Владимир Честноков - биография, новости, личная жизнь

Честноков Владимир Иванович биография, новости, фото

К 115-летию со дня рождения мастера сцены - фильм «В дни Октября», в главной роли - В.И.Честноков.

Советская эпоха вошла в отечественную и мировую историю величайшими успехами буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому-то сейчас, когда власть эта - справедливая и общенародная - временно отступила, люди отзываются о ней добрыми словами, даже если не жили тогда, а только слышали про нее, читали в газетах, журналах, книгах, смотрели советские кинофильмы и спектакли. "Что такое Советская власть? В чем заключается сущность этой новой власти, которую не хотят или не могут понять еще в большинстве стран? - говорил В.И. Ленин в марте 1919 года, в самый разгар гражданской войны. - Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны все больше и больше, состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которые капитализм угнетал".

Chestnokov Vladimir Ivanovich


Будущему народному артисту СССР, лауреату Сталинской премии Владимиру Ивановичу Честнокову было в ту пору пятнадцать лет, и он познал все это на собственной судьбе. В своей книге "Как я работал над образом Ленина" (1960) он напишет, а потом скажет мне в интервью для "Известий": "Когда на Петроград начали наступать войска белого генерала Юденича, мы вышли на улицу строить баррикады. Мы твердо знали - баррикады нужны, чтобы отстоять нашу советскую власть, нашу советскую школу. Мы все больше и больше ощущали правильность политики большевиков, руководимой Владимиром Ильичом Лениным. Мы душой и сердцем чувствовали ленинскую заботу о стране, о нас, молодых, и о ее будущем. Мы проникались к Ленину искренним уважением, все большей и большей любовью, и я бесконечно счастлив, что эта любовь, во сто крат умноженная всей моей жизнью, сохранилась во мне навсегда. "

Владимир Честноков родился 12 апреля (30 марта) 1904 года в семье, которую принято называть демократической, со взглядами прогрессивными, но к политике относившейся с осторожностью, и - по его словам - "мировоззрение мое складывалось не дома, а на улице и в школе, поскольку еще с бурного 1917 года я с приятелями носился с митинга на митинг, бегал впереди демонстраций, пока впервые не услышал имя Ленина и не начал разбираться постепенно в политической обстановке. В памятную для человечества осень мы почувствовали себя взрослыми. Трижды повторенное Лениным слово "учиться" 2 октября 1920 года на III съезде комсомола определило путь моего поколения". .
При бывшем императорском Александринском театре существовало театральное училище, возглавляемое известным драматургом и режиссером Евтихием Павловичем Карповым (1857-1926), благоговевшим перед А.Н.Островским и старавшимся ему подражать. Сюда-то и поступил юный Честноков, с чем примирились и родители, раньше желавшие видеть сына врачом или инженером, как и старшего сына Семена, который стал артистом кукольного театра, плодотворно работал в этой профессии, а умер в в 1945 году от последствий блокады Ленинграда . Е.П.Карпов был, по воспоминаниям современников, интереснейшей личностью. Левый народник- революционер, он занимался хлебопашеством, служил юнгой на волжском пароходе, актером и режиссером "Невского общества устройства народных развлечений", писал пьесы и повести. подвергался административной высылке, но был помилован, и стал даже управляющим труппой Александринки, а после посещения театра А.В.Луначарским, который разъяснил труппе задачи и цели большевистской партии, признал советскую власть, получил в 1921 году звание заслуженного режиссера республики.
Многим актерским тонкостям научился Честноков в классе Е.П.Карпова. Революция в обществе вызвала революцию и в театре. "Как грибы после дождя, возникали новые театральные коллективы, большие и малые студии, велись бесконечные споры о путях развития театра, - рассказывал Владимир Иванович. - В спорах принимали участие режиссеры, актеры, критики. Критики писали проблемные статьи, режиссеры ставили спектакли согласно своим концепциям, актеры играли в этих спектаклях, проявляя исполнительский талант и мастерство. Стремясь преодолеть старые, обветшавшие штампы, мы совершали и ошибки. Часто заблуждения рождались от лучших намерений, так как не хватало теоретических знаний, от молодости, от отсутствия опыта, от желания сейчас, немедленно достичь успеха. Однако энтузиазм двигал творчество. Творчество стало потребностью, а для творчества в советской стране были созданы условия, каких еще не знала история мировой культуры".

