Бушнов Михаил Ильич биография, новости, фото
Михаил Бушнов: «У меня был очень хороший Ленин».
Вместе с единственным на Юге России народным артистом Советского Союза, лауреатом госпремии и почетным гражданином Ростова «Главный» исследовал лабиринты театра имени Горького, выяснил, как надо общаться с чиновниками и чем определяется амплуа актера.
Бушнов:
— Значит, мы начинаем нашу прогулку сверху, с СТД (Союз Театральных Деятелей. — «Главный»), а потом будем спускаться вниз, в театр?
«Главный»:
— Если идти одному, то наверняка заблудишься.Бушнов:
— Запросто. Когда театр был восстановлен, это помещение отдали СТД, тогда ВТО
(Всероссийское театральное общество. — «Главный»). Председателем ВТО был товарищ Шатуновский. Потом Провоторов, потом Молчанов. В 1973 году Бушнов Михаил Ильич пришел руководить этим отделением. Все эти витражи, туалет с Адамом и Евой — все это сделал Бушнов как прораб. Нашему отделению будет 95 лет в 2011 году.
«Главный»:
— Раньше здесь часто проводились какие-то вечеринки.Бушнов:
— Сейчас — редко. Только какие-то актерские праздники, дни рождения. Вот, смотрите, мы сами сделали буфетную стойку. Раньше нам выдавали деньги на творческую работу, «развлеченческую». Сейчас финансируют в основном фестивали — «Минифест», «Русская комедия», «Декада донского театра», «Мельпомена». Про меня написано много. Не так уж, конечно, чтобы очень. В последнее время все меньше и меньше пишут. Потому что играю я все меньше. Театр — такое дело, что все зависит от репертуара.
«Главный»:
— А эта часть здания существовала и до того, как здание было разрушено в 1942 году?Бушнов:
— Думаю, что была. В 1942 году была взорвана вся середина театра — половина зала, службы, сцена. В театре было две тысячи мест, два яруса. Сцена по объему была такая же, но она была не там, где сейчас, а немного дальше, когда будем проходить вдоль окон, мы ее увидим. Потом, когда театр восстанавливали, его укоротили, сузили, сделали 1100 мест и три яруса — партер, бельэтаж, балкон. Беда этого театра — не очень хорошая слышимость.
В ТЮЗе есть специальные кувшины, которые убирают эхо. Поэтому звук там чистый. А здесь есть провалы. Кстати, на балконе слышно лучше. Четче. В 1935 году в только что построенное здание приехал товарищ Завадский, и примерно четыре года он здесь работал. С Марецкой, Пляттом и всеми остальными.
«Главный»:
— А вы в детстве ходили в театр Завадского?Бушнов:
— Ходил. Самое большое воспоминание о Мордвинове. Он был лысый, играл запорожского казака. У казака был оселедец. И по ходу спектакля оселедец отвалился. Никаких художественных впечатлений у меня не осталось, а это запомнил. И тогда я понял, что такое театр. Оказывается, наклеить можно все, что угодно. Потом, когда я начал лысеть, я этим пользовался. Из-за этого полысел еще больше.
«Главный»:
— А где располагался театр после войны?Бушнов:
— В здании, где сейчас филармония. А в 1963 году он перешел сюда. Понятно? Здесь работали Никитин — герой-любовник и основной герой, Леондор — комик. Был Кольцов, который потом играл во МХАТе. Здесь работала целая плеяда прекрасных актеров — Ш еин, Швейцер, Шатуновский, Лобода, Чупрунова, Кузнецова, Кржечковская, Пашина. Из старшего и средне старшего поколений остался один Бушнов Михаил Ильич. Нет даже 70-летних. Кржечковская ушла из театра. Иногда она работает в отдельных спектаклях. Ушел из театра и Богодух, по каким-то причинам.
«Главный»:
— Прочитал, что вы видели, как горел театр и как вступали в Ростов немцы?Бушнов:
— Нет, как горел театр, я не видел. Меня в это время в Ростове не было. Я был здесь во время первого наступления немцев на Ростов. С 20-го по 29-е ноября 1941 года. Тогда наши отбили Ростов. Театр не горел, а Ростов, да, горел — в основном из-за бомбежки. Шли грабежы, люди кинулись в магазины, на склады. Было такое. Можно час рассказывать, как мы, мальчишки, помогали входящим войскам, как помогали им провести рекогносцировку. Они нас благодарили за это. Помню, как бежали немцы, как они расстреливали людей около
дома на Нольной, там, где сейчас висит мемориальная доска. Людей расстреляли 29-го, часа в четыре утра, а мы там были через два часа после расстрела, а может, даже и раньше. Немецкие офицеры — уже бежавшие — на нас не обращали никакого внимания. Мотоциклисты мчались в нижнем белье. Потом я видел их убитыми.
«Главный»:
— Как я понимаю, в детстве вы не были каким-то пай-мальчиком?Бушнов:
— Нет, пай-мальчиком я не был, но я не был и хулиганом. Я был упертым хорошим
мальчиком, который не понимал, что такое четверка. Почему нельзя пятерку получить? Я показывал своему сыну зачетную ведомость. «Отлично», «отлично», «отлично», «отлично». Он говорит: «Боже мой, какая скука».
«Главный»:
— Вы еще и на гитаре играли.Бушнов:
— На гитаре играл. Это я так девчонок охмурял. Тем более, что у меня какой-то особый обертональный голос. Пою им: «Я не хочу. » Она сразу думает: «Боже мой, Бушнов, Бушнов. » А у Бушнова просто голос такой. А вон там, внизу, в парке Октябрьской революции был фонтан, он был частью системы охлаждения театра. В 1947 году я вернулся из армии, поступил сразу в три училища — в ГИТИС, в Щукинское и театрально- музыкальное училище имени Глазунова. Но выбрал Щукинское. Причем в Щуку поступал, когда уже был зачислен в ГИТИС. Потом я узнал, что члены приемных комиссий двух вузов обсуждали меня: как же так, он уже зачислен в ГИТИС, на что им отвечали, что мальчик хочет вахтанговскую школу. А в Щукинское училище я решил поступать, потому что среди моих друзей оно считалось лучшим.
Мы заходим в библиотеку СТД .
Бушнов (работницам библиотеки):
— Вот я привел вам корреспондентов. Вот наша выставка. Вот — Бушнов, кстати, и книжечка его. Оля, скажи, у вас мою книжку украли?
Оля:
— Какую?Бушнов:
— Маленькую.Оля:
— Вы же вторую книжку нам подарили. Вторую не украли.Бушнов:
— Вот моя книжка, здесь есть и мои стихи, я еще стихи пишу, между прочим.Оля:
— Мы поздравления получаем только в стихах.Бушнов (открывает книжку):
— Вот, видишь, Ленин. Самое мое главное достоинство — пусть мои слова покажутся нескромными — это ящичек души, из которого можно извлекать разного типа эмоции, основанные на понимании данного типа характера в данных предлагаемых обстоятельствах. Я согласен с Банионисом, который говорил, что амплуа — это качество души, это ее амплитуда. Если ваша душа берет и героя, и злодея, значит, амплитуда большая. Например, я играл и Ленина, и деда Щукаря.
«Главный»:
— Тогда требовалось какое-то разрешение на роль Ленина?Бушнов:
— А как же? Нужно было разрешение, нужно было посылать запись голоса. «Товагищи, революция, о котогой говорили большевики, совершилась». «Дорогая Надя, ну, все хогошо, все в порядке». И так далее. Нужно было послать голос, фотографию — анфас, профиль. И ЦК партии говорило: «Можно». У меня был очень хороший Ленин. Моя фотография Ленина совершенно неотличима от оригинала. С этой ролью связано много анекдотов. Как-то мы поехали в Новочеркасск, а я был в гриме. Нас остановил гаишник, спросил у водителя:
«Куда едешь?» — «В Новочеркасск». — «Кого везешь?» — «Ленина». — «Я тебе сейчас такого Ленина дам». И матом. «Все проколю, что у тебя есть». И идет к машине. Открывает дверь в салон, а там — Л енин. Спрашиваю: «Товагищ стагший лейтенант, на посту все в порядке?» Он сразу приложил руку к козырьку. Вот ты слышал такое выражение «Язык колом»? Тогда я впервые увидел, что это значит.
