Николай Петрович Баталов. Актёр, стоявший у истоков советского кинематографа

Николай Баталов

Николая Баталова считают родоначальником славной актерской династии. За свою жизнь он подарил зрителям множество ярких образов, сыгранных на театральной сцене и на экранах. Ценители черно-белого кино помнят его до сих пор, пересматривая фильмы и фото.

Детство и юность

Николай Петрович родился в 1899 году в дореволюционной Москве. День его рождения пришелся по старому стилю на 24 ноября, по новому — на 6 декабря. Он не единственный ребенок в семье — воспитывался вместе с младшим братом Владимиром. Через него артист приходится дядей Алексею Баталову, народному артисту СССР.

Родители будущей знаменитости были выходцами из крестьян, переехавшими в Москву из Ярославской губернии. Отец был совладельцем ресторана, а после того как отгремела Октябрьская революция, стал директором столовой. Мать Николая занималась воспитанием детей.

В ранние годы биографии Баталов не задумывался об актерской профессии. Он мечтал стать священником, поэтому его мало интересовали детские забавы и общение со сверстниками, а все свободное время мальчик посвящал служению церкви.

Но постепенно подростка увлекло творчество, интерес к которому он разделил с братом. Сперва дети устраивали спектакли для родных, а после начала учебы в торговой школе Николай начал участвовать в концертах. Вскоре он понял, что хочет посвятить себя актерству. В 16 лет Баталов принялся оттачивать мастерство в Школе драматического искусства и быстро вышел на профессиональную сцену.

Театр

В 1916 году Николай присоединился к труппе Второй студии при МХТ, следом за ним в театр пришел младший брат. Дебют молодого исполнителя состоялся в постановке «Зеленое кольцо», где он играл Петю-переплетчика. Зрители приняли артиста тепло.

Позже в послужном списке Баталова появились и другие работы в театре. Он играл в классических постановках по произведениям Федора Достоевского, Максима Горького, Антона Чехова и Ивана Тургенева. Об актерской игре Николая положительно отзывался Анатолий Луначарский. Критики считали исполнителя воплощением образа советского человека, как внешне, так и по внутренней подаче.

Они отметили мастерство Николая в постановке «Сказка об Иване-дураке и его братьях», где ему досталась роль Тараса-брюхана. У актера талантливо получилось воплотить неловкого, неповоротливого персонажа, которого он играл с особым тембром голоса, добавляющим образу насмешливой яркости.

Среди тех, кто охотно работал с Баталовым, был Константин Станиславский. Он задействовал исполнителя в роли Фигаро в комедии Бомарше «Безумный день». Многие считали, что внешне актер не соответствует образу, но режиссер настоял на его кандидатуре и не прогадал. От игры Николая Петровича остались в восторге как зрители, так и театральные критики. Этого героя артист воплощал, пока здоровье окончательно не подвело.

Фильмы

Хотя Баталов был больше театральным артистом, на его счету есть и заметные экранные образы. Впервые он попал на съемочную площадку в 19 лет, снявшись в эпизоде драмы «Девьи горы», которая также выходила под названием «Легенда об антихристе». Но фильм был показан только раз, в Петрограде, и не принес ему известности.

Но позже на молодого исполнителя обратил внимание Яков Протазанов, который увидел в нем исполнителя главной роли в картине «Аэлита». В то время кино еще было немым, поэтому Николаю требовалось задействовать все свое актерское мастерство, чтобы передать зрителям глубину переживаний персонажа. Но он справился с задачей блестяще, за что его быстро полюбила публика.

В 1926 году на экраны вышла картина «Мать» Всеволода Пудовкина, в которой Баталов воплотил сына главной героини Павла Власова. Во время съемок артист отказался от дублера и самостоятельно сыграл сцену, где его герой оказался на льду. Ситуация осложнялась тем, что на тот момент он уже был болен. Но Николай Петрович горел каждой своей ролью, каждой работой и стремился сделать все сам, без посторонней помощи. Только так он мог быть уверен, что зрители ему поверят.

Николай Баталов с женой

После выхода на экраны фильм получил теплый прием. А уже в конце 50-х «Мать» Пудовкина была признана шестой в списке лучших картин всех времен и народов по итогам открытого голосования съезда молодых режиссеров в Брюсселе.

В дальнейшем в фильмографии актера появились такие ленты, как «Земля в плену» и «Третья Мещанская». Но фильмом, который принес Баталову всесоюзную любовь, стала драма «Путевка в жизнь» Николая Экка. Это была первая звуковая картина, снятая в СССР. Николай Петрович справился с ролью первооткрывателя, вновь подарил зрителям киношедевр.

