Александр Даргомыжский

Даргомыжский Александр Сергеевич биография, новости, фото

Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский

Непризнанными гениями себя считают многие из тех, кому не улыбнулась творческая удача. Но истинное значение таланта знает только время – кого-то оно покрывает забвением, а кого-то одаривает бессмертием. Необычное дарование Александра Сергеевича Даргомыжского не было оценено по достоинству современниками, но именно его вклад в русскую музыку оказался наиболее значимым для нескольких следующих поколений русских композиторов.

Краткую биографию Александра Даргомыжского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Даргомыжского

2 февраля 1813 года появился на свет Александр Даргомыжский. О месте его рождения доподлинно известно, что это была деревня в Тульской губернии, но о ее точном наименовании историки спорят по сей день. Однако значительную роль в судьбе композитора сыграла не она, а имение Твердуново, принадлежащее его матери, в которое маленького Сашу привезли нескольких месяцев от роду. Имение находилось в Смоленской губернии, неподалеку от села Новоспасское, родового гнезда первого русского классического композитора М.И. Глинки , с которым Даргомыжский будет очень дружен. В детстве Саша не так много времени провел в усадьбе – в 1817 семья переехала в Санкт-Петербург. Но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества.

Согласно биографии Даргомыжского, в столице семилетний мальчик начал учиться играть на фортепиано, которым овладел филигранно. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. И уже в 14 лет он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора. В работе он отличался усердием и быстро продвигался по должностной лестнице. Не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Познакомившись с М.И. Глинкой, Даргомыжский самостоятельно изучил основы композиции и контрапункта по привезенным им из Германии рукописям профессора З. Дена.

В 1843 году Александр Сергеевич подал в отставку и два последующих года провел за границей, общаясь с видными композиторами и музыкальными деятелями своей эпохи. По возвращению он принялся за изучение русского фольклора, особенно на примере песен Смоленской губернии. Одним из результатов этого стало создание оперы « Русалка ». В конце 50-х Даргомыжский сближается с кругом начинающих композиторов, который впоследствии назовут « Могучей кучкой ». В 1859 году он вошел в состав консультантов Русского музыкального общества.

Даргомыжский опера «Русалка»

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты. Увы, человеческое великодушие не сделало его творческую судьбу хоть сколько-нибудь успешнее. На этом фоне здоровье его стало неуклонно ухудшаться, и 5 января 1869 года композитора не стало.

Даргомыжский краткая биография Даргомыжский биография

Интересные факты о Даргомыжском

  • Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Л.Н. Толстой. На женщин он производил впечатление своим обаянием, чувством юмора и безупречным обхождением.
  • Отец композитора, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж. Мать композитора, Мария Борисовна Козловская, происходила из дворянского рода, берущего свое начало от Рюриковичей. Ее родители отказали мелкому чиновнику в руке дочери, поэтому они обвенчались тайно. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергею Николаевичу довелось похоронить и любимую супругу, и четверых своих детей, и даже двоих внучек. Из всей большой семьи Александра Сергеевича пережила единственная сестра, Софья Сергеевна Степанова. Она воспитала и двух дочерей младшей сестры Эрминии, скончавшейся в 1860. Ее сын, Сергей Николаевич Степанов, и две племянницы стали единственными потомками Даргомыжских.
  • Сергей Николаевич Даргомыжский высоко ценил в людях чувство юмора и поощрял развитие этого качества в своих детях, за удачную остроту или ловкую фразу награждая их 20 копейками.
  • Биография Даргомыжского гласит, что Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем – снял квартиру в том же доме.
  • В 1827 году была напечатана книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери». Поэзия была посвящена младшей сестре композитора Людмиле.

книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери»

  • В семье Даргомыжских музыка звучала постоянно. Кроме Марии Борисовны и Александра, игравших на фортепиано, брат Эраст владел скрипкой , а сестра Эрминия – арфой .
  • Опера «Эсмеральда» была написана на либретто В. Гюго, переведенное на русский самим Даргомыжским.
  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова .
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером, читая ноты как книгу. Он разучивал с певцами партии из собственных опер. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • В 1859 году сгорел петербургский оперный театр, в котором хранились клавиры опер русских композиторов. « Русалка » была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна – за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой.
  • Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах. В 1910 году на одном из спектаклей дирижер затянул темпы, из-за чего певцу пришлось самому отбивать их ногой, чтобы не задыхаться в ариях. В антракте, видя одобрение режиссером действий дирижера, он в гневе уехал домой. Его вернули в театр, и он допел спектакль, но в прессе разразился большой скандал, в Москву для исправления ситуации пришлось срочно выехать директору императорских театров. В качестве разрешения конфликта Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» дала искусству Шаляпина-режиссера.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.

подпись Даргомыского

  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили, лимит исчерпывался 1143 рублями. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака , имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Творчество Александра Даргомыжского

Даргомыжский

Первые произведения Саши Даргомыжского датированы 1820-ми годами – это пять разнохарактерных фортепианных пьес. Из биографии Даргомыжского мы узнаём, что к 19 годам композитор уже имел несколько изданий камерных произведений и романсов, и был популярен в салонных кругах. В его творческую судьбу вмешался случай – сближение с М.И. Глинкой . Помощь в подготовке к постановке « Жизни за царя » разожгло в Даргомыжском желание самому написать оперу. Но в фокусе его внимания были не эпические или героические темы, а личная драма. Вначале он обратился к истории Лукреции Борджиа, составив план оперы и написав несколько номеров. Однако по советам ближайшего окружения расстался с этим замыслом. Другой сюжет ему дал самый популярный роман того времени «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Свою оперу композитор назвал «Эсмеральда», она была закончена к 1839 году, но увидела сцену только в 1847. В течение 8 лет опера лежала в Дирекции императорских театров без движения, не получая ни одобрения, ни отказа. Премьера в Москве прошла очень успешно. В 1851 году «Эсмеральда» была показана и в столичном Александринском театре, выдержав всего 3 представления. Музыкальные круги восприняли оперу благосклонно, но критики и публика приняли ее прохладно. Этому в большой степени поспособствовали и небрежная постановка, и слабое исполнение.

Даргомыжский

Даргомыжский пишет романсы, в их числе – уникальные произведения комического жанра, и кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина. Она была исполнена лишь однажды, затем переработана в оперу-балет, но в таком виде около 20 лет пролежала в нотах, не получив одобрения на постановку. Удрученный такой судьбой своих больших сочинений, композитор с трудом взялся за написание новой оперы, также на пушкинский сюжет. «Русалка» создавалась в течение 7 лет. Творческий импульс Александр Сергеевич получил от концерта 1853 года, на котором публика грандиозно приняла его произведения, а сам он был награжден серебряным капельмейстерским жезлом, украшенным драгоценными камнями. «Русалка» была довольно скоро поставлена – в 1856, через год после окончания. Но так же быстро и сошла со сцены – всего через 11 спектаклей, хотя в целом и понравилась зрителям. Постановка опять была из рук вон плоха, со старыми костюмами и декорациями из подбора. Мариинский театр обратился к ней вновь в 1865 году, очень успешным возобновлением руководил Э.Ф. Направник.

опера «Русалка»

1860-е принесли в творчество композитора новый виток. Были созданы несколько симфонических произведений, с которыми он отправился в Европу. Тепло принимались исполненные в Бельгии увертюра из «Русалки» и симфоническая фантазия «Казачок». Вернувшись в Петербург, Даргомыжский вновь обращается к сюжету своего великого тезки - Пушкина. В «Каменном госте» нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Дополнительно добавлены две песни Лауры, одна из которых также – на стихи Пушкина. Это сочинение композитор так и не успел закончить, завещав дописать свою последнюю работу Ц. Кюи, а оркестровать – Н. Римскому-Корсакову . Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича. Как это уже неоднократно бывало, мнения об этом новаторском произведении разошлись. В первую очередь потому, что мало кто мог разглядеть за необычной формой речитативов, заменивших арии и ансамбли, точное соответствие музыки ритму пушкинского стиха и драме его героев.

