Алексей Октябринович Балабанов
Алексей Балабанов
За свою творческую биографию Алексею Балабанову удалось создать образ героя постсоветской эпохи с его легендами, желаниями и противоречивой судьбой. Фильмы режиссера навсегда зафиксировали образ давно ушедшего времени, войдя в число лучших российских кинокартин.
Детство и юность
Кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Отец мальчика Октябрин Сергеевич работал на Свердловской киностудии. Будучи по образованию научным журналистом, он занимал должность главного редактора объединения научно-популярных фильмов. Мама Инга Александровна получила образование медика, руководила местным НИИ физиотерапии и курортологии.
Интерес к творчеству проявился у Алексея еще в детстве. Мальчик обожал читать, с удовольствием ходил в кино и занимался музыкой. Некоторое время он играл на ритм-гитаре в школьной музыкальной группе, которую создал вместе с друзьями.
Но, по словам матери, после окончания школы юноша твердо решил связать жизнь с кино. Родители считали, что для этого нужно сперва получить более серьезное образование, знать иностранный язык. Посоветовавшись с друзьями, они убедили сына поступить в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где он освоил профессию переводчика. Балабанов был старательным студентом, во время учебы ездил на практику в Англию, что произвело незабываемое впечатление.
В 1981 году, получив диплом института, Алексей начал службу в рядах Советской армии. Находясь в течении двух лет на посту офицера военно-транспортной авиации, он получил жизненный опыт, который впоследствии воплотился в его кинематографических работах. В те годы молодому человеку приходилось много путешествовать: в составе своей воинской части он выполнял задачи в странах Азии и на Африканском континенте.
В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Он уже знал, что не будет работать по специальности. Отец устроил сына на киностудию в качестве ассистента режиссера документального кино. Тогда парню хотелось снимать хронику, но постепенно возник интерес и к художественным фильмам.
В то время Свердловск переживал расцвет андеграундной культуры. В городе, находящемся на достаточном удалении от столицы и властных кругов, появилась своя школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с участниками группы «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива впоследствии сопровождала многие картины великого режиссера, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова.
Фильмы
Четыре года Балабанов трудился на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина «Раньше было другое время», снятая спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал мастер, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, куда пригласил друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, выбранного местом съемок.
После этого Балабанов все же решил получить профессиональное образование и поступил во ВГИК. Но он остался недоволен качеством преподавания и в итоге стал студентом Высших курсов сценаристов и режиссеров.
К моменту окончания учебы в 1990 году у постановщика уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашенных звезд музыкантов Свердловского рок-клуба. В дальнейшем одним из постоянных участников актерского состава в фильмах Балабанова стал Виктор Сухоруков.
Первый вышедший в прокат совместный проект назывался «Счастливые дни». В картине воплотились некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Фильм был представлен во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и отмечен российскими фестивальными премиями.
Значимым событием в жизни знаменитости стало знакомство с продюсером Сергеем Сельяновым. Вместе они учредили кинокомпанию «СТВ», благодаря которой Балабанов и снял большинство фильмов. В 1994 году вышла их первая работа — «Замок», созданная на основе романа одного из любимых писателей режиссера — Франца Кафки.
К концу 90-х Алексей Октябринович уже стал заметной фигурой в кинематографе. Всенародную любовь ему принес вышедший в 1997 году фильм «Брат». Главную роль сыграл Сергей Бодров – младший, которого мастер заприметил благодаря ленте «Кавказский пленник». После этого никого другого он в роли Данилы Багрова снимать уже не захотел.
Бюджет ленты был до того ограниченным, что средства выделялись в основном на пленку. Актеры и команда работали преимущественно на энтузиазме, но в итоге драма стала культовой. Она была отмечена Гран-при «Кинотавра» и призами фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте.
В 2000 году Алексей Октябринович завершил фильм, повествующий о дальнейшей судьбе героя Сергея Бодрова, — «Брат-2». Если первая картина являлась артефактом эпохи, то вторая была выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.
