ЧАРЛЗ АЙВЗ
Чарлз айвз биография. Чарлз айвз биография Чарльз айвз интересные факты
Основоположник новой американской композиторской школы 20 века.
Чарлз Эдвард Айвз англ. Charles Edward Ives | |
---|---|
(1913 год) | |
Основная информация | |
Дата рождения | 20 октября ( 1874-10-20 ) |
Место рождения | Данбери , Коннектикут |
Дата смерти | 19 мая ( 1954-05-19 ) (79 лет) |
Место смерти | Нью-Йорк |
Страна | США США |
Профессии | |
Годы активности | 1890-е - 1926 |
Инструменты | орган |
Жанры | симфония |
Награды | |
charlesives.org | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Чарлз Айвз - сын военного капельмейстера Джорджа Айвза (1845-1894), который стал его первым учителем музыки. С 1887 года (с 13-ти лет) работал органистом в церкви. Закончил Йельский университет (1894-1898), где изучал композицию (класс X. Паркера) и игру на органе (класс Д. Бака). Начал сочинять музыку с 90-х годов XIX века. С 1899 года - церковный органист в Нью-Йорке и других городах. Работал в различных страховых компаниях, открыл собственный бизнес, ввёл ряд новшеств в страховании недвижимости. Добился значительного успеха в страховом деле, что позволило ему содержать семью, занимаясь музыкой как хобби. После 1907 года начались проблемы с сердцем, к этому со временем добавились диабет и другие болезни. В начале 1927 года прекратил сочинять и вскоре ушёл из бизнеса .
До начала 1940-х годов его сочинения редко исполнялись и практически не были известны. Айвза по-настоящему признали только после смерти, когда его объявили одним из наиболее значительных американских композиторов. Первое признание пришло в 1940-х годах, когда творчество Айвза высоко оценил Арнольд Шёнберг . Айвз был награждён Пулитцеровской премией () за 3-ю симфонию (1911). В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза ( -) продирижировал Леонард Бернстайн .
Стиль
На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.
Наряду с Уоллингфордом Риггером , Генри Коуэллом , Карлом Рагглсом и Джоном Беккером входил в «Американскую пятёрку» авангардных композиторов.
Избранные сочинения
Для оркестра
- Симфония № 2 (1902)
- Симфония № 3 (1904)
- Симфония № 4 (1916)
- Симфония № 5 "Праздники в Новой Англии" (1913)
- Вопрос, оставшийся без ответа ()
- Центральный парк ночью (Central park in the dark, 1907)
- Три места в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14)
- "Роберт Браунинг" и др. увертюры (1901-12)
- Рэгтаймы (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра
Для фортепиано
- Трёхстраничная соната (1905)
- Соната № 1 (1909)
- Три четвертитоновые пьесы («Three quartertone piano pieces») для двух фортепиано (1924)
- 19 этюдов для фортепиано (разные годы)
Для прочих составов
- Кантата «Небесная страна» (Celestial country, ).
- Струнный квартет () и другие камерно-инструментальные ансамбли
- 5 скрипичных сонат (в том числе четвёртая соната для скрипки с фортепиано - «Детский день в лагере» - «Children’s day at the camp meeting»,
Стиль
На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.
Сочинения
- Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).
- Для оркестра - 5 симфоний (1898-98 , 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
- Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа » (1906, позднее создана оркестровая версия)
- 2 фортепианные сонаты (в том числе вторая соната для фортепиано - «Concord», 1909-15).
- 5 скрипичных сонат (в том числе четвертая соната для скрипки с фортепиано - «Детский день в лагере» - «Children’s day at the camp meeting», 1915).
- Сочинения для органа.
- Пьесы для различных инструментов (в том числе «Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фортепиано, 1903-24).
- Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).
- Статьи о четвертитоновой музыке (в том числе «Some quartertone impressions», 1925).
Тексты
- Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972
Память
Литература о композиторе
- Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. Москва: Советский композитор, 1991.
- Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 1, с. 74-75.
- Рахманова М. Чарльз Айвс, «СМ», 1971, № 6, с. 97-108.
- Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
- Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
- Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
- Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
- Charles Ives and His World/ J. Peter Burkholder , ed. Princeton: Princeton UP, 1996.
- Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
- Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York: Routledge, 2002.
- Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
- Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Музыканты по алфавиту
- Родившиеся 20 октября
- Родившиеся в 1874 году
- Родившиеся в Данбери
- Умершие 19 мая
- Умершие в 1954 году
- Умершие в Нью-Йорке
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы США
- Композиторы XX века
- Выпускники Йельского университета
- Органисты США
- Академические музыканты США
- Лауреаты Пулитцеровской премии
- Лауреаты премии «Грэмми»
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Айвз, Чарлз" в других словарях:
Айвз Чарлз - Айвс (Ives) (1874 1954), американский композитор. Один из основоположников современной американской композиторской школы. 5 симфоний (1898 1915), камерно инструментальные произведения, песни. * * * АЙВЗ Чарлз АЙВЗ (Ives) Чарлз (1874 1954),… … Энциклопедический словарь
Айвз, Чарлз - АЙВЗ (Ives) Чарлз (1874 1954), американский композитор. Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему. 5 симфонических, камерно инструментальных произведений, сочетающие философскую трактовку темы с тонким… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АЙВЗ Чарлз - (20 X 1874, Данбери, штат Коннектикут 19 V 1954, Нью Йорк) Вероятно, если бы музыканты начала XX в. и кануна первой мировой войны узнали, что в Америке живет композитор Ч. Айвз и услышали его произведения, то отнеслись бы к ним как к… … Музыкальный словарь
АЙВЗ Чарлз - (Ives, Charles) ЧАРЛЬЗ АЙВЗ с женой. (1874 1954), американский композитор новатор, наиболее самобытная фигура в истории американской музыки. Айвз страстно любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств… … Энциклопедия Кольера - (18741954), один из основоположников современной американской композиторской школы. Создал оригинальный синтез популярной и профессиональной композиторской музыки. Пять симфоний (18981915), камерно инструментальные произведения, песни … Большой Энциклопедический словарь
АЙВЗ - (Ives) Чарлз (1874 1954), американский композитор. Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему. 5 симфонических, камерно инструментальных произведений, сочетающие философскую трактовку темы с тонким лиризмом … Современная энциклопедия
Вероятно, если бы музыканты начала XX в. и кануна первой мировой войны узнали, что в Америке живет композитор Ч. Айвз и услышали его произведения, то отнеслись бы к ним как к своеобразному эксперименту, курьезу, а то и вовсе не заметили бы: настолько был своеобразен он сам и та почва, на которой он возрос. Но Айвза тогда никто не знал - очень долгое время он вообще ничего не предпринимал для пропаганды своей музыки. «Открытие» Айвза произошло только в конце 30-х гг., когда оказалось, что многие (и притом самые разные) способы новейшего музыкального письма были уже опробованы самобытным американским композитором в эпоху А. Скрябина, К. Дебюсси и Г. Малера. К тому времени, когда к Айвзу пришла известность, он уже много лет не сочинял музыки и, тяжело больной, прервал связи с внешним миром. «Американской трагедией» назвал судьбу Айвза один из современников. Айвз родился в семье военного дирижера. Его отец был неутомимым экспериментатором - эта черта перешла и к сыну, (Например, он поручал двум оркестрам, идущим навстречу друг другу, играть разные произведения.) От детских и юношеских лет, проведенных в патриархальной обстановке, ведет начало айвзовское «слышание» Америки, «открытость» его творчества, впитавшего, наверное, все, что звучало вокруг. Во многих его сочинениях звучат отголоски пуританских религиозных гимнов, джаза, театра менестрелей. В детстве Чарлз воспитывался на музыке двух композиторов - И. С. Баха и С. Фостера (друга отца Айвза, американского «барда», автора популярных песен и баллад). Серьезным, чуждым всякой суетности отношением к музыке, возвышенным строем Мыслей и чувств Айвз впоследствии будет напоминать Баха.
