Александр Дюма
Александр Дюма
Александр Дюма – известный писатель, драматург, журналист. Самый читаемый французский автор в жанре приключенческого романа. Наибольшую популярность принесли ему две книги – «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера».
Классик авантюрного романа Александр Дюма. Культовая фигура мировой литературы, имя, знакомое практически каждому землянину. Он отличался невероятной творческой плодовитостью и благосклонностью дам. Его сопровождал успех и постоянные долги, из которых писатель периодически вылезал, чтобы снова попасть в долговую яму. Современники Дюма говорили, что он не человек, а сила природы. Биография писателя только недавно стала пристально изучаться учеными. Нужно отметить, что о нем ходило много легенд и домыслов, гораздо больше, чем правды. Дюма предстает в совершенно неожиданном образе. Кроме своих литературных талантов, он был известным экономистом, историком, публицистом, политологом и даже кулинаром.
Детство и юность
Родился Александр Дюма 24 июля 1802 года в городе Виллер-Котре на севере Франции. Отца звали Том Дюма, маму – Мария-Луиза Лабурэ. Том служил у Наполеона Бонапарта, и кроме службы их связывала крепкая дружба. Так продолжалось до тех пор, пока Дюма в точности исполнял все приказы Бонапарта. Но стоило ему только высказать свое отрицательное мнение по поводу ввода французских войск в Египет, как дружба распалась.
Наполеон не мог терпеть критику даже со стороны своих соратников, поэтому отомстил генералу Дюма за вольнодумство. В 1801-м Том оказался в плену, и Бонапарт даже пальцем не пошевелил, чтобы попытаться освободить его. На протяжении двух лет над Дюма издевались в плену, и только после этого отпустили взамен на генерала Мака.
Два года плена не прошли даром. Том вернулся в сильном измождении, здоровье мужчины сильно пошатнулось. У него диагностировали рак желудка, он оглох и ослеп на один глаз. Дни его были сочтены, в 1806-м Том Дюма скончался. Его семья попала в немилость к императору, осталась без денег и почестей.
Поэтому детские годы будущего классика прошли достаточно печально, нищета и разруха преследовали семейство Дюма. Мама всеми силами пыталась добиться для него государственной стипендии, чтобы мальчик мог пойти на учебу в лицей. Сама учила сына писать и читать, сестра дала ему первые уроки танцев.
Судьба оказалась благосклонна к юному дарованию, он начал учиться в колледже аббата Грегуара. В этом учебном заведении его научили каллиграфии и латыни.
После завершения учебы Александр нашел себе работу в нотариальной конторе, куда его приняли обычным клерком. Появился стабильный доход, но работа молодого человека не радовала. Ему надоело выполнять скучные поручения, бесконечно ворошить кипы бумаг. Дюма собрал свои вещички и махнул в Париж. Устроиться в столице Франции ему помог бывший соратник отца. Парня взяли в качестве писца к герцогу Орлеанскому (будущему королю Луи Филиппу).
Александр быстро нашел друзей среди местных литераторов, и сделал первую пробу пера. В 1829-м он издал свою пьесу под названием «Генрих III и его двор». Ее тут же поставили, и к Дюма пришел первый успех. Спустя три года на сцене театра «Порт-Сен-Мартен» состоялась премьера спектакля «Нельская башня». В зале не было ни одного свободного места. Всего за полтора года состоялась премьера семи постановок.
Биография Дюма складывалась не только из сочинения пьес, он имел активную гражданскую позицию, принимал непосредственное участие в общественной жизни. Под его руководством проводились раскопки Помпеи, он участвовал в Великой июльской революции 1830 года, когда его даже «похоронили». В то время население подняло очередной бунт, газеты написали, что Александр расстрелян. Но это не соответствовало действительности. Друзья посоветовали писателю оставить Францию, и по их рекомендации он оказался в Швейцарии. Там талантливый драматург продолжал заниматься подготовкой очерка «Галлия и Франция».
Литература
К театру Дюма относился так же, как к женщинам. Вначале он испытывал пылкую страсть, постепенно переходящую в полное безразличие. Когда ему удалось покорить сцену, он полностью отдался литературе – театр его больше не интересовал.