Премьера состоялась в 1931 году, картина была отмечена наградой международного кинофестиваля в Венеции. Позже права на показ пожелали приобрести еще в 26 странах мира. «Путевку в жизнь» увидели зрители 107 государств.

Следующей работой исполнителя стала драма «Горизонт» Льва Кулешова. В этой черно-белой картине Николай Петрович воплотил еврея Леву, эмигрировавшего в США. Критики в очередной раз отметили драматический талант исполнителя.

Подводные кадры в картине «Сокровища погибшего корабля» были сняты на дне Черного моря в Крыму. К съемкам под водой были привлечены специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Изначально актер планировал отказаться от дублера и самостоятельно сыграть водолаза. Но в тот период исполнителю становилось все хуже, он утомился еще в процессе переодевания в костюм и был вынужден смириться с тем, что не сможет участвовать в подводных сценах. Фильм вышел в 1935 году, он стал последней работой знаменитости.

Личная жизнь

Актер был счастлив в личной жизни. Он до конца своих дней был женат на коллеге, актрисе Ольге Андровской, которую еще до начала отношений лично пригласил в МХТ. В браке родилась единственная дочь, Светлана Баталова. Она пошла по стопам знаменитых родителей, посвятила себя театральной сцене.

Смерть

Болезнью, которая всю жизнь мучила Баталова и мешала в полной мере реализовать актерский потенциал, был туберкулез. Актер заболел еще в начале карьеры и постоянно мучился от обострений. В 1935 году состояние его здоровья окончательно ухудшилось. Тогда самочувствием любимца зрителей был обеспокоен сам Иосиф Сталин, который позаботился о том, чтобы тот получил лучшее лечение.

Могила Николая Баталова

Николай Петрович поправлял здоровье в санаториях Северного Кавказа, Польши и Италии, но медицина того времени оказалась бессильна. Артисту становилось все хуже. В ноябре 1937 года Баталов умер, немного не дожив до 38-го дня рождения. Причиной смерти стали осложнения болезни.

Похоронили знаменитость в Москве на Новодевичьем кладбище. Рядом расположены могилы жены и дочери. Светлана Николаевна скончалась в апреле 2011-го.

Фильмография

  • 1924 — «Аэлита»
  • 1926 — «Мать»
  • 1927 — «Жена»
  • 1927 — «Земля в плену»
  • 1927 — «Третья Мещанская»
  • 1931 — «Путёвка в жизнь»
  • 1932 — «Горизонт»
  • 1934 — «Пастух и царь»
  • 1935 — «Сокровище погибшего корабля»
  • 1935 — «Три товарища»

Интересные факты

  1. В молодости актер увлекался футболом, играл за любительскую команду поселка Никольское.
  2. Без малого через 30 лет после Николая Петровича его персонажа Павла Власова из горьковской «Матери» воплотил племянник, Алексей Баталов.
  3. Исполнитель мог сняться в ленте «Его призыв» Якова Протазанова, даже начал работу, но здоровье снова подвело его.
  4. Некоторое время Баталов преподавал актерское мастерство в ЦЕТЕТИСе и ГИКе.

Николай Петрович Баталов. Актёр, стоявший у истоков советского кинематографа

Сегодня Николая Петровича Баталова можно было смело назвать кинозвездой, хотя в советской России 1930-х годов такого слова просто не существовало. За свое мастерство он уже в 1933 году был удостоен высокого звания Заслуженного артиста РСФСР. Его карьера развивалась достаточно ярко, но оборвалась можно сказать на взлете, российский и советский актер театра и кино преждевременно ушел из жизни 80 лет назад, 10 ноября 1937 года. Причиной смерти актера стал туберкулез.

Николай Баталов родился в Москве 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1899 года. При этом его родители были обычными крестьянами из Ярославской губернии, перебравшимися в Москву в поисках лучшей жизни. Про детские годы Баталова известно немного. По всей видимости, родители будущего артиста хотели дать сыну хорошее образование, с 1910 по 1915 год он обучался в Москве в торговой школе имени Александра III. Также известно, что в детстве и в юношеские годы Николай увлекался футболом, особенно отдыхая на даче. Он даже выступал за команду поселка Никольское (в настоящее время город Балашиха). Спортивная компания, которая подобралась в этом поселке, была достаточно сильной. Считается, что одним из партнеров Баталова по футбольной команде был Петр Исаков, который в дальнейшем профессионально выступал за команды «Красная Пресня» и «Дукат» и даже сыграл два матча за советскую сборную.

