Биография Александра Баширова
Александр Николаевич Баширов
Александр Баширов принадлежит к тем артистам, кто вызывает к себе или сильную любовь, или не менее сильную ненависть. Но больше всего артист боится равнодушия. Он часто становится причиной скандалов и разбирательств, он привык ходить по острию лезвия, и пытаться сохранить тот зыбкий баланс между привычными правилами поведения в обществе и эксцентричными выходками. Иногда его поступки раздражают и вызывают недоумение, но это его образ жизни, который многие не понимают и осуждают. Несмотря на всю неординарность этого актера, его часто приглашают на съемочную площадку. С ним работали режиссеры с мировым именем, но роли центральных персонажей ему почти не давали.
Популярность к Александру Баширову пришла после участия в съемках картин «Асса» и «Игла».
Детство и юность
Родился Александр Баширов 24 сентября 1955 года в маленькой деревеньке Согом, недалеко от Ханты-Мансийска. Семья мальчика была неполной, и состояла из мамы и деда. Отец ушел от них, когда Саша был еще младенцем. Никакого отношения к искусству в семье не имел никто. В жилах Александра течет татарская кровь по маминой линии и хантыйская по отцу. Александр совсем не знает своего отца, потому что тот ни разу не навестил сына с самого момента ухода, и даже не пытался оказать влияние на его воспитание.
Из взрослых мужчин в их семье был только дедушка, инвалид с одной рукой. Он не любил советскую власть, и даже не пытался устроиться на работу, как он сам говорил, из-за политических разногласий. Любимым занятием деда стала рыбалка, и он часто пропадал с удочками. Главным добытчиком и кормильцем семьи стала мама, которой пришлось работать на почтовом отделении до глубокой старости.
Присмотра за Сашей не было никакого, мальчик был предоставлен сам себе, поэтому очень рано обзавелся вредными привычками. Будучи всего третьеклассником, он уже не расставался с сигаретой, которую выкуривал в компании таких же пацанов. У Саши появилось и еще одно увлечение — ему сильно нравилось рисовать.
Окончив школу в 1972-м, Баширов уехал в Ленинград и сдал документы в ПТУ. Профессию он выбрал плиточника-облицовщика, и вскоре выпустился квалифицированным специалистом. Несколько лет трудился на цементном заводе в городе Выборге, пока в 1981-м его не призвали на службу в армию.
Александра направили в танковую дивизию, которая дислоцировалась в Забайкалье. Ему было уже 26 лет, и к тому же он неплохо рисовал, поэтому великовозрастного призывника было решено отправить в армейский клуб в качестве художника. Спустя годы, когда он стал известным артистом, он был приглашен на передачу «В гостях у Дмитрия Гордона». Гостям студии и зрителям артист рассказал один из эпизодов, произошедших на службе.
Гордон спросил у актера, откуда у него актерский талант, если в семье не было ни одного творческого человека, на что артист ответил, что наверное кто-то из его предков был ханом в Золотой Орде, и привык распоряжаться судьбами людей.
Решение поступать в театральный вуз пришло к Александру Баширову по прошествии двух лет после дембеля. Он справился с экзаменами, и стал студентом режиссерского факультета во ВГИКе. Его наставником был Игорь Таланкин, в мастерской которого тридцатилетний мужчина учился на протяжении двух лет. После этого последовал перевод к другому наставнику – Анатолию Васильеву. После очередной выходки ему больше ничего не оставалось делать, как перевестись.
Во время традиционных студенческих этюдов начинающим режиссерам нужно было представить любую сценку из драматического представления. Баширов стал Сатаной, который предстает перед Фаустом. У него была своя трактовка образа, достаточно своеобразная. На сцене Александр появился обнаженным, сверху был один халат. Выйдя на середину сцены, Сатана сбросил халат, и остался полностью нагим, что стало настоящим шоком для присутствующих в зале Сергея Бондарчука, Ирины Скобцевой и Инны Макаровой. Скандал был просто грандиозным, его хотели выгнать, но пожалели и разрешили продолжить обучение в другой группе.