«Главный»:
— Это какой был год?Бушнов:
— Конец 60-х или 70-х.«Главный»:
— Интересно, что подумал милиционер. после того, как вы представились ему Лениным?Бушнов:
— Ничего не подумал. Я потом был на приеме в ГАИ и рассказал им об этом случае. Они говорят: «Знаем, это старший лейтенант Иванов, он рассказывал». Что он подумал? Он с
ума сошел. Вот мои фотографии. Библиотека одна из крупнейших библиотек Юга. Филиал центральной библиотеки СТД. Здесь редкий фонд, дореволюционные архивы, рецензии. Вот у нас раздел «Сельское хозяйство», «Транспорт». Здесь у нас висит портрет Шекспира, а не Станиславского. Еще Пастернак есть.
Оля:
— Скоро будет и Станиславский. Мы отобрали 6 режиссеров, планируем повесить.
Идем по коридору в сторону малой сцены.
Бушнов:
— А это малая сцена театра драмы. Оформление, занавес, все сделано по моим чертежам. Триста мест. Здесь играются спектакли и проводятся заседания СТД.
«Главный»:
— Когда-то здесь показывал свои спектакли и театр «Эпос».Бушнов:
— Был такой.«Главный»:
— Как вы считаете, достаточно ли Ростову четырех театров? Были попытки же организовать и другие театры.
Бушнов:
— Были. Но театр без поддержки государства, без меценатов не выживет. Поэтому вряд ли в Ростове появятся еще театры.
«Главный»:
— В Свердловской области 38 театров.Бушнов:
— А у нас всего 8. Так сложилось. А вот доска, посвященная нашим актерам, погибшим на фронте. Их жены, по крайней мере жена Федосеева, сюда цветы приносили, когда ваза была. Ну пойдемте вниз. В 1951 году я вернулся в Ростов. Можно было идти или в театр Горького или в театр комедии.
«Главный»:
— А что это был за театр комедии? Прообраз ТЮЗа?Бушнов:
— Нет, это был театр, который исследовал именно суть комедии. В репертуаре были разные национальные пьесы. Помню, что играл у Ашота Бабаяна молодого человека 14 лет, потом играл в какой-то азербайджанской пьесе. «Панимаэшь, да?» Имран Касумов написал пьесу «Мы так недолго живем». Режиссер вызвал меня и говорит: «Роль есть». Я: «Сколько лет?».
Он: «147». — «Ты что, с ума сошел? У меня есть молодые поклонницы». А он говорит: «Кроме тебя никто не сыграет». А это такая сладкая удавка, когда говорят, что кроме тебя никто не сыграет. Я сыграл. Хорошо. Приезжал автор, «сматрэл», да. Потом на сцену выходил, да? Галстук французский с «себе» снимал? Да? Мне на шею надевал, обнимал, целовал? И говорил, что народ-ные артисты Азербайджана играли эту роль, но душу азербайджанскую никто так не выразил. Целовал меня очень сильно. Мне всегда удавалось играть национальные характеры. Так было и с грузинским «Кохтой». Автор этой пьесы так меня полюбил, что хотел свою дочку за меня отдать. Это было еще в театре комедии, который располагался в помещении нынешнего ТЮЗа. А в 1956 году его переделали в театр Ленинского комсомола. Ленком был ростовский. И там я играл уже и в пьесах Шатрова — «Именем революции», «Продолжение». В пьесе Михайлика «И один в поле воин» я был немецким офицером, который на самом деле являлся русским разведчиком. Сыграли более ста спектаклей, более ста аншлагов. Я был тогда такой худой, надевал «толщинки» — ватные
подстилки, чтоб выглядеть толще. Играли в том числе и летом. Представляешь, каким я был после этого? В человеческом поте есть соль. И соль приходилось просто отряхивать, когда костюм высыхал. Его ж не могли стирать каждый раз. Там у меня уже появились поклонники и поклонницы. Между прочим, я похож на все национальности сразу. На еврея, на армянина, только не на русского, хотя все мои корни на Дону. Мать у меня из Боковской станицы, а отец — из Кочетовской. Но в роду есть греки и есть французы. Моя фамилия отчасти французская — Буш, (кустарник). Отец мне рассказывал, что казаки привезли с собой с войны 1812 года парнишку-француза, лет пятнадцати. Он у них был что-то типа сына полка. Парнишка женился на казачке. У них родились дети. О них говорили: «Буш старый и Бушновые», новые Буши. Меня отец, кстати, всегда называл Мишелем.
«Главный»:
— А кто ваш отец?Бушнов:
— Сначала он был квартирмейстером в РККА (Рабоче-Крестьянская Красная армия. — «Главный»), потом работал бухгалтером. Он недолго прожил — отца осудили по 58-й статье, просто за то, что слушал анекдоты. Мать закончила немного классов, но она была артистической натурой, научила играть меня на гитаре. Она мне говорила: «Слышишь, как кастрюли кричат». Это значило, что кастрюлю надо помыть. Я потом сыновьям своим так говорил: «Слышите, как кастрюли кричат?» Жаль внуков нет. Но, может, еще будут.
Мы упираемся в дверь с надписью «Закулисье», это вход на экспериментальную сцену. За дверью репетирует артистка Юлия Борисова с партнером.
Бушнов:
— Это экспериментальная сцена. А вот пошивочный цех. Здесь работают люди, которые делают из дерьма конфетку.
«Главный»:
— А что это мы видим из окна?Бушнов:
— Здесь как раз и была сцена, до того как театр сгорел. Видишь кругляшку — вот там
была сцена. За стеной — Зеленый театр. А раньше там были души, спортивные залы.
Целая пристройка, огромный дом. Я был там. Но продолжим. В 1962 году Ленком расформировали и меня перевели в театр имени Горького. Здесь я сыграл больше 200 ролей. Любимых — 70-80, не меньше. Не могу сказать, что у меня вообще не было провалов.
Но в общем и целом провалов не было. Я относился к работе серьезно и звания не просил. Они приходили сами. Документы на заслуженного артиста подали, когда еще работал в Ленкоме, а когда я пришел в театр имени Горького, мне сказали, подожди, дорогой, есть и другие, кому нужно получить звание. Народным я стал только через 17 лет, в 1968 году. В 1985 году получил народного артиста СССР, а в 2000-м — «Золотую маску» в номинации «За честь и достоинство».
У меня дома есть стенка, где развешано штук пятнадцать медалей. Больше места нет, и половина лежит в ящиках.
В коридоре рядом с пошивочной мы натыкаемся на невиданных размеров манекен.
Бушнов:
— Это манекен на крупную женщину. Да, у нас есть и крупные женщины. Вот и мужчина у нас есть толстый.
«Главный»:
— Первый раз вижу такие манекены.Бушнов:
— А вот Сергей Галкин, заслуженный артист России, один из столпов театра, разговаривает по телефону. (Галкин не обращает на нас внимания). Далее идут грим-уборные. Вот здесь сижу я, а здесь — Николай Евгеньевич Сорокин, он и художественный руководитель, и
директор. Чтобы пройти на сцену, надо спуститься сюда.
На сцене — лошадка из папье-маше. На мой вкус, коротковатая.
Бушнов:
— Это наша лошадь, которая играет в спектакле по Чехову.«Главный»:
— А раньше здесь был огромный лифт. В спектакле Кирилла Серебренникова.Бушнов:
— Два раза здесь стояли лифты. Один раз лифт обвалился, между прочим.«Главный»:
— Вы снялись в шести сериях серебренниковского «Ростова-папы», но фильм так полностью и не показали по телевидению.
Бушнов:
— Да, сыграл. А мог сыграть Сальвадора Альенде в фильме «Это сладкое слово «свобода». Я был на него очень похож, но театр не отпустил. А могла по-другому сложиться судьба. Я играл в «Оперативном псевдониме», в «Атамане».
Мимо нас по театральному фойе пробегает девочка.
