Биография Аллы Демидовой
Алла Демидова
Алла Демидова — советская и российская актриса театра и кино, которая получила популярность благодаря выступлениям в Театре на Таганке и вошла в историю российского искусства как одна из самых стильных звезд сцены и экрана. Она владеет даром играть словами, эмоциями, настроениями и интонациями настолько мастерски, что любой материал, словно пластилин, изменяется от ее касания, а образы каждый раз рождаются заново, что поражает уже видавшую виды публику раз за разом. Демидова остается неподражаемой артисткой старой школы и примером для молодого поколения лицедеев.
Детство и юность
Алла Сергеевна родилась в Москве 29 сентября 1936 года. Ее отец Сергей Алексеевич, родом из семьи золотопромышленников, в годы Великой Отечественной войны погиб на фронте при освобождении Варшавы, и дочь практически не сохранила воспоминаний о нем. Вырастила девочку мама, Александра Дмитриевна. Женщина работала в МГУ, где занималась экономическим программированием.
Демидова уже в пятилетнем возрасте была уверена, что станет актрисой. Для реализации этой мечты она выступала в школьном драмкружке, где играла преимущественно мальчишеские роли. В молодости Алла подала документы в Театральное училище имени Бориса Щукина, но ее не взяли из-за дикции — девушка слегка шепелявила.
В расстроенных чувствах москвичка поступила на экономический факультет МГУ и всеми силами старалась забыть о детской мечте. После выпуска Демидова даже некоторое время преподавала — вела семинары по политэкономии. Но затем решилась на вторую попытку и стала студенткой Щукинского училища. Хотя и на этот раз ее дикция осталась небезупречной, несмотря на занятия с логопедом.
Театр
Тем не менее театральное училище Алла Демидова окончила с отличием и получила приглашение в Театр на Таганке. Но сама она стремилась в другой коллектив — в Театр имени Евгения Вахтангова. Второй раз в жизни актриса испытала сильнейшее разочарование: ей снова отказали, как когда-то в приемной комиссии вуза. Пришлось принять поступившее предложение.
Возможно, внутреннее нежелание на тот момент работать с Юрием Любимовым сыграло свою роль, но дебют на сцене в спектакле «Герой нашего времени» оказался настоящим провалом. Такое выступление, естественно, отразилось на дальнейшей творческой биографии актрисы.
После этого режиссер долгое время использовал исполнительницу только в массовых сценах. Впрочем, зрители даже в незначительных ролях стали замечать интересную манеру Демидовой, отмечали пластику, жесты и взгляд, который Любимов называл «хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах». Благодаря таланту Алла Сергеевна еще до расцвета популярности получала театральные премии за роли в спектаклях «Час пик» и «Гамлет» (в последнем она играла с Владимиром Высоцким).
В 1986 году в коллективе театра начались разногласия, и Демидова приняла решение покинуть сцену, ставшую родной. Она недолго сотрудничала с Романом Виктюком, а в начале 90-х организовала собственный «Театр А», который специализируется на классике, особенно на античной драматургии.
В 2016-м артистка стала лауреатом премии «Звезда театрала» в почетной номинации «Легенда сцены». А через год получила Гран-при журнала «Сноб» «Сделано в России — 2017» за Кирилла Серебренникова.
Сам художественный руководитель «Гоголь-центра» в это время оказался под домашним арестом после обвинения в хищении государственных средств. Актриса произнесла по этому поводу речь, в которой назвала происходящее трагической ошибкой.
В ноябре того же года в БДТ имени Г. А. Товстоногова прошел спектакль «Анна Ахматова. Поэма без героя», постановщиком которого выступила сама Демидова в соавторстве с Серебренниковым, а сыграли в нем актеры «Гоголь-центра». Проект создавался по стихам Анны Ахматовой, отрывкам из «Реквиема» и «Поэмы без героя», а также по книге Аллы Сергеевны «Ахматовские зеркала», изданной в 2004 году.
Визуальная составляющая новой постановки — эхо, появление в зеркалах двойника, обрывки бумаг, тени и образы тех, кто стал частью знаменитого ахматовского произведения, — была взята из идей, высказанных в книге актрисы.
Фильмы с Аллой Демидовой
Кинодебют Демидовой состоялся в 1957 году — она снялась в драме «Ленинградская симфония». Но эту работу, как и несколько следующих, сама актриса называет «просто разведкой», так как к кино она тогда относилась с подозрением. А полноценным дебютом Демидова считает съемки в биографической драме «Дневные звезды» о ленинградской поэтессе Ольге Берггольц. После этого фильма артистка уже снималась много и плодотворно.
