Чернышевский Николай

Николай Чернышевский

Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского священника, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал ярким литературным критиком-демократом, родоначальником народничества. Вольнодумство обошлось писателю дорого: 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.

Детство и юность

Русский классик появился на свет в Саратове. Датой рождения Николая Гавриловича стало 12 (24) июля 1828 года. Его отец Гаврила Чернышевский был священником, протоиереем, и для тех лет весьма образованным человеком, стремившимся обеспечить детям достойное будущее. Детство маленький Коля провел над книгами. Начитанность и кругозор мальчика поражали не только сверстников, но и взрослых друзей отца.

В 1842 году младший Чернышевский поступил в духовную семинарию. Качество преподавания в учебном заведении его не устроило, и юноша восполнял пробелы с помощью самообразования, изучая географию, словесность, грамматику и языки. Проучившись четыре года в семинарии, Николай поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

Начало карьеры

Во время студенчества мировоззрение будущего революционера сложилось окончательно. Чернышевский стал сознательно готовить себя к просветительской работе и начал писать художественные произведения. Несмотря на то что ранее молодой человек учился в духовном учебном заведении и был выходцем из религиозной семьи, доктрину официального православия он решительно отверг.

Николай Чернышевский в молодости

Через два года Николай Гаврилович вместе с молодой женой вернулся в Петербург. Ему предложили место учителя в кадетском корпусе, и он с удовольствием согласился, увидев в этом возможность пропаганды собственных идей. Учителем Чернышевский оказался неплохим, хоть и чересчур лояльным, но с коллегами отношения у него не заладились.

В 1853 году он стал публиковаться в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях». Начав с коротких заметок, постепенно перешел к программным статьям. Через год автор перешел в «Современник». Несмотря на революционные взгляды, Николай Гаврилович все же не хотел превращать издание в трибуну опасных для того времени идей и на этой почве поругался с либеральными литераторами Анненковым, Дружининым, Тургеневым и Боткиным.

Философские и политические взгляды Николая Чернышевского

В 1855 году Чернышевский защитил диссертацию, посвященную вопросам эстетического отношения искусства к явлениям реального мира. Его выступление вызвало общественный резонанс, поскольку резкую критику идеализма и теории «чистого», оторванного от действительности искусства многие расценили как дерзость и попытку расшатать традиционные устои.

Представителям власти также не понравилась позиция молодого ученого. Авраам Норов, бывший тогда министром просвещения, выступил против присуждения Чернышевскому ученой степени. Николай Гаврилович получил звание магистра русской словесности лишь три года спустя, когда Норова на посту сменил Евграф Ковалевский.

С середины 50-х Чернышевский издал несколько статей, в которых изложил свои взгляды. Одной из наиболее ярких стала работа «Антропологический принцип в философии» — в ней автор подчеркивал, что человек, по сути, живет как материя и как количественное сочетание материальных веществ, он часть природы и естественной эволюции.

Бюст Николая Чернышевского в Астрахани

В это же время писатель стал редактором журнала «Военный сборник». Его привлечение к этой работе было неслучайным: Чернышевского пригласили, чтобы вести на этом посту пропагандистскую деятельность. По замыслу тогдашних революционеров, армия должна была стать главной движущей силой грядущих перемен.

Чернышевский был знаком с Александром Герценом и Николаем Огаревым. Он является родоначальником народничества и идейным вдохновителем тайного революционного общества «Земля и воля».

Арест и ссылка

В 1861 году деятельность Николая Гавриловича обратила на себя пристальное внимание полиции, и за ним установили тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» заподозрили в составлении революционных воззваний и возбуждении враждебных чувств к действующей власти (эти обвинения были зафиксированы в служебной записке, составленной главным жандармом Василием Долгоруковым). Кроме того, писателя подозревали в причастности к пожарам, случившимся в Петербурге в 1862 году.

Вскоре «Современник» закрыли, а через месяц Чернышевского арестовали, поместив в одиночную камеру Петропавловской крепости. Формальным поводом для ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Николаю Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Николая Гавриловича: якобы он планировал организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, писателю предъявили обвинение в изготовлении прокламаций, призывающих крестьян к восстанию против помещиков.