Бушнов:
— Это мои ученицы. У нас есть филиал Санкт-Петербургской академии культуры, который по заявке театра вот уже четыре года воспитывает актеров. 14 человек. Пять бюджетников, остальные платят за свое обучение. В 1961 году я взял курс и сказал студентам: «Ребята, учимся вместе, я ничего не знаю про педагогику». Это был тот самый курс, на котором
потом учился Кайдановский. И другие ребята. Многие поумирали, хотя и моложе меня в пять раз. В училище искусств я выпустил 4 или 5 курсов, потом преподавал в колледже искусств, а потом — в филиале Санкт-Петербургской академии культуры. В 1997 году я получил звание профессора. Эту деятельность я люблю, она очень трудна, если к ней относиться серьезно. Вот уже несколько лет я преподаю сценическую речь. Четыре раза в неделю у меня занятия. Но я получаю удовольствие. Я педагог-воспитатель, потому что в моих руках судьбы 18–19-летних ребят. Все они из нашего региона. А наш регион — это скороговорка и орфоэпия. Многоударность. Школа не научила детей знакам препинания, а значит, построению фразы. Я вчера им говорю: «Мать твою, сто чертов, два курса уже прошло, мы все разобрали, а что
ж ты мне опять ставишь точку?» «Пятнадцать ослов, запряженных в телегу». После пятнадцати ослов они ставят точку. А это же деепричастный оборот. Чему их в школе учили?
«Главный»:
— Ваш самый известный ученик — Александр Кайдановский.Бушнов:
— На третьем курсе, когда Кайдановский учился у Молчанова, по каким-то причинам они не сошлись. То ли Кайдановский не сошелся с ним, то ли он был пьяный. О Кайдановском говорили, что у него сложный характер, что он дерзит, что он делает только то, что хочет. Он еще тогда поломал руку, и Молчанов его выгнал. Это было на третьем курсе. А у меня был четвертый курс. И я его взял. Я вообще всех к себе брал. Были люди, которые говорили,
мол, она проститутка, что-то такое. Но я шел навстречу студентам. И что-то из них получалось. Иногда меня за это упрекали, но я такой. И я взял Кайдановского, дал две роли — Ш еремета в «Домике на окраине», в «Мещанах» он кого-то играл. У меня с ним не было ни одного конфликта. Кроме того, он играл на гитаре, и я играл на гитаре. Я был на его первой свадьбе. Мы были товарищами. У меня со всеми студентами товарищеские отношения. Преподаватель должен быть товарищем студенту, отцом. Это сейчас я отец, а тогда в 1960 году мне было около сорока. Конечно, это был сложный парень. Он экзистенциален, он необычен. Его нельзя было мерять обычными мерками. Для него должна была существовать сетка дисциплины, но особая. Вот и все. Но уже тогда я услышал у него трагические нотки. Натура его предполагала другой метод познания мира. И с этим методом многие могли быть не согласны.
«Главный»:
— И что это за метод?Бушнов:
— Не знаю. Метод, который ему потом и портил жизнь, и помогал жить. Можно сказать, что он эгоцентрист? Да. Но это совсем не умаляет его качеств. У нас не было конфликтов. Пили вместе, играли. Потом мы встречались несколько раз. Но встречи были суше и суше. Недавно я разговаривал с Евгенией Симоновой, мы вспомнили его. Года три назад. Вот здесь,
в СТД, сидели. В книге о Кайдановском есть моя статья о нем.
«Главный»:
— Калягин как-то сказал, что он у вас учился работе с чиновниками и администрацией.Бушнов:
— Калягин? Да, говорил я ему об этом. Он был вместе со мной на приеме у Чуба. Я разговаривал с Чубом без заискивания. Без излишнего пиетета. Я к нему очень хорошо относился, и он ко мне хорошо относился. Я ко всем хорошо относился и с Иваном Афанасьевичем Бондаренко (первый секретарь Ростовского обкома КП СС с 1966 по 1984
годы. — «Главный») у нас были прекрасные отношения. Вот у нас электрическое освещение, лампы, мамбы, швамбы.
Бушнов Михаил Ильич биография, новости, фото
Мы в соцсетях
Михаил Ильич, спасибо, что был!
Собираясь написать статью о народном артисте СССР Михаиле Ильиче Бушнове, я тщательно подбирала материал: интервью, статьи, видео, спектакли, рассказы знакомых артиста. Изучив доступное, была в растерянности: всё, что хотелось бы написать, никак не вмещалось в рамки стандартной газетной статьи. Лично для меня фигура этого театрального гиганта, великого мастера, ветерана, патриота приобрела колоссальные размеры, пред чистым листом душа моя трепетала. Смогу, достойна, имею ли право писать о НЁМ? Бушнов – это не просто фигура значимая и известная, почитаемая и восхваляемая, это символ величия ушедшей советской империи, её принципов, морали и славы. Мощь страны - в её людях. А Михаил Ильич – достойнейший из сынов великой страны.
Имя Бушнова часто слышала в дорогой сердцу программе Любови Александровны Сурковой «Провинциальный салон», проникалась, осмысливала. А потом слова благодарности летели со сцены родного и любимого Новошахтинского драматического театра. С теплом, трепетом, преклонением Светлана Николаевна Сопова говорила, что театр признателен Михаилу Ильичу в содействии присоединения нашего театра к областной сети профессиональных театров. Тридцать лет Михаил Бушнов был председателем Ростовского регионального отделения Союза театральных деятелей России, а так же членом Общественного совета ГУ МВД России по Ростовской области. Человек редкой чистой души, профессионал, талантливый актёр, театральный и общественный деятель! И каждый год на международном театральном фестивале «Поговорим о любви» гости театра, зрители слышали это имя. Слышали, проникались благодарностью и ощущали незримую мощь фигуры великого актера.
Вы когда-нибудь задумывались, что значит для города наш театр? Что сделал он полезного и нужного? Почему люди разных возрастов вереницей тянутся к открытым дверям храма Мельпомены? Любовь всегда начинается с малого. И эту любовь мы должны показать нашим детям: «Смотри, дитя, это театр! Он твой, мой, наш! Он греет сердце и дорог нам! Он - часть того большого, необъятного, которое мы называем Родина. Театр расцветает, когда все счастливы, грустит, когда тяжело и больно. Театр – это душа города!»
На ум приходит известная фраза Евгения Вахтангова «Нет праздника – нет спектакля». И это непреклонная истина! Новошахтинск праздником обязан отчасти и Михаилу Ильичу Бушнову!
У Михаила Ильича была особая чувствительность к жизни. Всё что играл, он когда-то уже прожил. Этот колоссальный жизненный опыт давал ему возможность учить, наставлять, советовать. Со сцены он всегда разговаривал со зрителем. Незримый честный диалог человека с большим жизненным опытом: «Меня ценят за то, что я не задираю нос. Я доступен и прост в общении. Для меня важна зрительская любовь, когда в десятый раз приходят на тебя посмотреть и подпитаться. Меня любят не только как мастера перевоплощений и создателя определенных ролей, но прежде всего как человека, который разговаривает со зрителем. Хотя без ложной скромности должен сказать, что я - хороший актер». В его словах было много того, над чем надо задуматься. Иногда, мне кажется, Михаил Ильич видел всё наперед: «Наша задача - передать молодым эти два качества: любовь к Родине и умение побеждать». Думаю, для многих актёров-участников СВО сейчас эти слова, как заповедь.
Михаил Ильич Бушнов с коллективом Новошахтинского драматического театра
Михаил Ильич Бушнов с коллектив Новошахтинского драматического театра
Бушнов был всецело предан Родине и культуре. Окончив высшее театральное училище имени Бориса Щукина, был уже востребован, но вернулся на малую родину, в Ростов-на-Дону. И всю жизнь посвятил ростовским театрам. На своём 90-летнем юбилее сделал вдруг сенсационное заявление: «Я "голодный" артист. За шестьдесят лет работы совершенно не наигрался». Великий человек, фронтовик, профессор, Почётный гражданин Ростова и Ростовской области, Народный артист СССР, кавалер орденов, лауреат «Золотой маски», патриот своей страны, он сыграл более двухсот ролей! И каждая роль была уникальна, неповторима! Жажда жизни, любовь к театру и зрителю, преданность работе и искусству держали Михаила Ильича в тонусе, не давали состариться. Он и в 90 не был стар! Весел, подвижен, остроумен и так же, как и в юности влюблён в сцену и жизнь!