На ее счету участие в экранизации военного романа Вадима Кожевникова «Щит и меч», ставшей одной из самых кассовых советских картин. Особняком в фильмографии Демидовой стоит фантастическая лента «Бегство мистера Мак-Кинли», где она снова смогла сыграть вместе с любимым партнером Владимиром Высоцким.
Герцогиню Мальборо в «Стакане воды» Алла Сергеевна воплотила настолько органично, что ее внешняя непохожесть на прототип даже не обсуждалась.
В фильме Игоря Масленникова «Пиковая дама» Демидова предстала рассказчиком, сделав свой второстепенный образ самостоятельным и ярким. Характерный голос артистки придал проекту особый шарм.
Мелодрама «Время отдыха с субботы до понедельника» демонстрировалась советским зрителям в 1984 году. Тогда же Демидова, сыгравшая там главную роль, удостоилась почетного звания народной артистки РСФСР.
В 90-е годы, после распада СССР, исполнительница попала в число артистов, которые не очень много снимались в период кризиса российского кино. Роли ей предлагали, но играть матерей новых русских ей было совершенно не интересно. А вот в XXI веке картины с участием Демидовой стали снова появляться на экранах.
Алла Сергеевна попала в актерский ансамбль трагикомедии «Русские деньги» — экранизации пьесы Александра Островского. В комедии Киры Муратовой «Вечное возвращение», представленной впервые на Римском кинофестивале в 2012 году, партнером актрисы стал легендарный Олег Табаков.
В июне 2017 года Демидова появилась в роли Бабы-яги в сказочной драме «Мешок без дна», премьера которой прошла на Московском международном кинофестивале. Фильм снят по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Ранее у актрисы уже был опыт съемок в детских фильмах — в сказке «Аленький цветочек» режиссера Ирины Поволоцкой она сыграла колдунью.
В 2021 году вышел документальный фильм Любови Аркус «Кто тебя победил никто», посвященный юбилею артистки. В картину вошли архивные кадры творческого наследия Демидовой, откровенные признания актрисы, интервью с режиссерами, работавшими с ней.
Концерты
Параллельно с участием в театральных постановках и съемках в фильмах Алла Сергеевна давала концерты, авторские программы, позволяя поклонникам насладиться неповторимой манерой речи. Традиционно на таких встречах со зрителями актриса читала ахматовские «Реквием» и «Поэму без героя», а также демонстрировала талант чтеца, выбирая оригинальные стихотворений русских классиков Золотого и Серебряного веков. Часто голос исполнительницы дополняло музыкальное сопровождение.
Формат таких поэтических концертов, по признанию Демидовой, ей подсказал итальянский театральный режиссер Джорджо Стрелер. В конце 80-х Алла Сергеевна приехала по его приглашению в Милан, где итальянец впервые предложил ей провести творческий вечер — он сам подготовил и оформил сцену, позвал переводчицу. С этого времени артистка старалась строить выступления по такому же принципу. Тогда же сформировалась и «отстраненная манера» подачи материала.
На концертах исполнительница не пользуется микрофоном — училась такому мастерству у актеров японского театра кабуки. Также исполнительница использует принцип чтения текста с листа, говоря о том, что это особый ритуал, подобный тому, что проделывал пианист Святослав Рихтер, приходя на концерт с нотами, но зная музыкальный «текст». Критики отмечали, что такие авторские программы помогли актрисе раскрыть потенциал наиболее полно и ярко.
В канун католического Рождества 2022 года в столичном Центральном доме литераторов прошел поэтический вечер «Мои любимые стихи: от Пушкина до Бродского», где виртуозно владеющая мелодикой слова актриса заворожила зрителей, увлекла своей неподражаемой манерой подачи материала. Присутствовавшие оставили после мероприятия массу восторженных отзывов в Сети.
Книги
В начала 80-х Алла Сергеевна попробовала себя в качестве писательницы. Темами книг стал театр, люди, с которыми она работала, другие творческие личности. Артистка не обошла вниманием персону Владимира Высоцкого, с которым была дружна долгие годы. Ярким событием в литературном творчестве Демидовой стала книга «Ахматовские зеркала», раскрывшая художественный мир творений русской поэтессы.
В 2016-м актриса издала книгу «Ностальгия — это память», составила сборник из стихов Анны Ахматовой «Дикий мед» и написала к нему предисловие. Популярностью у читателей пользовалось и сочинение артистки «Итальянские путешествия». Со страниц книги «Всему на этом свете бывает конец. » (с фото актрисы на обложке) Демидова рассказала о поставленном Анатолием Эфросом спектакле «Вишневый сад», где играла в компании Высоцкого и Валерия Золотухина.
