Биография Михаила Барышникова
Михаил Николаевич Барышников
Михаил Барышников – известный танцовщик балета, актер, балетмейстер, фотограф, коллекционер. В 1974 году не вернулся в СССР после гастролей в Канаде, и стал одним из «невозвращенцев». В 1973 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1978-м номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар».
«Бог танца», «Самый успешный невозвращенец» — это лишь немногие характеристики величайшего артиста балета Михаила Барышникова. Он стал одним из тех, кто оказал большое влияние на судьбу и развитие мирового балета. О выдающихся людях часто говорят, что они сделали себя сами, так вот в случае с Барышниковым это аксиома, не требующая доказательств. Шансы стать мировой знаменитостью у мальчика из самой обычной семьи были призрачными, но он сумел воспользоваться теми крохами, которые подарила ему судьба и оказаться на вершине славы.
Детство
Родина Михаила Барышникова – Латвия. Именно в ее столице – Риге, 27 января 1948 года и родился будущий прославленный танцовщик балета. Его отца звали Николай Барышников, он был кадровым офицером Красной Армии. Мама – Александра Григорьева (в первом браке Киселева), не работала. В Ригу они переехали из-за нового назначения отца по службе. Отец был достаточно жестким человеком со сложным характером, поэтому отношения в семье не складывались, воспитанием сына он практически не занимался. Мама была прямой противоположностью отца, любила искусство и эту любовь прививала маленькому Мише. Они вместе бывали в филармонии, посещали театр.
Миша очень любил маму. В десятилетнем возрасте он заявил родителям, что поступает в балетную школу, и что скоро у него экзамен. Мальчик видел себя на сцене в качестве солиста, но тут внезапно образовалась проблема – маленький рост.
Учитель танца Хелена Тангиева сказала, что он должен хоть немного подрасти, и Миша приложил массу усилий, чтобы стать чуточку выше. Ежедневно он мучил себя сложнейшими упражнениями, от которых сильно болели суставы, но занятия не бросал. В итоге ему удалось стать выше на 4 сантиметра. В настоящее время рост Барышникова 168 см, вес – 65 кг.
Когда Мише исполнилось 12, мама отвезла его на Волгу, к бабушке. Если бы он знал, чем это закончится, может быть попытался что-то исправить, но Миша радовался теплу, лету, речке, а мама в это время наложила на себя руки в их рижской квартире. Причину такого поступка выяснить не удалось. Прошло немного времени, отец привел в дом мачеху. Им не было никакого дела до мальчика, и Миша переехал жить к своему однокласснику Андрису Витиньшу. На протяжении двух лет он жил практически в чужой семье, учился в школе № 22.
Балетом он занимался с ранних лет. Вначале поступил в Рижское хореографическое училище, где его педагогами стали Юрий Капралис и Валентин Блинов. В 16 лет переехал в город на Неве и поступил в Ленинградское хореографическое училище. С этого времени прекратил общаться с отцом. Это училище считалось школой настоящего русского балета, в свое время там учился «неистовый татарин» Рудольф Нуреев, прославившийся на весь мир. Наставником Барышникова, как и когда-то Нуреева стал Александр Пушкин, известный педагог. Такое стечение обстоятельств привело к отличному результату – свою творческую биографию Барышников начал в прославленной «Мариинке».
Балет
В Мариинском театре Михаил оказался в 1967-м, сразу после выпуска из училища. Этим подмосткам он отдал семь лет своей жизни, причем популярность пришла к артисту с первых выступлений. В 1973-м Михаил получил разрешение на проведение творческого вечера, причем репертуар можно было выбрать по своему усмотрению. По его приглашению современные хореографы поставили одноактные балетные танцы. В рамках этого мероприятия Барышников исполнил партии «Дивертисмент», «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя», ставшие вершиной его профессионализма в СССР.
Летом 1974-го танцовщик отправился на гастроли в Канаду, и не вернулся обратно в СССР. Таких тогда называли «невозвращенцами». Барышников попросил политическое убежище, хотя этот выбор дался ему с трудом. Михаила тут же пригласили в Американский театр балета, где он стал солистом, а вскоре занял место руководителя.
