Олег Борисов
Однолюб, который 16 лет болел лимфолейкозом. Олег Борисов, непохожий на героя «За двумя зайцами»
Звезду кино называли человеком с тяжелым характером: от роли в ленте «26 дней из жизни Достоевского» Олег Борисов отказался в разгар съемок, так как его возмутила трактовка режиссера Зархи. Только жена знала, каким был актер на самом деле.
8 ноября 1929-го в Приволжске Ивановской области родился Олег Борисов. Впрочем, на самом деле назвали будущего актера вовсе не Олегом, а Альбертом — в честь бельгийского принца, посетившего Москву. Имелась и еще одна загадочная история о первых годах жизни артиста: что якобы детей перепутали в роддоме, и маме Борисова вручили кулек с девочкой, и немалых сил и нервов ей стоило исправить ошибку.
В 1947-м Борисов намеревался поступить вместе с одноклассниками в Институт Востоковедения, однако в последний момент резко сменил курс и подал документы в Школу-студию МХАТ. В стенах вуза студент и взял имя Олег, под которым прославился. А еще — именно благодаря переезду в Москву, а затем и в Киев артист встретил свою единственную любовь. Как это было — читайте в нашем материале.
Звездные роли
Окончив вуз, актер попал в Киевский драмтеатр имени Леси Украинки. В середине 50-х артист стал сниматься в кино: в ленте «Мать» по роману Максима Горького, картинах «Когда поют соловьи» и «Город зажигает огни». Совмещать работу под камерами со сценой удавалось вплоть до начала 60-х.
Все изменилось, когда Борисову дали главную роль в картине «За двумя зайцами». Коллеги явно завидовали, а руководство стало придираться к любой мелочи. Так, спустя два года артиста обвинили в том, что он якобы подвел театр, улетев в составе творческой делегации в Польшу. На самом деле поездка была согласована, но это все равно стало формальным предлогом для увольнения.
Позднее звезда играл на подмостках МАДТа имени Пушкина, в БДТ и МХАТе. В последнем учреждении актер блистал в спектакле «Кроткая», который критики называли лучшей постановкой с участием Борисова. Кроме того, в 1991-м артист организовал собственный антрепризный театр.
«Женитьба» не превратила звезду в чисто комедийного актера: драматические роли у Борисова тоже получались убедительными. Зрители запомнили кумира по фильмам «Рабочий поселок», «Балтийское небо», «Дайте жалобную книгу». Простых и прямолинейных персонажей Олег Иванович изобразил в «Параде планет» и «Остановился поезд», ну а в лентах «Проверка на дорогах» и «Крах инженера Гарина» перевоплощался в антагонистов.
Перечеркнуть карьеру артиста мог бы скандал начала 80-х: когда Борисов покинул площадку «26 дней из жизни Достоевского», главная роль в срочном порядке перешла к Анатолию Солоницыну. За вспышку гнева и самоуправство Олег Иванович заплатил двумя годами отлучения от кинематографа и запретом на съемки в «Родне» Никиты Михалкова. Впрочем, зрители пропажи не заметили, ведь картины с участием кумира продолжали выходить на экраны.
«Прорыв», «Садовник», «Слуга» — фильмография артиста пополнялась второстепенными персонажами. Последними для Олега Борисова стали картины «Луна-парк», «Гроза над Русью» и «Мне скучно, бес». Примерно тогда же, на заре 90-х, актер исчез и из мира радио, где читал произведения Чехова и Гоголя, и дубляжа.
Девушка с фотографии
Личная жизнь Олега Борисова сдвинулась с мертвой точки, когда он служил в Киевском театре имени Леси Украинки. В гримерке Марии Сторожевой артист случайно увидел маленькую фотографию какой-то девушки в берете. Актер умолял коллегу познакомить его с улыбающейся красавицей со снимка, но Сторожевая заявила, что из этого ничего не выйдет.
Дело было в том, что Алла Латынская являлась дочкой бывшего директора театра и училась на факультете журналистики. Строгий папа требовал от наследницы красного диплома и не хотел, чтобы она отвлекалась на романы с парнями.
Читайте также- Чужой ребенок и интрижки Аллы Ларионовой. Правда об «идеальном» браке Николая Рыбникова
Однако по воле случая первокурсница оказалась у входа в театр, а Мария вышла к ней как раз в компании Олега Борисова. Пришлось представить подруге заочно влюбленного в девушку актера. Артист, как назло, растерялся и едва пробормотал, что хотел бы встретить Аллу после занятий в университете. Латынская в ответ лишь улыбнулась и ушла по своим делам вместе со Сторожевой.