Музыка Даргомыжского в кино

Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И. Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г. Королевой.

Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский , не плодовитый, как Римский-Корсаков . Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей. Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике. Тем, что сделал звук и слово неразрывно связанными. Пройдет совсем немного времени, и свое видение этого направления дадут и Мусоргский, и Рихард Вагнер . Он был честен и не изменял своим идеалам, а значение его творчества показало время, поставив имя Даргомыжского в ряд лучших русских композиторов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Даргомыжский

К плеяде великих русских композиторов XIX века наряду с Михаилом Глинкой и членами кружка «Могучая кучка» по праву относится автор оперы «Каменный гость» Александр Сергеевич Даргомыжский. Став основоположником музыкального реализма, творец оставил после себя множество произведений, не оцененных при жизни. Его наследие включает фортепианные, оркестровые и вокальные сочинения, наиболее известными из которых являются романс на стихи А. С. Пушкина «Я вас любил» и песенный цикл «Петербургские серенады».

Детство и юность

Александр Сергеевич Даргомыжский появился на свет в одном из поселений Тульской области 14 февраля 1813 года. Исследователи биографии композитора до сих пор не пришли к единому мнению по поводу точного места его рождения. Наиболее вероятной стала гипотеза о том, что корни Александра лежали в селе Воскресенском, находившемся в центральном районе Российской империи, вблизи современного города Чернь.

Александр Даргомыжский в молодости

Отец Александра, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным потомком состоятельного землевладельца А. П. Ладыженского. Благодаря полковнику Н. И. Богучарову он получил хорошее воспитание и работал в коммерческом банке при Министерстве финансов.

Мать Мария Борисовна Козловская происходила из богатого княжеского рода, обладавшего имениями в Смоленской и Тульской губерниях. Вопреки воле родителей она стала женой простого служащего и впоследствии произвела на свет шестерых детей.

Детство будущего композитора прошло в имении Твердуново, исторически принадлежавшем семье Козловских, а затем отец получил должность в столичной канцелярии, и семья переехала в Петербург. Там 7-летний Саша начал учиться играть на фортепиано и увлекся сочинительством. Первый преподаватель Луиза Вольгенборн поощряла композиционные эксперименты мальчика, к 10 годам ставшего автором нескольких фортепианных пьес и романсов.

Портрет Александра Сергеевича Даргомыжского

Однако родители и последующие учителя скептически относились к творениям начинающего музыканта и отдавали предпочтение игре на инструментах, нотной грамоте и вокальным тренировкам. Сотрудничество с педагогами Адрианом Данилевским, Францем Шоберлехнером и Бенедиктом Цайбигом привело к благотворительным концертам, где Александр выступал в качестве пианиста и скрипача.

В 1827 году молодой Даргомыжский поступил в придворную канцелярию и сделал первые шаги к самостоятельной взрослой жизни.

Музыка

Творческий путь Александра Сергеевича начался со знакомства с русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Автор знаменитой оперы под названием «Жизнь за царя» поделился с молодым человеком теоретическими знаниями, полученными в Германии, и помог понять тонкости сочинительства на примере произведений зарубежных коллег.

Портрет Александра Даргомыжского

После смерти матери в 1852 году Даргомыжский освободил крестьян от крепостного бремени, подарив в собственность землю, на которой они жили и работали. Такое поведение было исключительным для России XIX века, и современники стали называть композитора самым гуманным помещиком современности.

Впрочем, особняк Козловских остался во владении Александра Сергеевича, и до 1864 года одиночество автора «Русалки» скрашивал престарелый отец. Кончина последнего стала тяжелым ударом для музыканта и окончательно подорвала его творческую активность.

