Юлия Константиновна Борисова
Юлия Борисова
Юлия Борисова — советская и российская актриса театра и кино, артистка Театра имени Евгения Вахтангова. Она прослыла легендой среди коллег, особенного следующих поколений. Исполнительницу называли отдельной планетой из-за строгих принципов, незыблемых и ненарушаемых. В возрасте за 90 она все еще выходила на сцену. Долгая и успешная творческая биография не требовала от актрисы жертвовать семьей, да она бы и не стала, поскольку всегда умела правильно расставлять приоритеты.
Детство и юность
Юлия Константиновна Борисова появилась на свет 17 марта 1925 года в Москве в семье служащих. Ее родители были интеллигентными людьми строгих правил.
Актриса с детства была склонна к полноте, но не комплексовала по этому поводу. В одном из редких интервью она рассказала, что в их доме под рукой была копилка полезных советов — книга «Ваш дом». Родители пользовались рецептами, в их семье был культ здорового питания, а продукты делились на разрешенные и запрещенные. Юлия Константиновна до конца жизни помнила, как выглядел этот список.
Она была замкнутой, никогда не рассказывала о личных переживаниях, проблемах. Такой Борисова оставалась на протяжении всей жизни. Знакомые и коллеги характеризовали ее как скромную, интеллигентную и независимую женщину с железным характером, которая не конфликтовала, но если кто-то ссорился с ней, то дружба прекращалась навсегда. Актриса не рекламировала себя, поэтому отказывалась от интервью и съемок в телевизионных шоу. Она с детства ненавидела пафос и ложь.
Характер девочки формировался под влиянием матери, которая была высоконравственной женщиной и старалась вырастить дочь цельной личностью. Воспитание у Юлии было почти монастырское, может, поэтому ее всегда манила сцена, где можно было примерить на себя разные образы, раскрепоститься, прожить чужие жизни.
Театр
Сразу после училища Борисова устроилась работать в Театр им. Евгения Вахтангова. Этой сцене она посвятила всю жизнь. Первые роли раскрыли ее как лирическую актрису. В молодости она играла Магду в «Заговоре обреченных», Джулию в «Двух веронцах», Галю в «Макаре Дубраве». Ее героини пленяли зрителей своей живостью, наивностью и обаянием.
Впервые об уникальном таланте Юлии Константиновны заговорили после премьеры спектакля «На золотом дне» по пьесе Д. Н. Мамина-Сибиряка, в котором она блистательно сыграла Анисью. Это было в 1955 году. Постановка задумывалась как обычная мелодрама, а получилась трагедией тонкой истерзанной души. С того момента все роли Борисовой зрители и критики воспринимали с восторгом. В каждом новом спектакле открывалась еще одна грань таланта актрисы. Она сыграла много ролей и много характеров. Одной из знаковых стала Настасья Филипповна в «Идиоте».
Актриса оказалась виртуозна в роли Клеопатры, яростна и отчаянна в образе Марии в «Марии Тюдор», умна и незаурядна в роли Нефедовой в постановке «Одна», одинока в образе Гитель в спектакле «Двое на качелях».
16-летнюю принцессу Турандот из одноименной постановки в исполнении Борисовой зрители очень любили. В какой-то момент вечно сдержанная актриса не выдержала и посетовала партнеру Василию Ливанову, что не может играть девочку-подростка 20 лет подряд.
Спектакли с Юлией Константиновной стали доступны широкой публике благодаря их трансляциям по телевидению. Актриса блистала в главной роли Эпифании в экранизации постановки Театра имени Вахтангова «Миллионерша» по одноименной пьесе Бернарда Шоу. Затем последовали телеспектакли «Конармия» и «Насмешливое мое счастье».
Телезрители увидели актрису в драме «Без вины виноватые» А. Н. Островского в роли провинциальной актрисы Елены Кручининой и в спектакле «Милый лжец» по пьесе Джерома Килти в роли Патрик Кемпбелл.
После вовлечения в «Сон Татьяны» по «Евгению Онегину», премьера которого состоялась в 2013 году, Юлия Борисова получила еще одну роль. Актриса испилила мадам Катрин Готье в спектакле «Возьмите зонт, мадам Готье!» по пьесе Ива Пло.
Свое 90-летие Юлия Константиновна встретила на сцене родного Театра имени Вахтангова, сыграв в спектакле «Пристань». И это оказалась нестандартная постановка: ее концовку специально изменили в честь именинницы.
В том же году Борисова получила Золотую медаль имени Н. Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» Международного славянского форума искусств «Золотой Витязь». В 2016-м актриса стала лауреатом российской национальной актерской премию имени А. Миронова «Фигаро» в номинации «Легенда русского театра».