Впрочем, Борисову одной этой улыбки оказалось достаточно для решительных действий: на следующий день он уже поджидал избранницу у ворот. Встречи продолжились, и вскоре Алла уже не представляла, как прожить день без разговора с кавалером. Через несколько месяцев родители Олега Ивановича выехали из Москвы в Киев, чтобы познакомиться с семьей Латынских. Тут-то и назрели первые проблемы.
Мама Борисова считала, что сын выбрал невесту не из своего круга: дочка бывшего директора театра вряд ли могла влиться в семью, связанную с сельским хозяйством. В свою очередь, отец Аллы полагал, что брак с актером не лучшая перспектива, ведь зять будет вечно пропадать на съемках и сцене.
Читайте также- «Выйти замуж за актера – было страшным сном»: Качер о браке с Беридзе и воспитании сына
Тем не менее после первой совместной встречи родителям влюбленных удалось поладить, хотя мать Борисова и не удержалась от замечания по поводу политических взглядов будущего свата. Олегу Ивановичу пришлось лишний раз смотаться в Москву, чтобы поговорить с мамой тет-а-тет и развеять все ее сомнения.
40 лет любви, где 16 — в болезни
В феврале 1954-го влюбленные сыграли скромную, но веселую свадьбу. Легенда гласит, что артист лично выбрал ткань для платья невесты, причем не белого, а красного цвета — яркий оттенок, по мнению актера, больше подходил обаятельной супруге.
Спустя два года у пары родился сын Юрий, выбравший карьеру сценариста и режиссера. К слову, именно наследник снял картину «Мне скучно, бес», ставшую для Олега Ивановича последней.
Читайте также- Предпоследний из могикан. Как семья и творчество помогли Александру Ширвиндту пережить смерть друзей
Семья переезжала за кормильцем туда, куда вела его сцена: Киев, Москва, Петербург, снова столица России. Режиссеры один за другим сетовали на трудный характер артиста, а Алла Романовна лишь разводила руками — для нее муж оставался самым добрым, терпеливым и отзывчивым. О последнем качестве красноречиво говорила история с братом Борисова, Львом Ивановичем.
Дело в том, что младший брат актера испытывал проблемы с алкоголем. Олег Иванович не отвернулся от родственника, и хотя старался не давить на него в вопросах борьбы с пагубным пристрастием, постоянно находил для Льва работу. Однажды Олег Борисов не выдержал и высказал близкому человеку все, что накипело, и они не разговаривали четверть века.
Читайте также- Брат Дмитрия Марьянова: «Все выпивают, но он не был алкоголиком»
К счастью, Лев Борисов встретил супругу Марию Александровну, которая помогла ему и завязать с выпивкой, и помириться с братом. Казалось, все семейные проблемы исчерпаны, если бы в историю не вплелась новая трагедия.
Последние 16 лет Олег Иванович тяжело болел: врачи диагностировали ему хронический лимфолейкоз. Актер не рассказывал о недуге коллегам и старался приходить на репетиции, даже если чувствовал себя плохо. Алла Романовна поддерживала мужа всеми силами, а на 40-летнюю годовщину свадьбы устроила ему праздник прямо в клинике.
Артист признавался, что в стенах больницы больше всего скучает по верному псу Кеше. В апреле 1994-го актер сделал символичную надпись в дневнике, что любимец не дождется его домой. Так и случилось: Борисов угодил в реанимацию и сгорел за считанные часы словно свечка.
Читайте также- В 61 от лимфомы умер Иван, а через 10 лет не стало его сына Владимира. Проклятье семьи Дыховичных
Пес умер ровно на 40-й день после хозяина. Ну а сын актера взялся за увековечивание памяти отца, публикуя его дневники и эссе. К сожалению, сам Юрий Олегович ушел довольно рано: в 2007-м 51-летнего режиссера сразил инфаркт.
Олег Борисов
Народный артист Советского Союза, лауреат многочисленных премий, актер-эпоха, актер со сложным характером – таким запомнился Олег Борисов коллегам и поклонникам. Он родился 8 ноября 1929 года в Приволжске Ивановской области. Казалось, судьба играет с ним с рождения. Сначала в роддоме перепутали детей и отдали родителям Борисова вместо мальчика девочку. Дома это обнаружилось: матери Олега стоило нервов, чтобы исправить эту путаницу.
Да и не Олег он вовсе, а Альберт. Столь редкое имя для советского человека Борисов получил в честь бельгийского принца, визит которого в Москву произвел сильное впечатление на его мать. Родственники и друзья семьи с детства называли его Аликом, а уже в институте Алик стал Олегом, хотя по паспорту так и остался Альбертом.
Семья Борисова не была связана с искусством, отец руководил сельскохозяйственным техникумом, мать работала агрономом. А вот Борисов еще в подростковом возрасте решил, что будет актером. Любовь к театру ему привила мать, которая брала сына с собой в самодеятельный кружок.