Свои первые произведения Айвз написал для военного оркестра (он играл в нем на ударных инструментах), в 14 лет стал церковным органистом в своем родном городке. Но кроме этого он играл на фортепиано в театре, импровизируя регтаймы и другие пьесы. Окончив Йельский университет (1894-1898), где он занимался у X. Паркера (композиция) и Д. Бака (орган), Айвз работает церковным органистом в Нью-Йорке. Затем в течение многих лет он служил клерком в страховой компании и делал это с большим увлечением. Впоследствии, в 20-е гг., отойдя от музыки, Айвз стал преуспевающим бизнесменом и видным специалистом (автором популярных трудов) по страхованию. Большинство произведений Айвза принадлежит к жанрам оркестровой и камерной музыки. Он - автор пяти симфоний, увертюр, программных произведений для оркестра (Три селения в Новой Англии, Центральный парк в темноте), двух струнных квартетов, пяти сонат для скрипки, двух - для фортепиано, пьес для органа, хоров и более 100 песен. Большинство своих крупных произведений Айвз писал долго, в течение нескольких лет. Во Второй фортепианной сонате (1911-15) композитор отдал дань уважения своим духовным предшественникам. В каждой из ее частей запечатлен портрет одного из американских философов: Р. Эмерсона, Н. Хоторна, Г. Topo; вся соната носит название местечка, где эти философы жили (Конкорд, Массачусетс, 1840-1860). Их идеи легли в основу мировоззрения Айвза (например, идея слияния человеческой жизни с жизнью природы). Для искусства Айвза характерен высокий этический настрой, его находки никогда не носили чисто формального характера, а были серьезнейшей попыткой выявить скрытые возможности, заложенные в самой природе звука.
Раньше других композиторов Айвз пришел ко многим из современных выразительных средств. От экспериментов своего отца с разными оркестрами идет прямой путь к политональности (одновременному звучанию нескольких тональностей), объемному, «стереоскопическому» звучанию и алеаторике (когда музыкальный текст не жестко зафиксирован, а из совокупности элементов возникает каждый раз заново, как бы случайно). Последний крупный замысел Айвза (неоконченная «Всемирная» симфония) предполагал расположение оркестров и хора на открытом воздухе, в горах, в разных точках пространства. Две части симфонии (Музыка Земли и Музыка Неба) должны были звучать. одновременно, но дважды, чтобы слушатели могли поочередно фиксировать внимание на каждой. В некоторых произведениях Айвз раньше А. Шенберга почти вплотную подошел к серийной организации атональной музыки.
Стремление проникнуть в недра звуковой материи привело Айвза к четвертитоновой системе, совершенно неизвестной классической музыке. Он пишет Три четвертитоновые пьесы для двух фортепиано (настроенных соответствующим образом) и статью «Четвертитоновые впечатления». Айвз отдал сочинению музыки свыше 30 лет и только в 1922 г. на собственные средства издал ряд произведений. Последние 20 лет жизни Айвз отходит от всяких дел, чему способствует усиливающаяся слепота, болезни сердца и нервной системы. В 1944 г., в честь 70-летия Айвза в Лос-Анджелесе был организован юбилейный концерт. Его музыку высоко оценили крупнейшие музыканты нашего века. И. Стравинский отметил однажды: «Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад. Я для себя открыл в нем новое понимание Америки».
Айвз - сын военного капельмейстера, который стал его первым учителем музыки. С 1887 года (с 13-ти лет) работал органистом в церкви. Закончил Йельский университет (1894-1898), где изучал композицию (класс X. Паркера) и игру на органе (класс Д. Бака). Начал сочинять музыку с 90-х годов 19 века. С 1899 года – церковный органист в Нью-Йорке и других городах. Работал в различных страховых компаниях, открыл собственный бизнес, ввел ряд новшеств в страховании недвижимости. Добился значительного успеха в страховом деле, что позволило ему содержать семью, занимаясь музыкой как хобби. После 1907 года начались проблемы с сердцем, к этому со временем добавились диабет и другие болезни. С 1926 года практически перестал сочинять, в 1930-х оставил службу.
До начала 40-х годов его сочинения редко исполнялись и практически не были известны. Айвза по-настоещему признали только после смерти, когда его объявили одним из наиболее значительных американских композиторов. Первое признание пришло в 1940-х годах, когда творчество Айвза высоко оценил Арнольд Шёнберг . Айвз был награджен Пулитцеровской премией (1947) за 3-ю симфонию (1911). В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза (1907-1909) продирижировал Леонард Бернстайн.
C 1970 Американская академия искусства и литературы присуждает молодым композиторам ежегодную премию Чарлза Айвза. В честь Айвза назван кратер на Меркурии.
Стиль
На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.
Сочинения
- Кантата Небесная страна (Celestial country, 1899).
- Для оркестра - 5 симфоний (1898-98, 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), Центральный парк в темноте (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
- Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли.
- 2 фортепианные сонаты (в т. ч. вторая соната для фортепиано - "Concord", 1909-15).
- 5 скрипичных сонат (в т. ч. четвертая соната для скрипки с фортепиано - "Детский день в лагере" - "Children"s day at the camp meeting", 1915).
- Сочинения для органа.
- Пьесы для различных инструментов (в т. ч. "Три четвертитоновые пьесы" - "Three quartertone piano pieces" для двух фортепиано, 1903-24).
- Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).
- Статьи о четвертитоновой музыке (в т. ч. "Some quartertone impressions", 1925).
Тексты
- Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972
Литература о композиторе
- Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. Москва: Советский композитор, 1991.
- Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973 - 1982, Т. 1, с. 74-75.
- Рахманова М. Чарльз Айвс, "СМ", 1971, № 6, с. 97-108.
- Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
- Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
- Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
- Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
- Charles Ives and His World/ J. Peter Burkholder, ed. Princeton: Princeton UP, 1996.
- Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
- Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York: Routledge, 2002.
- Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
- Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.
АЙВС Чарлз Эдуард — (англ. Charles Edward Ives) — (20 X 1874, Данбери-19 V 1954, Нью-Йорк) - американский композитор.
Обучаться музыке начал под руководством отца, капельмейстера воен. дух. орк., рано научился играть на рояле и органе.
В 1898 окончил муз. факультет Иельского университета, где изучал композицию у X. Паркера, игру на органе у Д. Бака.