Фильмы
Впервые работать перед камерой Юлия Константиновна попробовала в фильме «Три встречи». Опыт ее разочаровал. Несмотря на то что кино набирало популярность у советского народа, актриса твердо решила посвятить себя службе в театре и была непреклонна.
Для того чтобы уговорить Борисову снова сыграть Настасью Филипповну, но уже в экранизации романа Федора Достоевского «Идиот», Ивану Пырьеву пришлось просить о содействии ее мужа. И тому удалось — не с первой попытки — повлиять на супругу . Картина вышла на экраны в 1958 году. До сих пор игра актрисы и сам фильм считаются гениальными. Юрий Яковлев, исполнивший роль князя Мышкина, проникся мастерством Юлии Константиновны настолько, что называл ее лучшей партнершей в своей карьере.
В 1969 году зрители увидели картину «Посол Советского Союза», в которой актриса сыграла главную роль — Елену Кольцову. Прототипом героини стала Александра Коллонтай, знаменитая женщина-дипломат.
Режиссер фильма Георгий Натансон категорически отказался снимать какую-либо другую актрису. Он долго уговаривал Борисову. Ему это удалось, когда он кратко и емко описал Кольцову: умница, красавица, дочь генерала, участница революции и теоретик любви. После последних слов Юлия Константиновна рассмеялась и согласилась.
После режиссеры предлагали Борисовой разные роли, но актриса отказывалась, потому что не находила человеческого масштаба, который мог бы ее заинтересовать.
Личная жизнь
Замужем Юлия Константиновна была один раз. С будущим супругом актрису объединяла профессия: в Театре имени Вахтангова Исай Спектор работал заместителем директора. Он не был красавцем, Борисову покорили его ум и благородство. Вскоре после свадьбы артистка забеременела. Она не стала выбирать между карьерой и ребенком, родила сына Александра и продолжала работать в театре. Иногда Борисовой приходилось брать сына на гастроли.
В 1974 году Спектор умер. Актрисе тогда было только 35 лет — женщина-красавица в рассвете сил. Но она осталась ему верна и после смерти, больше не вышла замуж, лишив журналистов шанса посплетничать о ее личной жизни. Многочисленных поклонников актриса быстро отваживала. Борисова на два дня закрылась в комнате после смерти Исая, не ела, не пила. Затем вышла и сказала, что нужно жить дальше. Актриса в одиночку вырастила и воспитала единственного сына. Потом дети появились уже у Александра: у актрисы были две внучки — Мария и Дарья.
В последние годы жизнь Юлии Константиновны составляли уютный дом, внуки и правнуки. По словам ее близких, актриса всегда была вовлечена в семью и не выпадала из ее лона, отдавая предпочтение профессии. Безупречная репутация Борисовой являлась такой же очевидной составляющей ее жизни, как и непревзойденный актерский талант.
В августе 2022-го артистку настиг страшный удар — в возрасте 71 года умер ее сын Александр Исаевич. Причиной смерти стала онкология. Борисова так и не смогла оправиться от горя, став затворницей.
Смерть
В середине 2000-х Юлия Константиновна в редком откровении поделилась с коллегой Михаилом Ульяновым, что с какого-то момента начала осознавать: основа ее жизни не театр, а семья. Но сцена все же оставалась огромной частью жизни исполнительницы.
8 августа 2023 года, ровно через год после кончины сына, Юлия Борисова умерла. Ей было 98 лет, причину смерти не озвучивали. Руководство Вахтанговского театра лишь отметило, что «последней просьбой актрисы было, чтобы прощание состоялось в кругу семьи».
Фильмография
- 1948 — «Три встречи»
- 1958 — «Идиот»
- 1960 — «Поднятая целина»
- 1960 — «Янтарное ожерелье»
- 1969 — «Варшавская мелодия»
- 1969 — «Посол Советского Союза»
- 1971 — «Принцесса Турандот»
- 1973 — «Иркутская история»
- 1974 — «Миллионерша»
- 1975 — «Конармия»
- 2011 — «Пристань»
- 2013 — «Евгений Онегин»
Интересные факты
- У актрисы был простой помогающий настроиться на роль ритуал: за кулисами стоял стул, Борисова молча сидела на нем до самого начала спектакля.
- Создатели постановки «Пристань» предложили Борисовой обувь на плоской подошве — ей уже было 86. Но артистка постановила, что будет играть на каблуках высотой 11,5 см.
