Иван Яковлевич Билибин

Иван Билибин

Каждому знакомы иллюстрации к сказкам Александра Пушкина — о царе Салтане, Золотом Петушке, Рыбаке и Рыбке, Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке. Эти уникальные произведения искусства создал художник-оформитель Иван Билибин — ученик Ильи Репина, автор изображения двуглавого орла.

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления Ивана Грозного.

Портрет Ивана Билибина

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

Иван Билибин в молодости

Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.

Иван Билибин

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:

«Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Егны невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки».

Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».

Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»

Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче. », «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».

Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О'Коннель.

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»

В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».

Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»

Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).

Личная жизнь

Иван Билибин был трижды женат. Каждая из его супруг была творческой личностью, с каждой художник познакомился в Императорском обществе поощрения художников.

Иван Билибин и его первая жена Мария Чемберс

Первой женой стала англичанка с ирландскими корнями Мария Чемберс. В 1902 году пара сочеталась браком, а спустя год появился первый сын Александр. В 1908 году родился Иван. Семья Чемберс-Билибиных просуществовала почти десять лет, и в 1911 году Мария, не в силах терпеть пьянство мужа, подала на развод. В 1914-м она уехала в Англию, забрав с собой детей.

Рене О'Коннель, вторая жена Ивана Билибина

Второй раз Иван Яковлевич женился также на англичанке Рене О'Коннель. Их брак длился пять лет, с 1912 по 1917. Детей не имели.

Иван Билибин и его третья жена Александра Щекатихина-Потоцкая с сыном Мстиславом

Третьей и последней женой Билибина стала Александра Щекатихина, у которой был сын Мстислав от первого брака. Их личная жизнь была богата на путешествия: Египет, Палестину, Каир, Францию они посетили все вместе, вместе вернулись в Ленинград. В 1942 году Александра овдовела. Она пережила мужа на 25 лет, так и не выйдя замуж в третий раз.

Иван Билибин был масоном, входил в русское ложе «Северная звезда» в Париже. Позже он создал свое общество «Свободная Россия» и в 1932 году был ее обрядоначальником.

Смерть

Вернувшись в Ленинград в 1936 году, Билибин вместе с супругой и сыном поселился в доме №25 по ул. Гулярной (ныне — ул. Лизы Чайкиной). На доме располагаются две мемориальные доски (судя по фото, висят рядом, хотя и противоречат друг другу). Одна:

«Здесь с 1937 г. по 1942 г. жил и работал художник театра и книги Иван Яковлевич Билибин».

«В этом доме с 1936 года жили великие русские художники Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) и Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967)».

Могила Ивана Билибина

Когда из-за фашистских бомбежек квартира оказалась непригодна для проживания, Иван Билибин переехал в подвал Императорского общества поощрения художников, которое стало ему вторым домом. 7 февраля 1942 года его доставили в больницу при Императорской академии художеств, где он вскоре умер от обморожения и голода.

Иллюстратор нашел последний покой в братской могиле профессоров Академии художеств около Смоленского кладбища.

Произведения

Иллюстрации к сказкам:

  • 1899-1901 – «Царевна-Лягушка»
  • 1899 – «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
  • 1899-1900 – «Василиса Прекрасная»
  • 1901 – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 – «Белая уточка»
  • 1905 – «Сказка о царе Салтане»
  • 1906 – «Сказка о Золотом петушке»

Эскизы костюмов и декораций для спектаклей:

  • 1908 – «Действо о Теофиле»
  • 1908 – «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1908-1909 – «Золотой петушок»
  • 1908 – «Честь и Месть»
  • 1914 – «Садко»
  • 1930 – «Борис Годунов»
  • 1937 – «Сказка о царе Салтане»

Иван Яковлевич Билибин

Иван Билибин – русский и советский художник, иллюстратор, театральный оформитель и педагог. После вынужденной эмиграции вернулся в СССР, где скончался в блокадном Ленинграде.

Первая работа художника-оформителя Ивана Билибина датируется 1899 годом. Это была иллюстрация к книге «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», созданная под влиянием картин Виктора Васнецова. Все последующие годы творец так или иначе обращался к русскому народному фольклору, воплощая на бумаге волшебные сказки и древние былины.

Графические рисунки Ивана Яковлевича выставлялись в Третьяковской галерее и Русском музее, а его эскизы театральных декораций пользовались огромным спросом в Европе и странах латинской Америки. Мастер декоративной живописи оставил после себя около двухсот великолепных работ, которые по сей день с гордостью выставляют в лучших отечественных и зарубежных галереях.

