Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский: жизнь и творчество

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского — Ованес Айвазян. Об этом художнике знают даже люди, несведущие в живописи. Иван Константинович Айвазовский — выдающийся маринист. Маринист — это «певец моря», так называют художников, которые писали морские пейзажи. На холсте Айвазовский воспроизводила красоту, силу и мощь морской стихии. Его картины эффектны и производят огромное впечатление на зрителя. В них есть драматизм и радость, счастье и восхищение природой.

И. К. Айвазовскому всегда везло: он стал одним из немногих художников, получивших признание при жизни. Айвазовский считался довольно обеспеченным человеком, а его картины редко подвергались критике и нравились большинству современников. Талант художника был очень необычным и самобытным. Владелец художественной галереи Третьяков говорил Айвазовскому: «Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала ваш бесподобный талант…».

Айвазовский. Чёрное море (1881)

Чёрное море (1881)

Море на полотнах Айвазовского представляется живым, оно испытывает людей, но, одновременно с этим, любит и кормит их. Море уважает людей бесстрашных, сильных, способных бросить вызов стихии и победить. Чтобы получить дары природы, к ней надо относиться с уважением, доверять ей. Так передавал это Айвазовский на своих полотнах.

Айвазовский. Гнев морей (1886)

Гнев морей (1886)

Художник пробовал себя в разных темах, но основной оставалась романтика моря, путешествий, схваток и кораблей. Его вдохновляли не только могучие штормы, кораблекрушения и битвы. Айвазовский часто писал море тихим, спокойным, словно спящим, благосклонным к морским путешественникам.

Работы Айвазовского отличает реализм, сейчас его, вероятно, даже назвали бы гиперреализмом. Работы мастера точны, при этом Айвазовский раскрывает силу и душу моря. Бурная стихия на его картинах имеет свой характер, как человек.

История жизни

Любовь у морю Айвазовский питал с детства, так как сам родился на его берегу, в Феодосии. Черное море подарила миру одного из лучших художников-маринистов мира. Семья Айвазовского была небогатой, но родственники поддерживали его талант с раннего детства, ведь маленький Иван был невероятно трудолюбив, обладал великолепной зрительной памятью и тягой к искусств.

Однажды в детстве Айвазовский сидел на берегу и писал море. Его случайно увидел главный архитектор города. Взглянув на рисунки, он восхитился и подарил ребенку набор красок. Кроме того, главный архитектор города дал будущему гению живописи воспитание и соответствующее образование, которые стали путевкой Айвазовского в жизни и большое искусство. Когда Айвазовскому исполнилось 13 лет, он поступил в гимназию города Симферополь, а уже через некоторое время отправился учиться в Петербург, где был зачислен в Академию художеств. Айвазовский изучал пейзажную живопись, его руководителем был профессор Воробьев. Айвазовскому нравились техника и манера живописи Карла Брюллова и Сильвестра Щедрина, также он брал уроки у знаменитого мариниста Ф. Таннера из Франции. В Петербург того пригласили для выполнения заказов самого Императорского двора. Именно тогда Айвазовский сделал окончательный выбор в профессии. Интересно, что тогда многие художники относились к нему холодно. Возможно, это связано с профессиональной ревностью. Айвазовский был очень талантлив.

Айвазовский. Зимний обоз в пути (1857)

Зимний обоз в пути (1857)

Французский маринист чуть не сломал карьеру Айвазовскому, отпустив неприятные замечания о нем перед императором Николаем I. Василий Жуковский и Михаил Крылов заступились за Айвазовского, и смогли решить этот неприятный инцидент.

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.

Айвазовский. Сумерки в бухте Золотой Рог

Сумерки в бухте Золотой Рог

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.

Айвазовский в Италии

Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.

Айвазовский. Неаполитанский залив

Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.

Айвазовский. Тифлис

Айвазовский

Хаос. Сотворение мира. 1841

Наследие Айвазовского

В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.

Айвазовский. «Ночь в Гурзуфе» (1891)

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.

