Николай Петрович Баталов. Актёр, стоявший у истоков советского кинематографа
Николай Баталов
Николая Баталова считают родоначальником славной актерской династии. За свою жизнь он подарил зрителям множество ярких образов, сыгранных на театральной сцене и на экранах. Ценители черно-белого кино помнят его до сих пор, пересматривая фильмы и фото.
Детство и юность
Николай Петрович родился в 1899 году в дореволюционной Москве. День его рождения пришелся по старому стилю на 24 ноября, по новому — на 6 декабря. Он не единственный ребенок в семье — воспитывался вместе с младшим братом Владимиром. Через него артист приходится дядей Алексею Баталову, народному артисту СССР.
Родители будущей знаменитости были выходцами из крестьян, переехавшими в Москву из Ярославской губернии. Отец был совладельцем ресторана, а после того как отгремела Октябрьская революция, стал директором столовой. Мать Николая занималась воспитанием детей.
В ранние годы биографии Баталов не задумывался об актерской профессии. Он мечтал стать священником, поэтому его мало интересовали детские забавы и общение со сверстниками, а все свободное время мальчик посвящал служению церкви.
Но постепенно подростка увлекло творчество, интерес к которому он разделил с братом. Сперва дети устраивали спектакли для родных, а после начала учебы в торговой школе Николай начал участвовать в концертах. Вскоре он понял, что хочет посвятить себя актерству. В 16 лет Баталов принялся оттачивать мастерство в Школе драматического искусства и быстро вышел на профессиональную сцену.
Театр
В 1916 году Николай присоединился к труппе Второй студии при МХТ, следом за ним в театр пришел младший брат. Дебют молодого исполнителя состоялся в постановке «Зеленое кольцо», где он играл Петю-переплетчика. Зрители приняли артиста тепло.
Позже в послужном списке Баталова появились и другие работы в театре. Он играл в классических постановках по произведениям Федора Достоевского, Максима Горького, Антона Чехова и Ивана Тургенева. Об актерской игре Николая положительно отзывался Анатолий Луначарский. Критики считали исполнителя воплощением образа советского человека, как внешне, так и по внутренней подаче.
Они отметили мастерство Николая в постановке «Сказка об Иване-дураке и его братьях», где ему досталась роль Тараса-брюхана. У актера талантливо получилось воплотить неловкого, неповоротливого персонажа, которого он играл с особым тембром голоса, добавляющим образу насмешливой яркости.
Среди тех, кто охотно работал с Баталовым, был Константин Станиславский. Он задействовал исполнителя в роли Фигаро в комедии Бомарше «Безумный день». Многие считали, что внешне актер не соответствует образу, но режиссер настоял на его кандидатуре и не прогадал. От игры Николая Петровича остались в восторге как зрители, так и театральные критики. Этого героя артист воплощал, пока здоровье окончательно не подвело.
Фильмы
Хотя Баталов был больше театральным артистом, на его счету есть и заметные экранные образы. Впервые он попал на съемочную площадку в 19 лет, снявшись в эпизоде драмы «Девьи горы», которая также выходила под названием «Легенда об антихристе». Но фильм был показан только раз, в Петрограде, и не принес ему известности.
Но позже на молодого исполнителя обратил внимание Яков Протазанов, который увидел в нем исполнителя главной роли в картине «Аэлита». В то время кино еще было немым, поэтому Николаю требовалось задействовать все свое актерское мастерство, чтобы передать зрителям глубину переживаний персонажа. Но он справился с задачей блестяще, за что его быстро полюбила публика.
В 1926 году на экраны вышла картина «Мать» Всеволода Пудовкина, в которой Баталов воплотил сына главной героини Павла Власова. Во время съемок артист отказался от дублера и самостоятельно сыграл сцену, где его герой оказался на льду. Ситуация осложнялась тем, что на тот момент он уже был болен. Но Николай Петрович горел каждой своей ролью, каждой работой и стремился сделать все сам, без посторонней помощи. Только так он мог быть уверен, что зрители ему поверят.
После выхода на экраны фильм получил теплый прием. А уже в конце 50-х «Мать» Пудовкина была признана шестой в списке лучших картин всех времен и народов по итогам открытого голосования съезда молодых режиссеров в Брюсселе.
