Биография Михаила Барышникова

Михаил Николаевич Барышников

Михаил Барышников – известный танцовщик балета, актер, балетмейстер, фотограф, коллекционер. В 1974 году не вернулся в СССР после гастролей в Канаде, и стал одним из «невозвращенцев». В 1973 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1978-м номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар».

«Бог танца», «Самый успешный невозвращенец» — это лишь немногие характеристики величайшего артиста балета Михаила Барышникова. Он стал одним из тех, кто оказал большое влияние на судьбу и развитие мирового балета. О выдающихся людях часто говорят, что они сделали себя сами, так вот в случае с Барышниковым это аксиома, не требующая доказательств. Шансы стать мировой знаменитостью у мальчика из самой обычной семьи были призрачными, но он сумел воспользоваться теми крохами, которые подарила ему судьба и оказаться на вершине славы.

Детство

Родина Михаила Барышникова – Латвия. Именно в ее столице – Риге, 27 января 1948 года и родился будущий прославленный танцовщик балета. Его отца звали Николай Барышников, он был кадровым офицером Красной Армии. Мама – Александра Григорьева (в первом браке Киселева), не работала. В Ригу они переехали из-за нового назначения отца по службе. Отец был достаточно жестким человеком со сложным характером, поэтому отношения в семье не складывались, воспитанием сына он практически не занимался. Мама была прямой противоположностью отца, любила искусство и эту любовь прививала маленькому Мише. Они вместе бывали в филармонии, посещали театр.

Миша очень любил маму. В десятилетнем возрасте он заявил родителям, что поступает в балетную школу, и что скоро у него экзамен. Мальчик видел себя на сцене в качестве солиста, но тут внезапно образовалась проблема – маленький рост.

Михаил Николаевич Барышников

Учитель танца Хелена Тангиева сказала, что он должен хоть немного подрасти, и Миша приложил массу усилий, чтобы стать чуточку выше. Ежедневно он мучил себя сложнейшими упражнениями, от которых сильно болели суставы, но занятия не бросал. В итоге ему удалось стать выше на 4 сантиметра. В настоящее время рост Барышникова 168 см, вес – 65 кг.

Когда Мише исполнилось 12, мама отвезла его на Волгу, к бабушке. Если бы он знал, чем это закончится, может быть попытался что-то исправить, но Миша радовался теплу, лету, речке, а мама в это время наложила на себя руки в их рижской квартире. Причину такого поступка выяснить не удалось. Прошло немного времени, отец привел в дом мачеху. Им не было никакого дела до мальчика, и Миша переехал жить к своему однокласснику Андрису Витиньшу. На протяжении двух лет он жил практически в чужой семье, учился в школе № 22.

Михаил Николаевич Барышников

Балетом он занимался с ранних лет. Вначале поступил в Рижское хореографическое училище, где его педагогами стали Юрий Капралис и Валентин Блинов. В 16 лет переехал в город на Неве и поступил в Ленинградское хореографическое училище. С этого времени прекратил общаться с отцом. Это училище считалось школой настоящего русского балета, в свое время там учился «неистовый татарин» Рудольф Нуреев, прославившийся на весь мир. Наставником Барышникова, как и когда-то Нуреева стал Александр Пушкин, известный педагог. Такое стечение обстоятельств привело к отличному результату – свою творческую биографию Барышников начал в прославленной «Мариинке».

Балет

В Мариинском театре Михаил оказался в 1967-м, сразу после выпуска из училища. Этим подмосткам он отдал семь лет своей жизни, причем популярность пришла к артисту с первых выступлений. В 1973-м Михаил получил разрешение на проведение творческого вечера, причем репертуар можно было выбрать по своему усмотрению. По его приглашению современные хореографы поставили одноактные балетные танцы. В рамках этого мероприятия Барышников исполнил партии «Дивертисмент», «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя», ставшие вершиной его профессионализма в СССР.

Летом 1974-го танцовщик отправился на гастроли в Канаду, и не вернулся обратно в СССР. Таких тогда называли «невозвращенцами». Барышников попросил политическое убежище, хотя этот выбор дался ему с трудом. Михаила тут же пригласили в Американский театр балета, где он стал солистом, а вскоре занял место руководителя.