С 1899 в течение 40 лет добровольно исполнял обязанности церковного органиста в Нью-Йорке, работая в это время страховым агентом.
Досуг посвящал композиции, за собственный счет издавал свои сочинения, рассылал их крупным музыкантам, оркестрам, библиотекам, но до конца 30-х гг. его произв. не были известны. Лишь в 1937 с успехом была исполнена его 3-я симфония (1911), в 1947 удостоенная премии Пулицера - высшей награды, присуждаемой в США за произв. искусства.
Настоящее признание Айвс получил посмертно, когда амер. музыканты по достоинству оценили самобытный и ярко нац. характер его творчества.
Айвс - один из ярких новаторов в истории музыки XX в. Вместе с тем корни его муз. языка - в амер. фольклоре (старин, церковн. гимны, патриотич. песни, марши, танцы).
Сочинения Айвса отличаются композиционным мастерством, изобретательностью. Импровизационность изложения сочетается в его творчестве с приемами атонального и политонального письма, элементы традиционной бытовой музыки - с оригинальной инструментовкой экспериментального плана.
В лучших своих соч. композитор с искренней теплотой рисует образы и картины нар. жизни. Наследие Айвса позволяет причислить его к числу основоположников американской композиторской школы.
Сочинения:
5 симфоний (1896-1913), программные пьесы, увертюры для большого и камерн. орк.;
кантата «Небесная страна» (1899);
квартет и др. камерно-инструм. анс.,
5 сонат для скр. и фп.,
соч. для органа, пьесы, анс. для разл. ин-струм.,
хоры, песни на ст. амер. поэтов.
ЧАРЛЗ АЙВЗ
МУДРЫЕ СЛОВА: «ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО «КРАСОТА» ТАК ЖЕ ЛЕГКО, КАК СЛОВО «ДЕГРАДАЦИЯ» И ТО, И ДРУГОЕ ПРИХОДИТСЯ ВЕСЬМА КСТАТИ, КОГДА С ТОБОЙ ЛИБО СОГЛАШАЮТСЯ, ЛИБО НЕТ».
О возрасте Соединенных Штатов редко вспоминают, разве что когда задумываются о том, как много времени должно пройти, чтобы в новом государстве возникло свое собственное искусство, — тогда-то и понимаешь, насколько США молоды. Во времена Баха и Гайдна классической музыки в Америке не существовало. Лишь после войны Севера и Юга оперные театры и оркестры стали более или менее стабильным явлением, и долгие годы большинство исполнителей были европейцами, а музыка так и вообще оставалась вся сплошь европейской.
Тем не менее в первом крупном американском композиторе отчетливо проглядывает истинный американец. Вместо того чтобы проникнуться европейской традицией, Чарлз Айвз назвал классицизм «девчачьей музыкой», а европейских музыкантов — «слюнтяями». Вместо того чтобы получить образование во французской или немецкой консерватории, как тогда было принято, он поступил в Йельский университет. А вместо того чтобы зарабатывать в качестве дирижера, продавал страховки.
Человека более американистого, чем Чарлз Айвз, и вообразить нельзя: он играл в бейсбол, курил сигары, рекламировал свое творчество и в целом «сделал себя сам». В его музыке слышатся отзвуки таких сугубо американских явлений, как распевание гимнов на христианских собраниях в шатрах и духовые оркестры на парадах Четвертого июля. Кроме того, его музыка безусловно своеобразна и ни на что не похожа.
Но, возможно, это тоже очень по-американски.
ДИССОНАНС ТОЖЕ ЧУВСТВОВАТЬ УМЕЕТ
НЕМНОГИЕ ДОГАДАЛИСЬ БЫ, ЧТО ОБЫЧНЫЙ С ВИДУ СТРАХОВОЙ АГЕНТ ИЗ ФИРМЫ «АЙВЗ И МАЙРИК» ПО НОЧАМ ПИШЕТ МУЗЫКУ, И НЕ КАКУЮ-НИБУДЬ, НО АТОНАЛЬНУЮ.
Джордж женился на Молли (Мэри Элизабет) Пармели, и супруги произвели на свет двух мальчиков — Чарлза Эдварда и Джозефа Мосса. Джордж скоро понял, что юный Чарли разделяет его любовь к музыке. Сам заядлый экспериментатор, Джордж никогда не мешал сыну творить по собственному разумению. Если Чарли брал аккорд, не представимый в классической традиции, Джордж аплодировал его изобретательности. Минуло немного времени, и Чарли уже сочинял музыкальные пьесы, а Джордж исполнял их с одним из его оркестров. В четырнадцать лет Чарли занял место органиста в местной церкви. Подростком Чарли жил на бешеной скорости: он то бежал в школу, то несся на бейсбольный матч, то летел домой поупражняться на фортепиано, а то шагал в церковь на репетицию хора. По традиции мальчики из семьи Айвз заканчивали Йельский университет, и, позанимавшись в частной школе, дабы подправить показатели успеваемости, в 1894 году Чарли поступил в Йель.
Дома, в Данбери, папа Джордж принял судьбоносное решение оставить музыку, поскольку нерегулярные доходы не позволяли оплатить университетское образование двоих сыновей. Джордж устроился на работу в Сберегательный банк Данбери и велел сыну не связываться с музыкой: мол, музыка может быть хобби, но не профессией. Очевидно, молодой Айвз истолковал отцовское наставление по-своему, потому что в университете записался на музыкальный курс, где с изумлением обнаружил, что строгие факультетские традиционалисты совершенно не одобряют эксперименты. Когда Чарли показал профессору Горацио Паркеру одну из своих песен, Паркер обвел кружочком аккордный диссонанс, за которым, против всяких правил, заповеданных великим Бахом, не следовал второй аккорд, разрешающий первый в консонанс. «Это грубейшая ошибка», — отрезал Паркер. Чарли пожаловался на профессора в письме отцу, и Джордж не дрогнул, но в полной мере проявил силу духа. «Скажи Паркеру, — написал он в ответ, — что не всякий диссонанс обязан разрешаться, если он не чувствует к тому расположения». Их переписка вскоре оборвалась. Вместо очередного послания от отца из Данбери пришла горестная весть: Джордж Айвз скончался, сраженный инсультом в сорок девять лет.
ДИССОНАНС ЛЮБИТ ГАРМОНИЮ
Айвз глубоко переживал смерть отца, но не раскисал, а университетский распорядок дня Чарли был еще напряженнее, чем в школьные годы. Друзья прозвали его Ураганом. Он по-прежнему любил спорт; его тренер говорил, что Чарли мог бы стать чемпионом в спринтерском беге, не проводи он столько времени за пианино. Айвза наперебой зазывали в эксклюзивные университетские братства и клубы, и, несмотря на застенчивость, на вечеринках он был дорогим гостем, поскольку ему ничего не стоило присесть за рояль и сыграть популярную песенку. Друзья и не подозревали, что к музыке Айвз относится очень серьезно.