Мысль сыграть Ленина возникла у Владимира Ивановича, когда он посмотрел созданный С.М.Эйзенштейном и Г.В .Александровым в 1927 году фильм "Октябрь", где в роли великого пролетарского вождя они сняли уральского рабочего Василия Никандрова, внешне удивительно на него похожего, но по существу малоубедительного. Потом ленинский образ воссоздавали такие крупные актеры, как Б.В.Щукин, А.М.Бучма, М.М.Штраух, а на сцене Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина - Константин Васильевич Скоробогатов. Играть после них было нелегко, и Честноков продолжил Лениниану лишь в 1957 году в спектакле пушкинцев "Грозовой год" Алексея Каплера и Тамары.Злотогоровой, написавших пьесу на основе сценария кинофильма "Ленин в 1918 году". Тогда же актер выступил в образе Ленина и в спектакле-концерте "Город славы", посвященном 40-летию Октябрьской революции. Затем последует работа над сценическими ленинскими ролями в пьесах "Цветы живые" (1960), "Кремлевские куранты" (1967) Николая Погодина, "Между ливнями" (1965) Александра Штейна, а в кинематографе - "В дни Октября" (1958) и "Первороссияне" (1967).
"Я вырос и воспитывался в годы советской власти. Нет для меня образа более близкого, более родного, чем Ленин. На протяжении многих лет я мечтал сыграть роль Ленина и готовился к этой работе, - говорил Владимир Иванович. - И мне повезло. Я неоднократно играл положительных героев, моих современников. Это была хорошая подготовка к подходу к моей мечте, когда я понял: чем прекраснее, возвышеннее герой, тем больше в нем ленинских черт - убежденности в правоте революционного дела, решительности, но и осмотрительности в поступках, самопожертвовании, уважении и любви к людям, непоказной доброте. С этими чертами, я мысленно соотносил качества изображаемых мною советских людей, и чем больше подобных черт находил, тем более сильными и мудрыми, человеколюбивыми и благородными - говорили товарищи по работе - получались мои герои". Произнося эти слова, актер и сам поступал так, как его лучшие герои. После окончания карповской "вольной студии" он бы оставлен в Театра имени А.С.Пушкина, с началом Великой Отечественной войны мог эвакуироваться с коллективом в Новосибирск, но не уехал, перейдя в театр Краснознаменного Балтийского флота, а в 1941 году вступил в ВКП(б).

ЭДУАРД ШЕВЕЛЁВ

Прим. ред. сайта. В сюжет включена видеозапись историко-революционного художественного фильма «В ДНИ ОКТЯБРЯ» - (Ленфильм –1958) , снятого по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Режиссер-постановщик Сергей Васильев, в роли В.И.Ленина - Владимир Честноков.

Владимир Честноков - биография, новости, личная жизнь

Владимир Честноков

Владимир Иванович Честноков. Родился 30 марта (12 апреля) 1904 года в Санкт-Петербурге - умер 15 мая 1968 года в Ленинграде. Советский актер театра и кино, сценарист, театральный педагог. Народный артист СССР (1960). Лауреат Сталинской премии первой степени (1950) и Государственной премии СССР (1967).

Владимир Честноков родился 30 марта (12 апреля по новому стилю) 1904 года в Санкт-Петербурге.

Старший брат - Семен Иванович Чесноков (настоящая фамилия Честноков; 1901-1945), был артистом кукольного театра, состоял в браке с актрисой Гликерией Богдановой-Чесноковой.

Племянница - Ольга (1940-1944; умерла от голода во время блокады Ленинграда).