Айвазовский. Башни на скале у Босфора

Башни на скале у Босфора

Читайте также:

  • Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Иван Константинович Айвазовский

Иван Айвазовский – один из величайших художников-маринистов всех времен, коллекционер, меценат, академик. Его приняли в почетные члены Академий художеств в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме, Париже, Штутгарте, Флоренции.

В жизнь Ивана Айвазовского море вошло с детства. Он любил его страстно, самоотверженно, и может быть, поэтому ему нет равных в поэтическом изображении стихии, в отточенном мастерстве его полотен. Ему, простому армянскому мальчишке, рисующему углем на стенах домов, удалось достичь вершин мастерства, стать мастером классического пейзажа, запечатлеть на полотне мощь и красоту морских пейзажей.

Детство

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Отца звали Геворк Айвазян, он потомок переселившихся в Галицию армян. В Феодосии он записался под фамилией Гайвазовский, переделав ее на польский манер. Мама – Рипсиме Айвазян, из семьи чистокровных армян.

Отец семейства отличался смекалкой и предприимчивостью, отлично владел венгерским, турецким, украинским, польским, русским и цыганским языками. После переезда в Феодосию он, теперь уже Константин Гайвазовский, вел успешную торговлю. Город в те годы стремительно разрастался, постепенно становясь международным портом, дела у предприимчивого купца шли достаточно успешно. Но тут в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы, и все усилия пошли насмарку.

Иван Константинович Айвазовский

Всего в семье Гайвазовских родилось пятеро детей, старший сын Саргис принял монашеский сан и стал Габриэлом. Семейство терпело большую нужду, мать тоже вносила свою лепту в бюджет. Она была отличной вышивальщицей, старалась как можно выгоднее продать свои работы. С ранних лет у Ивана проявилась мечтательность и смышленость. Он просыпался рано поутру, бежал к морю, и часами заворожено смотрел на большие корабли и небольшие лодочки, восхищался красотой пейзажей. Особенно ему нравилось наблюдать шторм, разбушевавшаяся стихия приводила его в полный восторг.

У мальчика не было возможности купить кисти и краски, поэтому свои первые шедевры он писал на песке. К сожалению, они мгновенно растворялись под нахлынувшими морскими волнами. Спасением становился кусочек самоварного угля, которым он рисовал на покрытых побелкой стенах их домика. Отцу не очень нравилось занятие сына, особенно он расстраивался, глядя на испорченные стены, но ругать мальца не стал. Увиденное навело его на крепкие раздумья. В 10 лет Иван уже нашел себе работу в кофейне, вносил свой вклад в семейный бюджет.

Тяжелый труд не мешал мальчику развивать свои таланты. Иван сам осилил игру на скрипке, и каждую свободную минуту уделял рисованию. Именно в те годы случилась судьбоносная встреча будущего мариниста и местного архитектора Якова Коха, которая резко изменила биографию Айвазовского. Кох пришел в восторг от художественных способностей мальчишки, дарил Ивану краски, карандаши, бумагу, поддерживал юное дарование, как мог, в том числе и уроками рисования. Вскоре на Айвазовского обратил внимание и губернатор города Александр Казначеев, которому понравилась его игра на скрипке. Сам градоначальник очень любил музицировать.

Именно стараниями Казначеева Иван в 1830-м начал обучение в симферопольской гимназии. В Симферополе у талантливого мальчишки появился еще один покровитель – Наталья Нарышкина, супруга губернатора города. Ваня часто гостил у них в доме, он мог свободно пользоваться библиотекой, читать книги об искусстве и живописи. Айвазовский много работал, делал копии известных произведений, писал эскизы и этюды.

Иван Константинович Айвазовский

Нарышкина попросила художника-портретиста Сальватора Тончи, и через него нашла выход на президента Императорской академии художеств Петербурга Оленина.

Женщина написала письмо высокопоставленному чиновнику, в котором просила устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Наталья расписала таланты мальчика, пожаловалась на тяжелые условия жизни юного дарования, и дополнила письмо рисунками. Оленину очень понравились работы Ивана, он показал его рисунки императору Николаю I, который и дал распоряжение зачислить его в Академию художеств.