В 16-летнем возрасте после окончания торговой школы Николай Баталов решил связать свою дальнейшую жизнь с искусством. У него появилось желание стать актером, и он успешно поступил в Школу драматического искусства, которая с 1916 года стала Второй студией МХТ. На протяжении восьми лет своей жизни с 1916 по 1924 год он был актером Второй студии Московского Художественного театра, на театральной сцене которого и произошел его актерский дебют. Здесь он сыграл свои первые роли, главным образом молодых людей — Петю-переплетчика в пьесе Зинаиды Гиппиус «Зеленое кольцо», Ваську-казачка в спектакле по произведению Тургенева «Нахлебник» и Алешку в знаменитом спектакле по произведению Горького «На дне». Уже тогда на его работы в театре обратили внимание критики, отмечавшие талант молодого актера.

Николай Петрович Баталов. Актёр, стоявший у истоков советского кинематографа

Тогда же произошло важное событие в личной жизни актера, в театре он познакомился со своей будущей женой, также актрисой Второй студии МХТ Ольгой Андровской. В 1921 году они поженились, уже в браке у них родится дочь. В начале 20-х годов прошлого века произошло и второе важное в жизни Баталова события, вот только оно имело для него трагические последствия. В 1923 году он заболел туберкулезом, который стал для него роковым, окончательно вылечить болезнь не удалось. Из-за болезни ему даже на полгода пришлось оставить работу в театре.

После выздоровления состоялся дебют актера в кино, при этом его первые картины относились еще к эпохе немого кино. В 1923 году Николая Баталова пригласили сняться в фантастической картине «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Снимал фильм режиссер Яков Протазанов. В картине Баталову досталась роль красноармейца Гусева, с которой он отлично справился, хотя это была его первая работа в кинематографе. После премьеры «Аэлиты» в советской печати появились восторженные отзывы и статьи, в которых Баталова называли антиподом «писаным красавцам» западного кинематографа и тем актером, который сможет воплотить на экране образ нового советского человека.

Спустя два года после достаточно громкой премьеры «Аэлиты» зрители увидели Николая Баталова в фильме «Мать» Леонида Пудовкина, в нем он сыграл Павла Власова. Данная роль только утвердила его в амплуа героя, который борется за права представителей трудового класса. При этом если после картины «Аэлита» его начали узнавать в СССР, то после съемки в фильме «Мать» он получил и некоторую мировую известность. Сам Пудовкин называл работу Баталова в своем фильме грандиозным подарком. Фильмы был снят в 1926 году и вышел на советские экраны в марте 1927 года. В том же 1927 году Николай Баталов сыграл одну из своих самых ярких ролей на театральной сцене, он сыграл Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», одним из режиссеров этого спектакля был знаменитый и непревзойденный Константин Сергеевич Станиславский.

Так получилось, что Николай Баталов стал и одним из первых советских актеров, который заговорил со зрителем с большого экрана. В 1931 году он снялся в первом советском звуковом фильме. Это была легендарная картина «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. Режиссер картины принял решение о том, что в роли руководителя трудовой коммуны, которой предстоит успешно перевоспитывать беспризорников в «настоящих советских людей», правдоподобнее всего будет выглядеть именно Николай Баталов. Актер отлично справился с поставленной перед ним задачей, которая усложнялась тем, что до этого он снимался исключительно в немых картинах. В то же время богатый театральный опыт игры на сцене московских театров позволил Баталову перестроиться и справиться с ролью в звуковом фильме, перестав выражать эмоции исключительно мимикой и жестами, как это приходилось делать до совмещения в кино картинки и звука.

В фильме «Путевка в жизнь» московских беспризорников, которые сбивались в банды и шайки, решают перевоспитывать не в исправительной колонии, а в трудовой коммуне, где из них делают плотников, столяров, сапожников, помогая подросткам получить нужные в обществе рабочие профессии. Такой подход меняет судьбу каждого из беспризорников. Данный советский фильм, премьера которого состоялась 1 июня 1931 года, в следующем году ждало международное признание, он получил награду I международного кинофестиваля в Венеции. Картина принесла известность советскому кинематографу и была куплена 26 странами. В 1933 году за свои успехи в работе в театре и в кино актер Николай Баталов был представлен к званию Заслуженного артиста РСФСР. В том же 1933 году он начал свою педагогическую деятельность, преподавал актерское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.

