Басов Владимир Павлович
Владимир Басов
Владимир Басов родился 23 июля 1923 года в поселке Уразово Курской области . Его отец — Павел Басултайнен — был революционером-коммунистом, членом партии и «красным комиссаром». Он принимал активное участие в боевых действиях Гражданской войны, много ездил по стране. Партийным прозвищем Басултайнена было «Басов», позже он сделал его своей фамилией. Женился отец будущего режиссера на дочери православного священника, учительнице русского языка Александре. В начале 1920-х она стала книгоношей. Так в те времена называли агитаторов-комсомольцев, которые ездили по деревням и селам и обучали малограмотных крестьян языку и счету. Детство Владимира Басова прошло в постоянных разъездах: с матерью он побывал в Липецке
, Курске и многих других городах. Отца мальчик видел редко. Его отправили служить на пограничную заставу. В 1931 году, когда будущему режиссеру было 8 лет, Павел Басов погиб в сражении с басмачами в Средней Азии.
Меня мама родила, можно сказать, проездом — в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге
, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии. <…>В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно — все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй.
…>
Школу Владимир Басов закончил в Москве . Он хорошо учился, много читал и посещал художественную школу. Мать часто брала его с собой на агитационные спектакли, и Басов мечтал о карьере актера. В 1941 году он планировал поступать во ВГИК
Осенью 1946 года Владимир Басов демобилизовался и вернулся в Москву. На следующий год он осуществил свою мечту и стал студентом ВГИКа. Басов долго не мог решить, на какой факультет поступать — актерский или режиссерский. Ему повезло: в том году набирали объединенную актерско-режиссерскую мастерскую под руководством Сергея Юткевича и Михаила Ромма
. На этот же курс поступили будущие звезды советского кинематографа — Григорий Чухрай Режиссер Владимир Наумов о студентах ВГИКа и Владимире БасовеИ Юткевича, и Ромма Басов уважал — наставники оказали влияние на его режиссерское творчество. От Юткевича Басов взял умение точно передавать человеческие эмоции, а от Ромма — грамотно строить композицию. Педагоги стали помогать Басову еще на первом курсе и поддерживали его конца жизни: продвигали идеи его картин в художественном совете «Мосфильма»
, давали советы. Именно Юткевич порекомендовал Басову заниматься не только режиссурой, но и совершенствовать актерское мастерство.
Фильмы Владимира Басова: актерские и режиссерские работы
В 1952 году Басов закончил ВГИК. Он был одним из лучших выпускников года, и руководитель мастерской Сергей Юткевич пригласил его поработать ассистентом на съемках своей картины «Пржевальский». Позже Басов и сам попробовал себя в режиссуре: экранизировал спектакль Театра-студии киноактера
«Нахлебник», снял ленту «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа». Этот фильм принес Владимиру Басову успех. «Школа мужества» заняла десятое место в рейтинге советских фильмов по кассовым сборам за 1954 год и получила приз кинофестиваля в Карловых Варах.
В следующие несколько лет он много снимал на «Мосфильме», вышли его картины «Крушение эмирата» и «Первые радости». Критики относились к творчеству начинающего режиссера сдержанно, а его картины называли проходными. В 1960 году Басова пригласили доснять картину «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой. Режиссер ленты Захар Аграненко внезапно скончался, а фильм необходимо было закончить. Басов подошел к работе над картиной ответственно — он внимательно изучил сценарий «Битвы в пути» и решил изменить его слабые места. В этому ему помогла Галина Николаева. Съемочная группа отметила требовательность режиссера: некоторые моменты своих картин Басов переснимал по несколько раз, советовал актерам больше репетировать, оттачивать движения и мимику.
Работать с Басовым <…>было очень ответственно и не просто. Это был художник огромного профессионального мастерства, требовательности, враг приблизительных разговоров и решений, которыми, к несчастью, полна наша работа на съемочной площадке; это был мастер точного видения, он умел находить и фиксировать из тысячи выражений глаз одно — нужное ему.
…>
Усилия Владимира Басова не пропали даром. Экранизация «Битвы в пути» Галины Николаевой вышла в кинопрокат в 1961 году и прославила режиссера. В СССР ее посмотрело больше 40 миллионов человек. В дальнейшем Басов часто брался за экранизации: в 1960-х годах он снял «Тишину» по одноименному роману Юрия Бондаря, «Гранатовый браслет» по повести
Александра Куприна и «Метель» по «Повестям Белкина» Александра Пушкина.Вершиной режиссерской карьеры Владимира Басова критики назвали четырехсерийную картину «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове. Идея ленты появилась на «Мосфильме» еще в начале 1960-х годов. Руководители студии решили, что в советском кинематографе мало примеров фильмов о шпионах.
, а Басов полагал, что разведчик должен быть неприметным и сдержанным. Он настаивал на кандидатуре актера Станислава Любшина
, он легко мог сыграть такого персонажа. Мнение режиссера поддержали настоящие разведчики, и Любшин сыграл в картине «Щит и меч» Александра Белова. Роль Генриха Шварцкопфа сыграл Олег Янковский
. Басов тоже выбрал актера самостоятельно. С Янковским режиссер впервые встретился во Львове в Доме актера. Он выглядел как типичный интеллигентный молодой человек, именно такой типаж требовался для «Щита и меча».
