День в истории. 14 марта: родился украинский актёр, который попал в русский плен и продавал славянский шкаф

Бучма Амвросий Максимилианович

Амвро́сий Максимилиа́нович Бу́чма (укр. Амвросій Максиміліанович Бучма ) (1891—1957), украинский советский актёр и режиссёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист СССР (1944). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1949). Один из основателей украинского театрального и киноискусства XX века. Член ВКП(б) с 1942 года.

Биография

Поиски творческого пути

Родился в семье железнодорожного рабочего и прачки. Был младшим из девяти детей. После окончания четырёхклассного училища работал чернорабочим, маляром, каменщиком, дровосеком, кельнером, музыкантом.

В 1905 году в возрасте 14 лет принят в качестве хориста и актёра на «выходные» роли на сцене украинского драматического театра общества «Русская беседа» (Львов), который возглавлял И. Д. Стадник. Первый выход в спектакле «Счастье отца» (1905). Молодой актёр был музыкален от природы, надёлён чувством ритма. Бучма играл на нескольких музыкальных инструментах, танцевал, занимался гимнастикой, был одарённым рисовальщиком и гримёром, слыл находчивым импровизатором. Вскоре он стал одним из популярных театральных актёров Галиции. Исполнял разнообразные роли в драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, опереттах: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Гурман и Задорожный («Украденное счастье» И. Я. Франко), Базилио и Бридуазон («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Пузырь и Маюфес («Хозяин» И. К. Карпенко-Карого), Вагнер («Фауст» И.-В. Гёте), Бен-Акиба и Акоста («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), кавалер, маркиз, Фабрицио («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Петро, Михайло, Иван («Суета» И. К. Карпенко-Карого), Омелько и Гервасий («Мартын Боруля» И. К. Карпенко-Карого), Освальд («Привидения» Г. Ибсена).

В 1919 году возглавил товарищество «Новый Львовский театр», где поставил «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1920). В 1920 в результате объединения этого общества с группой актёров «Молодого театра» во главе с Г. П. Юрой в Виннице был создан Театр имени Франко. В этом коллективе до 1921 Бучма играл преимущественно комедийные роли в пьесах Мольера, Бомарше, Гольдони. Среди них выделяется роль Барона («На дне» Горького, 1921). В 1921 году он отделился, основав в Черкассах студию имени Франко, переехал с нею в Херсон.

Период «Березиля» и кинематографа

После ликвидации студии в 1922 году вступил в только что организованное в Киеве художественное объединение «Березиль» под руководством Леся Курбаса. Здесь он создает значительные сценические образы: Хиггинс («Джимми Хиггинс» по Э. Б. Синклеру, 1923), шут («Макбет» В. Шекспира, 1924), Иван Каляев («Накануне» по Поповскому, 1925), брат Жан («Жакерия» П. Мериме, 1925).

В 1924 году состоялся кинодебют Амвросия Бучмы в фильме «Сон Толстопузенко». Когда «Березиль» в 1926 году переезжает в Харьков, Бучма уходит из театра и сосредотачивается на кино. В 1926—1930 годы он работает на Одесской киностудии ВУФКУ как актёр и режиссёр. Роли: Тарас Трясило («Тарас Трясило», 1926), Микола Джеря («Микола Джеря», 1926), Тарас Шевченко («Тарас Шевченко», 1926), Эмиль («Проданный аппетит», 1928), Гордей Ярощук («Ночной извозчик», 1928).

В 1930 году Бучма возвращается в «Березиль» (с 1933 года — Харьковский академический украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко) в Харьков. В этот период созданы образы Дударя («Диктатура» И. К. Микитенко, 1931), Гайдая («Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, 1933), Кречет («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, 1934), Павел Железнов («Васса Железнова» М. Горького, 1935). В 1933—1935 годы актёр позировал скульптору М. Г. Манизеру для фигур умирающего гайдамака и крестьянина, несущего жернов, на многофигурном памятнике Шевченко в Харькове, став соавтором этих полных выразительности образов.

Киевский период

С 1936 года и до конца жизни Бучма работал в Киеве в КУАДТ имени И. Я. Франко как актёр и режиссёр. Художник большой жизненной правды, Бучма вошёл в историю театра как создатель образов, отличающихся психологической глубиной, предельной искренностью в передаче чувств, яркостью сценических характеристик, неповторимым своеобразием. Игра Бучмы характеризовалась богатством интонаций, выразительностью, четкостью движений, жестов. В своих сценических образах актёр глубоко раскрывал идейное содержание произведения, передавая его социальный, общественный смысл. Во время войны находился с театром в Семипалатинске и Ташкенте, выезжал на фронт.

