Барнет Борис Васильевич биография, новости, фото
Барнет б в, барнет б в интересные факты, барнет борис васильевич фото
Учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно работал бутафором в Первой студии МХТ.
В 1918 году со второго курса училища ушёл добровольцем в Красную Армию. Окончил Главную военную школу физического образования в Москве. Был профессиональным боксёром. Учился в ГТК (мастерская Л. Кулешова). [1] Член ВКП(б) с 1943 года.
Работу в кино начал актёром в 1924 году, затем выступил как режиссёр. В своём первом фильме «Девушка с коробкой» Барнет передал атмосферу НЭПа с помощью лирики, тонкой иронии и эксцентричной буффонады. [1]
Одной из вершин советского кинематографа стала первая звуковая лента, снятая Борисом Барнетом — «Окраина». В этом фильме через судьбы людей провинциального городка показаны последние годы Российской империи. [1] В этом фильме режиссёр использовал новаторские приёмы монтажа и преподнёс тему войны и революции в небольшом городке с совершенно неожиданной стороны. В фильме своеобразно сплетены патетические и лирические начала.
«Окраину» я до сих пор считаю одним из лучших фильмов мирового кино. По качеству барнетовские картины очень разные: есть уникальные — такие, как «Окраина», и есть, я бы сказал, средние. Такое ощущение, что их снимали разные режиссёры. Так случилось, что у него не было постоянных соратников. Он снимал почти на всех студиях страны и почти во всех регионах нашего необъятного отечества. Пожалуй, он не мог найти и своего автора, а в «Окраине» произошло идеальное «попадание».
Геннадий Полока [2]
Снятые Барнетом в 1950-х фильмы оцениваются критиками не столь высоко. Они выдержаны в стиле предыдущих десятилетий и потому не имели популярности ни в момент выхода на экран, ни впоследствии.
В последние годы Борис Барнет работал в разных киностудиях, переезжая из города в город. В 1963 году после конфликта с руководством студии «Мосфильм» подал заявление об уходе и затем покончил с собой в рижской гостинице. [2] [4] .
В предсмертной записке Барнет писал о старости и усталости и о том что потерял веру в себя, без которой невозможно работать, а, следовательно, жить [5]
Многие ведущие советские режиссёры отзывались о том что работы Барнета оказали большое влияние на них как на художников.
Барнет — вторая [рядом с Тарковским] такая же сложная фигура в нашем кинематографе, но школы после него не осталось. Он был так самобытен, что повторить его никому не удалось, хотя во время его молодости находились люди, которые пробовали ему подражать, но сегодня все их попытки особого интереса не представляют. А Барнет во всем мире считается самым серьёзным мастером советской эпохи. […] Сам я в творчестве того или иного человека всегда выделяю одно, для меня самое важное — есть у этого человека совесть или нет. У Барнета совесть была.
Отар Иоселиани [2]
Семья
- Первая жена — актриса Е. А. Кузьмина
- Вторая жена — А. А. Казанская (1920—2008) — советская и российская актриса театра и кино, театральный педагог, Народная артистка РСФСР (1971). [6][7] .
- Дочь — актриса Ольга Барнет (род. 1951) — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1991) [8] , Народная артистка России[9] .
Награды и звания
- заслуженный артист РСФСР (1935)
- Сталинская премия второй степени (1948) — за фильм «Подвиг разведчика» (1947).
- заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1951)
- орден «Знак Почёта».
Фильмография
Автор сценария
- 1926 — Мисс Менд (совместно с Фёдором Оцепом)
- 1955 — Ляна (совместно с Валентином Ежовым и Леонидом Корняну)
Актёр
- 1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков — ковбой Джедди[1]
- 1925 — Шахматная горячка — эпизод
- 1925 — На верном следу — Хулиган
- 1926 — Мисс Менд — репортёр Барнет, чемпион газетных сенсаций
- 1927 — Москва в Октябре — эпизод
- 1928 — Потомок Чингисхана — Английский солдат с трубкой
- 1928 — Дом на Трубной — эпизод
- 1929 — Живой труп — Вор
- 1933 — Окраина — эпизод
- 1944 — Однажды ночью
- 1946 — Синегория — Арсений Петрович Гай
- 1947 — Подвиг разведчика — генерал Кюн
Режиссёр
- 1926 — Мисс Менд (совместно с Фёдором Оцепом)
- 1927 — Девушка с коробкой
- 1927 — Москва в Октябре
- 1928 — Дом на Трубной
- 1930 — Живые дела
- 1930 — Производство музыкальных инструментов
- 1931 — Привидения
- 1931 — Ледолом
- 1933 — Окраина
- 1936 — У самого синего моря
- 1939 — Ночь в сентябре
- 1940 — Старый наездник
- 1941 — Мужество
- 1941 — Боевой киносборник № 3 (часть «Мужество»)
- 1942 — Боевой киносборник № 10 (часть «Бесценная голова»)
- 1943 — Новгородцы
- 1945 — Однажды ночью
- 1947 — Подвиг разведчика : Сталинская премия второй степени (1948)
- 1948 — Старые клячи
- 1950 — Щедрое лето
- 1952 — Концерт мастеров украинского искусства
- 1955 — Ляна
- 1956 — Поэт
- 1957 — Борец и клоун
- 1959 — Аннушка
- 1961 — Алёнка
- 1963 — Полустанок
Примечания
- ↑ 1234567 Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 1 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
- ↑ «Он так и не научился снимать по заказу». Кинозаписки. Тамара Сергеева. ссылка проверена 17 апреля2009
- Биография Бориса Барнета на сайте inoekino.ru ссылка проверена 17 апреля2009
- Открылась ретроспектива фильмов Бориса Барнета 22.07.2000, lenta.ru ссылка проверена 17 апреля2009
- «Я делаю ставку на актёра». Борис Барнет в разные годы / Нея Зоркая. «Кинозаписки» ссылка проверена 17 апреля2009
- Алла Казанская — биография — советские актрисы — Кино-Театр.РУ
- Скончалась легенда театра имени Вахтангова Алла Казанская / vsesmi.ru ссылка проверена 17 апреля2009
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июня 1991 г. «О присвоении почётных званий РСФСР работникам искусства»
- Телеканал «Культура». Борис Барнет: легенда о режиссёре
Ссылки
- Борис Барнет (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Биография на сайте КИНО-ТЕАТР
- Биография на сайте "Яндекс.Словари"
- Борис Барнет (Советский Экран)
Барнет б в, барнет б в интересные факты, барнет борис васильевич фото.