Съемки картины проходили в СССР и в ГДР — Басов настаивал на исторической правдоподобности. На советские экраны «Щит и меч» вышел в 1968 году и произвел фурор. В том году все четыре серии картины заняли первые места по количеству зрителей и кассовым сборам в СССР, а съемочная группа фильма стала известной — ее членов регулярно звали на творческие вечера, устраивались встречи с поклонниками.
В 1970-х годах Басов продолжил активно работать в кинематографе и как режиссер, и как актер. Он появился в эпизодах в картинах «Бег»
, «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам» , «Приключения Электроника» и многих других, снял четыре фильма — «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Нейлон 100%», и «Дни Турбиных». Последней работой — экранизацией одноименного произведения Михаила Булгакова — Владимир Басов особенно гордился. Снимать фильм по пьесе Булгакова в СССР не разрешали, но Басов сумел договориться с руководством студии и картина, которую критики назвали «абсолютно булгаковской», вышла на экраны в 1976 году.
Снимать фильм о белой гвардии да еще в период развитого социализма было нельзя, категорически невозможно! Конечно, в свое время пьеса шла во МХАТе, но с разрешения Сталина — то ли ему пьеса понравилась, то ли вождю было интересно наблюдать в зале, как спектакль смотрят зрители… Но что такое зал МХАТа — семьсот человек и в основном интеллигенция, другое дело — когда вся страна увидит, как прекрасны эти люди.
Трехсерийный телевизионный фильм «Дни Турбиных» аудитория встретила с восторгом. Критики высоко оценили вклад Басова в успех картины: в «Днях Турбиных» Басов не только был режиссером и сценаристом, но и исполнил одну из самых запоминающихся своих ролей — он сыграл штабс-капитана Мышлаевского.
Во второй половине 1970-х годов Басов был вынужден сделать небольшой перерыв в режиссерском творчестве. Его подвели слабое здоровье — в 1974 году у Басова случился инфаркт — и проблемы в семье. В 1978 году он развелся со своей женой Валентиной Титовой.
Личная жизнь
Владимир Басов был женат трижды. С первой своей супругой — Розой Макагоновой режиссер познакомился и сблизился еще во время учебы во ВГИКе. Басов снял ее почти во всех своих фильмах 1950-х годов: «Школе мужества», «Необыкновенном лете» и «Крушении эмирата». Расстались они в 1958 году, и последний раз встретились на съемках фильма «Приключения Электроника» в 1979 году.
Со второй женой — Натальей Фатеевой — Владимир Басов тоже познакомился во ВГИКе. Среди студенток он искал актрису на роль в своем фильме «Случай на шахте № 8». Фатеева поразила режиссера красотой. Басов влюбился и начал ухаживать за актрисой прямо на съемочной площадке, и вскоре они поженились.
Может, он и не красавец, но он — красивый человек. Когда мы познакомились, мне исполнился 21 год, а ему 33. Мужчина в самом расцвете, блистательная, яркая личность, Басов обладал талантами на десятерых, и мне он казался самым красивым, потому что был интересен, как человек. Люди с приятной внешностью иногда воспринимаются уродами, потому что негармоничны, пусты и бездарны. А те, что с Богом в душе, как правило, всегда красивы.
С Натальей Фатеевой Басов прожил три года. В 1959 году у них родился сын — Владимир Басов-младший, который, как и отец, решил связать свою жизнь с кино. Спустя год брак распался.
Третья жена Владимира Басова — Валентина Титова — тоже была актрисой. С ней режиссер познакомился в 1964 году, когда искал исполнительницу роли Марьи Гавриловны в «Метели». На тот момент Валентина Титова училась в студии при Большом драматическом театре
в Ленинграде у театрального педагога Георгия Товстоногова . Девушка не планировала играть в кино, но Басов уговорил Титову сняться в «Метели».Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь».
В браке Басов и Титова прожили 14 лет. Дети — сын Александр и дочь Елизавета — после развода родителей остались с отцом. Отец поощрял их любовь к искусству. Впоследствии Александр Басов стал режиссером, а его сестра Елизавета — танцовщицей.
Последние годы и смерть
В 1980-х годах слабое здоровье Басова не позволило ему снимать фильмы так же плодотворно, как раньше. В 1981 году он вернулся в режиссуру после пятилетнего перерыва с экранизацией романа Юрия Скопа «Техника безопасности» под названием «Факты минувшего дня». В картине поднимались важные экономические проблемы: организация труда на предприятии, рост производства. За этот фильм Басов был удостоен Государственной премии РСФСР и получил звание народного артиста СССР.
В 1983 году у Владимира Басова случился инсульт, из-за которого полгода он был парализован. Несмотря на тяжелую болезнь, спустя год режиссер снял фильм «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе английского драматурга Джона Пристли, а в 1986 году — свою последнюю картину «Семь криков в океане». Над этими фильмами режиссер работал совместно со своим сыном Владимиром Басовым-младшим.
Умер Владимир Басов 17 сентября 1987 года в Москве. Причиной его смерти стал второй инсульт. Похоронили знаменитого режиссера на Кунцевском кладбище.
Интересные факты
1. Даже во время войны Владимир Басов не забывал о своем увлечении кино — он организовывал показы видео для сослуживцев, руководил деятельностью ансамбля художественной самодеятельности. «Несколько раз в расположение нашего подразделения приезжала машина-фургон. Ее тут же ставили в укрытие поближе к передовой. Разведчики или пехотинцы в сумерках разворачивали экран почти на нейтральной полосе. Из фургона запускали фильмы. Сначала, для «затравки», какой-нибудь видовой: березы, Волга, поля… Потом еще подобный ролик. Смотрели и с нашей и с той стороны. В вечернем воздухе звуки музыки, речь разносились далеко и отчетливо. Когда аппарат перезаряжали — наступала тишина…», — вспоминал режиссер в журнале «Искусство кино».