Дебют Дюма как писателя состоялся в 1838-м. Все началось с романа-фельетона под названием «Шевалье д’Арманталь», опубликованного в одной из газет. Главным требованием к произведению было наличие увлекательной интриги, сильных страстей, стремительности развития событий. К тому же, главы размещались так, что каждая следующая была интереснее предыдущей, держала читателей в напряжении, не давая расслабиться до конца произведения.
Почти никому неизвестно, что настоящим автором этого произведения был никому не известный начинающий писатель Огюст Маке. Дюма просто доработал его роман, он приобрел литературный блеск. Под произведением стояла только одна фамилия – Дюма, но не от того, что Александр присвоил себе чужой труд – так потребовал заказчик, уверенный, что именно это имя обеспечит роману триумф.
На протяжении четырех лет Александр и его «коллега» написали десять произведений, ставших мировыми бестселлерами – «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Королева Марго», «Виконт де Бражелон», «Кавалера де ла Мэзон Руж», «Двадцать лет спустя», «Жозеф Бальзам», «Графиня де Монсоро», «Две Дианы», «Сорок пять».
Александр Дюма часто отправлялся в путешествия по Европе, очень хотел побывать в России. В 1840-м он выпустил свой новый роман, получивший название «Учитель фехтования», о декабристе Анненкове. Цензура запретила произведение на территории России, но его тайком провезли и читали даже высокопоставленные чиновники. Оказывается, что даже императрица Александра Федоровна, обычно послушная и безропотная, тайком от супруга познакомилась с этим скандальным шедевром.
После смерти Николая I, автор приключенческих романов смог приехать в Российскую империю. Дюма был очень удивлен, когда узнал, что в России читают французскую литературу вообще, и его произведения в частности. Во время путешествия по стране, он посетил Москву, Петербург, Астрахань, познакомился с Калмыкией и Кавказом. После этого написал свои «Путевые заметки», пользующиеся невероятным успехом у французов.
Кроме своих литературно-публицистических талантов, Дюма отличался и кулинарными способностями. В его произведениях часто встречаются подробные описания приготовления кулинарных шедевров.
В 1870-м писатель закончил рукопись, в которой собрал восемьсот новелл на кулинарную тематику. Он назвал ее «Большой кулинарный словарь», но не дожил до выхода этой книги из печати. Ее издали в 1873-м, когда писателя уже не было в живых. Спустя некоторое время напечатали и сокращенную копию этой книги, получившую название «Малый кулинарный словарь». Нельзя сказать, что увлечение кулинарией сделало из писателя чревоугодника или гурмана. Нет, он просто вел здоровый образ жизни, никогда не пил кофе и алкоголь, не курил.
Личная жизнь
Современники писателя считали, что самую большую страсть он испытывает к фехтованию, охоте, архитектуре. Да, он любил эти занятия, но не они вызывали у него душевный трепет. Самой большой страстью Дюма были дамы. Амурные похождения известного литератора не раз становились легендами, обрастали пикантными подробностями и становились достоянием общественности.
Историй, в которых фигурировали жены и любовницы темпераментного писателя, было очень много, но одна превзошла всяческие фантазии.
В те годы спутницей жизни Александра была актриса Ида Феррье, очень легкомысленная особа. Она жила в квартире на втором этаже, Александр в трех комнатах на пятом.
Однажды Дюма был приглашен на бал в Тюильри, куда и отправился один. По дороге ему не повезло, незадачливый писатель поскользнулся, и завалился прямо в грязную лужу. Естественно, на бал он не попал, и вернулся домой через час, после того, как ушел. Он ругался, нервничал, кричал на жену. Но потом успокоился и остался работать в комнате Иды.
Не прошло и полчаса, как дверь в ванную открылась, и из нее показался голый Роже де Бовуар. Он вышел и сказал, что больше не может находиться в ванной, так как сильно замерз. Ярости Александра не было предела, он набросился на любовника жены. Но потом смилостивился и сказал, что слишком хорошо воспитан, чтобы выставить среди ночи на улицу даже такого нежданного гостя.