После получения диплома ВГИКа Александр уже был женат на американке, и они уехали в Нью-Йорк, где в течении года Баширов посещал лекции Лоуренса Арансио в «Бергхоф-студии». В свое время стены этого учебного заведения видели Аль Пачино, Лайзу Минелли, Роберта Де Ниро.
Фильмы
Дебютной работой в кинематографической биографии Александра Баширова стала картина «Чужая Белая и Рябой», которую снял режиссер Сергей Соловьев. Артист стал персонажем Чудиком, который ему отлично удался. В 1986-м картину повезли на престижный «Оскар», где она была удостоена специального приза кинофестиваля в Венеции.
На следующий год режиссер Соловьев выпустил еще одну картину, которая стала культовой. Это был фильм «Асса», в котором Александр сыграл эксцентричного лжемайора ВВС Бабакина.
В 1988-м на экраны вышла картина «Игла» режиссера Рашида Нугманова. Главного героя сыграл Виктор Цой, Баширову досталась роль Спартака, прямо излучавшего опасность для окружающих. После этой роли Александра стали узнавать, типаж отрицательного героя стал для Баширова визиткой. После этого фильма на артиста посыпались предложения режиссеров с аналогичными предложениями.
В 90-х Александр Баширов стал создателем собственной студии, которую назвал «Дебоширфильм». Он сам был ее худруком и преподавателем, учил студентов не только актерскому, но и режиссерскому мастерству. После заката кинематографа в 90-е, началось постепенное его возрождение уже в новом веке. Александр сделал ставку на андеграундном направлении, и попал в точку. На базе собственной студии он начал заниматься организацией и проведением фестиваля, который носил то же название. Мероприятие проходит два раза в год в городе Санкт-Петербург, и на сегодняшний день это одна из самых больших акций, проводимых в поддержку независимого кинематографа.
В 1998-м Александр Баширов сам стал режиссером картины с очень интригующим названием – «Ж.П.О.». которое расшифровывалось как железная пята олигархии. Фильм был очень провокационный, но стал заметным событием в мире кинематографии того периода. Баширов в этом проекте стал одновременно сценаристом, продюсером, режиссером, и исполнителем одной из ролей. Выделенный бюджет был очень скудным, и составлял всего 25 тысяч долларов, но проект имел большой успех и стал обладателем нескольких почетных призов.
В 1999 году вышла еще одна картина Баширова под названием «Белград, Белград!», после этого зрители могли просмотреть многосерийный фильм «Удачи тебе, сыщик».
Александр Баширов с удовольствием занимается съемками клипов для популярных российских музыкантов. Одним из таких примеров плодотворного сотрудничества стал клип на композицию «Настасья», которую исполняет Вячеслав Бутусов. Баширова иногда приглашают на концерты в качестве ведущего, или как в передаче «Поп-механика» в роли участника.
Новый век принес актеру много работы. Кинематограф стал жестче и криминальнее, поэтому типаж Баширова стал очень востребованным, хотя у него по-прежнему нет центральных персонажей. Александр попал в третий сезон картины «Агент национальной безопасности», в котором стал киллером Осадчим. Потом было сотрудничество с режиссером Кареном Шахназаровым, который увидел в Баширове слесаря Арнольда в ленте «Яды, или Всемирная история отравлений».
В 2001-м Александр Баширов засветился в комедии «Даун Хаус», где его непосредственность и раскрепощенность помогла преобразиться в образ Фердыщенко. В этом же году Александр получил приглашение от режиссера Сергея Бодрова, который снял картину «Сестры», и дал артисту сыграть Сейфуллина. В 2003-м на экраны вышла историческая драма «Золотой век», снятая Ильей Хотиненко, где Баширов стал императором Павлом Первым.
После этого карьера актера резко пошла вверх, и ежегодно ему предлагали работу в пяти или шести интересных проектах.
Роли по-прежнему были второстепенными, но все его герои были яркими и запоминающимися. Кем он только не был за эти годы – и шулером, и медвежатником, и даже генералом, и в каждом его персонаже прослеживается своеобразный характер и темперамент артиста.
