Михаил Пантелеймонович Болдуман
Болдуман Михаил Пантелеймонович
Родился 23 июля (11 июля по старому стилю) 1898 года на станции Израиловка Могилёвского уезда Подольской губернии (ныне – территория Винницкой области Украины) в дворянской семье.
Учился в Кишинёвской мужской гимназии, а затем в Жмеринской мужской гимназии. С 1921 года играл в любительской труппе Жмеринского военкомата, а году спустя перешёл в театр Жмеринского учредительного собрания профсоюза железнодорожников. Зимой 1923 года начал карьеру на профессиональной сцене сначала Жмеринского городского театра, а затем Брянского летнего театра. С 1924 года играл в Русском государственном драматическом театре в Киеве.
В 1931 году М.П. Болдуман переехал в Москву и был зачислен в труппу Московского драматического театра (бывший Театр Корша). После закрытия в 1933 году перешёл во МХАТ 2-й, а затем в Московский Художественный академический театр имени М. Горького, в котором служил до конца жизни. Воплотил на сцене десятки разноплановых образов.
С 1930 года снимался в кино, сыграл в фильмах «Поднятая целина», «Салават Юлаев», «Мечта», «Тени старого замка», «День за днём», «Записки Пиквикского клуба» и некоторых других.
Награждён орденом Ленина (1948), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1973, 1978), орденом «Знак Почёта» (1940), медалями. Лауреат трёх Сталинских премий 1-й степени (1946 – дважды, 1950).
Умер 28 декабря 1983 года. Похоронен на Введенском кладбище в городе Москве.
Фотографию места захоронения предоставил Владимир Колмогоров (г. Копейск)
Михаил Пантелеймонович Болдуман
Сценическую деятельность начал в Жмеринке (Винницкая обл.). В 1924-1931 гг. занимал ведущее положение в Киевском театре русской драмы (Сатин в «На дне», Кошкин в «Любови Яровой», Яго в «Отелло», Король в «Гамлете»).
Два сезона проведя в Театре б.Корш в Москве, при его закрытии в 1933 г. был переведен в МХАТ. Медленно вводясь в репертуар, он первые три сезона был занят во второстепенных ролях (Сысой Пафнутьевич в «Мертвых душах», обер-кондуктор в «Талантах и поклонниках», этапный офицер в «Воскресении» и пр.). Переломными стали роли Синцова во «Врагах» и Бориса Годунова в возобновлении «Царя Федора Иоанновича» (обе — 1935 г.). Внутреннее властное спокойствие, твердость ни перед чем не сворачивающей воли и непримиримой мысли, специфический романтизм обеих фигур, назначивших себя в вожди и наделенных даром подчинять, — все это было ново для мхатовской сцены и схвачено сильно. Вариантом темы власти, притягательной и раздавливающей, мог стать у Болдумана Людовик XIV в «Мольере», но жизнь этой роли была слишком коротка.
Став дублером Б. Г. Добронравова в «Платоне Кречете», Болдуман искал обаяние героя прежде всего в его всецелой сосредоточенности, в преданности делу-идее: его Платону можно было поверить, что он играет на скрипке впрямь лишь ради упражнения пальцев, гибкость которых потребна хирургу.
Довольно неожиданным стало назначение Болдумана на роль Вершинина в «Трех сестрах» вместо репетировавшего ее Качалова. О Болдумане можно было сказать разве, что он сумел выйти из затруднительного положения. Не стала удачей и работа в «Кремлевских курантах», где он был дублером Хмелева-Забелина. Зато в «Глубокой разведке» (1943) тема, волнующая актера, раскрывалась сполна. Майоров, с его нарочитой, резкой сухостью, с его аскетизмом и нетерпимостью, с его чистой и строгой душой, был актером романтизирован так же, как его следующий герой — служитель
чести капитан Горбунов во втором спектакле МХАТ по пьесе А. Крона «Офицер флота» (1945).
Всего Болдуман сыграл в МХАТ 46 ролей. Выдвинувшая его и определившая его артистические приемы тема оказалась отработанной, когда он был еще в расцвете сил. Благородная сухость, скрывающая глубокую думу, становилась штампом: так был сыгран полковник Шатров с его выбором в пользу большевиков («Залп Авроры», 1952). Попытка сатирического и острохарактерного хода к роли (Окунев, «Чужая тень», 1949) не имела продолжения. Надежды возлагались на романтическую «Зимнюю сказку», с ее драмой ревнивца и политика, верующего в собственное измышление до конца; специально ради Болдумана была затеяна постановка приподнятого по звучаниям «Сна разума», посвященного художнику — фанатику творческой идеи. Он сыграл в этих спектаклях короля Леонта (1958) и Франсиско Гойю (1973).
В свои поздние годы он был также участником спектаклей «Соло для часов с боем» (Райнер, 1974), «Все кончено» (доктор, 1979).
И. Соловьёва
Источники:
- https://ruspanteon.ru/bolduman-mihail-pantelejmonovich/
- https://mxat.ru/history/persons/bolduman/