Закончив университет, Айвз внял совету отца и занялся страховым бизнесом. Вдвоем с приятелем он открыл в Нью-Йорке агентство «Айвз и Майрик» в помещении неподалеку от Уолл-стрит. Смекалистость Айвза по части маркетинга обеспечила предприятию успех, их фирма стала самым процветающим страховым агентством в стране. Айвз разбогател. И однако каждый вечер, вернувшись домой, он сочинял музыку.
В 1905 году Айвз влюбился в девушку, которую звали — вот уж действительно нарочно не придумаешь! — Гармонией. Гармония Твитчелл была дочерью священника из Новой Англии; ее братья вместе с Айвзом учились в университете. Глубоко набожная Гармония, выучившись на медсестру, работала среди городской бедноты. С Айвзом она познакомилась еще в его студенческие годы — и даже была его спутницей на балу учащихся предпоследнего курса, — но чувством друг к другу они воспылали, лишь когда вновь встретились в 1905 году. Чарли и Гармония поженились в июне 1908-го.
Гармония забеременела почти мгновенно, но затем у нее случился выкидыш со столь тяжелыми осложнениями, что врачам пришлось удалить ей матку. Для супругов это был страшный удар, они мечтали о большой семье. В 1915 году Айвз с женой пригласили бедную нью-йоркскую семью провести лето в их коттедже в Коннектикуте. Одна из дочерей постояльцев — Эдит (в возрасте чуть больше года) — постоянно болела. Девочка прохворала все лето, и госпожа Айвз предложила ее родителям оставить Эди в деревне, где дипломированная медсестра Гармония могла бы ее выходить. Неизбежное случилось: Чарлз и его жена полюбили белокурую малышку. Они решили удочерить ее — не самая простая затея, если учесть, что оба родителя Эдит были живы и здоровы. Однако у Айвза имелось достаточно денег, чтобы уладить любой конфликт. Впоследствии семья Эдит регулярно вымогала у Айвза звонкую монету.
ИДТИ СВОИМ ПУТЕМ, А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ… — ПО БАРАБАНУ!
Годы шли, но мало кто слышал музыку, написанную Айвзом. Поскольку следовать ему было нечему, кроме собственных наклонностей, каждый аспект сочинительства он трактовал весьма своеобразно. Его созвучия довели бы Гайдна до инфаркта, а от его ритмов Брамса хватила бы кондрашка. Айвз не понимал, по какой причине оркестр должен играть в одном ключе — или даже придерживаться единого ритма. В творчестве Айвза одна группа инструментов может играть в ритме марша, а другая исполнять вальс; для некоторых его оркестровых произведений даже требуется не один дирижер.
Излюбленным приемом Айвза было включать в свои произведения популярные песни и мелодии — этакая ранняя версия хип-хопа. Он цитировал церковные гимны («Ближе, Господь, к Тебе», «В чудесном будущем»), марши (часто написанные Джоном Филиппом Сузой[40]) и широко известные мотивы («Индейка в соломе», «Лондонский мост падает»), порою одна мелодия вторгалась в другую или звучала поверх другой. Кроме того, Айвз обладал, так сказать, музыкальным чувством юмора. Он любил создавать музыкальные эффекты, «перепевающие» реальный мир. В «Деревенском маршевом оркестре», написанном в честь любительских духовых оркестров, некий незадачливый трубач играет на два такта дольше, чем его товарищи. «Четвертое июля», одна из частей Пятой симфонии («Праздничные дни») Айвза, заканчивается фейерверком, от которого загорается ратуша, а в песне «Беглая лошадь на Главной улице» музыкальными средствами изображено именно то, о чем говорится в названии, — беглая лошадь и улица. Время от времени Айвз показывал свои работы профессиональным музыкантам, но в лучшем случае натыкался на искреннее непонимание.
Первая задача трудностей не представляла. Айвз уже сколотил изрядное состояние, а в 1920-е годы его приумножил. Однако вторая задача была не столь проста. Начнем с того, что Айвз решительно не желал подлизываться к музыкальным обществам классической музыки и оркестрам, добиваясь их одобрения; этих официальных музыкальных деятелей он величал не иначе как «егозливыми обабившимися слабаками». Айвз был твердо убежден, что музыка должна стать более американской, более мужественной, а музыкальными обществами часто заправляли светские женщины и изнеженные мужчины, — на такого сорта публику Айвз вовсе не рвался произвести впечатление. Мачо Айвз до того разбушевался, что заклеймил мелодичную, исполненную гармонии музыку Мендельсона, Дебюсси и Равеля эпитетом «девчачья». «Шарахаться от диссонанса — разве это по-мужски?» — вопрошал он.
И как же Айвз решил задачу? Он понес свою музыку прямиком в народ. Напечатал партитуры за свой счет и отправил их по почте композиторам-модернистам, дирижерам, склонным к авантюрам, и сочувствующим критикам. Эта тактика сработала. Постепенно Айвзом заинтересовались немногочисленные поклонники современной музыки, и пусть не сразу и с большим трудом, но он все же добился исполнения своих произведений в концертном зале. Отклики были по большей части негативные — хотя наиболее прозорливые слушатели в полной мере оценили уникальный, чисто американский стиль композитора.
Признание, которым его в конце концов удостоили, взволновало Айвза не более, чем былая отверженность. Когда в 1947 году ему вручали Пулитцеровскую премию за Третью симфонию (написанную тридцатью семью годами ранее), он произнес: «Премии, они для мальчуганов, а я давно вырос!»
С 1926 года Айвз, по существу, прекратил сочинять музыку, а в январе 1930-го ушел из фирмы «Айвз и Майрик». Он перенес множество инфарктов и был вынужден месяцами придерживаться постельного режима. Весной 1954 года его прооперировали по поводу грыжи; операция, казалось, прошла успешно, но затем с ним случился инсульт. Чарлз Айвз умер 19 мая.
Айвз проторил дорогу многим направлениям в музыке модернизма и даже постмодернизма. Полиритмия, полигармония, политональность, атональность, кластеры, диссонансный контрапункт — все это представлено в его творчестве. Мы причисляем Айвза к модернистам, но на самом деле он не вписывается ни в одну категорию, до конца оставаясь исключительно самим собой — воплощением американского индивидуализма.
Когда Джордж Айвз решил сыграть с оркестром пьесу своего юного сына «Праздничный квикстеп», Чарли одновременно обрадовался и испугался. Обычно он играл на малом барабане в коллективе отца, но на этот раз Чарли так разволновался, что остался дома. А когда оркестр промаршировал по Главной улице мимо дома Айвза, Чарли не прильнул к окну, выходящему на улицу, — он убежал на задний двор и принялся швырять бейсбольный мяч в дверь сарая.
Айвз в принципе не хотел, чтобы в родном городе знали, насколько он музыкально одарен. Если его спрашивали: «На чем ты играешь?» — он неизменно отвечал: «Не на чем, а во что — в бейсбол».
МУЗЫКА, ОНА МУЗЫКА И ЕСТЬ
Военный оркестр под управлением отца Айвза считался лучшим в армии, и это обстоятельство не ускользнуло от внимания главнокомандующего, президента Линкольна. Линкольн, приехав в расположение Потомакской армии генерала Гранта во время осады Петерсберга, отметил:
Грант лишь пожал плечами:
— Со мной об этом говорить без толку. Я знаю только один мотив — «Янки Дудль», а про все остальное знаю, что это не «Янки Дудль»[41].