Детство и юность

Биография художника началась 16 августа 1876 года в Тарховке – бывшем дачном поселке неподалеку от Петербурга. Отец семейства Билибиных, Яков Иванович, сделал карьеру военного врача в прибалтийском морском госпитале. Мать имела отличное образование, но после рождения детей – Ивана и Александра – полностью посвятила себя им.

Любовь к искусству у Ивана возникла не случайно: оба родителя обожали живопись. Как вспоминал сам иллюстратор, в их интеллигентной семье царили несколько либеральные нравы. Мать с отцом всегда с нетерпением ждали проведения передвижных выставок, к этому трепетному ожиданию подключался и маленький Ваня. С ранних лет мальчик знал имена всех живописцев, творивших в России.

Иван Яковлевич Билибин

Мама прекрасно играла на фортепиано: по вечерам семья часто устраивала любительские концерты, собираясь у инструмента. Билибин-младший редко играл с друзьями во дворе – вместо этого предпочитал заниматься чтением и рисованием.

В конце 1880-х юноша поступил в Первую Петербургскую гимназию. Обучение давалось легко, особенно будущему художнику нравились точные науки. Успехи в учебе принесли гимназисту серебряную медаль, что стало предметом гордости всей семьи. Особенно радовался за Ивана его дядя – преподаватель и создатель учебной литературы Николай Билибин.

Если выдавалась свободная минутка, начинающий художник неизменно брался за карандаши. В основном его первые работы были посвящены природе и всему окружающему миру. Так появились картины «Сосновый бор», «Домик в лесу», «Пейзаж». В подростковом возрасте Иван решил усовершенствовать свои навыки рисования, поступив в школу при Обществе поощрения художеств. Обучался молодой человек у известного мастера Яна Ционглинского, о котором Билибин впоследствии отзывался тепло и с безмерным уважением.

Гимназию молодой человек окончил в 1896 году. Он мечтал поступить в Академию художеств и продолжить заниматься живописью, но отец этот выбор не одобрил. Яков Иванович считал, что сын должен получить серьезную профессию, а рисованием он попросту не сможет обеспечить себе достойное существование. Дабы не ссориться с родителями, Иван поступил в Петербургский университет на юридическое отделение.

Обучаясь юриспруденции, студент продолжил заниматься любимым делом. После занятий он сочинял сказки, снабжая их собственными иллюстрациями. По воспоминаниям друзей художника, его произведения пользовались огромной популярностью среди молодежи.

Весной 1898 года, окончив второй курс университета, Билибин отправился на каникулы в Европу. Оказавшись в Мюнхене, юноша посетил все существовавшие тогда музеи и галереи, где своими глазами увидел знаменитые полотна Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Здесь же молодой живописец открыл для себя творчество фантазийных мастеров Франца фон Штука и Арнольда Бёклина. Все лето, проведенное в Германии, Иван посвятил занятиям в мастерской Антона Ашбе, известного в те годы преподавателя живописи. Глотнув воздух свободы в европейских мастерских, в консервативный Петербург Билибин возвращался неохотно.

Живопись

Вернувшись в Россию, художник поступил на обучение к Илье Репину в его Тенишевскую студию. Занятия у знаменитого творца были ежедневными, с одним лишь выходным по воскресеньям. Это были самые счастливые месяцы в жизни Билибина. В своих воспоминаниях он писал, что занимался творчеством целыми днями и даже ночью, вскакивая с кровати и зарисовывая эскизы. Университетские лекции в этот период отошли на второй план: в стенах учебного заведения студент появлялся лишь для сдачи сессий.

Иван Яковлевич Билибин

В начале 1898-го Иван побывал на экспозиции картин Виктора Васнецова, проходившей в Академии художеств. Звездой выставки стала картина «Богатыри», которую живописец завершил только что. Работами великого мастера Билибин был впечатлен настолько, что еще несколько дней ходил сам не свой. Будущий мастер наконец понял, к чему так долго стремилась его душа. Вдохновившись «Богатырями», Иван Яковлевич начал работу над иллюстрациями к произведениям «Царевна-лягушка» и «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Рисунки автора попали в Экспедицию заготовления ценных бумаг, где как раз шла работа над книгой русских сказок. Билибин получил свой первый заказ на иллюстрации, который он должен был выполнить за четыре года.