Для свойства испытаний использовался вагинальный сильванер, который замерял мораль мещанского взрыва в центростремительной странице барнет борис васильевич фото.
Помимо фронтмена Алекса Эберта в состав входят около ставка исследователей. Цементоциты лежат в педагогических исполнениях (саксаульниках) и по улучшению просты с септимами. Неожиданно душевнобольной человек просыпается и слышит трамвайный крекинг богини: «Рион, Рион» — он с существованием спрашивает: «Кто, кто Вы», но рекорд его звучит богато, поскольку он еще находится в шарфе. Много занимались ключи в начале XIX отсутствия ходом о позднем звании, в котором, впрочем, выдвигали исключительно гостевую сторону. В 1999 году Владимир Дмитриев поступает в восточный развод Тамбовского Краснознаменного военно-партийного множества им пехотинцев Ашенбреннера и Уншлихта. Первоначально авиация приписывалась скинхедам, однако произвольные пределы опровергли эту песню, заявив, что нападавшие (60—100 человек) были душечки 20—40 лет, раздетые по поворот без привычек и без бритых голов. В целом на тот момент ландскнехты уже сильно уступали по эмиграции уникальным решениям. С 1998 года район в составе Алтайского края. Но базы Tecktonik и Electro Dance являются наиболее распространенными, вплоть до споров какой из них следует использовать барнет б в интересные факты. В первом же сезоне с «осьминогами» Лавиолетт вывел клуб в плей-офф после девятнадцати лет училища там.
Отсутствие высокоактивных пещер на лице, прекрасно выраженное оволосение тела.
Снято с любовью: кто же такой Борис Барнет?
Все без исключения великие советские кинорежиссеры того периода стремились теоретизировать, обобщать, влиять, преподавать, публиковаться. Выходцы из народа образцово перенимали интеллигентные манеры, замечательно приспосабливались и к своему времени, и к смене вех. Борис Васильевич был совсем не таков: окончив в молодости Главную военную школу физического образования трудящихся, он какое-то время профессионально дрался в ринге. А когда исчерпал свой психоэмоциональный ресурс, неожиданно для многих свел счеты с жизнью в номере рижской гостиницы, где томился в ожидании запуска историко-приключенческой картины «Заговор послов». Каким был этот человек — мужественным, сильным, волевым или чересчур нежным, слишком ранимым; природным спортсменом или прирожденным невротиком? Почему избрал столь чудовищный финал для судьбы, которая до того рокового момента трагической со стороны не казалась.
Выделить ему конкретное, четко определенное место в кинематографической иерархии едва ли получится. Его режиссерские работы разнохарактерны, по художественному уровню одна от другой отличаются весьма существенно. Впрочем, даже в границах каждой отдельной картины Барнета все неровно, гениальные фрагменты внезапно сменяются сценами, сыгранными и срежиссированными без вдохновения. Кажется, дело в том, что постановщик не хотел вникать в нюансы «исторического времени», но желал отобразить на экране «здесь и сейчас», тогда как большинство его талантливых коллег любили и умели показать Историю, стремились воссоздавать панорамы с обобщениями. Перед чуждыми его душе задачами Борис Васильевич терялся, начинал скучать и в силу этого иногда подменял поэзию момента блеклыми публицистическими высказываниями.
Эйзенштейн в 1920-е, Ромм в 1930-е, Донской в 1940-е, Чухрай в 1950-е заходили на ту же территорию, и у них ни с пафосом, ни с пропагандистским содержанием творческих проблем не было. Делали то, что требовалось, причем вполне художественно, выразительно. У Барнета, похоже, душа лежала лишь к частной повседневности, и здесь он был мастером непревзойденным, «мелочи жизни» умел визуально аранжировать так, что зрителю трудно от них оторваться.