Роли в театре: Роман Круча («Банкир» А. Е. Корнейчука, 1937), Иван Барильченко («Суета» И. К. Карпенко-Карого, 1936), Пузырь («Хозяин» И. К. Карпенко-Карого, 1939), Семён Котко («Шёл солдат с фронта» В. П. Катаева, 1938), Задорожный («Украденное счастье» И. Я. Франко, 1940), Иван Коломийцев («Последние» М. Горького, 1937), Ленин («Правда» А. Е. Корнейчука, 1937), Макар Дубрава («Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, 1948).

Лучшие роли в кино: Кичатый («Назар Стодоля», 1937), генерал Терешкевич («Щорс», 1939), Тарас Яценко («Непокорённые», 1945), Алексей Басманов («Иван Грозный», 1945), Задорожный («Украденное счастье», 1952).

В 1945—1948 гг. — художественный руководитель Киевской киностудии.

Умер 6 января 1957 года в результате продолжительной и тяжелой болезни Паркинсона. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Семья

  • 1-я жена — Самийленко, Полина Никитична (1889—1984), театральная актриса, заслуженная артистка Украинской ССР.
  • 2-я жена — Бжеская, Валентина Ефимовна (1896—1977), театральная актриса, заслуженная артистка Украинской ССР, мать кинорежиссёра И. Ю. Бжеского.

День в истории. 14 марта: родился украинский актёр, который попал в русский плен и продавал славянский шкаф

Амвросий Бучма в роли немецкого солдата в фильме Арсенал - РИА Новости, 1920, 14.03.2021

130 лет назад во Львове появился на свет Амвросий Максимилианович Бучма - самый яркий актёр украинского театра и кино, равных которому нет и никогда не будет. Я же попытаюсь освежить в памяти его самые знаменитые роли и поведать его уникальную биографию

Австрийскоподданный Бронек

О ранних годах Амвросия написано и много, и мало одновременно. То есть чтива немало, но целостная картина из этой массы складывается с трудом, а лакун в ней меньше не становится.

Итак, родился Бронек, в отличие от других знаменитых деятелей украинского театра не в селе, а в городе, причём в Лемберге, где восточнославянское население находилось в подавляющем меньшинстве.

22 мая 2020, 01:00

В 1890 году, то есть за год до появления на свет Амвросия Бучмы, численность поляков достигла там 67 786 человек (52,59%), и поэтому в народе город именовали Львовом, как и до попадания его под власть династии Габсбургов-Лотарингских. 36 160 человек (28,26%) были иудеями. Численность греко-католиков достигла 21 876 человек, или 17,10% населения города. На другие национально-конфессиональные группы приходилось 2651 человек (2,07%). Всё население города в 1890 году составляло 127 943 человека.

Итак, Бронек входил в третью по количеству религиозную группу города. Были ли его родители выходцами из окрестных сёл или коренными жителями Лемберга, и сам Бучма, и его биографы деликатно умалчивают. По крайней мере, никаких упоминаний о сельской родне в литературе не приводится и связь с погибшим в Талергофе крестьянином из села Каменка Лесная (близ Равы-Русской), русофилом Яковом Бучмой, а также выжившими там двумя его сыновьями не прослеживается напрямую, хотя некоторые исследователи и говорят, что это кузен его отца.

Сам Амвросий Максимилианович описывает своё происхождение так:

«В старинном, богатом на исторические памятники украинском городе Львове в семье железнодорожника Максимилиана Бучмы и его жены Марии 14 марта 1891 родился девятый и последний ребенок — автор этих строк. Поднимается вверх маленькая улица имени Петра Жалобы (ныне имени Пирогова). Там, возле собора святого Юра, стоял небольшой одноэтажный домик, где прошло мое детство».

Дом не сохранился, а памятный знак на этом месте подвергся осквернению в 2017 году.

Из всех детей в их семье выжило только двое: самая старшая — Ольга и младший — Бронек. Между ними было двенадцать лет. И если бы эта семья жила лет на восемьдесят ранее, то такая дань на алтарь естественного отбора была бы понятной и вполне оправданной, но тогда, когда железнодорожник Максимилиан и прачка Мария обзаводились потомством, это говорило только о плохом уходе и незнании элементарных правил гигиены практически в центре большого европейского города. На российской территории выживаемость была куда лучшей, что видно по биографиям, например, его сверстника Павла Тычины или чуть более молодой Голды Меир.

