Легенда кинематографа: Ричард Бёртон сыграл немало великолепных ролей, но слава Элизабет Тейлор затмила как его самого, так и всю его жизнь
Ричард Бёртон биография. Актёр театра и кино
- Имя: Ричард Бёртон
- Род деятельности: Актёр театра и кино.
- Дата рождения: 10 ноября, 1925
- Дата смерти: 5 августа, 1984 (58 лет)
- Место рождения: Понтридифен, Уэльс
Ричард Бёртон был актером сцены и экрана. Он получил семь номинаций на премию «Оскар» и дважды был женат на актрисе Элизабет Тейлор.В 1960-е годы Бёртон считался одним из самых высокооплачиваемых актёров Голливуда.
Кто такой Ричард Бёртон?
Ричард Бёртон был известным актером сцены и экрана. Он получил семь номинаций на премию «Оскар» за такие работы, как «Плащаница», «Кто боится Вирджинии Вулф?», «Бекет» и «Эквус». Он женился на голливудской иконе Элизабет Тейлор в 1964 году, и эти двое поддерживали неустойчивые отношения в течение многих последующих лет, включая повторный брак и два развода. Бёртон умер в Селиньи, Швейцария, 5 августа 1984 года.
Ранняя жизнь
Ричард Бёртон родился 10 ноября 1925 года в Понтридифене, Южный Уэльс. Дженкинс, двенадцатый ребенок обедневшего Шахтера, потерял мать, когда ему было два года. Его взял под крыло Филипп Бёртон, учитель, который станет опекуном мальчика и познакомит его с миром театра.
Дженкинс взял фамилию Бёртон и дебютировал в Лондоне в роли валлийского юноши в пьесе «Отдых Друида». Бёртон получил стипендию, чтобы поступить в Оксфордский университет, а затем поступил в британские военно-воздушные силы во время войны.
Начало карьеры
После ухода из армии в 1947 году он продолжил свою сценическую деятельность и стал известен своим замечательным голосом и ораторским искусством, появившись в «Леди не для горения» с сэром Джоном Гилгудом. Затем Бёртон дебютировал в кино в 1949 году с постановкой «Последние дни Долвин». В том же году он женился на актрисе Сибил Уильямс. У пары родились две дочери.
Хотя на протяжении своей карьеры Бёртон встречался с разной степенью коммерческого и критического отношения, он продолжал работать более чем в 40 фильмах. Он заключил контракт с «Fox studios» и снялся в фильме «Моя кузина Рейчел» (1952), за который получил свою первую номинацию на премию «Оскар» за роль второго плана. Затем последовала библейская история 1953 года «Плащаница», за которую он получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. У него также была заглавная роль в эпосе «Александр Великий» (1956) и британском протестном фильме «Оглянись во гневе» (1959).
Бёртон продолжал свои театральные выступления и в этот период, работая с британскими труппами «Old Vic» и «Royal Shakespeare» и получив признание за свою работу на Бродвее в 1960-х годах в «Камелоте».
Встреча с Элизабет Тейлор
В начале 1960-х Бёртон познакомился с актрисой Элизабет Тейлор на съемках многомиллионной эпопеи «Клеопатра» (1963), для которой его наняли на замену актеру Стивену Бойду. Тейлор сказала, что Бёртон оправляется от похмелья и, поскольку он не мог унять дрожь в руках, она поднесла чашку с кофе к его губам, и их глаза встретились. Хотя оба в то время были женаты, они вступили в отношения, которые были встречены с презрением со стороны традиционных институтов, включая Ватикан. Романтические невзгоды этой пары и эскапады с предметами роскоши будут освещаться в бульварных новостях в течение многих последующих лет.
После того как Бёртон и Тейлор развелись, они поженились 15 марта 1964 года. Вместе снялись в 11 фильмах, включая экранизацию фильма » Кто боится Вирджинии Вульф?». (1966) и «Укрощение строптивой» (1967). Вульф принес обоим актерам номинации на «Оскар». Супруги заработали миллионы за свои роли в кино.