Барышников танцевал классику и современные постановки, был автором собственной версии балета «Щелкунчик», сотрудничал с различными хореографами, причем во многих направлениях. Под его руководством собралась сильная труппа, которая участвовала в постановке оригинальной версии балетов «Лебединое озеро» и «Золушка». В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис создали совместный проект, получивший название «Белый дуб». После этого Михаил оставил классический балет.

Следующим этапом в его творческой биографии стал модерн, который в Штатах приравнен к классическому балету. И в этом направлении Барышникову удалось покорить все вершины, он открыл всю красоту мужского танца, его непревзойденность и эстетичность. Сольные балеты Барышникова – это не просто танец, это исповедь, монолог, с помощью которого он хочет подчеркнуть быстротечность жизни и неизбежность смерти.

Фильмы

С 1974-го по 2002-й годы Михаил сотрудничал с кинематографом. С его участием вышло шесть художественных лент, среди которых «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса», «Поворотный момент». За последнюю картину, которая вышла на экраны в 1977-м, артиста номинировали на престижную премию «Оскар», как лучшего исполнителя роли второго плана.

Михаил Николаевич Барышников

Зрители тепло приняли фильм «Белые ночи», где Барышникову довелось танцевать под композицию «Кони привередливые» Владимира Высоцкого.

В новом веке Михаила позвали на съемочную площадку сериала «Секс в большом городе». Он появился в конце шестого сезона и перевоплотился в художника Александра Петровского, в которого влюблена Кэрри Брэдшоу (ее сыграла Сара Джессика Паркер). После этого фильмография танцовщика пополнилась ролью в картине «Джек Райан. Теория хаоса».

Личная жизнь

Темпераментный и страстный на сцене, Барышников был таким же и в личной жизни. Ходили слухи о его многочисленных романах с партнершами, например с Гелси Киркланд. Поговаривали, что его любовницами были Изабелла Росселлини и Шэрон Стоун. Сам Барышников старался меньше распространяться с журналистами на эту тему, за что ему дали прозвище «человек в футляре».

Михаил Николаевич Барышников

Свою первую жену – актрису Джессику Лэнг, Михаил встретил весной 1976-го, на светской вечеринке. Ее называли «девушкой Кинг-Конга», за участие в фильме о гигантской обезьяне. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда, несмотря на то, говорили на разных языках. Михаил знал французский, и первое время они изъяснялись только на нем. В 80-е годы супруга подарила Михаилу дочь Александру.

Семейная жизнь проходила бурно, страсти не утихали, и поэтому такой брак долго не продержался. Михаил не был образцовым семьянином, у него и дальше случались романы. Вначале любовные отношения связывали танцовщика и Лайзу Миннелли, потом в его жизни появилась Ума Турман.

Михаил Николаевич Барышников

Второй женой Барышникова стала его коллега – балерина Лиза Райнхарт. Михаилу всегда казалось, что с американкой он не сможет найти общий язык, слишком разные менталитеты, однако он ошибся. Отношения получились длительными, Лиза бросила сцену и посвятила себя семье. Она родила Барышникову трех детей – Петра, Анну и Софию.

Жизнь Барышникова в Штатах сложилась более чем успешно, не так как у многих эмигрантов. Среди его знакомых были принцесса Диана, Жаклин Кеннеди, Иосиф Бродский. Михаил владеет популярным рестораном «Самовар», в котором подают русскую кухню. Заведение располагается на главной улице Нью-Йорка, в доме, где когда-то жил прославленный Фрэнк Синатра. В этом ресторане часто пел друг Михаила – Иосиф Бродский, а сам танцовщик ему аккомпанировал. В их исполнении часто звучали русские романсы.

Михаил Николаевич Барышников

Еще Барышников владеет заводом, который выпускает пуанты и одежду для балета. Производит именные духи, которые пользуются не меньшим спросом, чем билеты на его постановки.

В августе 2017-го издание Форбс составило список «ТОП-100 влиятельных русских столетия», и Михаил тоже оказался в этом списке. В Америке его знают в лицо и зовут просто Миша. В 2017-м на голосовании латвийского сейма стоял вопрос о предоставлении Барышникову латвийского гражданства, и все проголосовали единогласно.

Михаил Барышников сегодня

В настоящее время Михаил Барышников – успешный руководитель центра искусств под названием Baryshnikov Arts Center. Кроме этого, он куратор многочисленных бизнес-проектов. При этом находит время для регулярных репетиций у балетного станка, мэтр старается сохранить отличную физическую форму. В планах на ближайшее время расставания со сценой нет.