Амвросий Максимилианович Бучма биография

Амвро́сий Максимилиа́нович Бу́чма (укр. Амвросій Максиміліанович Бучма) (1891—1957), украинский советский актёр и режиссёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист СССР (1944). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1949). Один из основателей украинского театрального и киноискусства XX века. Член ВКП(б) с 1942 года.

Поиски творческого пути

Родился в семье железнодорожного рабочего и прачки. Был младшим из девяти детей. После окончания четырёхклассного училища работал чернорабочим, маляром, каменщиком, дровосеком, кельнером, музыкантом.

В 1905 году в возрасте 14 лет принят в качестве хориста и актёра на «выходные» роли на сцене украинского драматического театра общества «Русская беседа» (Львов), который возглавлял И. Д. Стадник. Первый выход в спектакле «Счастье отца» (1905). Молодой актёр был музыкален от природы, надёлён чувством ритма. Бучма играл на нескольких музыкальных инструментах, танцевал, занимался гимнастикой, был одарённым рисовальщиком и гримёром, слыл находчивым импровизатором. Вскоре он стал одним из популярных театральных актёров Галиции. Исполнял разнообразные роли в драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, опереттах: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Гурман и Задорожный («Украденное счастье» И. Я. Франко), Базилио и Бридуазон («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Пузырь и Маюфес («Хозяин» И. К. Карпенко-Карого), Вагнер («Фауст» И.-В. Гёте), Бен-Акиба и Акоста («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), кавалер, маркиз, Фабрицио («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Петро, Михайло, Иван («Суета» И. К. Карпенко-Карого), Омелько и Гервасий («Мартын Боруля» И. К. Карпенко-Карого), Освальд («Привидения» Г. Ибсена).

В 1919 году возглавил товарищество «Новый Львовский театр», где поставил «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1920). В 1920 в результате объединения этого общества с группой актёров «Молодого театра» во главе с Г. П. Юрой в Виннице был создан Театр имени Франко. В этом коллективе до 1921 Бучма играл преимущественно комедийные роли в пьесах Мольера, Бомарше, Гольдони. Среди них выделяется роль Барона («На дне» Горького, 1921). В 1921 году он отделился, основав в Черкассах студию имени Франко, переехал с нею в Херсон.

Период «Березиля» и кинематографа

После ликвидации студии в 1922 году вступил в только что организованное в Киеве художественное объединение «Березиль» под руководством Леся Курбаса. Здесь он создает значительные сценические образы: Хиггинс («Джимми Хиггинс» по Э. Б. Синклеру, 1923), шут («Макбет» У. Шекспира, 1924), Иван Каляев («Накануне» по Поповскому, 1925), брат Жан («Жакерия» П. Мериме, 1925).

В 1924 году состоялся кинодебют Амвросия Бучмы в фильме «Сон Толстопузенко». Когда «Березиль» в 1926 году переезжает в Харьков, Бучма уходит из театра и сосредотачивается на кино. В 1926—1930 годы он работает на Одесской киностудии ВУФКУ как актёр и режиссёр. Роли: Тарас Трясило («Тарас Трясило», 1926), Микола Джеря («Микола Джеря», 1926), Тарас Шевченко («Тарас Шевченко», 1926), Эмиль («Проданный аппетит», 1928), Гордей Ярощук («Ночной извозчик», 1928).

В 1930 году Бучма возвращается в «Березиль» (с 1933 года — Харьковский академический украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко) в Харьков. В этот период созданы образы Дударя («Диктатура» И. К. Микитенко, 1931), Гайдая («Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, 1933), Кречет («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, 1934), Павел Железнов («Васса Железнова» М. Горького, 1935). В 1933—1935 годы актёр позировал скульптору М. Г. Манизеру для фигур умирающего гайдамака и крестьянина, несущего жернов, на многофигурном памятнике Шевченко в Харькове, став соавтором этих полных выразительности образов.

С 1936 года и до конца жизни Бучма работал в Киеве в КУАДТ имени И. Я. Франко как актёр и режиссёр. Художник большой жизненной правды, Бучма вошёл в историю театра как создатель образов, отличающихся психологической глубиной, предельной искренностью в передаче чувств, яркостью сценических характеристик, неповторимым своеобразием. Игра Бучмы характеризовалась богатством интонаций, выразительностью, четкостью движений, жестов. В своих сценических образах актёр глубоко раскрывал идейное содержание произведения, передавая его социальный, общественный смысл. Во время войны находился с театром в Семипалатинске и Ташкенте, выезжал на фронт.

