Александр Александрович Дольский
Александр Дольский
Бард Александр Дольский снискал уважение не только публики, но и коллег по цеху. Александр Галич пророчил ему славу великого поэта, его признавал сам Владимир Высоцкий, а строчки из произведений, услышанные раз, заседали и крутились в голове, заучивались аккорды, и песни исполнялись во всех уголках СССР. Любят лирические баллады знаменитости и сейчас.
Детство и юность
Закулисье свердловского театра — здесь в раннем возрасте впервые прикоснулся к искусству мальчик Саша, сын танцовщицы балета и оперного певца. Наблюдая за работой взрослых, он потихоньку научился различать классические партии, развил слух и заинтересовался музыкой.
Дебютный выход на сцену оказался незапланированным — в 3 года Дольский перепутал спектакль, в котором участвовали знакомые артисты, с репетицией и предстал перед зрителями с кошкой Муськой в руках. Но появление получилось органичным и без неблагоприятных последствий. А через 7 лет Александр выходил на подмостки уже в составе хора в «Кармен» и «Пиковой даме» за отдельную плату в 25 руб.
Гитара, выменянная на самоцветы, попала в руки в школьную пору и больше уже не выпускалась — последовали многочасовые тренировки, познание тонкостей игры благодаря товарищу и даже нарушение родительской воли. Овладев инструментом, Александр был принят в школьный оркестр.
Стихотворчество тоже пришло примерно тогда же — помогли русские классики и случайная, но крепкая дружба с преподавателем литературы и истории живописи. Позже в интервью Дольский отмечал, что среди его учителей были великие Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Петр Чайковский.
Первые песни Александр начал писать примерно в 6-м классе. В 1954 году школьник сочинил композицию «Плакала девчонка, слезы не унять…», которая без его активного участия разлетелась по городам СССР. Долгое время ее считали народной.
Окончив школу, Дольский поначалу был на распутье. Он успел поработать на заводе «Уралэлектроаппарат» и даже побыть участником джаз-оркестра. Но, когда пришло время определяться с высшим учебным заведением, Александр послушал совета наставника, Льва Воинова, и попал в политехнический институт. Параллельно он учился в музыкальном училище, где помимо гитары освоил саксофон и контрабас, пробовал сочинять твистовые и рок-н-ролльные мелодии.
В молодости после получения диплома Дольский устроился на работу в трест «Уралстальконструкция». Позднее отучился в аспирантуре, занимался преподаванием и научными исследованиями. Но все это время его биография была тесно связана с музыкой.
Музыка
В 1961 году Александр стал дипломантом Всесоюзного конкурса эстрадных артистов. В дальнейшем он искал себя, свой стиль исполнения, который нашел в поэтичных, наполненных светлой грустью мелодиях, покоряющих слушателей душевностью и отсутствием пафоса. Еще одной особенностью манеры исполнения Дольского является то, что гитаре не отведена роль сопровождающего инструмента, а она наделена равными полномочиями с произносимым текстом.
Уже в середине 60-х песни Александра Александровича начали транслировать на радио, он выступал с концертами по всему СССР. В 1968 году исполнитель ярко заявил о себе на фестивале авторской песни и победил в конкурсе самодеятельной песни имени Валерия Грушина.
В последующее десятилетие популярность Дольского продолжала расти, но он так и не решался бросить работу и полностью посвятить себя музыке. В 1974 году артист перебрался в Северную столицу и устроился в местный НИИ градостроительства. Но в этот период в судьбу Александра Александровича вмешался Аркадий Райкин, который пригласил его выступать в Театре миниатюр.
В 1979-м свет увидела первая пластинка Дольского, где разместились лирические и любимые многими «Аленушка» и «Посещение Маленького принца». Десятилетие спустя творчество барда услышали не только в России, но и за ее пределами. Он давал концерты во Франции, Чехословакии, Израиле, Австралии и Великобритании, где его ждали преданные слушатели.