Следствие длилось полтора года. Комиссия для подтверждения виновности Николая Гавриловича использовала и незаконные методы — показания подставных свидетелей, фальшивые документы. Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил девятидневную голодовку, но это не помогло.

Даже в тюрьме философ продолжал работу, написав больше двухсот листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт: произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора, но после запретили.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского — унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий — состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.

Портрет Николая Чернышевского

По воспоминаниям современников писателя, в этот день было пасмурно, а после совершения действа пошел сильный дождь. Казнь представляла собой символический акт, включивший зачитывание приговора, в котором сообщалась вина осужденного и то, что его ожидает. Чтение заняло 15 минут. После палачи опустили русского философа на колени, преломили над его головой саблю, а затем надели на его руки наручники с цепями, прикрепленными к столбу. Сам Чернышевский во время происходящего, по словам очевидцев, «спокойно ожидал конца этой процедуры».

Узника переправили на Нерчинскую каторгу, а позднее сослали в Вилюйск. Через десять лет Чернышевскому официально предложили подать прошение о помиловании, однако он отказался. Товарищи по революционному кружку сделали несколько попыток освободить его, но домой в Саратов философ в итоге вернулся не скоро.

В конце концов друзья и родственники смогли добиться, чтобы его перевели из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг из страха перед новыми беспорядками, ведь «Земля и воля» тогда уже показала себя как общественно опасная организация, накалять обстановку не хотелось. В 1883-м писатель прибыл в город, но спокойно жить ему не удавалось — он находился под тайным надзором полиции.

В самой же Астрахани новость о прибытии государственного преступника вызвала смятение среди представителей департамента полиции, ведь за Николаем Гавриловичем закрепилась репутация одной из самых опасных, неблагонадежных персон, поэтому за каждым его шагом следили. В ряде источников указывалось, что на эти мероприятия выделили крупную сумму — 1,5 тыс. рублей, в то время как на слежку за другими политическими ссыльными выделяли в десять раз меньше.

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Писатель заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

Николай Чернышевский и его жена

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу косо, а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно: незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.

Вместе Чернышевские прожили девять лет, но судьба отобрала у них целых двадцать лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене триста писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей — Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязанием. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего четыре дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Смерть

Благодаря хлопотам родни Чернышевский в июне 1889 года вернулся в Саратов, однако спокойно дожить свои дни в родном городе ему было не суждено. Каторжный труд сломил его здоровье, и в 55 лет писатель был немощным стариком. Осенью того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Могила Николая Гавриловича Чернышевского находится на Воскресенском кладбище Саратова.

Память

Большим поклонником идей Чернышевского стал Владимир Ленин, признававшийся, что воззрения Николая Гавриловича подтолкнули его к увлечению марксизмом. Создатель Российской социал-демократической рабочей партии отзывался о «Что делать?» так:

«Этот роман меня всего глубоко перепахал».

Находясь в ссылке, Владимир Ильич досконально изучил статьи русского критика об эстетике, литературе, крестьянском вопросе, в частности он интересовался выведенным Чернышевским обоснованием экономической программы крестьянской революции.

Теплоход «Николай Чернышевский»

Память о русском классике осталась не только в воспоминаниях Ленина, но и в ряде объектов, связанных с биографией Чернышевского. Улицы, площади, переулки в российских (и не только) городах носят его фамилию. В разных уголках России, в том числе в Якутии, расположены поселки, названные именем писателя. Образ философа увековечен в ряде памятников. В Саратове, на территории СГУ, разместился постамент с бюстом литературного критика. Регулярно проводятся выставки, посвященные памятным датам, связанным с творчеством теоретика утопического социализма. А по российским рекам курсирует теплоход «Николай Чернышевский».