2. Владимир Басов снялся в небольшом эпизоде в картине Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» 1962 года. С появлением его персонажа — ворчливого полотера — связана интересная история. Кто-то из руководства «Мосфильма» сказал Данелии, что его фильм слишком оптимистичный. В это время основные эпизоды картины уже были сняты, шел ее монтаж. Тогда Данелия на скорую руку решил создать небольшой эпизод с полотером. Однако актер, которого он подобрал на эту роль, заболел. В коридорах «Мосфильма» Данелия заметил Владимира Басов и уговорил его сняться в фильме.
3. Владимир Басов был автолюбителем. За свою жизнь он сменил несколько машин: от «Москвича» и «Волги» до заграничного «форда». Таким же автолюбителем, как и Басов, был Сергей Бондарчук
. Режиссеры собирались, чтобы поговорить о машинах.4. Владимир Басов любил красивые и изящные вещи, на которые тратил почти все свои гонорары. Как рассказывали его друзья, однажды на съемках в Прибалтике режиссер увидел в частном доме антиквартный фарфоровый унитаз немецкой фирмы «Meisen» и потратил весь гонорар на его покупку. Басов хотел поставить его в своей квартире в Москве. Во время ремонта рабочие повредили унитаз — пользоваться им по прямому назначению уже было нельзя. Режиссер не растерялся, поставил антикварное устройство на балкон и использовал в качестве стула.
Басов Владимир Павлович
Владимир Павлович Басов – режиссёр, актёр, сценарист, педагог, член Союза кинематографистов СССР – появился на свет 28 июля 1923 г. в селе Уразове Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Уразово – посёлок городского типа в Валуйском городском округе Белгородской области). Мать будущего артиста – Александра Басова – была дочерью священника. В 1920-х гг. она учила крестьянских детей грамоте и литературе, позже стала работать секретарём районной газеты.
Отец Павел Басултайнен был финном по национальности. Он получил философское образование в Тартуском университете (Эстония). Мужчина являлся революционером-большевиком и имел прозвище Басов, которое позже стало его фамилией. Он был офицером и находился в должности комиссара. Участвовал в боевых сражениях вместе в легендарным Василием Ивановичем Чапаевым (1887 – 1919), воевал с басмачами. Являясь командиром пограничной заставы в Средней Азии, погиб в 1931 г.
Владимиру Басову было 8 лет, когда его героический отец оставил этот мир. Воспитание сына легло на плечи матери, которая активно занималась его развитием. К моменту поступления в школу мальчик был так эрудирован, что его зачислили сразу в 3 класс. Мать с сыном часто переезжали, поэтому Басову приходилось постоянно менять школы в Туркмении, Московской области, Тверской области, Абхазии и закончить общеобразовательное обучение в Москве.
Военная служба
Басов являлся лейтенантом интендантской службы 4-й отдельной стрелковой бригады. Во время военной службы он стал руководителем клуба художественной самодеятельности. Музыкальный ансамбль, организованный Басовым, выступил более 150 раз, поддерживая боевой дух бойцов Красной армии. В 1943 г. за образцовое исполнение обязанностей его наградили медалью «За боевые заслуги». Затем, став старшим лейтенантом, он командовал миномётной батареей.
Образование и режиссёрская деятельность
Вернувшись к мирной жизни, в 1947 г. фронтовик стал студентом режиссёрского факультета ВГИКа, обучаясь на курсе Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Одновременно с учёбой в 1950 – 1952 гг. он работал ассистентом режиссёра. В 1952 г. Басов окончил вуз и был принят в киностудию «Мосфильм» в качестве режиссёра. Его дебютной работой стал телеспектакль «Нахлебник» (1953), поставленный им в Театре-студии киноактёра совместно с Борисом Лифановым и Мстиславом Корчагиным.
В 1954 г. вышла лента «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара, которую режиссёр начал снимать вместе с Мстиславом Корчагиным (1922 – 1953). Но его коллега погиб в авиакатастрофе, и Басову пришлось заканчивать кинокартину самостоятельно. Драма была признана лучшим воспитательным фильмом и получила премию кинофестиваля в Карловых Варах. Здесь сыграла первая жена режиссёра Роза Макагонова, дебютировали Леонид Харитонов, Юрий Катин-Ярцев и Ролан Быков.
Затем последовали фильмы «Первые радости» (1956), «Случай на шахте восемь» (1957), «Золотой дом» (1959), «Битва в пути» (1961) и др. В 1958 г. вышла драма «Жизнь прошла мимо» о жизни вора-рецидивиста Акулы, который сбежал из колонии и хочет вновь заняться воровством, но его прежние подельники больше не желают возвращаться к своему тёмному прошлому. В 1964 г. состоялась премьера драмы «Тишина». Этот фильм получил главный приз I Всесоюзного кинофестиваля.
В том же году зрители увидели экранизацию повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Перед самым началом съёмок на роль Марьи Гавриловны уже была утверждена актриса. Но 41-летний режиссёр, познакомившись с 22-летней артисткой Валентиной Титовой, предложил ей перевоплотиться в этот образ. Начинающая актриса отказывалась, так как была очень загружена в театре. Тогда Басов через Министерство культуры СССР добился её утверждения на главную роль.
