Биография Марка Бернеса
Марк Бернес
История о том, как несостоявшийся бухгалтер Марк Нейман стал Марком Бернесом — всенародным любимцем в кино и на эстраде.
От первой роли — к первой премии: «ордеру на обувь»
Родился Марк, тогда еще Нейман, в семье практичной. Отец трудился в артели по сбору утильсырья, мама вела хозяйство. От сына ждали выбора профессии надежной. Переехав из Нежина в Харьков, отдали учиться отпрыска бухгалтерскому делу в торгово-промышленное училище. Но мечтать молодому человеку никто не запрещал, и мечты эти были о сцене.
Чтобы быть ближе к мечте, устроился 16-летний парень расклейщиком афиш, а вскоре представилась возможность выбиться в театральные статисты. Дебют состоялся в 1928 году на сцене театра «Муссури». Марк Бернес безмолвствовал в роли кельнера в оперетте «Мадам Помпадур». Дебютант приковывал взгляды — отклеившимися войлочными бакенбардами.
Бернесом Нейман стал в 1929-м. Окончив театральные курсы в Харькове, отправился покорять Москву. Ночевал на Курском вокзале, от носильщика узнал, где находится Малый театр
, и отправился по адресу. Так в послужном списке Бернеса появились маленькие, на выходах, но роли — слуги, копейщика, «неизвестного в трактире». Статисты требовались и в Большом
. Роли ожидали более заметные — секундант Онегина, испанский посол. В театре Корша Бернес получил одну из первых в жизни премий — «ордер на обувь», хорошее подспорье в хозяйстве, учитывая, что жил молодой актер тогда в театральной гримерке.
Кино. Роли и песни
Первые съемки в кино ждали Бернеса в 1935 году. Это был эпизод в картине «Заключенные». Попал в состав съемочной группы по дружбе, с исполнителем главной роли — Михаилом Астанговым. Год спустя, также с легкой руки Астангова, Бернес познакомился с Сергеем Юткевичем и сыграл шпиона Красовского в его фильме «Шахтеры» и красноармейца в картине «Человек с ружьем».
Образ красноармейца актер искал сам — в залах Музея революции. Паренек с гармонью и пулеметными лентами крест-накрест в 26 лет сделал Бернеса знаменитым на всю страну. Запомнился не только сам молодой красавец, но и его песня — «Тучи над городом встали». Закрепил успех новый шлягер «В далекий край товарищ улетает», которую спел летчик Сергей Кожухаров в фильме «Истребители». Бернес стал не только известным актером, но и любимым исполнителем. Лента собрала в советских кинотеатрах 27 миллионов зрителей.
«Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени профессиональным знатоком песни… Иногда он приходил и говорил: «Это место надо изменить», делал тончайшие замечания по части инструментовки. Воспринимал и чувствовал он очень точно и тонко».
К работе над образами во всех картинах Марк Бернес по-прежнему подходил очень вдумчиво. В фильме «Два бойца» никак не мог «стать» одесситом, даже освоив своеобразный говор. Помог случай и неопытная парикмахер, которая постригла Бернеса почти под ноль. Режиссеру Леониду Лукову понравилось, и роль пошла.
Вместе с Бернесом появилась в картине и новая песня. Мелодию «Темной ночи» практически экспромтом по просьбе Лукова наиграл Никита Богословский. По воспоминаниям композитора, стихи — так же, буквально на ходу — написал Владимир Агатов. Разбудив Бернеса, ночью в студии записали песню, а на следующий день она уже звучала в эпизоде «Землянка». Как потом рассказывали, первый тираж пластинок с «Темной ночью» забраковали еще при записи: сотрудницы студии… роняли слезы на матрицу, с которой тиражировались пластинки.
«Ура, Бернес!»
Так в 1950–60-х годах назывался клуб, который создали поклонницы артиста. Бернес снялся почти в 40 фильмах. Песни из своих картин на сцену стал переносить с 1943 года. Накануне Нового года состоялся первый концерт в Свердловске, а затем и концертное турне по Уралу. В столице Бернеса-шансонье узнали уже после войны. Продолжая сниматься в кино, Марк Наумович все охотнее выступал, придирчиво отбирая репертуар, работал с поэтами и композиторами. Из более чем 80 песен половина создавалась по его просьбе или с непосредственным участием.
«То, что он делал на сцене, приближается к идеалу, о котором я мечтаю как об идеале исполнительском».
Непростой характер талантливого исполнителя закрепил за ним негласное прозвище «привередливый Марк». Но именно его неповторимая манера исполнения делала эти песни всенародно любимыми. «Москвичи», «Если бы парни всей земли», «Я люблю тебя, жизнь» — вслед за Бернесом мелодии подхватила вся страна.