В этот период Бёртон снова появился на Бродвее в 1964 году в постановке «Гамлета» режиссера Гилгуда и продолжал поддерживать отличительные проекты, получив дополнительные номинации на премию «Оскар» за роль в фильмах «Бекет» (1964), «Шпион, пришедший с холода» (1965) и «Тысяча дней Анны» (1969).
Развод, повторный брак и последующая работа
Бёртон продолжал сильно пить. Его брак с Тейлором был известен своей непостоянностью и бурностью, причем оба исполнителя боролись с зависимостями от психоактивных веществ. Они расстались в 1970 году и развелись в 1974-м. Затем они помирились и снова поженились осенью 1975 года в Ботсване, только чтобы снова развестись в следующем году. В 1976 году Бёртон женился на модели Сьюзи Хант.
Бёртон продолжал снимать фильмы в 1970-х годах, в том числе «Злодей» (1971), «Краткая встреча» (1975) и «Изгоняющий дьявола 2: Еретик» (1977), и был номинирован на свой седьмой «Оскар» за роль психиатра в драме «Эквус» 1977 года.
В 1980 году Бёртон вернулся на Нью-Йоркскую сцену в возрождении «Камелота», хотя его выступление позже было сокращено из-за действия лекарств от боли в позвоночнике; в конце концов он покинул пьесу, чтобы сделать операцию. Затем, в 1983 году, он и Тейлор вернулись к совместной работе над театральной работой Ноэля Кауарда «Частная жизнь».
Бёртон умер 5 августа 1984 года в возрасте 58 лет от кровоизлияния в мозг в своем доме в Селиньи, Швейцария. Салли Хэй Бертон, его четвертая жена, которая продолжала управлять поместьем. У Бёртона тоже было четверо детей. У него было две дочери, Кейт и Джессика, от брака с Сибил Кристофер. Позже Бёртон усыновил дочь Тейлор Элизабет «Лайзу» Тодд, и они с Тейлор усыновили еще одну дочь, Марию, вместе.
Несколько книг описали жизнь Бёртона, в том числе дневники Ричарда Бёртона, опубликованные в 2012 году, в которых собраны дневниковые записи и заметки, которые актер вел на протяжении многих лет.
Легенда кинематографа: Ричард Бёртон сыграл немало великолепных ролей, но слава Элизабет Тейлор затмила как его самого, так и всю его жизнь
Он был 12 из 13 детей в семье уэльского шахтера, но это не помешало Ричарду Бёртону покинуть окрестности своего городка и получить стипендию в Оксфорде. Обладающий захватывающим голосом, он стал одним из ведущих актёров Великобритании. Многие называли Ричарда Бёртона новым Лоуренсом Оливье, но наибольшую известность ему принесла Элизабет Тейлор, с которой он вступал целых два раза…
Ричард Уолтер Дженкинз, известный всему миру как актёр Ричард Бёртон, родился 10 ноября 1925 года в небольшом городке Понтридайфен в Уэльсе. Он стал двенадцатым ребенком в семье с тринадцатью детьми. Их мать умерла, когда Ричарду не было и двух лет. А отец, Ричард Уолтер, был шахтёром и частенько любил уходить в недельные загулы, растрачивая и без того скудный семейный бюджет на выпивку и азартные игры. Приближенные к Бёртону люди утверждают, что однажды Ричард сказал: «Мой отец был очень похож на меня. То есть, он был щербатый, хитрый и умел делать самую великолепную улыбку, когда попадал в беду. Но, помимо этого, он был человеком необычайно красноречивым, ужасно страстный и чертовски жестокий».
Детство Ричарда Бёртона прошло в нищете, и мальчику очень повезло, что на его пути встретился небезразличный к судьбе Ричарда школьный учитель Филипп Бёртон. Многие преподаватели всячески поощряли актерские способности мальчика, но только один всерьез занялся его будущим. Спустя несколько лет именно его фамилию Ричард возьмет в качестве сценического псевдонима.