Во время съёмок Басов настойчиво ухаживал за понравившейся ему девушкой, и после премьеры они поженились. Находясь с ним в браке, Титова играла в кинолентах своего мужа-режиссёра: «Щит и меч» (1968), «Возвращение к жизни» (1972), «Опасный поворот» (1972), «Нейлон 100 %» (1973), «Дни Турбиных» (1976). Однако после развода Басов больше не снимал её в своих фильмах. Но талантливой актрисе это не помешало сделать успешную карьеру – в её фильмографии почти 80 киноролей.
На главную роль капитана советской разведки Александра Белова, мастерски перевоплощающегося в обер-лейтенанта абвера Йоганна Вайса и гауптштурмфюрера СС Петера Крауса, был выбран актёр Станислав Любшин. На выбор повлияли консультанты, являющиеся реальными сотрудниками разведки. Они утверждали, что истинный секретный агент должен быть не суперменом, а иметь обычный вид. За эту роль, по опросу журнала «Советский экран», его признали лучшим актёром 1968 года.
Роль одного из главных героев Генриха Шварцкопфа – друга Йоганна Вайса – стала дебютной для начинающего актёра Олега Янковского. Сидя в ресторане во Львове, куда он с Саратовским театром приехал на гастроли, артист привлёк к себе внимание Басова, который тогда искал актёра с арийской внешностью. Владимир Павлович сказал ассистентке, что этот юноша прекрасно подошёл бы на роль, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?».
Позже помощница режиссёра Наталья Терпсихорова встретила Янковского на «Мосфильме». Узнав, что он актёр из Саратова, она пригласила его на кинопробы. Олег, тогда ещё «необстрелянный, кинематографом не испорченный», покоряющий «обаянием непринуждённости», как вспоминал Басов, понравился режиссёру, и был утверждён на роль Генриха Шварцкопфа. Так, благодаря судьбоносной случайности, Янковский попал в кинематограф, которому позже он подарил более 80 ролей.
Басов предпочитал в фильмах стремительно развивающиеся действия. Он не терпел, когда на экране или на площадке что-то затягивалось, откладывалось. Во время создания кинолент он ощущал себя хозяином съёмочного процесса. Владимир Павлович стремился контролировать всех задействованных лиц, начиная от актёров и заканчивая младшим осветителем. Не все артисты соглашались с ним сотрудничать. В основном, он снимал своих друзей, привыкших к его стилю работы.
Кинокарьера
Талантливый и харизматичный актёр умел вмиг привлечь к себе внимание необычной внешностью и выразительной мимикой. Артист сыграл более чем в 85 фильмах. И в главных ролях, и в кратких эпизодах он мог мастерски создать незабываемые образы. Так, в «Приключениях Буратино» он сыграл Дуремара, а в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» – строгого милиционера, запомнившегося фразой: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет поработать?».
Первыми работами Басова в кино в качестве актёра были эпизодические и малозаметные роли в фильмах «Школа мужества» (1954), «Крушение эмирата» (1955), «Случай на шахте восемь» (1957), в которых он выступал режиссёром. Но они были настолько незначительными, что их часто даже не учитывают в биографии артиста. Его актёрским дебютом считают незабываемо яркую роль полотёра, выдающегося себя за писателя Воронова, в комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».
Под видом важного литературно деятеля уборщик горячо наставляет юных героев о том, что нравиться могут только девочки, а «литература – это искусство», «Писатель должен глубоко проникать в жизнь!», «Каждый индивид должен иметь свою правду характера». Колоритный персонаж вышел так ярко, что появившийся в квартире настоящий писатель выглядит простовато и скромно. А ведь этого яркого образа в фильме могло и не быть.
Изначально в сценарии не было критического отношения к жизни, которое требовалось в каждом советском фильме того времени. Поэтому решили внести в него образ недовольного полотёра. Роль, сочинённую прямо во время съёмок, должен был воплотить Рудольф Рудин, но он заболел. В тот момент на площадке случайно появился Басов, занятый созданием своего проекта. Его необычная внешность привлекала с себе внимание съёмочной группы, и их выбор оказался весьма удачным.
Затем последовали десятки других незабываемых ролей выдающегося артиста. Он играл и в тех фильмах, которые ставил сам («Щит и меч», «Дни Турбиных», «Нейлон 100 %», «Тишина» и др.), и в кинолентах других режиссёров. В комедийной мелодраме Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977) Басов исполнил роль нелегального агента по обмену недвижимости, который для конспирации называет квартиру тётей, а метраж – возрастом, что приводит к комической путанице.
В 1979 г. на экраны вышла кинолента «Москва слезам не верит», которую за год посмотрели 90 миллионов зрителей. Это поставило мелодраму на 2 место в рейтинге самых кассовых советских фильмов. Здесь артист сыграл замначальника главка Антона Круглова – пожилого гостя на вечере Катерины и Людмилы, который пришёл к ним с дефицитными деликатесными консервами и вином. Басов смог сделать своего эпизодического персонажа одним из самых запоминающихся в кинокартине.
Владимир Павлович имел уникальный талант создать яркий образ персонажа, появившись на экране даже всего на несколько минут. Он блестяще перевоплощался и в героев комедий, и в персонажей классических произведений. Так, артист сыграл Петра Петровича Лужина в фильме «Преступление и наказание» (1969). И, конечно, много поколений советских и российских детей выросли на сказках, в которых участвовал любимый актёр.