В конце 50-х годов знаменитый артист попал в печать отнюдь не с хвалебными рецензиями. Ему приписывали «пошлость в музыке», а нарушение правил дорожного движения получило оценку как «поведение, недостойное советского артиста». На несколько лет Марк Бернес оказался в опале, но уже в 1960 году хрипловатый голос вновь зазвучал и на радио, и на концертных площадках.
Роман КарменВ 1960 году, спустя 15 лет после создания, Бернес по-новому исполнил песню «Враги сожгли родную хату». Трагическая история потрясла слушателей, как это не раз бывало — после появления даже уже знакомой мелодии в репертуаре Марка Наумовича. Артист много и успешно гастролировал. Объехал всю страну и Восточную Европу, выступал на английском телевидении. Дарил новые, ставшие родными песни: «Хотят ли русские войны», «Я работаю волшебником», «С чего начинается Родина», и одна из самых пронзительных — «Журавли». «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей…» — музыкальную историю Яна Френкеля и Расула Гамзатова Бернес записал с одного дубля. Это была последняя запись артиста.
Биография Марка Бернеса
Марк Наумович Бернес (1911-1969) – советский киноактёр и певец. С 1965 года – Народный артист РСФСР. Наиболее любимый артист и исполнитель на советской эстраде среди зрителей и слушателей того времени.
Детские и юношеские годы
Марк появился на свет 8 октября 1911 года на Украине в небольшом городке Нежин (сейчас этот город имеет районное значение в Черниговской области). Его настоящая фамилия – Нейман. Папа Наум Самойлович трудился в артели, которая занималась сбором утильсырья. Мама Фаня Филипповна занималась домашним хозяйством.
Когда маленькому Марку было 5 лет, семья уехала жить в Харьков. Здесь он отучился в семилетней школе, после которой по настоянию родителей продолжил обучение в торгово-экономическом училище. Мама и папа хотели видеть своего Марка бухгалтером.
А юноша мечтал о сцене, поэтому уже в 15 лет пошёл подрабатывать расклейщиком театральных афиш. Позже он работал зазывалой на спектакли, такая была должность в те времена – звать зрителей на театральную постановку.
Когда Марку исполнилось 16 лет, он был представлен старосте театральных статистов. Тогда местные и гастрольные труппы нуждались в таких актёрах, которые исполняли бы роли без слов, участвовали в массовках.
Так в 1928 году состоялся дебют Марка Бернеса на сцене харьковского театра «Миссури», в оперетте «Мадам Пампадур» он играл роль безмолвного кельнера.
Карьера в театре и кино
В 1929 году в Харькове Марк прошёл обучение на театральных курсах и взял псевдоним Бернес вместо фамилии Нейман. Получив свидетельство об окончании курсов, молодой человек уехал в Москву. Юноше, конечно же, казалось, что там должны ждать его во всех театрах, однако вместо этого несколько дней ночевал на Курском вокзале.
Разузнав у носильщика, где находится Малый театр, он отправился прямиком туда. Удивительно, но его сразу приняли в качестве статиста. Марк поработал в Малом театре, потом в Большом, затем последовал театр Корша и театр Революции. Исполняя маленькие роли, он жадно учился всему, что видел в театральной Москве. Почти три года он жил в гримёрке, у него были свои кумиры и учителя.
Его театральные работы заметили и режиссёры кино. Уже в 1935 году он сыграл свою первую эпизодическую роль, это был фильм «Заключённые». Благодаря этим съёмкам состоялось знакомство Марка Бернеса с другим режиссёром ─ Сергеем Юткевичем, который как раз искал актёра на роль шпиона в картину «Шахтёры». В итоге Бернес играл эту роль, причём делал это блистательно.
Спустя год Юткевич снял Марка в своей следующей картине «Человек с ружьём». Он играл молоденького красноармейца и спел в этом фильме свою первую песню «Тучи над городом встали». Ему было 26 лет, когда вышел на экраны фильм «Человек с ружьём». После премьеры Марк стал актёром, известным на весь Советский Союз, а исполненная им песня ─ народным шлягером.
После этой картины и до самой смерти Марк Наумович был невероятно востребованным актёром: его обаяние и открытость обожали зрители, на его счету множество замечательных фильмов:
Год выхода картины на экраны | Название картины |
1939 | «Истребители» |
1941 | «Последняя очередь» |
1943 | «Два бойца» |
1945 | «Великий перелом» |
1950 | «Далеко от Москвы» |
1952 | «Максимка» |
1954 | «Запасной игрок» |
1956 | «Дело № 306» |
1963 | «Это случилось в милиции» |
1967 | «Женя, Женечка и «катюша» |
За роль красноармейца Кости в фильме «Человек с ружьём» Марк Бернес был награждён Орденом «Знак Почёта», за картину «Два бойца» – Орденом Красной Звезды, за роль Умары Магомета в картине «Далеко от Москвы» – Сталинской премией первой степени.
