Аренский Антон Степанович

Аренский Антон Степанович биография, новости, фото

Творчество Аренского сформировалось под глубоким влия­нием Чайковского, с которым он познакомился в Москве. В свою очередь Чайковский сочувственно относился к композиторской деятельности Аренского, способствовал ее популяризации, хотя и видел в ней некоторые слабые стороны (в ряде случаев отсутствие творческой самостоятельности, драматиз­ма, драматургической целостности и др.).

Наследие компози­тора обширно – 75 опусов, а также неизданные сочинения. Автор 3 опер: «Сон на Волге» (по перераб. либретто оперы «Воевода» Чайковского, 1888; пост. 1899, Большой театр), «Рафаэль» (поставлена в 1894г. силами учеников Московской консерватории), «Наль и Дамаянти» (1903, поставлена в 1904г. в Большом театре); бале­та «Ночь в Египте» («Египетские ночи», 1900, Па­риж, Русские сезоны С.П.Дягилева, 1908; Мариинский театр, 1909).

Особой оригинальностью отмечены мелодек­ламации Аренского на тексты стихотворений в прозе И.С. Турге­нева («Нимфы», «Лазурное царство», «Как хороши, как свежи были розы», 1903), музыка к поэме «Бахчисарай­ский фонтан» А.С. Пушкина (1899), к драме «Буря» У. Шек­спира (1905). Значительное место занимают фортепиано сочинения, прежде всего Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882), «Фантазия на темы И.Т. Рябинина» (1899), фортепиано миниатюры. Одним из первых русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фортепиано (4 сюиты). Среди других сочинений – 2 симфонии (1883 и 1889), оркестровая сюита g-moll (1886), инструментальные ансамбли (наиболее популярно Фортепианое трио d-moll памяти К.Ю.Да­выдова, 1894), романсы. Общий стиль сочинений Аренского – созерцательно-элегичный, отличающийся пре­красной инструментовкой и яркой мелодичностью.

Аренский Антон Степанович

Антон Степанович Аренский. 1902.

Области знаний: Русская (светская) музыка: 19 век – начало 20 века Другие наименования: Антоний Степанович Аренский Дата рождения: 1861 год Дата смерти: 1906 год Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация Музыкальная профессия: Композитор

Музыканты Музыканты

Аренский Антон Степанович

Аре́нский Анто́н Степа́нович (Антоний Степанович Аренский) [30.6(12.7).1861, Новгород, ныне Великий Новгород – 12(25).2.1906, посёлок Перк ъ ярви, волость Муолаа, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, ныне посёлок Кирилловское, Выборгский район, Ленинградская область; похоронен в Санкт-Петербурге в некрополе Александро-Невской лавры ], российский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный теоретик, педагог.

Биография

Сын кинешемского уездного врач а Степана Матвеевича Ар енского и пианистки Надежды Антиповны Аренской (урождённой Потехиной). Племянник лит ераторов Алексея Антиповича Поте хина (1829–1908) и Николая Антиповича Потехина (1834 –1896). Музыке учился в Санкт-Петербур ге, в частной музыкальной школе Ф. И. Руссо. В 1882 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу специальной теории и композиции Н. А. Римского-Корсакова .

В 1882–1894 гг. А. С. Аренский преподавал в Московской консерватории (профессор с 1889; специальные теоретические дисциплины и свободное сочинение). Среди учеников: С. В. Рахманинов , А. Н. Скрябин , Н. К. Метнер , Г. Э. Конюс , Р. М. Глиэр , А. Н. Корещенко . Составленный им « Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии» поныне используется в учебной практике. Одновременно с 1888 г. руководил концертами Русского хорового общества . Из консерватории был вынужден уйти вследствие конфликта с директором В. И. Сафоновым .

В 1895 г. вернулся в Санкт-Петербург, сменил М. А. Балакирева на посту управляющего Придворной певческой капеллой (до 1901). С 1901 г. концертировал по России и за рубежом как пианист и дирижёр, исполнял главным образом собственные сочинения.

