Чем запомнился известный грузинский режиссер Темур Чхеидзе
Темур Чхеидзе: я всегда старался, чтобы от меня не пахло нафталином
Выдающемуся грузинскому театральному режиссеру современности – Темуру Чхеидзе - 18 ноября исполняется 73 года.
Чем прославилась в Грузии и за ее пределами эта уникальная личность, рассказывает Sputnik Грузия.
Темур Нодарович Чхеидзе родился в 1943 году, в столице Грузии – городе Тбилиси. Учился в Тбилисском театральном институте имени Шота Руставели в мастерской Додо Алексидзе.
© photo: Sputnik / Рудольф Кучеров / Перейти в фотобанк Режиссер Темур Чхеидзе Режиссер Темур Чхеидзе © photo: Sputnik / Рудольф КучеровОкончив институт, Чхеидзе работал в театрах Грузии: в 1965-67 годах режиссером Драматического театра в Зугдиди, затем в 1967—1970 гг. — в Тбилисском ТЮЗ-е и с 1970 по 1980 в Театре имени Шота Руставели.
© photo: Sputnik / В. Соколов / Перейти в фотобанк Грузинский драматический театр имени К. Марджанишвили
С 1991 года начинается тесное сотрудничество Темура Чхеидзе с Большим драматическим театром им. Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге. Маэстро долгое время отказывался от поста главного режиссера.
Позже Чхеидзе об этом говорил: "Я знал: что тут ни сделай — это будет хуже, чем во времена Товстоногова. Но его нет, и вообще товстоноговы рождаются крайне редко. А жизнь идет, и я, восторгаясь тем театром, который был когда-то, не ставлю так, как Товстоногов".
© photo: Sputnik / Рудольф Кучеров / Перейти в фотобанк Главный режиссер Ленинградского государственного академического Большого драматического театра им. Горького Георгий Товстоногов (второй справа) на последней репетиции. Слева направо - актеры Светлана Крючкова, Евгений Лебедев, Олег Басилашвили.
Главный режиссер Ленинградского государственного академического Большого драматического театра им. Горького Георгий Товстоногов (второй справа) на последней репетиции. Слева направо - актеры Светлана Крючкова, Евгений Лебедев, Олег Басилашвили.
© photo: Sputnik / Рудольф КучеровТем не менее в 2004 году Чхеидзе уступил многолетним уговорам художественного руководителя театра Кирилла Лаврова и был назначен главным режиссером БДТ. После же смерти Лаврова в 2007 году Чхеидзе стал художественным руководителем театра.
© photo: Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанк Здание Государственного академического Большого драматического театра им.Товстоногова (БДТ) в Санкт-Петербурге
Здание Государственного академического Большого драматического театра им.Товстоногова (БДТ) в Санкт-Петербурге
© photo: Sputnik / Алексей ДаничевВ БДТ Чхеидзе поставил спектакли "Коварство и любовь" Шиллера (1990), "Салемские колдуньи" Миллера (1991), "Любовь под вязами" О´Нила (1992), "Призраки" де Филиппо (1993), "Макбет" Шекспира (1995), "Антигона"Ануя (Высшая театральная премия Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации "Лучшая работа режиссера", 1997), "Солнечная ночь" Думбадзе (1997), "Борис Годунов" Пушкина (1999), "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (2002), "Маскарад" Лермонтова (2003), "Копенгаген" Фрейна (2004), "Мария Стюарт" Шиллера (2005), "Власть тьмы, или "Коготок увяз, всей птичке пропасть" Толстого (2006), "Дядюшкин сон" Достоевского (2008), "Дон Карлос, инфант испанский" Шиллера (2009), руководитель постановки спектакля "Королева красоты" по пьесе Макдонаха (2010), "Дом Бернарды Альбы" по драме Гарсиа Лорка (2011) и "Метод Гронхольма" Гальсерана (2012).
© photo: Sputnik / Рухкян / Перейти в фотобанк Режиссер-постановщик БДТ им. Товстоногова Темур Чхеидзе с коллегами
Режиссер-постановщик БДТ им. Товстоногова Темур Чхеидзе с коллегами © photo: Sputnik / РухкянЧхеидзе о великих актерах: "Надо молиться Богу, чтобы Лавров, Басилашвили, Шарко, Фрейндлих как можно дольше играли на сцене2.