В тринадцатилетнем возрасте Иван стал учиться у мастера пейзажа Воробьева, и был самым молодым из учеников Академии. Нужно отметить, что Воробьев был опытным педагогом, сумевшим по достоинству оценить всю силу таланта начинающего художника. Именно он дал Айвазовскому классическое образование, научил его теории и практике, сделал из него настоящего живописца-виртуоза.

Иван Константинович Айвазовский

Достаточно быстро Айвазовский превзошел Воробьева, и учитель представил своего талантливого ученика Филиппу Таннеру, прибывшему из Франции маринисту. Плодотворного сотрудничества у Ивана с Таннером не вышло. Французский живописец заставлял Айвазовского заниматься всей черновой работой, однако у Ивана находилось время и для создания собственных полотен.

Живопись

Свои первые работы молодой художник представил публике в 1836-м, на выставке картин его учителя Таннера. Одно полотно Айвазовского получило серебряную медаль, о нем написали в столичной газете. А вот картины французского художника нашли слишком манерными. Разгневанный Филипп обратился с жалобой на непокорного ученика к самому императору, он сказал, что Айвазовский не имел права выставлять свои картины без его на то разрешения.

По закону, Таннер был прав, император приказал Айвазовскому убрать его произведения, и выразил ему свое недовольство. Молодой художник оказался в немилости при дворе, хотя и нашел поддержку лучших умов того времени – Жуковского, Крылова, Оленина. Дело приняло совсем новый оборот, когда за Айвазовского замолвил слово Александр Зауервейд, учитель живописи детей императорской семьи.

Иван получил награду от Николая I, и вместе с сыном императора – Константином, отбыл на Балтийский флот. Цесаревичу предстояло заняться изучением морского дела и руководство им, а Иван прошел хорошую художественную практику. Он понимал, что ему просто необходимо ознакомиться с устройством кораблей, чтобы сцены баталий выглядели на полотне реально.

Иван Константинович Айвазовский

Именно Зауервейд учил молодого художника батальной живописи, и Айвазовский быстро усвоил новые знания. Спустя некоторое время, в сентябре 1837-го, он был награжден золотой медалью за полотно под названием «Штиль». После этого руководители Академии художеств приняли решение о выпуске Айвазовского из этого учебного заведения, так как он больше ничему не мог научиться у них.

Так в 20 лет Иван покинул стены Академии, хотя по правилам, должен был учиться еще на протяжении трех лет. Он был самым молодым из всех выпускников, когда-либо окончивших это учебное заведение.

В 1840-м Айвазовский недолго пожил в Петербурге, потом побывал в Венеции, Риме и Флоренции. Это путешествие сопровождалось массой приятных встреч. Иван навестил старшего брата Габриэла, монаха с острова Святого Лазаря, встретил известного писателя Николая Гоголя. В Италии знакомился с произведениями прославленных мастеров, и сам много работал. В каждом городе он демонстрировал свои полотна, многие из которых покупались мгновенно.

Иван Константинович Айвазовский

Картина под названием «Хаос» очень понравилась Папе Римскому, он выразил намерение ее купить. Когда Айвазовский узнал об этом, он преподнес ее в дар понтифику. Григорий XVI не преминул наградить талантливого художника золотой медалью, и выразить ему свое восхищение. С того самого времени имя Айвазовского стало известно во всем мире. После этого Иван Константинович побывал в Голландии, Швейцарии, Португалии, Англии, Испании. Во время возвращения домой корабль, на борту которого был Айвазовский, попал в страшную бурю. Появились слухи, что он не выжил в этом шторме, но вскоре он вернулся в родной город, живой и невредимый.

Маринист был хорошо знаком и даже дружил с самыми известными людьми того времени. Среди его знакомых оказался Пушкин, Глинка, Кипренский, Николай Раевский, Жуковский, Брюллов. Жаловало его и императорское семейство. Однако не это было главным в его жизни, на первое место живописец всегда ставил семью, любимую работу, общение с простыми людьми.

