Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах
С вами на связи одна из величайших персон классической музыки — Иоганн Себастьян Бах. Знаменитый немецкий композитор прожил вполне долгую для 17 века жизнь. За 65 лет он забабахал не менее 1000 произведений и наплодил целых 20 детей (почти 2 футбольные команды). Как и любой гениальный музыкант, композитор был по-настоящему оценен лишь спустя столетия после своей смерти. Каким был Иоганн Себастьян Бах? Как он жил? Чем существовал? Давайте разбираться.
Детство и юность
Выдающаяся фигура мировой музыкальной культуры начала свой путь в Германии. Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в небольшом тюрингском городке Эйзенах. В роду Бахов уже на тот момент времени насчитывалось около 5 поколений музыкантов. Поэтому предугадать, к чему с самого детства был предрасположен юный Иоганн Себастьян, несложно. Забежим вперед, дети нашего героя продолжат семейную традицию и тоже свяжут свою жизнь с музыкой.
Сначала воспитанием музыкального вкуса будущего композитора занимался его отец — Иоганн Амброзиус Бах. В общем-то это оказалось несложно. С ранних лет мальчик проявлял талант. Несмотря на то, что в семье росло восемь детей (и наш гений был самым младшим) недостатка внимания отпрыски не испытывали. Отец семейства работал организатором светских концертов и исполнял церковную музыку. Тогда среди вельмож было модно спонсировать музыкантов, так что семья Бахов не жаловалось на бедность.
© Mary Evans (Colourised)/Mary Evans Picture Library/East NewsНо ничто не вечно под луной. Счастливое детство композитора кончилось, когда ему было 10 лет. Именно в этом возрасте Иоганн Себастьян осиротел. Мальчик попал под опеку своего старшего брата и по совместительству церковного преподавателя музыки — Иоганна Кристофа, который в принципе неплохо справился с ролью родителя. Родственник похлопотал и устроил своего младшего в вокальную школу Св. Михаила, где Бах освоил латынь, богословие, историю, а также игру на органе, клавире и других инструментах. Помимо этого, Иоганн Себастьян ночами переписывал себе в тетрадь произведения других на тот момент «современных» композиторов. По тем временам это считалось бунтарством. Ну, представьте, если бы ваш 10-летний брат или сестра переписывали ночами тексты Канье Уэста или Оксимирона*. Так сказать, занятие не по возрасту. Поэтому, узнав о деяниях младшего, старший брат быстро прикрыл копировальную лавочку. В 15 лет Бах выпорхнул из-под крыла брата и начал самостоятельную жизнь. Поступить в университет ему так и не удалось из-за отсутствия на то финансов. Но, как мы уже знаем, гениям не особо-то нужно высшее образование. Достаточно посмотреть на Даню Милохина. Бах обладал уникальной памятью, он мог всего один раз прослушать мелодию и в точности ее воспроизвести. * — Признан иностранным агентом на территории РФ.
Карьера
Первую свою работу композитор заполучил в соседнем от отчего дома городке — Люнебурге. Оттуда он отправился в музыкальный трип по Гамбургу, Целле и Любеке, где познал творчество Рейнкена и Георга Бема. Но все это можно считать метаниями юности. Серьезную должность Бах занял уже будучи совершеннолетним юношей. В 1703 году он устроился придворным скрипачом в капеллу веймарского герцога Иоганна Эрнста. Несмотря на хорошие условия труда, Бах не хотел останавливаться на достигнутом. Композитор жаждал развития своего таланта, поэтому при первой же возможности уехал за тридевять земель работать придворным органистом в церковь Святого Бонифация в Арнштадте. Именно там Иоганн Себастьян открыл свою творческую чакру, да так широко, что чуть не был уволен. Во время своего четырехнедельного отпуска он отправился в Любек послушать мелодии своего любимого композитора Дитриха Букстехуде, но вместо положенного месяца пробыл там целых четыре. Так сказать, заслушался. Естественно, без нагоняя от «работодателей» не обошлось, после которого Бах, кстати, уволился. Это из серии «не вы меня уволили, я сам ушел». К 1707 году о таланте композитора прознали в других городах, поэтому очередную работу было найти несложно. Музыкант поработал годок в Мюльхузене, на 9 лет остепенился в Веймаре, потом «отбыл» пятак лет в Кетене и, наконец, почти на 30 лет обосновался в Лейпциге. Наиболее выдающимися произведениями у Баха можно считать сборник хоральных прелюдий для органа «Органная книжечка», знаменитые «Бранденбургские концерты» и цикл произведений «Хорошо темперированный клавир». Хотя все его композиции заслушивают отдельного внимания. Он создал произведения в практически всех известных на тот момент жанрах. Единственное, чего нельзя отыскать у Баха — это опер. Невзлюбил их композитор. Про нашего героя можно сказать, что он был новатором своего времени. Эдакий Шостакович образца XVII-XVIII века.
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах был одним из величайших композиторов 18 века. Со дня его смерти прошло почти три века, но его музыка не только не утратила актуальность, а наоборот, вызывает к себе еще больше интереса. Как и многие талантливые личности, Бах не получил известности при жизни, его больше знали как исполнителя, особенно импровизатора.