© facebook.com/ТЕАТР-ИМЕНИ-АС-ГРИБОЕДОВА Темур Чхеидзе и Олег Басилашвили Темур Чхеидзе и Олег Басилашвили © facebook.com/ТЕАТР-ИМЕНИ-АС-ГРИБОЕДОВА19 февраля 2013 года Темур Чхеидзе подал в отставку. Причины своей отставки он объяснил так: "Сейчас, наверное, настало время, когда БДТ нужны перемены, на которые лично я не могу пойти. Многие называют меня ретроградом, но это был мой принципиальный путь — сохранять наследие Товстоногова. Убежден, что пройдут неполные десять лет, и классика снова понадобится русскому театру. Один молодой человек сказал мне, что мои спектакли воспринимаются как анахронизм. Я благодарен ему за честность".
© photo: Sputnik / Alexey Danichev / Перейти в фотобанк Презентация книги "Неужели это я?! Господи. " Олега Басилашвили
Презентация книги "Неужели это я?! Господи. " Олега Басилашвили © photo: Sputnik / Alexey DanichevЧхеидзе также занимается постановками опер. На его счету опера "Игрок" Прокофьева в Мариинском театре (Национальная премия "Золотая маска" в номинации "Лучший оперный спектакль", 1996), "Дон Карлос" Верди и "Летучий голландец" Вагнера в 1998 году и в 1999-ом — "Скупой рыцарь" Рахманинова и "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова.
© photo: Sputnik / Соколов / Перейти в фотобанк Темур Чхеидзе с семьей Темур Чхеидзе с семьей © photo: Sputnik / СоколовВ 2004 году в Большом театре поставил оперу "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. Осуществил постановки опер русских композиторов за рубежом: "Игрок" Сергея Прокофьева в Ла Скала в 1991 году и в Метрополитен-опере в 2001 году; "Царскую невесту" Николая Римского-Корсакова в оперных театрах Франции в Париже и Бордо в 2004 году.
Чхеидзе о своем театре: "Никогда в жизни, ни в каком возрасте я не занимался авангардом. Но всегда старался, чтобы от меня не пахло нафталином. Где бы я ни был — в Грузии или в БДТ — я старался как-то развить, если это развиваемо, психологический театр".
© photo: Sputnik / Рухкян / Перейти в фотобанк Грузинские режиссеры Кети Долидзе и Темур Чхеидзе Грузинские режиссеры Кети Долидзе и Темур Чхеидзе © photo: Sputnik / РухкянСреди наград Темура Чхеидзе — Орден Почета (14 февраля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность, звание Народного артиста Российской Федерации (12 февраля 1994 года) — за большие заслуги в области театрального искусства, Нагрудный знак Министерства культуры РФ "За вклад в российскую культуру" (29 марта2013), Ленинская премия (1986 год), Народный артист Грузинской ССР (1981 год). Темур Чхеидзе — лауреат премий Коте Марджанишвили, Шота Руставели и Михаила Туманишвили. Награжден премией имени Георгия Александровича Товстоногова "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" (2010).
© photo: Sputnik / Соколов / Перейти в фотобанк Темур Чхеидзе Темур Чхеидзе © photo: Sputnik / СоколовВ 2013 году Темур Чхеидзе вернулся в Грузию. И уже осенью 2014 года в стране под руководством Чхеидзе принял первых студентов Центр развития современного театрального искусства. В мастерской Чхеидзе приступили к обучению, совершенно бесплатно, девять студентов, которые были отобраны на основе конкурса. Учебный процесс в школе проходит под руководством самого режиссера.
Чем запомнился известный грузинский режиссер Темур Чхеидзе?
5 июня 2022 года скончался народный артист России и Грузии, актер, талантливый театральный режиссер и сценарист Темур Чхеидзе. Ему было 78 лет. Об этом накануне сообщили в пресс-службе Большого драматического театра им. Георгия Товстоногова (БДТ). Причина смерти не названа.