В последующие годы выступления Александра Александровича собирали полные залы, а дискография регулярно пополнялась. Особенно запоминающимся для слушателей стал альбом «Звезда на ладони». Все записи представлены на официальном сайте знаменитости, где публикуются новости и фото.
Фильмы
Александр Александрович прославился как автор музыки к советским фильмам. Композиция «Исполнение желаний» прозвучала в документальной ленте «Песни дальних дорог», а «Говорите, я молчу» использовалась в картине «Спасибо за нелетную погоду».
Успел Дольский проявить себя и как актер, его дебют на экранах состоялся в фильме «Кочующий фронт», где он снялся в эпизоде. Позже фильмография пополнилась такими проектами, как «Когда святые маршируют» и «Освящение храма».
Личная жизнь
Любимому делу музыкант обязан не только возможностью раскрыть талант, найти своего благодарного слушателя, а также продолжением славного бардовского наследия, но и устроенной личной жизнью. Будущая жена Надежда приехала в Свердловск в составе ансамбля, где виртуозно играла на скрипке творения Дольского. Александр пришел на выступление, увидел девушку на сцене и влюбился. Несмотря на то что он не сразу приглянулся красавице, в конце концов ее покорил характер молодого человека. Вспыхнули чувства, последовала свадьба.
В браке родились трое детей: Александр, Павел и Петр. Старший сын занимается медициной, средний — живописью, младший последовал примеру родителей и посвятил себя музыке. Дольский также трижды дедушка. На вопрос о тайнах счастливых семейных отношений откровенно заявляет, что просто любит свою семью.
Александр Дольский сейчас
В почтенном возрасте артист продолжает радовать поклонников появлениями на сцене, пусть уже и не так часто. В июне 2023 года Дольскому исполнилось 85 лет. В честь этого события в Санкт-Петербурге, в Доме молодежи Василеостровского района, состоялся концерт.
Дискография
- 1979 — «Музыка над моей головой»
- 1979 — «Старинные часы»
- 1980 — «Звезда на ладони»
- 1981 — «Государство синих глаз»
- 1983 — «Ленинградские акварели»
- 1985 — «Теплые звезды»
- 1987 — «Прощай, ХХ век»
- 1987 — «Пейзаж в раме»
- 1988 — «Оглянись не во гневе»
- 1991 — «На круги своя»
- 1991 — «Тайная вечеря»
- 1995 — «Возвращение в Петербург»
- 1996 — «Ангел-хранитель»
- 1997 — «Трава и ветер»
- 2000 — «Российские барды. А. Дольский»
Интересные факты
- Любимые писатели знаменитости — Андрей Платонов и Михаил Зощенко, лучшая еда, по его мнению, — каша, яблоки и молоко.
- Дольский не только музыкант, но и художник. Артист серьезно увлекается живописью.
- Александр Александрович выпускает как песни, так и стихи собственного сочинения. В 2005 году он выпустил целый роман в стихах «Анна».
Александр Александрович Дольский
Александр Дольский – известный советский бард, мастер авторской песни и замечательный поэт. Его шлягеры исполнялись и исполняются не только профессиональными музыкантами, но и обычными меломанами.
Детство
Родился Александр в Екатеринбурге, в 1938 году. Свой творческий путь еще мальчиком будущий артист начал на подмостках Свердловского театра. К искусству его приобщили родители – его отец пел в опере, а мать – танцевала в лучших балетных постановках. Наблюдая за талантливыми родителями, Саша понемногу учился разбирать классические произведения, занимался музыкой и тренировал музыкальный слух.
Дебют мальчика начался в 3 года и произошло это совершенно неожиданно. Трехлетний малыш перепутал постановку, где были задействованы его друзья артисты. Мальчик вышел в обнимку с кошкой и стал настоящей звездой выступления. Выход Саши получился вполне органичным и даже понравился зрителям. Уже через 7 лет подросший артист начинает участвовать в качестве хориста в постановках «Пиковой дамы» и «Кармен». Будущий талант даже получал свою собственную зарплату – 25 рублей.