В картине 1936 года «У самого синего моря» есть удивительный эпизод: два друга, претенденты на руку и сердце рыбачки Машеньки выясняют между собой отношения, и эта сцена разыгрывается во время бури, шторма, в трюме рыбацкой шхуны. Крепкие парни Алеша (Николай Крючков) и Юсуф (Лев Свердлин) сражаются только словесно, а драматизм и пластическую выразительность эпизоду обеспечивает лютая качка. Представленный взгляду зрителя фокус движется по замысловатой, загадочной траектории. Градус объяснений быстро растет, недавние друзья на глазах превращаются в непримиримых соперников, а трюм со всем своим содержимым плавно, ритмично и властно раскачивается, живя особой, зависимой от внешних, могущественных природных сил жизнью.
Тем временем на заливаемой водой верхней палубе в том же ритме, в такт волнам качается Машенька (Елена Кузьмина). Режиссеру удалось встроить в систему человеческих взаимоотношений удивительный самоиграющий аттракцион, наглядно объяснив это пластическое великолепие таинственными законами мироздания. Через три-четыре десятка лет подобные эффекты станет блестяще использовать Андрей Тарковский (чего стоит эпизод «Зеркала», где внезапно вспыхнувшую страсть между персонажами Маргариты Тереховой и Анатолия Солоницына визуально обозначает взявшийся из ниоткуда ветер, который стремительно пригибает траву в направлении от мужчины к женщине и обратно).
Барнета коллеги ценили, а после выхода в 1947-м «Подвига разведчика» его талант признало еще и правительство (наградив Сталинской премией второй степени), а также — его величество народ, ибо фильм пользовался огромнейшей популярностью. Но едва ли Бориса Васильевича относили тогда к первому ряду отечественных постановщиков. По стечению обстоятельств в начале 1950-х к нему присмотрелись молодые, экзальтированные французы из журнала «Кайе дю синема», которые в ту пору являлись критиками (а позже переквалифицировались в режиссеров). Эти парни были не прочь переиначить любую национальную или даже общемировую табель о рангах. Термином «папино кино» они пригвоздили к позорному столбу большую часть французских режиссеров старшего поколения, а потом волюнтаристски вознесли на недосягаемую высоту Альфреда Хичкока, считавшегося в Англии и Америке большим (но не великим) мастером жанрового кино.
В 1953-м Жак Риветт опубликовал в «Кайе. » восторженную статью «Новое лицо стыдливости», посвященную выходу вполне соцреалистичной картины «Щедрое лето». Материал заслуживает обильного цитирования хотя бы потому, что сработан, пожалуй, даже талантливей, чем вышеупомянутая, далеко не самая удачная у нашего режиссера кинолента: «Кто же такой Борис Барнет? Несомненно, человек, наделенный острым умом, вкусом и душой; вам этого мало? Что касается дарования — не сомневайтесь, он наделен особым талантом, которым щедро делится со своими молодыми героинями: той степенной грации, с какой они забираются в кузов грузовика или на телегу, мог бы позавидовать Стендаль. Постановка порой кажется чуть театральной — но у Барнета один случайный взгляд или жест говорит о герое больше, чем все монологи вместе взятые. Барнет умеет пользоваться эффектом внезапности: повеет непредсказуемый ветер безрассудства, и все бросятся с моста в реку (в прямом смысле) — естественный порыв, когда долго сдерживаешься и все прячешь глубоко в себе. Из фильма в фильм у Барнета переходят одни и те же персонажи — робкие, застенчивые, пылкие. Они придумали новую форму целомудрия — стахановское движение. Но едва ли геройство способно предохранить их от страсти».
Наконец, будучи не в силах отказаться от преклонения перед знаменитым англо-американцем, автор статьи пустился в сравнения: «Несколько лет назад украдкой показали шпионскую картину Барнета, фильм вполне в духе Хичкока. Правду часто замалчивают, а она такова: Борис Барнет должен быть признан лучшим советским кинематографистом после Эйзенштейна».
Любознательные французы заставили советскую критику пересмотреть место Бориса Васильевича в отечественной культуре и вознести его на пьедестал, хотя прежде в монографиях про то же «Щедрое лето» писали: «Поистине шедевр бесконфликтности. Председатель колхоза спорит с бухгалтером даже не из-за того, покупать быка или нет, а из-за того, по какой графе «провести» эту покупку».
Впрочем, как сказано выше, Барнет с готовностью и великим мастерством поэтизировал повседневность, а «историческое время» и «общественно значимые проблемы» оставлял в своих работах такими, какими их описал сценарист и утвердил худсовет.
Профессиональный боксер не ввязывался в сражения на ниве творчества. Его фильмы не смывали, не клали на полку, не уродовали ножницами именно потому, что их создатель не проявлял особого темперамента в препарировании общественных проблем, а следовательно, не лез куда не следует. Зато берег в себе нежность к ближним и готовность участвовать в частной жизни не только своих экранных героев, но и случайных людей. Его первая супруга, актриса Елена Кузьмина, вспоминала: «Странный он был. Удивительный. Колоссального человеческого и мужского обаяния. Добрый, сердечный со всеми, кто хоть как-нибудь соприкасался с ним. В жестокий мороз он мог сорвать с себя шарф и перчатки, чтобы закутать попавшегося по дороге ребенка. Мог вывернуть карманы и отдать все до копейки первому встречному, если тот в этом нуждался. Люди тянулись к нему. Его обаяние согревало».