АЙВЗ АЙВЗУ РОЗНЬ
Возможно, читая эту главу, вы все время думали: «Стоп, а разве это не тот Айвз, что распевал «С Рождеством вас, днем веселья»? Не тот, но это еще один случай путаницы с именами в мире музыки.
Бёрл Айвз (1909–1995) был актером, лауреатом премии Оскар и популярным певцом в стиле фолк. Он играл в театрах на Бродвее, снимался в кино; роль Большого Папы в пьесе «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямс написал специально для него. Но более всего этот Айвз прославился тем, что озвучил снеговика Сэма в мультфильме «Рудольф, красноносый олень», который так любят показывать по телевидению. Что касается Чарлза Айвза, то он принадлежал к иным сферам — страховому бизнесу и музыкальной композиции.
В ГАВАНЬ МАРКА ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ…
Отец Гармонии Твитчелл, Джо, был близким другом Марка Твена. Они вместе путешествовали по Европе, и именно Джо Твитчелл надоумил Твена написать роман о его жизни на Миссисипи. Когда Гармония и Айвз обручились, девушка, естественно, познакомила своего жениха со старым другом семьи.
— Та-ак, — протянул Марк Твен, когда пара вошла в дверь, — с носовой частью вроде все путем, а теперь разверни-ка его, посмотрим, что у него за корма.
Читайте также
Чарлз Дарвин. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА НА КОРАБЛЕ «БИГЛЬ»
Чарлз Дарвин. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА НА КОРАБЛЕ «БИГЛЬ» Дневник изысканий по естественной истории и геологии стран, посещенных во время кругосветного плавания корабля Ее Величества «Бигль» под командованием капитана королевского флота Фицроя. Чарлза Дарвина
Чарлз Айвз
Чарлз Айвз Над сценой бостонского Symphoy Hall, одного из крупнейших музыкальных залов Америки, примерно там, где в церкви располагается распятие, написано: “Бетховен”. В нескольких залах рубежа веков имена европейских маэстро нанесены по всей окружности зала, тем самым
ЧАРЛЗ ДИККЕНС
ЧАРЛЗ ДИККЕНС [10]Его полное тягот, безрадостное детство проходило на мрачной фабрике, где воздух, казалось, был пропитан квинтэссенцией тщеты и бесполезности его существования. Звучит как вступление к одному из романов Диккенса, не так ли? Но эти же строки могли бы стать
РАССЕЛ ЧАРЛЗ
РАССЕЛ ЧАРЛЗ (род. в 1852 г. – ум. в 1916 г.) Проповедник. В молодости примкнул к адвентистам. Позже самостоятельные исследования Священного Писания привели его к разрыву с традиционными учениями. Автор труда «Исследования Писаний» (7 томов, 1886–1917). В 1881 г. образовал, а в 1884 г.
Хаггинс Чарлз Брентон (1901—1997) Американский физиолог и онколог канадского происхождения
Хаггинс Чарлз Брентон (1901—1997) Американский физиолог и онколог канадского происхождения Чарлз Брентон Хаггинс родился в Галифаксе (Канада) и был старшим сыном у Бесси (Спенсер) Хаггинс и Чарлза Эдварда Хаггинса, фармацевта. После получения начального образования в
ЛЕДБИТЕР ЧАРЛЗ УЭБСТЕР
ЛЕДБИТЕР ЧАРЛЗ УЭБСТЕР (род. в 1854 г. – ум. в 1934 г.) Чарлз Ледбитер – очень заметная фигура в истории английского оккультизма. Воспоминания сверстников о нем крайне противоречивы: знаменитый теософ был замешан в громком скандале. Тем не менее, даже недруги признавали его
Чарлз Мэнсон — «Иисус-сатана»
Чарлз Мэнсон — «Иисус-сатана» Голливуд в августе 1969 года потрясло известие о преступлении, позднее названном одним из самых ужасных убийств нашего столетия. Это была кровавая расправа с находившейся на девятом месяце беременной известной актрисой Шарон Тейт — женой
Чарлз Дарвин
Бастер Китон и Чарлз Самуэлс МОЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФАРСА
Бастер Китон и Чарлз Самуэлс МОЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФАРСА Посвящается
Чарлз Чаплин Овеянный славой «Потемкина»
Чарлз Чаплин Овеянный славой «Потемкина» Русский режиссер Эйзенштейн приехал в Голливуд со своей группой, в составе которой были Григорий Александров и молодой англичанин Айвор Монтегю — друг Эйзенштейна. Я очень часто виделся с ними. Они приходили ко мне на корт играть
Чарльз Айвз
Чарльз Эдвард Айвз (20 октября 1874 - 19 мая 1954) американский композитор европейской классической музыки. Он широко известен как один из первых американских композиторов-классиков международного значения. Музыка Айвза в значительной степени игнорировалась при его жизни, и многие из его работ долгие годы не исполнялись. Со временем Айвса стали считать одним из «американских оригиналов», композитором, работающим в уникальном американском стиле, с американскими мелодиями, вплетенными в его музыку, и широким чувством возможностей в музыке.
Воспитание Айвса было пропитано религиозной музыкой, и он часто посещал собрания пробуждения, на которых христианские гимны играли центральную роль в богослужении. Многие из этих "старых" гимнов нашли свое место в его сочинениях, и он часто писал музыку, основанную на христианских темах. Влияние личной веры на творческие начинания можно найти в анналах истории музыки, и в этом отношении Айвс мало чем отличался от Иоганна Себастьяна Баха, Джорджа Фридриха Генделя, Людвига ван Бетховена, Антона Брукнера и множества других композиторов, чьи произведения религиозные убеждения оказали бы сильное влияние на их работу.