Михаил Николаевич Барышников

Михаил Барышников и Алвис Херманис, режиссер нового Рижского театра, работают над балетом «Белый вертолет». Это уже не первая совместная работа двух творческих людей, до этого они представили зрителям совместную постановку «Бродский/Барышников», которую тепло приняли во всем мире.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Михаила Барышникова

Михаил Барышников на фотовыставке Dance This Way в Майами

Российский и американский артист балета, танцовщик, хореограф и актер Михаил Николаевич Барышников родился 27 января 1948 года в городе Риге Латвийской ССР (ныне Латвия) в семье советского офицера.

C 12 лет учился в Рижском хореографическом училище.

В 1964 году поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) в класс к педагогу Александру Пушкину, наставнику известного артиста балета Рудольфа Нуреева.

В 1967 году, по окончании училища, Барышников был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где вскоре стал ведущим солистом.

В театре он исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса "Дон Кихот", Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского. Барышников выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете на музыку Николая Червинского (1970), Адама в балете "Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова (1971). Принимал участие в экспериментальных работах, исполняя партии Меркуцио в балете "Ромео и Юлия" Гектора Берлиоза (1969), Дафниса в балете "Дафнис и Хлоя" Мориса Равеля (1974) и другие.

Артистизм и хорошая техника вращений, прыжков принесли Барышникову золотые медали на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969).

За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра имени Кирова. Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.

29 июля 1974 года он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле Американского театра балета (АБТ) "Жизель", танцуя с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году осталась на Западе.

В 1974-1978 годах Барышников стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов.

В 1978 году известный хореограф Джордж Баланчин пригласил его в свою труппу New York City Ballet. Барышников выступал в балетах Баланчина "Аполлон" и "Орфей" на музыку Игоря Стравинского, "Блудный сын" Сергея Прокофьева, "Арлекинада" Риккардо Дриго и в некоторых постановках балетмейстера Джерома Роббинса. В 1980-1989 годах он был руководителем и солистом труппы Американского театра балета. Барышниковым была создана оригинальная хореография балета "Золушка" Сергея Прокофьева, редакция "Лебединого озера" хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.

В 1990-2002 годах Барышников был режиссером и танцором проекта White Oak Dance Project ("Танцевальный проект "Белый дуб"), который он учредил вместе хореографом Марком Моррисом.

В 2005 году балетмейстер основал Центр искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), в котором он стал художественным руководителем. В программах центра ежегодно участвую более 700 артистов, аудитория насчитывает свыше 22 тысяч зрителей.

Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств. В 1982-1987 годах он выступал в специально созданных для него телепрограммах "Барышников на Бродвее", "Барышников в Голливуде", "Барышников: танец и танцовщик". В 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле "Метаморфозы" на Бродвее.

В спектакле хореографа Элиота Фелда Mr. XYZ (2003) он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в "Запрещенном рождестве" (2004) по сценарию грузинского режиссера Резо Габриадзе — роль сумасшедшего.

В 2011 году в Хельсинки Михаил Барышников сыграл главную роль в премьерном спектакле "В Париже", поставленном режиссером Дмитрием Крымовым по рассказам Ивана Бунина.

Среди его театральных проектов последних лет — моноспектакли "Бродский/Барышников" и "Письмо человеку".

В кино Барышников дебютировал в 1968 году в фильме-спектакле "Город и песня" (1968). Затем последовали фильм-балет "Сказ о холопе Никишке" (1969) и фильм-спектакль "Фиеста" (1971). В США за роль в картине "Поворотный пункт" (The Turning Point, 1977) он был номинирован на премию "Оскар". Барышников снимался в главных ролях в фильмах "Белые ночи" (White Nights, 1985), "Дело фирмы" (Company Business, 1991), "Кабинет доктора Рамиреса" (Cabinet of Dr. Ramirez, 1991). В сериале "Секс в большом городе" (Sex and the City, 2003-2004) он сыграл художника Александра Петровского.

В 2014 году он появился в небольшой роли в фильме "Джек Райан: Теория хаоса" (Jack Ryan: Shadow Recruit).