Постепенно он начал выходить на сцену и влюбился в это ремесло. Примеру Олега последовал и его младший брат Лев Борисов, которому в дальнейшем тоже удалось стать известным и всемирно любимым актёром.
Театр
Сразу после окончания института Олег Борисов пришел работать в Киевский драматический театр им. Леси Украинки и оставался верен ему целых 12 лет. В первый год он был задействован в трех постановках – «Хождение по мукам», «Учитель танцев» и «Враги». В следующие годы с участием Борисова выходило по 2-3 новых спектакля, но роли он получал, в основном, второго плана.
Проблемы в театре у него начались после выхода на экраны комедии «За двумя зайцами», в которой Борисов сыграл главную мужскую роль: это было в 1961 году. Коллеги завидовали, руководство постоянно придиралось по мелочам. В 1963 году его уволили по формальному поводу: якобы он подвёл театр, без разрешения уехав в Польшу в составе творческой делегации (на самом деле, актёр выполнял распоряжение Министерства культуры).
В том же году Олег Борисов начал работать в Пушкинском театре в Москве, но ушел меньше чем через год в ЛБТ, куда его пригласил тогдашний руководитель театра Георгий Товстоногов. Товстоногову удалось рассмотреть глубину таланта Борисова и раскрыть его. В ЛБТ актер работал почти двадцать лет и сыграл во многих культовых спектаклях, среди которых «Идиот», «Тихий Дон», «Мещане» и другие постановки. Здесь у Олега Борисова сформировался собственный стиль.
В 1983 году Олег Ефремов предложил актеру перейти во МХАТ и пообещал много ярких ролей - Борисов согласился. В этом театре он работал до 1990 года и выходил на сцену даже тогда, когда был неизлечимо болен. Апофеозом его творчества стал спектакль «Кроткая», в котором, по мнению критиков и зрителей, он сыграл «на разрыв аорты». В 1991 году актер организовал собственный театр «Антреприза Олега Борисова». Последние годы жизни он посвятил ему.
Фильмы
Его кинодебют состоялся в 1955 году в картине «Мать», где он сыграл небольшую роль рабочего-подпольщика. Роль, прославившую его, Борисов получил в 1961 году – он блистательно сыграл Голохвастова в культовой комедии «За двумя зайцами».
Комедийные роли ему предлагали и после, например, в фильме «Женитьба», но заложником одного образа он не стал и сумел реализовать себя как талантливый драматический актер. Яркой работой была роль Владимира Венгерова в фильме «Рабочий поселок».
Борисов часто получал роли второго плана, однако умудрялся их сделать центральными. Так было в фильме «Балтийское небо», в котором он сыграл летчика Татаренко, и в картине «Дайте жалобную книгу», в которой он предстал в образе Никиты.
Ему лучше всего удавались фильмы, в которых его героями были простые люди, как в фильмах «Остановите поезд», «Парад планет» и других. Отрицательные персонажи у Борисова получались ничуть не хуже – наглядное тому подтверждение его роли в картинах «Проверка на дорогах», «Рафферти», «Крах инженера Гарина».
Актёр со скандалом отказался от съёмок в роли своего любимого автора Ф. М. Достоевского в ленте «26 дней из жизни Достоевского». Его возмутила трактовка режиссера А. Г. Зархи: так и не найдя компромисса в отношении образа русского писателя, он покинул площадку в самый разгар съёмочного процесса.
В результате Олег Борисов был отлучен от кинематографа на два года. В этот период ему также запретили сниматься в трагикомедийном фильме «Родня» Никиты Михалкова.
В фильмографии актера - не один десяток разноплановых ролей. Его последней работой стала картина «Мне скучно, бес», в которой он сыграл Бога и Мефистофеля. Фильм вышел в прокат в 1993 году.
Радио
Олег Борисов работал на радио с 1975 по 1990 годы. Он читал литературные произведения и участвовал в радиоспектаклях.
Они познакомились, когда Борисов начал работать в театре им. Леси Украинки в Киеве. Он добивался красивой журналистки Аллы три года, пока в 1954 году она не согласилась стать его женой. С того времени день их свадьбы был главным праздником – они отмечали его каждый год в кругу близких людей.
В 1956 году у Олега и Аллы Борисовых родился сын Юрий. Он не стал актером, как отец, но тоже связал жизнь с кинематографом. Фильм «Мне страшно, бес» снимал Юрий Борисов. К сожалению, Юрия уже нет в живых.
Он умер в 2007 году от инфаркта, но за несколько лет до смерти успел опубликовать дневник отца. Дневник, который Олег Борисов вел почти 20 лет. Выход книги был приурочен к 70 годовщине со дня рождения Олега Борисова.