биография
Чарльз родился в Данбери, штат Коннектикут, в семье Джорджа Айвза, лидера оркестра армии США во время Гражданской войны в США, и его жены Молли. Сильное влияние Чарльза могло быть на то, что он сидел на городской площади Данбери, одновременно слушая оркестр своего отца и другие оркестры с других сторон площади. Уникальные уроки музыки Джорджа Айвза также оказали сильное влияние на Чарльза. Джордж Айвз придерживался непредвзятого подхода к теории музыки, поощряя своего сына экспериментировать с битональной и политональной [гармонией | гармонизацией]]. Чарльз часто пел песню в одной тональности, а его отец аккомпанировал в другой тональности. Именно от своего отца Чарльз Айвз также научился музыке Стивена Фостера. [1] Айвз стал церковным органистом в возрасте 14 лет и написал различные гимны и песни для церковных служб, в том числе его Вариации на тему "Америка" . [2]
Айвз переехал в Нью-Хейвен, штат Коннектикут, в 1893 году, окончив школу Хопкинса. Затем, в сентябре 1894 года, Айвз поступил в Йельский университет, где учился у Горацио Паркера. Здесь он сочинил в хоровом стиле, подобном своему наставнику, написал церковную музыку и даже песню кампании 1896 года для Уильяма МакКинли. [3] 4 ноября 1894 года отец Чарльза умер, что стало сокрушительным ударом для молодого композитора, который идеализировал своего отца и в значительной степени продолжил начатые им музыкальные эксперименты. [2] Айвз прошел стандартный курс обучения в Йельском университете, изучая широкий круг предметов, включая греческий, латынь, математику и литературу. Он был членом Delta Kappa Epsilon and Wolf’s Head, секретного общества, и был председателем комитета Лиги плюща. [3] Его произведения Кальций Свет Ночь а также Йель-Принстонский футбольный матч показать влияние колледжа на композицию Айвза. Он написал свой Симфония No. 1 как его кандидатскую диссертацию под руководством Паркера. [3]
В 1898 году, после окончания Йельского университета, он принял должность актуарного клерка в компании Mutual Life Insurance Company в Нью-Йорке, которая платила 5 долларов в неделю, и переехал в холостяцкую квартиру в Нью-Йорке, которую делил с несколькими другими мужчинами. Он продолжал свою работу в качестве церковного органиста вплоть до 1906 года. В 1899 году он перешел на работу в агентство Charles H. Raymond & Co., где он оставался до 1906. В 1907 году после банкротства Raymond & Co. и его друг Джулиан В. Майрик основали собственное страховое агентство под названием Ives & Co., которое позже стало Ives & Myrick, где он оставался до выхода на пенсию. [4] В свободное время он сочинял музыку и до своей женитьбы работал органистом в Данбери и Нью-Хейвене, Коннектикут, а также в Блумфилде, Нью-Джерси и Нью-Йорке. [3] В 1907 году Айвз перенес первый из нескольких «сердечных приступов» (как он и его семья называли их), которые он пережил на протяжении всей своей жизни. Эти атаки могли иметь скорее психологическое происхождение, чем физическое. После выздоровления после нападения 1907 года Айвз вступил в один из самых творческих периодов своей композиторской жизни.
Выйдя замуж за Хармони Твитчелл в 1908 году, [4] они переехали в собственную квартиру в Нью-Йорке. Он сделал удивительно успешную карьеру в страховании и продолжал быть плодовитым композитором, пока в 1918 году не перенес еще один из нескольких сердечных приступов, после чего сочинил очень мало, написав свое последнее произведение - песню. Восход в августе 1926 г. [4] В 1922 году Айвз опубликовал свой 114 Песен что представляет собой широту его творчества как композитора. Он включает в себя песни об искусстве, песни, которые он написал в подростковом и молодом возрасте, а также очень диссонирующие песни, такие как «The Majority». [4]
По словам его жены, однажды в начале 1927 года он спустился вниз со слезами на глазах: он больше не мог сочинять, сказал он, «все звучит правильно». Было выдвинуто множество теорий, объясняющих молчание его последних лет, которое кажется таким же загадочным, как последние несколько десятилетий жизни Яна Сибелиуса, который также прекратил сочинять почти в то же время. В то время как Айвз перестал сочинять и все больше мучился проблемами со здоровьем, он продолжал пересматривать и улучшать свои ранние работы, а также наблюдать за премьерами своей музыки. [4] После продолжающихся проблем со здоровьем, в том числе диабета, он ушел из страхового бизнеса в 1930 году, что дало ему больше времени, чтобы посвятить его музыкальной работе, но он не мог писать новую музыку. В 1940-х годах он пересмотрел свой Конкорд Соната, издание его и прилагаемого к нему тома прозы, Очерки перед сонатой в 1947 г. [5]
Айвз умер в 1954 году в Нью-Йорке.
Ранняя музыка Айвза
Айвз прошел обучение в Йельском университете, и его Первая симфония показывает понимание академических навыков, необходимых для написания в форме сонаты конца девятнадцатого века, а также иконоборческой полосы со второй темой, предполагающей иное гармоническое направление. Его отец был лидером группы, и, как и в случае с Гектором Берлиозом, Айвз увлекался музыкой на открытом воздухе и инструментами. Его попытки соединить эти два музыкальных столпа и его преданность Бетховену задали направление его музыкальной жизни.
Айвз опубликовал большой сборник своих песен, многие из которых имели фортепианные партии, перекликающиеся с современными движениями, зародившимися в Европе, включая битональность и пантональность. Он был опытным пианистом, способным импровизировать в самых разных стилях, включая те, которые были тогда совсем новыми. Хотя сейчас он наиболее известен своей оркестровой музыкой, он написал два струнных квартета и другие произведения камерной музыки. Его работа в качестве органиста привела его к написанию Вариации на тему "Америка" в 1891 году, премьера которого состоялась 4 июля на сольном концерте, посвященном Декларации независимости Соединенных Штатов. В пьесе мелодия (та же, что и в национальном гимне Соединенного Королевства) проходит через серию довольно стандартных, но остроумных вариаций. Одна из вариаций выполнена в стиле полонеза, а другая, добавленная через несколько лет после того, как произведение было изначально написано, вероятно, является первым использованием Айвсом битональности. Уильям Шуман аранжировал это для оркестра в 1964 году.
Примерно на рубеже 20-го века Айвз сочинял свою Вторую симфонию, которая начинала отход от консервативных учений Горацио Паркера, его профессора композиции в Йельском университете. Его первая симфония (написанная в Йельском университете) не была нетрадиционной, поскольку Паркер настоял на том, чтобы он придерживался старого европейского стиля. Однако 2-я симфония (написанная после того, как он закончил учебу) будет включать такие новые приемы, как музыкальные цитаты, необычную фразировку и оркестровку, и даже явно диссонирующий аккорд из 11 нот, завершающий произведение. Вторая часть предвещает его более поздний композиционный стиль, даже несмотря на то, что произведение относительно консервативно по стандартам Айвза.
В 1906 году Айвс сочинил то, что, по мнению некоторых, было бы первым радикальным музыкальным произведением 20-го века, «Центральный парк в темноте». Пьеса имитирует вечер, сравнивая звуки из близлежащих ночных клубов Манхэттена (играет популярную музыку дня, рэгтайм, цитирует "Hello My Baby") с таинственными темными и туманными качествами леса Центрального парка (играет струнные). В струнной гармонии используются сдвиговые структуры аккордов, которые впервые в истории музыки основаны не только на третях, но и на комбинации третей, четвертых и пятых. Ближе к концу пьесы остальная часть оркестра перерастает в грандиозный хаос, заканчивающийся диссонирующим аккордом, оставляя секцию струн в конце пьесы, за исключением короткого скрипичного дуэта, наложенного на необычные структуры аккордов.
Айвз написал две симфонии, но это Вопрос без ответа (1908), написанное для весьма необычной комбинации трубы, четырех флейт и струнного квартета, что он создал зрелый звуковой мир, который станет его фирменным стилем. Струны (расположенные за сценой) играют очень медленную, подобную хоралу музыку на протяжении всего произведения, в то время как в нескольких случаях труба (расположенная позади аудитории) играет короткий мотив, который Айвз описал как «вечный вопрос существования». Каждый раз, когда на трубу отвечают все более и более пронзительные взрывы флейт (на сцене), создавая «Вопрос без ответа». Пьеса типичная Ives; он сопоставляет различные разрозненные элементы и, кажется, движется повествованием, о котором мы никогда не осознаем полностью, что создает таинственную атмосферу. Позже он сделал оркестровую версию, которая стала одним из самых популярных его произведений. [6]
Зрелый период 1910-1920 гг.