Его дедушкой по материнской линии был знаменитый портной, который шил костюмы для самого Шаляпина и Сергея Есенина, а также Николая II. Мастерство талантливого дедушки помогло семейству спастись в послевоенное время. Однажды в руки Саши попадает гитара и больше выменянный в свое время инструмент музыкант из рук не выпускал. Будущий исполнитель постоянно тренировался, познавал азы музыкального искусства. Писать стихи молодой человек начал еще в школьную пору. По словам Александра, его учителями стали Лермонтов, Бодлер, Тютчев, Пушкин и многие другие знаменитые поэты. Также Дольский утверждал, что его вдохновляли великие композиторы – Чайковский, Верди, Массне и Мусоргский.
После окончания школы по совету своего наставника, юноша решает поступить в политехнический вуз. Но и в студенчестве молодой исполнитель не оставил занятий музыкой. Он играл в оркестре, освоил контрабас и саксофон, даже пробовал сочинять роковые и твистовые мелодии. За это, по собственным уверениям музыканта, его хватили и поощряли. Участвовал Александр и в концертах для местной филармонии. После обучения в аспирантуре какое-то время Дольский пробовал преподавать и заниматься наукой.
Музыкальная карьера
Тяга к искусству всегда была отличительной чертой Александра Дольского. В юности он параллельно с университетом обучался в музыкальном училище. При этом он выступал на конкурсах, даже взял второе место на всесоюзном состязании. Александр писал музыку для многих фильмов и театральных постановок, совершенствовался в поэзии, создавал к своим стихам аккомпанементы. В 60-х его композиции начинают «крутиться» по радио, а сам артист едет в гастроли по Союзу. Вскоре перед бардом открывается дорога на телевидение.
Александр сотрудничал с легендарным Аркадием Райкиным, много работал над созданием многочисленных песен. Ленинград, в который он когда-то переехал на заре молодости, станет одной из ключевых тем в его произведениях. Фигурировать Северная столица будет, к примеру, в «Стариках».
В 80-м году выходит первый альбом артиста. В сборнике были многие популярные песни автора – «Сентябрь. Дожди», «Мне звезда упала на ладошку», а также «Посещение Маленького Принца». Пластинку переиздадут спустя 15 лет.
Одной из творческих «фишек» Дольского является особое отношение к гитаре. Инструмент в его руках имеет равную роль по отношению к исполнителю. Гитара «живет» своей собственной жизнью и повторяет чувства музыканта. Александр принял участие при создании многих фильмов, написал несколько стихотворных сборников и даже роман в стихах. В творческой биографии автора множество песен, которые исполняются на семейных посиделках обычными слушателями.
Личная жизнь
Помимо успешной творческой карьеры и самореализации в судьбе Дольского случилась великая любовь. Будущая супруга барда выступала на концерте в Свердловске, исполняя одну из композиций Александра. Мужчина пришел на постановку и тут же влюбился. А вот самой Надежде бард понравился далеко не сразу, но в конечном итоге молодому человеку удалось ее завоевать. Вскоре сыграли свадьбу.
В браке появилось трое сыновей. Старший, которого назвали в честь знаменитого отца, связал свою жизнь с медициной. Второй сын Павел успешно занимается живописью, и только младший Петр нашел себя в музыке. Дольский старший стал дедушкой трижды.
Секрет счастливой личной жизни бард видит в любви к близким. Он признается, что хотел, чтобы в его браке все было всерьез и навсегда. Также музыкант считает, что ему крайне повезло с супругой. Своим самым смелым поступком по отношению к даме сердца он называет женитьбу. Александр долгое время был завидным женихом и не стремился соединять свою жизнь узами брака.
Своими любимыми писателями бард называет Михаила Зощенко, а также Андрея Платонова. Увлекается музыкант изобразительным искусством, обожает кашу, молоко и яблоки. В вопросах религии Дольский говорит, что вера у него есть, но она далека от церковных понятий.