В 1920-е годы Владимир Честноков учился в Вольной студии Е.П. Карпова и в школе Русской драмы, которую окончил в 1924 году.

В 1924-1928 годах - актер Театра-студии при Ленинградском академическом театре драмы, среди его работ: «Волчьи души» по Дж. Лондону - Сакари; «Яд» А. В. Луначарского - Борис Воронин; «Ревизор» Н. В. Гоголя - Коробкин и почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин; «Елена Топилина» Д. А. Щеглова - Авксентьев.

В 1928-1936 и с 1953 года до своей смерти состоял в труппе Ленинградского театра драмы им. Пушкина. Был художественным руководителем театра.

В 1937 году - актер Ростовского театра драмы.

В 1937-1953 годах играл в Ленинградских театрах: им. Ленинского комсомола, Краснознаменного Балтийского флота, Ленинградском драматическом (затем им. Комиссаржевской).

Член ВКП(б) с 1941 года.

Работы Владимира Честнокова в Ленинградском театре драмы им. Пушкина:

  • 1928 - «Соломенная шляпка» Э. Лабиша - Фадинар;
  • 1928 - «Мятеж» Д. А. Фурманова и С. Поливанова - Дмитрий Фурманов;
  • 1929 - «Бурелом» В. Маляревского - Григорий Дурной;
  • 1930 - «Командарм-2» И. Л. Сельвинского - Поэт и Блаженин;
  • 1930 - «Чудак» А. Н. Афиногенова - Волгин;
  • 1930 - «1905 год» («Баррикады») Ю. В. Соболева и В. А. Подгорного - Студент;
  • 1931 - «Робеспьер» Ф. Ф. Раскольникова - Ж.-Л. Давид;
  • 1931 - «Страх» А. Н. Афиногенова - Кастальский;
  • 1931 - «Светите, звезды!» И. К. Микитенко - Антонио;
  • 1932 - «Маскарад» М. Ю. Лермонтова - Чиновник;
  • 1933 - «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского - Егор Васильевич Купчаев;
  • 1933 - «Суд» В. М. Киршона - Эрих;
  • 1934 - «Западня» Э. Золя - Лантье;
  • 1934 - «Вершины счастья» Дж. Дос Пассоса - Фрэнк Стид;
  • 1935 - «Мольба о жизни» Ж. Деваля - Виктор Гатье;
  • 1935 - «Чудесный сплав» В. М. Киршона - Олег;
  • 1935 - «Петр I» по А. Н. Толстому - крестьянин Воробей;
  • 1935 - «Борис Годунов» А. С. Пушкина;
  • 1936 - «Слава» В. М. Гусева - Николай Маяк;
  • 1936 - «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина - Моцарт;
  • 1936 - «Бегство» Д. А. Щеглова - Лунц;
  • 1954 - «Сомов и другие» М. Горького - Яропегов;
  • 1955 - «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера - Фиеско;
  • 1956 - «Второе дыхание» А. А. Крона - Левин;
  • 1956 - «Игрок» по Ф. М. Достоевскому - Алексей Иванович;
  • 1957 - «Осенний сад» Л. Хеллман - Кроссмен;
  • 1957 - «Грозовой год» А. Я. Каплера - В. И. Ленин;
  • 1957 - «Город славы» (спектакль-концерт) - В. И. Ленин и А. С. Пушкин;
  • 1958 - «Бег» М. А. Булгакова - Сергей Павлович Голубков;
  • 1959 - «Смерть коммивояжера» А. Миллера - Биф;
  • 1959 - «Двенадцатый час» А. Н. Арбузова - Дор;
  • 1960 - «Цветы живые» Н. Ф. Погодина - В. И. Ленин;
  • 1960 - «Изюминка на солнце» Л. Хэнсберри - Уолтер Ли;
  • 1961 - «По московскому времени» Л. Г. Зорина - Ларин;
  • 1961 - «Друзья и годы» Л. Г. Зорина - Матвей Михайлович Печерский;
  • 1961 - «Суровое счастье» В. М. Михайлова - В. И. Ленин;
  • 1962 - «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина - Моцарт;
  • 1963 - «Чудеса в гостиной» Дж. Г. Лоусона - Мэтью Мертон;
  • 1964 - «Встреча» Ж. Робера - Рено Пикар;
  • 1965 - «Между ливнями» А. П. Штейна - В. И. Ленин;
  • 1966 - «Бидерман и поджигатели» М. Фриша - Айзенринг.