После того, как к художнику пришли слава и богатство, он старался принести как можно больше пользы родному городу. В Феодосии появилась школа искусств и картинная галерея, художник инициировал создание музея древностей, на его деньги начали строить железную дорогу и водопровод. Причем водопровод был запитан к личному источнику Айвазовского. В зрелом возрасте художник не утратил своей активности, он продолжал идти вперед, побывал в Америке вместе с женой, помогал нуждающимся, благоустраивал родной город, занимался преподавательством и благотворительностью.

Личная жизнь

Биография Айвазовского насыщена множеством памятных событий, не менее активной была и его личная жизнь, в которой присутствовала любовь к трем женщинам. Первый раз художник серьезно влюбился в венецианскую танцовщицу Марию Тальони. Несмотря на то, что он был моложе своей любимой на тринадцать лет, он уехал вместе с ней в Венецию. Однако у этих отношений не было будущего, танцовщица предпочла пылкому юноше карьеру.

Иван Константинович Айвазовский

В 1848-м художник женился. Его избранницей стала Юлия Гревс, дочь придворного медика императора Николая I. Пышная свадьба состоялась в родной Ивану Феодосии. Вскоре одну за другой супруга подарила Айвазовскому четырех дочек – Александру, Марию, Елену и Жанну.

Фото тех лет сохранило память о семье, где они выглядят очень счастливыми, хоть это счастье было коротким. После того, как родились дочки, Юлия совершенно изменилась. Она страдала нервным заболеванием, настаивала на переезде в столицу, поближе к балам, званым вечерам и светской жизни. Однако Айвазовский любил родную Феодосию, простое окружение, и не собирался ничего менять. В итоге супруги развелись, что было большой редкостью в те времена. Иван с большим трудом сохранил нормальные отношения с дочками и внуками, так как Юлия всеми силами настраивала детей против него.

Иван Константинович Айвазовский

Последняя любовь пришла к живописцу в 65 лет. Он встретил 25-летнюю Анну Саркизову, на которой женился в 1882-м. Именно она скрашивала последние годы известного мариниста. Ее Айвазовский запечатлел на полотне под названием «Портрет жены художника».

Смерть

Сердце прославленного художника-мариниста Ивана Айвазовского остановилось 2 мая 1900 года, ему было 82.

Он умер дома, в родной и милой его сердцу Феодосии, так и не успев завершить картину «Взрыв корабля», оставшуюся на мольберте.

Картины

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Иван Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский — знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Вдохновение для своего таланта он черпал из природы, считая ее настоящим учителем для художника. С невероятной точностью мастеру удавалось подмечать мельчайшие детали и переносить их на холст, создавая картины невообразимой реалистичности и вместе с тем романтичности.

Детство и юность

Родился будущий художник в 1871 году в Феодосии в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (настоящее имя живописца, его армянский вариант) была по национальности чистокровной армянкой. Отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Он знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис. Старший брат художника в монашестве принял имя Габриэл. Затем родились еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами, закатами, штормами и штилями.

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С 10 лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.

В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве. Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

Академия художеств

При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Алескею Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в учебное заведение с личного соизволения императора Николая I, увидевшего присланные рисунки.

Портрет Ивана Айвазовского

В возрасте 13 лет Иван стал самым юным учеником академии в пейзажном классе Максима Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь его таланта и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал его Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять работы на выставке без ведома учителя.

Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство, — Василий Жуковский, Алексей Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем на шесть лет в Европу. Счастливый живописец вернулся в Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкесии.

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда — во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Николаем Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

«Радуга» Ивана Айвазовского

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам папа римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте прогремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию.

Побывав на островах Греческого архипелага и у берегов Малой Азии, художник собрал большую коллекцию набросков, по мотивам которых была создана картина «Чесменский бой». Вскоре появилась самая знаменитая картина живописца — «Девятый вал».