Артист незабываемо сыграл продавца пиявок Дуремара в «Приключениях Буратино» (1975). В 1979 г. вышла фантастическая комедия «Приключения Электроника». В ней Басов перевоплотился в Стампа – шефа банды. Актёр сам придумал костюм. Заранее сшитый наряд оказался на 3 размера больше. Рассердившись, он велел перепуганной художнице по костюмам снять штаны. С трудом натянув на себя её белые брюки, артист нашёл чёрный свитер в гримёрной и был доволен созданным образом.
Артист снялся в детских фильмах «Чиполлино» (1973), «Про Красную Шапочку» (1977), «Волшебный голос Джельсомино» (1977), «Сказка странствий» (1983). Также Басов проявил авторский талант в создании сценариев к фильмам «Метель», «Опасный поворот», «Дни Турбиных» и др. Незадолго до своей кончины Басов сочинил сценарий детективного фильма «Мышеловка» по мотивам пьесы Агаты Кристи. Но снять кинокартину он не успел – её создал друг режиссёра Самсон Самсонов в 1990 г.
Обладая хорошими певческими способностями, артист во многих кинолентах выступает исполнителем музыкальных композиций (песни Дуремара, Худого Волка, Стампа и др.). Неоднократно Басов занимался озвучиванием художественных и анимационных фильмов. Он подарил свой голос князю Владимир в мультфильме «Василиса Микулишна» (1975), Змею Горынычу в «Последней невесте Змея Горыныча», чёрту-учителю в сказках «Шиворот-навыворот» (1981) и «Чертёнок № 13» (1981) и др.
Помимо активной творческой работы в кино в качестве режиссёра, актёра, сценариста, исполнителя песен и артиста дубляжа Владимир Павлович занимался педагогической деятельностью, передавая свои знания и опыт новым поколениям творческих людей. Он вёл лекционный курс по кинорежиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Артист являлся членом Союза кинематографистов СССР, а с 1948 г. входил в ряды КПСС.
Фильмография
- 1963 — «Я шагаю по Москве»
- 1965 — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
- 1968 — «Щит и меч»
- 1970 — «Бег»
- 1972 — «Большая перемена»
- 1975 — «Афоня»
- 1975 — «Приключения Буратино»
- 1977 — «Мимино»
- 1977 — «Про Красную Шапочку»
- 1978 — «По семейным обстоятельствам»
- 1979 — «Москва слезам не верит»
- 1979 — «Приключения Электроника»
- 1981 — «Будьте моим мужем»
- 1982 — «Ищите женщину»
- 1983 — «Сказка странствий»
Личная жизнь
На первый взгляд, актёр не обладал выдающейся мужской красотой. Но он был наделён неподражаемой харизмой, неотразимым обаянием, артистизмом, острым умом, великолепным красноречием. Басов достаточно зарабатывал, чтобы позволить себе менять автомобили. Он изысканно одевался, курил дорогие сигареты. И необычайно привлекал женщин – на зависть и удивление другим мужчинам, которым было сложно осознать конкурентные преимущества Владимира Павловича.
Артист был трижды женат. И чем старше он становился, тем моложе и красивее у него были жёны. Первой его супругой стала актриса Роза Макагонова (1927 – 1995), которая была на 4 года младше Басова. Они познакомились в студенческие годы во время учёбы во ВГИКе и в 1949 г. поженились. Начинающий режиссёр очень любил свою жену, давал ей роли в своих фильмах. Она снялась в его кинолентах «Школа мужества», «Крушение эмирата», «Необыкновенное лето».
Однако Роза не пылала к мужу сильными чувствами, проявляя к нему лишь заботу и уважение. Детей в семье не было. В 1957 г. спустя 8 лет супружеской жизни он расстались. Прощание сопровождалось скандалом. Когда Басов со своими вещами покидал их совместное жильё, Макагонова швырнула в него раскладушкой. Не растерявшись, он забрал этот предмет с собой. Позже бывшие супруги помирились и сохранили дружеские отношения. Когда Басов был болен, Роза навещала его в больнице.
В 1957 г. на съёмках фильма «Случай на шахте восемь» режиссёр познакомился с красавицей Натальей Фатеевой (р. 1934), которая на 11 лет моложе его. В 1958 г. 35-летний Владимир Павлович женился на ней. В следующем 1959 г. в их союзе родился сын Владимир Басов – младший, который пошёл по стопам отца и уже подростком дебютировал в фильме «Москва – Кассиопея» (1973). В 1981 г. он окончил курс Сергея Бондарчука во ВГИКе и активно проявил себя как актёр, режиссёр и продюсер.
Фатеева любила знаменитого супруга. Она носила ему термосы с едой на съёмочную площадку. Её восхищала его творческая одержимость и энергетика. Но молодой жене приходилось терпеть его пристрастие к алкоголю. Режиссёр постоянно изводил красивую актрису безудержной ревностью. В конце концов, Наталья не выдержала, и в 1961 г. они развелись. Артистка не желала больше видеть бывшего мужа и не хотела, чтобы он общался с сыном. Но всё же Басов-старший не терял с ним связь.
В драме Владимира Басова «Время и семья Конвей» (1984) отец с сыном сыграли Эрнеста Бивера: Басов-младший исполнил роль Бивера в молодости, а Басов-старший – его же 20 лет спустя. Примечательно, что в этой уникальной киноработе сыграли и другие звёздные родители с детьми: Евгений и Андрей Леоновы, Олег и Антон Табаковы, Ростислав и Игорь Янковские, Ирина Скобцева и её дочь Алёна Сергеевна Бондарчук и другие звёздные семьи.