Показ картины «Война» привел к обвинениям Балабанова в неполиткорректности. Ее действие происходит на Северном Кавказе во время второй чеченской войны. Съемки проходили вдалеке от мест, где проходили реальные боевые действия, но многие артисты вспоминали, что на площадке попадали в опасные условия и даже рисковали жизнью.
В 2002 году постановщик пережил трагедию — погиб Сергей Бодров. Тоска по другу полностью захватила Балабанова, и, чтобы отвлечь режиссера, Сельянов начал приносить сценарии, написанные другими авторами. До этого Алексей Октябринович создавал сюжеты сам.
Так появились 2 работы, выполненные в более игровой и ироничной манере. В 2005-м Балабанов выпустил черную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивал прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат вышла мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно», отмеченная критиками.
Затем кинематографист снял свой наиболее сложный проект в фильмографии — «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и прославленный Алексей Серебряков.
До 2012 года Алексей Октябринович работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в российской провинции. В этой картине Балабанов снялся в роли себя самого — режиссера, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня на острове в Вологодской области, выбранная мастером для съемки, обрушилась через сорок дней после его смерти.
Личная жизнь
Личная жизнь мастера сложилась не сразу, Балабанов был дважды женат. От первой жены Ирины у него родился сын Федор. Он получил юридическое образование и начал работу в компании «СТВ». Второй наследник знаменитости, Петр, появился в браке с художником по костюмам Надеждой Васильевой. С ней режиссер познакомился во время работы над фильмом «Замок».
Смерть
18 мая 2013 года в санатории «Дюны» сердце великого мастера перестало биться. Причиной смерти Алексея Октябриновича была названа острая сердечная недостаточность. Отпевание режиссера состоялось в Санкт-Петербурге, в Князь-Владимирском соборе, 21 мая. На похоронах присутствовали около 200 человек — родные, коллеги и поклонники. Могила Балабанова расположена на Смоленском кладбище.
Память
В память о кинодеятеле в екатеринбургской гимназии, где он учился, открыли памятную табличку. Спустя 5 лет, в 2021 году, мемориальная доска появилась и в Нижнем Новгороде, в государственном лингвистическом университете.
Образ знаменитости увековечен в документальных и художественных лентах. Юрий Быков посвятил ему свою работу «Дурак», а в 2018 году был представлен фильм «Балабанов — гениальный русский режиссер» блогера и журналиста Юрия Дудя (решением Минюста РФ внесен в реестр СМИ — иностранных агентов).
Спустя 2 года на Первом канале вышла документальная картина «Найти своих и успокоиться», посвященная автору. В декабре 2022 года Любовь Аркус показала свое видение последних лет жизни кинематографиста в проекте «Балабанов. Колокольня. Реквием». Туда вошли закадровые видео со съемок драмы «Я тоже хочу».
Незадолго до этого, в октябре, в пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка «Балабанов», где были представлены архивные записи, фото, черновики знаменитости.
Фильмография
- 1987 — «Раньше было другое время»
- 1989 — «Настя и Егор»
- 1992 — «Счастливые дни»
- 1994 — «Замок»
- 1997 — «Брат»
- 2000 — «Брат 2»
- 2002 — «Война»
- 2005 — «Жмурки»
- 2007 — «Груз 200»
- 2012 — «Я тоже хочу»
Интересные факты
- Алексей Октябринович был из тех мастеров, которые умеют работать собранно и быстро, всегда знают, чего хотят. К примеру, сценарий «Брата-2» он написал меньше чем за 2 недели.
- В числе любимых картин режиссера были «Земля» Александра Довженко, «Андрей Рублев»Андрея Тарковского, «Криминальное чтиво»Квентина Тарантино.
- Балабанов был верующим человеком и мечтал попасть в рай, чтобы встретить там своего отца. В последние годы он близко общался с настоятелем храма в Угличе отцом Рафаилом.
Алексей Октябринович Балабанов
А лексей Октябринович Балабанов — один из наиболее известных режиссеров отечественного кинематографа. Дебют артиста пришелся на годы позднего Советского Союза. А наибольший интерес к его работам возник уже после развала страны, ближе к нулевым годам.