Личная жизнь
Демидова — одна из самых таинственных актрис прошлых поколений. Она строгая женщина, к которой часть коллег элементарно боится лишний раз обращаться. Что же говорить о поклонниках-мужчинах, которые часто просто пугаются духовной силы этой удивительной актрисы.
Тем не менее с собственным единственным мужем Алла Сергеевна прожила более 50 лет. Супруг актрисы тоже весьма известная личность. Владимир Валуцкий знаком кинолюбителям как автор сценария знаменитых картин «Зимняя вишня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Адмиралъ» и других.
Сама Демидова не считает свою личную жизнь слишком счастливой, ведь супруг не раз увлекался другими женщинами и, в отличие от нее, стал родителем — у него появилась внебрачная дочь Александра от актрисы Надежды Репиной. Но Алла прощала измены и сохранила семью вплоть до смерти мужа, хотя собственных детей так и не родила.
Алла Демидова сейчас
Даже сейчас, в зрелом возрасте, артистка сохраняет репутацию символа интеллигентности и остается иконой стиля. Весной 2023 года в Большом театре прошло вручение премии «Золотая маска». Принимая награду, Алла Сергеевна отметила, что особенно приятно стольким творческим людям собраться именно в День театра. На декабрь был запланирован поэтический концерт артистки в Московском международном Доме музыки.
Фильмография
- 1966 — «Дневные звезды»
- 1970 — «Чайка»
- 1971 — «Иду к тебе»
- 1975 — «Бегство мистера Мак-Кинли»
- 1981 — «Собака Баскервилей»
- 1981 — «Звездопад»
- 1984 — «Время отдыха с субботы до понедельника»
- 1985 — «Дети солнца»
- 1997 — «Маленькая принцесса»
- 1998 — «Незримый путешественник»
- 2004 — «Настройщик»
- 2004 — «Смерть Таирова»
- 2006 — «Русские деньги»
- 2012 — «Вечное возвращение»
- 2017 — «Мешок без дна»
Библиография
- 1980 — «Вторая реальность»
- 1988 — «А скажите, Иннокентий Михайлович…»
- 1989 — «Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю»
- 1993 — «Тени зазеркалья»
- 2000 — «Бегущая строка памяти»
- 2013 — «Зеркальный лабиринт»
- 2017 — «Итальянские путешествия»
- 2017 — «Мой Высоцкий»
- 2018 — «Всему на этом свете бывает конец. »
Интересные факты
- В беседе с журналистами артистка признавалась, что она азартный человек. Однажды во время гастролей в Париже Демидова пошла на скачки и интуитивно выбрала лошадь, которая пришла к финишу первой.
- Несколько раз, возвращаясь домой, Алла Сергеевна оставалась неузнанной консьержкой. На вопрос артистки: «Почему?» та отвечала, что внешность Демидовой «сильно меняется в зависимости от настроения».
- С актрисой Алисой Коонен, образ которой Демидова воплотила на экране в фильме «Смерть Таирова», ее связывало многое. Даже собаки обеих исполнительниц имели одинаковые клички — Микки.
Биография Аллы Демидовой
Муж - Владимир Валуцкий.
Родители - Демидов Сергей Алексеевич, Демидова Александра Дмитриевна.
Демидова Алла Сергеевна (р. 1936) – российская актриса и педагог. Наибольшую популярность ей принесли роли, сыгранные в театре на Таганке. Кинозрители помнят ее блистательных героинь в фильмах «Зеркало», «Щит и меч», « Ты и я», «Бесы». Автор нескольких книг, выступает с необычными литературно-поэтическими программами.
Рождение и семья
Алла появилась на свет в Москве 29 сентября 1936 года.
Ее папа, Демидов Сергей Алексеевич, принадлежал династии золотопромышленников. В 1932 году попал под репрессии, но потом по амнистии его отпустили на волю. В первые дни Великой Отечественной войны он добровольцем отправился на фронт, дошел до Варшавы, при освобождении которой погиб в 1944 году.
У Аллы почти не осталось воспоминаний о папе, она сохранила в памяти лишь несколько моментов. Когда была еще крошечной и шла через большую комнату, а отец, распахнув широко руки, подбежал к ней и подхватил. Маленькая девочка тогда почувствовала себя счастливой. Последнее ее воспоминание о папе, когда он приехал с фронта на побывку и привез ей мягкую игрушечную лису.
Мама, Демидова Александра Дмитриевна (девичья фамилия Харченко), работала на экономическом факультете в МГУ научным сотрудником.