В 2005 году на экраны вышли десять картин с участием Баширова. Самыми яркими стали «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки», «Вепрь». Но самую блистательную роль Баширов сыграл в «Мастере и Маргарите» режиссера Владимира Бортко. Он стал котом Бегемотом.
Самый запоминающийся образ, по мнению зрителей, у актера был в ленте «Груз 200», режиссера Алексея Балабанова, где он стал хозяином квартиры. Этот фильм был награжден специальным призом «Кинотавра», и был включен во внеконкурсную программу на кинофестивале в Венеции.
Александр Баширов продолжает сниматься, у него как и прежде второстепенные роли, но зрителям они нравятся. Самыми заметными актерскими работами последнего периода стали картины «Шерлок Холмс», «Отель «Президент», «Страна Оз».
Личная жизнь
Первой женой Александра Баширова стала американка русского происхождения Сара Венди Ньютон, на которой он женился во время учебы во ВГИКе. Молодожены уехали в США, и вскоре они стали родителями сына Кристофера. Парень выучился на эколога. Их брак распался, потому что слишком разными были характер, привычки и менталитет. Александр Баширов вернулся домой, а супруга и сын остались в Америке. Отношения с сыном артист не прервал, они нормально общаются.
Перемены в личной жизни наступили после встречи с Инной Волковой, солисткой группы «Колибри». Женщина моложе его на девять лет, они счастливы и растят совместного ребенка – дочку Александру-Марию, которая родилась в 1993 году. Девушка стала студенткой режиссерского факультета ВГИКа. У супругов даже есть совместная работа – Баширов снял жену в своей картине «Ж.П.О.», где она исполнила роль певички из бара. Ей принадлежит и авторство песни «Не горюй», которая звучит в этом фильме.
Многочисленные эпатажные выходки Александра Баширова объясняют не только его своеобразным характером, но и постоянным прикладыванием к спиртному. В 2011-м артист умудрился шокировать публику на «Кинотавре». Тогда как все актеры проходили по дорожке, представляя зрителям рассматривать их наряды и драгоценности, Баширов по ней прополз. Он на самом деле был в состоянии легкого опьянения, но свои действия объясняет не только влиянием алкоголя, но и желанием развеселить гостей, сделать мероприятие не таким пафосным. Он назвал себя юродивым, а им, как известно, можно многое.
Баширов сейчас
В 2016-м на суд зрителей был представлен телесериал «Гастролеры», который выпустил «Продюсерский центр Сергея Жигунова». Первыми его увидели зрители канала «НТВ», смогли оценить новую роль Александра Баширова. В этом проекте у него снова отрицательный типаж – бандит по кличке Хмырь.
В 2016-м вышел еще один фильм с участием эксцентричного Александра Баширова, который называется «МухАморы». Бюджет картины незначительный, всего 20 тысяч долларов, но она от этого не стала менее интересной. В сюжете провинциальный город, который навсегда застрял в 80-х годах прошлого века. Юмор в картине можно смело назвать черным, но она затрагивает очень много актуальных проблем современности. В этом проекте у Александра Баширова главная роль – Гордей Иванович.
Избранная фильмография
- 1986 — Чужая белая и рябой
- 1987 — Асса
- 1988 — Игла
- 1998 — Мама, не горюй
- 2001 — Даун Хаус
- 2003 — Золотой век
- 2005 — Охота на асфальте
- 2005 — Мастер и Маргарита
- 2006 — Убойная сила
- 2007 — Груз 200
- 2007 — Тупой жирный заяц
- 2009 — Самый лучший фильм 2
- 2009 — О, счастливчик!
- 2011 — Безразличие
- 2016 — Гастролёры
- 2018 — Завод
Ссылки
- Страница в Википедии
- Полная фильмография
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Биография Александра Баширова
Жена - Инна Волкова.
Дети - Кристофер, Александра-Мария.
Родители - Николай Захарович Косыгин, Мария Катыровна Баширова.
Александр Николаевич Баширов – известный российский актер театра и кино, сценарист, продюсер, режиссер. Это тот случай, когда у одних зрителей артист вызывает восхищение, у других, наоборот, отторжение. Но никому еще не удалось остаться равнодушным к тому, как Александр Николаевич исполняет свои роли. Выходки, которые порой позволяет себе актер, находятся на грани дозволенного, из-за чего он довольно часто мелькает на страницах желтой прессы. Подробнее с биографией Александра Баширова можно познакомиться в этой статье.