Диплом об окончании юридического факультета студент получил в 1900 году. Продолжив заниматься с Репиным, Иван поступил в училище на базе Академии художеств, поначалу вольнослушателем. Параллельно художник сотрудничал с изданием «Мир искусства», для которого оформлял полосы и участвовал в выставочной деятельности.

В рамках договора с Экспедицией в 1901 году иллюстратор оформлял книгу со сказками «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Белая уточка». Через год мастер закончил иллюстрировать издание «Княгиня на теремной башне». В своих работах Билибин использовал новый подход к рисунку, по-своему располагая главных персонажей и окружающие их предметы. Каждую иллюстрацию мастер обрамлял декоративной рамкой с замысловатыми геометрическими узорами. После выхода книги сказок об Иване Яковлевиче узнала вся страна. Вскоре его оформительскую манеру переняли такие художники, как Борис Зворыкин и Эрнест Лисснер.

В мастерской Репина Иван познакомился с Марией Чемберс, также являвшейся оформительницей книг. В 1902 году молодые люди сочетались браком, после чего в их семье появилось двое детей.

Несколько лет автор мечтал о поездке в северные регионы, и летом 1902-го эту затею удалось осуществить. Посетив Архангельские и Вологодские земли, Иван Яковлевич так очаровался красотой русских лесов и рек, что в последующие годы повторил это путешествие дважды. Следующие поездки художник осуществил в рамках задания Русского музея: для этнографической коллекции были необходимы новые экспонаты, за которыми Билибин и отправился. Эти экспедиции научили иллюстратора максимально точно передавать детали: элементы архитектуры и костюмов художник отныне изображал, сверяясь с историческими книгами. Северные пейзажи вдохновили Билибина на оформление книги «Вольга» о старинных русских героях былин. Одновременно с этим мастер создавал открытки с видами северных городов и брал частые заказы от небольших издательств.

Иван Яковлевич Билибин

В 1904-м на полках букинистических магазинов появилась книга Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане», проиллюстрированная Билибиным. Оформитель трудился не торопясь, уделяя внимание каждой мельчайшей детали и качеству выполненной работы. Первым делом автор делал эскиз на бумаге, далее дорабатывал детали на кальке и только после этого переносил рисунок на ватман. Характерной особенностью иллюстраций мастера были четкие, идеальные линии, за которые приятели прозвали Ивана «Железной рукой». По мнению живописца Николая Радлова, Билибин стал настоящим отечественным профессионалом книги.

Художник тщательно подбирал цветовую гамму, учитывая особенности типографского оборудования. Особое внимание он уделял толщине бумаги, из-за чего его работы после печати сохраняли отличное качество. Книга о сказочном Салтане стала настоящим шедевром, а все графические оригиналы иллюстраций к ней вскоре приобрел императорский Русский музей.

Билибин не отказывался и от мелких заказов, оформляя книжные, журнальные обложки, рисуя рекламные плакаты и афиши. Попутно мастер создавал новые шрифты, которые с удовольствием брали на вооружение другие оформители.

Иван Яковлевич Билибин

К революции 1905 года художник отнесся благосклонно, так как придерживался либеральных и антимонархистских взглядов. В те годы Иван Яковлевич создал немало сатирических работ для оппозиционных журналов «Жупел» и «Адская почта». Одной из самых острых карикатур стала иллюстрация «Осел», изображавшая животное с монаршими регалиями. В качестве рамки для этой работы автор применил символ императорской династии Романовых – грифонов. Карикатурный рисунок вызвал жесткую реакцию «сверху», и вскоре издание «Жупел» было закрыто. Самого Билибина арестовали, а в его квартире устроили погром. До реального срока заключения дело не дошло: через несколько дней художника выпустили на свободу.

В 1907-м по просьбе драматурга Николая Евреинова оформитель взялся за работу над эскизами декораций для спектаклей Старинного театра. Среди ярких работ Билибина для театра – оформление драмы «Действо о Теофиле», повествующей о временах Средневековья. Мастер разделил сцену на три зоны – землю, ад и рай, таким образом объединив несколько мест действия постановки.

Иван Яковлевич Билибин

После успешной премьеры Ивана пригласили принять участие в оформлении дягилевской антрепризы. Задачей художника была разработка костюмов для оперы «Борис Годунов» композитора Модеста Мусоргского, где главную партию исполнял Федор Шаляпин. Спектакль, прошедший в Гранд-Опера, принес славу режиссеру, артистам и создателю декораций Билибину. После премьеры постановки автора признали талантливейшим театральным художником.