Барышников известен и как фотограф и коллекционер. В 2005 году в Москве прошла его фотовыставка "Мгновения". В декабре 2012 года в нью-йоркской галерее АВА открылась выставка арт-коллекции Барышникова "Искусство, с которым я живу", где представлено более 100 графических работ известных художников, таких как Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Жан Кокто и Рауль Дюфи.

Среди наград Михаила Барышникова — премия Вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди (2000). Он был трижды удостоен премии "Эмми" (1979, 1980, 1989), а также специальной премии "Давид Донателло" (1978).

В 2010 году артисту было присвоено звание офицера французского ордена Почетного легиона.

В 2017 году получил престижную японскую премию в области искусства Praemium Imperiale.

В 2017 году он вошел число ста самых влиятельных людей столетия по версии журнала Forbes.

В 2017 году Барышникову, являющемуся гражданином США, сейм Латвии предоставил латвийское гражданство за особые заслуги.

Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Райнхарт, внучке известного немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. В семье трое детей — Питер (1989 года рождения), Анна (1992 года рождения) и София (1994 года рождения). У балетмейстера есть дочь Александра (1981 года рождения) от актрисы Джессики Лэнг.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Михаил Барышников

Барышников Михаил Николаевич

Михаил Барышников — советский, американский и латвийский артист балета, балетмейстер, актёр. Является одним из самых выдающихся и ярких танцовщиков мирового балета, а также одной из самых влиятельных фигур в современном театральном искусстве. Свою карьеру начал как артист советского Мариинского театра, однако позднее, став невозвращенцем, выступал на сценах американских театров.

Что нам известно о Михаиле Барышникове

Полное имя:

Барышников Михаил Николаевич

Дата рождения:
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Михаилу Барышникову:
Место рождения:

Латвийская ССР, г. Рига

Гражданство:
Семейное положение:
Дети:
Рост Михаила Барышникова:
Вес:
Род деятельности:

Артист балета, Балетмейстер, Актер

Видео с участием Михаила Барышникова

Предлагаем вам посмотреть видео про Михаила Барышникова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Барышников Михаил Николаевич - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы и образование

Барышников Михаил Николаевич родился 27 января 1948 года в латвийской столице – Риге. Отец будущей легенды мирового балета, офицер Красной армии, был жёстким человеком с тяжёлым характером и почти не уделял времени воспитанию сына, что стало причиной охлаждения между ними в будущем. Главным человеком в жизни артиста всегда была мать: именно она привила сыну любовь к искусству. Так, уже с детских лет она водила мальчика на театральные постановки и в филармонию.

Когда же Михаилу Барышникову исполнилось 9 лет, он определился с выбором будущей профессии: мальчик заявил родителям о своём желании стать артистом балета. Вскоре после этого он поступил в хореографическое училище Риги, где начал обучение под руководством педагога Юриса Капралиса. Последний не только помог юному танцовщику раскрыть свой творческий потенциал, но и стал для него главным наставником.

В 12-летнем возрасте мальчик пережил самое сильное потрясение в своей жизни. Вместе с матерью он отправился в поездку на Волгу, где остался у бабушки на каникулы, — тогда он даже не подозревал, что видел мать в последний раз. После этого женщина вернулась в Латвию и покончила с собой. Причина, подтолкнувшая её на такой страшный поступок, так и осталась неизвестной. Вскоре после этого отец женился снова, и мальчик оказался лишним в его новой семье.

В этот период юный танцор много и плодотворно работает в танцевальной студии и совершенствует свою технику. Зная о том, что невысокий рост может повредить его будущей карьере, он проводит много часов за тяжёлыми тренировками, которые оказывают большую нагрузку на его тело. В конечном итоге ему удаётся вырасти ещё на несколько сантиметров (рост артиста – 170 см). Когда же ему исполняется 16 лет, он отправляется на гастроли в Ленинград.

Одним из зрителей спектакля рижского театра становится Александр Иванович Пушкин — знаменитый педагог Ленинградского хореографического училища. Мэтр сразу же обращает внимание на мастерство юного танцовщика и предлагает ему продолжить обучение в Ленинграде. Воспользовавшись этим предложением, молодой человек проходит вступительный экзамен в одну из старейших балетных школ мира.