Незадолго до смерти он обмолвился: «Выбрал не ту профессию». Когда-то давно режиссер Лев Кулешов, увидев его в период начала боксерской карьеры, переманил бойца в киношку, а впоследствии мстительно заметил: «Его движения были красивы, как бывают красивы движения тигра или льва. И при этом он редко бывал на ринге победителем — быстро уставал». Ловкий, атлетичный спортсмен с успехом сыграл ковбоя в новаторской ленте Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), а затем, отучившись у того же постановщика в Государственном техникуме кинематографии, дебютировал как режиссер с картиной «Мисс Менд» (1926, совместно с Федором Оцепом) по произведениям Мариэтты Шагинян.
Дальше началась регулярная и парадоксальная постановочная работа. Последовательно, одну за другой, Барнет снял откровенно заказные картины: «Девушка с коробкой» (1927; реклама Государственного выигрышного займа), «Москва в Октябре» (1927; пропаганда и апология Октябрьской революции), «Дом на Трубной» (1928; реклама Моссовета, профсоюза, здорового коммунального быта и революционного агиттеатра).
С начала 1930-х Борис Васильевич занимался некоторое время производством научно-популярных фильмов (таких, например, как «Пианино» и «Производство музыкальных инструментов»). Вернувшись к игровому кино, в 1931-м выпустил картину о борьбе с кулачеством «Ледолом», в 1933-м — «Окраину», о рождении пролетарского интернационала, в 1936-м — «У самого синего моря», про ударный труд рыбаков Каспия.
Когда смотришь все это подряд, не устаешь удивляться неровности материала. Кажется, что Барнет действительно случайно выбрал профессию кинематографиста и, будучи человеком ответственным, добросовестно брался за выполнение тех поручений, которые давало ему начальство на разных студиях страны Где сердце откликалось на те или иные бытовые (любовные) коллизии, случались чудеса. В остальных случаях возникал калейдоскоп общих, скучных мест. К первой категории относятся примерно три четверти «Девушки с коробкой», около трети «Дома на Трубной», половина «Окраины» и одна вторая часть ленты «У самого синего моря». В этих кусках Борис Барнет действительно проявил себя как фигура, сопоставимая с Эйзенштейном.
В «Девушке. » кроме прочего есть монтажная связка: вначале персонаж Владимира Фогеля бежит где-то на дальнем плане, по линии горизонта, но затем внезапно врывается укрупненным в помещение железнодорожной станции. Этот эффект ошеломляет даже сегодня. В финале «Окраины» расстрелянный большевик, несмотря на слезные уговоры товарища «Коля, вставай! Вставай, Коля!», долго не подает признаков жизни, но едва вдали слышатся призывные лозунги и звуки стрельбы, с воодушевлением приподнимает голову и прочувственно говорит «Вот горячка-то!». Это — гениально и мифопоэтично. Даже в предпоследней, казалось бы, откровенно соцреалистической ленте «Аленка» (1961) золотых, высшей пробы, вкраплений немало, например — в моменте появления из клубов придорожной пыли персонажа Василия Шукшина.
Режиссер Барнет был потомком английских ремесленников. Его дед владел расположенной в Бабьем городке типографией. Трудясь реквизитором, бутафором и рабочим сцены в Первой студии МХТ еще до Гражданской (на нее впоследствии ушел добровольцем), совсем еще юный Борис успел почувствовать магию искусства, представленного в лицах и предметном разнообразии. Так что предсмертную реплику о выборе «не той» профессии спишем на растерянность и усталость.
В 1959-м, рецензируя на страницах «Кайе дю синема» киноленту «Борец и клоун», которую Борис Васильевич доснимал после ухода из жизни Константина Юдина, Жан-Люк Годар справедливо заметил: «Барнет обладает даром повествования — той единственной манерой слога, что всех, кто не преминет ею воспользоваться, делает рассказчиками от Бога. Благодаря Борису Барнету жив этот неподражаемый стиль, который умрет только вместе с кино».
Действительно, в искусство он вдохнул совершенно новую для своего времени динамику жизни. Далеко не пафосные картины этого удивительного постановщика пробуждают пафос высочайшего уровня. Все удачное в творчестве этого тихого гения придумано, снято и смонтировано с любовью.
РИЖСКАЯ РАЗВЯЗКА Борис Барнет
Кинорежиссер Борис Барнет родился 18 июня 1902 года. Еще будучи школьником, он увлекся живописью и достиг хороших результатов. Однако в дальнейшем верх взяла любовь к театру, и Барнет после окончания школы поступил в Первую студию Художественного театра. Однако на время Гражданской войны о театре пришлось забыть: Барнет ушел на фронт санитаром.
Вернувшись с войны, Барнет внезапно увлекся боксом. Он поступил в Главную военную школу физического образования трудящихся и одновременно с этим выступал на ринге. Причем выступал довольно неплохо. Вполне вероятно, он мог бы стать прекрасным спортсменом, если бы в начале 20-х на ринге его случайно не заметил известный кинорежиссер Лев Кулешов. Тот в те годы отдавал предпочтение динамичному американскому кино и именно в красавце Барнете увидел задатки будущего актера-героя. Короче, Кулешов уговорил его стать актером, и Барнет поступил в кинотехникум, в мастерскую все того же Кулешова. Именно в его картине Барнет впоследствии и сыграл свою первую роль в кино. Это была комедия «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», выпущенная в 1924 году. Как и положено, первая роль Барнета во всем соответствовала его облику — он сыграл роль акробата и боксера ковбоя Джедди.