Алла Демидова в детстве
Детство
После войны мама забрала дочку в Москву, но она постоянно работала, потом второй раз вышла замуж, и девочке приходилось быть в школе на пятидневке, а все лето проводить в пионерских лагерях. В детской жизни Демидовой не было праздников, лишь сплошные серые будни, поношенная старая одежда, даже ее день рождения не отмечали. Когда Алла болела, никто о ней особо не заботился. Девочка чувствовала себя никому не нужной и брошенной. Единственной отрадой для нее были книги.
Мечта быть актрисой, причем великой, появилась у Демидовой еще в пятилетнем возрасте, именно так она отвечала на вопрос взрослых – кем она хочет стать, когда вырастет? В школе Алла сразу же записалась в театральный кружок, но женские роли ей доставались редко, чаще приходилось играть каких-либо зверушек или Бакулу-бобыля. Тем не менее она упорно собиралась поступать в театральное училище и подготовила отрывок из повести Л. Толстого «Анна Каренина» и монолог Катерины из «Грозы» А. Островского.
Алла Демидова в школе в театральном кружке
Юность
Первая попытка стать студенткой Щукинского училища окончилась провалом. Аллу не приняли из-за плохой дикции. Демидова очень сильно расстроилась, но чтобы не терять год, подала документы в МГУ и поступила на экономический факультет. Училась очень прилежно и каждый раз старалась заглушать любую мысль о театре, возникающую в голове.
Но на третьем курсе все-таки стала принимать участие в студенческих театральных спектаклях. Первый художественный руководитель доверил Алле роль служанки в постановке «Коварство и любовь». В 1958 году к ним в коллектив пришел новый худрук Ролан Быков. Он поставил по пьесе П. Когоута спектакль «Такая любовь», Демидова сыграла в нем Лиду Петрусову и это была ее первая серьезная сценическая работа. На студенческую постановку пошла вся столица.
Тем не менее в 1959 году Алла получила диплом экономиста и решила начать преподавательскую деятельность. Демидова готовила для студентов на философском факультете семинары по политэкономии. Но детская мечта не давала покоя, и Алла предприняла вторую попытку поступления в ВТУ имени Щукина. Несмотря на то что ее дикция по-прежнему оставляла желать лучшего, Демидову зачислили на курс к педагогу Анне Орочко.
Алла Демидова на театральной сцене
Театр
В 1964 году после окончания с отличием театрального училища, Демидова показывалась в театр Вахтангова. Но ее туда не приняли, и Алла снова испытала сильнейшее разочарование, как десять лет назад, когда не поступила в Щуку.
Пришлось идти туда, куда брали – в труппу театра на Таганке. Но именно он и стал главной вехой в творческой биографии Аллы Демидовой, здесь она сыграла свои лучшие роли. Хотя начиналось все не так радужно. Первая работа в постановке «Герой нашего времени» оказалась провальной, после чего режиссер Юрий Любимов задействовал актрису только в массовках. Но ее взгляд, пластику и утонченные манеры зрители замечали и в незначительных ролях.
В течение нескольких лет Алла была самой послушной и верной ученицей режиссера Любимова, «скрипкой Страдивари в его руках», она работала на износ. Уже к концу 1960-х годов Демидова получала не только главные роли в постановках, но и театральные премии.
К середине 1970-х годов стала ведущей актрисой театра на Таганке. Ее лучший партнер – Владимир Высоцкий, несмотря на то что порой с ним бывало очень сложно работать. В их сценическом тандеме каждый раз схлестывались лед и пламень.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий на сцене театра на Таганке
Вся театральная Москва и лучшие люди страны шли смотреть на Демидову в постановках:
- «Гамлет»;
- «Три сестры»;
- «Вишневый сад»;
- «Преступление и наказание»;
- «Борис Годунов»;
- «Пир во время чумы»;
- «Деревянные кони»;
- «Электра».
После раскола в театре на Таганке Алла Сергеевна сотрудничала с Романом Виктюком. В 1993 году организовала свой «Театр А», специализирующийся на античной драматургии.
За достижения в области театрального искусства Демидова имеет множество наград – премии К. Станиславского, «Фигаро», «Хрустальная Турандот», «Кумир», «Золотая маска».
Кино
В кино Алла дебютировала в 1957 году, сыграв студентку на лекции в картине «Ленинградская симфония». Но эту и последующие несколько ролей, когда ее имя даже не упоминалось в титрах, сама актриса называет «разведкой».