Эту ночь известный писатель провел в одной постели со своим новым приятелем. Утром, после того, как все встали, Дюма подвел любовника к супруге, положил его руку на ее интимное место и предложил мириться по примеру древних римлян, на публичном месте.
Первый раз писатель серьезно влюбился в портниху Лор Лабе, которая была его соседкой по дому, расположенному на площади Итальянцев. Несмотря на то, что она была старше его на восемь лет, девушка пала под чарами настойчивого обольстителя. 27 июля 1824 года у них родился сын Александр, который пошел по стопам отца и стал не менее популярным писателем. Многим хорошо знаком его роман «Дама с камелиями». Александр признал своего сына только через 7 лет после рождения.
Дюма-отец встретил свою бывшую возлюбленную 26 мая 1864-го, в мэрии, где проходила свадьба их сына и княгини Надежды Нарышкиной. Александр-младший предложил престарелым родителям тоже пожениться, но они не откликнулись на его пожелание. Лор Лабе только сказала, что Дюма опоздал на целых сорок лет.
Биографы Дюма провели сложный подсчет, и оказалось, что личную жизнь Дюма скрашивали почти пятьсот любовниц. Сам литератор любил повторять, что менял любовниц, как перчатки, так как им двигало человеколюбие. Если бы он остановил свой выбор на одной даме, то ее хватило бы ровно на неделю.
Смерть
Спустя некоторое время биографы писателя начали выдвигать различные сенсационные гипотезы по поводу личности Дюма. Одна из них гласит, что французский писатель и русский поэт Пушкин, это одно и то же лицо.
В работах некоторых исследователей есть факты, которые заставляют сомневаться в том, что Дюма умер.
Действительно, Дюма и Пушкин внешне очень похожи, к тому же в их биографиях есть немало неизученных страниц. Однако никаких официальных заявлений по этому поводу никогда не поступало.
Память
Книги Александра Дюма-отца продолжают переиздаваться и сейчас. В издательском доме «Азбука» в 2016-м году вышел роман «Три мушкетера», спустя год еще один – «Граф Монте-Кристо».
Имя писателя носят улицы и площади. В Париже, на площади Мальзерба есть огромная глыба из гранита, на которой установлен бронзовый памятник улыбающемуся Дюма.
Известные произведения
- Граф Монте-Кристо
- Три мушкетера
- Двадцать лет спустя
- Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя
- Королева Марго
- Робин Гуд — Король
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Александр Дюма
А лександр Дюма — один из крупнейших романистов французского происхождения. Пик его славы пришелся на середину 19-го века. Сын знаменитого писателя был полным тезкой в будущем пошел по стопам родителя. Потому для большей ясности, старшего литератора называют Александр Дюма-отец.
За годы творческой активности писатель создал больше полусотни произведений самых разных форм. Но наибольшую популярность известному прозаику принесли романы «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо».
Дюма считается признанным авторитетом, одним из крупнейших авторов приключенческих произведений. Несмотря на то, что с момента смерти писателя прошло более века, их все так же охотно читают и анализируют.
Дюма знают как человека разностороннего. Страсть к писательству была лишь одной из граней его личности. Он известен своей любовью к журналистике, драматургии и театру.
Литератор охотно и очень умело стряпал, о чем говорили многие современники. Кроме того, он интересовался науками, политикой.
Отчасти именно многообразие увлечений помимо природной наблюдательности сделало писателя таким успешным на поприще творчества.
Современники и последующие поколения оценивают Александра Дюма крайне неоднозначно. О его личности ходит множество легенд, мифов. А кое-какие сведения и вовсе начинают открываться лишь сейчас. Прозаик и драматург остается тайной, которую только еще предстоит разгадать.
Детство и юность
Будущий писатель Александр Дюма родился 24 июля 1802 года на севере Франции в коммуне Виллер-Котре. Ни мать, ни отец не имели отношения к литературному творчеству. Однако были людьми авторитетными и очень уважаемыми.