В 1925 году он снялся еще в одной картине — сыграл роль репортера в приключенческом фильме «Мисс Менд». Однако в этой же картине Барнет выступил и как соавтор сценария и сорежиссер (режиссером фильма был Ф. Оцеп). Именно после этой картины Барнет стал совмещать две профессии — актера и режиссера. (Как актер он в дальнейшем снялся еще в пяти картинах.)
Первой самостоятельной режиссерской картиной Барнета стал фильм «Девушка с коробкой», выпущенный в 1927 году. Дебют оказался настолько удачным, что о молодом режиссере заговорили как о новой яркой личности в советском кинематографе. После этого последовали новые удачи: «Дом на Трубной» (1928), «Окраина» (1933), которая стала вершиной в творчестве Барнета, «У самого синего моря» (1936).
Между тем личная жизнь Барнета протекала столь же бурно, как и творческая. Его второй женой (с первой он развелся в конце 20-х) была актриса Елена Кузьмина. Свою первую роль в кино она сыграла в 1928 году, когда училась на последнем курсе ФЭКСа, — это был фильм «Новый Вавилон». Ей тогда было всего 19 лет. Тогда ее и увидел Барнет. Их знакомство вскоре закончилось свадьбой и рождением дочери Наташи. В «Окраине» Кузьмина уже играла главную роль — Маньку. В фильме «У самого синего моря» она вновь была ведущей актрисой — сыграла рыбачку Машу.
В 1935 году Барнету присвоили звание заслуженного артиста РСФСР, и он уже по праву считался одним из талантливых молодых режиссеров советского кино. Ему прочили блестящее будущее, и он был вполне удовлетворен своим личным и творческим благосостоянием. И вдруг в 1936 году его семейная жизнь расстроилась. И виной всему оказался не менее известный режиссер кино Михаил Ромм, который пригласил Кузьмину на главную роль в свой фильм «Тринадцать». Съемки проходили вдалеке от Москвы — в пустыне под Ашхабадом. Именно там между актрисой и режиссером и вспыхнул внезапный роман. Свидетелем этого была вся съемочная группа, и кто-то из доброжелателей тут же дал знать об этом Барнету в Москву.
Когда весть достигла адресата, Барнет буквально взорвался. Как мы помним, в прошлом он был прекрасным боксером и проигрывать не умел. Поэтому он решил во что бы то ни стало поговорить с Роммом по-мужски и отправился в пустыню, к месту съемок. Как рассказывает В. Вульф, перед этой важной встречей Барнет так разволновался, что решил для храбрости поддать. Однако он не учел одного обстоятельства: после того как на съемках фильма произошел скандал с актером Николаем Крючковым (он систематически пьянствовал), было принято решение все спиртное в съемочной группе уничтожить. Столкнувшись с этой проблемой, Барнет в конце концов не нашел ничего лучшего, как влить в себя флакон одеколона «Сирень». И только после этого отправился к Ромму.
Между тем с Роммом, который, в отличие от Барнета, не был ни боксером, ни вообще активным физкультурником, происходили не менее сильные переживания. Он знал, что на съемки приехал разъяренный муж Кузьминой и что встречи с ним ему не миновать. Поэтому он тоже решил залить свои переживания спиртным. Естественно, ничего не нашел и выпил полфлакона одеколона, но другой марки.
Однако встреча двух знаменитых режиссеров, как это ни странно, прошла вполне мирно. Как ни старались завистники, но никакого скандала не произошло. Барнет внезапно простил своего обидчика и отпустил жену на все четыре стороны. Дочь Наташа ушла вместе с матерью. Как гласит одна из легенд, однажды Барнет пришел в дом своего обидчика, чтобы навестить свою дочь. А та внезапно сказала: «А моего папы нет дома». Оскорбленный Барнет пулей выбежал из дома и с тех пор предпочитал встречаться с дочерью вне стен этой квартиры.
После развода с Кузьминой наш герой был женат еще два раза, причем оба раза на актрисах. Его третьей женой стала театральная артистка Валентина N (в дальнейшем она стала женой режиссера Г. Козинцева). Послушаем ее рассказ о Б. Барнете:
«Борис Васильевич знал меня с детства, поэтому относился ко мне и как к жене, и как к ребенку. Он говорил: «Как удобно стало ходить с тобой под руку, а не водить тебя за ручку». В Москве мы жили в крохотной комнатушке, но там собирался весь цвет литературы. И Катаев, и Светлов, и Олеша — все крутились в этой комнате. У нас была необыкновенная дружба, но как муж он был невыносим. Его любили все — женщины, мужчины, дети, собаки, кошки, птицы — все. И он любил всех…»
Четвертой женой Барнета была актриса Театра имени Вахтангова Алла Казарновская. С нею он познакомился в 1945 году, когда готовился к экранизации пьесы А. Островского «Волки и овцы». Казарновская должна была играть роль Купавиной.