Примерно с 1910 года Айвз начал сочинять свои самые совершенные произведения, включая «Праздничную симфонию» и, возможно, самое известное его произведение «Три места в Новой Англии». Зрелые произведения Айвса этой эпохи в конечном итоге будут сравниваться с двумя другими великими музыкальными новаторами того времени (Шенбергом и Стравинским), утверждая, что Айвз был третьим великим новатором в композиции начала 20 века. Не меньший авторитет, чем сам Арнольд Шенберг, ближе к концу своей жизни сочинил бы короткое стихотворение в честь величия Айвса как композитора.
Такие пьесы, как Вопрос без ответа почти наверняка находились под влиянием писателей-трансценденталистов Новой Англии Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо. [4] Они оказали большое влияние на Айвза, как он признал в своей Соната для фортепиано № 2: Concord, Mass., 1840–60 (1909–1915), которое он описал как «отпечаток духа трансцендентализма, который в сознании многих ассоциируется с Конкордом, штат Массачусетс, более полувека назад . сделанный в импрессионистических картинах Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида. Торо, набросок Олкоттов и скерцо, как предполагается, отражают более легкое качество, которое часто встречается в фантастической стороне Натаниэля Хоторна ».
Соната, возможно, самая известная пьеса Айвза для фортепиано соло (хотя следует отметить, что есть необязательные партии для альта и флейты). Ритмично и гармонично, он типично авантюрный и демонстрирует любовь Айвза к цитатам. Например, несколько раз цитируется вступительный девиз Пятой симфонии Людвига ван Бетховена. Он также содержит один из самых ярких примеров экспериментализма Айвса; во второй части он инструктирует пианиста использовать кусок дерева 14 дюймов (37,5 см), чтобы создать массивный «кластерный аккорд».
Возможно, самым замечательным произведением из оркестровой музыки Айвза было его сочинение. Симфония No. 4 (1910–1916). Перечень сил, необходимых для выполнения работы в одиночку, необычен. Работа близко отражает Вопрос без ответа. Нет недостатка в новых эффектах. Тремоло или тремоландо слышно во второй части. В финальной части звучит борьба между диссонансом и традиционной тональной музыкой. Пьеса тихо заканчивается игрой перкуссии. Полное исполнение было дано только в 1965 году, почти через полвека после завершения симфонии и спустя годы после смерти Айвса.
Айвз оставил материал для незаконченного Вселенная Симфония, которую он не смог собрать при жизни, несмотря на два десятилетия работы. Это было связано с его проблемами со здоровьем, а также с его изменчивым представлением о работе. Было несколько попыток завершить работу над исполнительской версией. Однако ни одна из них не нашла широкого применения. [7] Симфония выводит идеи Симфонии № 4 на еще более высокий уровень, со сложными перекрестными ритмами и сложным многослойным диссонансом наряду с необычными инструментальными комбинациями.
Камерные произведения Айвса включают струнный квартет № 2, где партии часто написаны с резким контрапунктом - от резкого диссонанса в части, названной «Аргументы», до трансцендентно медленной. Этот диапазон крайностей часто встречается в музыке Айвса с сокрушительным криком и диссонансом, контрастирующим с лирической тишиной. Затем это осуществляется посредством соотношения частей, скользящих по фазе и не совпадающих по фазе друг с другом. В идиоме Айвза, как и в языке Густава Малера, использовались очень независимые мелодические линии. Считается, что играть на нем сложно, потому что на нем отсутствуют типичные указатели для исполнителей. Эта работа оказала явное влияние на Второй струнный квартет Эллиота Картера, который также представляет собой четырехстороннюю театральную беседу.
Прием
Музыка Айвза в значительной степени игнорировалась при его жизни, и многие из его работ долгие годы не исполнялись. Его склонность к экспериментам и его растущее использование диссонанса не очень хорошо воспринимались музыкальным истеблишментом того времени. Трудности в исполнении сложных ритмических композиций в его основных оркестровых произведениях сделали их сложной задачей даже спустя десятилетия после того, как они были написаны. Одним из наиболее проклятых слов, которые можно было использовать для описания музыки с точки зрения Айвса, было «приятно», и его знаменитое замечание «используй свои уши, как мужчины!» казалось, это указывало на то, что он не заботился о приеме. Напротив, Айвс интересовался приемом народа, но на своих условиях.
Среди первых сторонников его музыки были Генри Коуэлл и Эллиот Картер. Приглашенный Коуэллом для участия в его периодическом издании Новая музыка, значительное количество партитур Айвса было опубликовано в журнале, но за почти 40 лет у него было мало выступлений, которые он не аранжировал или не поддерживал, как правило, с Николасом Слонимским в качестве дирижера. [5]
Его безвестность начала немного улучшаться в 1940-х, когда он встретил Лу Харрисона, поклонника его музыки, который начал ее редактировать и продвигать. В частности, Харрисон дирижировал премьерой Симфония № 3 (1904) в 1946 году. [8] В следующем году это произведение было удостоено Пулитцеровской премии Айвза в области музыки. Однако Айвс отдал призовые деньги (половину Харрисону), сказав, что «призы предназначены для мальчиков, а я уже взрослый». Вскоре после этого Леопольд Стоковски взял на себя Симфонию № 4, назвав ее «сердцем проблемы Айвса».
В это время Айвса также продвигал Бернард Херрманн, который работал дирижером в CBS, а в 1940 году стал главным дирижером Симфонического оркестра CBS. Там он был поборником музыки Чарльза Айвза.
Узнаваемость музыки Айвса улучшилась.Он получит похвалу от Арнольда Шенберга, который считал его памятником художественной целостности, и от нью-йоркской школы Уильяма Шумана. Майкл Тилсон Томас с энтузиазмом относится к симфониям Айвса, как и музыковед Ян Сваффорд. Работа Айвса регулярно ставится в Европе. Айвз также вдохновлял художников-живописцев, в частности Эдуардо Паолоцци, который назвал один из своих наборов гравюр 1970-х годов Кальций Свет Ночь, каждый принт назван в честь произведения Айвса (включая Центральный парк в темноте).
В то же время Айвз не обходится без критики. Многие до сих пор находят его музыку напыщенной и помпезной. Другие находят его, как ни странно, робким в том, что фундаментальное звучание европейской традиционной музыки все еще присутствует в его произведениях. Его бывший сторонник Эллиот Картер назвал его работу незавершенной.
Влияние на музыку двадцатого века
Айвз был большим сторонником музыки 20 века. Он сделал это втайне, сказав своим бенефициарам, что на самом деле это миссис Айвз хотела, чтобы он сделал это. Николас Слонимский, который представил с подиума много новых работ, сказал в 1971 году: «Он финансировал всю мою карьеру». [9]
Список избранных работ
Примечание: поскольку Айвз часто делал несколько разных версий одного и того же произведения, и поскольку его работы обычно игнорировались при его жизни, часто бывает трудно указать точные даты его сочинений. Приведенные здесь даты иногда являются приблизительными. Были даже предположения, что Айвз намеренно неверно датировал свои произведения раньше или позже, чем они были написаны на самом деле.