Детские и юношеские годы
Александр появился на свет 24.09.1955 в деревне Согом (Ханты-Мансийский Автономный округ, Тюменская область). Родители Баширова были простыми рабочими: отец Николай Захарович Косыгин трудился в речфлоте, мать Мария Катыровна Баширова окончила курсы телеграфистов и была отправлена работать в отделение почты в Согом. По происхождению отец относился к хантам (финно-угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири), мать по национальности – сибирская татарка. Дед по материнской линии был ветераном Великой Отечественной войны, лишился руки во время боевых действий.
Отец рано ушел из семьи, поэтому маленького Сашу воспитывали мать и дед. После расставания с Николаем Захаровичем Мария переехала в областной центр, стала работать на железной дороге. В 17-летнем возрасте будущая звезда кинематографа переехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), чтоб получить более-менее престижное образование. Учился в профессиональном техническом училище, по окончании которого получил специальность плиточника-облицовщика. Некоторое время Баширов работал на Выборгском цементном заводе, но его манила сфера искусства.
Александр Баширов в детские и молодые годы
В свободное время Александр посещал литературный кружок, но понял, что этого мало, поэтому решил получить высшее образование в ТюмГУ, куда и поступил в 1979 году. После второго курса проходил срочную военную службу в танковых войсках. В армии также не сидел без дела: посещал местный клуб, занимался рисованием. Удивил сослуживцев тем, что умудрился нарисовать портрет Брежнева в танковом шлеме.
Творческая карьера
С 1984 по 1989 гг. Баширов получал режиссерское образование во ВГИКе. Первую роль получил, еще будучи студентом. Это был фильм С. Соловьева «Чужая белая и рябой», где Александр перевоплотился в голубятника Чудика. Следующая роль была в картине этого же режиссера – «Асса». Здесь Баширов сыграл лже-майора ВВС Шурика Бабакина. В фильме приняли участие популярные рок-музыканты, в саундтрек вошли песни Б. Гребенщикова и группы «Аквариум», группы «Браво» с Жанной Агузаровой и группы «Кино». Таким образом, «Асса» стал одним из основных киносвидетельств русского рока.
В период обучения во ВГИКе Александр Николаевич снимался еще в нескольких картинах:
- «Игла», реж. Рашид Нугманов, 1988;
- «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», реж. Сергей Соловьев, 1989.
После окончания института Баширов, уже будучи семейным человеком, переехал с супругой в США, где на протяжении нескольких лет изучал английский язык, а после – занимался в актерской мастерской под руководством Лоуренса Арансио.
До момента создания в 1996 году в Петербурге собственной студии «Дебоширфильм» успел сняться в следующих картинах:
- «Дом под звездным небом»;
- «Над темной водой»;
- «Самостоятельная жизнь»;
- «Американский дедушка»;
- «Прибытие поезда».
С коллегой по съемочной площадке Михаилом Ефремовым
Долгое время «Дебоширфильм» не могла найти себе «дом», постоянно меняя арендованные офисы и помещения, лишь в 2002 году обосновалась в арт-центре «Пушкинская-10». Уже через год с момента основания студии Баширов провел кинофорум, который впоследствии стал проходить каждый год. Это фестиваль современного молодого кино. С помощью короткометражек «Дебоширфильм» знакомит зрителей с сюжетами, которые из-за финансовой невыгодности или по другим соображениям им недоступны. Кроме того, студия снимает полнометражные фильмы, на протяжении нескольких лет на ее базе проводились режиссерские курсы.
Хоть Александр Николаевич и имеет режиссерское образование, все же он больше слывет актером. Перечень наиболее известных картин, в которых он принимал участие:
- «Улицы разбитых фонарей»;
- «Мама, не горюй 1,2»;
- «Ж.П.О.»;
- «Агент национальной безопасности-3»;
- «Сестры»;
- «Русский спецназ»;
- «Золотой век»;
- «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво. »;
- «9 рота»;
- «Мастер и Маргарита»;
- «Бандитский Петербург»;
- «Груз 200»;
- «1814»;
- «Ленинград»;
- «Елки 1914»;
- «Домашний арест»;
- «Проект «Анна Николаевна» и многие др.