- 13 апреля 1974 года должен был пройти очередной спектакль «Принцесса Турандот», но, когда Борисова появилась в театре, все замерли. К тому моменту пронеслась новость, что у артистки умер муж. Коллеги ждали, какое же решение примет исполнительница главной роли. И она сыграла блестяще, а потом вышла на бис.
- Существует архивное фото, запечатлевшее встречу двух легендарных личностей — Юлии Борисовой и Юрия Гагарина.
- Юлия Борисова — лауреат десятков премий, Герой Соцтруда. В 1969 году актриса была удостоена звания народной артистки СССР, а в 2023 году стала старейшей народной артисткой СССР из на тот момент живущих.
Юлия Константиновна Борисова
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. Наверное, она родилась под счастливой звездой, которая наделила ее потрясающими способностями творить на сцене настоящее волшебство. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она очень верный человек, и ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни труппу родного театра, которой отдала семьдесят лет своей жизни.
Юлия Борисова больше известна, как театральная актриса. Известность пришла к ней после показа спектакля «Принцесса Турандот».
Детство и юность
Родилась Юлия Борисова 17 марта 1925 года в Москве, в семье обычных служащих. В детстве Юля была полненькой, но комплексов по этому поводу не испытывала. Однажды она рассказала, что справиться с лишним весом ей помогла книжка «Ваш дом», которая была настольной книгой всего семейства Борисовых. В ней содержались не только полезные советы, но и рецепты, по которым они готовили еду. В семье очень приветствовалось здоровое питание, и поэтому они даже составили список разрешенных продуктов, который девочка запомнила на всю жизнь.
Юля росла сдержанной и замкнутой девочкой, ее личные проблемы никогда не были достоянием подружек. Эту черту характера Юлия пронесла через всю жизнь. По мнению ее знакомых Борисова всегда была очень скромной и интеллигентной, что не помешало ей выработать настоящий железный характер. Она совершенно не конфликтна, но если кто-то решил с ней поссориться, то отношения с этим человеком она рвет сразу и навсегда. Юлия Борисова никогда не занималась саморекламой, и именно по этой причине она не дает интервью и не светится в развлекательных программах на ТВ. С детских лет она привыкла говорить только правду, поэтому ложь в любом виде для нее просто неприемлема.
На формирование характера Юлии большое влияние оказала ее мама, которая сама всегда была образцом высокой морали, и дочери прививала те же качества.
Воспитывали девочку строго, без излишеств, наверное это и подтолкнуло Юлию к сцене, которая давала возможность выйти за рамки привычной жизни, прочувствовать эмоции и переживания других людей.
Уже в старших классах Борисова точно решила, что станет студенткой Щукинского училища. Студенческие годы пришлись на военное лихолетье и послевоенную разруху, но это не стало препятствием на пути к мечте. Диплом об окончании театрального училища Юлия Борисова получила в 1947-м.
Театр
В том же году молодую актрису приняли в труппу театра им.Вахтангова, которому она отдала всю свою жизнь. Театральная биография актрисы началась с лирических образов в постановках «Заговор обреченных», «Два веронца», «Макар Дубрава». Борисова, как и ее героини, была молода, наивна, обаятельна.
В 1955-м театр им. Вахтангова представил спектакль «На золотом дне», в котором Борисовой досталась роль Анисьи. Именно после этой премьеры критикам стало понятно, что на театральном небосклоне загорелась не очередная маленькая звездочка, а настоящая звезда, покоряющая сердца своей игрой. По сценарию это должна была быть мелодрама, но Борисова так обыграла свою героиню, что зрители увидели всю глубину трагедии ее беззащитной души. После этого все, что играла Юлия Борисова, находило отклик в душах ее зрителей, и благосклонные отзывы критиков. С каждой новой ролью актриса раскрывалась еще больше, зрители могли оценить всю многогранность ее таланта. Юлия воплотила на сцене множество характерных персонажей, таких как ее героиня Настасья Филипповна в спектакле «Идиот».
Борисова показала всю свою виртуозность в образе Клеопатры, ярость и отчаяние Марии Тюдор в одноименной постановке, ум и незаурядность в Нефедовой в спектакле «Одна», одиночество души Гитель из постановки «Двое на качелях».
В 90-х актриса осталась такой же востребованной, как и в предыдущие годы. Она была задействована в постановках «Без вины виноватые» и «Милый лжец». Семьдесят лет своей творческой биографии актриса выходила на сцену родного театра им. Вахтангова. Она была ведущей актрисой этого театра, а сейчас ее с легкой руки Михаила Ульянова считают не звездой, а целой планетой, живой легендой.