Мать, Мария-Луиза Лабуре была дочкой владельца одной местной гостиницы. Отца звали Том-Александр Дюма. Долгое время он находился на воинском посту, служил генералом у самого Наполеона Бонапарта.
С амбициозным императором отец писателя поддерживал близкие, приятельские отношения. Однако на поверку их дружба оказалась фикцией. Наполеон не терпел критики ни от кого. Даже от соратников.
Стоило старшему Дюма высказать негативное мнение о Египетской экспедиции французской армии, как генерал тут же попал к императору в немилость. На дружбе можно было ставить крест. Очень скоро это аукнулось большими проблемами.
Возвращаясь на корабле домой во Францию, Дюма попал в плен и долгое время сидел в подземелье одного из городов Неаполитанского королевства.
Наполеон не предпринял ни единой попытки вызволить своего друга. Таким способом мстительный император решил наказать бывшего соратника за вольнодумство.
Условия плена оказались ужасными. Только в 1801-м году генерал попал домой. Но это был не тот крепкий мужчина, что прежде, а слабый, изможденный и разбитый человек.
Сырое подземелье и отвратительные условия содержания подорвали здоровье генерала. Он стал тугоухим, лишился зрения на один глаз. А добавок у него обнаружили злокачественную опухоль желудка. Семья поняла, что тому осталось недолго.
Первые годы Александра Дюма проходили в тотальной нищете. Жить было непросто. Семье не хватало денег даже на то, чтобы отправить сына учиться.
Первые уроки письменности, чтения мальчик постигал под руководством матери и сестры. Женщина не оставляла попыток выхлопотать для сына стипендию на обучение в лицее. В итоге молодого человека устроили в колледж аббата Грегуара, где он и получал систематическое образование.
После выпуска будущий литератор знал латынь, имел прекрасный почерк, был мастером каллиграфии. Учеба не прошла даром, и Дюма охотно взяли клерком в нотариальную контору. Должность была не слишком привлекательной. Особенно для юного, амбициозного человека.
В те же годы Дюма плотно заинтересовался театром. Им овладело желание стать драматургом. Перекладывать бумаги с одного места на другое ему надоело.
Недолго думая, молодой человек собрал вещи и отправился в Париж. Дело было рискованным: ни денег, ни крыши над головой, ни людей, которые могли бы помочь, у Дюма не было. Он рассчитывал лишь на связи своего покойного отца. По счастью, старый соратник опального генерала, Максимильен-Себастьян Фуа, действительно помог будущему романисту.
На тот момент молодой человек мало что умел. Однако он обладал красивым почерком. Именно это помогло Александру Дюма устроиться писцом к герцогу Орлеанскому, который в будущем стал монархом и вошел в историю под именем Луи Филипп.
На новом месте литератор завел много знакомых и друзей. Наконец получив стабильную работу, Александр Дюма мог заняться развитием писательских навыков.
Недостаток формального образования он компенсировал упорным самообучением, пытливостью и практикой. Один из новых знакомых прозаика составил список книг, с которыми тот должен ознакомиться. Дюма был завсегдатаем парижских театров.
Первые успехи не заставили себя ждать.
Творчество
Творческая биография Александра Дюма началась в 1829-м году. Всего за несколько месяцев начинающий драматург создал пьесу «Генрих III».
Волей случая и при непосредственном участии самого писателя она попала в руки актеров, которые частенько проводили время в местных салонах.
Под впечатлением от произведения Дюма-старшего они попросили руководство поставить пьесу вне очереди. Для литератора, который делал первые шаги в профессии, это был невероятный успех.
Критики и коллеги Дюма отзывались о постановке тепло. Они отмечали, что пьеса кишит огрехами, но при этом остается очень интересной и глубокой. Были и исключительно позитивные мнения. Так, И.В. Гете говорил, что пьеса Дюма опережает свое время и не по зубам парижской публике.
Первый крупный успех окрылил Дюма и показал, что он способен на большее. В ближайшие годы мужчина написал еще несколько драм и комедий.
В число наиболее известных произведений того периода входят «Антони», «Христина», «Кин, гений и беспутство» а также «Нельская башня». Последнее стало литературной основой для новой постановки.