Песни Марка Бернеса
Почти в каждой картине, где снимался Бернес, он пел песни, делал это всегда просто и задушевно. После выхода фильмов на экраны музыкальные композиции в исполнении Марка Наумовича крутили на радио, выпускали на грампластинках.
Особенно долгим и плодотворным было его сотрудничество с композиторами Н. Богословским, Я. Френкелем, О. Фельцманом, М. Блантером. Они создали ряд шедевров, которые до сих пор пользуются популярностью:
- «Любимый город»;
- «Журавли»;
- «Тёмная ночь»;
- «С чего начинается Родина»;
- «Шаланды, полные кефали»;
- «Хотят ли русские войны»;
- «Спят курганы тёмные»;
- «Огромное небо»;
- «Когда поёт далёкий друг»;
- «Враги сожгли родную хату»;
- «Течёт река Волга».
Марк Наумович много гастролировал с концертами по социалистическим странам, выступал также на английском телевидении и везде получал восторженные отзывы.
Личная жизнь
У Бернеса было два брака. В первом супружестве с Линецкой Полиной Семёновной у них родилась девочка Наташа. Его первая супруга умерла от рака в возрасте 45 лет.
Его второй женой была Лилия Бодрова, она работала фотокорреспондентом в журнале «Пари-матч».
Ради Марка Наумовича Лиля оставила своего первого супруга и с сыном Жаном ушла к Бернесу, актёр усыновил мальчика. Но их счастье не было слишком долгим.
В 1969 году Бернеса стали мучить боли в спине, сначала врачи диагностировали радикулит, но при более тщательном обследовании обнаружили рак корня лёгкого. Через 51 день после того, как было выявлено страшное заболевание, Марк Наумович скончался. Это произошло 16 августа 1969 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. По просьбе самого актёра во время похорон звучали четыре его любимые песни.
Марк Наумович Бернес
Марк Бернес – популярный эстрадный певец, актер, мастер дубляжа. В 1965 году стал Народным артистом РСФСР. Наибольшую славу получил после исполнения песен «Темная ночь», «На безымянной высоте», «Эх, дороги» и съемок в картинах «Большая жизнь», «Человек с ружьем», «Два бойца».
Детство
Родился Менахем-Ман Неухович Нейман (настоящее имя Бернеса) 8 октября 1911 года в старинном украинском городе Нежине Черниговской губернии, в еврейской семье. Отца звали Неух (Наум) Нейман, он родом из города Старобыхов Могилевской губернии, работал в артели, занимавшейся приемом утильсырья. Мама – Фрума-Махля (Фаня) Вишневская, занималась домом и воспитанием сына. Родители мальчика были далеки от искусства, но в их доме постоянно звучала музыка и песни.
Нейманы переехали в Харьков, когда Марку было всего пять лет. В этом же городе он пошел в первый класс и окончил семилетку. Творческие задатки сына родители увидели очень рано, а будучи старшеклассником, он уже твердо знал, что его призвание – сцена. После школы Марк стал студентом Харьковского театрального техникума, и параллельно начал подрабатывать в театре «Муссури». Он долго уговаривал руководство театра, пока его не взяли на должность статиста.
Удача оказалась на стороне настойчивого паренька. Однажды один из артистов заболел, и его поставили на замену. Марк очень старался, премьера спектакля прошла с небывалым успехом. Режиссер Николай Синельников, обычно скупой на похвалы, восторженно хвалил молодого артиста и пожелал ему дальнейшего развития актерской карьеры. После этого спектакля Марк взял себе псевдоним и стал Бернесом.
В 1929-м семнадцатилетний Бернес уехал в Москву, где культурная жизнь била ключом. Множество театров манили начинающего артиста своими перспективами. Бернесу повезло, он оказался в штате сразу двух театров – Большого и Малого. И ничего, что он снова работал в качестве статиста, сам артист считал, что это невероятная удача.
К началу 30-х годов его уже начали задействовать в постановках, правда, роли были незначительные. Он учился у известного артиста Николая Радина.
Творческая карьера
В середине 30-х Бернес начал и свою кинематографическую биографию. Сразу он снимался в эпизодах, потом им на смену подоспели второстепенные роли, а за ними пришел черед и главным ролям. Слава настигла артиста после съемок в картинах «Большая жизнь», «Человек с ружьем», «Истребители». Эти картины до сих пор с удовольствием смотрит не только старшее поколение зрителей, но и молодежь. От них веет мягким светом и душевной теплотой, Марк имел собственную манеру перевоплощения, особый «почерк». Достаточно быстро актер узнал, что такое всенародная любовь и популярность.