«На 79-м году ушел из жизни театральный режиссер, народный артист России и Грузии Темур Чхеидзе. Коллектив БДТ им. Г. А. Товстоногова выражает глубокие соболезнования родным и близким Темура Нодаровича и всем, кто его знал и любил», — пишет БДТ.
Чхеидзе поставил более 80 спектаклей на телевидении, в драматических и музыкальных театрах по всему миру, в том числе — в «Ла Скала» и «Метрополитен-опера». В кино Темур Чхеидзе сыграл главную роль в картине «Твой сын, Земля» (1980), а также снял картину «Кукарача» (1982).
АиФ.ru приводит биографию Темура Чхеидзе.
Досье
Темур Нодарович Чхеидзе родился 18 ноября 1943 года в Тбилиси (Грузинская ССР, ныне Грузия) в театральной семье. Его мать — народная артистка СССР Медея Чахава, отец, Нодар Чхеидзе — актер и педагог.
В 1965 году Темур Чхеидзе окончил Тбилисский театральный институт им. Шота Руставели (ныне Грузинский государственный университет театра и кинематографии им. Шота Руставели).
Профессиональная деятельность
С 1965 по 1967 годы он работал режиссером драматического театра города Зугдиди (Грузинская ССР), а в 1967-1970 годах — в Грузинском театре юного зрителя (Тбилиси).
В 1970-1980 годах Чхеидзе в качестве режиссера уже ставил спектакли в Грузинском государственном академическом театре им. Шота Руставели (Тбилиси).
За десять лет он поставил спектакли «Вчерашние» по пьесе Шалвы Дадиани, «Дом Бернарды Альбы» по произведению Федерико Гарсиа Лорки, «Царь Эдип» по трагедии Софокла, «Царствует во тьме» по мотивам произведений Льва Толстого и многие другие.
В 1980-1991 годах в качестве художественного руководителя Тбилисского академического театра им. Котэ Марджанишвили Чхеидзе поставил трагедию Уильяма Шекспира «Отелло», повесть Лео Киачели «Хаки Адзба», по мотивам Михаила Булгакова постановку «Пилат» и еще более 25 спектаклей.
Режиссерскую деятельность Чхеидзе успешно совмещал с педагогической. В 1980-х годах преподавал в Грузинском театральном институте им. Шота Руставели, был художественным руководителем телевизионного театра Грузинской ССР.
С 1990 года началось сотрудничество Темура Нодаровича с Большим драматическим театром (БДТ) им. Георгия Товстоногова в Санкт-Петербурге. Его первым спектаклем стала легендарная постановка «Коварство и любовь», главные роли в которой исполнили Кирилл Лавров, Елена Попова, Михаил Морозов, Алиса Фрейндлих, Андрей Толубеев, Валерий Ивченко, Нина Усатова.
В 2004 году Темур Чхеидзе пригласили на пост главного режиссера БДТ, а с 2007 по 2013 годы занимал должность художественного руководителя.
В БДТ Темур Чхеидзе выпустил более 15 спектаклей, среди которых «Салемские колдуньи» по пьесе Артура Миллера, «Любовь под вязами» по произведению Юджина О'Нила, «Макбет» по трагедии Уильяма Шекспира, «Маскарад» по произведению Михаила Лермонтова.
В начале 2000-х Чхеидзе сотрудничал с Московским художественным театром им. А. П. Чехова (МХАТ), где в 2001 году поставил «Антигону» по пьесе Жана Ануя.
В 2014 году Темур Чхеидзе возглавил в Тбилиси Центр развития современного театрального искусства, созданный на базе театра «Самепо убани». В нем под руководством мастера режиссеры и драматурги совершенствовали свои профессиональные навыки.
В последние годы Темур Нодарович жил в Тбилиси и работал в театре Королевского квартала, где создал творческую мастерскую — режиссерские курсы для молодых выпускников Тбилисского университета театра и кино.