Все самое интересное из жизни культового российского барда можно узнать на его сайте, а также на одноименной страничке в социальных сетях.
В настоящее время
Не так давно Дольский отпраздновал свой 80-летний юбилей. В честь праздника знаменитый артист дал обширное интервью. Александр поведал о своем видении будущего России, о гармонии и балансе во всех сферах жизни.
С 2018 года артист становится почетным гостем популярного фестиваля под названием «Изборская крепость».
О творчестве музыканта можно найти множество публикаций в Интернете. Его персональную страницу в соц. сетях администрирует младший сын. Там же можно увидеть сообщения о предстоящих концертах великого маэстро.
Дискография
- 1979 — «Песни Александра Дольского (Исполнение Желаний)»
- 1981 — «Песни (Государство синих глаз)»
- 1983 — «Ленинградские акварели»
- 1985 — «Тёплые звёзды»
- 1987 — «Прощай, XX век»
- 1988 — «Пейзаж в раме»
- 1988 — «Оглянись не во гневе»
- 1992 — «Музыка над моей головой»
- 1995 — «Возвращение в Петербург»
- 1995 — «Звезда на ладони»
- 1996 — «Ангел-хранитель»
- 1996 — «Недострелянная птица»
- 1997 — «Туманы и дожди»
- 1997 — «Русский вопрос»
- 1997 — «Трава и ветер»
- 1999 — «На круги своя»
- 1999 — «Тайная вечеря»
- 2000 — «Осенний полёт»
- 2000 — «Российские барды: А. Дольский»
Фильмография
- 1971 — «Кочующий фронт»
- 1979 — «Прощание с осенью»
- 1981 — «Спасибо за нелётную погоду»
- 1987 — «Два часа с бардами»
- 1988 — «Игра с неизвестным»
- 1990 — «Когда святые маршируют»
- 1990 — «Новая Шахерезада»
- 2007 — «Монологи на фоне красного кирпича, или 20 лет спустя»
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Биография
Александр Александрович Дольский - поэт, актер театра Аркадия Райкина, музыкант, виртуозно владеющий гитарой. Проводятся выставки его художественных работ.
Родился в Свердловске 7 июня 1938 года. Отец - Дольский Александр Викторович (1913 г. рожд.), Заслуженный артист России, солист оперы Свердловского академического театра имени А.В. Луначарского, а затем Куйбышевского театра оперы и балета. Мать - Дольская Елизавета Александровна (1912 г. рожд.), балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой. Супруга - Дольская Надежда Александровна (1950 г. рожд.). Сыновья: Александр (1977 г. рожд.), Павел (1978 г. рожд.), Петр (1983 г. рожд.).
У Александра Дольского с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители, а в 10-летнем возрасте впервые вышел на профессиональную сцену - выступал в театре в составе хора мальчиков в операх "Пиковая дама" и "Кармен".
Вскоре у него возникло желание самому научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Александр выбрал гитару. Вопреки мнению матери, опасавшейся, что занятия гитарой отрицательно повлияют на успехи сына в школе, он сам достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре. Позднее Александр экспериментировал на многих других инструментах: с 1-го курса Политехнического института играл в студенческом ансамбле на контрабасе, саксофоне, банджо, конферировал и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям - року и твисту. Однако так и остался преданным рыцарем гитары.
Уже в 3-м классе Александр Дольский начал сочинять стихи. Года через три появились его первые песни, а в 1954 году он написал песню "Плакала девчонка, слезы не унять. ". Ее судьба оказалась неожиданной: песню узнали, а потом многие годы пели дети в разных городах страны, считая народной.
Жизнь бросала А.Дольского в разные стороны. Трудовую деятельность он начал слесарем-инструментальщиком на заводе "Уралэлектроаппарат" (1956-1957), потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле. В 1958 году поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института. В 1959-м одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары у преподавателя Владимира Савиных.