В этом году, 21 октября Михаилу Ильичу Бушнову исполнилось бы сто лет! Я не верю в смерть, и если поднять голову вверх и, обратившись к небесам, сказать: «Мы будем хранить в сердце то, что Вы завещали: любовь и добро, честь и долг, преданность и дружбу», он услышит и поймёт, что его жизнь была нужной, необходимой, яркой и запоминающейся. Ну а теперь, всё по порядку!
Народный артист СССР М.И. Бушнов и художественный руководитель Новошахтинского драматического театра С.Н.Сопова
«Здравствуйте, я – Бушнов!»
Может, вам покажется странным, но если бы у меня была машина времени, я бы воспользовалась ей, чтобы увидеть великих людей в детстве. И, конечно же, махнула бы в 21 октября1923 года, в день, когда родился Михаил Ильич Бушнов. Мне отчего-то кажется, что такой великий артист и появиться на свет должен был триумфально, со словами: «Здравствуйте, я – Бушнов!».
Родился Михаил Ильич в семье служащих в городе Ростове-на-Дону. Детство было обычное для города с приставкой «папа», пацанское: «А с ростовской шпаной я познакомился с детства. Был обычным уличным пацаном – футбол, чилика, гайданы. С той поры я подружился с Вовой Гречко, мы жили на одной улице (В.Г.Гречко – герой-разведчик, участник Парада Победы ). Я был бардом, так сказать, одной шайки. Пел им под гитару. Мой репертуар был – десятка два душещипательных песен. Конкурирующая шпана, из зависти, однажды заперла меня в подвале. Карманников я угадываю с первого взгляда. В троллейбусе сразу распознаю: глаза сосредоточенные, всё внимание на том, что у пассажира в руках. Были случаи, когда в самый ответственный момент я всё портил. Толкнёшь его вроде случайно: какая, мол, следующая остановка?».
Михаил Ильич Бушнов , фото с фронта
Бушнов, вперед!
Михаил Ильич многие месяцы носил с собой гитару, пел, играл, поддерживал солдат. Где только силы брались, ведь не доедал, не досыпал, усталость адская. И, когда совсем не оставалось сил у солдат, командир звал к себе артиста и говорил: «Бушнов, вперед!» И он вновь играл, пел и шутил. У Михаила Ильича было потрясающее чувство юмора. Он шутил про Гитлера, Муссолини, японцев. А солдаты вставали и шли дальше, освобождая метр за метром родную страну.
Осенью 1945 года Михаил Ильич был откомандирован в Ансамбль песни и пляски 37-й армии Южной группы войск. Вместе с ними выступал в Софии, Варне, Пловдиве. Первые его гастроли.
В 1947 году актер был демобилизован. 3 марта вернулся в родной город на улицу Горького дом 185. Постучался в дверь, они с мамой не узнали друг друга по голосу. Михаила не было дома пять лет. Когда Елизавета Сергеевна, мама актера, через приоткрытую на цепочку дверь увидела и узнала сына, то не могла несколько минут снять цепочку, боялась закрыть дверью лицо сына и упустить его из виду.
М.И. Бушнов на фронте
Волшебная Щука Бушнова
Сомнений в выборе профессии не было. Михаил Ильич поехал в Москву. На нем была военная шинель, денег на пальто не было. Подал документы в ГИТИС, театральное училище имени Щукина при театре Вахтангова и театрально-музыкальное училище имени Глазунова. И прошёл! Прошел во все три! Выбрал Щукинское театральное училище, которое подарило миру великого русского актера! Вместе с Бушновым учились Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Ролан Быков, Олег Стриженов. Михаилу Ильичу Бушнову было 27 и весь мир лежал пред его ногами! Он вернулся в родной город. Сначала работал в театре комедии, затем в театре Ленинского комсомола и вот, судьба привела актера в драматический театр имени Горького. Позже многие столичные и известные театры приглашали Бушнова к себе, но он отказывался и отвечал: « Мало ли где хорошо. Здесь мои зрители. Здесь прошло моё детство. Отсюда я уходил на фронт, чтобы защищать свой город».
Любил и верил в ростовского зрителя: ««Я люблю ростовскую публику. Она, что видит, на то и откликается. Если юмор – она смеётся. Если драма – она замирает. Бывает молодёжная аудитория, я слышу за сценой шум, когда гримируюсь, и думаю, как же я сейчас буду играть трагедию? Но начинается спектакль, проходит пять минут, и все смолкают. Если спектакль достаточно хороший. Ростовский зритель – теплее. Он откликается. Слои души у него расположены так. Как слои, оставленные океаном. Если срезать южный характер – у него будет прослоек больше. Это – как в геологии. Есть слои песка, глины, каменистые и ещё… Геология души сложнее. Ростовский зритель живёт в микроокружении совсем другом, чем человек в средней России. Тут рядом - Кавказ».
В 1968 году Бушнов был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», в 1974 – «Народный артист РСФСР», в1985 «Народный артист СССР».
За исполнение роли Прохора Зыкова в спектакле «Тихий Дон» М. А. Шолохова Михаил Ильич Бушнов получил Государственную премию РСФСР имени К. С. Станиславского. В 2000 году получил премию «Золотая Маска» в номинации «За Честь и Достоинство». Так же в 1998 году стал «Человеком года» в номинации «Актёр года» (Ростовский региональный фонд защиты прав творческой интеллигенции), в 2011 получил «Лучший актёр России» — за исполнение роли Фирса в спектакле «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (Межрегиональный театральный фестиваль им. Н. Х. Рыбакова, г. Тамбов), получил Серебряную медаль к 125-летию Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Михаил Ильич является почётным жителем города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Эту награду Бушнов считал самой важной.
Только в драматическом театре имени Максима Горького Михаил Бушнов сыграл более двухсот ролей. Вот самые известные из них:
- Цыган » А. Калинина — Будулай
- « Царь Фёдор Иоаннович » А. Толстого — царь Фёдор Иоаннович
- « Ночные забавы » В. Мережко — Александр Григорьевич Андрющенко, саксофонист
- « Дети солнца » М. Горького — Протасов
- « Тихий Дон » М. Шолохова — Прохор Зыков
- « Я пришёл дать вам волю » В. Шукшина — Стырь
- « Аэропорт » А. Хейли — Мел Бейкерсфельд
- « Горько » М. Зощенко — отец Катерины
- « Горячее сердце » А. Островского — Градобоев
- « Скрипач на крыше » Шолом-Алейхема — Тевье-молочник[3]
- « Маленькие трагедии » А. Пушкина — Барон
- «Бесы»Ф. Достоевского — Степан Верховенский
- « Месье Амилькар платит » И. Жаммиака — Амилькар
- « Поднятая целина » М. Шолохова — дед Щукарь
- « Плутни Скапена » Мольера — Жеронт
- «Борис Годунов»А. С. Пушкина — Шуйский
- « Кабала святош » М. А. Булгакова — Мольер
- « Интердевочка » В. В. Кунина — Николай Платонович Зайцев, отец Тани
- « Загнанная лошадь » Ф. Саган — сэр Генри Честерфильд
- « Князь Серебряный » А. Толстого — Иван Грозный
- « Эзоп » Г. Фигейредо — Эзоп
- « Шестое июля » М. Шатрова — Ленин
- « Король Лир, или всемирный театр дураков » У. Шекспира — граф Глостер
- « Американская комедия, или как бы нам пришить старушку » Д. Патрика — Сол Бозо
- « Милый лжец » Д. Килти — Бернард Шоу
- « Космонавты » И. Иларионова — Коста
- « Квартет » Р. Харвуда — Рейджинальд Пейджет
- « Очаровательный сон князя К. » Ф. Достоевского — князь К.