Смерть

В ходе заграничного путешествия 1864-1865 годов Даргомыжский заболел ревматизмом. Не предав значения собственному состоянию, он продолжал заниматься музыкальной и общественной деятельностью. В начале 1868 года состояние Александра Сергеевича ухудшилось, и он начал жаловаться на дискомфорт в области сердца и неправильное кровообращение, ставшие причинами его скоропостижной смерти.

Предчувствуя кончину, композитор составил завещание, согласно которому Цезарь Антонович Кюи и Николай Андреевич Римский-Корсаков должны были завершить недописанную оперу «Каменный гость» и подготовить партитуры к дальнейшей постановке.

Коллеги, согласившиеся исполнить последнюю волю Даргомыжского, в глубине души надеялись, что непоправимое случится не скоро, но 5 января 1969 года Александр Сергеевич неожиданно умер от аневризмы. Газеты сообщили обществу о невосполнимой утрате, и на похоронах, состоявшихся 9 января, собрались все представители творческой элиты Петербурга. А гроб с телом покойного до Тихвинского погоста Александро-Невской лавры родные и близкие несли на руках.

Вскоре после церемонии погребения Павел Михайлович Третьяков заказал художнику Константину Маковскому портрет Даргомыжского по фотографии, который стал одним из первых изображений деятелей русской культуры в галерее знаменитого коллекционера и мецената.

Произведения

  • 1830-е – «Болеро»
  • 1830 – «Вариации на русскую тему»
  • 1830 – «Блестящий вальс»
  • 1838-1841 – «Эсмеральда»
  • 1843-1848 – «Торжество Вакха»
  • 1845 – «Табакерочный вальс»
  • 1848-1855 – «Русалка»
  • 1850-е – «Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя»
  • 1860 – «Мазепа» Эскизы
  • 1860-1867 – «Рогдана» Фрагменты
  • 1865 – «Славянская тарантелла»
  • 1866-1869 – «Каменный гость»

Называли дилентантом от музыки. Тернистый путь Александра Даргомыжского

Потрет композитора Даргомыжского работы К. Маковского

Он не получил классического музыкального образования, однако современники называли его композитором необычайной новизны и мощи, создавшим в своей музыке человеческие характеры, сравнимые по глубине с героями Шекспира и Пушкина.

14 февраля исполняется 210 лет со дня рождения одного из основоположников русской музыкальной школы Александра Сергеевича Даргомыжского.

Венок от дворянства

В Туле семья Даргомыжских оказалась стечением обстоятельств. В сельцо Троицкое Белёвского уезда пришлось бежать после того, как смоленское имение было занято врагами во время наполеоновского нашествия 1812 года. Хотя родители композитора туляки по происхождению, долго время жили в Белёвском уезде.

Дом Жуковского в Белеве.

Статья по теме

Родители Даргомыжского – образец настоящего мезальянса. Мать – княжна Мария Борисовна Козловская, сестра дипломата, очеркиста князя Петра Б. Козловского. А вот отец – Сергей Николаевич Даргомыжский всего лишь внебрачный сын тульского помещика Алексея Петровича Ладыженского. В то время было принято, что своей фамилией подзагулявшие отцы рождённых вне брака детей не удостаивали. За примерами далеко ходить не надо. Поэт Василий Жуковский вполне мог быть Буниным, а у отца революционера Платона Луначарского, именем которого в Туле названа улица, была фамилия Чарнолуский. Сергей Николаевич Даргомыжский был записан в дворянском сословии и получил фамилию по названию деревни Даргомыжки, где жил.

В момент, когда он познакомился с будущей женой, Сергей Даргомыжский был всего лишь скромным почтовым служащим, пусть и с похвальным листом после обучения в Благородном пансионе. На предложение выдать за небогатого претендента дочь, отец ответил отказом. Тогда жених проявил характер и умение брать на себя ответственность, как в такого не влюбиться. Он сговорился с невестой, и они тайком уехали в родовое имение Козловских – село Твердуново Юхновского уезда Смоленской губернии.