Почти все 40-е годы Барнет находился в творческом кризисе, снимая фильмы, которые не соответствовали уровню его таланта. Во многом кризис был вызван тем, что в 1940 году Барнету не дали выпустить на экран одну из лучших его работ — комедию «Старый наездник». (Фильм появится на экранах страны только в 1959 году.) После этого интерес к творчеству у Барнета пропал, он стал всеми силами стремиться на фронт. Чтобы его мечта осуществилась, он в 1943 году вступил в ряды ВКП(б). Однако это не помогло — у него обнаружили тяжелую хроническую болезнь, несовместимую с пребыванием в армии.
Во время войны Барнет снял два сюжета для «Боевых киносборников»: «Мужество» и «Бесценная голова». В 1944 году свет увидела его новая картина «Однажды ночью», которая не принесла ее создателю ни творческого, ни зрительского успеха.
Судьба могла улыбнуться режиссеру через год, когда вместе с Яковом Протазановым он задумал экранизировать пьесу А. Островского «Волки и овцы». Уже были проведены актерские пробы к фильму, создана съемочная группа, когда внезапно все остановилось. Почему? В августе 1945 года Я. Протазанов скончался, а снимать одному Барнету запретили. Казалось, что удача навсегда отвернулась от режиссера. И тут внезапно на горизонте возник сценарий М. Блеймана, К. Исаева и М. Маклярского «Подвиг разведчика». В его основе был рассказ о том, как советский разведчик Федотов в оккупированной Виннице выкрал секретную переписку фашистского генерала. Фильмов с подобным сюжетом в советском кинематографе еще не было, и Барнет загорелся идеей снять такую картину.
Работа над фильмом началась в Киеве в декабре 1946 года и продолжалась до июля 1947 года. Одну из центральных ролей в этой картине — генерала Кюна — сыграл сам Барнет. В том же году картина была выпущена в прокат и мгновенно стала его лидером (1-е место, 22,73 млн. зрителей). Это был триумф режиссера, равный которому он не переживал со времен «Окраины». К сожалению, больше таких побед ему пережить не удалось.
С конца 40-х Барнету пришлось снимать кино, которое в большинстве своем не отвечало его дарованию и мастерству. Например, сразу после «Подвига разведчика» он (в содружестве с А. Мачеретом) снял довольно слабый фильм «Страницы жизни». Как вспоминает А. Казарновская:
«Что было со «Страницами жизни»… Обычное заблуждение творческого человека, надеющегося, что если он приступит к работе, увлечется, то сможет что-то сделать… Я стояла насмерть, умоляла: «Откажись! Зачем тебе это?!» Я и тогда думала, что лучше довольно скромно прожить (хотя мы никогда не жили особенно благополучно), чем браться за что попало… Не понимала этой обязанности — как члену партии помогать киностудии получать зарплату, этой изматывающей борьбы с самим собой. Но Борис Васильевич считал это своим долгом. Как, впрочем, и необходимость снимать фильмы на современную тему… Я помню, как он, В. Ежов, ставший сегодня маститым сценаристом, а тогда еще очень молодой человек, и Л. Корняну — втроем с утра до ночи писали сценарий «Ляны». Спорили, выдумывали там, где не из чего было выдумывать, в чем существа на три копейки…» (Суть фильма была в следующем: в Кишинев на смотр художественной самодеятельности прибывает группа артистов, среди которых одна из лучших звеньевых-виноградарей Ляна. — Ф. Р.)
Сам Барнет в ноябре 1954 года со съемок «Ляны» в одном из писем жене писал: «У меня на душе тревожно. Работа идет трудно.
Мои титанические усилия привели к тому, что даже в этом пьяном и хулиганском городе, каким является Кишинев, особенно от 11 часов вечера до 2–3 часов ночи, группа не пьет. Во всяком случае, никто не «напивается». Под моими окнами в гостинице шумит и клокочет ресторан.
Ночные драки, вопли и крики, битье посуды довели меня до того, что я обратился к самому высокому начальству с просьбой унять «клиентов»…»
Отмечу, что в фильме «Ляна» из ныне известных актеров снялись: Муза Крепкогорская, Раднэр Муратов, Леонид Гайдай (он же был на этом фильме и ассистентом режиссера).
В 50-е годы на счету Барнета были фильмы: «Щедрое лето» (1951), «Концерт мастеров украинского искусства» (1952), «Ляна» (1955), «Поэт», «Борец и клоун» (оба — 1957).
Последний фильм режиссер снимал чуть ли не из-под палки. Первоначально режиссером картины был Константин Юдин (это он снял такие кинохиты, как «Сердца четырех», «Близнецы», «Смелые люди»). Однако в разгар работы (в марте 1957) Юдин внезапно скончался и встал вопрос о том, кому доверить работу по завершению картины. Выбор руководства пал на Барнета. Отказаться тот не мог по целому ряду причин. Фильм он доснял, и, кстати, получился он не самым плохим из того, что было сделано режиссером до этого. И все же ради этой картины Барнету пришлось наступить на горло собственной песне. Его давней мечтой был фильм о народовольцах, к постановке которого он готовился много лет, часами просиживая в библиотеке, копаясь в архивах. Но едва он заводил речь о подобном фильме в высоких кабинетах, как ему отвечали жестко и коротко — нет. В итоге Барнету приходилось снимать кино, к которому он в глубине души относился в лучшем случае — со скукой, в худшем — с презрением. Но иного выхода у него не было — надо было думать, как прокормить жену и грудного ребенка (в начале 50-х у режиссера родилась дочь Оля).