Супруга актера вспоминает его как скромного человека, неприхотливого в быту. Он ел, чем кормили, носил удобные свитера и джинсы, галстук надевал только на торжественные мероприятия, обожал животных.
Смерть
Последние несколько лет Олег Борисов с женой жил на подмосковной даче в Ильинке. Он работал в театре и снимался в кино, хотя у него были проблемы со здоровьем. Врачи диагностировали у актера хронический лимфолейкоз еще в 80-х. Эта болезнь и стала причиной смерти.
Его сын вспоминал, как отца забрали в реанимацию Института переливания крови. Он был в сознании, но родных к нему не пускали. Ушел из жизни актер быстро, случилось это 28 апреля 1994 года, в Чистый Четверг.
Хоронили его на Пасху – так решил священник, который крестил Олега Борисова в зрелом возрасте и венчал его с женой за несколько лет до смерти. Актёр покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с его могилой похоронен сын Юрий. Последняя запись, которую он сделал в дневнике, гласит:
«Кешка, наверное, не дождется хозяина».
Пес Кешка пережил своего хозяина на месяц – в июне его не стало.
Фильмография
- 1961 - «За двумя зайцами»
- 1963 - «Стёжки-дорожки»
- 1963 - «Укротители велосипедов»
- 1965 - «Дайте жалобную книгу»
- 1973 - «Крах инженера Гарина»
- 1977 - «Женитьба»
- 1981 - «Россия молодая»
- 1984 - «Парад планет»
- 1986 - «Прорыв»
- 1987 - «Садовник»
- 1988 - «Слуга»
- 1988 - «Отцы»
- 1992 - «Луна-парк»
- 1992 - «Гроза над Русью»
- 1993 - «Мне скучно, бес»
Олег Иванович Борисов
Вырос в рабочем посёлке. Приехал в Москву в 1947 году поступать в Институт востоковедения и, уже принятый туда, шутки ради — заодно с мечтавшим о театре земляком — пришёл на экзамен в Школу-студию; ему предложили здесь учиться. Несомненно, что он был самым талантливым из выпускников 1951 года, но место в Художественном театре ему тогда не досталось: сюда он пришёл много позже, когда МХАТ стал открывать двери для людей близкого себе корня, но успевших сложиться, приносивших с собою свои вызревшие темы и свою оригинальную духовную технику.
Годы работы в Киеве (1951-1963), где его использовали в основном как комика (он в самом деле обладал игровой лёгкостью, забавной неожиданностью жеста), мало приближали к открытию индивидуальности Борисова. На неё намекала разве что роль Петра в «Последних» Горького, где актёра увлёк мотив страха смерти, угаданный им в этом юнце.
Его становление связано с БДТ (1964-1983). Уже в первых вводах (Ганя в «Идиоте» по Достоевскому, Пётр в «Мещанах» Горького, Дживоло в «Карьере Артуро Уи» Брехта) была очевидна чёткость формы, филигранность отделки. В ролях, связанных с Г. А. Товстоноговым (из них крупнейшие — принц Гарри в «Генрихе IV» Шекспира, Кистерев в «Трёх мешках сорной пшеницы» Тендрякова, Григорий Мелехов в «Тихом Доне»), окончательно определяются черты Борисова: соединение аналитичности с предельной страстностью, оголённость нерва.
Приглашённый на постановку в БДТ Л. А. Додин заостряет эти черты, готовя с ним роль безымянного персонажа инсценированной повести Достоевского «Кроткая» (1981). Роль потребовала почти актробатического владения темпераментом, парадоксальности и доли фантастичности. Психологизм Достоевского обнаружил в сценическом создании Борисова сродство с сюрреалистической образностью.
Спектакль был некоторое время спустя перенесён на сцену Художественного театра, куда Олег Борисов перешёл в 1983 г. и оставался до 1987 г. В работе над ролью Астрова в «Дяде Ване» (1985) артист искал способов сродниться с более мягким, гармонизованным мировидением, одолевая присущую ему нервную чрезвычайность сценического существования. В роли Выборнова, которую он играл в «Серебряной свадьбе» А. Мишарина, Борисов проявил прежде всего чувство пропорций, соразмеряя свои усилия с коротким дыханием злободневной пьесы и добиваясь социальной точности и простоты рисунка.
Взял в 1988 году отпуск, чтобы сыграть в ЦАТСА трагедию Мережковского «Павел I» (реж. Л. Е. Хейфец, 1989); здесь же началась, но не завершилась работа над ролью Арбенина в «Маскараде» Лермонтова.
С 1990 года, постигнутый уже болезнью, Борисов не состоял ни в какой труппе, участвуя лишь в антрепризе своего сына (авангардистская постановка «Пиковой дамы» Пушкина) и снимаясь в кино.