Цитаты

«Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею»
«Право жить и быть счастливым — пустой признак для человека, не имеющего средств к тому»
«Характер человека больше всего выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него»
«Человек именно тогда производит истинный эффект, когда и не думает об эффектах»

Библиография

  • 1862-1863 — «Что делать?»
  • 1863 — «Алферьев»
  • 1883 — «Заметки о Некрасове»
  • 1854 — «Критический взгляд на современные эстетические понятия»
  • 1855 — «Эстетические отношения искусства к действительности»
  • 1855 — «Возвышенное и комическое»
  • 1855 — «Характер человеческого знания»
  • 1858 — «Критика философских предубеждений против общинного владения»
  • 1860 — «Антропологический принцип в философии»
  • 1888 — «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь»

Интересные факты

  1. Работая над романом «Что делать?», Чернышевский упоминал в тексте алюминий, который называл металлом будущего. В то время этот металл еще не использовался повсеместно, но позднее его начали активно и широко применять в промышленности, так что предсказание классика, по сути, сбылось.
  2. Пока Николай Гаврилович находился в тюрьме, многие сторонники его идей отправляли императору Александру II прошения о помиловании писателя. Среди таких просителей оказывались не только близкие друзья и коллеги философа, но и простые жители Российской империи. В архиве сохранилось письмо гимназистки Любови Коведяевой, которая предлагала отправить в ссылку ее в обмен на свободу для Чернышевского.

Чернышевский Николай

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – русский прозаик, журналист и литературный критик, мыслитель-социалист и теоретик революционного движения, один из самых известных политзаключённых дореволюционной России.

Детство и юность Чернышевского

Николай Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника. Он рос болезненным ребёнком и страдал от плохого зрения. Друзьями его детства стали книги, которые Чернышевский поглощал в огромном количестве. До 14 лет Николай получал домашнее образование под руководством своего отца.

 Н.Г. Чернышевский в молодости, 1859 год.

Юность Чернышевского прошла в Саратовской духовной семинарии, куда он поступил в 1843 году, однако разочаровался в ней и три года спустя перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Учёба в Петербурге сформировала мировоззрение будущего писателя: именно здесь он познакомился с творчеством философов-материалистов, работами учёных-естествоиспытателей, а также с идеями социалистов и революционеров.

Жизнь Чернышевского

После окончания университетского курса в 1851 году Николай Чернышевский вернулся в родной Саратов и устроился учителем словесности в местную гимназию. Буквально через пару лет, после женитьбы, Чернышевский вновь отправился в столицу и получил назначение учителем во Второй кадетский корпус. Впрочем, трудился там будущий писатель недолго: из-за личных конфликтов с начальством и коллегами он вынужден был оставить службу и полностью сосредоточиться на журналистике и общественной деятельности.

С 1854 по 1862 гг. Николай Гаврилович работал в журнале «Современник», и этот период стал самым плодотворным в творческой биографии Чернышевского. Выступая как писатель, литературный критик, редактор и организатор, он написал множество статей на общественно-политические темы, а также философские сочинения. В 1855 году Чернышевский представил свою магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где доказывал тесную связь литературы и общественной жизни и критиковал теорию «искусства ради искусства». Степень магистра он получил лишь в 1858 году.

Редакция журнала «Современник». Слева направо: А.Я. Панаева, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, И.И. Панаев. Художник О.А. Дмитриев, 1946 год.

Одновременно с литературной деятельностью Николай Чернышевский вёл и деятельность революционную. Он считался идейным вдохновителем общества «Земля и воля», выступал против монархии и даже против реформ Александра II, так как считал, что постепенные реформы и отмена крепостного права «сверху» ослабят революционные настроения в обществе. Чернышевский рассматривал революцию и коренную перестройку политической системы единственно верным путём развития России. Летом 1859 года Чернышевский сумел выехать в Лондон, где встречался с А.И. Герценом, однако разногласий между ними было больше, чем сходства.

В 1862 году Николая Чернышевского арестовали и посадили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Именно здесь, в заключении, Николай Гаврилович написал свой знаменитый роман «Что делать?»