Барышников танцевал классику и современные постановки, был автором собственной версии балета «Щелкунчик», сотрудничал с различными хореографами, причем во многих направлениях. Под его руководством собралась сильная труппа, которая участвовала в постановке оригинальной версии балетов «Лебединое озеро» и «Золушка». В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис создали совместный проект, получивший название «Белый дуб». После этого Михаил оставил классический балет.
Следующим этапом в его творческой биографии стал модерн, который в Штатах приравнен к классическому балету. И в этом направлении Барышникову удалось покорить все вершины, он открыл всю красоту мужского танца, его непревзойденность и эстетичность. Сольные балеты Барышникова – это не просто танец, это исповедь, монолог, с помощью которого он хочет подчеркнуть быстротечность жизни и неизбежность смерти.
Фильмы
С 1974-го по 2002-й годы Михаил сотрудничал с кинематографом. С его участием вышло шесть художественных лент, среди которых «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса», «Поворотный момент». За последнюю картину, которая вышла на экраны в 1977-м, артиста номинировали на престижную премию «Оскар», как лучшего исполнителя роли второго плана.
Зрители тепло приняли фильм «Белые ночи», где Барышникову довелось танцевать под композицию «Кони привередливые» Владимира Высоцкого.
В новом веке Михаила позвали на съемочную площадку сериала «Секс в большом городе». Он появился в конце шестого сезона и перевоплотился в художника Александра Петровского, в которого влюблена Кэрри Брэдшоу (ее сыграла Сара Джессика Паркер). После этого фильмография танцовщика пополнилась ролью в картине «Джек Райан. Теория хаоса».
Личная жизнь
Темпераментный и страстный на сцене, Барышников был таким же и в личной жизни. Ходили слухи о его многочисленных романах с партнершами, например с Гелси Киркланд. Поговаривали, что его любовницами были Изабелла Росселлини и Шэрон Стоун. Сам Барышников старался меньше распространяться с журналистами на эту тему, за что ему дали прозвище «человек в футляре».
Свою первую жену – актрису Джессику Лэнг, Михаил встретил весной 1976-го, на светской вечеринке. Ее называли «девушкой Кинг-Конга», за участие в фильме о гигантской обезьяне. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда, несмотря на то, говорили на разных языках. Михаил знал французский, и первое время они изъяснялись только на нем. В 80-е годы супруга подарила Михаилу дочь Александру.
Семейная жизнь проходила бурно, страсти не утихали, и поэтому такой брак долго не продержался. Михаил не был образцовым семьянином, у него и дальше случались романы. Вначале любовные отношения связывали танцовщика и Лайзу Миннелли, потом в его жизни появилась Ума Турман.
Второй женой Барышникова стала его коллега – балерина Лиза Райнхарт. Михаилу всегда казалось, что с американкой он не сможет найти общий язык, слишком разные менталитеты, однако он ошибся. Отношения получились длительными, Лиза бросила сцену и посвятила себя семье. Она родила Барышникову трех детей – Петра, Анну и Софию.
Жизнь Барышникова в Штатах сложилась более чем успешно, не так как у многих эмигрантов. Среди его знакомых были принцесса Диана, Жаклин Кеннеди, Иосиф Бродский. Михаил владеет популярным рестораном «Самовар», в котором подают русскую кухню. Заведение располагается на главной улице Нью-Йорка, в доме, где когда-то жил прославленный Фрэнк Синатра. В этом ресторане часто пел друг Михаила – Иосиф Бродский, а сам танцовщик ему аккомпанировал. В их исполнении часто звучали русские романсы.
Еще Барышников владеет заводом, который выпускает пуанты и одежду для балета. Производит именные духи, которые пользуются не меньшим спросом, чем билеты на его постановки.
В августе 2017-го издание Форбс составило список «ТОП-100 влиятельных русских столетия», и Михаил тоже оказался в этом списке. В Америке его знают в лицо и зовут просто Миша. В 2017-м на голосовании латвийского сейма стоял вопрос о предоставлении Барышникову латвийского гражданства, и все проголосовали единогласно.
Михаил Барышников сегодня
В настоящее время Михаил Барышников – успешный руководитель центра искусств под названием Baryshnikov Arts Center. Кроме этого, он куратор многочисленных бизнес-проектов. При этом находит время для регулярных репетиций у балетного станка, мэтр старается сохранить отличную физическую форму. В планах на ближайшее время расставания со сценой нет.