В дальнейшем в фильмографии актера появились такие ленты, как «Земля в плену» и «Третья Мещанская». Но фильмом, который принес Баталову всесоюзную любовь, стала драма «Путевка в жизнь» Николая Экка. Это была первая звуковая картина, снятая в СССР. Николай Петрович справился с ролью первооткрывателя, вновь подарил зрителям киношедевр.
Премьера состоялась в 1931 году, картина была отмечена наградой международного кинофестиваля в Венеции. Позже права на показ пожелали приобрести еще в 26 странах мира. «Путевку в жизнь» увидели зрители 107 государств.
Следующей работой исполнителя стала драма «Горизонт» Льва Кулешова. В этой черно-белой картине Николай Петрович воплотил еврея Леву, эмигрировавшего в США. Критики в очередной раз отметили драматический талант исполнителя.
Подводные кадры в картине «Сокровища погибшего корабля» были сняты на дне Черного моря в Крыму. К съемкам под водой были привлечены специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Изначально актер планировал отказаться от дублера и самостоятельно сыграть водолаза. Но в тот период исполнителю становилось все хуже, он утомился еще в процессе переодевания в костюм и был вынужден смириться с тем, что не сможет участвовать в подводных сценах. Фильм вышел в 1935 году, он стал последней работой знаменитости.
Личная жизнь
Актер был счастлив в личной жизни. Он до конца своих дней был женат на коллеге, актрисе Ольге Андровской, которую еще до начала отношений лично пригласил в МХТ. В браке родилась единственная дочь, Светлана Баталова. Она пошла по стопам знаменитых родителей, посвятила себя театральной сцене.
Смерть
Болезнью, которая всю жизнь мучила Баталова и мешала в полной мере реализовать актерский потенциал, был туберкулез. Актер заболел еще в начале карьеры и постоянно мучился от обострений. В 1935 году состояние его здоровья окончательно ухудшилось. Тогда самочувствием любимца зрителей был обеспокоен сам Иосиф Сталин, который позаботился о том, чтобы тот получил лучшее лечение.
Николай Петрович поправлял здоровье в санаториях Северного Кавказа, Польши и Италии, но медицина того времени оказалась бессильна. Артисту становилось все хуже. В ноябре 1937 года Баталов умер, немного не дожив до 38-го дня рождения. Причиной смерти стали осложнения болезни.
Похоронили знаменитость в Москве на Новодевичьем кладбище. Рядом расположены могилы жены и дочери. Светлана Николаевна скончалась в апреле 2011-го.
Фильмография
- 1924 — «Аэлита»
- 1926 — «Мать»
- 1927 — «Жена»
- 1927 — «Земля в плену»
- 1927 — «Третья Мещанская»
- 1931 — «Путёвка в жизнь»
- 1932 — «Горизонт»
- 1934 — «Пастух и царь»
- 1935 — «Сокровище погибшего корабля»
- 1935 — «Три товарища»
Интересные факты
- В молодости актер увлекался футболом, играл за любительскую команду поселка Никольское.
- Без малого через 30 лет после Николая Петровича его персонажа Павла Власова из горьковской «Матери» воплотил племянник, Алексей Баталов.
- Исполнитель мог сняться в ленте «Его призыв» Якова Протазанова, даже начал работу, но здоровье снова подвело его.
- Некоторое время Баталов преподавал актерское мастерство в ЦЕТЕТИСе и ГИКе.
Николай Петрович Баталов. Актёр, стоявший у истоков советского кинематографа
Сегодня Николая Петровича Баталова можно было смело назвать кинозвездой, хотя в советской России 1930-х годов такого слова просто не существовало. За свое мастерство он уже в 1933 году был удостоен высокого звания Заслуженного артиста РСФСР. Его карьера развивалась достаточно ярко, но оборвалась можно сказать на взлете, российский и советский актер театра и кино преждевременно ушел из жизни 80 лет назад, 10 ноября 1937 года. Причиной смерти актера стал туберкулез.
Николай Баталов родился в Москве 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1899 года. При этом его родители были обычными крестьянами из Ярославской губернии, перебравшимися в Москву в поисках лучшей жизни. Про детские годы Баталова известно немного. По всей видимости, родители будущего артиста хотели дать сыну хорошее образование, с 1910 по 1915 год он обучался в Москве в торговой школе имени Александра III. Также известно, что в детстве и в юношеские годы Николай увлекался футболом, особенно отдыхая на даче. Он даже выступал за команду поселка Никольское (в настоящее время город Балашиха). Спортивная компания, которая подобралась в этом поселке, была достаточно сильной. Считается, что одним из партнеров Баталова по футбольной команде был Петр Исаков, который в дальнейшем профессионально выступал за команды «Красная Пресня» и «Дукат» и даже сыграл два матча за советскую сборную.