Вскоре он становится протеже Александра Ивановича Пушкина, к тому моменту уже воспитавшего целую плеяду звёзд мирового балета и известного в качестве наставника легендарного танцовщика и балетмейстера Рудольфа Нуреева. Под руководством именитого педагога Михаил Барышников продолжает оттачивать своё мастерство и в скором времени получает возможность продемонстрировать свой талант в полной мере. В возрасте 19 лет он становится солистом Мариинского театра.

Михаил Барышников в молодости

Молодой Михаил Барышников

Балетная карьера

С этого момента Михаил Барышников принимает активное участие в постановках классического репертуара русского и мирового балета. Он получает ведущие партии в балете «Дон Кихот» по знаменитому произведению Мигеля Сервантеса и в постановке «Спящей красавицы» композитора Петра Чайковского. Кроме того, молодой артист получает возможность сыграть шекспировского Гамлета в балете Николая Червинского.

Признание не заставляет себя долго ждать. В 1973 году он выступает в качестве организатора творческого вечера, для которого самостоятельно подбирает репертуар. Михаил Барышников сотрудничает с ведущими хореографами, а на самом вечере ставит балеты, позднее названные вершиной творчества русского танцовщика. В это же время он гастролирует с труппой за рубежом, однако одна из поездок кардинально меняет всю дальнейшую судьбу артиста.

Так, в 1974 году он отправляется в Канаду, где его театр ставит серию спектаклей. За два дня до завершения гастролей Барышников принимает решение о бегстве из СССР и вместе с ранее эмигрировавшим танцором Александром Минцем и канадским балетным критиком Джоном Фразером начинает подготовку к реализации своего плана. Так, предполагается, что сразу после последнего спектакля артист выйдет из театра, где его будет ждать машина.

Несмотря на предельную простоту, этот план почти был сорван: после завершения спектакля зрители не могли отпустить танцовщика и раз за разом вызывали его на поклон. Кроме того, надеясь получить автограф, поклонники ожидали его снаружи театра. В результате Михаил Барышников был задержан ими более чем на полчаса, однако ему всё же удалось добраться до машины. Таким образом, в возрасте 26 лет знаменитый русский танцовщик стал невозвращенцем.

Он получает политическое убежище в Америке, а свой удавшийся побег позднее называет одной из самых больших удач в жизни. По словам Барышникова, на такое серьёзное решение его подтолкнуло многое: в те годы он уже разорвал отношения с отцом, а на советской сцене исполнил всё, что только хотел исполнить. Постоянное чувство неудовлетворённости собственной жизнью подтолкнуло его искать новый путь творческой реализации.

Новость о бегстве Барышникова из Советского Союза стала главным событием в мире театрального искусства. Если советский балет понёс большую потерю в его лице, то сотрудничество с ним стало большим подарком для США. Таким образом, американский театр получил шанс превзойти русскую балетную школу, пользующуюся признанием во всём мире. Артист был приглашён в Американский театр балета — одну из ведущих балетных школ США.

С этого времени Михаил Барышников работает и живёт в Нью-Йорке. В качестве премьера труппы он принимает участие во многих классических постановках, а позднее становится руководителем театра. В рамках своих творческих проектов он сотрудничает с ведущими европейскими и американскими хореографами. Самыми выдающимися работами этого периода становятся его собственные интерпретации балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского.

В эти же годы артист сближается с поэтом Иосифом Бродским. По его воспоминаниям, дружбе с ним предшествовало весьма экстравагантное знакомство. Так, Бродский согласился перейти на «ты» при условии, что он подберёт обоим прозвища: «…вместо Миша, он по созвучию предложил называть меня Мышь… Для себя он выбрал парное к моей новой кличке имя — “кот Джозеф” — и тут же добавил: “Мяу!”».

Два гения использовали эти прозвища по отношению друг к другу в течение всех долгих лет дружбы. В годы эмиграции Бродский становится для Барышникова одним из самых близких людей. Сам же нобелевский лауреат регулярно дарит товарищу свои новые книги стихов, а также посвящает ему несколько произведений. Среди них наиболее известны «Раньше мы поливали газон из лейки…» и «Классический балет есть замок красоты…».

Артист балета Михаил Барышников

Проект «Белый дуб» и Центр искусств Барышникова

В 1990 году, в возрасте 42 лет, Михаил Барышников уходит из классического балета, чтобы посвятить себя новым направлениям театрального искусства. В это же время он создаёт проект «Белый дуб», ключевым направлением которого становится современный танец. На этом этапе творчества уже известный во всём мире танцовщик получает возможность реализовать свой талант в полной мере.