Его творчество стало популярным только спустя 100 лет после смерти. Первым его произведение исполнил композитор Мендельсон, и это были непревзойденные «Страсти по Матфею». После этого на его родине издали полное собрание его сочинений. Музыка Баха есть в репертуаре самых известных мировых исполнителей, которые не перестают восторгаться его мастерством и совершенством. «Не ручей! – Море должно быть ему имя», — это слова Бетховена о Бахе. И добавить к этому нечего, точнее уже и не скажешь.
Детство
Родился Иоганн Себастьян Бах 31 марта 1685 года в Германии, в городе Эйзенах. Он был самым младшим из восьми детей Иоганна Амброзиуса Баха, профессионально занимавшегося музыкой.
Пять поколений семейства Бахов были музыкантами. Впоследствии историками обнаружено почти пятьдесят родственников Баха, которые посвятили свою жизнь музыке. Самым известным стал Фейт Бах, приходившийся Иоганну прадедом. Несмотря на то, что он работал булочником, он не расставался с цитрой – щипковым музыкальным инструментом, представлявшим собой обычный ящик. Куда бы он ни шел, инструмент всегда был при нем.
Отец Иоганна виртуозно владел скрипкой, играл на ней в церкви, а также был организатором светских концертов. Именно он стал первым учителем для самого младшего из своих сыновей. Отец отвел его в церковный хор, и не мог нарадоваться, глядя на его успехи и на рвение к познанию музыки.
Когда Иоганну Себастьяну исполнилось 9 лет, не стало его матери – Элизабет Леммерхирт. Прошел год, умер отец, и в десять лет Иоганн остался сиротой.
Вследствие этого он оказался на попечении самого старшего из братьев – Иоганна Кристофа, который служил в церкви органистом и учил музыке детей из городка Ордруф, расположенного по соседству. Стараниями Кристофа, Себастьян оказался в гимназии, где обучался латыни, богословию, истории.
С помощью старшего брата Бах осилил орган и клавир, однако его пытливый ум требовал большей нагрузки. У него была тетрадь, в которой были записаны лучшие произведения музыкантов того времени, и при свете луны он списывал ноты в свою тетрадку. Занятие было запрещенным, поэтому когда Кристоф застукал младшего брата, то отнял записи и строго запретил этим заниматься.
Трудовая биография Баха началась рано. В 16 лет он уже нашел себе работу в городе Люнебург, закончил обучение в вокальной гимназии, и хотел дальше учиться в университете. Однако из-за бедственного положения и необходимости самому обеспечивать свое существование, университетское образование получить не удалось.
Кроме несомненной талантливости, Себастьян был очень любознательным, и это свойство характера не позволяло засиживаться на одном месте. Молодой человек захотел отправиться в путешествие, в ходе которого он посетил Гамбург, Любек, Целль. Там он впервые услышал музыку Георга Бема и Рейнкена.
Музыка
После окончания гимназии в Люнебурге в 1703-м, Баха взяли в придворные музыканты. Он оказался в капелле герцога Иоганна Эрнста. На протяжении шести месяцев Себастьян был скрипачом, и в это время к нему пришла первая известность. Однако через полгода Баха уже не радовала его работа, ему абсолютно не хотелось развлекать господ. Ему хотелось дальнейшего творческого развития, ему нравилось заниматься чем-то новым и интересным. Поэтому когда его пригласили стать придворным органистом в храме Святого Бонифация в Арнштадте, то он согласился, даже не раздумывая.
Работать ему нужно было всего три дня в неделю, но за это ему платили приличное жалование. Инструмент, принадлежавший церкви, был очень хорошо настроен, поэтому возможностей для творчества появилось намного больше. Именно это пребывание в Арнштадте положило начало музыкальному наследию Баха. За три года, которые он прожил в этом городе, он стал автором более тридцати произведений для органа, кантат, каприччио, сюит. Однако молодой композитор не сошелся с местными властями, поэтому вскоре уехал из города.
Церковное начальство и так не очень любило молодого композитора-новатора, но после того, как он надолго отлучился со своего рабочего места в Арнштадте, устроили ему настоящее судилище.
Дело в том, что он отпросился на месяц, чтобы побывать в городе Любек, где в то время жил и работал Дитрих Букстехуде, популярный исполнитель органной музыки. Себастьян слышал о нем с детских лет, и когда выпала возможность, хотел послушать его произведения. У него не было средств взять карету, поэтому он шел пешком до Любека. Бах был потрясен творчеством органиста, и буквально забыл о времени. Вместо того, чтобы вернуться через месяц, он отсутствовал на протяжении четырех.
Вернувшись в Арнштадт, Бах получил серьезный нагоняй от церковного руководства, и обидевшись, ушел с «насиженного места». Он переезжает в Мюльхаузен, и устраивается органистом в собор Святого Власия.
Новое руководство по достоинству оценило его способности, он пользовался их расположением, и даже заработная плата здесь была больше, чем на предыдущем месте. Старый орган нуждался в реставрации, и Себастьян сумел придумать план, как сделать его более современным, причем за небольшие деньги. В это время он создает кантату «Господь – мой царь», которая была приурочена новому консулу, вступавшему на должность.
В этом городе Бах оставался на протяжении года, потом его душе снова захотелось перемен и он переезжает в Веймар. В 1708-м он стал придворным органистом и жил по соседству с дворцом герцога.
