Франческо Арайя
25 июля 2023 года - Арайя Франческо : 314 лет со дня рождения
25 июля 2023 года - Арайя Франческо : 314 лет со дня рождения
Арайя Франческо (1709-1767) - итальянский композитор. Родился в Неаполе. Был приглашен к русскому двору Анны Иоанновны в качестве придворного композитора, когда в моду входит все итальянское. Прославился он еще в Италии операми Berenica и Amore per regnante. В 1735 г. приезжает в Петербург во главе Итальянской оперы. Представления труппы давались зимой во флигеле Зимнего дворца, а летом в театре Летнего сада. Опера Арайи «Абиазар», поставленная им в Петербурге в 1737 г., была первой итальянской оперой, исполненной в России. При этом придворные певчие пели итальянский текст по русскому подстрочнику. За нею следует «Семирамида» (1738) и другие. После падения Бирона Арайа, кроме обязанностей придворного композитора, занимается поиском талантов для императорской оперы в чужих краях. Его заслугой было также то, что он возглавил работу по обучению придворных певчих, в том числе и игре на музыкальных инструментах. Придворные певчие достигли большого успеха в освоении западной музыкальной культуры и итальянской постановке голоса belcanto. В это время в обиход певческих и инструментальных коллективов прочно входит итальянское, круглое начертание нот и графическое оформление партитуры, принятое до настоящего времени. Эпохой на русской сцене стала опера Арайи "Цефал и Прокрис" (текст А. П. Сумарокова). Это была первая опера, написанная на русский текст и исполненная русскими певцами в первый раз 27 февраля или 1 марта 1755 года в театре Петербургского Зимнего дворца.
Другие новости
Этнокалендарь
Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории.
3 июня-праздненство Владимирской иконы Божией Матери
Весак считается важнейшим из буддийских праздников. Он посвящен трем самым главным событиям жизни Будды Шакьямуни: его Рождению, Просветлению и Уходу в Нирвану. Между первым и последним событиями прошло 80 лет; Просветленным он стал в 35 лет. Поскольку.
Международный День Весак
Установлен в 1962 г. Всемирной федерацией породненных городов. Породненными городами, или городами-побратимами называются два города, расположенные в разных государствах, если между ними заключены соглашения об установлении дружественных связей. .
Всемирный день породненных городов
Пасха - Светлое Христово Воскресение
День военно-морского флота
Праздник отмечается 15 сентября и приурочен к победе дагестанцев над войсками иранского правителя Надир-шаха. В 1741 году объединенное горское ополчение нанесло сокрушительное поражение иноземным захватчикам.
День единства народов Дагестана
Осенний праздник Чхусок (Chuseok) — день полнолуния — является праздником, которого с наибольшим нетерпением ждут, наверное, все жители современной Кореи. Чхусок отмечается в 15-й день 8-го лунного месяца.
Чхусок - теплый семейный корейский праздник
Чжунцю — праздник Луны и урожая — отмечают в Китае в 15-й день восьмого месяца по лунному календарю. Он приходится на середину осени, поэтому еще в древности его называли Чжунцю — середина осени.
Чжунцю — праздник луны и урожая
Голод и холод, постоянные бомбежки и артобстрелы, смерть родных и близких не сломили духа ленинградцев. Непокоренный Ленинград жил, боролся и трудился, отправляя на фронт оружие, технику и боеприпасы. Горожане делали все возможное, чтобы сохранить.
День памяти жертв блокады Ленинграда
Российский бело-сине-красный триколор имеет более чем 300-летнюю историю. Он появился на рубеже XVII–XVIII веков, в эпоху
становления России как мощного государства. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле
«Орел».
22 августа - День Государственного флага Российской Федерации
Преображение Господне — общехристианский праздник, отмечаемый Православной церковью 19, Католической — 6 августа. В Армянской апостольской церкви праздник переходит от 29 июня до 1 августа. В Православной церкви относится к 12 главным праздникам.