- « Вишнёвый сад » А. П. Чехова — Фирс
- « На всякого мудреца довольно простоты » А. Н. Островского — Крутицкий
- « Дело Карамазовых » Ф. М. Достоевского — старец Зосима
- « 1812-й год. Фельдмаршал Кутузов » В. А. Соловьёва — М. И. Кутузов
- « И один в поле воин » Ю. П. Дольд- Михайлика — Генрих
- « Шестой этаж » Жори — Жонваль
- « Проводы белых ночей » В. Ф. Пановой — Герман
- « Коллеги » В. П. Аксёнова — Карпов
- « В день свадьбы » В. С. Розова — Василий
- М.И. Бушнов, народный артист СССРФирменный юмор Бушнова Невозможно, вспоминая о Бушнове, не сказать о его фирменном юморе. Михаил Ильич во время гастролей играл Владимира Ильича Ленина на сцене Новочеркасского театра в пьесе "Между ливнями". Гримировался он в Ростове и ехал на спектакль с водителем в Новочеркасск. Вот, как он сам рассказывает об этой поездке: «Однажды нас остановили у поста ГАИ. Постовой открывает дверь и тоном начальника спрашивает: «Куда едешь?» – «В Новочеркасск!» – бодро отвечает мой водитель. – «Кого везешь?» – «Ленина». Постовой несколько секунд изучает лицо водителя и постепенно закипает: «Ленина везешь? Я тебе такого Ленина покажу!» Но тут высовываюсь я и добродушно спрашиваю: «У нас на посту все в порядке, товарищ?» Тот, не в силах что-либо ответить, поднимает дрожащую руку к козырьку. Замечаю, что язык у него комом, не движется, и он только может просипеть: «А-а-а…» Я говорю: «Ну если все в порядке, закройте дверку». Мы отчаливаем, а бедный постовой так и остается стоять на дороге с рукой у козырька». Роль Ленина удавалась актёру. В 1991 году он снялся в фильме «Непредвиденные визиты», где сыграл эпизодическую роль театрального актера – исполнителя роли вождя. В квартире Михаила Ильича висела репродукция картины Владимира Серова «Ходоки у Ленина». Думаю, советскому поколению эту картину представлять не надо. На полотне изображён вождь и, пришедшие издалека ходоки, трое крестьянских мужиков. Присмотревшись, гости дома Бушнова понимали, что вместо Владимира Ильича на картине изображен Михаил Ильич. Этот остроумный подарок, картину «Ходоки у Бушнова», народному артисту преподнес Шахтинский театр. Множество курьёзов с участием великого артиста вспоминают ученики, друзья. Это был невероятный человек. Рядом с ним было легко, весело и хотелось дышать полной грудью. Хотелось жить. Уважительно и с благоговением Бушнов относился к женщинам. Был элегантен, грациозен и вежлив. «За годы жизни я пришёл к неверию во множество любовей, стал бояться ошибочно принять что-то иное за любовь. Но при этом ценю красоту женщины и считаю: чтобы женщина расцвела, надо обращать внимание на то, к примеру, что ей идёт блузка. Даже выходя из троллейбуса, могу сказать попутчице: "У вас очень красивые глаза!" И вижу, как она вспыхивает и благодарна мне за это нормальное мужское отношение».
- М.И. Бушнов, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
- «В тени виноградников» Прогуливаясь по Ростову, народный артист всегда был приветлив и вежлив. Ростовчане любили его и интересовались здоровьем. Он был не просто почётным жителем столицы Юга России, он был символом города. 23 мая 2014 года на сцене театра имени Максима Горького Михаил Ильич играл в спектакле «В тени виноградников», режиссёром которого был его ученик, ныне покойный Николай Сорокин. Играл, отдавая всего себя зрительному залу, ярко и самозабвенно. А 12 июня его не стало. Сердце мастера остановилось. Есть люди, которую приходят в эту жизнь с горящим сердцем и светят на протяжении всей жизни. Яркие, неповторимые, незабываемые образы, который подарил нам великий актер – это искорки того вечного огня души, страсти, любви, из которых и состоял этот человек. Девять лет его нет с нами. Но мы всё еще чувствуем его неугасимый огонь. Михаил Ильич, спасибо, что был! Караваева Наталья, журналист
г. Новошахтинск
ул. Садовая, 31. Тел.: 8 (86369) 2-02-40
Легендарный ростовский актер Михаил Бушнов
Краевед Багдыков рассказал о легендарном ростовском актере Михаиле Бушнове
Окончание войны встретил в Румынии. После войны Бушнов окончил театральное училище имени Щукина. С 1962 года Михаил Ильич Бушнов работал в Ростовском академическом театре драмы имени Максима Горького.
Михаил Ильич за свою жизнь был награжден множеством медалей и орденов. Он является Почетным гражданином города Ростова-на-Дону, Почетным гражданином Ростовской области. Народный артист РСФСР. Но главное − его обожали зрители. Не любить Бушнова было нельзя. Михаил Ильич был прост в общении, всегда доброжелателен. Он был прекрасный рассказчик. Слушать его байки можно было часами. Мне посчастливилось общаться лично с этим человеком.
Особо запомнились встречи с легендарным актером в Музее русско-армянской дружбы, который располагается на площади Свободы в Ростове, в Нахичевани. Бушнов был частым и уважаемым гостем этого музея.
«Каменный мешок»: краевед Багдыков рассказал, во что превращают Нахичевань в Ростове Узнать подробнееПомню, как он приходил на персональную выставку известных ростовских художников Курманаевских, на другие мероприятия, проходившие в музее, в том числе на встречу Старого Нового года.
Подобные вечера − добрая традиция Музея русско-армянской дружбы. Мне запомнилось, с какой любовью говорил Бушнов о Ростове и Нахичевани, о своей поездке в Армению и встречах с армянской интеллигенцией.
Бушнов всегда выглядел бодрым, веселым и жизнерадостным. Он говорил, что ему важна зрительская любовь, что именно она его питает и дает силы жить. Его любили не только как актера и мастера перевоплощений, но прежде всего как человека, который уважает и любит своего зрителя. Это правда. У Бушнова не было звездной болезни. По крайней мере, общаясь с легендарным актером, я не чувствовал никогда этой самой болезни. Более того, Михаил Ильич говорил, что поклонники для актера − это всё. Это и его радость, и его достижение.
Кстати, Бушнов дружил со многими известными советскими актерами. Это и Ролан Быков, и Михаил Ульянов, и другие.
Александр Листопадов: выдающийся фольклорист и собиратель донских песен Узнать подробнееНо Михаил Ильич и сам воспитал целую плеяду ярких и выдающихся актеров. Я помню, как рассказывал Бушнов о том времени, когда он преподавал в Ростовском училище искусств. Он вел там актерский курс. Тогда уже он выделял молодого парня, ставшего впоследствии известным актером, Александра Кайдановского.
Как я уже упоминал, Михаил Ильич Бушнов был великолепным рассказчиком. Незабываема его история о том, как он играл Ленина в Новочеркасске. Гримировался Бушнов в Ростове, затем садился в машину и его везли на спектакль. Однажды машину, в которой ехал Бушнов, остановил гаишник. Когда милиционер поинтересовался у водителя, кого он везет, тот ответил, что Ленина. Понятно, что гаишник не поверил водителю. Но каково же было удивление гаишника, когда из машины действительно вышел Ленин и поздоровался с ним.
Помню, с какой любовью говорил Михаил Ильич о Нахичевани. Он даже в шутку говорил, что, общаясь с донскими армянами, сам стал немного нахичеванским армянином. Почему? Потому как в Ростове иначе нельзя. Здесь все связаны друг с другом, живя одной большой и дружной семьей.
Наполеон, донские армяне и телесные наказания: жизнь Нахичевани-на-Дону в XIX веке Узнать подробнееСложно перечислить все роли, которые за свою жизнь сыграл Михаил Ильич Бушнов. Он снимался и в кино. Это такие фильмы, как «Непредвиденные визиты», «Ростов-папа», «Оперативный псевдоним», «Атаман» и другие.
Еще 23 мая 2014 года зрители могли видеть его на сцене театра имени М. Горького в постановке известного ростовского режиссера, ныне покойного, Николая Сорокина «В тени виноградника», где он блистательно играл одну из главных ролей. А 12 июня Михаила Ильича Бушнова не стало.