Фильм «Ж.П.О.» («Железная пята олигархии»), где Баширов побывал в роли режиссера, сценариста и главного персонажа, был снят в 1999 году. Актер перевоплотился в бывшего учителя Николая Петровича, а ныне – люмпена, который является гордым и хамоватым «совком», непоколебимым борцом за свободу пролетариата. Николай Петрович считает, что свирепые и алчные олигархи жаждут поработить трудящееся человечество, поэтому ему нельзя оставаться в стороне. Баширов в его роли отправляется в «колыбель революции» Санкт-Петербург, чтоб восстановить «поруганную» справедливость.
Фильмография актера насчитывает более 160 ролей
Также Александр Николаевич исполнил одну из главных ролей (императора Павла I) в фильме о событиях конца XVIII — начала XIX вв. в России, Англии и Франции – «Золотой век». Партнерами Баширова по съемочной площадке стали Ольга Орлова, Гурий Атнев, Виктор Сухоруков, Владимир Стержаков, Вия Артмане, Гоша Куценко и другие не менее известные личности кинематографа. В телесериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005) Александр Николаевич стал котом Бегемотом – котом-оборотнем и любимым шутом Воланда.
Фанаты Александра Баширова отмечают, что это человек с тонкой душевной организацией, умело воплощающий на экранах образы маргиналов и мошенников.
Награды
В основном все награды, которые получил Александр Николаевич, были вручены за его фильм «Железная пята олигархии». В 1998 году он получил пять наград: приз прессы на фестивале «Виват кино России!», приз гильдии киноведов и кинокритиков на «Окно в Европу», «Серебряный гвоздь» на международном кинофестивале молодого кино «Кинофорум», приз журнала «FilmKritika» на международном кинофестивале в Венеции, приз ФИПРЕССИ на Сочинском «Кинотавре».
Еще две награды были получены через год (в Гатчине и Александрии) за этот же фильм. В 2003 году фестиваль «КиноРок» вручил Александру Баширову награду как лучшему актеру за исполнение роли Анастасии в клипе «Настасья» Вячеслава Бутусова и группы «Deadушки», снятом в конце 2000 года.
Кадр из фильма режиссера О. Фомина «Самый лучший фильм-2»
Личная жизнь
Первый брак актера был мимолетным. Мария Ценскем – первая официальная жена Баширова – была шведкой по национальности, училась вместе с ним во ВГИКе. Для каждого из супругов это была первая любовь. Брак просуществовал всего несколько месяцев. Второй женой стала американка Сара Венди Ньютон. Александр переехал с супругой в США, где изучал английский язык, но разность менталитета пары дала о себе знать. В этой семье у Баширова родился ребенок – сын Кристофер. После развода Сара не разрешала общаться актеру с сыном, хотя он регулярно помогал финансами.
Практически сразу после возвращения на Родину Александр познакомился с Инной Волковой – солисткой группы «Колибри». Первая встреча будущих супругов состоялась в Доме кино, в Санкт-Петербурге. Александру нужно были деньги, чтоб добраться до Москвы. Девушка дала ему их, в итоге средства были потрачены на ухаживания за Инной. Волкова младше Баширова на 11 лет, но это ни капли не смущает пару.
С нынешней супругой Инной Волковой
В 1997 году, уже в официальном браке, у супругов родилась дочь Александра-Мария. Со школьных лет девочка стала интересоваться актерским мастерством, поэтому решила пойти по стопам отца и окончить режиссерское отделение ВГИКа. Дебютной работой Александры-Марии стал короткометражный фильм «До свидания».
Во время пандемии коронавирусной инфекции у девушки возникли проблемы с финансированием ее дипломного проекта – молодежного фильма «Вите надо выйти». Но деньги все же удалось собрать, и будущий режиссер полностью погрузилась в творческий процесс.