Их сын, Александр Сергеевич Даргомыжский, родился на тульской земле 14 февраля 1813 года. Прожил он, правда, тут совсем немного. Опасность нашествия миновала, и через три месяца семья решила вернуться домой, в Смоленскую губернию.

Однако в Туле всегда искренне гордились своим земляком. Когда в 1913 году в России широко отмечали столетие Даргомыжского, на его могилу легло множество венков, от самых разных людей, учреждений и обществ. И один из них был от имени тульского дворянства. Сейчас Тульское музыкальное училище названо именем Даргомыжского, а в посеёлке Арсеньево установлен бюст композитора – первый и до 2013 года единственный в мире памятник Даргомыжскому.

Статья по теме

Путь к славе оказался весьма непростым. Ведь образование Александр Сергеевич получал домашнее, музыка в него входила постольку поскольку. Собственно, серьёзного музыкального образования не было ещё ни у кого. Консерваторий, музыкальных училищ в России не существовало. Только в дворянских семьях – как у Даргомыжских музыка входила в число обязательных предметов домашнего обучения. Однако воспитатель мальчика Адриан Данилевский был против музыки, считал, что эти пустяки отнимают слишком много времени, даже запрещал воспитаннику играть на фортепиано.

Стоит ли удивляться, что Даргомыжского потом часто упрекали в дилетантизме, отсутствии школы. Но тем удивительней, что его музыкальный талант расцветал сам собой. Своими познаниями в теории музыки он был обязан прежде всего самому себе, своему упорству, терпению и трудолюбию.

Удивительно ещё вот что. До пяти лет Саша вообще не говорил, и все близкие, конечно, страшно беспокоились по поводу его здоровья. Но всё как-то само наладилось после переезда семьи в Петербург.

Образование все дети Даргомыжских получали на французском языке, преподавали им также в основном французскую культуру. При этом в своих сочинениях Александр Сергеевич Даргомыжский стал не западником, а одним из ярких представителей национальной русской культуры.

Не будь на свете певиц…

Жизнь, однако, встречала юного Даргомыжского совсем недружелюбно. Александру только недавно исполнилось двадцать, как умерли братья Эраст, потом Виктор. Чтобы не замыкаться в тяжелой домашней обстановке, он стал часто появляться в свете, в музыкально-литературных салонах. Встретили его с большим интересом. Александр был хорошо образован, прекрасно пел, играл на фортепиано; было от чего сходить с ума салонным красоткам. К тому же Александр Сергеевич любезно отвечал согласием давать бесплатные уроки пения. Общество женщин ему нравилось. «Не будь на свете певиц, не стоило бы быть и композитором», – шутил он.

Круг общения был такой, что вызывал зависть – он знакомится с Жуковским, Одоевским, встречался со своим тезкой Александром Сергеевичем Пушкиным. Родители Даргомыжского вообще жили в Петербурге на Мойке, 30, в том же доме, где и родители Пушкина.

Статья по теме

В 1833 году Даргомыжский познакомился с Глинкой, что оказалось для него важнейшим событием. Ставший его учителем Глинка расширил круг музыкальных познаний и возможностей. О них потом писали, как о едином целом – например, в «Тульской молве»: «Даргомыжский для нас является таким же непонятным чудом, каким был и его учитель».

В 1844 году Даргомыжский уехал в Европу, где провел два года. Познакомился со многими ведущими европейскими музыкантами и композиторами, но домой вернулся с твердым намерением сочинять русскую музыку, которая с трудом пробивалась на сцену театров. Хотя в 1836 году Михаил Глинка написал первую русскую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), и она была восторженно принята, но уже «Руслан и Людмила» встречена значительно прохладнее, и вскоре снята с репертуара.

Театральным антрепренерам удобнее было ставить проверенных итальянцев с их мармеладными операми, а не искать новые имена. Вот и первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», написанная в 1839 году, тоже долго ждала своего часа, она была поставлена только после возвращения композитора из Европы. «Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность», – заметил он по этому поводу.