На пути домой корабль, на котором был Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. По мотивам морских пейзажей Крыма было создано множество картин, в том числе известное полотно «Море».

В коллекции живописца несколько автопортретов разного возраста, в том числе и с любимым музыкальным инструментом — скрипкой. Памяти встречи с Александром Пушкиным, которая состоялась в 1836 году на одной из выставок, Иван Константинович создал несколько портретов поэта. Среди них «А. С. Пушкин в Крыму», «А. С. Пушкин в Гурзуфе», «Пушкин на берегу Черного моря».

Иван Айвазовский и Анна Саркизова

В последние годы жизни маринист начал поиски новых художественных приемов, в частности разнообразия цветовой гаммы и отказа от импровизационной манеры письма. Одной из ярких работ, представляющих течение реализма в творчестве автора, стало полотно «Радуга», появившееся в 1873 году.

Айвазовский был известен тем, что часто дарил картины или продавал их ради благотворительности. Так случилось и в 1892 году. Иван Константинович посвятил два полотна раздаче продовольствия американскими филантропами в России из-за разразившегося в то время в центральных районах империи голода.

Работы российского живописца были известны в Америке: Академия художеств уже отправляла за океан 15 работ мастера, которые годом позднее были представлены в Чикаго. Сам живописец посетил Нью-Йорк, где прошла экспозиция его работ, куда вошли те картины — «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи». Полотна были переданы в дар галерее искусств Коркоран.

Личная жизнь

Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского — танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, она была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноше балет.

В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родились четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.

Иван Айвазовский с женой и детьми

На фото семья выглядела счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения детей супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.

Последнюю любовь художник встретил уже в пожилом возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице — всего 25. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине «Портрет жены художника». Эта работа завершила серию женских портретов в творчестве живописца.

Смерть

Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в 1900 году в возрасте 82 лет,. Причиной смерти стала внезапная остановка сердца во сне. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля».

Память

Галерея работ художника в Феодосии была открыта им самим в 80-х годах XIX столетия, а здание, в котором в XX веке расположился музей Айвазовского, было построено раньше. Несмотря на трудности, его интерьеры частично удалось сохранить. Сегодня экспозиция насчитывает 13 тысяч экспонатов, среди которых работы не только самого мастера, но и прославленных маринистов прошлого.

Имя Айвазовского носит астероид, открытый в 1977 году в Крымской обсерватории.

Лучшие картины

  • «Девятый вал»
  • «Кораблекрушение»
  • «Ночь в Венеции»
  • «Лунная ночь на Босфоре»
  • «Хождение по водам»
  • «Чесменский бой»
  • «Лунная дорожка»
  • «Босфор в лунную ночь»
  • «А.С. Пушкин на берегу Черного моря»
  • «Радуга»
  • «Восход солнца в гавани»
  • «Судно посреди шторма»
  • «Штиль»
  • «Венецианская ночь»
  • «Всемирный потоп»

Интересные факты

  1. Почитателем творчества Ивана Константиновича был Александр III. По его просьбе имя художника было дано фонтану, который появился после проведения в Феодосию водопровода из имения Субаш, принадлежащего живописцу.
  2. Работоспособность Айвазовского поражала современников. На создание одного полотна у него уходило не более 10 дней. Секрет свечения воды и неба на полотне достигался использованием самой ходовой краски — ультрамарина, иногда с добавлением охры.
  3. В разгар холодной войны по просьбе Жаклин Кеннеди картины Айвазовского были размещены в Белом доме в комнате Франклина Рузвельта, где шли переговоры с иностранными дипломатами. Это способствовало снижению напряженности между США и СССР.

Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)

  • Айвазовский биография
  • Все картины
  • Русский музей
  • Третьяковкая галерея
  • 9 вал
  • Волна
  • Всемирный потоп
  • Зимний пейзаж
  • Лунная ночь
  • Портреты Айвазовского
  • Море
  • Бриг Меркурий
  • Ледяные горы
  • Радуга
  • Сотворение мира
  • Черное море
  • Пушкин и Айвазовский
  • Ночные пейзажи

Русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Иван Константинович Айвазовский

Великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в семье рыночного старосты и мастерицы-вышивальщицы. До появления самого младшего сына в семье Константина и Рипсиме Айвазовских уже воспитывалось четверо отпрысков: три девочки и мальчик, названный Саргисом. При крещении будущей знаменитости было дано имя Ованес, которое впоследствии приобрело славянский вариант Иван.

  • Детство художника
  • Начало учебы
  • Итальянский период
  • Изображения морских баталий
  • Библейские мотивы
  • Не только море
  • Жены и дети
  • Последняя картина

Дом, в котором родился Айвазовский

Детство художника

Первые годы жизни мальчика в солнечной Феодосии прошли радостно и беззаботно. Семья торговца считалась довольно зажиточной, и в детстве маленький Ваня не знал ни в чем отказа. Счастье оборвалось внезапно: в 1812 году эпидемия чумы стала причиной разорения Константина. Теперь положение спасало мастерство матери семейства, производящей чудесные вышивки на заказ. Может быть, искусство Рипсиме и сформировало художественный вкус и мастерство будущего художника?

Свои первые произведения маленький гений выполнял на мокром песке.

Коренной житель портового города, Иван был без ума от моря. Морские пейзажи в любое время суток и при любой погоде просто завораживали мальчика. И немудрено, что, едва проснувшись, он мчался на берег, чтобы полюбоваться очередным шедевром природы. Ведь море никогда не бывает одинаковым! Конечно, рука сама тянулась к хворостине, чтобы тут же, на песке запечатлеть чудесную картину. Через мгновение безжалостные волны слизывали набросок. Но Ваня не унывал: его неуемная фантазия и естественная натура не знали предела.

Первые уроки художественного мастерства Иван получил от архитектора Якова Христиановича Коха. Познакомился юный Ованес с меценатом во время своей службы в греческой кофейне, куда его устроил отец. Несмелые наброски десятилетнего мальчика заворожили Коха недюжинным талантом автора. Вскоре он представляет юное дарование градоначальнику Феодосии А. И. Казначееву, ставшему впоследствии ярым поклонником произведений Ивана Константиновича Айвазовского.

С тех пор жизнь и судьба гения кардинально изменились: в 1831 году по ходатайству Казначеева, который к тому времени стал губернатором Тавриды, юноша зачислен в Таврическую гимназию, а в 1833 отправляется на учебу в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Здесь куратором Айвазовского стал профессор Максим Воробьев, который привил художнику тонкое понимание природы. Обожающий музыку, учитель был чрезвычайно обрадован тем фактом, что его ученик владеет игрой на скрипке. Скрипка, по мнению Воробьева, как никакой другой музыкальный инструмент, владела невесомой связью с художественными полотнами.

Начало учебы

Воздух над морем. 1935 год.

Мастерскую индивидуальность Айвазовского формировали произведения европейских художников, которые без устали копировал юный Ованес. Именно срисовывание известных полотен и оттачивало мастерство Ивана.

Первый успех и серебряную медаль второго достоинства получил в 1835 году этюд художника «Воздух над морем». Смелые мазки и необычная колористика картины очаровали зрителей и немного испугали маститых художников того времени: до Айвазовского еще никто не отображал такую концепцию моря. Впоследствии одаренность Айвазовского приобрела новых известных поклонников – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.П. Брюллова, М.И. Глинки. Дружба с ними наложила большой отпечаток на развитие личности и таланта Ивана Константиновича.

В 1837 году состоялась первая презентация полотен Ивана Константиновича Айвазовского. На академической выставке было представлено шесть морских пейзажей, за которые молодой человек удостоился золотой медали первой степени. К тому же, высшая оценка сулила художнику поездку на два года за границу с целью приобретения опыта. Однако, по причине малолетства Айвазовский был отправлен в Крым, где и продолжил самостоятельно оттачивать мастерство. Натуры Ялты, Гурзуфа, Феодосии, Керчи были запечатлены в картинах навечно.