Свою третью любовь режиссёр встретил на пробах драмы «Метель» (1964). Юная Валентина Титова (р. 1942), которая на 19 лет моложе его, так понравилась Басову, что он через Министерство культуры добился её утверждения на главную роль. Во время съёмок он проявлял к ней столько внимания, что её сердце не смогло устоять. Несмотря на разницу в возрасте, в 1964 г. они поженились. В 1965 г. у них родился сын Александр, а в 1969 г. – дочь Елизавета.
Режиссёр активно снимал жену в своих фильмах, помимо которых у неё были и другие кинопроекты. Но для юной актрисы на первом месте стояла карьера, а не муж. На съёмках драмы Игоря Таланкина «Отец Сергий» (1978) она познакомилась с оператором Георгием Рербергом (1937 – 1999), который был на 5 лет старше её. И в 1978 г. после 14 лет совместной жизни 36-летняя актриса покинула 55-летнего Басова, уйдя к более молодому возлюбленному.
Владимир Павлович надеялся, что Титова вернётся к нему, но этого не последовало. Не желая отдавать ей детей, он отсудил у бывшей супруги право их воспитывать – наследники Басова остались с ним. Сын Александр пошёл по стопам отца и стал режиссёром. Дочь, решив стать балериной, не смогла поступить училище Большого театра, поэтому окончила Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Позже она вышла замуж за грека и уехала с ним во Францию, живёт в Париже.
Ухудшение здоровья и смерть
Басов долго страдал от алкогольной зависимости. Реплики Дуремара для сказки «Буратино» (1975) он записывал, находясь в психиатрической клинике на лечении от алкоголизма. Когда в 1978 г. от него ушла третья жена, актёр впал в отчаяние. Его охватила тяжёлая депрессия, появились частые боли в сердце. Он продолжал сниматься в кино, но в режиссёрской работе был простой. После выхода драмы «Дни Турбиных» (1979) зрители 5 лет ждали новый фильм «Факты минувшего дня» (1981).
В апреле 1983 г. у него случился инсульт. Артист полгода лежал парализованным без движения. Постепенно болезнь начала отступать, стала возвращаться речь. Но режиссёру так и не удалось полностью восстановиться. Он с трудом ходил, его левая рука двигалась неполноценно. В его доме количество гостей, обычно приходивших пообщаться или обратиться за помощью, заметно уменьшилось. Теперь навещать народного артиста стали только самые близкие.
Чтобы материально поддержать Басова, ему на «Мосфильме» дали постоянную ставку режиссёра-консультанта. Его последними режиссёрскими работами стали фильмы «Время и семья Конвей» (1984) и «Семь криков в океане» (1986). Будучи уже больным человеком, он сыграл в драме «Время и семья Конвей», появился в эпизодах фильмов «Через все годы» (1984) и «Золотая рыбка» (1985). Незадолго до смерти он написал сценарий детектива «Мышеловка» по пьесе Агаты Кристи.
Боли были настолько сильными, что Басов даже хотел выпить яд, чтобы облегчить страдания. Утром 17 сентября 1987 г. у него произошёл второй инсульт. Перенести его он не смог – народный артист умер прямо на глазах у сына Александра. Режиссёра похоронили в Москве на Кунцевском кладбище. На его могиле установлено скромное надгробие с изображением двух перекрещивающихся кинолент, на одной из которых написано: «Ручейки судеб людских сливаются в одно бурлящее русло…».
Интересные факты
- Есть версия, что артист родился на год позже официальной даты, но приписал себе лишний год, чтобы отправиться на фронт добровольцем в 1941 г., когда ему ещё не было 18 лет.
- Сыновья Басова – Александр и Владимир – стали режиссёрами.
- В 1968 г. Владимир Павлович и его жена Валентина Титова оказались в Чехословакии во время военного переворота. Там Басов ночевал в одежде, аргументируя это так: «Если нас поймают и повесят, не хочу висеть на заборе со спущенными штанами».
- Вторая жена артиста – Наталья Фатеева – вспоминала о том, что, когда они познакомились, 33-летний Басов был в самом расцвете сил. Хоть он и не был красавцем, но он был «красивым человеком, с Богом в душе». Его единственным недостатком она называет пристрастие к алкоголю. Ей был тяжело с мужем и из-за его ревности. Он ревновал супругу из-за её красивой внешности, успехов в театре и кино. Басов ей говорил: «Когда же ты постареешь, когда тебе будет, наконец, тридцать лет?».
- Алевтина Кунгурова, работавшая с ним при создании фильма «Комета» (1983), вспоминала, что артист был остроумным, лучезарным и открытым на съёмках, но сдержанным и закрытым в перерывах. Артист сторонился компаний, часто курил и пил много крепкого кофе.
- Басов был популярен и любим зрителями. Он мог пойти к начальнику аэропорта и договориться о билете на самолёт даже в самый «горячий» летний период, когда люди стояли к кассам по несколько дней, занимая очереди с ночи.
- Когда после первого инсульта к режиссёру стала возвращать речь, врачи проверили его умственное состояние. Пришедший в себя Басов не упустил возможности пошутить перед собравшимся консилиумом врачей.
Доктор, указывая на медсестру, спросил:
– Больной, вы знаете, что это?
– Не что, а кто, – ответил артист.
– А кто этот кто?
– Не знаю, нас друг другу не представили, – невинно ответил Басов.
– Это сестра, – подсказал доктор.
– Чья? Ваша? – удивлялся режиссёр.