В роли Ангелики Бюхер в фильме «Щит и меч»
О киноактрисе Демидовой заговорили в 1966 году, после того как она сыграла Ольгу Берргольц в фильме «Дневные звезды». Режиссеры стали часто приглашать Аллу на главные роли, причем они были абсолютно разноплановыми – трагические, детективные, классические:
- комиссар в военной драме «Служили два товарища»;
- Ангелика Бюхер в фильме «Щит и меч»;
- Аркадина Ирина Николаевна в «Чайке»;
- Елизавета Павловна в автобиографичной картине Тарковского «Зеркало»;
- проститутка в фантастике «Бегство мистера Мак-Кинли»;
- колдунья в «Аленьком цветочке»;
- герцогиня Мальборо в «Стакане воды»;
- Лара Лайонс в приключенческом фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей»;
- Лебядкина Марья Тимофеевна в «Бесах»;
- Анна Сергеевна в «Настройщике».
Ее называют «аристократкой нашего кино», в ней видна кровь, гены золотопромышленников никуда не делись. Отсюда ее достоинство, манера держаться, нелюбовь к афишированию, благородство и скрытая сила.
За непревзойденное актерское мастерство Демидова награждена Орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, премиями «Ника» и Президента РФ, званиями Заслуженной и Народной артистки РСФСР.
Алла Демидова в роли Лары Лайонс в приключенческом фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей»
Писательская деятельность
Помимо актерского поприща, Демидова ярко проявила себя и в литературе. Издано несколько ее книг, чаще всего это мемуары о театральной жизни. Писательницей она стала случайно. Сначала в «Правде» напечатали ее статью об актерской профессии. А когда умер ее друг и партнер Владимир Высоцкий, Алла в ярости от того, что не было ни одного достойного некролога, написала большую статью о гениальном актере на основе своих личных воспоминаний и дневников.
В 1980 году вышла ее дебютная книга «Вторая реальность». Среди других работ популярностью у читателей пользуются:
- «Письма к Тому»;
- «Владимир Высоцкий»;
- «Бегущая строка памяти»;
- «Тени зазеркалья»;
- «А скажите, Иннокентий Михайлович…»;
- «Ахматовские зеркала».
Демидова обладает уникальной манерой чтения прозы и стихов, в советское время часто с авторскими программами выступала на телевидении, с начала 2000-х годов много гастролирует по России.
Алла Демидова читает стихи
Личная жизнь Аллы Демидовой
В 1961 году во время учебы в театральном училище Алла встретила будущего мужа Владимира Валуцкого, отчисленного из ВГИКа за пародию на фильмы о Ленине. Позже он был восстановлен в институте, получил диплом и стал киносценаристом таких известных фильмов и сериалов, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Благословите женщину», «Мэри Поппинс, до свидания», «Диверсант», «Адмирал», «Есенин», «Шпион».
Алла с Володей были полными противоположностями друг другу. Она – жесткая и волевая, он – скромный и мягкий. В отличие от Демидовой у него было совсем другое детство, полное заботы и любви. В день свадьбы многие готовы были держать пари, что новоиспеченные супруги не проживут вместе и года. Но их, как и положено противоположностям, безудержно притягивало словно магнитом. Брак Демидовой и Валуцкого продлился больше полувека, детей у них не было.
Начинали семейную жизнь в квартире с родителями Володи. Свекрови невестка не понравилась сразу, она считала, что из актрисы не может получиться хорошая жена. Но Валуцкий очень умело лавировал между мамой и супругой, сглаживая то и дело назревающие конфликты.
Алла Демидова с супругом
В личной жизни для Аллы на первом месте была духовная составляющая, поэтому физическую измену она считала пустяком, не стоящим внимания. О том, что у мужа есть дочь, Демидова узнала через пять лет после ее рождения. Кроме этих отношений, почти четырнадцать лет продолжался его тайный роман с актрисой Надеждой Репиной, точно как в фильме «Зимняя вишня», сценарий к которому писал Валуцкий.
Алла не закатывала никаких скандалов, все стойко пережила. Никакие любовницы, сплетни и интриги не могли отобрать у нее главного – духовного единения с мужем. Им всегда было интересно вдвоем. Оба больше всего ценили тишину и возможность заниматься любимым творчеством. Каждую минуту им было о чем поговорить, и о чем помолчать.
Когда Володе поставили диагноз – онкология, Алла в течение пяти лет ухаживала за любимым супругом, боролась за каждый день его жизни. Она верила, что вместе одержат победу над страшной болезнью. Но не получилось…
В апреле 2015 года Демидова похоронила мужа, после чего совсем разучилась плакать. В его комнате все осталось так, как при жизни. А Алла теперь дружит с его дочерью Александрой, которая стала журналисткой.
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/1993-alla-demidova.html
- https://stories-of-success.ru/iskusstvo/ally-demidovoy