«Я давно ставлю что-то тогда, когда у меня есть потребность выкрикнуть. Не вымучить, а — «не могу не поделиться с вами». Тогда и ставлю. Я беру произведение, только когда оно вызывает у меня эмоциональное впечатление», — отметил Темур Чхеидзе в 2007 году в интервью «Петербургскому театральному журналу».
В своих работах Чхеидзе всегда искал внутреннюю линию поведения персонажа и точно определял его психологическое состояние.
«Мы часто останавливаемся на уровне слов, но ведь они диктуются изнутри», — говорил режиссер в 2017 году в интервью Международной гильдии писателей.
Опера
Темур Чхеидзе также запомнился как оперный режиссер. Так, во второй половине 1990-х годов он поставил в Государственном академическом Мариинском театре (Санкт-Петербург) оперные постановки Джузеппе Верди «Дон Карлос», Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». А в 2004 году на сцене Государственного академического Большого театра (Москва) поставил оперу Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и другие.
Кроме того, Темур Чхеидзе представил оперы русских композиторов за рубежом. Его постановки увидели зрители Франции, Италии и США.
В миланском театре «Ла Скала» (1991) и в нью-йоркском «Метрополитен-опера» была представлена опера Сергея Прокофьева «Игрок» (2001). Оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» показали в театрах Парижа и Бордо (2004).
Кино и телевидение
В качестве актера Темур Чхеидзе снимался в фильмах «Ожившие легенды» (1976, режиссер Нодар Манагадзе) и «Твой сын, Земля» (1980, Резо Чхеидзе).
В 1982 году в качестве режиссера и сценариста он снял телефильм «Кукарача» по произведению Нодара Думбадзе.
Также в период с 2006 по 2012 годы в его постановке вышли фильмы-спектакли «Власть тьмы», «Дядюшкин сон», «Мария Стюарт», «Маскарад».
Семейное положение
Был женат. Супруга Нани Чиквинидзе и дочь Эка Чхеидзе — актрисы.
Награды и звания
В 1981 году Чхеидзе присвоили звание народного артиста Грузинской ССР.
В 1986 года — лауреат Ленинской премии.
В 1994 году Темуру Чхеидзе присвоено звание народного артиста РФ.
В 2013 награжден нагрудным знаком от Минкульта РФ «За вклад в российскую культуру».
Кавалер грузинского ордена «Сияние».
Обладатель высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера» (1997, за спектакль «Антигона»).
Источники:
ПАМЯТИ ТЕМУРА ЧХЕИДЗЕ
Темур Чхеидзе двадцать лет провел в Петербурге, два десятилетия делил себя между Россией и Грузией, Грузией и Россией. И очень много значил для нас.
Когда-то он рассказал мне историю о том, как попал в БДТ. В тот момент просил не печатать. Но позже, в юбилейные дни БДТ, в многолюдной компании, повторил ее с той особенной ирон-трагической интонацией, с такими тягучими «гнусавыми» обертонами, которые, конечно, сейчас не передать…
Темур Чхеидзе.
Фото — Сергей Ионов.
В 1989 году он жил и работал в Тбилиси и болел. Однажды жена сказала ему, что приехал какой-то экстрасенс из Польши, будет в гостях у друзей — и надо пойти, пусть посмотрит. «Вот только экстрасенса из Польши мне не хватало в тот момент», — говорил Чхеидзе. Но пошел. Польский товарищ-пан сказал ему, что он категорически должен уехать из Грузии, иначе погибнет. Куда? Туда, чему покровительствует Рыба (Чхеидзе, сощурясь, делал ударение на «ы»), созвездие Рыб. Выходило — Ереван и Петербург. С ними не было никакой связи, и вообще — зачем армянам грузинский режиссер и кому он нужен в Петербурге? Чхеидзе собирался тогда делать «Обвал» во МХАТе у Олега Ефремова, путь его лежал в Москву, и вообще он отнесcя к предсказанию иронически. Продолжал жить, работать и болеть в Тбилиси.