Годы проживания в Веймаре не прошли даром. Себастьян стал автором нескольких десятков произведений для оркестра и клавира, услышал музыку Корелли и Вивальди, начал работать с гармоническими схемами и динамичными ритмами. Он тесно общался с Иоганном Эрнстом, который дал ему работу, и кроме этого сам писал и исполнял музыку. Это общение самым благотворным образом сказалось на творчестве Иоганна Себастьяна. После возвращения из Италии в 1713-м, герцог поделился с Бахом нотами произведений итальянских музыкантов. Это было настоящим открытием для Баха, он увидел новые горизонты развития своего таланта.
Именно в Веймаре Бах написал хоральные органные прелюдии, вошедшие потом в сборник под названием «Органная книжечка». В это же время выходит и его органная «Токката и фуга ре-минор», «Пассакалья до-минор» и еще два десятка духовных кантат.
Прошло немного времени, и Себастьян приобрел широкую известность как органист и мастер клавесина. В 1717-м из Франции в Дрезден приехал известный музыкант Луи Маршан. Ему предложили состязаться в мастерстве игры на клавесине с Бахом, он вначале согласился, но в назначенный день тайком покинул город, потому что боялся проиграть талантливому Иоганну Себастьяну.
Осенью 1717 года Бах снова засобирался в путь. Он не мог долго оставаться на одном месте, и герцогу ничего не оставалось делать, как отпустить его, но выразить ему крайнее недовольство. Бах поступил на службу капельмейстером к князю Ангальт-Кетенскому, знавшему толк в хорошей музыке. Однако князь был большим поклонником кальвинизма, и поэтому в обязанности Баха входило писать музыку для светских мероприятий.
За время своего пребывания на службе у князя, Иоганн Себастьян стал автором шести виолончельных сюит, Английской и Французской клавирных сюит, трех скрипичных сонат. Именно «кеттенскому» периоду принадлежит создание «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир», включавший в себя сорок восемь разных произведений. В это же время Бах пишет симфонии.
В 1723-м композитор снова меняет место жительства и службы. На этот раз судьба привела его в Лейпциг, где он получил работу кантора в хоре Святого Фомы. Этим же годом датировано и одно из самых известных его произведений – «Страсти по Иоанну». Прошло немного времени и Баха назначают «Музыкальным директором» во всех городских церквях. Так называемый «лейпцигский период» длился на протяжении шести лет, и за это время выходят пять циклов кантат, два из которых не сохранились.
По решению городского совета, в подчинении Баха было восемь хористов, однако это количество не устраивало композитора. Тогда Себастьян сам нанимает еще двадцать человек и из-за этого снова ссорится с властями.
В 20-е годы выходят в основном церковные кантаты Баха, которые исполняются в лейпцигских церквях. Чтобы как-то расширить свой репертуар, Себастьян пишет много светской музыки. В 1729 году Бах получает новое назначение. Теперь в его распоряжении Музыкальная коллегия, которой он руководит. Это был светский ансамбль, основателем которого стал близкий друг Себастьяна – Георг Филипп Телеман. В течение целого года, два раза в неделю, ансамбль выступает с концертами перед посетителями кофейни Циммермана, расположенной недалеко от рыночной площади.
Светские произведения, датируемые 1730-1750-м годами, Бах создал специально для того, чтобы исполнять в кофейне.
Среди них особо хочется отметить шутливую «Кофейную кантату», веселую «Крестьянскую кантату», пьесы для клавира и виолончельные концерты. Именно этим периодом датируется написание непревзойденной «Месса си минор», ставшей лучшей среди всех известных хоровых произведений.
Вскоре Бах представил свои новые музыкальные изыскания – «Страсти по Матфею» и «Высокая месса си-минор». В награду за это он становится королевско-польским и саксонским придворным композитором.
В 1747-м Бах получил приглашение от Фридриха II, короля Пруссии, и прибыл к нему с визитом. Король решил убедиться, действительно ли перед ним великий автор импровизаций, и предложил ему написать музыку к предложенной музыкальной теме. За короткий промежуток времени трехголосная фуга была готова, что несказанно удивило короля. Немного позже Иоганн добавил к ней несколько вариаций на ту же тему, придумал ей оригинальное название – «Музыкальное приношение», и отослал Фридриху II в качестве подарка.
Потом он засел за написание большого цикла, названного «Искусством фуги», но дописать его уже не смог. После его смерти цикл был опубликован его сыновьями.
Последние десять лет жизни Баха прошли в некотором забвении его славы. В моду вошел классицизм, и, по мнению современников, музыка Иоганна Себастьяна была признана старомодной. Однако его последователи так не считали, они выросли на его произведениях, и он был для них непререкаемым авторитетом. Ему поклонялись Бетховен и Моцарт.
Музыка Иоганна Себастьяна Баха вновь стала популярной только спустя 100 лет после его смерти.
В 1829-м в Берлине состоялся концерт, в котором прозвучали «Страсти по Матфею». Организатором концерта был композитор Мендельсон, он не ожидал такого резкого всплеска популярности почти забытого композитора. На представление пришло несколько тысяч зрителей, и окрыленный успехом Мендельсон выступил с такими же концертами в Кенигсберге, Дрездене, Франкфурте.
Одним из самых любимых и часто исполняемых произведений Баха стала «Музыкальная шутка», которую часто можно услышать на концертах классической музыки. Теперь она звучит в адаптации к современным инструментам, но по-прежнему остается такой же задорной и нежной, как в исполнении самого маэстро.