И. Соловьёва
Олег Борисов
«Педагог глядел на меня и плакал»: детство и юность актера
Олег Борисов родился в селе Яковлевское (сегодня — город Приволжск Ивановской области ). Его настоящее имя — Альберт, родители назвали сына в честь бельгийского принца. В своем дневнике актер писал: «Я потом долго искал его следы — побывал в Лондоне, постоял у Альберт-холла, в библиотеке отца книгу прочитал о каком-то Альберте фон Большадте, учителе Фомы Аквинского».
Альберт Борисов был старшим ребенком, в 1933 году в семье родился еще один сын — Лев Борисов. Через год семья переехала в Ярославль
. Мать записалась в кружок самодеятельности и старалась не пропускать репетиции. Чтобы не оставлять детей одних, брала их с собой. Будущий актер бегал по зрительному залу, прятался за кулисами и наблюдал за работой режиссера.
В 1937 году Альберт Борисов пошел в первый класс. Он был неусидчивым учеником и предпочитал игры занятиям в школе. Борисов с друзьями притворялись казаками
, перестреливались горохом и разыгрывали «раскулачивание», а однажды даже вынесли через окно у соседа самогонный аппарат. Актер вспоминал: «Двор, улица для меня были важнее всего. Там жил один удивительный человек, намного взрослее нас, пацанов, у него была своя мастерская, он делал броневички педальные для ребят. «Заходите, пожалуйста, заходите» — приглашал он. Это было высшим признанием».
. Отец Борисова ушел добровольцем на фронт, а мать с двумя сыновьями эвакуировали в Казахстан, в город Чимкент (сейчас — Шымкент). В книге «Абсолютный ноль» Альберт Борисов писал: «Мы живем в маленьком театре, рядом со сценой У меня от вшей поднялась температура — до сорока. Стою голый на скамейке, а мать кидает в буржуйку все мои вещи, одежду. Плачет Лева, младший брат». В эвакуации Борисов работал в местном колхозе вместе со взрослыми: косил траву, научился управлять трактором и помогал на лесопилке. Вернуться домой, в Ярославскую область , семья смогла только в 1943 году.
Спустя три года родители переехали в поселок фабрики «Победа труда» в Подмосковье, и школу Альберт Борисов заканчивал уже там. Он мало проводил времени за учебниками: «Физик по фамилии Заяц меня ненавидел. Люто. По его науке я был самым отстающим Хуже всего обстояло с математикой. Педагог глядел на меня и плакал». Но зато Борисов был нападающим школьной команды по футболу
, и играл главные роли во всех праздничных спектаклях.От японистики до театрального: Борисов — студент МХАТа
В 1947 году Альберт Борисов закончил школу и поехал поступать в университет в Москву . О карьере актера он не думал: вместе с несколькими одноклассниками подал документы в Институт Востоковедения на японское отделение. Борисов вспоминал: «У нас был дружный класс, после школы ребята решили не расставаться, вместе учиться, и вот мы все, как один, сдали вступительные экзамены в Институт востоковедения». Однако поучиться на япониста не удалось. В июле этого же года он нашел на скамейке у дома книгу Конкордии Антаровой
«Беседы К.С. Станиславского» и прочитал томик за несколько дней. Актер писал: «Сильное впечатление произвело упражнение, когда немому нужно было объясниться в любви к женщине, как должен был появиться отвратительный скрип вместо чарующего голоса. Я этот скрип хорошо натренировал и стал с ним ко всем приставать». Прослушивания в театральные институты еще шли, и Альберт Борисов решил попробовать свои силы. Вскоре он поступил в Школу-студию МХАТ. Однокурсники Борисова придумали ему новое имя — Олег. Хотя дома актера по-прежнему звали Альберт.
О своей учебе Борисов вспоминал: «Держали нас в строгости. Наш мастер Г.А. Герасимов терпеливо сдирал с нас наносное, неживое и добивался, чтобы мы делали все без фальши — независимо от того, посетит ли нас вдохновение». Самые талантливые студенты курса после окончания студии получали распределение в МХАТ
. Место в театре прочили и Олегу Борисову, однако в последний момент не взяли: вместо него актером знаменитого театра стал другой выпускник. Режиссер Борис Вершилов утешал Борисова: «Умей ждать. Если катится все легко и ты имеешь быстрый успех, то путь твой, скорее всего, короток. Бери лучше другой сценарий: постепенный, через ошибки и ожидания». В 1951 году Олега Борисова распределили в Киевский Государственный Русский драматический театр им. Леси Украинки, и актер уехал из Москвы.