После фильма «Путевка в жизнь» Николай Баталов, судьба которого была неразрывно связана с главными вехами в истории становления отечественного кинематографа, играл исключительно главные роли. В 1932 году он сыграл Леву Горизонта в драме Льва Кулешова «Горизонт» про еврейского юношу, который принимает решение эмигрировать в Америку. А в художественном фильме Владимира Брауна и Исаака Менакера «Сокровище погибшего корабля» он сыграл Алексея Панова краснофлотца ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения). Фильм, который вышел на экраны в 1935 году, рассказывал зрителям про находку клада золотых монет на борту затонувшего английского корабля. Подводные съемки проходили на дне Черного моря в районе Балаклавы при непосредственном участии и консультации ЭПРОНа. В СССР эта государственная организация занималась подъемом затонувших кораблей и подводных лодок, существовала с 1923 по 1942 год.

Из-за перенесенного в 1923 году туберкулеза и последствий болезни иногда актер вынужден был отказываться от ролей, следуя совету врачей, которые запрещали ему переутомляться. Плохое самочувствие мужа часто огорчало его супругу Ольгу Андровскую. Эта талантливая актриса, начиная с 1930 года, когда состояние здоровья Николая Баталова резко ухудшилось, почти полностью отказалась от своей театральной карьеры, сосредоточившись на доме и ухаживании за мужем, она занималась этим до самой его смерти.

Последним художественным фильмом, в котором успел сняться Николай Баталов, была знаменитая советская комедия «Три товарища» режиссера Семёна Тимошенко. В ней он исполнил роль начальника лесосплава Лациса. Фильм был снят в 1935 году, тогда же в феврале 1935 года актер в последний раз в жизни вышел на театральные подмостки, в своем последнем выступлении он играл никогда не унывающего Фигаро.

После 1935 года большую часть времени актер тратил на лечение, посещение санаториев, больниц, а также различных здравниц. Он пытался поправить свое здоровье на польском курорте Закопане, лечился в Италии на территории Северного Кавказа, но все безрезультатно. Болезнь не отступала. В мае 1937 года уже тяжело больной Николай Петрович Баталов получил почетную награду — орден Трудового Красного Знамени, однако яркие положительные эмоции от награждения не могли ничего исправить, в ноябре 1937 года актер скончался, не дожив до своего 38-летия. Он был похоронен в Москве на территории Новодевичьего кладбища. Несыгранные им в кино роли сыграет позднее его племянник знаменитый актер Алексей Владимирович Баталов, который навсегда запомнился зрителям по ролям в картинах «Летят журавли», «Девять дней одного года» и «Москва слезам не верит».

По материалам из открытых источников

Николай Петрович Баталов

Родом из крестьян Ярославской губернии. Обучался в Торговой школе им. Александра III. В августе 1915 г. выдержал экзамен, поступив в Школу драматического искусства («Школа трех Николаев»), которая следующей весной преобразовалась во Вторую студию.

С 1916 г. стал сотрудником МХТ. В знаменитой студийной премьере «Зеленое кольцо» по пьесе 3.Н. Гиппиус трогал его Петя-переплетчик — наделенный милой неуклюжестью юноша. Во Второй студии Баталов сыграл также Нечаева в «Младости», сочетая лиризм и острую, почти комедийную характерность. В «Сказке об Иване-дураке?», сочиненной М. А. Чеховым по рассказу Л. Н. Толстого и поставленной Вахтанговым, играл Тараса-Брюхана: не боялся схемы, сообщал ей сказочную, густую и насмешливую яркость, выдумывал небывалый тембр зажиревшего голоса и неповоротливость толстенных рук-ног. Чехов приглашал его партнером в свой коронный водевиль «Пишо и Мишо»; Баталов играл мэтра Симона в «Комедии о человеке, который женился на немой женщине» и Гильома в фарсе «Адвокат Пателен». Рядом с этими работами задевал воображение его убежденно-злобный, страстный и цельный Франц Моор в шиллеровских «Разбойниках», поставленных Б. И. Вершиловым в нарочито экспрессионистских мизансценах и гримах.