Вскоре Дольский попал в руки известного на Урале гитариста и педагога Л.А. Воинова. Услышав игру начинающего музыканта, влюбленный в гитару Лев Алексеевич сам предложил с ним заниматься и несколько лет отдавал Дольскому не только время, но и душу. Он не щадил своего ученика, ставил перед ним сложные профессиональные задачи, заставлял играть классику: Э. Гранадоса, И. Альбениса, Э. Вилу-Лобоса, современных композиторов. Недаром в репертуаре А.Дольского есть песня, посвященная этому инструменту "влюбленных и романтиков":
Оркестрик бродяг и скитальцев -
На вид и легка и послушна.
До крови изранены пальцы
У тех, кто постиг ее душу.
Благодаря своему большому опыту, а может, интуитивно, Л.А. Воинов угадал настоящее призвание Дольского, понял, что игра на гитаре для него лишь ступень к чему-то большему. И когда Александр окончил музыкальное училище, учитель сказал ему: "Думаю, что в консерваторию поступать тебе не следует. Пусть гитара станет для тебя не работой, а радостью. Ведь круг твоих интересов гораздо шире, ты способен в искусстве ко многому. " Эти слова запали ему в душу.
Между тем после окончания института А. Дольский работал инженером-конструктором в тресте "Уралстальконструкция" (1963-1966), потом окончил аспирантуру Уральского политехнического института (1966-1969) и преподавал математические методы студентам кафедры "Экономика и организация строительного производства" (1969-1974), вел научные исследования. Ему предстояла бы, возможно, большая научная карьера. Однако его методика удешевления строительного проектирования была встречена в штыки, ибо противоречила личным интересам тысяч функционеров от науки.
Все эти годы Александр Дольский не порывал с творчеством. Еще будучи студентом он стал выступать в концертах Свердловской филармонии как солист-гитарист. Его стихи часто публиковала многотиражка Уральского политехнического института "За индустриальные кадры".
На концертах он играл произведения испанских классиков - Альбениса, Гранадоса, Тарреги, переложенные для гитары, европейских классиков - Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов 19-20 веков, написанные для гитары. Участвовал в джазовых ансамблях. В 1961 году был приглашен для участия в первом послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Участвовал в третьем туре в Москве и стал дипломантом конкурса. После чего получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара).
Постепенно (1962-1966 гг.), работая со Свердловским Драматическим театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочиняя песни для спектаклей, для видовых и научно-популярных кинофильмов Свердловской киностудии, Александр Дольский находит свою творческую манеру - его песни начинают отличаться подлинной поэтичностью, насыщаются неброской, не парадной романтикой, в них проступает какая-то особенная, светлая грусть; мелодии его пленяют акварельной прозрачностью; даже мажорные произведения лишены и намека на какую-либо разухабистость.
Как человек требовательный к своему искусству, Александр Дольский понимал, что стихи требуют поиска фундаментальной для его органики просодии, блестящей лёгкости формы и одновременной глубины чувства и мысли. Александр ночами просиживает над книгами, изучая теорию стихосложения, по-новому прочитывая Пушкина и Шекспира, открывая для себя Уитмэна, Бодлера, Жака Превера, переводя зонги Бертольда Брехта. И настал момент, когда представительство музыки и поэзии в его творчестве становится равным. Это дает ему толчок к занятию теорией композиции.
С 1966 года начались активные поездки и выступления с сольными концертами по всему Советскому Союзу. Александра Дольского начинают приглашать на Свердловское радио, он пишет музыку для местных театров и киностудии. В 1965 году его песни впервые прозвучали на Всесоюзном радио в программах радиостанции "Юность", куда его приглашали, в частности, Б.Вахнюк, А.Якушева, Ю.Визбор. В 1967 году он впервые выступил на телевидении.
Но по-настоящему вера в себя пришла к нему на фестивалях самодеятельной песни. Сначала это были состязания бардов в самом Свердловске, затем в Новосибирске и Челябинске. Пробным камнем стал для него Фестиваль авторской песни в Москве, происходивший в 1967 году в Большом зале МГУ имени М.В.Ломоносова, где он успешно выдержал соревнование с такими уже признанными авторитетами, как С. Никитин и Б. Вахнюк.