Работы Владимира Честнокова в Театре имени Ленинского комсомола:

  • 1937 - «Очная ставка» Л. Р. Шейнина - Кочин;
  • 1937 - «Враги» М. Горького - Яков Бардин;
  • 1937 - «Земля» Н. Е. Вирты - Сафиров;
  • 1938 - «Без вины виноватые» А. Н. Островского - Григорий Незнамов;
  • 1939 - «Генеральный консул» братьев Тур и Л. Р. Шейнина - Гоглидзе;
  • 1939 - «Заговор» Н. Е. Вирты - Иван Мартынов;
  • 1941 - «Золотой мальчик» К. Одетса - Джо Бонапарте;
  • 1941 - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана - Сирано де Бержерак;
  • 1941 - «Крушение» Д. Ф. Слепян - Гартнер.

Работы Владимира Честнокова в Драматическом театре Балтийского флота:

  • 1942 - «Русские люди» К. М. Симонова - Иван Никитич Сафонов;
  • 1942 - «Фронт» А. Е. Корнейчука - Огнев;
  • 1943 - «Офицер флота» А. А. Крона - капитан-лейтенант Виктор Иванович Горбунов;
  • 1943 - «У стен Ленинграда» В. В. Вишневского - Сибирцев;
  • 1944 - «Добро пожаловать!» З. М. Аграненко - Катков;
  • 1945 - «Парусиновый портфель» М. М. Зощенко - Баркасов.

Работы Владимира Честнокова в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской:

  • 1947 - «Навстречу жизни» («В наши дни») А. Успенкого и В. Мойковского - Лапин;
  • 1947 - «Дни и ночи» К. М. Симонова - Александр Николаевич Сабуров;
  • 1947 - «Мера за меру» А. А. Сурова - Телегин;
  • 1948 - «Счастье» П. А. Павленко и С. А. Радзинского - Васютин;
  • 1948 - «Глубокие корни» Дж. Гоу и А. д’Юссо - Брэт Чарльз;
  • 1948 - «Дон Сезар де Базан» Ф. Дюмануара и А. Дэннери - Дон Сезар де Базан;
  • 1949 - «Александр Пушкин» Д. Дэля - А. С. Пушкин;
  • 1950 - «Студент третьего курса» А. Бородиной и А. Давидсона - Андрей Рудаков;
  • 1951 - «Битва за жизнь» М. Г. Волиной и Е. М. Шатровой - Гильом Ферма;
  • 1951 - «Тридцать сребренников» Г. Фаста - Фуллер;
  • 1953 - «Откровенный разговор» Л. Г. Зорина - Кругляков.

В 1949-1953 годах преподавал в Ленинградском театральном институте им А. Островского.

Владимир Честноков в кино

Сниматься начал с 1938 года, дебютировав в фильме «Профессор Мамлок» в роли доктора Гельпаха.

Владимир Честноков в фильме "Профессор Мамлок"

Владимир Честноков в фильме Профессор Мамлок

В 1949 году сыграл Забелина в фильме «Академик Иван Павлов» режиссера Григория Рошаля. Фильм рассказывает о работе Ивана Петровича Павлова с первых его шагов в науке до сенсационных открытий, сыгравших огромную роль в развитии медицины и психологии. За эту работу Честнокову была присуждена Сталинская премия первой степени.

