы встречали Вивальди овациями.
Личная жизнь
Великий композитор был католическим священником, поэтому всю жизнь соблюдал обет безбрачия. Тем не менее, личная жизнь Вивальди порождала много пересудов и домыслов. Нашлись недоброжелатели, которые усмотрели нарушение благопристойности в его отношениях с ученицей школы-приюта – Анной Жиро и ее родной сестрой Паолиной.
Маэстро был наставником Анны, которая поражала современников не столько силой голоса, сколько актерским мастерством. Именно для этой воспитанницы Вивальди сочинил большое количество опер и арий. Они проводили много времени вместе как на родине, так и во время выездных выступлений.
Вместе с тем, Паолина, сестра Анны, восхищалась гениальным учителем и добровольно стала его сиделкой и медсестрой. Она помогала Вивальди преодолевать болезни и врожденные недуги.
Долгое время высшее духовенство игнорировало чрезмерное увлечение священнослужителя светской музыкой, но не стерпело постоянного пребывания с ним молодых девушек.
В 1738 году Вивальди и его спутницы хотели выступить на традиционном карнавале в Ферраре. Однако по указу местного кардинала-архиепископа известного композитора не пустили в город и отслужили мессу по его грехопадению.
Смерть композитора
Последние годы жизни одинокий и бедный Антонио Вивальди провел в Вене. Маэстро скончался 28 июля 1741 года, полностью забытый прежними обожателями. Тело композитора было похоронено на кладбище для бедных, а имущество распродано за долги. Младшие сестры Вивальди узнали о смерти знаменитого брата лишь спустя месяц после его кончины.
Длительное время имя маэстро было забыто. Лишь один поклонник преданно хранил память о величайшем композиторе и его гениальных творениях – Иоганн Себастьян Бах. Он искренне ценил достижения Вивальди и потратил немало времени на расшифровку десяти его произведений для оркестра и различных инструментов. Творения венецианского композитора оказали заметное влияние на творчество немецкого органиста.
Любопытные факты
- Огромная заслуга в открытии и изучении шедевров Вивальди принадлежит музыковеду Альберто Джентили. Именно он в начале ХХ века обнаружил 14 томов различных творений композитора.
- До наших дней дошел один цветной портрет Антонио Вивальди и его можно встретить во многих современных учебниках. Тем не менее, вполне вероятно, что на картине нарисован другой человек, так как на ней отсутствуют инициалы, а изображение заметно отличается от других портретов маэстро.
- Из-за медного цвета волос Вивальди прозывали в Венеции «рыжим священником».
- Композитор был знаменит тем, что всего за пять дней мог написать на одну тему солидную трехактную оперу и множество музыкальных вариаций.
- Композиция под названием «Летняя гроза (шторм)», которая входит в комплекс произведений «Четыре времени года» и была исполнена Ванессой Мей, считается одной из самых знаменитых мелодий в мире.
- Многие убеждены, что Вивальди сочинил композицию «Танго смерти». Но в действительности автором «Palladio» является композитор Карл Дженкинс, который написал это произведение в 1996 году. Также приписываемая маэстро песня «Эльфийская ночь (песнь)» была создана группой «Secret Garden».
Слушать композиции
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Источники:
- https://go.zvuk.com/stars/antonio-vivaldi.htm
- https://biographe.ru/znamenitosti/antonio-vivaldi/