Можно без преувеличения сказать, что творческие труды Балабанова — это настоящий памятник того времени. Режиссер еще до начала деятельности в искусстве пережил немало событий. Успел побывать в странах Азии, Африки, принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Пристально наблюдал за бытностью простых людей. Поэтому обладал большим жизненным опытом.
А благодаря природной проницательности создавал очень точные собирательные образы. Поэтому картины Балабанова можно рассматривать в качестве среза общества в сложной политической обстановке того времени.
Фильмы, которые вышли под его руководством, необычны даже для сегодняшнего дня. Режиссер активно экспериментировал, старался привнести что-то новое в кинематограф.
Многие ленты авторства постановщика стали классикой раннего российского кино. Их знают и любят до сих пор.
Среди наиболее известных картин можно назвать следующие: «Брат», «Груз 200», «Жмурки», «Про уродов и людей». Всего за годы творческой деятельности мужчина успел снять более 20 работ.
Детство и юность
Режиссер Алексей Балабанов родился 25-го февраля 1959 года в городе Свердловске. Ныне — это Екатеринбург. На тот момент родители молодого человека не имели отношения к творчеству, кинематографу или театру.
На время рождения ребенка оба были студентами. Отец учился на юридическом факультете. Мать готовилась стать врачом, осваивала медицинскую специальность.
После университета Балабанов старший начал работать в журналистике. А затем устроился на киностудию.
В юные годы Алексей Октябринович не интересовался высоким искусством и совершенно не планировал становиться артистом, связывать свою жизнь с кино. Как признавался сам режиссер, он много времени проводил с дворовыми друзьями и вообще был хулиганистым ребенком.
Молодой человек делал бомбы, которые подкладывал в урны. Такое увлечение пиротехникой Балабанов объяснить не мог. В школьные годы будущий режиссер стал мечтать о путешествиях. Плотно увлекся изучением иностранных языков, поскольку считал, что без этого общаться с людьми в других странах будет невозможно.
Интересно, что от своей детской мечты Балабанов не отступился. Уже после окончания школы, получения аттестата он подал документы в Горьковский пединститут, где всерьез взялся за развитие языковых навыков.
К началу 80-х годов молодой человек получил диплом переводчика. Практически сразу после этого его призвали в вооруженные силы.
В армии Балабанов времени также даром не терял. Сначала молодой человек служил в Витебске. В относительно мирной обстановке он внимательно наблюдал за бытом вооруженных сил, за простыми людьми, сослуживцами. Подмечал детали.
Жизненный опыт и обширный багаж знаний человеческой психологии дали пищу для будущих творческих изысканий. Балабанов отличался прозорливостью, вниманием к деталям и философским складом характера.
Он собирал легенды, слухи и суммировал их с реальными событиями. Весь этот массив информации молодой человек использовал в будущем, чтобы придать реализма фильмам.
В 1983-м году Алексей Балабанов демобилизовался. После окончания службы в армии, он вернулся на Урал. В то время его отец трудился при киностудии в качестве редактора.
Чуть похлопотав, родитель помог сыну устроиться ассистентом режиссера. Во многом это событие стало решающим в жизни молодого человека.
Сложились все предпосылки для развития и раскрытия самобытного таланта режиссера. На творчество Балабанова сильное влияние оказывали культурные устои крупного уральского города.
Столица была далеко, ситуация в стране уже находилась в критическом состоянии. Не удивительно, что именно на середину 80-х годов выдался период расцвета андеграундной культуры во всех ее проявлениях. В первую очередь, это касалось музыки и другого творчества.
Примерно в те же годы будущий постановщик Алексей Балабанов познакомился с классиками развивающегося отечественного рока из группы «Наутилус Помпилиус». А вскоре сдружился с членами коллектива.
Во многом именно благодаря этому Балабанов начал включать композиции группы практически во все свои работы. Ставка была удачной. Песни идеально вписывались в антураж фильмов режиссера. Придавали атмосферу, дополняли картину того времени.