Роли в театре: Роман Круча («Банкир» А. Е. Корнейчука, 1937), Иван Барильченко («Суета» И. К. Карпенко-Карого, 1936), Пузырь («Хозяин» И. К. Карпенко-Карого, 1939), Семён Котко («Шёл солдат с фронта» В. П. Катаева, 1938), Задорожный («Украденное счастье» И. Я. Франко, 1940), Иван Коломийцев («Последние» М. Горького, 1937), Ленин , Макар Дубрава («Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, 1948).

Первым в истории украинского театра сыграл роль Ленина («Правда» А. Е. Корнейчука, 1937).

Лучшие роли в кино: Кичатый («Назар Стодоля», 1937), генерал Терешкевич («Щорс», 1939), Тарас Яценко («Непокорённые», 1945), Алексей Басманов («Иван Грозный», 1945), Задорожный («Украденное счастье», 1952).

В 1945—1948 гг. — художественный руководитель Киевской киностудии.

С 1940 года преподавал в Киевском институте имени И. К. Карпенко-Карого, профессор (1940). Среди его учеников: К. П. Степанков

Умер 6 января 1957 года в результате продолжительной и тяжелой болезни Паркинсона. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

1-я жена — Самийленко, Полина Никитична (1889—1984), театральная актриса, заслуженная артистка Украинской ССР.

2-я жена — Бжеская, Валентина Ефимовна (1896—1977), театральная актриса, заслуженная артистка Украинской ССР, мать кинорежиссёра И. Ю. Бжеского.

Мемориальная табличка на доме, в котором жил Амвросий Бучма в Киеве

На доме, где Бучма жил в Киеве (улица Владимирская, 14), установлена мемориальная доска.

В 1967 году в его честь названа улица в Киеве.

В 1976 году в Одессе, на территории киностудии, установлен бюст А.М. Бучмы работы скульптора А. Соловьева.

В конце 1990-х годов, к 105-летию А.М. Бучмы, улицу на окраине Одессы в районе Ленпоселок, названную в честь Степана Олейника (ранее улица 5-го Декабря), переименовали в улицу Амвросия Бучмы, однако на большинстве карт улица до сих пор носит название Олейника.

Награды и премии

Сталинская премия второй степени (1941) — за большие достижения в области театрально-драматического искусства

Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение главной роли в спектакле «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука

Три ордена Трудового Красного Знамени, медали.

В Украинском драматическом театре имени Франко

1920 — «Молодость» М. Гальбе

1920 — «Завет» по Т. Г. Шевченко

1920 — «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса

1921 — «Хозяйка гостиницы» («Мирандолина») К. Гольдони

1921 — «Северные богатыри» Г. Ибсена

1939 — «Судьба поэта» С. Е. Голованивского

1939 — «Хозяин» И. К. Карпенко-Карого

1940 — «Украденное счастье» Франко, Иван ЯковлевичИ. Я. Франко

1942 — «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко

1942 — «Наталка-Полтавка» И. П. Котляревского

1945 — «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» А. Е. Корнейчука

1947 — «Далеко от Сталинграда» А. А. Сурова

1951 — «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко

В Украинском театре оперы и балета имени Шевченко

1953 — «Наталка-Полтавка» Н. В. Лысенко

1928 — За стеной

1924 — Сон Толстопузенко

1924 — Макдональд — Макдональд

1924 — Вендетта — ночной сторож

1925 — Арсенальцы — рабочий

1925 — Укразия — казачий полковник

1926 — Тарас Шевченко — Тарас Шевченко

1926 — Тарас Трясило — Тарас Трясило

1926 — Микола Джеря — Микола Джеря

1928 — Проданный аппетит — Эмиль

1928 — Ночной извозчик — Гордей Ярощук

1928 — Накануне — Сашка-музыкант

1928 — За стеной

1928 — Джимми Хиггинс — Хиггинс

1928 — Арсенал — немецкий солдат

1930 — Пять невест — Йоселе, Лейзере

1931 — Фата моргана — Андрей Гудзь

1932 — Приятного аппетита — Карп Галактионович

1932 — Атака — Петер

1934 — Большая игра — парторг Чингиз

1935 — Последняя ночь

1937 — Назар Стодоля — Фома Кичатый

1939 — Щорс — генерал Терешкевич

1940 — Ветер с востока — Хома Габрысь

1944 — Иван Грозный — Алексей Басманов

1945 — Непокорённые — Тарас

1945 — В дальнем плавании — боцман Дзюба

1947 — Подвиг разведчика — Агроном Лещук

1952 — Украденное счастье — Залорожный

Рекомендуемый контент:

Количество просмотров: 6535

Источники:

  • https://stavkvantorium.ru/3ee7ad5129/%D0%91%D1%83%D1%87%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • https://ukraina.ru/20210314/1030816189.html
  • https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=1489
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.