Но светлое имя этого великого актера навсегда останется в истории Ростова.
Для меня Бушнов всегда будет ярким примером настоящего гражданина, патриота России. Я рад, что в нашем городе жил этот замечательный человек. Счастлив, что имел возможность общаться с ним.
Георгий Багдыков
Бушнов Михаил Ильич биография, новости, фото
Роли в Театре драмы им. М. Горького: Будулай в «Цыгане» А.Калинина, Протасов в «Детях солнца» М.Горького, Прохор Зыков в «Тихом Доне» М.Шолохова, Стырь в «Я пришел дать вам волю» В.Шукшина, Тевье-молочник в «Скрипаче на крыше» Шолом-Алейхема, Барон в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина, Степан Верховенский в «Бесах» Ф.Достоевского, дед Щукарь в «Поднятой целине» М.Шолохова, Мольер в «Кабале святош» М.Булгакова, Ленин в «Шестое июля» М.Шатрова, Иван Грозный в «Князе Серебряном» А.Толстого, граф Глостер в «Короле Лире, или Всемирном театре дураков» У.Шекспира, Бернард Шоу в «Милом лжеце» Д. Килти, Коста в «Космонавтах» И.Иларионова, Рейджинальд Пейджет в «Квартете» Р.Харвуда, Фирс в «Вишневом саде» А.П.Чехова, старец Зосима в «Деле Карамазовых» Ф.М.Достоевского и другие.
«Я стал частью Ростова»
«НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА» сентябрь 1999 г.
Александр Кремнев
К нему подходят совершенно незнакомые люди: «Простите, вы Бушнов? Я видел вас в «Царе Фёдоре», десять лет назад вы мне всю душу перевернули!». «. Ваш Тевье-молочник заставил меня, мужика, слезу пустить!». «Не могу забыть, как вы сыграли в . ».
М.И. Бушнов родился и прожил в Ростове 77 лет (с перерывами на годы войны и учёбы в Москве). Без малого треть всей городской истории. Он помнит, как в Ростов вступали немцы. Помнит Ростов лежащим в руинах. Помнит, как горело знаменитое здание театра, в котором ему довелось работать. Это – его город. Он чувствует себя частью Ростова, его принадлежностью. Михаил Ильич – человек чрезвычайно занятой, мы говорили сразу после репетиции. Впрочем, говорил в основном Михаил Ильич.
Мы любим людей, которым что-то даём. Так же мы любим роли, которым отдали часть своей души. Работая над ролью, словно разрушаю стену, проникаю к тому сокровенному, что несёт в себе образ.
Первые годы работал в Ростовском театре комедии ( с 1957 года – Театр драмы имени Ленинского комсомола). Уже было очерчено амплуа – «характерный актёр», но постоянно хотелось новых красок. Перейдя в 1962 году в Театр имени М.Горького, Бушнов, актёр с 10-летним стажем, опять ощутил себя новичком. Но именно здесь, сыграв царя Фёдора Иоанновича, он прикоснулся к высокому искусству трагедии. Здесь он создал роли, принёсшие ему широкую известность: Протасова в «Детях солнца», Андрющенко в «Ночных забавах», Прохора в «Тихом Доне». За последнюю роль был удостоен Государственной премии имени Станиславского.
Если я ухожу в отпуск, начав работать над ролью, я не могу от неё отключиться. Я трудоголик, и это часто мешает мне просто полежать, отдохнуть, почитать.
В 90-х Бушнов как будто задался целью доказать себе и зрителю, что он может всё. Сыграв Глостера в «Короле Лире» и по-своему не менее трагического Тевье в «Скрипаче на крыше», он удивил театральный Ростов неожиданным в «Маленьких трагедиях». Пришло признание: народный артист России, потом – СССР. Почётный гражданин города, человек года. Но не ушли удивляться жизни и детская потребность к игре. Как сказал поэт: «Он награждён каким-то вечным детством».
Театр – большая игрушка, которая и забавляет, и лечит, и ранит.
Преподавательская работа в Ростовском филиале Санкт-Петербургской академии культуры тоже заставляет держать себя в форме. Не притворяться молодым, а молодым себя чувствовать и при этом не потерять ничего из опыта, накопленного за долгую жизнь.
Читая книгу или любуясь картиной, я прежде всего спрашиваю себя: что я могу взять отсюда? Я собираю мёд со всех цветов.
Главное, не отравить свою душу равнодушием и цинизмом.
В свои 75 лет он блестяще играет Эзопа. Легендарный раб-баснописец одержим идеей свободы и отвергает ради неё любовь прекрасной женщины.
Актёры и зрители
Мне доводилось слышать мнение, будто ростовский зритель любит только что попроще и посмешнее. Конечно, всякие люди сидят в зале, но в массе своей ростовская аудитория очень хорошая. Её не проведёшь на театральной мякине, она не прощает халтуры, но когда видит, что актёр хочет распахнуть душу, - сочувственно откликается, готовая помочь «этому парню на сцене».
У ростовского зрителя нет столичного снобизма. Тем более он не похож на зрителя заграничного, который сначала анализирует, хорошо или не очень то, что ему показывают. Хорошо? Тогда можно похлопать.
Наш зритель похож скорее на умного, восприимчивого, доверчивого, умеющего быть благодарным ребёнка. Он способен, затаив дыхание, следить, когда ты – хоть три минуты! – держать паузу. Люблю ростовского зрителя! Люблю смотреть, как ростовчане отмечают праздники.
Ростов уже не «папа»
А с ростовской шпаной я познакомился с детства. Был обычным уличным пацаном – футбол, чилика, гайданы. С той поры я подружился с Вовой Гречко, мы жили на одной улице (В.Г.Гречко – герой-разведчик, участник Парада Победы. – Прим.ред. ). Я был бардом, так сказать, одной шайки. Пел им под гитару. Мой репертуар был – десятка два душещипательных песен. Конкурирующая шпана, из зависти, однажды заперла меня в подвале.
Карманников я угадываю с первого взгляда. В троллейбусе сразу распознаю: глаза сосредоточенные, всё внимание на том, что у пассажира в руках. Были случаи, когда в самый ответственный момент я всё портил. Толкнёшь его вроде случайно: какая, мол, следующая остановка? И вот теперь мне снова пришлось погрузиться в криминальную атмосферу на съёмках сериала «Южный декамерон». Я занят в шести сериях из десяти, играю старого мудрого еврея. Самые разные люди приходят к нему за советом. Мне нравится работать с режиссёром Кириллом Серебренниковым, нравится роль, нравится атмосфера съёмок – эдакий творческий бардак.
Не знаю, что из этого всего получится. Однако могу предположить, что Кирилл слишком увлечён криминальной экзотикой. Хотя Ростов совсем не тот бандитский «папа», каким был во время моей юности.
Актёр и власть
В коридоры власти я вошёл поневоле, по должности руководителя общественной организации. Никогда не обращался на приём начальству по мелочам, и тем более не просил ничего для себя. Вообще я против политизации культуры, против использования актёрской популярности. Просил не включать меня в правление местных отделений политических союзов, движений. Мне не по душе, когда один актёр в «Яблоке», другой в ОВР, третий – в «Медведе», это вносит разлад в актёрскую среду.
На выборах поддерживаю только того, кого лично знаю и уважаю. Чувствую, кто из крупных чиновников балаболка, а кто действительно хочет пользу принести. С Владимиром Фёдоровичем Чубом знаком с той поры, когда мой статус, по тогдашним понятием, был выше, чем у него. И сейчас легко нахожу с ним общий язык. Как ростовчанин с ростовчанином.
Люди и архитектура
Я видел сотни городов, в том числе и очень красивых. Но только один раз сказал себе: «Если бы не Ростов, вот здесь, пожалуй, я мог бы жить». Слишком велик город – плохо, слишком мал – тоже плохо. А Ростов и большой, и . семейный, что ли.
Мне казалось, в Питере, рядом со всей этой красотой, величием, и люди должны быть другими. Чище душой. Нет, публика не соответствует городу. В ростовской архитектуре всё намешано: рококо, модерн, эклектика. И есть некое соответствие зданий и населения.