Яблочный Спас - Преображение Господне
Дата впервые отмечалась в 1995 году после провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН Десятилетия коренных народов мира (1995–2004). Затем в ООН был принят специальный документ о правах коренных народов как первопоселенцев на территории своего .
Международный день коренных народов мира
Барекендан
Пятидесятница (Троицын день, Пентекосте)
Ночь середины лета
Апокриес (масленица)
Праздник зимнего солнцестояния Дунчжицзе
Цисицзе
Чествование Небес в Китае
Праздник Небесной Императрицы Мацзу
Праздник чистоты и ясности Цин-мин
Петербург - это:
Многонациональная столица!
Город великих подвигов!
Хранитель великой истории!
Родина великих людей!
Жемчужина архитектуры!
Дом мировых культур и религий!
Петербург - это мы!
Арайа Франческо биография, новости, фото
Классическая музыка, опера и балет
- Поддержите наш сайт →
Франческо Арайя
Francesco Araja
Дата рождения
25.06.1709
Дата смерти
1770
Профессия
Страна
Италия
Представитель неаполитанской оперной школы. С 1729 его оперы шли в разных городах Италии. В 1735 Арайя во главе итал. оперной труппы приехал в Петербург (жил до 1738). Опера Арайи "Сила любви и ненависти" ("La Forza dell'amorе е dell'odio", 1734) - первая опера, поставленная в России (1736, придв. т-р, Петербург). За ней последовали "Притворный Нин, или Узнанная Семирамида" ("La Finto Nino о la Semiramide riconosciuta", 1737) и "Артаксеркс" (1738). В 1744 А. вновь приехал в Россию. Для петерб. придв. сцены им были написаны (на либр. итал. поэта Д. Бонекки, служившего при рус. дворе) оперы "Селевк" (1744), "Сципион" (1745), "Митридат" (1747), "Беллерофонт" (1750), "Евдоксия венчанная" ("Eudossia incoronata", 1751), аллегорич. пастораль "Прибежище мира" ("L'asilo della pace", 1748), действие к-рой происходит в рус. сельской местности. А. написал музыку к первому рус. оперному либр. А. П. Сумарокова "Цефал и Прокрис" (1755, опера исп. рус. артистами). Стилистически эта опера не отступает от традиц. штампов итал. оперы-сериа. Последняя опера Арайи, поставленная в России, - "Александр в Индии" (1755). В 1759 вернулся на родину; ещё раз посетил Россию в 1762. Среди сочинений Арайи - оратории, кантаты, соната и каприччио для клавичембало и др.
Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. II, М.-Л., 1929; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII в., М., 1985; Mooser R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 1, Gen., 1948, p. 121-31.
Франческо Арайя
Неаполитанская школа – в истории оперы это понятие значит немало. Алессандро Скарлатти, Никола Порпора, Томмазо Траэтта, Никколо Йомелли – это имена, без которых невозможно представить себе становление оперного жанра. К неаполитанской школе принадлежал и Франческо Арайя, но имя этого итальянского композитора неразрывно связано с Россией, с историей русской оперы.
Франческо Арайя появился на свет в Неаполе. Отец его был музыкантом, и потому мальчик приобщился к искусству довольно рано. Обучение было столь успешным, что уже в четырнадцатилетнем возрасте Франческо смог работать в церкви, исполняя обязанности органиста. В те же годы он начал сочинять музыку, а через несколько лет состоялся его композиторский дебют: во Флоренции, при дворе герцога Тосканского прошла премьера его оперы «Береника». Эта первая опера, созданная Арайей, принадлежала к числу комических, но, начав творческий путь оперного композитора с комической оперы, Арайя никогда больше к этому жанру не возвращался.
«Береника» имела большой успех. В скором времени в Риме была поставлена новая опера молодого композитора – «Любовь к царствующим». К Арайе пришел успех: в разных городах Италии исполнялись его оратории, ставились оперы. На премьере одной из них – «Клеомены» – присутствовал русский посол. Остается только догадываться, какую роль сыграл это факт в дальнейшей судьбе композитора.