Творчество

Творчество композитора испытало влияние П. И. Чайковского и Новой русской музыкальной школы . А. С. Аренский обладал мелодическим даром, утончённым художественным вкусом, его сочинениям свойственны лиризм, элегичность, элегантность фортепианной фактуры, изысканная инструментовка.

Автор трёх опер, две из которых («Сон на Волге» и «Наль и Дамаянти») создавались специально для императорского Большого театра . «Сон на Волге» (1888, по А. Н. Островскому , на основе переработанного либретто оперы Чайковского «Воевода») впервые поставлена в 1890 г., премьерой дирижировал автор. В 1891 г. спектакль Большого театра посетил П. И. Чайковский и отозвался об этом сочинении как об «одной из лучших, а местами даже превосходной русской опере» (Чайковский. Полное собрание сочинений. Т. 16-A. С. 30 ). Одноактная опера «Рафаэль» («музыкальные сцены из эпохи Возрождения», 1894, либретто А. А. Крюкова) написана по случаю 1-го Всероссийского съезда художников, посвящена автором Московском у об ществу любителей художеств и исполнена в 1894 г. в зале Дворянского собрания в Москве. «Песня певца за сценой» сохраняется в современном теноровом репертуаре. Опера «Наль и Дамаянти», над которой композитор работал около 12 лет и которую завершил в 1903 г., поставлена в Большом театре в 1904 г. под руководством И. К. Альтани . В основе либретто, написанного М. И. Чайковским , – «индийская повесть» (в стихах) В. А. Жуковского , созданная по мотивам эпоса «Махабхарата» в немецком переводе Ф. Рюккерта .

Одноактный балет «Ночь в Египте» («Египетские ночи», 1900, либретто по новелле «Ночь Клеопатры» Т. Готье ) впервые поставлен в 1908 г. на сцене Мариинского театра (либреттист и хореограф М. М. Фокин ). Музыка использована С. П. Дягилевым в балете «Клеопатра» (с добавлением фрагментов разных сочинений других русских композиторов), показанном в 1909 г. в рамках Русских сезонов в Париже (хореограф Фокин).

Из инструментальных сочинений А. А. Аренского наиболее значительны Фортепианный концерт f-moll (1882), «Фантазия на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром (1899), Фортепианное трио d-moll (1894, посвящено памяти К. Ю. Давыдова ; Глинкинская премия , 1904), Скрипичный концерт a-moll (1901). Популярны романсы «Разбитая ваза» (слова А. Н. Апухтина ), «Осень» (слова Т. Л. Щепкиной-Куперник ), фортепианные миниатюры. Первым из крупных русских композиторов Аренский создал ансамблевые циклы для двух фортепиано (4 сюиты, в том числе «Силуэты», 1892). В числе других сочинений: 2 симфонии (1883, 1889), Оркестровая сюита g-moll (1886), инструментальные ансамбли, светские и духовные хоры, песни, мелодекламации (по «Стихотворениям в прозе» И. С. Тургенева ). Последнее произведение композитора – музыка к драме «Буря» У. Шекспира (1905).

Имя Аренского присвоено Новгородской областной филармонии (в 2011), детским музыкальным школам в Великом Новгороде (в 1996), Москве (в 1994).

Опубликовано 19 сентября 2022 г. в 15:31 (GMT+3). Последнее обновление 19 сентября 2022 г. в 15:31 (GMT+3). Обратная связь

Информация

Антон Степанович Аренский. 1902.

Области знаний: Русская (светская) музыка: 19 век – начало 20 века Другие наименования: Антоний Степанович Аренский Дата рождения: 1861 год Дата смерти: 1906 год Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация Музыкальная профессия: Композитор

  • Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84198,
    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2022 года.
    ISSN: 2949-2076
  • Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Национальный научно-образовательный центр «Большая российская энциклопедия»
    Главный редактор: Кравец С. Л.
    Телефон редакции: +7 (495) 917 90 00
    Эл. почта редакции: [email protected]
  • © АНО БРЭ, 2022 — 2023. Все права защищены.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.

Источники:

  • https://www.mosconsv.ru/ru/person/58322
  • https://bigenc.ru/c/arenskii-anton-stepanovich-fbdc44
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.