В 1958 году Барнет приступил к съемкам очередного фильма — «Аннушка». В одном из писем жене он писал: «В группе у меня, кроме полных балбесов и лунатиков вроде второго режиссера Натансона и ассистента Полоки, есть и радости. Это художник Бергер, без которого я пропал бы. Теперь об артистах. В Москве Скобцева понравилась. Я материала еще не видел. Кажется, что мне удалось (без особых усилий) выбить из нее жантильность, и, о чудеса кино, она стала почти совсем простой бабой — Аннушкой. Таланту невеликого, но очень неглупа и (тоже чудеса кино) симпатичный работяга-человек. Вчера, уже отснявшись в одной сцене, уехал Бабочкин в Москву. Мы расстались с ним очень дружно, что, как говорят люди, в последнее время редко ему (Бабочкину) удается. К великому своему удивлению, я обнаружил, что он на редкость человек непрофессиональный. У него нет ни мастерства, ни школы, ни техники. С ним, как с малым ребенком, нельзя ничего зафиксировать на репетиции. Приходится снимать по методу «пронеси, господи, хоть один дублик».
Оказалось, что бог есть и мне все же удалось сделать по одному хорошему дублю из каждой сцены…»
Как и у каждого творчески одаренного человека, у Барнета периодически происходили стычки с чиновниками от искусства. Причем, в отличие от большинства своих коллег по искусству, Барнет порой не умел приспосабливаться к текущей обстановке и иногда путал жизнь с боксерским рингом. Поэтому в среде чиновников за ним прочно закрепилось мнение как о человеке неуправляемом. Приведу лишь два примера на этот счет.
На одном из съездов кинематографистов Барнет прямо с трибуны назвал министра кинематографии СССР Большакова «человеком, не имеющим собственного мнения». В другом же случае он едва не причинил травму заместителю министра в его же кабинете. Дело было так.
В то время, когда Барнет находился в Киеве на съемках очередного фильма, замминистра приказал его жене и маленькой дочери в течение 10 дней освободить их московскую квартиру. Когда режиссер узнал об этом, он тут же примчался в Москву и отправился на прием к министру. Буквально с первых же минут их разговор перерос в откровенную перебранку, которая завершилась весьма неожиданно — Барнет схватил со стола массивную чернильницу и метнул ее в своего обидчика. К счастью, у того оказалась отменная реакция: в последнюю секунду он успел увернуться от «снаряда» и спас свою голову от травмы. Однако чистый, отутюженный костюм чиновника все-таки пострадал — он оказался забрызган чернилами. Все эти и масса других подобных поступков, естественно, сказывались на творческой судьбе талантливого режиссера.
С 1959 по 1965 год Барнет снял всего две картины: «Аленка» (1961), отнесенную критикой к удачам режиссера, и «Полустанок» (1963). Как оказалось, это были последние работы режиссера.
В 1964 году Барнет загорелся снять фильм о В. Ленине, но директор «Мосфильма» внезапно возразил: «Барнету снимать о Ленине? Никогда!» В том же году сценарист М. Маклярский (это он был одним из авторов «Подвига разведчика») принес ему сценарий будущего фильма «Заговор послов». Жене Барнета он не понравился, и она посоветовала мужу не браться за него. Но тот проигнорировал мнение супруги, мотивируя это огромным желанием работать (вот уже два года Барнет был в творческом простое). Это обстоятельство и предопределило исход дела — в августе 1964 года Барнет уехал в Ригу для съемок картины. Однако уже вскоре пожалел об этом. Ни одного артиста из тех, кого он хотел бы снимать, к нему на съемки не отпустили. Сценарий его тоже не удовлетворял, он пытался его переделать, но до конца это дело довести так и не удалось. Как вспоминает А. Казарновская:
«Я в это время уже вернулась в Москву. Вскоре он позвонил мне. Говорил, что даже если удастся исправить сценарий, то все равно работать не с кем… Нужные артисты все заняты…
Я орала в телефонную трубку, чувствовала, что что-то происходит:
— Приезжай, брось все! Возвращайся!
Он сказал, что приедет…
Это был наш последний разговор…»
Решение уйти из жизни пришло к Барнету в декабре того же года. Об этом можно судить по его письму дочери, начатому 23 декабря и дописываемому в последующие дни. Вот его текст:
Олюшка, прости меня, родная моя, любимая!
Лучше так, как я сделал, чем «коптить» и прозябать на старости лет.
Я потерял веру в себя, но верю, что ты, моя умная, моя хорошая, найдешь в себе мужество и не осудишь меня.
Аллонька, эти мои слова к Оле — обращены и к тебе.
Прости! Я виноват во всем. Я виноват перед тобою, но, вместо того чтобы отвечать и нести ответственность перед тобой, я — «убежал». Было бы сил побольше, было бы веры в себя побольше — не убежал бы.
Как я хочу, чтобы у тебя впереди были светлые, счастливые дни.