В свободное время девушка любит слушать музыку, читает книги, активно ведет свои странички в социальных сетях, пробует силы в модельном бизнесе. О личной жизни Александры-Марии ничего не известно. Баширов рассказывает, что любит обоих детей – и сына, и дочь. Интересуется жизнью обоих, хоть с Кристофером и не разрешала общаться его мать. Сейчас о старшем сыне известно, что он стал экологом и занимается проблемами леса. Кристофер женился на афроамериканке, имеет двоих детей.
Интересные факты
- У Александра Николаевича довольно рано появились вредные привычки: уже в 3-м классе мальчик решил, что обязательно должен курить «за компанию» со своими друзьями и одноклассниками.
- Баширов попал в грандиозный скандал во время обучения во ВГИКе, из-за которого был вынужден перевестись учиться к другому мастеру. В одном из своих выступлений будущий режиссер решил, что Сатана, которого он играл, должен появиться перед Фаустом в халате, надетом на голое тело. Оказавшись на сцене, Баширов сбросил халат, так сказать, разоблачился. Скандал был грандиозным еще и потому, что во время выступления среди зрителей находились такие известные люди, как Инна Макарова, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева.
- Актер дружил с Виктором Цоем и Александром Башлачевым.
- Фамилия Баширов произошла от имени Башир. Имя Башир имеет арабское происхождение и переводится на русский язык как «вестник радости». Это очень популярное имя в мусульманском мире.
- В 1997 году Инна Волкова снялась в фильме мужа «Железная пята олигархии», к которому написала также песню «Не герой».
Александра-Мария Баширова
Частые вопросы
Есть ли у актера татуировки?
Этот вопрос нередко интересует поклонников творчества Баширова, поскольку его роли часто предусматривают наличие тату. Например, в «Стране Оз» на груди героя есть изображение церкви с тремя куполами. Скорее всего, это тату было сделано исключительно для того, чтоб подчеркнуть образ героя в данной картине. Другие данные о наличии тату у актера отсутствуют.
Как Александр Баширов относился к Виктору Цою?
В СМИ существует информация, что Баширов дружил с Цоем и прекрасно к нему относился. Но в одном из своих интервью Александр Николаевич высказался о певце довольно негативно, назвав его двуличным. Исходя из всего вышесказанного, непонятно, кому верить по поводу дружбы – актеру или журналистам.
БАШИРОВ
Александр
Николаевич

У одних артист вызывает восхищение, у других – полное отторжение. Он из той категории людей, которых или любят, или ненавидят. Его выходки обсуждают в средствах массовой информации, а некоторые эпатажные поступки актера, балансирующие на грани дозволенного, попали в разряд легенд и мифов российского кинематографа.
Александр Баширов раздражает или нравится, но безразличным не оставляет никого. Его кота Бегемота в экранизации главного булгаковского романа многие считают главной ролью артиста. Он снимался у Сергея Соловьева, Сергея Бодрова-младшего, Алексея Германа, Николая Досталя, Карена Шахназарова и Алексея Балабанова, но при этом кумиром и звездой эксцентричного Баширова не называют.
Детство и юность
Родился артист в сентябре 1955 года в таежной глуши – в деревушке Согом под Ханты-Мансийском. Вырос в неполной и неблагополучной семье, далекой от кинематографа и какого-либо другого вида искусства. Родители развелись сразу после появления сына. Мама по национальности - татарка, вырастила мальчика одна. Отец Александра – хант Николай Баширов – в воспитании сына не участвовал.
Единственным взрослым мужчиной в доме был дед – однорукий инвалид и антисоветчик, по словам Александра Баширова, не желавший работать на новую власть из-за «принципиальных политических различий во взглядах». Отторжения у деда не вызывало лишь одно занятие – рыбалка. Поэтому единственной кормилицей оказалась мать, до старости проработавшая на почте.
Александр Баширов говорит, что в детские и юношеские годы у него обнаружилось две страсти – курить и рисовать. К курению Баширов пристрастился в третьем классе, «за компанию».
В 1972 году юный Александр покинул Тюменскую область и прибыл в Ленинград, где поступил в ПТУ, чтобы стать плиточником-облицовщиком. После выпуска будущий лицедей устроился на цементный завод в Выборге, где трудился до призыва в армию в 1981 году.