Премьера состоялась в 1832-м году. В зале не было ни одного свободного места, все хотели увидеть плоды творчества восходящего литературного умельца .
Вскоре произведения Дюма ставили на сцене еще несколько раз. Они получали заслуженную популярность среди широкой публики, любителей высокого искусства.
Несмотря на успех и славу, А. Дюма решил отойти от драматургии. Будучи человеком переменчивым, он постоянно стремился к чему-то свежему и необычному. Писатель переключился на другую область.
Дебютным произведением литератора на новом поприще стал роман «Шевалье д’Арманталь», который публиковался в 1838-м. Его печатали по главам в газете. Идея была в том, чтобы строить сюжет по-нарастающей, создавая интригу и вызывая дополнительный интерес среди читателей.
С этим романом связано немало тайн и домыслов. На самом деле он писался в соавторстве. Вторым создателем стал Огюст Маке. Дюма же навел лоск, переработал произведение, повысив его художественную ценность.
Редактор и издатель были против того, чтобы рядом со знаменитым литератором стояло имя никому не известного человека. Маке вычеркнули.
В будущем подобный факт породил многочисленные обвинения в плагиате, воровстве произведений у других авторов. Якобы именно на этом основывался миф о продуктивности Дюма. Но при ближайшем, более подробном рассмотрении вопроса, оказалось, что все не так.
В обвинениях была и доля правды. Известный французский писатель действительно пользовался услугами литературных негров. Одним из таких стал и сам Огюст Маке.
В «невольном» соавторстве Дюма и его коллега написали еще несколько романов. В том числе и наиболее знаменитые произведения «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Графиня де Монсоро», а также еще несколько книг: «Сорок пять», «Двадцать лет спустя» и прочие.
Дюма принимал в их создании активное участие, перерабатывал романы, дополнял их и наводил художественный блеск.
Под началом Александра Дюма работали и другие литературные негры. К известному писателю обращались нуждающиеся, талантливые прозаики. Среди имен можно назвать Гаспара де Шервиля, Поля Мериса и не только.
Произведения Дюма пользовались большой популярностью за пределами Франции. Были известны они и на территории Российской Империи. Однако некоторые книги Александра Дюма не проходили через заслон цензуры.
Такая судьба ожидала «Учителя фехтования». Роман вышел в 1840-м году. Одна из сюжетных линий рассказывала о восстании декабристов. Воспоминания о политическом событии, которое едва не стало концом имперского правления в России, были слишком свежи.
Российская цензура запретила роман. Однако нелегально копии произведения все равно печатали и распространяли на территории страны.
«Учитель фехтования» получил скандальную славу. Его читали как просвещенные люди, желающие перемен, так и государственные чиновники, консерваторы и сторонники старых порядков. Доходило до того, что даже супруга Николая I, Александра Федоровна тайком от мужа читала это произведения.
Уже после кончины монарха, в конце 50-х годов Дюма путешествовал по России. Страна произвела на литератора большое впечатление. Не меньше его удивило то, что его романы известны на территории Империи. Как и французская литература вообще.
Под впечатлением от путешествия писатель создал знаменитые «Путевые заметки», которые стали популярны в родной стране литератора.
Всего за годы творчества Дюма создал более полусотни произведений самых разных форм. Были среди них пьесы, приключенческие романы.
Помимо собственно литературной деятельности Дюма прославился как активный участник общественной жизни Франции тех лет. Кроме того, он был заядлым кулинаром, умело готовил.
В поздние годы писатель создал несколько новелл на эту тему и собрал их в единое произведение, которое планировал назвать «Большой кулинарный словарь». Однако до его издания так и не дожил.
Личная жизнь
До недавнего времени об отношениях писателя было известно очень мало. Сейчас исследователи располагают куда большими сведениями. По информации биографов, Александр Дюма-отец был любителем женского внимания и знатным ловеласом.
Официальной спутницей жизни известного литератора стала Ида Феррье. Она была актрисой и как многие творческие люди не воспринимала жизнь всерьез, слыла легкомысленной и ветреной особой.