Михаил Барышников и Алвис Херманис, режиссер нового Рижского театра, работают над балетом «Белый вертолет». Это уже не первая совместная работа двух творческих людей, до этого они представили зрителям совместную постановку «Бродский/Барышников», которую тепло приняли во всем мире.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Биография Михаила Барышникова
Российский и американский артист балета, танцовщик, хореограф и актер Михаил Николаевич Барышников родился 27 января 1948 года в городе Риге Латвийской ССР (ныне Латвия) в семье советского офицера.
C 12 лет учился в Рижском хореографическом училище.
В 1964 году поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) в класс к педагогу Александру Пушкину, наставнику известного артиста балета Рудольфа Нуреева.
В 1967 году, по окончании училища, Барышников был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где вскоре стал ведущим солистом.
В театре он исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса "Дон Кихот", Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского. Барышников выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете на музыку Николая Червинского (1970), Адама в балете "Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова (1971). Принимал участие в экспериментальных работах, исполняя партии Меркуцио в балете "Ромео и Юлия" Гектора Берлиоза (1969), Дафниса в балете "Дафнис и Хлоя" Мориса Равеля (1974) и другие.
Артистизм и хорошая техника вращений, прыжков принесли Барышникову золотые медали на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969).
За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра имени Кирова. Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.
29 июля 1974 года он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле Американского театра балета (АБТ) "Жизель", танцуя с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году осталась на Западе.
В 1974-1978 годах Барышников стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов.
В 1978 году известный хореограф Джордж Баланчин пригласил его в свою труппу New York City Ballet. Барышников выступал в балетах Баланчина "Аполлон" и "Орфей" на музыку Игоря Стравинского, "Блудный сын" Сергея Прокофьева, "Арлекинада" Риккардо Дриго и в некоторых постановках балетмейстера Джерома Роббинса. В 1980-1989 годах он был руководителем и солистом труппы Американского театра балета. Барышниковым была создана оригинальная хореография балета "Золушка" Сергея Прокофьева, редакция "Лебединого озера" хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.
В 1990-2002 годах Барышников был режиссером и танцором проекта White Oak Dance Project ("Танцевальный проект "Белый дуб"), который он учредил вместе хореографом Марком Моррисом.
В 2005 году балетмейстер основал Центр искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), в котором он стал художественным руководителем. В программах центра ежегодно участвую более 700 артистов, аудитория насчитывает свыше 22 тысяч зрителей.
Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств. В 1982-1987 годах он выступал в специально созданных для него телепрограммах "Барышников на Бродвее", "Барышников в Голливуде", "Барышников: танец и танцовщик". В 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле "Метаморфозы" на Бродвее.
В спектакле хореографа Элиота Фелда Mr. XYZ (2003) он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в "Запрещенном рождестве" (2004) по сценарию грузинского режиссера Резо Габриадзе — роль сумасшедшего.
В 2011 году в Хельсинки Михаил Барышников сыграл главную роль в премьерном спектакле "В Париже", поставленном режиссером Дмитрием Крымовым по рассказам Ивана Бунина.
Среди его театральных проектов последних лет — моноспектакли "Бродский/Барышников" и "Письмо человеку".
В кино Барышников дебютировал в 1968 году в фильме-спектакле "Город и песня" (1968). Затем последовали фильм-балет "Сказ о холопе Никишке" (1969) и фильм-спектакль "Фиеста" (1971). В США за роль в картине "Поворотный пункт" (The Turning Point, 1977) он был номинирован на премию "Оскар". Барышников снимался в главных ролях в фильмах "Белые ночи" (White Nights, 1985), "Дело фирмы" (Company Business, 1991), "Кабинет доктора Рамиреса" (Cabinet of Dr. Ramirez, 1991). В сериале "Секс в большом городе" (Sex and the City, 2003-2004) он сыграл художника Александра Петровского.
В 2014 году он появился в небольшой роли в фильме "Джек Райан: Теория хаоса" (Jack Ryan: Shadow Recruit).
Барышников известен и как фотограф и коллекционер. В 2005 году в Москве прошла его фотовыставка "Мгновения". В декабре 2012 года в нью-йоркской галерее АВА открылась выставка арт-коллекции Барышникова "Искусство, с которым я живу", где представлено более 100 графических работ известных художников, таких как Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Жан Кокто и Рауль Дюфи.