Кино предложило свою разгадку индивидуальности и назначения Баталова «Для воплощения нового человека должен был появиться новый актер, наш, советский актер — антипод заморским экранным писаным красавцам Рудольфам Валентинам, Рамонам Наварро, актер, прежде всего своей внешностью, своим лицом говорящий о демократичности олицетворяемых им персонажей, актер, внутренние игровые силы и способности которого вызывали бы расположение, роднили бы его со зрителем» (П. Жаткин. «Баталов». М. ,1929, с.3-4). Внешностью Б. подходил этим требованиям сполна: круто кудрявый, широконосый, рот твердый и губастый. Улыбка неотразимая, сияющая, и глаза тоже — сияющие, яркие и темные. Таким и предстал актер в «Аэлите» Якова Протазанова по роману А. Н. Толстого (1924): его коммунист Гусев, отчаливавший на межпланетном корабле, прихватив с собой гармонь, покорял и прекрасную марсианку, и кинозал. И Гусеву, и Павлу в «Матери» Пудовкина, и строителю коммуны Сергееву в «Путевке в жизнь» Николая Экка актер отдавал свое упоение жизнью, страстно целенаправленную энергию.

Из театральных работ Баталова этим героям наиболее сродни Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69» (1927). Во все хрестоматии советского театра вошло описание, как в сцене «На колокольне» неподпоясанный парень в выгоревшей кумачовой рубахе рвется «упропагандировать» пленного интервента и как все в нем пляшет от восторга, когда пленный повторяет за ним слово «Ленин».

Баталов энергично участвовал в том, что принято называть «советизацией МХАТ». С 1925 г. он входил в здешние органы внутреннего управления — в «шестерку», затем в «пятерку». Он практически заведовал труппой, доводя свою неподкупную принципиальность до жестокости. Он не только участвовал как актер в первых советских премьерах МХАТ (Онуфрий, а потом Чика в «Пугачевщине», Каховский в «Николае I и декабристах»), но горячо настаивал на расширении круга авторов-партийцев. Влюбленный в искусство родной сцены, извлекавший великолепные уроки из встреч с ее основателями, он тем не менее подчас готов был требовать отделения от идеалистических «стариков» и строить новый Художественный театр под лозунгами РАПП. След этой наделавшей много тревог мысли можно видеть в опытах Баталова и Судакова, перенесенных в московский ТРАМ.

Станиславский назначил ему роль Фигаро, которая казалась противоположной данным сугубо русского актера (притом что в труппе был исполнитель, по всем данным более близкий герою Бомарше). В спектакле 1927 г. были найдены краски и темперамент народной комедии, а в натуре Фигаро — в полном разрыве со штампами роли, с ритмами порхающего изворотливого цирюльника — открылись своеобразная прямота, жесткость, пылкость; юмор сцены бритья, когда Фигаро поигрывал настоящим лезвием у горла господина, был довольно свиреп.

Со Станиславским была сделана также роль тупого курьера Никиты в инсценировке повести В. П. Катаева — фигура столь же характерная, сколь и загадочная, то ли по неуклюжести, то ли с таинственным смыслом подталкивающая начальные события «Растратчиков».

С Немировичем-Данченко была сделана роль Рубцова в «Блокаде»: режиссер освобождал интуицию актера, угадывавшего за матросом-анархистом «могущественное, отталкивающее раздолье», бесстыдство (но и обаяние) разбушевавшейся хищной силы.

Остались в эскизе две назначавшиеся Баталову роли — расстрига Буслов в «Унтиловске», Паратов в «Бесприданнице». Он сохранял до конца разнообразие своих возможностей: это видно даже по ролям-вводам, от Луп-Клешнина в «Царе Федоре», сыгранном еще в 1924 г., и Собакевича (ввод в «Мертвые души», 1933, стал его последней работой во МХАТе) — до Лопахина (ввод 1930), которого Баталов играл с лирической проникновенностью, разгадывая минуты недоумения перед жизнью, минуты неумелой тоски, которые настигали размашистого, поглощенного масштабом своих дел, шумного и легко радующегося человека.

Новых ролей в театре он не рисковал брать: туберкулез, признаки которого впервые прервали его актерскую карьеру в 1923 г., требовал санаторного режима: лечение в Закопане, на курортах Северного Кавказа и последующее пребывание в Италии не помогло. В последний раз на сцену МХАТ Баталов вышел 18 февраля 1935 г. («Женитьба Фигаро»).


И. Соловьева

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/3842-nikolai-batalov.html
  • https://topwar.ru/129272-nikolay-petrovich-batalov-akter-stoyavshiy-u-istokov-sovetskogo-kinematografa.html
  • https://mxat.ru/history/persons/batalov_n/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.