Творчество
Творческая биография Алексея Балабанова началась в 1985-м году. Дебют был неожиданным. Первой работой мужчины стал небольшой дипломный проект знакомого оператора. Алексей выступил постановщиком и автором сценария. Однако это было самое начало творческой деятельности.
Примерно в то же время Балабанов поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где постигал азы профессионального мастерства. Здесь он учился вплоть до начала 90-х.
Первая самостоятельная работа в качестве постановщика приходится на 1987-й год. Проект «Раньше было другое время» — учебный. Однако короткометражка стала вполне самостоятельной и самобытной.
Буквально через год Балабанов снимает второй проект в том же формате. На сей раз — это курсовая работа режиссера. Она получает название «У меня нет друга».
Большой самостоятельной ценности лента не имеет. Однако ее отреставрировали и нередко показывают на фестивалях, тематических сеансах как часть раннего становления Алексея Балабанова.
У меня нет друга (реж. А.Балабанов)Следом была еще пара работ, однако настоящее творчество было впереди. В 1990-м году режиссер переехал в Санкт-Петербург. Примерно в то же время он решил взяться за большие проекты.
Чтобы облегчить себе работу, мужчина совместно с Сергеем Сельяновым, продюсером организовал кинокомпанию СТВ. Именно с ее именем связаны все крупные работы Балабанова.
Первая полнометражка постановщика выходит в свет в 1991-м году. Фильм получает название «Счастливые дни». Социальная драма с элементами абсурда рассказывает историю безымянного питерского человека.
Фильм был довольно сложен для понимания. Однако дебют оказался более чем успешным. Ленту показывали на Каннском кинофестивале. Также ее отметили и в самой России. Главную роль получил Виктор Сухоруков, с которым постановщик будет работать еще не раз.
Счастливые дни | Алексей Балабанов | РетроспективаСпустя почти три года режиссер Балабанов вновь берется за экранизацию сложного произведения. На сей раз его выбор падает на творчество Ф. Кафки. Кино получает название «Замок». Снятая по одноименному произведению писателя, лента предлагает авторскую трактовку его литературного творчества.
Проект вновь становится успешным и приносит своим создателям больше десятка престижных наград.
К концу 90-х имя Алексея Балабанова у всех на слуху. В северной столице его знают практически все представители творческой интеллигенции. Режиссер решает сделать следующий шаг. На сей раз постановщик берется за съемки по оригинальному сценарию. В 1997-м году на большие экраны выходит лента «Брат».
Фильм наглядно показывает быт России после распада страны. Воссоздает атмосферу и социальную обстановку того времени. Главная роль достается Сергею Бодрову-младшему. На его плечи ложится непростая задача — воплотить собирательный образ благородного бандита, народного мстителя того времени, который олицетворял запрос людей на справедливость.
Силами всей съемочной группы, актерского состава, кино получается более чем успешным. Лента удостоилась несколько престижных наград, в том числе гран-при фестиваля «Кинотавр».
Сейчас фильм стал культовой классикой раннего российского кино. Его знают по всей стране и даже за ее пределами. Нередко «Брат» используются в качестве примера, образца правильного режиссерского и актерского подхода. В том числе и зарубежные преподаватели, педагоги.
Через год, в 1998-м Балабанов создает фильм «Про уродов и людей». Изначально ленту планировали как артхаус для узкого круга зрителей, ценителей искусства. Однако драма стала куда более известной.
Буквально за несколько месяцев ее посмотрели по всей стране и за ее пределами. Проект вновь получил статус культового. Как и многие другие работы Балабанова, он оказался довольно сложным для понимания.
В 2000-м году на большие экраны выходит вторая часть дилогии о похождениях Данилы Багрова, «Брат-2». Криминальная драма с элементами боевика получилась не менее удачной. Однако тематика несколько преобразовалась, режиссер по другому расставил акценты.
Еще через 2 года Балабанов снял один из наиболее успешных фильмов о боевых действиях. Картина получила название «Война».
Сразу после выхода на большие экраны на режиссера обрушилась критика. В чем только Балабанова не обвиняли: от неполиткорректности до откровенного шовинизма. Особое недовольство вызывало изображение чеченцев, а также придание позитивного образа военному преступнику Ивану Ермакову.