- Вариации на тему Америка для органа (1891)
- Струнный квартет № 1, Из Армии Спасения (1896)
- Симфония № 1 ре минор (1896–98)
- Симфония № 2 (1897–1901)
- Симфония № 3, Лагерное собрание (1901–04)
- Центральный парк в темноте для камерного оркестра (1898–1907)
- Вопрос без ответа для камерной группы (1908)
- Соната для скрипки № 1 (1903–08)
- Соната для фортепиано № 1 (1902–09)
- Соната для скрипки № 2 (1902–10)
- Роберт Браунинг Увертюра (1911)
- Симфония: праздники Новой Англии (1904–13)
- Струнный квартет № 2 (1907–13)
- Фортепианное трио (c1909–10, rev. C1914–15)
- Три места в Новой Англии (Оркестровый сет № 1) (1903–21)
- Соната для скрипки № 3 (1914)
- Соната для фортепиано No. 2, Конкорд, штат Массачусетс, 1840–1860 гг. (1909–15) (много раз редактировалось Айвзом)
- Оркестровый сет № 2 (1912–15)
- Соната для скрипки № 4, День защиты детей в лагере (1912–15)
- Симфония № 4 (1910–16)
- Вселенная симфония (незавершенный, 1911–16, работал над симфонией до своей смерти в 1954 г.)
- 114 Песен (сочинена в 1887–1921 гг., опубликована в 1922 г.)
- Трехчетвертные фортепианные пьесы (1923–24)
- Старые домашние дни (для духового оркестра / ансамбля, аранжировка Джонатана Элкуса)
Айвз Чарлз биография, новости, фото
Вероятно, если бы музыканты начала XX в. и кануна первой мировой войны узнали, что в Америке живет композитор Ч. Айвз и услышали его произведения, то отнеслись бы к ним как к своеобразному эксперименту, курьезу, а то и вовсе не заметили бы: настолько был своеобразен он сам и та почва, на которой он возрос. Но Айвза тогда никто не знал — очень долгое время он вообще ничего не предпринимал для пропаганды своей музыки. «Открытие» Айвза произошло только в конце 30-х гг., когда оказалось, что многие (и притом самые разные) способы новейшего музыкального письма были уже опробованы самобытным американским композитором в эпоху А. Скрябина, К. Дебюсси и Г. Малера. К тому времени, когда к Айвзу пришла известность, он уже много лет не сочинял музыки и, тяжело больной, прервал связи с внешним миром. «Американской трагедией» назвал судьбу Айвза один из современников. Айвз родился в семье военного дирижера. Его отец был неутомимым экспериментатором — эта черта перешла и к сыну, (Например, он поручал двум оркестрам, идущим навстречу друг другу, играть разные произведения.) От детских и юношеских лет, проведенных в патриархальной обстановке, ведет начало айвзовское «слышание» Америки, «открытость» его творчества, впитавшего, наверное, все, что звучало вокруг. Во многих его сочинениях звучат отголоски пуританских религиозных гимнов, джаза, театра менестрелей. В детстве Чарлз воспитывался на музыке двух композиторов — И. С. Баха и С. Фостера (друга отца Айвза, американского «барда», автора популярных песен и баллад). Серьезным, чуждым всякой суетности отношением к музыке, возвышенным строем Мыслей и чувств Айвз впоследствии будет напоминать Баха.
Свои первые произведения Айвз написал для военного оркестра (он играл в нем на ударных инструментах), в 14 лет стал церковным органистом в своем родном городке. Но кроме этого он играл на фортепиано в театре, импровизируя регтаймы и другие пьесы. Окончив Йельский университет (1894-1898), где он занимался у X. Паркера (композиция) и Д. Бака (орган), Айвз работает церковным органистом в Нью-Йорке. Затем в течение многих лет он служил клерком в страховой компании и делал это с большим увлечением. Впоследствии, в 20-е гг., отойдя от музыки, Айвз стал преуспевающим бизнесменом и видным специалистом (автором популярных трудов) по страхованию. Большинство произведений Айвза принадлежит к жанрам оркестровой и камерной музыки. Он — автор пяти симфоний, увертюр, программных произведений для оркестра (Три селения в Новой Англии, Центральный парк в темноте), двух струнных квартетов, пяти сонат для скрипки, двух — для фортепиано, пьес для органа, хоров и более 100 песен. Большинство своих крупных произведений Айвз писал долго, в течение нескольких лет. Во Второй фортепианной сонате (1911-15) композитор отдал дань уважения своим духовным предшественникам. В каждой из ее частей запечатлен портрет одного из американских философов: Р. Эмерсона, Н. Хоторна, Г. Topo; вся соната носит название местечка, где эти философы жили (Конкорд, Массачусетс, 1840-1860). Их идеи легли в основу мировоззрения Айвза (например, идея слияния человеческой жизни с жизнью природы). Для искусства Айвза характерен высокий этический настрой, его находки никогда не носили чисто формального характера, а были серьезнейшей попыткой выявить скрытые возможности, заложенные в самой природе звука.
Раньше других композиторов Айвз пришел ко многим из современных выразительных средств. От экспериментов своего отца с разными оркестрами идет прямой путь к политональности (одновременному звучанию нескольких тональностей), объемному, «стереоскопическому» звучанию и алеаторике (когда музыкальный текст не жестко зафиксирован, а из совокупности элементов возникает каждый раз заново, как бы случайно). Последний крупный замысел Айвза (неоконченная «Всемирная» симфония) предполагал расположение оркестров и хора на открытом воздухе, в горах, в разных точках пространства. Две части симфонии (Музыка Земли и Музыка Неба) должны были звучать. одновременно, но дважды, чтобы слушатели могли поочередно фиксировать внимание на каждой. В некоторых произведениях Айвз раньше А. Шенберга почти вплотную подошел к серийной организации атональной музыки.
Стремление проникнуть в недра звуковой материи привело Айвза к четвертитоновой системе, совершенно неизвестной классической музыке. Он пишет Три четвертитоновые пьесы для двух фортепиано (настроенных соответствующим образом) и статью «Четвертитоновые впечатления».
Айвз отдал сочинению музыки свыше 30 лет и только в 1922 г. на собственные средства издал ряд произведений. Последние 20 лет жизни Айвз отходит от всяких дел, чему способствует усиливающаяся слепота, болезни сердца и нервной системы. В 1944 г., в честь 70-летия Айвза в Лос-Анджелесе был организован юбилейный концерт. Его музыку высоко оценили крупнейшие музыканты нашего века. И. Стравинский отметил однажды: «Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад. Я для себя открыл в нем новое понимание Америки».
Источники:
- https://gddt.ru/games-for-kids/charlz-aivz-biografiya-charlz-aivz-biografiya-charlz-aivz-interesnye-fakty.html
- https://biography.wikireading.ru/171364
- https://kineshma.net/Charles-Ives-34
- https://www.belcanto.ru/ives.html