Освободившись от жёстких рамок классического балета, артист много экспериментирует и привносит в танец модерн большое количество новаторских идей. Новое шоу в его исполнении представляет собой не столько театральную постановку, сколько танец-исповедь, который позволяет ему высказаться о силе и слабости человека, быстротечности времени и искусстве. Эти сольные балеты становятся новой вершиной в творчестве танцора.

Одним из самых ярких выступлений этого периода является его танец под звук биения собственного сердца. Так, Барышников выходит на сцену в абсолютной тишине с электродами на груди, соединёнными со звуковым оборудованием зала. Единственное, что слышит зритель, — это биение сердца артиста. Оно же определяет то, каким будет его танец: то учащаясь, то замедляясь, ритм сердца определяет его движения на сцене.

«Белый дуб» становится главным проектом в творчестве русского танцовщика на следующие 12 лет. После его закрытия в 2002 году артист принимает решение о создании Центра искусств Барышникова. В одном из более поздних интервью мэтр называет его важнейшим в своей жизни проектом и характеризует центр искусств как площадку, в рамках которой молодые танцовщики могут пользоваться полной свободой творчества.

Барышников Михаил Николаевич

Рабата в театре и кино

В 1977 году Михаил Барышников дебютирует в кино: он снимается в драме Герберта Росса «Поворотный пункт». Эта картина позволяет ему войти в число претендентов на победу сразу в двух престижных кинопремиях: как лучший актёр второго плана он номинируется на «Оскар» и «Золотой глобус». В 1985 году выходит ещё одна кинолента с участием легендарного танцора балета: он играет ключевую роль в драме «Белые ночи».

Сюжет данной картины во многом перекликается с биографией самого артиста. Как и он сам, его герой является советским танцовщиком и, желая обрести свободу, решается на побег из страны и становится резидентом США. Художественный фильм был тепло принят аудиторией, а больше всего зрителям полюбился эпизод с его танцем под песню «Кони привередливые» поэта и барда Владимира Высоцкого. Позднее вышли ещё несколько картин с участием Барышникова.

В 1988 году вместе с поэтом и близким другом Иосифом Бродским артист занялся ресторанным бизнесом. На одной из главных улиц Нью-Йорка они открыли ресторан «Русский самовар», который вскоре стал одним из ключевых центров русской культуры в Америке. Оба мэтра были завсегдатаями этого заведения, и, по воспоминаниям людей из их окружения, в ресторане часто можно было услышать русские романсы в их исполнении.

Затем последовал длительный перерыв – артист возвращается к работе в кино лишь в 2004 году. Он присоединяется к актёрскому составу на съёмках завершительного сезона популярного телесериала «Секс в большом городе». В этом телевизионном проекте Барышников играет нового возлюбленного главной героини Кэрри Брэдшоу — русского художника Александра Петровского. Впоследствии эта роль становится одной из самых известных в фильмографии артиста.

В 2013 году, в рамках Манчестерского международного фестиваля, вместе с режиссёром Робертом Уилсоном и американским актёром Уиллемом Дефо звездой мирового балета был представлена новая постановка — спектакль «Старуха» по одноимённой повести советского писателя Даниила Хармса. А через год состоялась премьера американской шпионской киноленты «Джек Райан: Теория хаоса», где Барышников сыграл одного из второплановых героев.

В 2015 году артист начинает сотрудничать с Новым Рижским театром и ставит на его сцене моноспектакль по творчеству Иосифа Бродского. Это шоу существенно отличается от предыдущих работ артиста и не предполагает танца: на протяжении всей постановки Барышников читает стихи русского поэта. Эта премьера становится одним из главных событий в мировом искусстве, и цены на билеты возрастают с 40 до 1800 евро.