БАСОВ
Владимир
Павлович
О том, что у него сложится творческая биография, Владимир Басов, как это ни удивительно, понял не то что в молодости, а в очень раннем детстве. Актер и сценарист рассказывал, что еще в детском саду ощутил тягу играть отнюдь не в игрушки. При этом, как режиссер, любил, чтобы действие динамично развивалось, не терпел, когда в кадре и за кадром что-то тянулось, делалось медленно или без конца откладывалось.
На площадке Басов чувствовал себя полноправным хозяином, вмешивался в работу всех служб, вплоть до последнего осветителя. Потому и сниматься в его фильмах соглашался не каждый. Но и тут Владимир поступал мудро – приглашал в основном друзей, которые хорошо понимали его стиль работы.
Детство и юность
Владимир Басов родился в 1923 году в поселке Уразово в семье учительницы и военнослужащего. Мать, дочка православного священника, родилась в Покровске. Отец Павел Басултайнен, по национальности финн, закончил Тартусский университет, был офицером, командиром пограничных войск. Через 8 лет после рождения сына он погиб в боях. После этого жизнь семьи изменилась.
Как вспоминал Басов, его детство – это многочисленные переезды и странствия по стране. Жили они с матерью и в Воронеже, и на Волге, и в Курске, и в Липецке. После смерти отца семья переехала к дяде в город Железнодорожный. Там мальчик идет сразу в 3-й класс, пропустив первый и второй. Через некоторое время Александру Ивановну назначают секретарем районной газеты Калининградской области, поэтому 4-й класс Басов заканчивал опять в другом городе. Каждый год будущий артист менял школы, но это не мешало Володе прилежно учиться и закончить 10-й класс в Москве.
Сначала Владимир Павлович был лейтенантом интендантской бригады и организовывал художественную самодеятельность, его ребята дали 150 концертов на передовой. Но позже судьба преподнесла сюрприз: Басова отправляют в минометную бригаду, которая совершила немало подвигов.
В феврале 1945 года парень с ранением попадает в госпиталь, но после выздоровления возвращается в строй. После войны будущий актер получил чин капитана, а за подвиги - орден Красной Звезды. Басов имел все шансы сделать блестящую карьеру военного, но отказался, мечтая совсем о другом.
Режиссура
В 1947 году Владимир поступает на режиссерский факультет ВГИКа. В 1952-м он заканчивает вуз и начинает работать на «Мосфильме». Сначала Басов трудился ассистентом режиссера и работал над картиной «Пржевальский» вместе со своим учителем Сергеем Юткевичем. Набравшись опыта, артист снимает свой первый фильм «Школа мужества». После успешного дебюта Владимир Павлович снимает ряд запоминающихся фильмов: «Первые радости», «Крушение эмирата», «Жизнь прошла мимо» и другие.
В 1960 году Басов снимает новую картину «Битва в пути», которая занимает 6-е место в прокате и получает ряд похвальных рецензий от критиков. Настоящим прорывом стала шпионская драма «Щит и меч» со Станиславом Любшиным, Аллой Демидовой и Олегом Янковским. Это потрясающей глубины рассказ не столько о нюансах военной разведки, сколько о мастерстве перевоплощения, моральных усилиях, невидимых для противника, но ощущаемых зрителем.
Не менее яркой получилась экранизация пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» в 1975 году, к которой Владимир написал сценарий и в которой снялся сам.
Через 40 с лишним лет поклонники невольно будут сравнивать этот фильм с телевизионным проектом «Белая гвардия», исполнителей ролей Андрея Мягкова и Константина Хабенского, Валентину Титову и Ксению Раппопорт, Николая Ефремова и Андрея Ростоцкого. После этого из-за проблем со здоровьем режиссер 5 лет ничего не создавал. Как вспоминает бывшая жена, это был очень трудный период для Володи, но он нашел в себе силы и справился.В 1980-м Владимир Павлович снял производственную драму «Факты минувшего дня», за которую получил Государственную премию СССР. Проект, по словам сына Владимира-младшего, далеко не самый лучший. Просто оставить без внимания к тому времени знаменитого режиссера было бы неприлично. Да и народным артистом Советского Союза Басов стал довольно поздно и так объяснял причину:
Казалось, великий Басов вернулся, и зрители снова смогут наслаждаться его творениями. Но в 1983 году болезнь приковала режиссера к постели на полгода. Через год после этого события Басов приступил к созданию последней картины «Время и семья Конвей», в которой задействовал представителей популярных актерских династий – Табаковых, Леоновых, Стриженовых и Янковских. В этом фильме, а также в фантастической притче «Семь криков в океане» снялся и Владимир Басов-младший.
Фильмы
Фильмография Владимира Басова-актера в разы обширнее, чем список режиссёрских и сценарных работ. Дебют в кино произошел в 1954 году в «Школе мужества», что было началом блистательной актерской карьеры. За свою жизнь Басов сыграл более чем в 130 фильмах. Одним из самых ярких эпизодов стала роль в лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», исполнитель которой, как говорится, проснулся знаменитым и востребованным.
Примечательно, что роль Басова никто не планировал, она возникла случайно. Картину ещё на этапе читки сценария начали критиковать, так как не было в ней критического отношения к жизни, которое тогда было обязательным для советского кинематографа. Поэтому образ недовольного всем и вся полотера сочиняли прямо на съемочной площадке.