Произведения Баха часто звучат в исполнении отечественных и западных исполнителей. В репертуаре вокального ансамбля The Swingle Singers появились многие композиции Баха, которые они объединили в альбом Jazz Sebastian Bach. Этот альбом сделал вокалистов популярными во всем мире, и принес им премию «Грэмми».
Музыка Баха звучала и в исполнении джазовых музыкантов Джоэля Шпигельмана и Жака Лусье. Свое почтение выразил великому композитору и отечественный музыкант Федор Чистяков.
Личная жизнь
Первой женой Иоганна Себастьяна Баха стала его юная кузина Мария Барбара, родом из Арнштадта. Он повел ее под венец в 1707 году. Мария родила мужу семерых детишек, но выжили только четверо. Сыновья Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман и Иоганн Христиан продолжили отцовское дело и тоже прославились как композиторы и музыканты.
В 1720 году Бах сопровождал князя Ангальт-Кетенского за границу, и в это время умерла его супруга. Четверо детей остались без материнской опеки.
Перемены в личной жизни композитора случились через год. Ему представили певицу Анну Магдалену Вильке, которая служила при дворе герцога. В конце 1721 года Бах женился на молодой красавице, которая родила ему тринадцать детей. Из них осталось в живых девять.
Будучи в преклонном возрасте, Бах наслаждался общением с родными, которые были для него настоящей поддержкой и отрадой. Для своих близких он писал музыку, устраивал различные концерты, в которых принимала участие его жена. Анна очень красиво пела своим сопрано, подросшие сыновья аккомпанировали матери.
Жена и младшая дочь Баха после его смерти были вынуждены влачить жалкое существование. Анна пережила мужа на десять лет, ее последним приютом был бедняцкий дом презрения. На долю младшей дочери Регины выпало полуголодное существование. На помощь ей пришел только композитор Бетховен.
Смерть
За пять лет до смерти Бах практически ослеп. Он уже не мог сам записывать музыку, поэтому этим занимался его зять.
В 1750-м в Лейпциге появился Джон Тейлор, офтальмолог из Англии. Он не отличался безупречной репутацией, но композитор решил использовать этот шанс, в надежде что к нему вернется зрение. Однако операция ничего не изменила, Себастьян по-прежнему ничего не видел. Тогда доктор сделал повторную операцию, зрение вернулось, но совсем ненадолго. Зато вскоре состояние здоровья композитора резко ухудшилось. 18 июля 1750-го Баха подкосил удар, а спустя десять дней он умер. Иоганну Себастьяну Баху было 65 лет.
Местом упокоения великого композитора стало церковное кладбище в Лейпциге. С годами его могила затерялась, и найти ее удалось только в 1894 году. После этого прах Баха поместили в каменный саркофаг при церкви Святого Иоанна, которой он отдал двадцать семь лет своей жизни. В годы войны храм разрушился под немецкими бомбами, однако прах композитора не пострадал. Его нашли, и в 1949-м снова перезахоронили. На этот раз местом его погребения стал алтарь церкви Святого Фомы.
В родном городе Иоганна Себастьяна – Эйзенахе, в 1907 году появился музей его памяти. В 1985-м такой же музей открыли и в Лейпциге.
Слушать композиции
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Христиан, Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Кристиана София Энриетта, Элизабет Юлиана Фридерика, Регина Сусанна, Иоганна Каролина, Иоганн Август Абрахам, Христиана Дороти
Портреты
1 из 8Иоганн Себастьян Бах — биография
И оганн Себастьян Бах — композитор немецкого происхождения. Было бы неправильно называть его только автором собственных произведений. За свою творческую биографию именитый мужчина успел попробовать себя в самых разных ипостасях. Он виртуозно играл на нескольких инструментах, в отличие от многих, хорошо импровизировал.
Также мог похвастаться исключительным педагогическим даром и талантом, подготовив целую плеяду музыкантов и оказав огромное влияние на еще большее число людей. Ему поклонялись Моцарт и Бетховен, его считали настоящим гением.
Несмотря на теплые оценки некоторых современников, музыка Иоганна Себастьяна Баха не пользовалась большой популярностью при жизни. По крайней мере такой, какой она заслуживала.
Мужчина родился на закате музыкальной традиции барокко. Именно он суммировал все те наработки, которые были до него, и сумел достойно закончить эпоху, став наиболее ярким ее представителем.
В отличие от многих современников, он умело работал с многоголосием, предлагал новаторские решения, которые не всем приходились по нраву.
Помимо собственно музыкальной деятельности, Бах известен и как убежденный последователь протестантской религии, многогранный и развитый человек. А также многодетный семьянин. За время жизни он успел зачать и воспитать больше десяти детей.
Несмотря на неоднозначные оценки, время показало, что творчество немецкого композитора как нельзя долговечное и актуальное. Сейчас практически все произведения музыканта считаются великой классикой.
Ранние годы жизни
Иоганн Себастьян Бах родился 31.03.1685 года в городке Эйзенах в Германии. На тот момент в нем насчитывалось едва ли больше нескольких тысяч жителей. Помимо Баха родители воспитывали еще 7 детей.
Семья была напрямую связана с творчеством. Практически все в роду молодого человека были артистами.