Владимир Честноков в фильме "Академик Иван Павлов"

Владимир Честноков в фильме Академик Иван Павлов

В числе заметных работ - роли в фильмах «Тарас Шевченко» (Николай Гаврилович Чернышевский), «Белинский» (Николай Алексеевич Некрасов), «Овод» (Доминикино), «713-й просит посадку» (доктор Рихард Гюнтер), «Зеленая карета» (Иван Иванович Сосницкий).

Владимир Честноков в фильме "Овод"

Владимир Честноков в фильме Овод

Владимир Честноков в фильме "713-й просит посадку"

Владимир Честноков в фильме 713-й просит посадку

Владимир Честноков в фильме "Зеленая карета"

Владимир Честноков в фильме Зеленая карета

Честноков был признанным исполнителем роли Владимира Ленина во многих постановках и фильмах советского времени.

В 1967-м сыграл Ленина в оптимистической драме «Первороссияне» по поэме Ольги Берггольц «Первороссийск» о рабочих Нарвской заставы Петрограда, приехавших в 1918 году на Алтай строить первую земледельческую коммуну. Фильм был практически запрещен к показу, а его режиссера Евгения Шифферса лишили возможности снимать кино. Его имя сняли из титров, обозначив режиссером картины старейшего режиссера «Ленфильма» Александра Иванова. Иванов подобных фильмов никогда не снимал и снять не мог. «Первороссияне» - это несколько историй, каждая из которых рассказана в своем цвете и сопровождается своей музыкой. Именно авангардная эстетика, вызвавшая негативную реакцию партийного руководства, лишила фильм прокатной судьбы, но сделала его легендой.

В 1967 году Владимиру Честнокову была присуждена Государственная премия СССР - за создание образа В.И. Ленина в театре и кино.

Владимир Честноков в фильме "Первороссияне"

Владимир Честноков в фильме Первороссияне

Умер 15 мая 1968 года в Ленинграде. Похоронен актер в Некрополе «Литераторские мостки».

В доме, где жил с 1944 года Вл. Честноков, по адресу Большая Конюшенная, 1 установлена мемориальная доска.

Личная жизнь Владимира Честнокова:

Жена - Евгения Владимировна Аскинази, актриса. В 1937-м - актриса Ростовского театра. В 1940-х годах - актриса театра Балтийского флота. В 1950-х годах играла в Ленинградском театре им. Комиссаржевской.

Дочь - Людмила Владимировна Честнокова (1929-2021), заслуженный деятель искусств ЧИАССР, актриса, театральный педагог (ЛГИТМиК).

Сын - Владимир Владимирович Честноков (1945 г.р.), кандидат технических наук, до 1991 года работал главным инженером ЛФЦНИИ «ЦЕНТР», с 1991 года - генеральный директор совместных предприятий и проектных организаций в области строительства.

Внучки: Галина Владимировна Честнокова (1954-2015), театральный педагог (ЛГИИТМиК); Ольга Владимировна Честнокова (1966 г.р.); Екатерина Владимировна Честнокова (1973 г.р.); Евгения Владимировна Честнокова (1973 г.р.).

Фильмография Владимира Честнокова:

1938 - Профессор Мамлок - доктор Гельпах
1939 - Четвертый перископ - Григорий Крайнев, командир подводной лодки "Спрут"
1940 - Разгром Юденича - Люденквист
1941 - Отец и сын - Сергей
1942 - Варежки (короткометражный) - Федя Дорожкин
1944 - Морской батальон - командующий флотом
1947 - Пирогов (Pirogov) - Федор Иванович Ипатов, профессор
1949 - Александр Попов - Любославский
1949 - Академик Иван Павлов - Забелин
1951 - Тарас Шевченко - Николай Гаврилович Чернышевский, литератор
1951 - Белинский - Николай Алексеевич Некрасов, поэт
1955 - Овод - Доминикино
1957 - Его время придет - Достоевский
1957 - Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль) - Дон Сезар де Базан
1958 - В дни Октября - В.И.Ленин
1960 - Люблю тебя, жизнь - Павел Николаевич Топилин
1961 - Самые первые - Андрей Николаевич Аркадьев, академик
1962 - 713-й просит посадку - доктор Рихард Гюнтер, скрывающийся под именем Филипп Дюбуа из Гааги
1964 - Чайка (фильм-спектакль) - Дорн
1964 - Казнены на рассвете. - Дмитрий Иванович Менделеев, профессор Санкт-Петербургского Императорского университета
1964 - Игрок (фильм-спектакль)
1965 - Смерть коммивояжера (фильм-спектакль) - Биф, сын Вилли Ломена
1966 - Встреча (фильм-спектакль)
1966 - Маленькие трагедии (фильм-спектакль) - Моцарт
1967 - Первороссияне - В.И.Ленин
1967 - Зелёная карета - Иван Иванович Сосницкий, актер