В 1968 году А. Дольский принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление и победа на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина, который проходил на озере Майстрюково под Куйбышевым (ныне - Самара).
В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными во всей стране, но содержание их, столь близкое публике, находившей в его поэзии источник жизнеутверждения, остается под запретом цензуры - как и все в литературе и театре, что было чуждо официальному, партией разрешенному искусству. Часть его многочисленных песен принадлежит в это время культуре андерграунда, но и здесь они разнятся от песен других авторов: их отличает высокая музыкальность, виртуозность исполнения и высокий поэтический смысл.
В 1974 году Александр Дольский переезжает в Ленинград. Он все сильнее стал ощущать тяготы своей раздвоенности. Как старший научный сотрудник Ленинградского НИиПИ градостроительства он занимался серьезными исследованиями в области экономики, а как музыкант и певец при первой возможности выезжал, вылетал во все концы страны на встречи со своими слушателями, каждый свободный час отдавал сочинительству. Именно тогда он окончательно отошел от любительства.
Переход в иное качество для А.Дольского был вполне закономерен, хотя и здесь, как это часто бывает, не обошлось без вмешательства случая. На этот раз судьба приняла облик Народного артиста СССР А.И. Райкина. В преддверии VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в 1979 году в Ленинграде, он сказал Дольскому: "Саша! Не настало ли для тебя время определиться? Есть для этого прекрасная возможность - начинается эстрадный конкурс. Я верю в твой успех. А в случае чего. Наука от тебя не уйдет". Мнение Райкина, его веское слово сделали свое дело. Александр Дольский решил попробовать свои силы на конкурсе и был удостоен звания лауреата. Второе место (первое вообще не было присуждено) для конкурсанта-любителя, бросившего вызов профессионалам, стало своеобразной сенсацией. Следует заметить, что это первое и последнее участие поющего поэта в профессиональном конкурсе. Ни до, ни после ни один бард не принимал участия в подобных смотрах. Несмотря на первый значительный успех, сомнения не оставляли Дольского. Однако и тут Аркадий Исаакович не оставил его наедине со своими колебаниями. "Я верю - ты артист, - сказал он Александру, - и твое призвание - сцена". Дальнейшие раздумья стали неуместными после того, как Аркадий Райкин предложил ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр.
В театре А.И. Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни, выступал как актер. В 1979 году его избирают членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став, как принято говорить, "свободным художником". В том же году выходит его первая пластинка-гигант "Звезда на ладони".
С 1989 года начались активные поездки А.Дольского с творческими выступлениями по России, Германии, США, Израилю, Австралии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании. Пластинки Александра Дольского, выпущенные миллионными тиражами, распроданы полностью, его концертов ожидают во всех концах бывшего Советского Союза, и они собирают даже тысячные аудитории. Многие его песни стали в полном смысле слова народными, семейными и передаются от родителей к детям. Его творчество изучается в школах и в гуманитарных вузах. Его философия стиха - прекраснейшая, глубокая и вселенская. Юмор стиха - яркий, сочный, без тени опошливания. Мелодии - хороши, голос - в полной гармонии с душой.
В творчестве Александра Дольского есть одна особенность, выгодно отличающая его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре (как любителей, так и профессионалов). Если у них гитара играет подчиненную роль и аккомпанемент не выходит из пределов пресловутой тональности ре-минор, то гитара Дольского - его равный партнер, и ей принадлежит половина успеха. Пальцы его в свое время были "изранены струнами" не зря. Он владеет инструментом виртуозно, любимая им гитара плачет и смеется, по его желанию может отозваться хрустальным звоном клавесина, рассыпаться трелью балалайки, простучать сухой дробью барабана. И он с полным основанием включает в свои программы музыкальные пьесы, демонстрируя игру мастерскую, изящную, темпераментную.