Разглядев молодой талант в одной из школьных постановок, Филипп Бёртон начал всячески развивать у мальчика любовь к сцене и литературе, в особенности к произведениям Шекспира. По собственной инициативе он провел для Ричарда немало внешкольных уроков, много работал над его произношением и, в итоге, даже смог избавить будущую звезду от валлийского акцента. Также именно Филипп Бёртон помог Ричарду после окончания школы поступить в Оксфордский университет.
Начиная со Второй мировой войны, с 1944 по 1947, Ричард Бёртон служил штурманом в ВВС. Для этого он прошел специальный шестимесячный курс в Оксфордском университете, назначенный для кадетов Королевских военно-воздушных сил.
Окончив военную службу, Бёртон устаивается работать в один из лондонских театров, с которым и заключил свой первый контракт. Но сценический дебют Ричарда Бёртона состоялся гораздо раньше, в 1943 году. Тогда он сыграл одну из главных ролей в пьесе известного в Уэльсе драматурга и режиссера Эмлина Уильямса «Отдых друидов». С его именем связан и первый кино-дебют актёра: фильм «Последние дни Долвина», вышедший в 1949 году, в котором Бёртон сыграл одну из главных ролей, был поставлен по одной из постановок Уильямса.
Ричард Бёртон в фильме «Последние дни Долвина»
Благодаря мягкости и одновременно силе голоса Ричарда Бёртона его театральная карьера стремительно шла ввысь. Помимо успеха многочисленных сценических ролей, благодаря великолепному голосу его часто приглашали на радио читать пьесы, стихи и некоторые учебные программы. Спустя годы эта сторона его деятельности удостоится премии Грэмми в номинации «Лучшая запись для детей» за чтение «Маленького принца».
Настоящую славу Ричарду Бёртону принес его дебют на сцене Мемориального Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне. Он исполнил роль принца Халя в постановке «Генриха IV». После этого Бёртону стали часто предлагать роли на Бродвее. Первым его американским спектаклем стал «Леди не для сожжения» по пьесе Кристофера Фрая, поставленный Джоном Гилгудом. Этот успех и привлек к Бёртону внимание голливудских продюсеров.
Кеннет Тайт, английский драматург и театральный критик, уже тогда охарактеризовал его актёрский почерк: «Бёртон — это спокойный, до краев наполненный водоем, при этом удивительно глубокий. В двадцать пять лет он в совершенстве владеет паузой, и молчание его необыкновенно красноречиво».
Ричард Бёртон в роли Халя
Первым его фильмом в США стала вышедшая в 1952 году картина режиссера Генри Костера «Моя кузина Рейчел». Главная роль в этой ленте принесла Ричарду Бёртону его первую номинацию на «Оскар», а также победу в номинации «Новая звезда года» по версии Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус». Тогда же пресса впервые начала сравнивать Бёртона с Лоуренсом Оливье.
Америка сразу полюбила британский шарм актёра, поэтому последовавшие за этим фильмы «Дожди Ранчипура», «Король игроков» и «Александр Великий» увенчались огромным успехом. После заокеанского успеха Бартона начали приглашать и в британский кинематограф. Он сыграл в картинах «Горькая победа», «Жена моряка» и «Оглянись во гневе».
Ричард Бёртон в фильме «Оглянись во гневе»
Последний фильм стал одной из лучших ролей в кинокарьере Ричарда Бёртона. Роль Джимма Портера, молодого интеллигента «из низов», очень подошла актеру. Он словно играл себя, рассказывая историю парня, которому пришлось столкнуться со всеми трудностями социальной несправедливости, чужого окружения и безразличия близких.