Ее творчество было щедро вознаграждено правительством страны. Юлии Борисовой были вручены все премии, которые известны в мире искусства, и в общей сложности их количество превысило два десятка. Она Герой Социалистического труда и Народная артистка СССР. Это почетное звание ей присвоили в 1969-м.
Фильмы
В отличие от театра, в кино актриса почти не снималась. В 1958-м ее пригласили на съемки картины «Идиот», где она снова стала Настасьей Филипповной. Зрители увидели картину в том же году, и сумели оценить ее по достоинству. По мнению критиков именно эта лента считается самой лучшей экранизацией произведения Ф. Достоевского.
В1969-м Борисову пригласили на главную роль в фильме «Посол Советского Союза». Она стала Еленой Кольцовой, у которой в реальной жизни был прототип – советский дипломат Александра Коллонтай.
Режиссеру Георгию Натансону пришлось приложить немалые усилия, чтобы уговорить Борисову сыграть эту роль. Он не видел в этом образе никого другого, а актриса говорила категорическое нет. Но после долгих уговоров, Юлия все же согласилась, особенно когда узнала, что ее героиня высоконравственная и образованная женщина.
В 1973-м зрители могли увидеть Юлию Борисову еще в одной картине «Иркутская история», которая стала последней в ее фильмографии. Ей досталась роль гулящей девушки Вальки.
После этого режиссеры наперебой звали Борисову в свои проекты, но она не соглашалась. Она не заинтересовалась ни одним сценарием, в них не было роли, которая смогла бы «зацепить» тонкие струны ее души.
Но Борисова не исчезла с телеэкранов насовсем, она продолжала работу над телеспектаклями. В 1974-м она сыграла Епифанию в «Миллионерше». Это была экранизация одноименной постановки, которая шла на сцене ее родного театра. После этого были роли в телепостановках «Конармия» и «Насмешливое мое счастье».
В 1977-м Юлия Борисова снялась в фильме-спектакле под названием «На золотом дне», который поставил театр им.Вахтангова. Она снова стала Анисьей. Телеадаптацию прошли еще две постановки театра – «Без вины виноватые» и «Милый лжец», в которых Юлии Борисовой снова предложили роли главных персонажей.
Затем в телекарьере актрисы случился перерыв длиною в десять лет, и на экраны она вернулась только в 2012-м. На этот раз зрители увидели свою любимую актрису в фильме-постановке «Пристань». В 2014-м Борисову позвали в «Евгения Онегина».
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы Юлии Борисовой всегда была закрыта от посторонних глаз. Своего избранника Исая Спектора Юлия встретила в родном театре, где он занимал должность заместителя директора. За плечами мужчины было два официальных брака. Он не блистал особой красотой, но отличался от остальных умом и благородством. Именно эти качества пришлись по душе молодой актрисе, и она влюбилась. Их первая встреча состоялась после премьеры постановки «Много шума из ничего». Вскоре они начали встречаться, а когда девушка поняла, что беременна, поженились. Борисова не бросила театр после родов, она с одинаковой любовью относилась и к семье, и к работе. Поэтому буквально сразу после родов вышла на сцену. Сын Александр часто бывал с мамой на работе, иногда даже уезжал с ней в гастрольные поездки.
Супруга Юлии не стало в 1974-м. В то время она была молода, красива, на пике славы и любви. Еще до смерти мужа у нее были многочисленные поклонники, а после его ухода претендентов на руку и сердце примы театра стало в несколько раз больше. Но она раз и навсегда ответила, что будет до конца дней чтить память мужа, и останется ему верна. Поклонники получили отказ, а журналисты не нашли ни единого повода распустить сплетни вокруг личной жизни актрисы. После того, как Исай умер, Борисова провела в его комнате два дня, заперлась, никого не пускала, отказалась от еды и воды. А потом вышла и твердым голосом объявила, что жизнь продолжается. Воспитанием сына она занималась сама, парень вырос, выучился и долгие годы работал в МИДе СССР. Александр женат, у него двое детей – дочери Мария и Дарья. Мария тоже мама, у нее подрастает сын Никита, правнук Юлии Борисовой.
Юлия Борисова по-прежнему не пускает в свою жизнь посторонних. Она живет в окружении самых близких людей, дорожит домом и семьей. У нее очень публичная профессия, поэтому актриса хочет в личной жизни оставаться непубличной.
Юлия Борисова сейчас
Несмотря на довольно почтенный возраст, актриса продолжает выходить на сцену театра им.Вахтангова. Она участвует в постановке «Возьмите зонт, мадам Готье!», причем актрисе снова предложили роль центрального персонажа – Катрин Готье. Эта постановка стала дебютной для правнука великой актрисы – Никиты Середина, который в свои 11 лет уже уверенно чувствует себя на сцене среди популярных актеров.