Отец мальчика — Иоганн Амброзиус Бах. Был профессиональным музыкантом. Исполнял церковные произведения при одном из местных храмов, а также занимался организацией концертов для аристократов всех мастей.
Иоганн Себастьян Бах мог похвастаться воистину грандиозной родословной. Как минимум пять поколений вглубь, его родственники были профессиональными музыкантами.
Всего исследователи биографии композитора насчитали почти 50 человек, которые занимались исполнительством или композицией.
Самым известным родственником старшего поколения был Фейт Бах. Он играл на цитре. Инструмент представлял собой небольшой деревянный корпус с резонатором и натянутыми поверх струнами. На манер смеси кифары и современной классической гитары без грифа.
Фейт Бах по профессии был булочником. Именно этим он занимался по жизни. Но куда бы мужчина ни шел, инструмент всегда был у него в руках.
Отец молодого Иоганна профессионально играл на скрипке. Именно он занимался воспитанием и обучением своих детей. Бах был самым младшим в семье.
Спустя какое-то время мальчик показывает серьезные успехи в освоении музыкального ремесла. Первым творческим опытом юного композитора стало пение в церковном хоре.
Спустя несколько лет, когда Иоганну Себастьяну Баху исполнилось 9, из жизни ушла мать музыканта, Элизабет Леммерхирт. В тот же момент умерла сестра и один из братьев. А всего через год не стало отца молодого человека. Будущий композитор остался круглым сиротой.
Мальчика взял на попечение старший брат — Иоганн Кристоф, который играл на органе в одном из храмов, а также обучал музыке детей из ближайшего городка.
Именно с подачи старшего брата молодой человек оказался в гимназии, где мог свободно осваивать латинский язык, историю и богословие.
Под руководством старшего брата Иоганн Себастьян Бах обучался игре на органе и клавире. В тот момент молодой человек увлекался творчеством новомодных музыкантов: Фроберга, Пахельбеля. Брат не разделял восторга Баха.
Каким-то чудом, молодой человек сумел достать тетрадку, где были записаны ноты музыки любимых композиторов. По-тихому ночью при свете луны он переписывал произведения на бумагу.
В какой-то момент Баха за этим занятием застал старший брат. Он отнял тетради, что было серьезным наказанием для молодого человека.
Уже в 15 лет будущий музыкант окончил гимназию и начал трудовую деятельность. Нужно было как-то себя обеспечивать.
Несмотря на напряженный график и сложную жизнь, молодой человек хотел поступить в университет в Люнебурге. Однако денег катастрофически не хватало, потому от этой идеи пришлось отказаться.
Будущий композитор не стал отчаиваться. Помимо музыкальности, природного таланта, он отличался любовью к познанию всего нового.
В поисках впечатлений, молодой человек отправляется путешествовать по стране. Он посещает Любек, Гамбург. В ходе своих странствий Иоганн Себастьян Бах впервые познакомился с произведениями Райнкена, а также Георга Бема.
Творчество композитора
Творческая биография И. Баха началась в 1703 году. В это время он как раз закончил гимназию. Молодого человека пригласили придворным музыкантом в один из домов. В его задачи входило развлекать аристократов, играя на скрипке.
В течение полугода молодой человек честно работал. Но очень скоро амбициозному музыканту надоело исполнять роль придворного шута.
Он хотел развития и роста. Потому как только ему предложили работу в Арнштадте музыкант не раздумывал и дал согласие, и покинул родину Айзенах.
На новом месте молодой человек стал органистом при храме святого Бонифация.
Работа была не слишком трудной. К инструменту нужно было выходить всего три дня в течение недели. Кроме того, местный орган был отлично выполнен и настроен, что открывало возможности для музыкального творчества. Этим композитор и исполнитель не преминул воспользоваться.
В Арнштадте Иоганн Себастьян Бах впервые пробует свои силы в качестве автора музыки. За годы, проведенные тут, мужчина пишет около 30 произведений самых разных жанров. В том числе сюиты, кантаты, каприччио.
Из-за своего характера, а также религиозных взглядов, мужчина попал в немилость к местным властям. Через некоторое время, чтобы охладить пыл аристократов и чиновников, он отправляется в Любек. Как планировалось — на месяц.
Такое решение создало композитору немало проблем. Церковное руководство явно недолюбливало молодого новатора от мира музыки. Как только мужчина отлучился из Арнштадта, его едва ли не подвергли суду.
Дело было в том, что Бах отпросился на месяц. А пропал на целых четыре. Потому как путь до Любека музыкант прошел пешком, нанять карету было проблематично.
В городе он слушал произведения давно его заинтересовавшего Дитриха Буктехуде. Популярного на тот момент исполнителя-органиста.
Как только мужчина вернулся в Арнштадт, сразу же получил серьезный выговор от церковного руководства и затаил на иерархов обиду. Конфликт, а также уязвленное чувство собственного достоинства вынудили мужчину уйти с привычного места.
Но без работы долго ему сидеть не пришлось. Очень скоро музыкант устроился органистов в собор Святого Власия, который находился в городе Мюльхаузен.
В отличие от предыдущего места, тут его ценили намного больше. Руководство восторгалось талантом умелого исполнителя. А сам Иоганн Себастьян Бах отвечал своим начальникам уважением и рвением. Жалование на новом месте было больше, чем на предыдущем.