Айвазовский никогда не искал легких путей. Уже в 1839 году он принимает участие в военно-морском походе к берегам Кавказа.

Цель похода – военная разведка. Цель художника – новые впечатления. Славные русские флотоводцы и будущие герои Севастополя М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.Н. Истомин остались друзьями Айвазовского на долгие годы. Их доблесть потрясла юношу. В свою очередь, Ованес привел в изумление опытных морских волков: при высадке десанта в Субаше он проявил смелость и отвагу как настоящий моряк. Отвага Айвазовского была отмечена высшими чинами в Петербурге.

Поездка вместе с другими пансионерами в Рим сулила продолжение образования и усовершенствование в пейзажной живописи. Изучая произведения классического искусства в музеях Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя, Ованес перенимает опыт великих мастеров. Посещение музеев европейских городов отложили неизгладимый отпечаток в сознании юного художника.

В Италии Айвазовский посещает своего брата Гарика, живущего в монастыре. Изучая история своего рода, старший брат узнал, что фамилия предков – Айвазян. В итоге братьями было принято решение убрать из своей фамилии букву «Г». С тех пор Ованес Гайвазовский (а именно так юноша подписывал свои полотна) стал Иваном Айвазовским. Случилось это в 1841 году на 24 году жизни мастера.

Итальянский период

Свои пятьдесят знаменитых пейзажей Иван Константинович Айвазовский написал, воодушевленный природой Италии. Выставки в Неаполе и Риме вызвали огромное внимание как со стороны критиков, так и со стороны простых зрителей. Достоверное изображение моря и воздуха вызывало настоящий ажиотаж. Большую популярность приобрели картины, написаны в период 1841-1843 годов: «Вид на венецианскую лагуну», «Неаполитанский залив», «Побережье Амальфи», «Хаос. Сотворение мира.», «Неаполитанский залив в лунном свете», «Побережье. Штиль.» и другие. Успех полотен принесли автору европейскую славу.

В Италии Айвазовский работал и встречался со знаменитыми земляками, жившими в то время за границей: Н.В. Гоголем, художником А.А. Ивановым, профессором Академии художеств Петербурга Ф.И. Иордан. Оставили в душе мариниста и незабываемые встречи с английским коллегой Дж. Тернером.

В 1844 году автор произведений Иван Константинович Айвазовский возвращается на родину известным мастером и академиком Римской и Амстердамской Академии художеств. В России он сразу был назначен академиком пейзажной живописи Петербуржской Академии художеств.

Изображения морских баталий

Будучи свидетелем и активным участником военно-морских походов, маринист не мог обойти вниманием изображения батальных сцен. Среди известных картин на данную тему можно выделить «Кронштадский рейд», «Десант Н.Н. Раневского у Субаши», «Петр І при Красной Горке», «Морское сражение при Ревеле», «Наваринский бой» и многие другие.

Произведения Ивана Константиновича Айвазовского отображают доблесть российских моряков в разные исторические периоды. Вдохновленный очередным подвигом или героической историей, автор тут же брался за кисть, и писал до тех пор, пока картина не приобретала величественное совершенство. Рассматривая батальные сцены, зритель как бы погружается в процесс завоевания очередной вершины. Для достижения подобного эффекта не требуется 3D системы: мазки, красочная палитра и глубокое исполнение полностью поглощают созерцателя.

Библейские мотивы

Хождение по водам. 1890-е годы.

Будучи глубоко верующим, Айвазовский написал ряд полотен на библейскую тему. Одухотворенный Святым Писанием и рассказами своего брата-священнослужителя Гавриила, Иван Константинович олицетворял в своих картинах наиболее значимые священные моменты. Однако, на всех шедеврах присутствовала водная стихия – лейтмотив работ мастера.

Презентация Иваном Константиновичем Айвазовским сотворения мира величественно и незабываемо. Написанная в 1864 году картина представляет собой сплошной водно-небесный хаос. Полотно притягивает необъяснимой энергией. Перед картиной «Сотворение мира» можно стоять долго – и отойти, так и не поняв до конца ее мистической глубины.