Среди наград Михаила Барышникова — премия Вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди (2000). Он был трижды удостоен премии "Эмми" (1979, 1980, 1989), а также специальной премии "Давид Донателло" (1978).
В 2010 году артисту было присвоено звание офицера французского ордена Почетного легиона.
В 2017 году получил престижную японскую премию в области искусства Praemium Imperiale.
В 2017 году он вошел число ста самых влиятельных людей столетия по версии журнала Forbes.
В 2017 году Барышникову, являющемуся гражданином США, сейм Латвии предоставил латвийское гражданство за особые заслуги.
Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Райнхарт, внучке известного немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. В семье трое детей — Питер (1989 года рождения), Анна (1992 года рождения) и София (1994 года рождения). У балетмейстера есть дочь Александра (1981 года рождения) от актрисы Джессики Лэнг.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Михаил Барышников
Михаил Барышников — советский, американский и латвийский артист балета, балетмейстер, актёр. Является одним из самых выдающихся и ярких танцовщиков мирового балета, а также одной из самых влиятельных фигур в современном театральном искусстве. Свою карьеру начал как артист советского Мариинского театра, однако позднее, став невозвращенцем, выступал на сценах американских театров.
Что нам известно о Михаиле Барышникове
Полное имя:
Барышников Михаил Николаевич
Дата рождения:
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Михаилу Барышникову:
Место рождения:
Латвийская ССР, г. Рига
Гражданство:
Семейное положение:
Дети:
Рост Михаила Барышникова:
Вес:
Род деятельности:
Артист балета, Балетмейстер, Актер
Видео с участием Михаила Барышникова
Предлагаем вам посмотреть видео про Михаила Барышникова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Барышников Михаил Николаевич - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Ранние годы и образование
Барышников Михаил Николаевич родился 27 января 1948 года в латвийской столице – Риге. Отец будущей легенды мирового балета, офицер Красной армии, был жёстким человеком с тяжёлым характером и почти не уделял времени воспитанию сына, что стало причиной охлаждения между ними в будущем. Главным человеком в жизни артиста всегда была мать: именно она привила сыну любовь к искусству. Так, уже с детских лет она водила мальчика на театральные постановки и в филармонию.
Когда же Михаилу Барышникову исполнилось 9 лет, он определился с выбором будущей профессии: мальчик заявил родителям о своём желании стать артистом балета. Вскоре после этого он поступил в хореографическое училище Риги, где начал обучение под руководством педагога Юриса Капралиса. Последний не только помог юному танцовщику раскрыть свой творческий потенциал, но и стал для него главным наставником.
В 12-летнем возрасте мальчик пережил самое сильное потрясение в своей жизни. Вместе с матерью он отправился в поездку на Волгу, где остался у бабушки на каникулы, — тогда он даже не подозревал, что видел мать в последний раз. После этого женщина вернулась в Латвию и покончила с собой. Причина, подтолкнувшая её на такой страшный поступок, так и осталась неизвестной. Вскоре после этого отец женился снова, и мальчик оказался лишним в его новой семье.
В этот период юный танцор много и плодотворно работает в танцевальной студии и совершенствует свою технику. Зная о том, что невысокий рост может повредить его будущей карьере, он проводит много часов за тяжёлыми тренировками, которые оказывают большую нагрузку на его тело. В конечном итоге ему удаётся вырасти ещё на несколько сантиметров (рост артиста – 170 см). Когда же ему исполняется 16 лет, он отправляется на гастроли в Ленинград.
Одним из зрителей спектакля рижского театра становится Александр Иванович Пушкин — знаменитый педагог Ленинградского хореографического училища. Мэтр сразу же обращает внимание на мастерство юного танцовщика и предлагает ему продолжить обучение в Ленинграде. Воспользовавшись этим предложением, молодой человек проходит вступительный экзамен в одну из старейших балетных школ мира.
Вскоре он становится протеже Александра Ивановича Пушкина, к тому моменту уже воспитавшего целую плеяду звёзд мирового балета и известного в качестве наставника легендарного танцовщика и балетмейстера Рудольфа Нуреева. Под руководством именитого педагога Михаил Барышников продолжает оттачивать своё мастерство и в скором времени получает возможность продемонстрировать свой талант в полной мере. В возрасте 19 лет он становится солистом Мариинского театра.