В 16-летнем возрасте после окончания торговой школы Николай Баталов решил связать свою дальнейшую жизнь с искусством. У него появилось желание стать актером, и он успешно поступил в Школу драматического искусства, которая с 1916 года стала Второй студией МХТ. На протяжении восьми лет своей жизни с 1916 по 1924 год он был актером Второй студии Московского Художественного театра, на театральной сцене которого и произошел его актерский дебют. Здесь он сыграл свои первые роли, главным образом молодых людей — Петю-переплетчика в пьесе Зинаиды Гиппиус «Зеленое кольцо», Ваську-казачка в спектакле по произведению Тургенева «Нахлебник» и Алешку в знаменитом спектакле по произведению Горького «На дне». Уже тогда на его работы в театре обратили внимание критики, отмечавшие талант молодого актера.
Тогда же произошло важное событие в личной жизни актера, в театре он познакомился со своей будущей женой, также актрисой Второй студии МХТ Ольгой Андровской. В 1921 году они поженились, уже в браке у них родится дочь. В начале 20-х годов прошлого века произошло и второе важное в жизни Баталова события, вот только оно имело для него трагические последствия. В 1923 году он заболел туберкулезом, который стал для него роковым, окончательно вылечить болезнь не удалось. Из-за болезни ему даже на полгода пришлось оставить работу в театре.
После выздоровления состоялся дебют актера в кино, при этом его первые картины относились еще к эпохе немого кино. В 1923 году Николая Баталова пригласили сняться в фантастической картине «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Снимал фильм режиссер Яков Протазанов. В картине Баталову досталась роль красноармейца Гусева, с которой он отлично справился, хотя это была его первая работа в кинематографе. После премьеры «Аэлиты» в советской печати появились восторженные отзывы и статьи, в которых Баталова называли антиподом «писаным красавцам» западного кинематографа и тем актером, который сможет воплотить на экране образ нового советского человека.
Спустя два года после достаточно громкой премьеры «Аэлиты» зрители увидели Николая Баталова в фильме «Мать» Леонида Пудовкина, в нем он сыграл Павла Власова. Данная роль только утвердила его в амплуа героя, который борется за права представителей трудового класса. При этом если после картины «Аэлита» его начали узнавать в СССР, то после съемки в фильме «Мать» он получил и некоторую мировую известность. Сам Пудовкин называл работу Баталова в своем фильме грандиозным подарком. Фильмы был снят в 1926 году и вышел на советские экраны в марте 1927 года. В том же 1927 году Николай Баталов сыграл одну из своих самых ярких ролей на театральной сцене, он сыграл Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», одним из режиссеров этого спектакля был знаменитый и непревзойденный Константин Сергеевич Станиславский.
Так получилось, что Николай Баталов стал и одним из первых советских актеров, который заговорил со зрителем с большого экрана. В 1931 году он снялся в первом советском звуковом фильме. Это была легендарная картина «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. Режиссер картины принял решение о том, что в роли руководителя трудовой коммуны, которой предстоит успешно перевоспитывать беспризорников в «настоящих советских людей», правдоподобнее всего будет выглядеть именно Николай Баталов. Актер отлично справился с поставленной перед ним задачей, которая усложнялась тем, что до этого он снимался исключительно в немых картинах. В то же время богатый театральный опыт игры на сцене московских театров позволил Баталову перестроиться и справиться с ролью в звуковом фильме, перестав выражать эмоции исключительно мимикой и жестами, как это приходилось делать до совмещения в кино картинки и звука.
В фильме «Путевка в жизнь» московских беспризорников, которые сбивались в банды и шайки, решают перевоспитывать не в исправительной колонии, а в трудовой коммуне, где из них делают плотников, столяров, сапожников, помогая подросткам получить нужные в обществе рабочие профессии. Такой подход меняет судьбу каждого из беспризорников. Данный советский фильм, премьера которого состоялась 1 июня 1931 года, в следующем году ждало международное признание, он получил награду I международного кинофестиваля в Венеции. Картина принесла известность советскому кинематографу и была куплена 26 странами. В 1933 году за свои успехи в работе в театре и в кино актер Николай Баталов был представлен к званию Заслуженного артиста РСФСР. В том же 1933 году он начал свою педагогическую деятельность, преподавал актерское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.