«Каменный гость»

В апреля 1853 г. в Петербурге с большим успехом прошёл бенефисный концерт Даргомыжского, в котором принимала участие в том числе певица и композитор Полина Виардо; та самая, что похитила у России Тургенева. Концерт прошёл с большим успехом. Даргомыжскому, в знак того, что пора встать во главе русских музыкантов, преподнесли украшенный драгоценными камнями дирижерский жезл.

На это он ответил написанной вскоре оперой «Русалка» по мотивам неоконченной поэмы Пушкина, которая своей искренностью произвела на публику огромное впечатление. К пушкинским строкам Даргомыжский отнесся с большим пиететом, однако в некоторых местах не постеснялся его подправить. К примеру, у Пушкина в одном месте «Ох, то-то все вы, девки молодые, все глупы вы», в другом «Ох, все вы глупы! Не говорил ли я тебе сто раз». Даргомыжский скорректировал «все глупы» на «мало толку в вас», в другом случае поменял глупых на упрямых.

Сценка из комедии «Операция Ы». Продавец на рынке продает настенный коврик «Русалка» - музыка Даргомыжского, слова Пушкина

Кюи написал вступление к опере «Каменный гость», а оркестровал её Римский-Корсаков. Опера была поставлен в Мариинском театре Санкт-Петербурга в феврале 1872 г., через три неполных года после смерти её создателя.

Статья по теме

Считается, что русская музыка обязана Даргомыжскому развитием речитатива, декламационного пения, чем достигается высокая степень выразительности. Многие его произведения, особенно романсы, всегда были в репертуаре отечественных солистов. Например, когда в Тулу приезжала с концертами знаменитая киноактриса Любовь Орлова, она в том числе исполняла романсы Даргомыжского. Самая, пожалуй, известная его вокальная миниатюра – «Он был титулярный советник, она генеральская дочь» (текст Вейнберга в переводе Курочкина). Даже те, кто никогда не слышал это произведение со сцены, скорее всего знают эти строки, как устойчивое выражение, и не подозревают, что ничего у генеральской дочери с титулярным советником не получилось.

В русской музыке Даргомыжский остался единственным и неповторимым. Семьей он так и не обзавёлся, и детей не было. Со смертью Александра Сергеевича его родовая ветвь прекратила существование.

Даргомыжский Александр Сергеевич биография, новости, фото

Александр Сергеевич Даргомыжский. Портрет работы К. Е. Маковского

Сегодня 204-й день рождения Александра Сергеевича Даргомыжского. Композитор прожил, на первый взгляд, жизнь, не изобилующую яркими событиями. Но его преданность музыке, его чистота и порядочность заслуживают самой доброй памяти. Его служение искусству не было позой, его музыка проникнута любовью к России. Он восемь лет ждал постановки своей оперы, первым в своих краях освободил крестьян от рабства, он создавал устав консерватории в Санкт-Петербурге. Это была жизнь патриота и подвижника. Мы собрали для вас несколько любопытных фактов из жизни одного из основоположников русской профессиональной музыки.

Даргомыжский или Ладыженский?

Александр Даргомыжский вполне мог носить фамилию Ладыженский. Его отец, внебрачный сын помещика Алексея Ладыженского, был взят на воспитание и усыновлен помещиком Николаем Боучаровым, который привез его в имение Даргомыжка в Тульской губернии. Отсюда и появилась фамилия Даргомыжские. Мать композитора была из хорошего рода князей Козловских, замуж за отца своего будущего сына она вышла вопреки воли родителей. В 1813 году у пары родился сын Александр, будущий композитор.

Песни из Смоленской губернии

Мария Козловская, мать композитора, получила в приданое имение Твердуново в Смоленской губернии. Затем его унаследовал Александр Даргомыжский. Именно здесь, приезжая к родителям, он изучал смоленский фольклор, отголоски которого нашли свое отражение в его опере «Русалка». В партитуре оперы есть несколько вполне реальных смоленских мелодий. Кроме этого, смоленские мелодии он использовал для песен «Душа девица» и «Лихорадушка». Каникулы в Твердунове оказались плодотворными.