Девяностолетний юбилей актриса отметила тоже в родном театре. Она вышла на сцену в постановке «Пристань», концовку которой переделали сценаристы специально для юбилярши.
В 2015-м Борисова была награждена Золотой медалью им.Мордвинова, в 2016-м удостоена Российской национальной премии им.Миронова. Актрису выдвинули в номинацию Легенда русского театра.
Избранная фильмография
- 1948 — Три встречи
- 1958 — Идиот
- 1969 — Посол Советского Союза
Театральные роли
- 1949 — «Много шума из ничего»
- 1952 — «Два веронца»
- 1963 — «Принцесса Турандот»
- 1966 — «Конармия»
- 1967 — «Варшавская мелодия»
- 1971 — «Антоний и Клеопатра»
- 1985 — «Мария Тюдор»
- 1994 — «Милый лжец»
- 2015 — «Возьмите зонт, мадам Готье!»
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Биография Юлии Борисовой
ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2023 года стало известно , что на 99-м году жизни умерла народная артистка СССР Юлия Борисова.
Происхождение и образование
Юлия Константиновна Борисова родилась 17 марта 1925 года в Москве.
В 1947 году окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина (ныне Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова).
Актерская карьера
С 1947 по 2023 годы Юлия Борисова являлась актрисой Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова. Среди ее первых ролей были Геро в спектакле "Много шума из ничего" по пьесе Уильяма Шекспира и Эпонина в инсценировке романа Виктора Гюго "Отверженные". В 1955 году большой успех Юлии Борисовой принесла роль купеческой дочери Анисьи в постановке "На золотом дне" по пьесе Дмитрия Мамина-Сибиряка. Особое место в творческой биографии актрисы занимал образ Настасьи Филипповны (спектакль "Идиот" по произведению Федора Достоевского). В 1958 году актриса сыграла эту роль в спектакле на сцене Вахтанговского театра и в экранизации Ивана Пырьева.
В 1963 году режиссер Рубен Симонов восстановил знаменитый спектакль "Принцесса Турандот" по сказке Карло Гоцци, впервые сыгранный на сцене Театра им. Вахтангова (в то время - Третья студия Московского художественного театра) еще в 1922 году. В этой постановке, ставшей символом Вахтанговского театра, Юлия Борисова исполняла роль Турандот на протяжении нескольких десятилетий.
Кроме этого, в театральной карьере Юлии Борисовой было более 60 ролей. В их числе Эпифания в "Миллионерше" по произведению Бернарда Шоу, Валька в "Иркутской истории" по пьесе Алексея Арбузова, Гелена в "Варшавской мелодии" по произведению Леонида Зорина, Стелла Патрик Кэмпбелл в "Милом лжеце" по пьесе Джерома Килти, Клеопатра в "Антонии и Клеопатре" по трагедии Уильяма Шекспира, Кручинина в "Без вины виноватых" по пьесе Александра Островского.
По многим спектаклям с участием Юлии Борисовой были созданы телефильмы. В художественном кино, помимо Настасьи Филипповны в "Идиоте" Ивана Пырьева, она сыграла Елену Кольцову в фильме "Посол Советского Союза" (1969, режиссер Георгий Натансон). В этой картине прообразом главной героини послужила Александра Коллонтай, знаменитый советский дипломат и государственный деятель.
Общественная деятельность, членство в профессиональных организациях
Юлия Борисова была депутатом Верховного совета РСФСР, входила в состав президиума Дома актера им. А. А. Яблочкиной.
Являлась членом Союза кинематографистов РФ.
Звания, награды
Герой Социалистического Труда (1985).
Народная артистка СССР (1969).
Юлия Борисова была награждена орденами Трудового Красного Знамени (1960), Ленина (1971, 1985), Октябрьской революции (1975), "За заслуги перед Отечеством" II, III и IV степеней (2019, 1995, 2010).
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского 1966 года, Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1994 года.
Обладательница театральных премий "Хрустальная Турандот" (1991) и "Золотая маска" (1996), российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова "Фигаро" (2016).
Фильм о Юлии Борисовой
Жизни и карьере актрисы посвящен документальный фильм "Юлия Борисова. Молчание Турандот" (2018, режиссер Виктор Ющенко).
Теги: © Информационное агентство ТАСССвидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/2375-yuliya-borisova.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/yuliya-borisova/
- https://tass.ru/info/18469107