Озвучивание Владимира Честнокова:

1955 - Страницы жизни (Besondere Kennzeichen: keine) - Вернер
1955 - Мокрые спины (Espaldas mojadas)
1955 - Зарево над Кладно (Rudá záre nad Kladnem)

Сценарии Владимира Честнокова:

1957 - Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль)

Награды и звания Владимира Честнокова:

последнее обновление информации: 12.03.2023

Главная Контакты 2014-2023 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.

Владимир Честноков

Владимир Честноков

Владимир Честноков – российский актер, преподаватель театрального мастерства, лауреат многих премий, наград и званий.

Сотрудничество с театрами

Владимир Иванович Честноков родился 12 апреля 1904 года. Детство и юность он провел в Санкт-Петербурге. После школы учился в Вольной студии Евтихия Павловича Карпова, а затем окончил Школу русской драмы. Получив образование, Владимир Иванович выступал на сцене студии, действующей при театре драмы, а через четыре года вошел в состав труппы Александринского театра. В 1937 году актер уехал в Ростов, где устроился в театр драмы имени М. Горького, но вскоре вернулся в Ленинград, где сотрудничал с различными театрами. В середине 1950-х годов Честноков вновь пришел в Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина, а в 1966 году занял там должность руководителя. Он неоднократно представал перед зрителями в образе В. И. Ленина, которого играл в различных постановках советского времени. Позже актер написал об этом книгу – «Как я работал над образом Ленина».

Работа в кино и передача опыта молодым актерам

  • «Четвёртый перископ»;
  • «Академик Иван Павлов»;
  • «713-й просит посадку»;
  • «Первороссияне»;
  • «Дон Сезар де Базан».

В 1949 году он начал преподавать актерское мастерство в Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского, который позже стал Российским государственным институтом сценических искусств. Владимир Иванович был удостоен нескольких медалей, орденов и премий. Он был признан заслуженным, а затем и народным артистом. Честноков умер 15 мая 1968 года и был похоронен на Волковском кладбище.

    • О компании
    • Контакты
    • Вакансии
    • Служба поддержки
    • Возврат
    • Участие в исследованиях
    • Мобильные приложения
    • © ООО «Литрес»
    • Активировать купон
    • Публичная оферта
    • Политика обработки
      персональных данных
    • Согласие на получение рассылки
    • Техническая документация
    • Издательствам
    • Авторам
    • Библиотекам
    • Партнёрам
    • Вебмастерам
    • Компаниям
    • Стать автором Литрес
    • Озвучить книгу
    • Корпоративная библиотека
    • Бестселлеры
    • Скоро в продаже
    • Популярные авторы
    • Интервью с авторами

    С Кронштадтом связанные судьбы: к 115-летию Владимира Честнокова

    «Когда придет время держать экзамен на мужество, то во мне найдется нечто такое, что поможет стать выше инстинкта…», - эти слова в пьесе Александра Крона «Офицер флота», созданной в 1944 году, произносит командир подводной лодки Горбунов. Роль, написанная специально для артиста Владимира Честнокова, во многом отражала его собственные мысли и поступки во времявойны, когда очень четко проявлялась сущность каждого человека, оказавшегося в экстремальных условиях.