Бытность музыканта омрачало только одно — орган был старым и требовал тщательного восстановления. Бах с присущей ему энергичностью придумал, как отремонтировать музыкальный инструмент за небольшие деньги.
Тут мужчина работал на протяжении года. Затем страсть к новым местам и природная любознательность опять взяли верх. Бах отправился в Веймар и в 1708 году устроился придворным музыкантом.
Время, которое мужчина провел в Веймаре, было одним из самых продуктивных. Он активно писал, работал над развитием своего таланта. Тут же композитор И.С. Бах познакомился с Иоганном Эрнстом. Тем человеком, который дал ему работу.
Помимо собственно административной функции, он занимался музыкой. Писал и исполнял, как и сам Бах отличался талантом. В меру своих сил и возможностей мужчина помогал коллеге.
После поездки по Италии в 1713 году, Иоганн Эрнст поделился с Бахом нотными записями итальянских музыкантов. Творчество зарубежных коллег стало для композитора настоящим открытием. Именно знакомство с другой традицией стало новым толчком в творческом развитии мужчины.
Бах продолжает писать. Из-под его пера выходят все новые произведения. Количество созданных композиций переваливает за сотню.
За годы, проведенные в разных городах родной Германии, Иоганн Себастьян Бах успел получить широкую известность и популярность. Доходило до курьезных и забавных случаев.
Как-то раз в Дрезден приехал Луи Маршан, известный французский музыкант. Он изъявил желание посоревноваться с Бахом в игре на клавесине.
Однако буквально накануне состязания тайно покинул город, опасаясь позора. Это явно говорило о том, что Баха признавали крупной фигурой музыкального мира.
В 1717 году композитор снова отправляется в путь. Герцог, у которого тот работает, волей-неволей отпускает талантливого музыканта. Но делает это очень неохотно.
На сей раз Бах становится капельмейстером у князя Ангальт-Кетенского. Поскольку тот известен своим художественным вкусом. Наконец, в обязанности мужчины входит не только исполнительство, но и создание музыки.
В этот период Бах пишет множество новых произведений. Среди наиболее известных: «Хорошо темперированный клавир», «Браденбургские концерты», а также симфонии так называемого кетенского периода. Всего около 50 произведений разных форм и жанров.
В 1723 году мужчина перебирается в Лейпциг. Тут он получает работу кантора в одном из местных храмов. В этом же году Иоганн Себастьян Бах создает едва ли не самое известное произведение — «Страсти по Иоанну».
В Лейпциге музыкант пробыл целых шесть лет. За эти годы он создал несколько циклов кантат. Но сохранилась всего пара. Остальные были утеряны.
В течение почти всех 20-х годов Бах работает над церковной музыкой, пока ему это не надоедает. Мужчина хочет двигаться дальше. Потому начинает создавать светские композиции.
В 1729 году композитор получает новое назначение. Он становится главой Музыкальной коллегии. Это был довольно крупный ансамбль, который раз в неделю выступал в одной из кофеен близ рыночной площади.
Это время становится новым толчком в развитии карьеры Иоганна Себастьяна Баха. Он продолжает писать светскую музыку. А затем практически сразу исполнять произведения перед посетителями кофейни.
Так продолжалось с 1730 по 1750 годы.
Ближе к концу 50-х Иоганн Бах получает приглашение от прусского короля Фридриха 2-го. Желая понять, действительно ли перед ним тот самый композитор и мастер импровизаций, монарх просил Баха написать музыку по предложенной идее. В течение короткого времени работа была готова. Что очень удивило короля.
Вскоре Бах сел за написание большого цикла произведений, под общим названием «Искусство фуги». Закончить его он так и не успел. Причиной оказалось слабое здоровье.
В последние годы жизни интерес к творчеству Иоганна Себастьяна Баха стал потихоньку угасать. Пришло время классицизма, расцвета новой музыкальной традиции. Работы композитора признали старомодными.
Но против такого мнения выступали многие последователи Баха. На его произведениях выросли крупные фигуры, которые затем добились не менее впечатляющих результатов. Например, Моцарт и Бетховен, которые буквально боготворили композитора.
Новый интерес к произведениям Баха вспыхнул через 100 лет после его кончины. Остается популярным музыка маэстро и в наши дни. Наиболее известной в широких кругах композицией считается «Шутка», которая у всех на слуху.
Иоганн Себастьян Бах — "Шутка" / ОМСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТРЛичная жизнь
Первой супругой музыканта стала его двоюродная сестра. Брак был заключен в 1707 году. От этого союза у пары родилось 7 детей. 3 из них умерли в младенчестве по разным причинам.
Сыновья музыканта продолжили дело знаменитого отца, и пошли по той же самой стезе.
В 1720 скоропостижно скончалась супруга композитора. Дети остались без материнского присмотра.
Буквально через год после трагического события Иоганн Себастьян Бах встречает Анну Магдалену Вильке, которая становится его второй женой.
В 1721 пара сочетается законным союзом. В этом браке на свет появляется 13 детей. В живых остались 9.
Смерть композитора
Несколькими годами до кончины, музыкант потерял зрение. Любимый инструмент Баха — орган больше ему не давался. Да и ноты записывать мужчина был не способен. Зафиксировать новые идеи помогали многочисленные сыновья композитора.
В 1750 году Бах пытался восстановить зрение. Он обратился за помощью к доктору английского происхождения Джону Тейлору.