После фильма «Путевка в жизнь» Николай Баталов, судьба которого была неразрывно связана с главными вехами в истории становления отечественного кинематографа, играл исключительно главные роли. В 1932 году он сыграл Леву Горизонта в драме Льва Кулешова «Горизонт» про еврейского юношу, который принимает решение эмигрировать в Америку. А в художественном фильме Владимира Брауна и Исаака Менакера «Сокровище погибшего корабля» он сыграл Алексея Панова краснофлотца ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения). Фильм, который вышел на экраны в 1935 году, рассказывал зрителям про находку клада золотых монет на борту затонувшего английского корабля. Подводные съемки проходили на дне Черного моря в районе Балаклавы при непосредственном участии и консультации ЭПРОНа. В СССР эта государственная организация занималась подъемом затонувших кораблей и подводных лодок, существовала с 1923 по 1942 год.
Из-за перенесенного в 1923 году туберкулеза и последствий болезни иногда актер вынужден был отказываться от ролей, следуя совету врачей, которые запрещали ему переутомляться. Плохое самочувствие мужа часто огорчало его супругу Ольгу Андровскую. Эта талантливая актриса, начиная с 1930 года, когда состояние здоровья Николая Баталова резко ухудшилось, почти полностью отказалась от своей театральной карьеры, сосредоточившись на доме и ухаживании за мужем, она занималась этим до самой его смерти.
Последним художественным фильмом, в котором успел сняться Николай Баталов, была знаменитая советская комедия «Три товарища» режиссера Семёна Тимошенко. В ней он исполнил роль начальника лесосплава Лациса. Фильм был снят в 1935 году, тогда же в феврале 1935 года актер в последний раз в жизни вышел на театральные подмостки, в своем последнем выступлении он играл никогда не унывающего Фигаро.
После 1935 года большую часть времени актер тратил на лечение, посещение санаториев, больниц, а также различных здравниц. Он пытался поправить свое здоровье на польском курорте Закопане, лечился в Италии на территории Северного Кавказа, но все безрезультатно. Болезнь не отступала. В мае 1937 года уже тяжело больной Николай Петрович Баталов получил почетную награду — орден Трудового Красного Знамени, однако яркие положительные эмоции от награждения не могли ничего исправить, в ноябре 1937 года актер скончался, не дожив до своего 38-летия. Он был похоронен в Москве на территории Новодевичьего кладбища. Несыгранные им в кино роли сыграет позднее его племянник знаменитый актер Алексей Владимирович Баталов, который навсегда запомнился зрителям по ролям в картинах «Летят журавли», «Девять дней одного года» и «Москва слезам не верит».
По материалам из открытых источников
Николай Петрович Баталов
Родом из крестьян Ярославской губернии. Обучался в Торговой школе им. Александра III. В августе 1915 г. выдержал экзамен, поступив в Школу драматического искусства («Школа трех Николаев»), которая следующей весной преобразовалась во Вторую студию.
С 1916 г. стал сотрудником МХТ. В знаменитой студийной премьере «Зеленое кольцо» по пьесе 3.Н. Гиппиус трогал его Петя-переплетчик — наделенный милой неуклюжестью юноша. Во Второй студии Баталов сыграл также Нечаева в «Младости», сочетая лиризм и острую, почти комедийную характерность. В «Сказке об Иване-дураке?», сочиненной М. А. Чеховым по рассказу Л. Н. Толстого и поставленной Вахтанговым, играл Тараса-Брюхана: не боялся схемы, сообщал ей сказочную, густую и насмешливую яркость, выдумывал небывалый тембр зажиревшего голоса и неповоротливость толстенных рук-ног. Чехов приглашал его партнером в свой коронный водевиль «Пишо и Мишо»; Баталов играл мэтра Симона в «Комедии о человеке, который женился на немой женщине» и Гильома в фарсе «Адвокат Пателен». Рядом с этими работами задевал воображение его убежденно-злобный, страстный и цельный Франц Моор в шиллеровских «Разбойниках», поставленных Б. И. Вершиловым в нарочито экспрессионистских мизансценах и гримах.