Полотно «Всемирный потоп» иллюстрирует первую в мире глобальную катастрофу. Мертвые тела, низвергающиеся в бездну, навевают ужас и священный трепет. В такие моменты невольно задумываешься о смысле бренного бытия.

К библейским мотивам относятся также и картины «Сошествие Ноя с горы Арарат», «Переход евреев через Красное море», «Хождение по водам». И все полотна неразрывно связаны с водной стихией.

Не только море

Пейзажист-маринист Иван Константинович Айвазовский рисовал не только морские пейзажи. Красочны и необычны изображения художником видов дагестанского аула Гуниб, афинского Акрополя, большой пирамиды в Гизе, фонтана и дворца в Петергофе, Воробьевых гор в Москве. Интересные решения иллюстраций украинских пейзажей отображены в шедеврах «Жатва на Украине», «Зимний вид в Малороссии», «Волы на берегу» и многие другие. Свободная душа мариниста не могла пройти мимо широких степных просторов, безграничности небесного приволья. Чумаки на волах, мельницы находят сходство с далекими кораблями и скалами, а колыхающиеся от ветра душистые растения – с непокорными морскими волнами. Украинский период творчества живописца отмечен романтизмом и оптимистичным настроем.

Жены и дети

Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери. Слева направо: Елена, Александра, Мария, на коленях — Жанна.

За всю свою жизнь Иван Константинович Айвазовский был женат дважды. Первая супруга, дочь лейб-медика, простая гувернантка в доме богатой вдовы. До роковой встречи у 31-летнего мужчины не было никаких романтических отношений. Неискушенный в любовных играх, художник влюбился в строгую девушку в закрытом платье. Две недели ухаживаний – и избранница проронила вожделенное «да». А в положенный срок через девять месяцев на свет появилась первая дочь Елена.

С первой женой мастер прожил 12 не совсем счастливых лет. Любительница светской жизни, Джулия не желала всю жизнь прозябать в скромной Феодосии. На 13 годе совместной жизни супруга, забрав четырех дочек – Елену, Александру, Марию и Жанну, уезжает в Одессу. Развод Айвазовский получил спустя долгие двадцать лет супружества.

Второй брак настиг живописца в преклонные 65 лет. Избранницей гения стала вдова купца из Феодосии Анна Саркизова. Примечательно, что супругов разделяла разница в 40 лет. Однако, это не помешало супругам прожить в мире и согласии до самого конца мариниста.

Взрыв турецкого корабля. 1900 год.

Последняя картина

На протяжении долгой жизни Иван Константинович Айвазовский создал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры. Но истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. Именно по памяти была сотворена и последняя картина живописца «Взрыв корабля». Художник задался целью еще раз пересмотреть легендарный подвиг греческого повстанца Канариса при взрыве корабля адмирала.

С самого утра 19 апреля 1900 года Айвазовский сел за работу. К вечеру полотно было почти готово. Наклоненный корабль, оторванные части мачт и рей свидетельствуют о только что прозвучавшем взрыве. Греческие повстанцы, спешно покидающие место происшествия, еле виднеются вдали. Для большей достоверности оставалось наложить только несколько завершающих мазков. Уставший живописец решил перенести окончание картины на завтра. Но шедевру суждено было остаться неоконченным: ночью сердце художника Главного морского штаба, адмирала Ивана Константиновича Айвазовского остановилось во сне.

Похоронен великий живописец в родной Феодосии во дворе армянской церкви святого Сергия. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».

© 2016-2018. Сайт посвящен русскому художнику Ивану Айвазовскому.
Родился 29 июля 1817 г. — Умер 5 мая 1900 г. (82 года).

Источники:

  • https://www.pravmir.ru/ajvazovskij/
  • https://biographe.ru/znamenitosti/ivan-aivazovskiy/
  • https://24smi.org/celebrity/4816-ivan-aivazovskii.html
  • https://ayvazovskiy.su/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.