Следствие и судебный процесс длились около полутора лет. В 1864 году писателя приговорили к 14 годам каторжных работ и вечной ссылке в Сибирь, но император Александр II высочайшим повелением сократил срок каторги вдвое. Наказание Николай Гаврилович отбывал сначала на Усольском солеваренном заводе неподалёку от Иркутска, затем на Нерчинской каторге и в Александровском Заводе в Забайкалье.

«На этапе». Художник А.Г. Илюшкин, 1955 год.

Власти боялись влияния Чернышевского на заключённых, в особенности на политических преступников, а потому часто переводили его с места на место и старались не держать вместе с другими политкаторжанами. После окончания срока каторги в 1871 году Чернышевского сослали на поселение в Вилюйск (Якутия), где провёл ещё 12 лет.

Лишь в 1883 году Чернышевскому дозволили поселиться в европейской части России, но в обе столицы путь ему был закрыт: он оказался сначала в Астрахани, а затем, в 1889 году, сумел вернуться в родной Саратов. Там прошли последние несколько месяцев жизни Чернышевского.

Творчество Чернышевского

Творчество Николая Чернышевского многогранно. Он автор художественных, философских, литературно-критических произведений, многочисленных работ по вопросам этики и эстетики, а также, разумеется, статей, посвящённых общественно-политическому устройству, революционных воззваний и прокламаций. В большинстве текстов Чернышевского отражается его радикально революционное мировоззрение, основанное на идеях материализма и утопического социализма. Писатель требовал немедленной отмены крепостного права с сохранением общинной собственности на землю. Это, по его мнению, помогло бы впоследствии быстро построить социалистическое общество.

«Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости». Художник Е.Д. Горовых, 1953 год.

Задачей литературы, как и вообще искусства, Чернышевский-реалист считал воспроизведение наиболее интересных явлений жизни, их объяснение и, главное, оценку. Он видел в литературе прежде всего инструмент воздействия на общество: по Чернышевскому, художественные произведения должны учить человека, как правильно жить, и подталкивать к совершению нужных поступков.

Знаменитый роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в художественной форме воплощает основные социально-политические и философские убеждения его создателя. Этот роман вышел в 1863 году в нескольких номерах «Современника», чудом пройдя цензуру. Вскоре после публикации роман запретили, однако было уже поздно: текст успел разойтись в списках. Официальный запрет на публикацию сняли лишь в 1905 году.

В романе за внешней любовной историей скрывается пропаганда идей социализма и так называемого «русского нигилизма» – своеобразной идеологии «шестидесятников» XIX столетия, совмещавшей в себе атеизм, материализм и активное стремление к революционному преобразованию общества. В уста одного из персонажей Чернышевский вложил философско-этическую концепцию «разумного эгоизма», согласно которой человек в своих поступках руководствуется, прежде всего, собственной пользой. Немало внимания уделено в романе и «женскому вопросу»: книга считается одним из первых русских произведений, пропагандирующих идеи феминизма.

Портрет Н.Г. Чернышевского. Художник А.С. Пруцкий, 1950-е гг.

Роман «Что делать?» стал настольной книгой нескольких поколений русских революционеров, он воспринимался многими современниками Чернышевского как прямое руководство к действию, а в советские годы вошёл в обязательную школьную программу по литературе. Его высоко оценивал В.И. Ленин. Более поздние художественные произведения Николая Чернышевского не смогли повторить успех романа.

Семья и личная жизнь

Супругой Николая Гавриловича стала Ольга Сократовна Васильева (1833–1918), дочь известного саратовского врача. В семье Николая Чернышевского родилось трое сыновей: Александр, Виктор (умер в раннем детстве) и Михаил. Личная жизнь Николая Чернышевского оказалась счастливой и несчастной одновременно: супруги прожили вместе лишь девять лет, а затем их на долгие годы разлучили арест и ссылка.

Ольга Сократовна Чернышевская.