Актер, который должен был играть этот эпизод, заболел. Совершенно случайно на студии оказался Владимир Павлович, он как раз работал над очередным фильмом и проходил мимо. Необычная внешность выделяла артиста из толпы. Как вспоминают коллеги по актерскому цеху, за Басовым всегда хотелось следить, он умел моментально приковывать к себе внимание.
Наверное, поэтому Владимир не стремился играть главные роли, а с блеском исполнял второстепенные. Среди таких героев – кандидат в женихи в мелодраме «Москва слезам не верит», агент по недвижимости в комедии «По семейным обстоятельствам», озабоченный собственными похоронами клиент нотариуса в «Ищите женщину».
В «Принцессе цирка» бывший циркач в исполнении Басова ловко тушил разгорающиеся конфликты, порой прибегая к откровенному обману, оперный певец в «Мимино» помогал заселиться в элитную гостиницу простому лётчику.
Но не стоит думать, что Владимир Павлович умел создавать только комические образы, он великолепно играл в классических картинах. Можно вспомнить его «Карусель», «Бег», «Преступление и наказание». Неоднократно артист снимался в фильмах на героическую тему: «Срочно…Секретно… Губчека», «Тегеран 43».
Отдельно стоит рассказать о детских фильмах. Басов сыграл всем известного Стампа в «Приключениях Электроника» и Серого Волка в «Красной Шапочке». При слове «Дуремар» в памяти всплывает фото героя в нелепом колпаке, несуразного и смешного, занимающегося неприятными делами, чтобы заработать на жизнь.Совсем недетским получился у актера принц Лимон в «Чипполино». Киноведы разглядели в этом фильме аналогию с реалиями, наступившими через 40 лет:
Все эти образы получились у актера великолепно. Но в сказках он запомнился не актерской игрой, а своей искренностью. Присутствовавшие на съемочной площадке рассказывали, что Владимир Павлович всегда был окружен детьми, обожавшими артиста и чувствовавшими его доброту. А, как известно, детей обмануть невозможно.
Личная жизнь
Владимир Басов трижды пробовал обрести счастье в личной жизни. Коллеги-мужчины удивлялись, как с такой нестандартной внешностью ему удавалось завоевывать женщин, причем считавшихся первыми красавицами советского кинематографа. Все дело было в красноречии, таланте и харизме знаменитого артиста. Даже в повседневной жизни он выглядел по-заграничному – изысканно одевался, курил дорогие сигареты и часто менял машины.
С первой женой, актрисой Розой Макагоновой, режиссер познакомился во время учебы, но брак распался. Причиной развода, по одной версии, стало нежелание женщины заводить детей. По другой – этого не хотел сам Басов, понимавший, что сильных чувств Роза к нему не испытывала. Но бывшие супруги не перестали общаться, Макагонова позже навещала больного Владимира в больнице.
Во второй раз режиссер женился на красавице Наталье Фатеевой. В 1959 году актриса родила Басову сына Владимира. Он пошел по отцовским стопам, отучился во ВГИКе у Сергея Бондарчука. С детства начал сниматься, а потом снимать фильмы. После развода Наталья Николаевна вычеркнула мужа из жизни, хотела, чтобы и сын забыл об отце. Однако Владимир Павлович всегда был в курсе, чем занят его наследник. Позднее Басов-младший рассказал, что мать попросту не звала его к телефону, когда звонил отец.
Внук режиссера не пошел по творческому пути, хотя мальчишкой засветился в «Ералаше» и в единичных киноэпизодах. Иван Басов окончил гуманитарный институт, работает переводчиком, познакомил русскоязычную аудиторию с рассказами о Гарри Поттере.
С третьей женой Валентиной Титовой Басов познакомился на пробах фильма «Метель». Едва увидев молодую женщину, Владимир сразу сказал, что женится. Конечно, ему никто не поверил. На режиссерские знаки внимания актриса не обращала внимания, но Басов всегда умел красиво ухаживать, и Валентина не устояла. В семье родились сын Александр и дочь Елизавета.
Артистка больше занималась карьерой, нежели бытом. Вскоре пара рассталась, вернее, Титова ушла к оператору Георгию Ивановичу Рербергу. Басов надеялся, что Валентина вернется в семью, но этого не произошло. Режиссер даже судился с супругой по поводу лишения материнских прав. В итоге дети остались с отцом.
Александр – режиссер, продюсер и сценарист, создатель комедии «ДМБ» с порядковыми номерами 002, 003 и 004 (чтобы не путали с культовым одноименным фильмом Романа Качанова).
Как и отец, трижды женат, сейчас с актрисой Юлией Яновской воспитывает пасынка Петра. Сын Мстислав от первого брака, еще один внук Владимира Павловича – военнослужащий. Елизавета стала танцовщицей, вышла замуж за иностранца и уехала во Францию. Вырастила дочь Ариадну.
Смерть
После ухода третьей жены у Басова началась сильная депрессия, он начал злоупотреблять алкоголем, что привело к ухудшению здоровья. Впрочем, сыновья актера утверждали, что не видели отца настолько уж пьяным, как пишут СМИ. Ряд источников, ссылаясь на слова актрисы Натальи Кустинской, называют Наталью Фатееву источником слухов о постоянном пьянстве Владимира.
Владимир Басов похоронен на Кунцевском кладбище. На могиле установлена скромная мраморная плита со стилизованным изображением кинопленки.
Источники:
- https://www.culture.ru/persons/654/vladimir-basov
- https://persons.life/persons/basov-vladimir-pavlovich
- https://globalmsk.ru/person/id/7783