Вслед за первой композицией вышла еще одна – «Шаланды, полные кефали», в стиле шансон, которая помогла Марку закрепиться в статусе звезды эстрады. После этого практически в каждой картине, где снимался Бернес, обязательно звучала композиция в его исполнении. В ленте «Истребители» он поет задушевную песню «Любимый город», затем в «Большой жизни» исполнил композицию «Три года ты мне снилась», а в фильме «Человек с ружьем» представил хит «Тучи над городом встали». После проката этих картин песни прочно заняли свое лидирующее место, их крутили на радио постоянно, включали в программу всех концертов.
В общей сложности Бернес снялся в 35 фильмах, среди которых самыми популярными, кроме вышеперечисленных, стали «Женя, Женечка и «Катюша», «Максимка», «Запасной игрок».
После проката этих картин Марка Бернеса все чаще называли народным певцом, и его вокальный талант вышел на первый план. Его репертуар постепенно пополнялся новыми песнями, уже не привязанными к кинематографу. Множество советских авторов изъявили желание сотрудничать с известным исполнителем, все наперебой предлагали ему свои песни. Бернес превратился в своеобразный талисман, стоило ему спеть песню малоизвестных авторов, как они мгновенно оказывались на музыкальном Олимпе.
Однако не всегда знакомство с Бернесом давалось легко композиторам и поэтам-песенникам, начали ходить слухи о том, что певец обладает достаточно сложным характером. Марк мог позвонить автору среди ночи или ближе к утру, и потребовать переделать часть стиха.
Поэту ничего не оставалось делать, как уступить Бернесу и выполнить все его требования. Не меньше поэтов страдали и композиторы. Бернес часто настаивал на изменении некоторых моментов в мелодии, предлагая уже готовый собственный вариант. Важно то, что Бернес никогда не учился музыке профессионально, ноты для него были «чаинками».
Создатели стихов и музыки иногда сильно раздражались, выслушивая предложения Бернеса. Но потом, когда песня звучала в эфире, всем становилось понятно, что именно благодаря изменениям, придуманным певцом, композиция становилась народным хитом, звучавшим во всех уголках необъятной страны.
В 40-50-х годах прошлого века Марк Бернес был на самой вершине славы и всеобщей любви. Ему благоволили не только обычные люди, но и руководителя страны. Новые песни популярного певца – «Если бы парни всей земли», «Москвичи», «Я люблю тебя, жизнь», знали наизусть все, и напевали повсюду. В те годы Бернес был усыпан наградами, званиями и всевозможными почестями. Но белая полоса в жизни артиста внезапно закончилась.
Все случилось после концерта весной 1958 года, гостями которого среди прочих были Никита Хрущев и его зять Алексей Аджубей. Выступление артистов строго регламентировали, каждый исполнитель мог спеть только 2 песни. После того, как Бернес завершил свою обязательную программу из двух песен, публика не захотела его отпускать, требовала петь еще и еще. Бернесу ничего не оставалось делать, как выходить на сцену, поклониться и уйти, потому что петь дальше он мог исключительно с разрешения руководства, а оно к тому времени трусливо разбежалось. Бернес не решился нарушить регламент, и больше на сцене не появился.
Аджубей высказал предположение, что Бернес слишком высоко себя несет, и поделился этими мыслями со своим тестем. Хрущев не замедлил принять меры, и после его отмашки Бернес стал жертвой настоящей травли.
Началось с нападок двух центральных газет. Певцу приписывали пошлось и приступы «звездности», его перестали снимать в кино и больше не звали на запись в музыкальные студии. Теперь его телефон молчал, отвернулись даже те, кто до этого считал за честь с ним работать. Бернеса больше не звали участвовать в концертах.
Это был самый тяжелый период в его биографии. Но он даже не предполагал, что впереди его ждут еще большие испытания. Скончалась супруга Бернеса, у которой доктора диагностировали онкологию, сам артист свалился с инфарктом.
И только в 1960 году тучи над головой Бернеса постепенно рассеялись. Его опять пригласили на радио, и поклонники с воодушевлением приняли новость о возвращении их кумира. Спустя год Бернес получил приглашение от режиссера Павла Арманда, который звал его на съемочную площадку фильма «Чертова дюжина». Режиссер не побоялся негласного запрета и решил дать популярному артисту возможность снова вернуться в профессию. Вскоре после этого гонения на Бернеса закончились, он мог ездить с гастролями не только в Союзе, но и за границей. Везде ему оказывали радушный прием, встречали, как родного.