Служил Александр Баширов в Забайкалье, в танковой дивизии. Пристрастие к рисованию повлияло на службу: художника «прикрепили» к армейскому клубу. В авторской программе «В гостях у Дмитрия Гордона» Баширов рассказал, что на втором году службы художнику-оформителю дали задание нарисовать Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева в танкистском шлеме. С почетной миссией художник справился в срок, но как только портрет вывесили на фасаде клуба, лидер скончался.
На вопрос, от кого Баширову передались лицедейские гены, актер с юмором ответил, что «все дело в моем вечном и неудовлетворенном желании властвовать над людьми», унаследованном от предка-хана из Золотой Орды.
На студенческих этюдах, где будущие режиссеры представляли сценки из драматических произведений, Александр сыграл Сатану, появившегося перед Фаустом. «В прочтении» Баширова повелитель тьмы вышел на сцену в халате, под которым иной одежды не было. Оказавшись в центре, Сатана разоблачился. В зале сидели Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Инна Макарова. Последовал грандиозный скандал и перевод в группу к другому наставнику.
После окончания ВГИКа Александр Баширов вместе с супругой-американкой переехал в Нью-Йорк, где год учился в «Бергхоф-студии» Лоуренса Арансио, откуда вышли Аль Пачино, Лайза Минелли и Роберт Де Ниро.
Фильмы
Актерская биография Александра Баширова начинается эпизодической ролью в драме Сергея Соловьева «Чужая Белая и Рябой». Образ Чудика оказался неоднозначным, но начало понравилось артисту. В 1986 году фильм представил СССР на кинопремии «Оскар» и получил специальный приз Венецианского кинофестиваля.
В следующем году на экраны вышла культовая лента Соловьева «Асса», где зрители узнали актера в эксцентричном лжемайоре ВВС Шурике Бабакине. Спич о Юрии Гагарине, произнесенный Бабакиным, был импровизацией артиста.
В 1988 году телезрители увидели премьеру триллера Рашида Нугманова «Игла», в котором ключевой образ достался Виктору Цою. Александр Баширов сыграл Спартака, маленького, но опасного человека. Роль сделала актера узнаваемым, но отрицательное амплуа надолго «приклеилось» к нему, и режиссеры приглашали Баширова на похожие образы. Драматический остросюжетный фильм стал лидером кинопроката.
В том же 1988-м в прокат вышла 8-серийная лента «Хлеб – имя существительное», а в следующем году новый проект Соловьева «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». В обоих проектах Александр Баширов появился в запомнившихся эпизодических ролях.
В середине 1990-х Александр Николаевич создал «Дебоширфильм», взяв на себя обязанности художественного руководителя студии и преподавателя актерско-режиссерского мастерства. В России настал период восстановления утерянных кинематографом в «лихие 90-е» позиций. Баширов выбрал молодежное андеграундное кино и угадал тенденцию. На основе «Дебоширфильма» Александр Баширов организовал одноименный фестиваль, который проводится дважды в год в Санкт-Петербурге и сегодня остается наиболее масштабной акцией в области независимого российского кино.
В 1998 году вышел фильм Баширова с провокационным названием «Ж.П.О.» («Железная пята олигархии»). Картина произвела фурор в российском кинематографе конца 1990-тых. Александр Николаевич отметился в четырех ипостасях: сценариста, продюсера, режиссера и актера. Из-за скудости бюджета ленту сняли за $25 тысяч, но фильм завоевал несколько кинематографических призов.
В 1999-том режиссер Александр Баширов презентовал художественно-документальную ленту «Белград, Белград!». Позже на экраны вышел сериал «Удачи тебе, сыщик».
С Башировым сотрудничают многие российские музыканты, для которых он снимает клипы. Яркий образец творчества режиссера – видеоклип на песню Вячеслава Бутусова «Настасья». Артист неоднократно появлялся на рок-концертах как ведущий, а в проекте Сергея Курехина «Поп-механика» – как участник.