Все обращают внимание на красоту наших девушек. А сколько у нас красивых ребят?! А как по-своему красивы пожилые люди. Хочется, чтобы город был изящным – под стать горожанам. Они имеют право на красоту.
Я помню времена, когда набережной как таковой не было: угольные склады. Хорошее дело сделали – начали поворачивать город к Дону, но ведь до конца не довели. Больно и стыдно видеть, во что превращается река: с судов сливают мазут, с прогулочных катеров выбрасывают мусор.
Не удивлю вас, признавшись в любви к Пушкинскому бульвару. Хорошо бы здесь высадить какие-нибудь редкие деревья, цветы. И кафе, киоски должны быть не какие попало, а интересные, украшающие бульвар. Бетонные плиты – в ужасном состоянии, дамские каблуки вечно попадают в щели – хоть выбрасывай туфельки.
А вообще-то на прогулки по любимым местам у меня времени, увы, нет: театр-дом, дом-театр. После спектакля пройдусь иногда по Большой Садовой. Странно, в мою молодость на Садовой и в одиннадцать вечера кипела жизнь, гремел оркестр в гостинице «Московской», а сейчас после девяти, кажется, всё замирает. К юбилею Ростова главная улица заиграла, стали видны чудесные архитектурные детали. Одно удовольствие шагать по плиточному тротуару. А рядом, иногда буквально за углом – ужас: обшарпанные фасады, веет разрухой, запустением. Так хочется верить, что вскоре всё изменится!
УМОЗРЕНИЕ В МАСКАХ
Анжелика Синеок, Эдуард Пшеничный
SUMMA MASCUS. «Золотая маска», похоже, становится фирменным знаком вахтанговской школы наравне со статуэткой принцессы Турандот. В нынешнем году лауреатами Российской национальной премии в номинации «За Честь и Достоинство» (то есть за жизненный путь в искусстве) стали Юрий Любимов и Михаил Бушнов. И если первый издавна является символом и знаменем мировой режиссуры, то второй – подлинный аристократ отечественной сцены – увы, не известен широкой столичной публике: не снимался в кино, не шел по звездной дорожке в Каннах и Берлине. Все свои 200 ролей «гений места» Михаил Ильич Бушнов сыграл на сценах двух ростовских театров – Комедии (нынешний академический Театр юного зрителя) и академического театра драмы им. Максима Горького.
Компьютерный словарь не ведает понятия «Бушнов», в отличие от понятия «Любимов», но в театральной среде авторитет, к счастью, измеряется другим аршином. Театр - особая виртуальная реальность с колоссальным объемом памяти, кладовая своеобразных талантов, способных воспроизвести облик эпох и цивилизаций, и ему нет дела до пресловутого «искусственного интеллекта». Актеры иронично реагируют на Интернет и прочие попытки превратить планету в «электронную деревню», расценивая их как неуклюжую попытку театрализации обыденной жизни: «это смешно и неинтересно, потому что человек всегда останется Мистером Х».
Однажды мыслитель «серебряного века» В. В. Розанов стал свидетелем переодевания знакомого актера перед выходом на сцену и был потрясен зрелищем «страшной видимости человека»: артист охотно примерял череду человеческих лиц и все они так и льнули к ему. «Больше всего я был испуган, - подчеркивает Розанов, - какой-то метафизической тайной, мне вдруг замигавшей». И заканчивает пассаж вопросом: «Кто же ты, чертова маска?»
Диапазон артистических реинкарнаций Михаила Бушнова вбирает в себя русских царей, комиссаров, горьковских интеллигентов, героев Шекспира, Гоголя, Островского, Достоевского, Шолохова, Шолом-Алейхема. Вожди, поэты, графоманы, дон-жуаны, авантюристы, неудачники, простаки, хитрецы, мещане, кавказские аксакалы, крестьянские парни, русские помещики и французские буржуа – все это с ловкостью факира извлекает он из бесчисленных «тайников» и пригоршнями бросает в зрительный зал на протяжении полувека. Он не знает ни одного «прокола», ни одной творческой неудачи! Даже на фотографиях сыгранные персонажи предстают «во плоти»: они не плоски, а скульптуроподобны – «лаокоонисты» в том классическом смысле, в каком понимал законы искусства еще Лессинг. В них запечатлена квинтэссенция жизни, апофеоз состояний души, миф, судьба.
Бесспорно, Бушнов обладает смелостью мистика, поскольку дерзает привести своих героев и на пир богов, и на Страшный Суд, где они достигают емкости, целостности, законченности. «Я пристрастно рассмотрел и собрал себя и готов умереть», - заявляет его трагический герой. «Господи! Все, что ни сделал, было смешно. Суди меня таким, как я есть», - провозглашает комический. «Испытания, радости, печали даны мне, чтобы выделиться среди других лиц. Я - узнаваем?» - вопрошает характерный.
Носитель орфического таланта, держащий незримую лиру в руках, от которой змеи кайфуют и камни плачут, Бушнов не выходит на подмостки, покуда не подберет новые струны и новый мотив. Но, подобно тому как в орфических мистериях далеко не сразу становятся посвященными, так и его секреты нарабатывались годами. Это со стороны кажется, что он стремительной уверенной походкой взлетал по ступеням посвящения на пути к мастерству и признанию.
МАСКА РОМАНТИЧЕСКАЯ.
На самую первую ступень актерской инициации Михаил Бушнов взошел будучи школьником. В середине 30-х в Ростове-на-Дону обосновалась труппа Юрия Завадского: Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов. Не правы оказались те, кто считал, что нельзя объять необъятное: сцена потрясала диапазоном человеческих перевоплощений - от шекспировских героев до советских пролетариев. Но реализовать мечту стать артистом в 1941 году не удается: по окончанию школы он роет окопы, а через год отправляется на фронт. Ростовская область, Миус, Перекоп, Севастополь, Бухарест – путь безусого бойца 387-й стрелковой дивизии отмечен орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
МАСКА ТРАГИЧЕСКАЯ. Маска смерти не раз витала над его головой. Из фронтовой переписки: «Около меня, метрах в пятнадцати, «положили» бомбу. Засыпало всего. Так и пишу, засыпанный землей». Гибель друзей и брата не укладывалась в голове; исподволь рождалось желание воскресить любимые лица. Стремление воссоздавать уникальные и неповторимые характеры сделалось жизненным credo.
Четыре года учебы выдались на редкость плодотворными. Повезло и на педагогов (В.К. Львова, Л.М. Шихматов), и на сокурсников (Р. Быков, Ю. Катин-Ярцев, И. Бобылев, В. Венгер, Н. Тимофеев, О. Стриженов, М. Ульянов, Ю. Яковлев), и на соседей по комнате в общежитии (тот же Михаил Ульянов, Николай Прокофьев, Ян Березницкий). Будущие мэтры списывали друг у друга лекции, вместе готовились к экзаменам, воздавали дань Бахусу. «Снимался в «Педпоэме» и все вспоминал тебя – пришлось плясать. Как получилось - увидишь, проверишь свою школу», - впоследствии писал Бушнову Ролан Быков.
МАСКА ТРАГИКОМИЧЕСКАЯ. В первой режиссерской работе Евгения Симонова - постановке «Нашествия» Леонида Леонова - Бушнов блестяще сыграл Таланова, но в Москве не остался. В 1951 году вернулся в Ростов и шесть лет проработал в Театре комедии. Старшеклассник, гусар, шофер, адвокат – от комедии к водевилю и наоборот, от А. Грибоедова и А. Шаховского до М. Дыховычного и М. Слободского «лепится» судьба молодого актера. С 1957-го, когда театр был преобразован в молодежный - им. Ленинского комсомола, артистическая коллекция Бушнова пополняется героями трагедийного плана: в его Яшке-Огоньке («Именем революции») критики отмечают «томление смерти» – за улыбкой и пластикой персонажа на психическом уровне ощущалась печальная развязка.