Михаил Барышников в молодости
Молодой Михаил Барышников
Балетная карьера
С этого момента Михаил Барышников принимает активное участие в постановках классического репертуара русского и мирового балета. Он получает ведущие партии в балете «Дон Кихот» по знаменитому произведению Мигеля Сервантеса и в постановке «Спящей красавицы» композитора Петра Чайковского. Кроме того, молодой артист получает возможность сыграть шекспировского Гамлета в балете Николая Червинского.
Признание не заставляет себя долго ждать. В 1973 году он выступает в качестве организатора творческого вечера, для которого самостоятельно подбирает репертуар. Михаил Барышников сотрудничает с ведущими хореографами, а на самом вечере ставит балеты, позднее названные вершиной творчества русского танцовщика. В это же время он гастролирует с труппой за рубежом, однако одна из поездок кардинально меняет всю дальнейшую судьбу артиста.
Так, в 1974 году он отправляется в Канаду, где его театр ставит серию спектаклей. За два дня до завершения гастролей Барышников принимает решение о бегстве из СССР и вместе с ранее эмигрировавшим танцором Александром Минцем и канадским балетным критиком Джоном Фразером начинает подготовку к реализации своего плана. Так, предполагается, что сразу после последнего спектакля артист выйдет из театра, где его будет ждать машина.
Несмотря на предельную простоту, этот план почти был сорван: после завершения спектакля зрители не могли отпустить танцовщика и раз за разом вызывали его на поклон. Кроме того, надеясь получить автограф, поклонники ожидали его снаружи театра. В результате Михаил Барышников был задержан ими более чем на полчаса, однако ему всё же удалось добраться до машины. Таким образом, в возрасте 26 лет знаменитый русский танцовщик стал невозвращенцем.
Он получает политическое убежище в Америке, а свой удавшийся побег позднее называет одной из самых больших удач в жизни. По словам Барышникова, на такое серьёзное решение его подтолкнуло многое: в те годы он уже разорвал отношения с отцом, а на советской сцене исполнил всё, что только хотел исполнить. Постоянное чувство неудовлетворённости собственной жизнью подтолкнуло его искать новый путь творческой реализации.
Новость о бегстве Барышникова из Советского Союза стала главным событием в мире театрального искусства. Если советский балет понёс большую потерю в его лице, то сотрудничество с ним стало большим подарком для США. Таким образом, американский театр получил шанс превзойти русскую балетную школу, пользующуюся признанием во всём мире. Артист был приглашён в Американский театр балета — одну из ведущих балетных школ США.
С этого времени Михаил Барышников работает и живёт в Нью-Йорке. В качестве премьера труппы он принимает участие во многих классических постановках, а позднее становится руководителем театра. В рамках своих творческих проектов он сотрудничает с ведущими европейскими и американскими хореографами. Самыми выдающимися работами этого периода становятся его собственные интерпретации балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского.
В эти же годы артист сближается с поэтом Иосифом Бродским. По его воспоминаниям, дружбе с ним предшествовало весьма экстравагантное знакомство. Так, Бродский согласился перейти на «ты» при условии, что он подберёт обоим прозвища: «…вместо Миша, он по созвучию предложил называть меня Мышь… Для себя он выбрал парное к моей новой кличке имя — “кот Джозеф” — и тут же добавил: “Мяу!”».
Два гения использовали эти прозвища по отношению друг к другу в течение всех долгих лет дружбы. В годы эмиграции Бродский становится для Барышникова одним из самых близких людей. Сам же нобелевский лауреат регулярно дарит товарищу свои новые книги стихов, а также посвящает ему несколько произведений. Среди них наиболее известны «Раньше мы поливали газон из лейки…» и «Классический балет есть замок красоты…».
Артист балета Михаил Барышников
Проект «Белый дуб» и Центр искусств Барышникова
В 1990 году, в возрасте 42 лет, Михаил Барышников уходит из классического балета, чтобы посвятить себя новым направлениям театрального искусства. В это же время он создаёт проект «Белый дуб», ключевым направлением которого становится современный танец. На этом этапе творчества уже известный во всём мире танцовщик получает возможность реализовать свой талант в полной мере.