Ольга Сократовна оставалась верна своему мужу и ждала его возвращения. Супруги увиделись за годы ссылки лишь единожды, когда Ольга с младшим сыном Михаилом в 1866 году приехала к Чернышевскому на Кадаинский рудник. Ради четырёх дней вместе в присутствии жандармов Ольга с ребёнком покинули дом на целых полгода.

Смерть и похороны

В октябре 1889 года, спустя несколько месяцев после возвращения в Саратов, писатель заболел малярией. К этому времени здоровье писателя, который почти 20 лет провёл на каторге и в ссылке, было подорвано. Организм не выдержал инфекции, и 17 октября 1889 года врачи зафиксировали смерть Н.Г. Чернышевского: малярия вызвала обширный инсульт.

Похороны прошли 20 октября в Саратове на Воскресенском кладбище. Два года спустя, в 1891 году, почитатели таланта Чернышевского построили на могиле писателя небольшую железную часовню, а ещё через полвека на её месте возвели небольшой мемориал в виде красной арки и чёрного обелиска.

Библиография произведений Николая Чернышевского

Романы:

Что делать? (1862–1863)

Повести в повести (не окончен) (1863)

Пролог. Роман из начала шестидесятых годов (1867–1870)

Отблески сияния (не окончен) (1879–1884)

Повести:

Пониманье (Не судите) (1848)

Теория и практика (1848)

История одной девушки (1871)

Вечера у княгини Старобельской (1886)

Рассказы и пьесы:

Потомок Барбаруссы (1863)

Мелкие рассказы (1864)

Знамение на кровле (1871)

Драма без развязки (1871)

Великодушный муж (1872)

Мастерица варить кашу (1872)

Академия Лазурных гор (1875)

Литературная критика:

О «Бригадире» Фонвизина (1850)

Бедность не порок (1854)

Об искренности в критике (1854)

Песни разных народов (1854)

Сочинения Пушкина (1855)

Очерки гоголевского периода русской литературы (1855–1856)

Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения (1856)

Стихотворения Кольцова (1856)

Стихотворения Н. Огарёва (1856)

Собрание стихотворений В. Бенедиктова (1856)

Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого (1856)

Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского (1856)

Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность (1857)

«Губернские очерки» Щедрина (1857)

Сочинения В. Жуковского (1857)

Стихотворения Н. Щербины (1857)

«Письма об Испании» В.П. Боткина (1857)

Русский человек на rendez-vous (1858)

Собрание чудес. Повести, заимствованные из мифологии (1860)

Не начало ли перемены? (1861)

Публицистика:

Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина (1856)

«Русская беседа» и её направление (1856)

«Русская беседа» и славянофильство (1857)

О поземельной собственности (1857)

Откупная система (1858)

Июльская монархия (1858)

Материалы для решения крестьянского вопроса (1859)

Суеверие и правила логики (1859)

Капитал и труд (1859)

Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни (1859–1862)

История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции (1860)

Политико-экономические письма к президенту Американских Соединённых Штатов Г.К. Кэри (1861)

О причинах падения Рима (1861)

Граф Кавур (1861)

Непочтительность к авторитетам. По поводу «Демократии в Америке» Токвиля (1861)

Барским крестьянам от их доброжелателей поклон (1861)

В изъявление признательности. Письмо к г-ну Зарину (1862)

Письма без адреса (1862)

Письмо сыновьям А.Н. и М.Н. Чернышевским (1878)

Мемуары:

Н.А. Добролюбов. Некролог (1861)

Заметки о Некрасове (1883)

Материалы для биографии Н.А. Добролюбова, собранные в 1861–1862 гг. (1884–1888)

Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым (1884–1888)

Философия и эстетика:

Критический взгляд на современные эстетические понятия (1854)

Эстетические отношения искусства к действительности (1855)

Возвышенное и комическое (1855)

Характер человеческого знания (1855)

Критика философских предубеждений против общинного владения (1858)

Антропологический принцип в философии (1860)

Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь (1888)

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/22975-nikolai-chernyshevskii.html
  • https://histrf.ru/read/biographies/nikolay-gavrilovich-chernyshevskiy
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.