Ричард Бёртон в фильме «Моя кузина Рейчел»
Но настоящий талант Ричард Бёртон проявлял только на сцене. Несмотря на то, что актёр много снимался, он никогда не забрасывал театральной карьеры, и играл на сценах, как США, так и Великобритании. В 1960 году за великолепное воплощение роли короля Артура в бродвейской постановке «Камелот» Ричард Бёртон удостоился одной из самых престижных театральных наград — «Тони». Именно это утвердило его положение в качестве всемирной звезды.
Ричард Бёртон в образе короля Артура
На сцене никто не мог сравниться с Бёртоном. Его голос заставлял зрителя не отрывать глаз от сцены ни на секунду. Причем актёр был одинаково хорош как в классических, так и в современных постановках. Когда Джон Гилгуд в 1964 году решил поставить на Бродвее «Гамлета» в современной интерпретации, то ни на минуту не сомневался, кого взять на главную роль. Этот спектакль стал настоящим событием сезона на Бродвее, а для Ричарда Бёртона роль Гамлета была одной из самых знаковых, которые ему когда-либо доводилось играть.
Хотя, к своей актёрской карьере Бёртон относился не очень уж и серьезно. В одном из интервью журналу «Life» он заявил: «Актерское искусство повсеместно рассматривается как ремесло, и я утверждаю, что оно ничем другим и не является, разве что в руках тех немногих, кто всего раз или два в своей жизни поднимает его до уровня чего-то необычного, мистического и глубоко задевающего душу».
Ричард Бёртон в постановке «Гамлета»
Самая яркая страница в биографии Ричарда Бёртона началась в 1961 году на съемках исторической драмы «Клеопатра». Ему выпало играть роль Марка Антония, а блистательная Элизабет Тэйлор сыграла роль царицы Египта. К этому моменту Ричард Бёртон уже 12 лет был женат на актрисе Сибил Уильямс, с которой они растили двух дочерей. Тейлор также состояла в браке со своим четвертым мужем Эдди Фишером. Изначально актёры между собой почти не общались, так как Бёртон был невысокого мнения о своей партнерше, считая её всего лишь очередной красивой куклой. Но один день изменил всё.
22 января 1962 года, когда Бёртон и Тэйлор снимали свою первую сцену близости в «Клеопатре», Ричард явился на съемки с ужасным похмельем. Делать было нечего, работа стоять на месте не могла, так что Лиз, не задумываясь, принесла ему чашку кофе. И, по мнению очевидцев, в этот момент что-то между ними произошло. Долго актёры не могли прийти в себя, а когда всё же опомнились и сыграли сцену, Джозеф Манкевич, режиссер фильма, улыбаясь, задал Тейлор и Бёртону вопрос: «Я вам не мешаю?».
Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Нечего хорошего для съемок этот роман не сулил. В одном из диалогов с продюсером Манкевич заметил: «Я сижу на вулкане… Лиз и Бёртон уже не просто играют Антония и Клеопатру». Роман Тейлор и Бёртона привел к многочисленным скандалам. Актёр еще как-то пытался спасти свой брак, что, впрочем, ему не удалось, несмотря даже на крайнюю покладистость Сибил. Более того, на съемку явился его старший брат, который вступил с Ричардом в драку из-за его аморального поведения. Элизабет Тейлор также трудно переживала их бурный роман. После того как Бёртон отправился к супруге, актрису пришлось срочно госпитализировать после передозировки снотворным.
Ричард Бёртон и Лиз Тейлор в день своей свадьбы
Их роман продолжился и после съемок. Оба актёра расторгли свои предыдущие браки и в 1964 году поженились в Монреале. Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор стали одной из самых знаменитых пар за всю историю Голливуда. Каждое их совместное действие тут же вызывало бурную реакцию прессы. Практически вся их личная жизнь проходила под вспышками фотокамер. Совместных детей у них не было, но после свадьбы пара удочерила 3-летнюю девочку из Германии, они назвали дочь Марией.
Кстати, в 1964 году Ричард Бёртон также выпустил почти автобиографическую книгу «Рождественская история» о жизни в уэльской деревушке во времена Депрессии.