Освободившись от жёстких рамок классического балета, артист много экспериментирует и привносит в танец модерн большое количество новаторских идей. Новое шоу в его исполнении представляет собой не столько театральную постановку, сколько танец-исповедь, который позволяет ему высказаться о силе и слабости человека, быстротечности времени и искусстве. Эти сольные балеты становятся новой вершиной в творчестве танцора.
Одним из самых ярких выступлений этого периода является его танец под звук биения собственного сердца. Так, Барышников выходит на сцену в абсолютной тишине с электродами на груди, соединёнными со звуковым оборудованием зала. Единственное, что слышит зритель, — это биение сердца артиста. Оно же определяет то, каким будет его танец: то учащаясь, то замедляясь, ритм сердца определяет его движения на сцене.
«Белый дуб» становится главным проектом в творчестве русского танцовщика на следующие 12 лет. После его закрытия в 2002 году артист принимает решение о создании Центра искусств Барышникова. В одном из более поздних интервью мэтр называет его важнейшим в своей жизни проектом и характеризует центр искусств как площадку, в рамках которой молодые танцовщики могут пользоваться полной свободой творчества.
Барышников Михаил Николаевич
Рабата в театре и кино
В 1977 году Михаил Барышников дебютирует в кино: он снимается в драме Герберта Росса «Поворотный пункт». Эта картина позволяет ему войти в число претендентов на победу сразу в двух престижных кинопремиях: как лучший актёр второго плана он номинируется на «Оскар» и «Золотой глобус». В 1985 году выходит ещё одна кинолента с участием легендарного танцора балета: он играет ключевую роль в драме «Белые ночи».
Сюжет данной картины во многом перекликается с биографией самого артиста. Как и он сам, его герой является советским танцовщиком и, желая обрести свободу, решается на побег из страны и становится резидентом США. Художественный фильм был тепло принят аудиторией, а больше всего зрителям полюбился эпизод с его танцем под песню «Кони привередливые» поэта и барда Владимира Высоцкого. Позднее вышли ещё несколько картин с участием Барышникова.
В 1988 году вместе с поэтом и близким другом Иосифом Бродским артист занялся ресторанным бизнесом. На одной из главных улиц Нью-Йорка они открыли ресторан «Русский самовар», который вскоре стал одним из ключевых центров русской культуры в Америке. Оба мэтра были завсегдатаями этого заведения, и, по воспоминаниям людей из их окружения, в ресторане часто можно было услышать русские романсы в их исполнении.
Затем последовал длительный перерыв – артист возвращается к работе в кино лишь в 2004 году. Он присоединяется к актёрскому составу на съёмках завершительного сезона популярного телесериала «Секс в большом городе». В этом телевизионном проекте Барышников играет нового возлюбленного главной героини Кэрри Брэдшоу — русского художника Александра Петровского. Впоследствии эта роль становится одной из самых известных в фильмографии артиста.
В 2013 году, в рамках Манчестерского международного фестиваля, вместе с режиссёром Робертом Уилсоном и американским актёром Уиллемом Дефо звездой мирового балета был представлена новая постановка — спектакль «Старуха» по одноимённой повести советского писателя Даниила Хармса. А через год состоялась премьера американской шпионской киноленты «Джек Райан: Теория хаоса», где Барышников сыграл одного из второплановых героев.
В 2015 году артист начинает сотрудничать с Новым Рижским театром и ставит на его сцене моноспектакль по творчеству Иосифа Бродского. Это шоу существенно отличается от предыдущих работ артиста и не предполагает танца: на протяжении всей постановки Барышников читает стихи русского поэта. Эта премьера становится одним из главных событий в мировом искусстве, и цены на билеты возрастают с 40 до 1800 евро.