Личная жизнь
Несмотря на невероятную популярность, Бернес продолжал оставаться очень скромным человеком, порядочным и надежным главой семьи. В личной жизни певца было два официальных брака. Его первую жену звали Полина Линецкая. К сожалению, она умерла совсем молодой, оставив на попечение Марка трехлетнюю дочь Наталью.
Вторая жена – Лилия Бодрова появилась в его жизни, когда Наташа стала первоклассницей. Они познакомились в школе, куда Лилия пришла вместе с сыном Жаном. В то время женщина находился в браке, ее муж фотокорреспондент издания «Пари-матч» Люсьен сам их и познакомил.
Разница в возрасте между Марком и Лилией оказалась достаточно большой – 17 лет, но это никого не смутило. Вскоре после знакомства, Лилия заявила Люсьену, что бросает его ради Бернеса, но он в это не поверил. Как можно было бросить супруга, имеющего большую зарплату, роскошную московскую квартиру и один на всю Москву автомобиль «Шевроле».
Но от общественности не укрылся тот факт, что Люсьен сам большой «ходок» по женщинам, и может другая жена смирилась бы с этим и жила, наслаждаясь богатством, но Бодрова не захотела. После трех месяцев знакомства с Бернесом она переехала к нему, потом влюбленные узаконили свои отношения. Певец даже оформил усыновление Жана и воспринимал его как родного сына.
Марк был без ума от своей жены, он не мог расстаться с ней ни на миг. Поэтому на всех гастролях и концертах супруга находилась рядом, иногда выполняла роль конферансье во время его выступлений. Однажды Бернес уехал сам с концертами в Польшу, Лилия не смогла сопровождать мужа, так как не успела оформить загранпаспорт. Но в то время исполнитель сильно заболел, поэтому Бодрову немедленно вызвали в Варшаву звонком из посольства. Готовые документы женщине принесли прямо домой.
Дочь Бернеса – Наталья получила диплом МГУ, и в настоящее время живет в США. Жан учился на операторском факультете ВГИКа, постоянно проживает в Москве.
Смерть
Жизнь артиста постепенно налаживалась, и ничто не предвещало беды. Марк строил творческие планы, постоянно пополнял свой репертуар. Но после одного из концертов он почувствовал резкую слабость. Выйдя за кулисы, он упал без сознания. Артиста доставили в больницу, где доктора поставили неутешительный диагноз – рак легкого.
Буквально перед самой смертью Бернес успел записать одну из самых трогательных и красивых композиций – «Журавли», на стихи Расула Гамзатова. В первоначальном виде это было посвящение смелым джигитам, превращающимся в птиц после своей смерти. Но Бернесу удалось переубедить поэта, и тот изменил свои стихи. Так родилась композиция о всех солдатах, не вернувшихся с той войны.
Марк Бернес скончался 16 августа 1969 года. Он понимал, что умирает, поэтому сделал распоряжение по поводу своих похорон. Артист просил не произносить прощальных речей, не играть траурные марши. Бернес сам себя отпевал. По его настоянию, во время прощания звучали четыре самых любимых его песни – «Три года ты мне снилась», «Я люблю тебя, жизнь», «Журавли», «Романс Рощина».
Местом вечного упокоения Марка Бернеса стало Новодевичье кладбище. Ему так и не присвоили звание Народный артист СССР, хотя это уже не имело особого значения, миллионы поклонников и так считали его народным.
Смерть любимого мужа буквально подкосила его супругу. На ее руках остались двое шестнадцатилетних подростков, требовавших повышенного внимания к себе. Свою личную жизнь женщина так и не устроила, даже после того, как дети повзрослели и разлетелись из семейного гнезда, она осталась одна.
Наталья эмигрировала в США, с мачехой связи не поддерживала. Осенью 1997-го Жан подал иск против матери, хотел отсудить часть квартиры Бернеса. На то время Лилия открыла в той квартире музей, и Жана это совершенно не устраивало. А Лилия всегда упрекала сына в его образе жизни, он успел несколько раз жениться и развестись. Мать и сын сильно разругались, и после этого прекратили общение.
В августе 2006-го не стало самой Лилии. После ее смерти выяснилось, что она продала 2-х комнатную квартиру в центральной части столицы, выручив за нее 1 723 000 рублей. Покупателем стал некий Дмитрий Пашков, который по договоренности с Бодровой поддерживал ее на протяжении нескольких лет, ухаживал за ней, не давал умереть в одиночестве.
После смерти Лилии в Москву приехала Наталья, и вместе с Жаном обратилась в суд о признании их наследниками недвижимости по закону. Разбирательство длилось на протяжении года, адвокаты доказали незаконность сделки, и квартира досталась детям Бернеса. По завещанию Бодровой архивы и мебель унаследовала внучка певца – Людмила.