В 1735 году Италию посетил Пьетро-Мира Педрилло. Этот итальянец когда-то отправился в Россию, чтобы стать скрипачом в итальянской опере при дворе Анны Иоанновны. Надежды его на карьеру придворного музыканта не оправдались, зато ему удалось занять место придворного шута и даже стать любимцем императрицы. Сохранилось немало историй о его остроумии, но в данном случае задача у него по прибытии в Италию была очень серьезная: в Санкт-Петербурге создавалась постоянная оперная труппа, и Педрилло должен был подобрать для нее певцов, музыкантов, а также капельмейстера. Подходящим кандидатом на последнюю должность представлялся ему Никола Порпора, но тот отказался, и тогда Педрилло обратил внимание на другого оперного композитора – Арайю.
Дебют нового капельмейстера при российском дворе состоялся в 1736 году и был приурочен ко дню рождения императрицы. Эта знаменательная дата была отмечена постановкой оперы Арайи «Сила любви и ненависти» под руководством самого автора (первая постановка этого произведения состоялась двумя годами раньше в Милане). Для России это было весьма значительное событие: первая итальянская труппа появилась в Санкт-Петербурге еще в 1731 году, но ставила она интермеццо, пасторали, фарсы – и вот, наконец, в России осуществилась первая полноценная оперная постановка, и сделал это именно Франческо Арайя.
Но если «Сила любви и ненависти» ранее ставилась в Италии, то новая опера Арайи – «Притворный Нин, или Узнанная Семирамида», впервые представленная в следующем году – создавалась им именно для российской сцены. В 1738 году появляется новая опера-seria – «Артаксеркс». Относительно жизни композитора в последующие годы мнения исследователей расходятся: то ли он уехал из России на три года, то ли оставался в это время в Санкт-Петербурге, но не создавал и не ставил новых опер. Но, так или иначе, в 1742 году – уже в царствование Елизаветы Петровны – деятельность Арайи в российской столице продолжилась с большим успехом. В последующие годы одна за другой появились его оперы: «Селевкт», «Беллерофонт», «Митридат», «Евдоксия Венчанная, или Феодосий II», «Титово милосердие». Премьера «Беллерофонта» примечательна тем, что она стала оперным дебютом Марка Федоровича Полторацкого – одного из первых отечественных певцов, зачисленных в итальянскую труппу. Впоследствии его учениками были Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Но если говорить о роли Арайи в истории оперного жанра в России, то гораздо более значительным событием называют премьеру другого его произведения – оперы «Цефал и Прокрис», состоявшуюся в 1755 году. Эта была первая опера, написанная на русское либретто – создал его Александр Петрович Сумароков. Успех оперы превзошел все ожидания, композитор даже получил от императрицы роскошный дар – соболью шубу.
В 1757 году у труппы, возглавляемой Арайей, появился весьма серьезный конкурент в лице антрепризы, основанной другим итальянским артистом – Джованни Баттиста Локателли. Музыку для этой антрепризы создавал немецкий композитор Фридрих Герман Раупах, который прежде играл в оркестре итальянской труппы под началом Арайи. Вторая опера на русскоязычное либретто, также написанное Сумароковым, – «Альцеста» – принадлежит перу Раупаха. Успех «Альцесты» побудил Арайю подать в отставку, и Раупах был назначен на должность капельмейстера.
Возвратившись в Италию, Арайя безбедно жил благодаря пенсии, назначенной российской императрицей. В 1762 году он вновь побывал в России. Последние годы жизни композитора прошли в Болонье. Франческо Арайя ушел из жизни в 1770 году.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Источники:
- http://xn--90aeea2bghkbmep4j.xn--p1ai/media-tsentr/notes/index.php?ELEMENT_ID=257545
- https://www.belcanto.ru/araja.html
- https://musicseasons.org/franchesko-arajya/