Михаил Барышников и Хелен Миррен в фильме «Белые ночи» (1985)
Фильмография Михаила Барышникова
- 2014 Джек Райан: Теория хаоса Роль: Сергей Александрович Сорокин, министр внутренних дел России
- 1998 - 2004 Секс в большом городе Роль: Александр Петровский
- 1991 Дело фирмы Роль: Пётр Иванович Грушенко
- 1987 Танцоры Роль: Тони
- 1985 Белые ночи Роль: Коля Родченко
- 1984 Дон Кихот Роль: Базиль
- 1980 Кармен Роль: Дон Хосе
- 1977 Щелкунчик Роль: принц
- 1977 Поворотный пункт Роль: Юрий Копейкин
- 1971 Фиеста Роль: Педро Ромеро, матадор
Михаил Барышников и Джин Хэкмен в фильме «Дело фирмы» (1991)
Личная жизнь и семья Михаила Барышникова
Как и на театральной сцене, в личной жизни Михаил Барышников всегда был страстным и эмоциональным мужчиной. Долгие годы об увлечениях знаменитого танцовщика ходили всевозможные слухи. Ему приписывали романы не только с его партнёршами, но и со многими голливудскими звёздами, включая Шерон Стоун и Изабеллу Росселлини. Сам же артист предпочитал не комментировать домыслы прессы и, как правило, игнорировал провокационные вопросы.
В 1976 году стало известно о его романе с американской актрисой Джессикой Лэнг. Они познакомились на одной из светских вечеринок, и между ними сразу же возникла симпатия. На тот момент Барышников почти не говорил по-английски. Однако языковой барьер не стал препятствием для их отношений: в общении друг с другом они использовали французский. В 1981 году у них родилась дочь Александра, которая, как и отец, выбрала карьеру танцовщицы.
Влюблённые прожили вместе шесть лет без вступления в брак. И хотя оба пытались сохранить отношения ради ребёнка, они расстались через год после рождения дочери. Одной из причин разрыва стала ревность Лэнг к актрисе Лайзе Миннелли, с которой Барышников работал на бродвейской сцене. После этого в течение долгого времени артист предпочитал лишь мимолётные романы. Отвечая на вопросы о своём отношении к браку, он называл себя «агностиком».
Тем не менее позднее танцовщик всё же решился на официальный брачный союз: его избранницей стала артистка балета Лиза Райнхарт. В 1989 году у пары родился сын Пётр, а ещё через несколько лет появились на свет дочери Анна (1992) и София (1994). Чтобы заботиться о детях и муже, Райнхарт оставила сцену. Вслед за родителями дети выбрали творческие профессии: Пётр профессионально занимается фотографией, а средняя дочь Барышникова, Анна, стала актрисой.
Позднее Михаил Барышников обратился с письмом к латвийскому парламенту, в котором выразил желание получить гражданство Латвии. Уже в 2017 году, согласно единогласному решению латвийского сейма, он стал её резидентом, после чего вместе с семьёй фактически начал жить на две страны. В это же время артист был включён американским изданием Forbes в сотню самых влиятельных русских людей ХХ столетия.
Михаил Барышников и Джессика Лэнг
Михаил Барышников и его жена Лиза Райнхарт
Михаил Барышников сейчас
В настоящее время Михаил Барышников продолжает много и плодотворно работать. Он является художественным директором Центра искусств, основанного им ещё в начале 2000-х. Кроме того, легенда мирового балета не перестаёт выходить на сцену. По его признанию, артист и сейчас не представляет своей жизни без танца. Стараясь сохранить своё тело в хорошей физической форме, Михаил Николаевич ежедневно тренируется.
В середине 2010-х годов был поставлен спектакль «Хип-хоп Щелкунчик». А в 2022 году состоялась премьера одноимённого музыкального комедийного фильма американского производства, в котором танцует Михаил Барышников. Проект, в котором принимают участие преимущественно чернокожие артисты, представляет собой рэп-версию легендарного балета на музыку Петра Чайковского. Его действие разворачивается в 1980-х годах на улицах и в барах Нью-Йорка.
Награды и звания Михаила Барышникова
- 2021 Командор ордена Трёх звёзд
- 2018 Почётный гражданин Тбилиси
- 2017 Императорская премия Японии
- 2000 Национальная медаль США в области искусств
- 2000 Премия центра Кеннеди
- 1973 Заслуженный артист РСФСР
- Актеры и актрисы сериала "Секс в большом городе"
- Американские актеры
- Советские актеры
- Советские артисты балета
- Советские балетмейстеры
Источники:
- https://biographe.ru/znamenitosti/mihail-barishnikov/
- https://ria.ru/20180127/1513290431.html
- https://great-peoples.ru/baryshnikov-mixail-nikolaevich