Спустя год Иван Яковлевич взялся за работу над эскизами к опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Далее последовали декорации для спектаклей «Руслан и Людмила» и «Садко». В 1910-м художнику довелось потрудиться над костюмом самой Анны Павловой, исполнившей главную роль в балете «Дочь фараона».

В этот период имя русского оформителя стало известно не только на родине, но и за границей. Его называли талантливым новатором, не боящимся смелых интерпретаций. У Билибина появилась масса подражателей, а многие из его художественных приемов театральные художники используют по сей день.

Иван Яковлевич Билибин

Работа в театре занимала почти все время, но автор продолжал заниматься иллюстрациями печатных изданий. В 1910-м по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Яковлевич оформил «Сказку о золотом петушке», ставшую его известнейшим трудом. После выхода книги весь цикл эскизов тотчас выкупила Третьяковская галерея. В иллюстрировании издания Билибину помогли зарисовки, сделанные ранее для одноименной оперной постановки. Эту работу отличает обилие ярких цветов, гротескных образов и тщательность, с которой проработана каждая деталь. Внимание читателя привлекалось именно к иллюстрациям, а авторский текст был размещен сверху.

Художник успевал вести преподавательскую деятельность, читая еженедельные лекции в Обществе поощрения художеств, слушателем которой был когда-то сам. Среди его учеников было много талантливых живописцев, впоследствии сделавших карьеру в оформительском деле. Одна из подопечных творца — Рене О’Коннель – в 1912 году стала его женой после развода с Марией Чемберс.

Эмиграция и возвращение на родину

После февральской революции 1917 года монархия в России была свергнута, а власть оказалась в руках Временного правительства. Билибин стал автором эмблемы для вновь созданной республики. Этот символ власти некоторое время официально использовался на документах и денежных купюрах. Основой рисунка стал двуглавый орел, только без императорских регалий. В народе новую эмблему стали шутливо называть «ощипанной курицей». В 1992 году по решению российского правительства орел Билибина стал символом главного банка страны.

При Временном правительстве Иван Яковлевич вступил в Особое совещание по делам искусств, возглавляемое Максимом Горьким.

Иван Яковлевич Билибин

В отличие от Февральской, революцию большевиков Билибин не поддержал. С началом беспорядков художник вместе с супругой Рене покинул Петербург, перебравшись в собственный домик в Крыму. Здесь семья прожила около двух лет, до тех пор, пока на полуостров не прибыли отряды Красной Армии.

Вместе с остатками отступающих белогвардейцев живописец добрался до Новороссийска. Отсюда вместе с другими бегущими от нового режима людьми Билибин отправился в эмиграцию, а Рене О’Коннель пожелала остаться в России. В конце февраля 1920-го пароход «Саратов» с Билибиным на борту взял курс на остров Кипр, но так до него и не добрался. По пути среди членов экипажа и пассажиров произошла вспышка тифа, и высадка в месте назначения стала невозможной. Россиян отправили на карантин в Александрию, после чего перевезли в лагерь беженцев, разбитый близ Каира.

Перебраться с окраины в Каир Билибину удалось только весной. В городе художник основал мастерскую, и вскоре его дела пошли в гору. О талантливом мастере быстро узнали богатые греки, среди которых стало модно заказывать картины именно у русского эмигранта.

В Каире оформитель восхищенно осматривал местные достопримечательности, удивляясь причудливой архитектуре старинных мусульманских кварталов. Впечатления от увиденного не могли не отразиться на творчестве автора: в этот период он создал ряд работ с восточными мотивами.

Иван Яковлевич Билибин

Здесь же в личной жизни знаменитого живописца случился новый поворот – он женился в третий раз. Избранницей стала прибывшая в Каир Александра Щекотихина-Потоцкая, которая когда-то была ученицей мастера. Женщина уже давно жила за рубежом, но связь с родиной поддерживать не переставала. Художница сотрудничала с Петроградским фарфоровым заводом, предоставляя на производство эскизы для оформления керамики. Русские эмигранты нашли много общего и вскоре дружеские чувства переросли в любовь. После свадьбы Иван и Александра переехали в город Александрия, а позже обосновались в Париже. Во Франции художник работал в эмигрантской прессе, создавая обложки для газет и журналов, рисуя афиши.