Союз Бёртона и Тейлор был очень плодотворен в творческом плане. Вместе супруги сыграли в таких картинах как «Очень важные персоны», «Кулик», «Укрощение строптивой», «Комедианты» и «Бум!». Но лучшей их совместной работой по праву считается психологическая драма «Кто боится Вирджинии Вульф?», снятая Майком Николсом по одноименной пьесе Эдварда Олби. Но фильм, в котором их герои буквально выворачивают наизнанку казавшийся идеальным брак, повлиял негативно и на реальные отношения Бёртона и Тейлор.
Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?»
«Я не должен был соглашаться на эту роль, - говорил Бартон. - Именно после нее мне приклеили ярлык типа, который пресмыкается перед своей женушкой».
Впрочем, и на этом их совместная карьера не окончилась. Они вместе сыграли в фильмах: «Доктор Фаустас», «Эммерсмит вышел на волю» и телефильме «Он разводится - Она разводится».
Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор
И в июле 1973 года Лиз вдруг заявила: «Ричард и я на некоторое время расстаемся. Может быть, мы слишком любим друг друга. Молитесь за нас!». В 1974 году, после 10 лет брака, Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор развелись. Не прошло и года, когда актёры решили вновь связать себя узами брака, но этот их союз был очень коротким и закончился в 1976 году. Спустя годы их отношениям было посвящено множество статей и телепрограмм.
Но этот союз принес Бёртону не только творческие успехи. Жизнь с экстравагантной Лиз Тейлор сильно усугубила пристрастие актёра к алкоголю, и в его разговорах всё чаще проглядывался стыд его профессии. «В этом есть что-то ненатуральное, — утверждал Бёртон, — мазать лицо гримом, надевать средневековые костюмы и декламировать чужие слова. Потому и пьешь, чтобы прошел стыд».
Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор
Впоследствии Ричард Бёртон женился еще дважды. С моделью Сьюзан Хант они прожили до 1982 года. А 1983-м Бёртон женился на гримёрше Салли Хэй, которая и стала его последней спутницей жизни.
Начиная с 70-х карьера Ричарда Бёртона начала понемногу угасать. Хороших предложений становилось всё меньше, поэтому, в погоне за гонорарами, Бёртон брался за любую предложенную ему роль. Впрочем, за это снискал не самую лучшую славу у критиков, которые часто называли его неразборчивым в выборе ролей и иной раз не уделяли должного внимания по-настоящему стоящим актёрским работам. Среди наиболее известных работ этого периода: «Синяя борода», «Вояж», «Изгоняющий дьявола 2: Еретик», «Отпущение грехов», «Прикосновение медузы», «Колдовская любовь» и «Вагнер».
Ричард Бёртон в фильме «1984»
Самой яркой в ряду последних работ стала психологическая драма «Эквус», снятая Сиднеем Люметом, и экранизация романа Джорджа Оруэлла «1984», в которой Бёртон сыграл О’Брайена. Этот фильм стал последним в фильмографии Ричарда Бёртона. Актёр скончался 5 августа 1984 года в своем доме в Женеве. Он умер во сне от кровоизлияния в мозг.
P. S.
7 раз киноакадемия номинировала его на «Оскар», но Ричард Бёртон так и остался без этой награды. На одном из вручений Джон Уэйн, только что получивший статуэтку, сделал вид, что бросает её Бёртону со словами: «Это ты заслужил статуэтку». Ричард Бёртон был неподражаем на сцене, но добиться такого же успеха на экране ему не позволила лишь собственная самоуверенность. Актёр сыграл немало великолепных ролей, но слава Элизабет Тейлор, с которой он дважды вступал в брак, затмила как самого Бёртона, так и всю его жизнь.
В публикации использованы материалы 2queens.
Источники:
- https://biography-life.com/richard-byorton-biografiya-aktyor-teatra-i-kino/
- https://www.radiovan.fm/station/article/40310