Особенно взыскательно относится Александр Дольский к выбору репертуара, меняет его в зависимости от состава зала, строго придерживается последовательности исполнения песен в своих сольных концертах. Его выступление превращается в театр одного актера, в своеобразный спектакль, где перед зрителями проходит целая галерея персонажей - от романтика, влюбленного в свой город, до озорного шутника.
Дольский поет песни политические и детские, песни, сочиненные на стихи английских, американских, французских авторов. Ряд вещей написан им в модных танцевальных ритмах, однако их содержание да и манера исполнения чаще всего окрашены нотками некоторой пародийности. Но главной в его творчестве остается тема лирическая.
При всей разноплановости творчества он как автор и исполнитель ни одну из тем не решает в лоб, биение его мысли спрятано в тончайшем кружеве подтекста, оно всегда подкреплено чувством. И хотя в одной из своих песен он утверждает, что "не чувство, а мысль" призваны будить у людей сопереживания артисту, задушевность его песен все же рождается не только поэтическим обращением к разуму слушателей, но и мелодией и интонациями исполнения. За кажущейся простотой, безыскусственностью многих его строчек стоит общечеловеческое, близкое каждому.
К настоящему времени дискография Александра Дольского включает диски-гиганты, выпущенные фирмой "Мелодия": "Музыка над моей головой", "Старинные часы" (1979), "Звезда на ладони" (1980), "Государство синих глаз" (1981), "Ленинградские акварели" (1983), "Теплые звезды" (1985), "Прощай, ХХ век" (1987), "Оглянись не во гневе" (1988), "Пейзаж в раме" (1987), "На круги своя", "Тайная вечеря" (1991), "Российские барды. А. Дольский" (2000), а также компакт-диски: "Возвращение в Петербург" (1995), "Звезда на ладони" (1995), "Ангел-хранитель" (1996), "Недострелянная птица" (1996), "Туманы и дожди" (1997), "Русский вопрос" (1997), "Трава и ветер" (1997). С 1996 года вышли 10 компакт-дисков со старыми и новыми песнями: "Старинные часы", "Государство синих глаз", "Ленинградские акварели", "Теплые звезды", "Прощай, ХХ век", "Оглянись не во гневе", "Пейзаж в раме", "Музыка над моей головой", "На круги своя".
А.Дольский - автор песен к кинофильмам "Трактир на Пятницкой", "Когда святые маршируют", сам снялся в художественных фильмах киностудии "Ленфильм" "Когда святые маршируют", "Новая Шехерезада", а также в русско-японской картине "Рин". С 1985 года вышли в эфир несколько ТВ программ-концертов А.Дольского. Он принимал активное участие в программах "Взгляд" и Пятое колесо".
Несмотря на то что первые публикации стихов автора относятся еще к началу 1960-х годов, его книги выходят только с началом перестройки. К настоящему времени выпущено 8 поэтических сборников поэта, в том числе: "Пока живешь" (Библиотека журнала "Огонек", 1989), "Синий автопортрет", "Каменные песни", "Четыре Ангела" (1991), "Благословение" (1993). В 1994 году вышла первая книга прозы А. Дольского "Я пришел дать Вам выпить".
С 1992 года А.Дольский активно участвует в редакционном совете альманаха "Петрополь". С 1994 года он входит в состав учредителей "Царскосельской премии", присуждаемой за достижения в области русской культуры.
В 1978 году Булат Окуджава задумал организовать секцию поющих поэтов при Союзе писателей СССР. Для представления жанра авторской песни он пригласил Александра Дольского. Вторым поэтом была Вероника Долина. Идея не была реализована по не зависящим от Б.Окуджавы и А.Дольского причинам.
В 1989 году А.Дольскому присвоено звание Заслуженного артиста России. За большой вклад в русскую культуру ему уже второй год присуждается Президентская стипендия. В 2002 году он удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.
В свободное время Александр Александрович увлекается живописью.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/71791-aleksandr-dolskii.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-dolskiy/
- https://www.dolsky.ru/index.php?m=bio