Как и многим начинающим артистам в то время, Олегу Борисову дали комнату прямо в театре — он ночевал в гримерной. Работы было много: актера сразу задействовали в спектаклях «Хождение по мукам», «Учитель танцев», «Враги» и «Маскарад». Сначала Борисову давали только эпизодические роли, однако через несколько лет он начал играть основных персонажей: Андрея в постановке «В Добрый час!», Короткова в «Живом трупе».
Личная жизнь: «…Сам того не ведая, приобрел золото»
Свою жену Олег Борисов полюбил еще до того, как познакомился с ней вживую. Однажды после спектакля актер заглянул в гримерную партнерши и увидел школьную фотографию ее подруги, Аллы Латынской. Девушка так понравилась Борисову, что артист попросил с ней познакомить. Латынская была дочерью бывшего директора театра, училась на журфаке. Однако знакомить специально Борисова не пришлось: он случайно столкнулся с ней на выходе из театра и сразу предложил встретиться на следующий день у университета. Актер вспоминал: «Ждал у входа, как потом рассказывала Алла, у каштана, чуть поодаль, отвернувшись спиной к основному зданию. Помню, очень волновался и все время курил. В своем единственном пальто из черного драпа…». Олег Борисов и Алла Латынская встречались три года.
Родителей знакомили в Москве: актер привез родственников Латынской на машине. Борисов в дневнике писал: «Смотрины прошли хорошо. Мама только сделала одно замечание Аллиному отцу: «Зачем это вы на ночь «Голос Америки» слушали? Это очень нехорошая станция».
В 1954 году Олег Борисов и Алла Латынская поженились. Через два года родился сын Юрий. Они прожили вместе всю жизнь. В дневнике актер писал о своей жене: «Когда-то в Киеве, сам того не ведая, приобрел золото. Наверное, и ездил в Киев на долгие 13 лет затем, чтобы найти этот клад».
Первые кинопробы: эпизодические персонажи и роль в фильме Тарковского
В 1955 году Олег Борисов впервые снялся в кино . Многие актеры из театра подрабатывали на съемках, и он тоже решил пойти на пробы. Борисова одобрили на роль рабочего-подпольщика в фильме Марка Донского
«Мать». Затем были картины «Когда поют Соловьи», «Черноморочка», «Простая вещь». В 1958 году журналист Татьяна Бродская в газете «Труд» писала о фильме «Город зажигает огни», в котором играл Борисов: «То развязный, то застенчивый, веселый, задумчивый, грубоватый, но чуткий, всегда искренний и непосредственный — таков Сергей у О.Борисова. И он завоевывает симпатии зрителя, понимающего, что Сергей — это не просто легкомысленный, беспечный малый, а человек, искалеченный войной».
В 1958 году Олег Борисов снялся в фильме у Андрея Тарковского. Тогда режиссер был еще студентом ВГИКа , и искал актеров для своей курсовой работы «Сегодня увольнения не будет». Борисов в это время как раз приехал с театром на гастроли в Москву: после спектакля к нему подошли Андрей Тарковский и его однокурсник Александр Гордон и пригласили на главную роль. В дневнике актер написал: «Сценарий понравился, и я согласился не раздумывая. Все лето мы провели в Курске Этот фильм стал важной частичкой моей жизни. Вероятно, содружество с Тарковским могло бы продолжиться — он приглашал меня в картину «Иваново детство»
, но из-за занятости в театре я сниматься не смог».В эти годы Олег Борисов играл в Киевском Государственном Русском драматическом театре имени Леси Украинки. В 1959 году состоялась премьера спектакля «Комедия ошибок» по Шекспиру
, где актер сыграл сразу две роли: Дромио Эфесского и Дромио Сиракузского.«Надо отдать должное молодому актеру — он великолепно справляется с труднейшей задачей. Его Дромио не одинаковы — не только потому, что они носят разные головные уборы, а в силу различия человеческих натур, темпераментов, духовных обликов <…>Без высокого искусства перевоплощения это сделать трудно, пожалуй, даже невозможно. И дело не только в физическом напряжении <…>а главным образом — в необходимости создания психологически правдивого внутреннего образа героя. И это превосходно удалось актеру»…>
Илья Киселев, «Правда Украины» (1959 год)Звездные фильмы Борисова: «За двумя зайцами» и «Дайте жалобную книгу»
В 1960 году Олег Борисов пришел на пробы фильма «За двумя зайцами». Режиссер Виктор Иванов был готов принять на главную роль авантюриста Голохвостова другого актера — Николая Гриценко
. Но когда увидел Борисова в гриме, изменил свое решение.В основу сценария легла пьеса украинского драматурга Михаила Старицкого. По сюжету, Голохвостый обанкротился и решил жениться по расчету, но в это же время встретил другую девушку и влюбился в нее по-настоящему. Работать на площадке было непросто: Иванов был очень требовательным и часто просил переснять сцены. Оператор постановщик Вадим Ильенко рассказывал о взаимоотношениях режиссера и исполнительницы главной роли Маргариты Криницыной: «Он ее доводил часто до слез. Рита убегала за декорации выплакиваться. Он ее искал, находил, извинялся — человек был отходчивый. И она продолжала работать». Конфликты у Иванова возникали и с Олегом Борисовым: актер спорил за право изменять свой текст.