Избранная фильмография
- 1937 Шахтёры
- 1938 Человек с ружьём
- 1939 Большая жизнь
- 1943 Два бойца
- 1950 Далеко от Москвы
- 1954 Море студёное
- 1956 Они были первыми
- 1956 Дело № 306
- 1963 Это случилось в милиции
- 1969 Щит и меч
Лучшие песни
- Спят курганы тёмные
- Тёмная ночь
- Три года ты мне снилась
- Когда поёт далёкий друг
- Почему ж ты мне не встретилась?
- Я люблю тебя, жизнь
- Хотят ли русские войны
- Течёт река Волга
- С чего начинается Родина
- Огромное небо
- Журавли
Марк Бернес
Детство и юность
Марк Наумович Нейман — именно так звучит настоящая фамилия певца и артиста — родился в провинциальном украинском Нежине Черниговской области (тогда губернии) в 1911 году. Его родители Наум Самойлович и Фаня Филипповна Нейман прямого отношения к искусству не имели, но песни в доме представителей еврейской национальности звучали всегда. Глава семьи трудился в Нежинской артели, занимавшейся сбором утильсырья, а мама была хранительницей домашнего очага.
В детстве Марк вместе с семьей перебрался в Харьков. Здесь мальчик окончил семилетку и по настоянию родителей поступил в Харьковское торгово-промышленное училище. Но бухгалтера из него не вышло. Парень бросил учебу, не окончив курс, и поступил в Харьковский театральный техникум. Параллельно был принят статистом в театре «Муссури».
Вскоре будущему великому артисту повезло: подвернулся случай заменить заболевшего актера. Нейман, взявший творческий псевдоним Бернес, выложился на премьере спектакля так, что удостоился похвалы скупого на комплименты режиссера Николая Синельникова. С этого момента ему доверяли небольшие роли.
В 1929 году, когда Марку исполнилось 17, он отправился в столицу. Здесь кипела настоящая культурная жизнь. Юный артист служил статистом в нескольких театрах одновременно, включая Малый и Большой. Через год он попал в Московский драматический театр, где работал Николай Радин. Его Бернес считал своим учителем.
На позиции статиста, получавшего небольшие роли, часто без слов, Бернес провел шесть лет, пока его не пригласили в кино.
Фильмы и песни
Кинематографическая биография Марка Бернеса началась в середине 1930-х. В молодости эпизоды сменились ролями второго плана, затем последовали ключевые образы.
Вышедшая в 1938-м картина «Человек с ружьем» стала переломной в кинокарьере Бернеса. В этой историко-революционный ленте он получил не самую главную роль, зато впервые с экрана исполнил песню — «Тучи над городом встали». Не имея ни сильного голоса, ни музыкального образования, артист завоевал зрителей сердечностью исполнения. За работу в драме Марк Наумович получил орден «Знак Почета» и любовь кинозрителей.
Успех «Туч» заставил режиссера следующей ленты, Эдуарда Пенцлина, подумать о включении в нее песни в исполнении Бернеса. Так в «Истребителях» (1939) появилась композиция «Любимый город». Директор Киевской киностудии запретил ее исполнение, но во время его отъезда съемочная группа записала эпизод и сдала фильм на приемку в Министерство кинематографии. Разгоревшийся скандал потушило принятие ленты к показу без поправок, отдельной похвалы удостоилась и песня.
Уже в марте 1940-го эта композиция вышла на пластинках и была очень популярна в годы войны. Но едва ли не главной песней Великой Отечественной стала «Темная ночь».
Композиции «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», прозвучавшие в картине «Два бойца» (1943), мгновенно стали шлягерами. Они разделили жизнь Марка Наумовича на до и после, сделав его не только известным актером, но и популярным певцом.
В конце 1943-го артист дал первый концерт в Свердловске, а затем отправился в турне по Уралу. Он не оставил кинокарьеру, но сосредоточился на музыкальной деятельности. Почти каждый фильм, в котором появлялся актер, был отмечен новой песней в его исполнении.
Съемки военного фильма «Великий перелом» режиссера Фридриха Эрмлера проходили при содействии штаба и участии войск Ленинградского фронта. Картина участвовала в первом Каннском кинофестивале в 1946-м и получила Гран-при.
В том же году была снята вторая часть картины, но на экраны она вышла только в 1958-м. Бернес исполнил песню «Три года ты мне снилась». Сначала Марк Наумович отказался исполнять лирическую композицию, назвав ее вялой и неинтересной, но позже изменил свое мнение — она стала стала одной из его самых любимых.