Кино предложило свою разгадку индивидуальности и назначения Баталова «Для воплощения нового человека должен был появиться новый актер, наш, советский актер — антипод заморским экранным писаным красавцам Рудольфам Валентинам, Рамонам Наварро, актер, прежде всего своей внешностью, своим лицом говорящий о демократичности олицетворяемых им персонажей, актер, внутренние игровые силы и способности которого вызывали бы расположение, роднили бы его со зрителем» (П. Жаткин. «Баталов». М. ,1929, с.3-4). Внешностью Б. подходил этим требованиям сполна: круто кудрявый, широконосый, рот твердый и губастый. Улыбка неотразимая, сияющая, и глаза тоже — сияющие, яркие и темные. Таким и предстал актер в «Аэлите» Якова Протазанова по роману А. Н. Толстого (1924): его коммунист Гусев, отчаливавший на межпланетном корабле, прихватив с собой гармонь, покорял и прекрасную марсианку, и кинозал. И Гусеву, и Павлу в «Матери» Пудовкина, и строителю коммуны Сергееву в «Путевке в жизнь» Николая Экка актер отдавал свое упоение жизнью, страстно целенаправленную энергию.
Из театральных работ Баталова этим героям наиболее сродни Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69» (1927). Во все хрестоматии советского театра вошло описание, как в сцене «На колокольне» неподпоясанный парень в выгоревшей кумачовой рубахе рвется «упропагандировать» пленного интервента и как все в нем пляшет от восторга, когда пленный повторяет за ним слово «Ленин».
Баталов энергично участвовал в том, что принято называть «советизацией МХАТ». С 1925 г. он входил в здешние органы внутреннего управления — в «шестерку», затем в «пятерку». Он практически заведовал труппой, доводя свою неподкупную принципиальность до жестокости. Он не только участвовал как актер в первых советских премьерах МХАТ (Онуфрий, а потом Чика в «Пугачевщине», Каховский в «Николае I и декабристах»), но горячо настаивал на расширении круга авторов-партийцев. Влюбленный в искусство родной сцены, извлекавший великолепные уроки из встреч с ее основателями, он тем не менее подчас готов был требовать отделения от идеалистических «стариков» и строить новый Художественный театр под лозунгами РАПП. След этой наделавшей много тревог мысли можно видеть в опытах Баталова и Судакова, перенесенных в московский ТРАМ.
Станиславский назначил ему роль Фигаро, которая казалась противоположной данным сугубо русского актера (притом что в труппе был исполнитель, по всем данным более близкий герою Бомарше). В спектакле 1927 г. были найдены краски и темперамент народной комедии, а в натуре Фигаро — в полном разрыве со штампами роли, с ритмами порхающего изворотливого цирюльника — открылись своеобразная прямота, жесткость, пылкость; юмор сцены бритья, когда Фигаро поигрывал настоящим лезвием у горла господина, был довольно свиреп.
Со Станиславским была сделана также роль тупого курьера Никиты в инсценировке повести В. П. Катаева — фигура столь же характерная, сколь и загадочная, то ли по неуклюжести, то ли с таинственным смыслом подталкивающая начальные события «Растратчиков».
С Немировичем-Данченко была сделана роль Рубцова в «Блокаде»: режиссер освобождал интуицию актера, угадывавшего за матросом-анархистом «могущественное, отталкивающее раздолье», бесстыдство (но и обаяние) разбушевавшейся хищной силы.
Остались в эскизе две назначавшиеся Баталову роли — расстрига Буслов в «Унтиловске», Паратов в «Бесприданнице». Он сохранял до конца разнообразие своих возможностей: это видно даже по ролям-вводам, от Луп-Клешнина в «Царе Федоре», сыгранном еще в 1924 г., и Собакевича (ввод в «Мертвые души», 1933, стал его последней работой во МХАТе) — до Лопахина (ввод 1930), которого Баталов играл с лирической проникновенностью, разгадывая минуты недоумения перед жизнью, минуты неумелой тоски, которые настигали размашистого, поглощенного масштабом своих дел, шумного и легко радующегося человека.
Новых ролей в театре он не рисковал брать: туберкулез, признаки которого впервые прервали его актерскую карьеру в 1923 г., требовал санаторного режима: лечение в Закопане, на курортах Северного Кавказа и последующее пребывание в Италии не помогло. В последний раз на сцену МХАТ Баталов вышел 18 февраля 1935 г. («Женитьба Фигаро»).
И. Соловьева
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/3842-nikolai-batalov.html
- https://topwar.ru/129272-nikolay-petrovich-batalov-akter-stoyavshiy-u-istokov-sovetskogo-kinematografa.html
- https://mxat.ru/history/persons/batalov_n/