    Новой работой Честнокова в Театре КБФ стала роль Сафонова в спектакле «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Пьесапечаталась на страницах газеты «Правда» и была очень своевременной,так как обращалась к людям, несущим тяжелые испытания военного времени. Не дожидаясь следующего номера газеты, где было обещано продолжение пьесы, артист сразу взялся за работу над ролью, не ограничиваясь только материалами, данными автором. Как всегда Владимир Иванович привнесв создаваемый им характер черты близкие ему самому, отвечающие его взглядам и требованиям - взволнованную романтику, чистоту человеческой души, высокую гражданственность. Пьеса настолько захватила актера, что вместе с Пергаментом он выступил в роли режиссера постановки. 18 июля закончилась публикация пьесы в газете, а уже 23 августа, практически через месяц, состоялась премьера спектакля в зале летнего театра Дворца пионеров Ленинграда. Театральные критики, отмечая исполнение Честноковым роли капитана Сафонова, подчеркивали мастерство, с какимактеру удалось передать собранность, сосредоточенную волю и грозную для врагов целеустремленность этого командира. Финальную реплику капитана Сафонова, клянущего истреблять до единого фашистских оккупантов, Владимир Честноков произносил от имени всего зрительного зала. В эти слова он вложил и свои собственные чувствачеловека, который вместе с ленинградцами прошел все круги блокадного ада.Со спектаклем Константина Симонова театр побывал и в Кронштадте. Артист Михаил Мамаев в своем дневнике записал, что «спрос на эту пьесу был велик, и мы играли ее до тех пор, пока в основном не удовлетворили всех…». За период с 23 августа по 6 октября 1942 года спектакль «Русские люди» в Кронштадте и на фортах показали 30 раз!

    Уже во время кронштадтских гастролей артисты Театра КБФ начали репетировать пьесу Александра Корнейчука «Фронт», текст которой также печатался в «Правде». Пьеса была написана по личному указанию Сталина и даже с его правкой. В ней подвергались критике старые генералы — герои Гражданской войны, не умевшие воевать в новых условиях. Фамилии главных героев пьесы Горлов и Огнев стали нарицательными. Горлов — символ воинствующего невежества и карьеризма, Огнев — символ ума и мужества.Осуществить постановку «Фронта» предложил командующий Балтийским флотом Владимир Филиппович Трибуц. В виду особой ответственности поставленной задачи в театре было собрано партсобрание, где прозвучал призыв положить все силы на то, чтобы сделать спектакль, как можно лучше. Честноков получил одну из главных ролей –командующего армией Огнева. И хотя изначально Пергамент не был «увлечен» этой пьесой, впоследствии он признавался, что спектакль получился даже удачнее «Русских людей». Успех, по его мнению, заключался в исполнителях главных ролей - Владимире Честнокове и Аркадии Трусове, сыгравшего роль генерала Горлова. В трактовке Театра КБФ на первый план выдвинулся Огнев, как полководец, который воспринимался зрителями, как продолжатель героических традиций Суворова и Кутузова. Подтверждением этого стала сама жизнь.Так случилось, что 19 января 1943 года театр находился в Кронштадте и показывал «Фронт». Прерывая артистов, на сцену выбежал матрос и сообщил о прорыве блокады. И зал, переполненный бойцами, принялся качать артиста Честнокова. В этот момент для них он стал живым олицетворением славы русского воинства.

    Еще одной знаковой работой в Театре КБФ для Честнокова стал образ командира подводной лодки Виктора Ивановича Горбунова в спектакле «Офицер флота». Автор пьесы Александр Крон написалее осенью 1943 года, находясь в осажденном Ленинграде. За основу были взяты реальные событияи личные впечатления, полученные писателем во время тесного общения с подводниками-балтийцами. Благодаря этому художественное произведение получилось одновременно и произведением в высшей степени документальным. На читке пьесы в Матросском клубе на площади Труда, где тогда базировался Театр КБФ, будущий исполнитель главной роли Владимир Иванович Честноков поначалу был огорчен - образ капитана-лейтенанта Горбунова показался ему суховатым. Но позднее он согласился с замыслом автора – показать советского офицера командиром новой формации, который прям и тверд в вопросах службы, смел в бою, благороден в человеческих отношениях. Честноковв решении этого образа сумел убедить зрителей, что за внешней строгостью Горбунова скрывался человек тонко и глубоко воспринимающий жизнь, интеллигентный и мыслящий.