В 1957-м фильмографию Марка Наумовича пополнила лента «Ночной патруль». Она имела успех в криминальной среде, и жизнь актера, сыгравшего роль завязавшего с преступным прошлым «медвежатника», проиграли в карты. Бернес получил предупреждение от одного из преступников и отнесся к ситуации легкомысленно, но МУР на целый месяц приставил круглосуточную охрану к любимцу зрителей, у которого были поклонники во всей вертикали власти.
Новые песни в дискографии Бернеса появлялись и без привязки к фильмам. Авторы жаждали работать с популярным певцом, выстраиваясь к нему в очередь со своими произведениями. Марка Наумовича считали талисманом: после спетой им песни композиторы и авторы текстов мгновенно превращались в звезд.
Правда, после ближайшего знакомства поэты-песенники и композиторы понимали, почему о скверном характере Бернеса ходят легенды. Он запросто звонил ночью или под утро, требуя переделать какие-то строчки стихов. Как правило, авторы под его напором сдавались. Та же история с композиторами: Марк Наумович убеждал изменить определенные моменты в мелодии, напевая свой вариант. При этом у артиста не было музыкального образования, ноты он назвал чаинками.
Некоторых подобные требования капризного певца очень раздражали. Но со временем становилось понятно, что именно в бернесовском варианте песня получала шанс превратиться в народный хит, который пела вся страна.
Конфликт с властью
В 1940–1950-е Марк Наумович — настоящая звезда. Бернеса обожали простые люди и руководство ЦК. Его песни напевала вся страна, а фото печатали в журналах. Но для падения с волны успеха было достаточно одного случая.
Весной 1958-го Марк Бернес участвовал в концерте, на котором присутствовал Никита Хрущев со своим зятем Алексеем Аджубеем, неудачливым соперником Бернеса в борьбе за внимание актрисы Изольды Извицкой.
Выход артистов был регламентирован: им позволялось исполнить только две композиции. Но когда Бернес исполнил свои песни, публика решила не отпускать певца и потребовала петь на бис. Марк Наумович выходил на сцену, кланялся и уходил. Однако для исполнения дополнительной песни ему требовалось разрешение руководства, а оно в страхе разбежалось. Исполнитель так и не решился самовольничать и больше не вышел.
Хрущев, решив, что Бернес «зазвездился», дал отмашку, и вскоре на Марка Наумовича началась травля. Ее открыли одновременно две центральные газеты, главным редактором одной из которых был Аджубей. Постоянные нападки, несправедливые упреки в пошлости и приступах звездной болезни стали причиной отказа Бернесу в съемках в кино и записях на музыкальных студиях. Телефон артиста надолго замолк, некоторые коллеги от него отвернулись. На концерты никто не приглашал.
К счастью, темная полоса закончилась в 1960-м. Знакомый миллионам душевный голос снова зазвучал из радиоприемников. А в 1961-м режиссер Павел Арманд нарушил негласный запрет на съемки Бернеса и пригласил его в свою картину «Чертова дюжина». В последующие годы артист получил возможность беспрепятственно гастролировать не только в СССР, но и за рубежом, где его встречали как настоящую звезду.
В картине «Щит и меч», ставшей последней в фильмографии артиста, в кадре он не появлялся, зато в каждой из четырех серий звучала песня «С чего начинается Родина» в его исполнении. Мелодия этой композиции стала основной музыкальной темой всего фильма. Киноэпопея вышла на экраны к 50-летию Службы внешней разведки КГБ СССР в 1968 году.
Личная жизнь
Бернес в быту был сибаритом, модником, а личной жизни — любимцем женщин. Но официально актер был женат два раза.
Первая супруга — актриса Полина (или Паола) Линецкая. Они были ровесниками и познакомились в Театре Корша. Когда 19-летний Бернес туда только устроился, Паола уже была примой. Через два года ухаживаний артистка ушла от обеспеченного мужа к нищему статисту. В 1932-м они поженились.
Уже тогда Бернес был дамским угодником, и свадьба не поменяла его привычек. Успех только увеличил размах его романов.
Долгожданная дочь Наташа родилась у супругов через 20 лет брака. Спустя два года после рождения ребенка у Линецкой диагностировали рак. Женщина скончалась в 1956-м, когда ребенку исполнилось лишь три года.
От онкологического заболевания умерла не только жена Бернеса, но и его сестра и отец. Артист панически боялся рака — настолько, что даже не навещал умирающую жену, а после ее кончины велел домработнице избавиться от вещей супруги и тщательно вымыть квартиру.
Став вдовцом, певец окунулся в череду романов, но, по словам Людмилы Гурченко, которая с Бернесом была в дружеских отношениях, ни одна женщина не могла рядом с ним задержаться.