Несмотря на то, что он слыл авантюристом и не слишком успешным врачом, Бах все же решил рискнуть. Ничего из этой затеи не получилось. После повторной операции способность видеть частично вернулась и то не надолго.
К тому моменту здоровье композитора было серьезно подорвано. 18 июля 1750 года мужчину хватил удар. А спустя чуть больше недели, 28-го числа Бах умер.
На какое-то время могила композитора затерялась. Ее нашли только в 19-м веке. В период войны — снова потеряли. Наконец, прах музыканта перезахоронили.
Последним пристанищем Иоганна Себастьяна стало кладбище при церкви Святого Фомы в городе Лейпциг.
Слушать композиции
Ссылки
- Страница в википедии
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах – величайшая фигура мировой культуры. Творчество музыканта-универсала, жившего в XVIII веке, жанрово всеохватно: немецкий композитор соединил и обобщил традиции протестантского хорала с традициями музыкальных школ Австрии, Италии и Франции.
Через 200 лет после смерти музыканта и композитора интерес к его творчеству и биографии не остыл, а современники используют произведения Баха в ХХ столетии, находя в них актуальность и глубину. Хоральная прелюдия композитора звучит в «Солярисе» Андрея Тарковского. Музыка Иоганна Баха, как лучшее творение человечества, записана на Золотую пластинку Вояджера, прикрепленную к космическому аппарату, запущенному с Земли в 1977 году. По версии «Нью-Йорк Таймс» Иоганн Себастьян Бах – первый в десятке мировых композиторов, создавших шедевры, стоящие над временем.
Детство и юность
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах, расположившемся между взгорьями Хайнигского национального парка и Тюрингенского Леса. Мальчик стал младшим и восьмым ребенком в семействе профессионального музыканта Иоганна Амброзиуса Баха.
В роду Бахов пять поколений музыкантов. Исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой. Среди них прапрадед композитора Фейт Бах, булочник, повсюду носивший цитру – щипковый музыкальный инструмент в виде ящика.
Глава семейства Амброзиус Бах играл в церквях на скрипке и организовывал светские концерты, поэтому первые уроки музыки младшему сыну преподал он. Иоганн Бах с малых лет пел в хоре и радовал отца способностями и жадностью к музыкальным познаниям.
В 9 лет умерла мама Иоганна Себастьяна – Элизабет Леммерхирт, а через год мальчик стал круглым сиротой. Младшего брата взял на попечение старший – Иоганн Кристоф, церковный органист и учитель музыки в соседнем городке Ордруф. Кристоф отправил Себастьяна в гимназию, где тот учил богословие, латынь, историю.
Старший брат научил младшего играть на клавире и органе, но пытливому мальчику этих уроков оказалось мало: втайне от Кристофа он доставал из шкафа тетрадь с произведениями известных композиторов и лунными ночами переписывал ноты. Но брат обнаружил Себастьяна за недозволенным занятием и отобрал записи.
В 15 лет Иоганн Бах стал самостоятельным: он устроился на работу в Люнебурге и блестяще окончил вокальную гимназию, открыв себе путь в университет. Но бедность и необходимость зарабатывать средства к существованию поставили на учебе точку.
В Люнебурге любознательность подтолкнула Баха к путешествиям: он побывал в Гамбурге, Целле и Любеке, где познакомился с творчеством именитых музыкантов Рейнкена и Георга Бема.
Музыка
В 1703 году, окончив гимназию в Люнебурге, Иоганн Бах устроился придворным музыкантом в капеллу веймарского герцога Иоганна Эрнста. Бах играл на скрипке полгода и приобрел первую популярность как исполнитель. Но вскоре Иоганну Себастьяну надоело ублажать слух господ игрой на скрипке – он мечтал развиваться и открывать новые горизонты в искусстве. Поэтому без раздумий согласился занять освободившуюся должность придворного органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте, что в 200 километрах от Веймара.
Иоганн Бах работал три дня в неделю и получал высокое жалование. Церковный орган, настроенный по новой системе, расширял возможности молодого исполнителя и композитора: в Арнштадте Бах написал три десятка органных произведений, каприччио, кантат и сюит. Но напряженные отношения с властями подтолкнули Иоганна Баха покинуть город через три года.
Последней каплей, перевесившей чашу терпения церковного начальства, стало длительное отлучение музыканта из Арнштадта. Косные церковники, и без того недолюбливавшие музыканта за новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений, устроили Баху унизительное разбирательство за поездку в Любек.
В городе жил и творил знаменитый органист Дитрих Букстехуде, чьи импровизации на органе Бах мечтал послушать с детства. Не имея денег на карету, Иоганн осенью 1705 года отправился в Любек пешком. Игра мэтра потрясла музыканта: вместо отпущенного месяца он пробыл в городе четыре.
После возвращения в Арнштадт и разбирательства с начальством Иоганн Бах оставил «насиженное место» и отправился в тюрингский город Мюльхаузен, где нашел работу органиста в церкви Святого Власия.
Власти города и церковное начальство благоволили талантливому музыканту, его заработок оказался выше, чем в Арнштадте. Иоганн Бах предложил экономный план реставрации старого органа, одобренный властями, и написал праздничную кантату «Господь – мой царь», посвященную инаугурации нового консула.