В этот же год на съезде СТД к нему неожиданно подошел Хорен Абрамян и предложил постановку в Ереване. А буквально в следующем перерыве — Кирилл Лавров. Зная о давних переговорах с Товстоноговым, «внуком» которому приходится Чхеидзе (учитель Чхеидзе Михаил Иванович Туманишвили — товстоноговский ученик), Лавров, только-только принявший театр, попросил его поставить спектакль. Со МХАТом пообещал договориться. И уломал «Олега» вникнуть в катастрофическое положение БДТ после ухода Гоги и перенести договоренности на следующий сезон… Чхеидзе поставил «Коварство и любовь», и это было его триумфальное начало в БДТ.
О. Мегвинетухуцеси (Отелло), Н. Мгалоблишвили (Яго). «Отелло». Театр им. Марджанишвили.
Польский экстрасенс предрекал Чхеидзе то ли 20, то ли 25 лет под созвездием Рыб…
А впервые он «прилетел» к нам с Театром Марджанишвили, с упоительными «Хаки Адзбой» и «Обвалом», навсегда научив нас выговаривать, не только «князь Теймураз Хевистави», но и «Мгалоблишвили и Мегвинетухуцеси»…
Они с Гоги Алекси-Месхишвили сделали сначала «Обвал» во МХАТе, а затем (в тех же декорациях, в тех же костюмах, при незначительной разнице в тексте) создали грузинский вариант спектакля. Сравнивать их было поразительно увлекательно.
Мхатовский «Обвал» был словно положен на традицию русской литературы и в образе светлого князя Теймураза (Станислав Любшин) давал еще одну вариацию на темы князя Мышкина, Христа и т. д. Несмотря на трагическую вину и слабость, Теймураз—Любшин до конца оставался истинно прекрасным человеком, которого не востребовало время и который прошел долгий путь на Голгофу.
Г. Алекси-Месхишвили и Т. Чхеидзе.
Фото — Сергей Ионов.
Тбилисский «Обвал» был совсем другой, игрался быстро, а Теймураз— Нодар Мгалоблишвили был человеком с прекрасным лицом, неуверенной походкой, сведенными внутрь плечами и невидящими глазами. Мир его прекрасной духовности, мир его идей оторван от жизни. Теймураз был не только слаб, он был слеп. Герой Любшина отступал, хотя отступать не хотел. Герой Мгалоблишвили отступал потому, что на действие не способен. Мхатовский спектакль трагически провожал на муку еще одного князя Света — тбилисский трагически осмысляет характер интеллигента, уступившего место лавочнику, предъявляя князю Теймуразу жесткий счет исторических потерь.
А потом был «Отелло», в котором каждый раз Яго выходил на сцену — как на арену, где умно, цинично, просто и понятно ставил эксперимент: грациозно разрушал человеческую душу. Отар Мегвинетухуцеси (Отелло), Марина Джанашиа (Дездемона), Нодар Мгалоблишвили (Яго), Гуранда Габуния (Эмилия) играли людей узнаваемых, ясных, современных. Но при этом актеры удивительным образом держали жанр трагедии, мы были прикованы к Яго с его разрушительным умом и тактикой провокаций — и к Отелло, в котором шел трагический процесс пробуждения диких и, кажется, изжитых инстинктов. Из обаятельного, красивого, доброго Отелло он перерождался в бессильного управлять собой, страшного мавра, перегрызающего себе в финале вены. Цивилизованный кинжал здесь даже был не нужен.
Что есть добро? Что есть зло? Процесс разрушения гармонии и невозможность восстановить утраченное — все это темы, так или иначе проступали во всех спектаклях Чхеидзе. И в Петербурге тоже.
А. Фрейндлих и Т. Чхеидзе на репетиции спектакля «Макбет»..
Фото — Юрий Белинский.
Грузинские актеры в спектаклях Чхеидзе, по сути, никогда не играли открытую эмоцию. Напротив, о чем бы ни шла речь, он как бы «утишал» природный темперамент грузинского актера. Страсть будто созерцалась исполнителем, глядящим в себя, а его внутреннему состоянию режиссер находил выразительную, говорящую пластическую форму. Неторопливость, рапидность, плывущий звук, «аквариумные» ритмы спектаклей при том, что темперамент и страстность были загнаны внутрь, — и составляли феномен режиссуры Чхеидзе. Ленинградских актеров не нужно было «утишать», эмоциональность была не так сильна, чтобы прятать ее, здесь не привыкли сдержанно созерцать страсть и не привыкли облекать чувство в отточенную пластическую форму. Было бы чувство, жила бы мысль. Потому иногда его спектакли делались анемичны. Но потом снова кривая шла вверх, и актерам в спектаклях Т. Чхеидзе вольно дышалось потому, что он словно очерчивал магические круги, сохраняющие творческую волю каждого исполнителя.