Бернес так любил жену, что буквально не отпускал ее от себя ни на минуту. Они вместе ездили на гастроли, она вела его концерты. Только однажды Марку Наумовичу пришлось отправиться в тур по Польше без супруги: у нее не был готов паспорт. Но как раз тогда он так сильно разболелся, что пришлось вызвать Лилю в Варшаву. Ей позвонили из посольства, а документы принесли на дом.
Дочь Наталья окончила МГУ и эмигрировала в Америку. Жан остался в Москве. Он окончил операторский факультет ВГИКа.
Смерть
Казалось, жизнь наладилась. Бернес был полон творческих планов. Но однажды после концерта ему вдруг стало дурно. За кулисами артист потерял сознание. В больнице ему диагностировали рак легкого, который стал причиной его смерти.
Незадолго до смерти Марк Бернес записал одну из лучших своих песен — «Журавли». История ее появления заслуживает особого внимания. Расул Гамзатов написал эту песню, посвятив гордым джигитам, которые после смерти превращаются в птиц. Но Марк Наумович убедил его изменить стихи. Так появилась песня-плач о погибших на фронте солдатах.
Марка Наумовича Бернеса не стало 16 августа 1969 года. На похоронах артиста по его последней просьбе не было ни речей, ни траурных маршей. Он «отпевал» себя сам. На панихиде, как и просил артист, прозвучали четыре его любимые песни: «Я люблю тебя, жизнь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и «Журавли».
Похоронили исполнителя на Новодевичьем кладбище, так и не успев присвоить ему звание народного артиста СССР. Хотя для миллионов поклонников он и так давно был народным.
Смерть Бернеса стала страшным ударом для его жены. Когда Марка Наумовича не стало, Лилия осталась одна с двумя 16-летними подростками. Ни о какой личной жизни речи не шло. И даже когда дети выросли и создали собственные семьи, женщина так и осталась одна.
Наталья жила в Америке, с Лилией не общалась. В октябре 1997 года Жан начал судиться с матерью из-за квартиры Марка Наумовича. К этому времени вдова Бернеса организовала в помещении музей, что крайне не нравилось Жану. А Лилию не устраивало, как жил ее сын, менявший жен одну за другой. После этого скандала близкие родственники общаться перестали.
Лилия Бодрова умерла в августе 2006 года. Оказалось, что незадолго до своей смерти женщина продала двухкомнатную квартиру в центре Москвы некоему Дмитрию Пашкову за 1,723 млн руб. Сделала Лилия Михайловна это с той целью, чтобы мужчина ухаживал за ней и скрашивал ее одиночество.
Правда, вскоре после ее кончины объявились и Наталья, и Жан. Они подали в суд, чтобы их признали законными наследниками недвижимости. Тяжба длилась год, адвокатам удалось доказать, что сделка была совершена мошенническим путем, и суд сохранил за наследниками права на жилплощадь. Всю мебель и архивы Марка Наумовича Лилия Бодрова завещала внучке Людмиле.
Фильмография
- 1938 — «Человек с ружьём»
- 1939 — «Большая жизнь»
- 1939 — «Истребители»
- 1943 — «Два бойца»
- 1952 — «Максимка»
- 1967 — «Женя, Женечка и «Катюша»
- 1954 — «Запасной игрок»
- 1957 — «Ночной патруль»
- 1963 — «Это случилось в милиции»
- 1961 — «Чёртова дюжина»
- 1944 — «Большая земля»
- 1945 — «Великий перелом»
Песни
- «Журавли»
- «С чего начинается родина»
- «Хотят ли русские войны?»
- «Враги сожгли родную хату»
- «Шаланды полные кефали»
- «Темная ночь»
- «Три года ты мне снилась»
- «Я люблю тебя, жизнь»
Интересные факты
- По слухам, первый тираж пластинок с песней «Темная ночь» вышел бракованным: во время записи работницы плакали, слушая песни, и слезы испортили матрицу.
- В среде артистов о Бернесе ходили слухи как о талантливом дельце: из заграничных поездок он привозил дефицитные в СССР модные вещи и даже автомобили и сбывал по спекулятивной цене. Иностранцы, приезжая в Москву, меняли у артиста валюту также по неофициальному курсу. За предпринимательскую жилку певец получил прозвище «Марк себе Наумович».
- Бернес не пил и не курил, что было редкостью в артистической среде.
Источники:
- https://www.culture.ru/persons/4873/mark-bernes
- https://stories-of-success.ru/marka-bernesa
- https://biographe.ru/znamenitosti/mark-bernes/
- https://24smi.org/celebrity/3289-mark-bernes.html