Но через год ветер странствий «снял» Иоганна Себастьяна с места и перенес в ранее покинутый Веймар. В 1708 году Бах занял место придворного органиста и поселился в доме рядом с герцогским дворцом.
«Веймарский период» биографии Иоганна Баха оказался плодотворным: композитор сочинил десятки клавирных и оркестровых произведений, познакомился с творчеством Вивальди и Корелли, научился использовать динамичные ритмы и гармонические схемы. Общение с работодателем – наследным герцогом Иоганном Эрнстом, композитором и музыкантом, повлияло на творчество Баха. В 1713 году герцог привез из Италии ноты музыкальных произведений местных композиторов, открывших для Иоганна Баха новые горизонты в искусстве.
Другой большой цикл, названный «Искусство фуги», Иоганн Бах не дописал. Сыновья опубликовали цикл после смерти отца.
В последнее десятилетие слава композитора померкла: расцветал классицизм, современники считали стиль Баха старомодным. Но молодые композиторы, воспитанные на произведениях Иоганна Баха, почитали его. Творчество великого органиста любили Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Всплеск интереса к музыке Иоганна Баха и возрождение славы композитора началось в 1829 году. В марте пианист и композитор Феликс Мендельсон организовал в Берлине концерт, где прозвучало произведение «Страсти по Матфею». Последовал неожиданно громкий резонанс, представление собрало тысячи зрителей. Мендельсон отправился с концертами в Дрезден, Кенигсберг и Франкфурт.
Летом 1720 года, когда Иоганн Бах с князем Ангальт-Кетенским находился за границей, Мария Барбара умерла, оставив четырех малышей.
Личная жизнь композитора наладилась через год: при дворе герцога Бах познакомился с молодой красавицей и талантливой певицей Анной Магдаленой Вильке. Иоганн женился на Анне в декабре 1721 года. У них родилось 13 детей, но пережили отца 9.
В преклонные годы семья для композитора оказалась единственной отрадой. Для жены и детей Иоганн Бах сочинял вокальные ансамбли, устраивал камерные концерты, наслаждаясь песнями жены (у Анны Бах было красивое сопрано) и игрой подросших сыновей.
Судьба жены и младшей дочери Иоганна Баха сложилась печально. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных, а младшая дочь Регина влачила полунищенское существование. В последние годы жизни женщине помог Людвиг ван Бетховен.
Смерть
В последние 5 лет зрение Иоганна Баха стремительно ухудшалось, но композитор сочинял музыку, диктуя произведения зятю.
В 1750 году в Лейпциг приехал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора сложно назвать безупречной, но Бах цеплялся за соломинку и рискнул. После операции зрение не вернулось к музыканту. Тейлор вторично прооперировал композитора, но за кратковременным возвращением зрения наступило ухудшение. 18 июля 1750 года случился удар, а 28 июля 65-летний Иоганн Бах скончался.
Похоронили композитора в Лейпциге на церковном кладбище. Затерянную могилу и останки нашли в 1894 году и перезахоронили в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна, где музыкант прослужил 27 лет. Храм был разрушен бомбежкой во время Второй мировой войны, но прах Иоганна Баха нашли и в 1949 году перенесли, похоронив у алтаря церкви Святого Фомы.
В 1907 году в Эйзенахе, где родился композитор, открыли музей, а в 1985 году музей появился в Лейпциге.
Интересные факты
- Любимым занятием Иоганна Баха считалось посещение захолустных церквей в одежде бедного преподавателя.
- Благодаря композитору в церковных хорах поют и мужчины, и женщины. Жена Иоганна Баха стала первой церковной хористкой.
- Иоганн Бах не брал деньги за частные уроки.
- Фамилия Бах переводится из немецкого, как «ручей».
- Иоганн Бах просидел месяц в тюрьме за то, что постоянно просил отставку.
- Георг Фридрих Гендель – современник Баха, но композиторы не встретились. Судьбы двух музыкантов похожи: оба ослепли в результате неудачной операции, сделанной врачом-шарлатаном Тейлором.
- Полный каталог работ Иоганна Баха опубликован через 200 лет после смерти.
- Немецкий вельможа заказал композитору написать произведение, прослушав которое он смог бы заснуть крепким сном. Иоганн Бах выполнил просьбу: знаменитые Гольдберг-вариации - и сейчас хорошее «снотворное».
Афоризмы Баха
- «Чтобы хорошо выспаться, следует ложиться не в тот же день, когда нужно просыпаться».
- «Играть на клавишных просто: нужно только знать, какие клавиши нажимать».
- «Цель музыки – трогать сердца».
Музыкальные произведения
- «Аве Мария»
- «Английская сюита N3»
- «Брандербургский концерт N3»
- «Итальянская инфлюенция»
- «Концерт N5 F-Minor»
- «Концерт N1»
- «Концерт для виолончели и оркестра D-Minor»
- «Концерт для флейты, виолончели и арфы»
- «Соната N2»
- «Соната N4»
- «Соната N1»
- «Сюита N2 B-Minor»
- «Сюита N2»
- «Сюита для оркестра N3 D-Major»
- «Токката и фуга D-Minor»
Источники:
- https://go.zvuk.com/stars/iogann-sebastyan-bakh.htm
- https://biographe.ru/znamenitosti/iogann-bah/
- https://biograph.online/iogann-sebastyan-bah/
- https://24smi.org/celebrity/4826-iogann-sebastian-bakh.html