Понимая, что удел молодости – эпизодические роли, Бушнов ухитрялся из всякого выхода на сцену сделать событие. Словом, действовал по способу Бени Крика – говорил мало, но смачно. Исполнение «проходной» роли Женьки Пантелеева в пьесе М. Шатрова «Продолжение» заставило самого драматурга посмотреть на выпестованный персонаж под другим углом зрения. «У меня от рождения неважно с глазами», - пел Пантелеев. «Я же вас увидел и запомнил надолго», - «напугал» Бушнова после спектакля Шатров. Для того, чтобы «доподлинно» воспроизвести роль врача в «Коллегах» В. Аксенова, Бушнов чуть ли не ассистировал на операциях знаменитого ростовского хирурга Гутникова. С 1962 года Бушнов служит искусству на сцене Ростовской драмы. Кондрат Майданников («Поднятая целина»), Лопахин («Они сражались за Родину») получили одобрение и благословение Шолохова. Боец в галифе («Первая конная» Вс. Вишневского) в спектакле появляется четыре раза, «картинно» раскрывая русскую ментальность: из бунта, бесшабашности, смекалки неожиданно вырастает способность к подвигу – в плену у белополяков просыпается новый Иван Сусанин. В «Чрезвычайном после» А. и П. Тур перед изумленными зрителями представал человек умудренный опытом, с византийской осанкой и выправкой, а не привычный злодей, отстаивающий интересы «мировой буржуазии». Семнадцатилетнее испытание театральными буднями завершилась присвоением Бушнову звания заслуженного артиста России.
МАСКА ДРАМАТИЧЕСКАЯ. Следующая ступень восхождения к Маске подарила Михаилу Бушнову в 1974 году титул народного артиста России, а публике – яркие образы интеллигентов: Корпелова из «Трудового хлеба» Островского и Протасова из «Детей солнца» Максима Горького. Попытка создать сценические «Вехи» прозвучала откликом на «протестное» движение 60-70-х. Бушнов отбросил расхожие схемы восприятия, отказавшись от стереотипов как возвышенных романтиков, так и «тюфяков» и «тряпок». Его Корпелов слаб и жалок, когда заискивающе лепечет перед сильными мира сего, но прекрасен и силен, отвергая дармовые деньги. В свою очередь, Протасов вызывает симпатию, мечтая одарить человечество бессмертием, дни и ночи проводя в химической лаборатории. И в то же время смущает своим эгоизмом. Диалектика сценического образа приводит к комично-конвульсивным движениям шляпы и платочка, которыми герой отбивается от разъяренной толпы.
Тема интеллигенции в творчестве Бушнова плавно перетекала в сценические раздумья об истоках интеллигентности. Трактовка образа царя Федора Иоанновича из одноименной пьесы А.К. Толстого взрывает пласты размышлений об исторических судьбах России, выходит на метафизическую орбиту «царства не от мира сего». Русский царь предстает мягким, уступчивым, нерешительным человеком, но без обязательного юродства. Он - сталкер, живущий в 16 веке, который раскрывает свою душу на фоне храма в трехминутном финальном молчании. Такую паузу - в фильме Тарковского - сможет повторить через десять лет разве что Александр Кайдановский, ученик и поклонник Бушнова. Михаил Ильич еще в 1961-м года стал вести курсы актерского мастерства в Ростовском театральном училище в качестве нетитулованного педагога, а последние десять лет является профессором Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.
За «эпизодическую» роль Прохора Зыкова в «Тихом Доне» артист был в 1976 году удостоен Государственной премии имени К.С. Станиславского. Колебания товарища Григория Мелехова между двумя масками-идеологиями – «красной» и «белой» – Бушнов возвел в разряд экзистенциального сомнения. Тихая борьба героя за внутреннюю независимость оказалась близка не только зрителю, уставшей от коммунистических регламентаций и предписаний, беспрерывных «холодных» и «горячих» мировых войн, но и чиновникам от культуры.
МАСКОЙ ТИТАНА РЕНЕССАНСА, т. е. народным СССР, он стал в 1985 году, сыграв вереницу лиц «кавказской» и «европейской» национальности: Оган («Да, мир перевернулся» А. Папаяна), писатель Бачан Рамишвили («Закон вечности Н. Думбадзе), хулиган «в летах» Андрющенко («Ночные забавы» В. Мережко), одинокий буржуа («Месье Амилькар платит» И. Жамиака), Мамелади («Мы так недолго живем» И. Касумова). Сейчас для того, чтобы изобразить человечество после Вавилонского столпотворения, Бушнову требуется несколько минут: грузин, азербайджанец, татарин, еврей, француз мелькают в свободной импровизации как в калейдоскопе.
Бывший охранник вождя мирового пролетариата Михаил Ефимович Зотов, посмотрев «Шестое июля» М. Шатрова, признал в Бушнове «самого похожего Ленина». Речь, походка, жестикуляция максимально соответствовали оригиналу: как-то остановивший его машину милиционер онемел и сделал «под козырек», увидев артиста в гриме!
В 80-90-е, когда в очередной раз страну «суровая эпоха повернула», Бушнов с головой окунулся в новый маскарад. Только маскарад оказался лермонтовским, наполненным интригами, разочарованиями, обманами и самообманами - драгоценный ларец демократии неожиданно обернулся ящиком Пандоры. «Взвихренная Русь» Михаила Бушнова пульсирует в образах Тевье-молочника («Скрипач на крыше»), продолжающего со смиренной мудростью, несмотря на сюрпризы непредсказуемого рока, подобно Сизифу, тащить свой возок; вольноотпущенника Эзопа, отравленного идеей мнимой свободы, без раздумий направляющегося в «пропасть для свободных людей». Если опытный дипломат Глостер («Король Лир») сполна познает горечь своих и чужих ошибок, то светский лев, денди и «либерал» Степан Трофимович Верховенский («Бесы») пребывает в плену иллюзий, не замечая, что именно он породил исчадие ада – Петрушу Верховенского. Скупой барон из «Маленьких трагедий» с легкостью сбрасывает личину благородства – рыцарские доспехи, превращаясь в лукавого сибарита во фраке, взволнованно и сладострастно поющего ту же оду сундукам, какую пел когда-то смешливым проказницам.
Бушнову всегда удается находить выразительные сценические формы, метафорически схватывающие суть момента, раскрывающие status quo. Филигранность его работ сродни отточенности рисунка голландского живописца Герарда Доу, умевшего запечатлеть отраженное окно и идущего за ним прохожего в зрачке портретируемого человека. Бушнов «имеет в зрачке» контексты, обстоятельства, эпохи. Он – МАСКА-ЗАЗЕРКАЛЬЕ, ТЕУРГИЧЕСКАЯ МАСКА. Новые исторические реалии – для него хороший повод взглянуть на мир телеологически. В союзе с талантливыми режиссерами совершать полеты во сне и наяву куда приятнее и интереснее. В жизни Бушнова их немало: Я. Цициновский, Ю. Еремин, Г. Тростянецкий, А. Малышев, А. Славутский, Г. Кавтарадзе, К. Серебренников…
В математике неизвестную величину принято обозначать словом «икс». Кальман интерпретировал ее как знак благородства и знатности. Народный артист СССР, лауреат государственной премии РФ, председатель ростовского отделения СТД, почетный гражданин Ростова Михаил Бушнов и прочая, прочая, прочая, хотя и подумывал спеть в оперетте, мистером «Икс» никогда не был, как не был мистером «Неизвестность». Присвоение «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» открывает новый поворот в судьбе актера, преисполненного желания и дальше совершать прогулки по Олимпу. Впрочем, элемент неизвестности остается – это то, какое «умозрение в масках» в следующий раз подарит артист публике, которая полвека ходит «на Бушнова». Да и что, в конце концов, есть актерский путь, если не summa mascus?
Источники:
- https://kg-rostov.ru/person/bolshaya-progulka/mikhail-bushnov-u-menya-byl-ochen-khoroshiy-lenin-/
- https://nmdt.ru/publics/press/post-1023/
- https://rostovgazeta.ru/news/2023-10-08/legendarnyy-rostovskiy-akter-mihail-bushnov-3061463
- https://www.rostovteatr.ru/peoples/u-nas-rabotali/mikhail-bushnov/