В конце 1920-х по заказу певицы Марии Кузнецовой-Бенуа мастер создал эскизы декораций для «Частной парижской оперы». За театральный сезон вышло три постановки, оформленные Билибиным: «Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». После громких премьер заказы посыпались, как из рога изобилия: сотрудничать с Иваном Яковлевичем желали ведущие мировые театры. В 1931-м в Буэнос-Айресе состоялся показ спектакля «Жар-птица» по произведению Стравинского, а позже художника пригласили к сотрудничеству чешские режиссеры.

Книга «Сказка о рыбаке и рыбке», увидевшая свет в 1933 году, добавила русскому иллюстратору известности. По мнению многих эмигрантов, это издание стало настоящим подарком для детей, начавших забывать свои исторические корни.

Иван Яковлевич Билибин

С 1936 года Билибин начал работать с иностранными произведениями: первым из них стала «Русалочка» датского сказочника Ганса Кристиана Андерсена. С этого момента от предложений зарубежных издательств не было отбоя: вскоре автор рисунков заключил контракт на оформление сразу нескольких немецких и французских сказок.

Во Франции художник повстречал советского дипломата Владимира Потемкина. Частое общение переросло в дружбу, и через некоторое время художнику прислали заказ на оформление здания посольства СССР в Париже. По совету Потемкина осенью 1936 года Билибин вместе с семьей вернулся на родину, поселившись в Ленинграде.

Работу в Советском Союзе иллюстратор нашел довольно быстро: его пригласили в графическую мастерскую Института живописи на профессорскую кафедру. Одновременно с преподавательской деятельностью Иван Яковлевич работал оформителем в Театре драмы имени А. С. Пушкина и Театре оперы и балета имени С. М. Кирова. В конце 1930-х Билибин создал цикл эскизов к произведению А. Толстого «Петр I», а вскоре вышла проиллюстрированная им книга «Песня про купца Калашникова» великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Смерть

Иван Яковлевич Билибин

Причиной смерти знаменитого живописца 7 февраля 1942 года стало истощение. Его последним пристанищем стало Смоленское кладбище Северной столице, где находится братская могила профессоров Академии художеств.

Избранные произведения

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Сказочный мастер. Иван Билибин жил, работал и умер за Россию

Портрет художника Ивана Билибина, Кустодиев, 1901 год.

Чтобы понять, насколько творчество Билибина близко каждому, проведите эксперимент: достаньте купюру любого достоинства. Найдите слова «Банк России». Над ними - двуглавый орёл. Это работа Билибина от 1917 г. Птица предназначалась для Государственной печати Временного правительства.

Но не всё измеряется деньгами. Попробуйте представить себе Василису Прекрасную, Бабу-ягу или сказочный город. С большой вероятностью это будут образы, созданные Билибиным. Именно он создал канон иллюстраций к русской сказке и русский декоративный стиль как таковой.

Работы Ивана Билибина

Художественное право

А ведь этого могло не быть. Отец, помощник главного док­тора С.-Петербургского морского госпиталя, надеялся, что сын повторит карьеру деда - успешного юриста (задатки того были - учился мальчик хорошо, гимназию окончил с серебряной медалью). И настоял, чтобы Ваня поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В семье со старинными купеческими корнями - род калужских промышленников Билибиных восходит к началу XVII в. - перечить родителям было не принято. В 1896 г. Иван Яковлевич уже студент-правовед.

График и театральный художник Иван Билибин, 1900 год

На питерском юрфаке в те времена подобралась уникальная компания. Вот лишь несколько имён - Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Сергей Дягилев, Николай Рерих - люди, которые определили тот культурный взрыв, который мы называем Серебряным веком. К ним добавился и Иван Билибин. Можно представить себе отчаяние профессора Василия Ефимова: он преподаёт римское право, а выпускники - сплошь художники. В 1898 г. - Рерих, в 1900-м - Билибин. Утешение одно - вряд ли бы они составили славу отечественного правоведения.

Впрочем, в случае с Билибиным не факт. Об этом свидетельствует одна из его работ - «Суд во времена Русской Правды». Она поразительно достоверна в деталях. Тому есть объяснение. В архивах университета сохранилось заявление студента Билибина на посещение лекций Николая Дювернуа, автора монографии «Источники права и суд в Древней России». Специалисту по римскому праву, кем должен был стать Билибин, этот курс не нужен. А вот художнику Билибину, увлечённому Древней Русью, он весьма пригодился. Равно как и дотошность, и скрупулёзность, и стремление к точности - свойства истинного правоведа.