Крепостному праву — нет!

Александр Даргомыжский первым из помещиков Смоленской губернии освободил своих крестьян от крепостной зависимости. Причем, на очень выгодных условиях. Он оставил за ними всю землю, которую они обрабатывали до отмены крепостного права. И даже простил причитающиеся с крестьян 4000 рублей.

Учитель музыки не верил в талант

В силу каких-то причин Александр Даргомыжский не разговаривал до пятилетнего возраста. И потом, заговорив, сохранил очень высокий и хриплый голос своеобразного тембра. Но когда он начинал петь, то буквально завораживал слушателей, доводил их до слез искренностью и художественной выразительностью. Музыкальное образование будущий композитор начал получать в Санкт-Петербурге, куда переехала семья, когда отец получил должность на государственной службе. Один из первых учителей музыки Адриан Данилевский, очень хороший пианист, давал мальчику уроки игры на рояле, но очень прохладно относился к его попыткам сочинять музыку.

Пианист и скрипач

К девятнадцати годам Александр Даргомыжский уже издал несколько сборников своих романсов и фортепианных сочинений. К этому времени он играл уже не только на рояле, но и на скрипке. Часто выступал на благотворительных концертах. Впрочем, вскоре интерес к скрипке он потерял и больше к игре на этом инструменте не возвращался. Но всю жизнь поражал окружающих музыкальностью и феноменальной музыкальной памятью.

Знакомство с Глинкой

Даргомыжский решил идти по стопам отца и пошел на государственную службу, а поскольку он был человеком аккуратным, то вскоре начал продвигаться по карьерной лестнице. Возможно, российские чиновничьи ряды были бы пополнены, но вмешался случай: Даргомыжский познакомился с Михаилом Глинкой, начал играть с ним в четыре руки, рассуждать о музыке. А когда побывал на репетициях «Жизни за царя», то загорелся написать и свою оперу. Так началось его соревнование с Глинкой.

Восемь лет в ожидании «Эсмеральды»

Первая опера Даргомыжского была написана на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», но автор дал ей название по имени главной героини — «Эсмеральда». Когда партитура была закончена, Даргомыжский отнес ее в дирекцию Императорских театров в надежде на постановку. Но в моде в то время были итальянские оперы. «Эсмеральда» пролежала у меня в портфеле целых восемь лет», — вспоминал потом композитор. Опера наконец была поставлена, оказалась небезынтересной, но быстро сошла со сцены и практически больше не ставилась. Сочинения Глинки, между тем, набирали популярность.

Успех «Русалки»

Популярность Даргомыжскому принесла его опера «Русалка». Ее премьера состоялась в 1856 году. Композитор сам дописал финал поэмы Пушкина, которая не была завершена, адаптировал некоторые его стихи. Опера оказалась успешной настолько, что ведущий музыкальный критик того времени Александр Серов написал на нее положительную рецензию. Объем рецензии был так велик, что ее публиковали в нескольких номерах с продолжением в одном из музыкальных журналов.

Неоконченная опера

В конце жизни Даргомыжский снова обратился к Пушкину, выбрав его «Каменного гостя». Увы, оперу он завершить не успел, а в завещании указал своими душеприказчиками Кюи и Римского-Корсакова. Первый завершил оперу, второй ее оркестровал.

Иллюстрация:
Александр Сергеевич Даргомыжский
Портрет работы К. Е. Маковского

Источники:

  • https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/aleksandr-dargomyzhskij
  • https://24smi.org/celebrity/25322-aleksandr-dargomyzhskii.html
  • https://tula.aif.ru/culture/person/210_let_so_dnya_rozhdeniya_aleksandra_dargomyzhskogo_kak_on_svyazan_s_tuloy
  • https://www.belcanto.ru/17021401.html
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.