Михаил Барышников и Хелен Миррен в фильме «Белые ночи» (1985)

Фильмография Михаила Барышникова

  • 2014 Джек Райан: Теория хаоса Роль: Сергей Александрович Сорокин, министр внутренних дел России
  • 1998 - 2004 Секс в большом городе Роль: Александр Петровский
  • 1991 Дело фирмы Роль: Пётр Иванович Грушенко
  • 1987 Танцоры Роль: Тони
  • 1985 Белые ночи Роль: Коля Родченко
  • 1984 Дон Кихот Роль: Базиль
  • 1980 Кармен Роль: Дон Хосе
  • 1977 Щелкунчик Роль: принц
  • 1977 Поворотный пункт Роль: Юрий Копейкин
  • 1971 Фиеста Роль: Педро Ромеро, матадор

Михаил Барышников и Джин Хэкмен в фильме «Дело фирмы» (1991)

Личная жизнь и семья Михаила Барышникова

Как и на театральной сцене, в личной жизни Михаил Барышников всегда был страстным и эмоциональным мужчиной. Долгие годы об увлечениях знаменитого танцовщика ходили всевозможные слухи. Ему приписывали романы не только с его партнёршами, но и со многими голливудскими звёздами, включая Шерон Стоун и Изабеллу Росселлини. Сам же артист предпочитал не комментировать домыслы прессы и, как правило, игнорировал провокационные вопросы.

В 1976 году стало известно о его романе с американской актрисой Джессикой Лэнг. Они познакомились на одной из светских вечеринок, и между ними сразу же возникла симпатия. На тот момент Барышников почти не говорил по-английски. Однако языковой барьер не стал препятствием для их отношений: в общении друг с другом они использовали французский. В 1981 году у них родилась дочь Александра, которая, как и отец, выбрала карьеру танцовщицы.

Влюблённые прожили вместе шесть лет без вступления в брак. И хотя оба пытались сохранить отношения ради ребёнка, они расстались через год после рождения дочери. Одной из причин разрыва стала ревность Лэнг к актрисе Лайзе Миннелли, с которой Барышников работал на бродвейской сцене. После этого в течение долгого времени артист предпочитал лишь мимолётные романы. Отвечая на вопросы о своём отношении к браку, он называл себя «агностиком».

Тем не менее позднее танцовщик всё же решился на официальный брачный союз: его избранницей стала артистка балета Лиза Райнхарт. В 1989 году у пары родился сын Пётр, а ещё через несколько лет появились на свет дочери Анна (1992) и София (1994). Чтобы заботиться о детях и муже, Райнхарт оставила сцену. Вслед за родителями дети выбрали творческие профессии: Пётр профессионально занимается фотографией, а средняя дочь Барышникова, Анна, стала актрисой.

Позднее Михаил Барышников обратился с письмом к латвийскому парламенту, в котором выразил желание получить гражданство Латвии. Уже в 2017 году, согласно единогласному решению латвийского сейма, он стал её резидентом, после чего вместе с семьёй фактически начал жить на две страны. В это же время артист был включён американским изданием Forbes в сотню самых влиятельных русских людей ХХ столетия.

Михаил Барышников и Джессика Лэнг

Михаил Барышников и его жена Лиза Райнхарт

Михаил Барышников сейчас

В настоящее время Михаил Барышников продолжает много и плодотворно работать. Он является художественным директором Центра искусств, основанного им ещё в начале 2000-х. Кроме того, легенда мирового балета не перестаёт выходить на сцену. По его признанию, артист и сейчас не представляет своей жизни без танца. Стараясь сохранить своё тело в хорошей физической форме, Михаил Николаевич ежедневно тренируется.

В середине 2010-х годов был поставлен спектакль «Хип-хоп Щелкунчик». А в 2022 году состоялась премьера одноимённого музыкального комедийного фильма американского производства, в котором танцует Михаил Барышников. Проект, в котором принимают участие преимущественно чернокожие артисты, представляет собой рэп-версию легендарного балета на музыку Петра Чайковского. Его действие разворачивается в 1980-х годах на улицах и в барах Нью-Йорка.

Награды и звания Михаила Барышникова

  • 2021 Командор ордена Трёх звёзд
  • 2018 Почётный гражданин Тбилиси
  • 2017 Императорская премия Японии
  • 2000 Национальная медаль США в области искусств
  • 2000 Премия центра Кеннеди
  • 1973 Заслуженный артист РСФСР
  • Актеры и актрисы сериала "Секс в большом городе"
  • Американские актеры
  • Советские актеры
  • Советские артисты балета
  • Советские балетмейстеры

Источники:

  • https://biographe.ru/znamenitosti/mihail-barishnikov/
  • https://ria.ru/20180127/1513290431.html
  • https://great-peoples.ru/baryshnikov-mixail-nikolaevich
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.