На деле же все было не так просто, как и всегда в картинах Балабанова. Смыслы были куда глубже. В целом, зрители и критики остались довольны.
С этого момента режиссер решил отступить от серьезного, тяжелого кино и взялся за съемки более понятного, близкого народу проекта. В 2005-м на большие экраны вышла лента «Жмурки», где в ироничном ключе постановщик подавал представления о лихих 90-х.
Еще через год вышла нетипичная для Балабанова лента в мелодраматическом жанре под названием «Мне не больно». Главную роль получила Рената Литвинова.
В 2007-м Балабанов вновь берется за сложные, спорные фильмы. Выходит, пожалуй, самая неоднозначная картина за авторством режиссера. Военная лента получает название «Груз 200». Кино получилось непростым.
На экранах демонстрировалось множество шок-сцен: изнасилования, убийства и пр. Фильм вышел жестоким и тяжелым. Из-за этого очень многие прокатчики не решились демонстрировать ленту на больших экранах.
Обсуждение фильма Груз 200Признание фильм получил несколько позже, когда страсти вокруг него улеглись.
В 2008-м году Балабанов снял вольную трактовку рассказов Михаила Булгакова под собирательным названием «Морфий». Сценаристом выступил Сергей Бодров-младший.
В 2010 вышел один из последних фильмов за авторством режиссера — «Кочегар».
Спустя 2 года в проект вышла финальная работа Балабанова. Драматический фильм с элементами фантастики «Я тоже хочу».
Всего за годы творческой активности режиссер снял более 2-х десятков картин. Из них 14 — игровые, художественные.
Личная жизнь
В биографии артиста было 2 брака. Первой женой стала некто Ирина. От этого союза родился сын Федор. Мужчина получил образование экономиста. Отношения пары продлились недолго, после чего последовал развод. По стопам именитого родителя ребенок не пошел.
В 90-е годы мужчина встретил вторую избранницу. Ей стала Надежда Александровна Васильева (Балабанова), которая в то время работала художником по костюмам.
В 1995-м году в личной жизни Алексея Балабанова и его супруги появился сын. Мальчика назвали Петром.
Брак режиссера и его жены продлился до самой кончины артиста.
Балабанов — гениальный русский режиссер / вДудьСмерть режиссера
Гибель постановщика, любимца миллионов российских зрителей стала настоящей неожиданностью и шоком для всех. Как для простых людей, так и для друзей постановщика, членов профессионального сообщества.
Весной 2013-го года мужчина уехал в город Сестрорецк под Санкт-Петербургом. На момент трагедии он находился на территории санатория «Дюны». Здесь режиссер работал над сценарием к очередной картине.
18-го мая 2013 года мужчина внезапно потерял сознание. В себя он уже не пришел и в тот же день скончался в возрасте 54-х лет. Причиной смерти Алексея Балабанова стала острая сердечная недостаточность, которая развилась на фоне хронического заболевания.
Гражданская панихида не проходила. Последним пристанищем известного режиссера стало Смоленское кладбище города Санкт-Петербург.
Фильмография
Фильмы Алексея Балабанова:
- 1987 — Раньше было другое время
- 1988 — У меня нет друга, или One step beyond
- 1989 — Настя и Егор
- 1989 — О воздушном летании в России
- 1991 — Счастливые дни
- 1991 — Пограничный конфликт
- 1994 — Замок
- 1994 — Откровения незнакомцу
- 1995 — Трофимъ
- 1995 — Сергей Эйзенштейн. Автобиография
- 1997 — Брат
- 1998 — Про уродов и людей
- 2000 — Брат 2
- 2002 — Война
- 2002 — Река (незаконченный)
- 2005 — Жмурки
- 2006 — Мне не больно
- 2007 — Груз 200
- 2008 — Морфий
- 2010 — Кочегар
- 2012 — Я тоже хочу
Ссылки
- Страница в википедии
- Полная фильмография
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/518-aleksej-balabanov.html
- https://biograph.online/aleksej-balabanov/