«…Выход один: сомневаться и отрицать. Именно так я работал над каждой своей ролью. Не доверяя тому, что написано. Пытался прочитать то, о чем мой герой умолчал»
Олег Борисов, актерСначала «За двумя зайцами» хотели выпустить только в одной республике, поэтому снимали на украинском языке. Главные герои: Олег Борисов и Маргарита Криницына в картине говорили на «суржике» — смеси русского и украинского языков. Однако после премьеры фильма в 1961 году картину переозвучили на русском и показали на большом экране во всем Советском Союзе. Лента собирала полные кинотеатры. Актер вспоминал: «После «За двумя зайцами» успех был бурный Афиши по городу: Голохвостый с тросточкой, без тросточки… Песня «Моя мама сэрдцэ добрэ маэ» исполнялась по заказу радиослушателей».
В 1963 году Олега Борисова пригласили на декаду советского кино в Польше. Там должен был состояться показ картины «За двумя зайцами». Отъезд актера в театре восприняли как «самовольный», и Борисова уволили. Позже выяснилось, что ошибка произошла из-за чиновников министерства культуры: они вовремя не предупредили дирекцию театра. В книге «Абсолютный ноль» Борисов писал: «Когда меня вызвали к министру, я в качестве компенсации за причиненный ущерб потребовал творческий отпуск на год. Для того времени — дерзость!». В «свободный» год Олег Борисов попробовал себя в качестве режиссера и снял комедию «Стежки-дорожки», но картина прошла незамеченной.
В 1964 году Эльдар Рязанов одобрил Борисова на главную роль в своем новом фильме «Дайте жалобную книгу». Актер сыграл журналиста Никитина, который помог директору ресторана улучшить сервис и превратить его в молодежное кафе. Рязанов вспоминал: «Я пытался переломить условность ситуаций и характеров максимально правдивой съемкой и достоверной, без комикования игрой актеров Я привлек актеров, которых скорее можно было бы назвать драматическими». Главную женскую роль исполнила Лариса Голубкина. Картину посмотрели 30 миллионов зрителей — Борисова стали узнавать на улицах.
После длительного отпуска в Русский драматический театр им. Леси Украинки Олег Борисов не вернулся: актер вместе с семьей решил переехать в Ленинград .
«Не вся правда для нас недостаточна»: работа над ролями
сразу задействовал актера в известных спектаклях театра: «Идиот», «Сколько лет, сколько зим», «Мещане», «Дачники». Борисову доверяли сложных и противоречивых героев: в 1969 году он сыграл принца Гарри в постановке «Король Генрих IV». Чтобы понять своего героя, актер зачитывался книгами по анализу Шекспира и много репетировал. В своем дневнике он писал: «Бой с Хотспером, главарем заговорщиков, дается все труднее. Прихожу домой, показываю Алле те места, на которые сегодня приземлялся. Она определяет: царапина, гематома… и прикладывает медные пятачки Мы деремся настоящим оружием — мечами с длинными клинками и кинжалами».
Параллельно с работой в театре Олег Борисов продолжал сниматься в кино. В 1970 году актер сыграл разведчика Виктора Соломина в картине Алексея Германа
. На площадке Борисов встретился с Роланом Быковым . По сюжету, в плен партизанскому отряду добровольно сдался человек, который сотрудничал с немцами — он раскаялся и хотел воевать против фашистов. Однако киноленту запретили: за то, что она якобы бросает тень на партизанское движение. Впервые картина вышла на большой экран, когда началась перестройка.
«Гордая, воинствующая индивидуальность, не согласная на примирение, не способная на компромисс. Конфликтность, положенная от рождения в колыбель, как дар злой феи. Раздор героя с миром не мелок и не на пустом месте возникает — в нем заложен высокий и грозный смысл бытия человека вообще <…>Для иных персонажей Борисова жизненным девизом было — «не взлюби ближнего, как самого себя»…>
Татьяна Москвина, журнал «Искусство кино» (2004)В 1973 году на экраны вышел четырехсерийный телевизионный фильм «Крах инженера Гарина» с Олегом Борисовым в главной роли. Фантастическую историю об ученом, который изобрел лазерное оружие массового поражения и хотел захватить мир, сняли по мотивам романа Алексея Толстого
«Гиперболоид инженера Гарина». Несмотря на высокие телевизионные рейтинги, критики оценили картину невысоко: персонажи сериала, по их мнению, не совпадали по характеру с авторскими.