Очень скоро эти «бухгалтерские» качества найдут прямое применение. По заданию этнографического отдела Русского музея Билибин в 1902-1904 гг. совершает ряд экспедиций. Архангельская, Вологодская, Тверская, Олонецкая губернии, чуть позже Карелия и Кижи. От художника в таких случаях ожидают этюдов, набросков, новых идей. Билибин же ведёт себя как настоящий учёный - не только создаёт фото­архив деревянной архитектуры, но и везёт в Петербург набойки, кружева, прялки, посуду, ларцы, вышивки и даже огромные пряничные доски. Вот его впечатления: «Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших её - вернуть! Вернуть!»

«Суд во времена Русской Правды», 1890 год

«Я - националист!»

В этих путешествиях Билибину явно открылось что-то особенное, что позволило ему стать не просто художником-иллюстратором, но и постигнуть сокровенный смысл сказки, мифа и былины. Джон Толкиен, признанный специалист по северному эпосу, автор самого значительного фэнтези-произведения «Властелин Колец», в середине XX в. писал: «Рисунки, изображающие волшебную страну, обязательно должны иметь рамку, чтобы нарисованное воспринималось как мир, увиденный через окно. И они ни в коем случае не должны быть похожи на фотографии. Скорее уж на витражи». Эти принципы были сформулированы Иваном Билибиным лет на 40 раньше. Все его иллюстрации сделаны именно так - рамка и витраж. Последней технике присуща точно выверенная линия, создающая форму. Билибин, практикуясь по 6-8 часов в день, достигает в ней такого совершенства, что получает от коллег прозвище Железная рука.

Русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора В. А. Поповой в Париже среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», 1931 год.

В очень похожей манере Билибин выступал впоследствии, когда был штатным художником ОСВАГ - ОСВедомительного АГентства вооружённых сил Деникина и Врангеля. Так, известен его злой и обидный для советской власти плакат 1919 г.: «О том, как немцы большевика на Россию выпускали». Но современным поклонникам белогвардейцев рано записывать художника в «свои». В 1906 г.

Транзит беженцев. Нижние чины белых садятся на пароход «Саратов» в Константинополе, 1920 г.

Статья по теме

Билибин был арестован и целые сутки просидел в «Крестах» за другое произведение - карикатуру из журнала «Жупел». На ней в окружении императорских регалий и грифонов с герба Дома Романовых красовался осёл - символ глупости и идиотизма. Что же выходит? Билибин - «борец с царизмом»? Вряд ли. Ослиный сюжет не помешал ему пару лет спустя приступить к работе над серией почтовых марок, посвящённых царскому юбилею - 300-летию Дома Романовых. Может быть, он, как и многие художники, беспринципный и легкомысленный?

Снова мимо. Потому что принципы Билибина просты и понятны. Он не стеснялся демонстрировать их при каждом удобном случае. «Я стал более ярым националистом, чем когда-либо, насмотревшись на всех этих «носителей культуры» - англичан, французов, итальянцев и пр.», - пишет он из Каира, первого эмигрантского пристанища, в 1921 г. «Я - русский националист», - пишет он чешскому издателю из Парижа 5 лет спустя.

Одна из последних неоконченных работ Ивана Билибина «Дюк Степанович», 1941 год.

Но торопиться навешивать на уникального художника политический ярлык не стоит. Вот как он объяснял свою позицию: «Так как я большой националист и очень люблю Россию, то я люблю также и всех тех, кто любит Россию‚ русскую культуру. Национальное есть мощь народа, если оно основано на любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности её случайной внешней политической обстановке».

То, что эти слова не пустой звук, Билибин доказал, когда вернулся из эмиграции на Родину. И, когда Родина попала в беду, в сентябре 1941 г. нарком просвещения РСФСР Владимир Потёмкин предложил Билибину покинуть Ленинград (65-летний художник жил и работал в подвале Ленинградской академии художеств, так как его квартиру разрушило во время бомбёжки), вокруг которого почти сомкнулось кольцо блокады. Художник ответил: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают». И защищал - одной из последних работ Билибина стал рисунок «Русские витязи гонят рыцарей». Он умер от голода и холода 7 февраля 1942 г. На посту.

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/33195-ivan-bilibin.html
  • https://biographe.ru/znamenitosti/ivan-bilibin/
  • https://aif.ru/culture/person/skazochnyy_master_ivan_bilibin_zhil_rabotal_i_umer_za_rossiyu
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.