Пара заключила брак в 1840-м году. Но семейная жизнь была более чем странной. Ни тот, ни другой и не думали хранить верность. Причем и муж, и жена знали о романах друг друга.
Фактически союз артистки и писателя распался в 1844-м. Но оформлять развод они не спешили.
По некоторым сведениям за годы жизни у Дюма было больше 500 любовниц. Так это или нет, сказать сложно. Однако достоверно известен факт, что у литератора родилось как минимум четверо незаконнорожденных детей от разных женщин.
- Генри Бауэр.
- Мари Александрина.
- Микаэла-Клели-Жозефа-Элизабет Кордье.
Самым известным из них стал Александр Дюма младший, который также появился на свет от неофициального союза в 1824-м году.
В будущем он пошел по стопам знаменитого родителя и стал уважаемым литератором. Незадачливый отец признал Александра Дюма сыном только через 7 лет.
Александр Дюма: популяризатор истории или фантазёр?Смерть писателя
Эти события негативно сказались на состоянии писателя, который переживал за родную страну. На фоне стресса у литератора случился удар. Последствием этого стал тяжелый паралич. Оправиться от трагического эпизода он не смог.
Известный французский писатель скончался 5 декабря 1870 года. Причиной смерти Александра Дюма стал инсульт.
После завершения войны сын писателя похоронил останки отца на территории коммуны Виллер-Котре. Поближе к родителям. В 2002-м прах литератора перенесли в Пантеон в Париже.
Слова Александра Дюма заставляют задуматься . Цитаты, афоризмы и мудрые словаПроизведения Александра Дюма
Трилогия о мушкетерах (La Trilogie des Mousquetaires):
- Три мушкетера (Les Trois Mousquetaires; 1844; роман)
- Двадцать лет спустя (Vingt ans après; 1845; роман)
- Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя (Le Vicomte de
- Bragelonne, ou Dix ans plus tard; 1847—1850; роман)
Трилогия о Генрихе Наваррском (Трилогия о Валуа):
- Королева Марго (La Reine Margot; 1845; роман)
- Графиня де Монсоро (La Dame de Monsoreau; 1846; роман)
- Сорок пять (Les Quarante-Cinq; 1847; роман)
Время Регентства (Régence):
- Шевалье д’Арманталь (Le Chevalier d’Harmental; 1841-1842; роман)
- Дочь Регента (Une fille du régent; 1844; роман)
Записки врача (Mémoires d’un médecin):
- Шевалье де Мезон-Руж (Le Chevalier de Maison-Rouge; 1845–1846; роман)
- Жозеф Бальзамо (Записки врача) (Joseph Balsamo; 1846—1848; роман)
- Ожерелье королевы (Le Collier de la Reine; 1849—1850; роман)
- Анж Питу (Ange Pitou; 1851; роман)
- Графиня де Шарни (La Comtesse de Charny; 1852—1856; роман)
- Асканио (Ascanio ou l’Orfèvre du roi; 1843; роман)
- Две Дианы «Les Deux Diane; 1846; роман)
- Предсказание (L’Horoscope; примерно 1858 или 1854; роман)
Соратники Иегу (Les Compagnons de Jéhu):
- Соратники Иегу (Тайный заговор) (Les Compagnons de Jéhu; 1857; роман)
- Белые и синие (Les Blancs et les Bleus; 1867; роман)
- Шевалье де Сент-Эрмин (Le Chevalier de Sainte-Hermine; 1869)
- Волонтер девяносто второго года (René d’Argonne, René Besson: un témoin de la Révolution ) [1862; роман]
- Волчицы из Машкуля (Les Louve de Machecouls; 1858; роман)
Красная роза (1831; повесть)
- Капитан Ришар (Le Capitaine Richard; 1854; роман)
- Царствования Филиппа VI и Эдуарда III Английского (Règnes de Philippe VI et d’Édouard III d’Angleterre):