Умение переосмыслить персонажа и раскрыть его с новой стороны помогло Борисову во время съемок фильма «Женитьба» в 1977 году. Режиссер Виталий Мельников
вспоминал: «В общепринятой трактовке Кочкарев — это легкомысленный, пустой, но очень энергичный человек. Мы с Олегом Борисовым чувствовали, что если в этой широко распространенной концепции есть правда, то это не вся правда и уж, во всяком случае, для нас она недостаточна». Борисов полностью изменил восприятие персонажа зрителями — главный герой в исполнении актера превратился в одинокого и неприкаянного человека.
«Не клянчил реплики»: Борисов в театре, на радио и в кино
С 1977 года Олег Борисов записывал спектакли для радио. Сначала это были сказки: «Сказка о царе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане». Но постепенно в аудио формате стали появляться и другие постановки Ленинградского Большого драматического театра имени Горького: «Фаворит», «Звездопад», «Старосветские помещики». Одной из самых значимых для Борисова была роль Григория Мелехова в спектакле «Тихий Дон». Журналист Наталья Лагина писала: «Казалось, Григорий Мелехов менее всего подходит Борисову Но есть самое главное: через метания, непоправимые ошибки, провалы, поиски правды неверными путями, через разочарования, срывы, кровь, преступления, неоправданную жестокость, через бесконечные страдания обретает он себя». В 1978 году Олегу Борисову присвоили звание народного артиста СССР.
В начале 1980-х актеру все меньше давали роли в театре: Олег Борисов был занят на съемках. Один из одним выходили фильмы: «Рафферти», «История одной любви»
, «Две строчки мелким шрифтом». В 1982 году на большом экране показали сразу две картины с участием Борисова: «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова
и «Остров Сокровищ» Владимира Воробьева. В фильме «Остановился поезд» актер сыграл следователя прокуратуры, который пытался разобраться в инциденте на железной дороге
. Сценарист Александр Миндадзе вспоминал: «Он был одним из тех немногих, уникальных актеров, кто не клянчил реплики. Он только приветствовал сокращения, предпочитал пластическое решение разговорам. Он был настолько выразителен, что очень многое мог сыграть и без слов». За актерскую игру в этом фильме Борисов получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1983 году режиссер Олег Ефремов предложил Олегу Борисову перейти в Московский художественный театр. Над ответом актер думал недолго: о МХАТе он мечтал со студенчества. Через несколько месяцев Борисов переехал в Москву и сразу приступил к репетициям — Ефремов одобрил артиста на роль Астрова в спектакле «Дядя Ваня». А с ноября 1989 года Олег Борисов играл не только в МХАТе. В декабре этого же года он дебютировал на сцене театра Советской Армии
в роли Павла I В 1988 году Вадим Абдрашитов пригласил Олега Борисова посотрудничать еще раз и сняться в фильме «Слуга». Актера одобрили на роль чиновника Андрея Гудионова — «хозяина», который покровительствует бывшему десантнику. Военный настолько привык к Гудионову, что уже не представлял свободной жизни и готов выполнить любой приказ. Время в фильме постоянно менялось: события прошлого переплетались с будущим, реальность — со снами. В 1989 году за исполнение этой роли Борисова наградили премией «Ника», а спустя два года — Государственной премией СССР.
«Думаю, что моя миссия выполняется лишь на сотую долю того, что могу. А есть ли вообще какая-нибудь моя миссия? Если есть, то почему столько кочек, кто написал там такой неудачный, сумбурный сценарий? Почему концы с концами не сходятся? Как было бы хорошо, если бы этот сценарий начинался так: «Albert Borisoff родился в 19 веке, в имении под Парижем…»
Олег БорисовВ 1991 году Олег Борисов ушел на пенсию и создал вместе с сыном «Антрепризу Олега Борисова». Спектакли актер ставил сам: на сцене показывали «Пиковую даму», «Человек в футляре», «Мне скучно, бес» по мотивам произведений Гете
и Манна.В 1994 году актер скончался. Причиной смерти стало хроническое заболевание. Олега Борисова похоронили на Новодевичьем кладбище.
Источники:
- https://www.starhit.ru/story/odnolyub-kotoryi-16-let-bolel-limfoleikozom-oleg-borisov-nepokhozhii-na-geroya-za-dvumya-zaicami-846234/
- https://24smi.org/celebrity/3281-oleg-borisov.html
- https://mxat.ru/history/persons/borisov/
- https://www.culture.ru/persons/4024/oleg-borisov