    С самого начала каждый из актеров, задействованных в постановке, относился к спектаклю, призванному первым рассказать о тяжелейших днях блокады,как к особой миссии театра. Можно только попытаться представить, сколько сил, нервов, энергии, мыслей, чувств, бессонных ночей было отдано для того, чтобы справиться с этой непростой задачей. Весь коллектив работал как единый организм, пытаясь достичь сочетания романтического и скрупулезно достоверного. Но комиссии, принимавшей спектакль, категорически не понравился созданный Честноковым образ князя Белогорского. Автор пьесы намеренно ввел его в число действующих лиц, как человека, олицетворявшего понятие чести – неотъемлемой составляющей традиций русской армии. Вишневский был вынужден убрать из спектакля персонаж князя, а Честноков создавать новый образ – Сибирцева, в котором, по словам драматурга, «все-таки осталось что-то от Белогорского». Этот спектакль, несмотря на все перипетии, стал одной из самых ярких страниц в военной биографии Театра Краснознаменного Балтийского флота.

    Судьба свела Владимира Ивановича Честнокова с Театром КБФ в очень непростое время, когда поступки отдельных людей решали судьбу всей страны. Это касалось и творческой интеллигенции – писателей, поэтов,музыкантов, художников, актеров, своим искусством поддерживавшим дух воинов и тех, кто оставался в тылу. Для актеров театра, многие из которых к началу войны только перешагнули 20-летний рубеж, Честноков стал образцом настоящего патриота и артиста с большой буквы. Вот как вспоминал об отношении к Честнокову в труппе актер Театра КБФ Михаил Девяткин: «Авторитет Владимира Ивановича был у нас в театре исключительно высоким. Мы, молодые актеры, очень любили его и ценили его талант. И, наверное, не будет преувеличением сказать, что он оказал большое влияние на дальнейшую творческую судьбу многих из нас. Прежде всего, тем, как он относился к своему актерскому труду. Думаю, общее мнение всех, кому довелось с ним работать, совпадет: это был очень добрый, мягкий, тактичный человек, что не мешало ему в творческих вопросах проявлять завидную твердость – уж если он был уверен в своей правоте, то никогда не сдавал позиций».

    Признанием актерского мастерства Владимира Ивановича Честнокова явилось присуждение ему премии имени Б.В. Щукина, учрежденной в Театре КБФеще до войны.Высшей оценкой его человеческой сутив условиях войны и блокады стало награждение орденом Красной Звезды 5 ноября 1943 года.

    К огромному сожалению всей труппы, Владимир Честноков и его жена Евгения Аскинази были вынуждены покинуть ставший им родной коллектив, когда Театр КБФ, как боевое подразделение, весной 1945 года был передислоцирован в Таллин. Но можно смело утверждать, что трагические и героические моменты, пережитые вместе с актерами Театра КБФ во время Великой Отечественной войны, остались в душе народного артиста СССР Владимира Ивановича Честнокова навсегда.

    Музей истории Кронштадта

    Источники:

    • http://forum-ruslad.ru/index.php/napravleniya/kultura/3190-voploshchaya-leninskie-cherty-o-narodnom-artiste-sssr-v-i-chestnokove
    • https://stuki-druki.com/authors/chestnokov-wladimir.php
    • https://www.litres.ru/author/vladimir-chesnokov/ob-avtore/
    • https://kotlin.ru/news/news_26428.html
    Марина Терехова
    Марина Терехова
    Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.