Событием был его первый спектакль в БДТ «Коварство и любовь», ох какое это было событие. Чхеидзе заставал мир конца тысячелетия в момент общего иссякания жизни: серый склеп мироздания, в котором к тому же расположилось государство Герцога и Президента, равно высасывало и любовь, и коварство, равно умерщвляло чувства. Здесь не сталкивались люди и страсти, здесь сталкивались люди без страсти (бес-страсти…), способные на поединок, но поединок эгоистических воль.
Т. Чхеидзе на репетиции «Марии Стюарт».
Фото — Сергей Ионов.
Мы спорили о спектакле «Под вязами» (почитайте Карину Добротворскую). Я очень дорожила «Антигоной», в которой он сам был «Антигоной», отстаивал эстетику «шестидесятничества», даже если она не приходилось к эстетическому двору. Этому не могли помешать ни знания о новых театральных языках, ни страх быть архаичным, ни требования зала — сделайте нам красиво и нескучно! Чхеидзе был верен однажды понятому, он опять ставил спектакль о небе над нами и законе нравственности в нас. Так же как в спектакле «Под вязами», все пространство задника занимало огромное небо.
С самого основания «ПТЖ» мы писали о Темуре Нодаровиче. Уже в «нулевке» — об оперном «Игроке», потом — почти каждой премьере. Его петербургский период потянул бы на книгу…
М. Дмитревская, М. Корнакова, Т. Чхеидзе, М. Заболотняя. Редакция «Петербургского театрального журнала..
Фото — архив редакции.
Мы общались, он приходил к нам в редакцию, однажды мы долго разговаривали для бумаги, много раз просто так (я два раза на сезон приходила в БДТ «завлитом спектакля»), они с Лавровым даже звали меня к себе «на постоянку», но Чхеидзе первый понимал, что критику и завлитство совместить нельзя, а как критик я много писала о нем…
Это была долгая жизнь, которая однажды оборвалась.
А теперь оборвалась и сама жизнь Темура Чхеидзе. Светлая и долгая ему память. Ничто не исчезает…
В именном указателе:
Комментарии 3 комментария
НадеждаТаршис (10.06.2022 в 10:12):Да, да! Сначала был прекрасный Темур Чхеидзе в фильме «Твой сын, земля». Потом эти три привезённые грузинские спектакля — в театральных святцах эпохи. Потом, наконец, в БДТ явилась трагедийная лирика, поэзия его Шиллера. И Шекспир, О’Нил, Ануйль, да! До сих пор саднит, как наш город простился с Темуром Чхеидзе — по-хамски. В первый и последний раз я тогда позвонила ему, и разговор был — хорошим. Светлая, благодарная память.
Майя Фолкинштейн (14.06.2022 в 10:12):Жаль, что такого режиссёра не защитил ваш прекрасный город. Его же фактически выгнали. Наблюдать за этим из Москвы было больно.
Марина Дмитревская (16.06.2022 в 11:08):Никто Темура Чхеидзе не выгонял. Как раз наоборот: он внезапно покинул театр, находящийся в ремонте, в разрухе, со съеденной ремонтниками сметой. Практически- не попрощавшись с труппой… Это не было красиво, увы. Финал мог быть другим.
Источники:
- https://sputnik-georgia.ru/20161118/Temur-Chheidze-ja-vsegda-staralsja-chtoby-ot-menja-ne-pahlo-naftalinom-233857791.html
- https://aif.ru/culture/person/chem_zapomnilsya_izvestnyy_gruzinskiy_rezhisser_temur_chheidze
- https://ptj.spb.ru/blog/pamyati-temura-chxeidze/