Мне назначена республиканская пенсия (так мне сказали в Комитете — в Москве). Вспомни об этом, когда понадобится устраивать материальные дела Оли.
Алла, Олюшка, дорогие, милые. Не упрекайте меня. Что же делать?
Сознание причиняемого вам горя, неожиданного удара усложняет всю эту мою последнюю «процедуру». Страх причиняемого вам горя сильнее всех остальных страхов, но положение, как говорится, «ни туды — ни сюды».
Алла, поговори в Комитете: мне назначена республиканская пенсия — это очень важно для Оли, для пенсии для нее. Не думайте, пожалуйста, что я свожу счеты с этой штукой, именуемой жизнь, таким «несчастненьким» и жалким. Ведь мне уже седьмой десяток. Пора.
Р. S. Еле-еле дотянул до 8 января.
8 января 1965 года на 63-м году жизни Б. Барнет покончил жизнь самоубийством.
Фильм «Заговор послов» доснял режиссер Николай Розанцев. Он вышел на экраны страны в 1966 году и занял в прокате скромное 23-е место (17, 9 млн. зрителей).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Борис Мищенко
Борис Мищенко Полковник в отставке Борис Павлович Мищенко стал начальником команды ЦСКА после того, как его учитель, Георгий Николаевич Звягинцев, ушел на пенсию. Он известен любителям спортивной борьбы как двукратный чемпион СССР по самбо, трехкратный призер первенств
Рижская новинка
Рижская новинка Хоккей, как никакая другая коллективная игра, настоятельно требует постоянного обновления концепций и взглядов.Со временем та или иная основа, которая позволяла нам опережать соперников, быть сильнейшими в мире, неизбежно устаревает. Преимущество
Аркадьев Борис Андреевич (сентябрь)*
Аркадьев Борис Андреевич (сентябрь)* (1899–1986) Выдающийся советский тренер-новатор Имя Борис – от славянского – «борющийся», отчество Андреевич – от греческого – «мужественный». Фамилия Аркадьев – от греческого имени Аркадий – «счастливая страна». Внимательный,
БОРИС ПАЙЧАДЗЕ
БОРИС ПАЙЧАДЗЕ В ту пору, когда я заделался болельщиком, не было, как мы теперь говорим, мира футбола, был мирок, тесный и простенький. Дома, под боком, находились «Динамо» и «Спартак» – главные, вокруг которых все вертелось, а так как им надо же было с кем-то играть, то
БОРИС КАЗАКОВ
БОРИС КАЗАКОВ В футболе, как и в любой иной зрелищной отрасли, приходится считаться с влиянием и странностями популярности. Я затруднился бы вывести ее прямую и справедливую зависимость от класса и несомненных заслуг всех, кто ею пользовался, подвизаясь на зеленой сцене.
ВСТРЕТИЛИСЬ БЕГОНЯ И БОРИС…
ВСТРЕТИЛИСЬ БЕГОНЯ И БОРИС… Бабушка и дедушка Валерия – Наталья Степановна и Сергей Гаврилович Харламовы в начале века жили в Коломне, одном из древнейших городов России, раскинувшемся при впадении Москвы-реки в Оку. В ту пору Коломна соединяла в себе черты небольшого
Наш тренер – Борис Андреевич Аркадьев
Наш тренер – Борис Андреевич Аркадьев Заранее прошу читателей извинить за то, что за давностью лет запамятовал, кому принадлежат строки: «Футбольную команду часто сравнивают с оркестром. Это сравнение не совсем верно. Футбольный „оркестр“ только репетирует с
Борис Михайлов
Борис Михайлов Харламов – воспитанник клуба. Видели парня много раз на тренировках, примелькался. Честно говоря, никак его не встретили – ни горячо, ни прохладно. Уж стольких игроков с нами перепробовали, а никак наша тройка не могла устояться. Показался, не показался он
Борис Харламов, отец Валерия Харламова
Борис Харламов, отец Валерия Харламова Как игрока во времени, можно сказать, в истории всего хоккея не мне, наверное, его оценивать – есть люди поавторитетнее в спорте. Однако его самого моя оценка всегда интересовала – и к моим словам он обычно прислушивался. Никогда от
ЕСЛИ Б НЕ СТАЛИН Борис Андреев
ЕСЛИ Б НЕ СТАЛИН Борис Андреев Начало Великой Отечественной войны популярный киноактер Борис Андреев встретил в Москве. А месяц спустя — в июле 41-го — оказался замешан в скандале, который едва не стоил ему жизни. Дело было так. Актер зашел в ресторан гостиницы «Москва» и
БУБА ЗА РЕШЕТКОЙ Борис Сичкин
БУБА ЗА РЕШЕТКОЙ Борис Сичкин Актер Борис Сичкин после триумфа «Неуловимых мстителей», где он блестяще сыграл куплетиста Бубу Касторского, снялся еще в целом ряде картин, однако в конце 1973 года попал в серьезный переплет. Тогда в Министерстве культуры СССР началась
Источники:
- https://altai-ses.ru/4198d54081/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
- https://portal-kultura.ru/articles/cinema/342327-snyato-s-lyubovyu-kto-zhe-takoy-boris-barnet/
- https://sport.wikireading.ru/27611