В новом веке Александр Баширов очутился в «обойме» наиболее востребованных российских актеров, хотя главных ролей на его счету нет. В третьем сезоне криминального сериала «Агент национальной безопасности» он сыграл киллера Осадчего. В комедии Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» появился в образе слесаря Арнольда.
В 2001 году на экраны вышла черная комедия «Даун Хаус», где с присущим озорством и непринужденностью Александр Баширов сыграл Фердыщенко. В том же году зрители увидели любимого артиста в проекте Сергея Бодрова «Сестры» (Сейфуллин). Через два года состоялась премьера исторической драмы Ильи Хотиненко «Золотой век», работа в которой принесла Баширову успех: актер перевоплотился в императора Павла Первого.
После выхода картины в карьере Александра Баширова действительно наступает «золотой век». Каждый год актер появляется в 5-6 фильмах.
Телезрители увидели его в ярких, хотя и не главных ролях шулера Лехи Шустрова в «Штрафбате», медвежатника в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», Ханенка в «Охоте на асфальте», генерала Корнилова в «Гибели империи» и Мишани в комедии «Мама, не горюй-2».
В 2005-м Александр Баширов снялся в десяти проектах. Наиболее яркие – «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки» и «Вепрь». Но настоящим бриллиантом в фильмографии артиста оказался образ кота Бегемота в мистическом проекте Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».
Из актерских работ Баширова первого десятилетия 2000-х зрителям запомнился созданный им образ хозяина квартиры алкоголиков в триллере Алексея Балабанова «Груз 200». Картина получила награду от «Кинотавра» и участвовала во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля.
Из работ последних пяти лет кинолюбители отмечают роли Баширова в проектах «Шерлок Холмс» (клерк Керслейк), «Отель «Президент»» (бухгалтер Карасик) и черной комедии Василия Сигарева «Страна Оз» (Дюк).
Личная жизнь
В студенческие годы Александр Баширов женился на американке и уехал с женой на ее родину. В браке родился сын Кристофер, с которым артист поддерживает отношения после возвращения в Россию. Но домой актер вернулся один: с супругой он развелся из-за несовпадения взглядов на жизнь и разности характеров.
Личная жизнь Александра Баширова наладилась: он женат на младшей на 9 лет солистке музыкальной группы «Колибри» Инне Волковой, с которой воспитывает дочь Александру-Марию. В проекте мужа «Ж.П.О.» Волкова сыграла певицу из бара и написала к фильму песню «Не герой».
Причиной многих эпатажных выходок актера называют эксцентричный характер и пристрастие к алкоголю. Так, в июне 2011 года таблоиды «смаковали» «проползание» Баширова по звездной дорожке «Кинотавра». Александр действительно пребывал в состоянии подпития, но прополз по дорожке, чтобы взбодрить присутствующих и нарушить чинность мероприятия, заявив при этом, что «юродивым все можно».
Александр Баширов сейчас
В 2016 году зрители увидели артиста в телесериале «Гастролеры», снятом «Продюсерским центром Сергея Жигунова». Премьера авантюрной трагикомедии состоялась на телеканале «НТВ» в апреле. Баширову достался образ тамбовского бандита Хмыря.
В том же году на экраны вышла комедия «МухАморы». Бюджет проекта скромный – $20 тысяч. Это лента о жизни провинциального городка, застрявшего в 80-х. Фильм изобилует черным юмором, но поражает актуальностью поднятых проблем. Александр Баширов сыграл Гордея Ивановича, главного персонажа комедии.
Фильмография
1986 — «Чужая Белая и Рябой»
1987 — «Асса»
1988 — «Игла»
1989 — «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»
1998 — «Железная Пята Олигархии (Ж. П. О.)»
2001 — «Яды, или Всемирная история отравлений»
2001 — «Даун Хаус»
2001 — «Сестры»
2003 — «Золотой век»
2004 — «Штрафбат»
2005 — «Мастер и Маргарита»
2007 — «Груз 200»
2013 — «Шерлок Холмс»
2015 — «Страна Оз»
2016 — «Гастролеры»
Источники:
- https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-bashirov/
- https://stories-of-success.ru/iskusstvo/aleksandra-bashirova
- https://globalmsk.ru/person/id/7375