- Графиня Салисбюри (Графиня Солсбери) (La Comtesse de Salisbury; 1836; роман)
Эдуард III (Édouard III; 1836; роман)
Роман о Неаполитанской революции 1798—1800 гг.:
- Луиза Сан-Феличе (La San-Felice; 1863-1865; роман-эпопея)
- Савойский дом (La Maison de Savoie):
- Паж герцога Савойского (Le page du duc de Savoie; 1852; роман)
- Царица Сладострастия (La Dame de Volupté; 1855; роман)
- Две королевы (Les Deux Reines; 1864; роман)
- Виктор Амадей III (De Victor Amédée III à Charles Albert; 1856; роман)
Парижские могикане (Les Mohicans de Paris) роман-эпопея:
- Парижские могикане (Les Mohicans de Paris; 1854—1855; роман)
- Сальватор (Salvator; 1855 — 1859; роман)
- Исаак Лакедем» (Isaac Laquedem) роман-эпопея:
- Исаак Лакедем (Isaac Laquedem; 1853; роман) — не окончен
Актея (Acté; 1837; роман)
Сир де Жиак (Le Sire de Gyac):
- Правая рука кавалера де Жиака (Пьер де Жиак, La Main droite du Sire de Giac: 1425—1426; 1836; рассказ)
- Робин Гуд (Robin Hood):
- Робин Гуд — Король разбойников (Принц отверженных) (Le Prince des voleurs; 1863?; роман)
- Робин Гуд в изгнании (Robin Hood le proscrit; 1863?; роман)
- Изабелла Баварская (Chroniques de France: Isabel de Bavière; 1835; роман)
- Приключения Лидерика (Aventures de Lydéric, grand-forestier de Flandre; 1842; повесть)
- Бастард де Молеон (Le Bâtard de Mauléon; 1846; роман)
О современности автора:
- Амори (Amaury; 1844; роман)
- Габриель Ламбер (Gabriel Lambert; 1844; повесть)
- Любовное приключение (Une Aventure d’amour : un voyage en Italie; 1859 — 1860; повесть)
- Приключения Джона Дэвиса (Aventures de John Davys; 1839; роман)
- Катрин Блюм (Catherine Blum; 1854; роман)
- Учитель фехтования (Memoires d’un maitre d’armes; 1840; роман)
- Госпожа де Шамбле (Мадам де Шамбле) (Madame Chamblay, ou Ainsi soit-il!; 1858; роман)
- Жорж (Georges; 1843; роман)
- Прусский террор (La Terreur prussienne, souvenirs dramatiques; 1867; роман)
- Сын каторжника (Господин Кумб) (Le Fils du forçat, ou Monsieur
- Coumbes, ou Histoire d’un cabanon et d’un chalet; 1859; роман)
- Галлия и Франция (Gaule et France) (1833; очерк)
- Жанна д’ Арк (Жанна девственница)» (Jeanne la pucelle, 1429—1431) (1842; очерк)
- Карл Смелый (Charles le Téméraire) (1857; очерк)
- Дорога в Варенн (La Route de Varennes) (1858; очерк)
- Драма 93-го года» очерк (1858)
- Наполеон (Бонапарт) (Napoléon) (1839; очерк)
- Последний король французов: очерк
- Цезарь: очерк
- Медичи (Les Médicis) (1845; очерк)
- Стюарты (Les Stuarts) (1840; очерк)
- Гарибальдийцы (Mémoires de Garibaldi) (1862; очерк)
- Регентство: очерк
Великие люди в домашнем халате:
- Генрих IV (Henri IV) (1855) очерк
- Людовик XIII и Ришелье (Louis XIII et Richelieu) (1856) очерк
- Людовик XIV и его век (Louis XIV et son siècle) (1844) очерк
- Людовик XV и его двор (Louis XV et sa cour) (1849) очерк
- Людовик XVI и революция: очерк
Преступление и наказание:
- Адская бездна («Le trou de l’enfer») роман (1850)
- Бог располагает («Dieu dispose») роман (1851)
Сотворение и искупление:
- Таинственный доктор («Le Docteur mystérieux») (1870) роман
- Дочь маркиза («La Fille du Marquis») (1870) роман
Ссылки
- Страница в википедии
Источники:
- https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-duma/
- https://biograph.online/aleksandr-dyuma/