Биография Джузеппе Верди
Джузеппе Верди
Джузеппе Верди — великий итальянский композитор. Его музыкальные произведения — это сокровища мирового музыкального искусства, а творчество мастера называют вершиной развития итальянской оперы XIX века. Он сделал вклад в то, чтобы сделать этот жанр таким, каким его знают и сейчас. Благодаря этому композитора помнят и любят спустя более чем столетие после смерти.
Детство и юность
Полное имя композитора — Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Он родился в октябре 1813 года в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе, недалеко от города Буссето. Мальчик воспитывался в семье потомков мелких землевладельцев. Его отец Карло Джузеппе содержал местный трактир, а мать Луиджа Уттини работала пряхой. Для своих родителей сын был не единственным ребенком, позже у них появилась дочь, но она умерла в 17 лет.
Отец Джузеппе делал все, чтобы дать сыну лучшее образование. Уже в четыре года мальчик начал изучать латынь и итальянский язык под руководством деревенского учителя, подрабатывавшего органистом. Заметив музыкальный талант ребенка, тот начал бесплатно давать ему и уроки игры на фортепиано и органе. Чтобы поддержать мальчика, родители купили ему спинет — клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин.
После смерти учителя Верди заменил его в качестве органиста. На тот момент одаренному ребенку было всего восемь лет. Он продолжал совершенствовать мастерство и вскоре привлек внимание местного мецената и главы филармонии Антонио Барецци, который стал покровителем Джузеппе и способствовал его дальнейшему обучению.
В 1823 году родители отдали юного музыканта в школу для мальчиков в Буссето, где он изучал языки, постигал гуманитарные науки и риторику. Вскоре после этого Верди начал брать уроки у церковного капельмейстера Фердинандо Провеси, с помощью которого постигал принципы музыкальной композиции. Вспоминая этот период, Джузеппе писал, что в течение пяти лет написал множество произведений, в том числе марши, симфонии, серенады, кантаты, арии.
Музыка
После окончания школы Верди сосредоточился на занятиях музыкой. В этот период юноша переехал в дом своего покровителя, чтобы давать уроки его дочери Маргарите Барецци. Но он мечтал продолжить собственное образование, что в итоге привело его в Милан.
Верди пытался поступить в Миланскую консерваторию, но получил отказ. Аргументами были недостаточный уровень владения фортепиано и слишком большой возраст: на тот момент музыканту исполнилось 18 лет. Зато позаниматься с Джузеппе согласился Винченцо Лавиньи, который был артистом театра Ла Скала.
Живя в Милане, Верди все больше погружался в светскую жизнь. Он посещал оперные спектакли, концерты, общался с местным бомондом, обзаводясь полезными знакомствами. В 1834 году состоялся его дебют в Ла Скала, где молодой музыкант сыграл на клавесине.
На фоне успеха выступления Джузеппе задумался о написании собственной оперы. Потребовалось еще несколько лет, чтобы произведение удалось поставить на сцене Ла Скала. Оно называлось «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» и было принято публикой с восторгом.
С молодым композитором заключили контракт, по которому он должен был создать еще две оперы. Первая из них, «Король на час», была написана в непростые для Верди времена. В итоге постановка не получила отклика у публики и провалилась. Джузеппе был так разочарован, что заявил о решении бросить писать музыку.
Но спустя 18 месяцев автор все же завершил работу над второй оперой — «Набукко». Она была представлена в Ла Скала в марте 1842 года и имела ошеломительный успех. Всего за четыре месяца постановка была показана 57 раз, а в дальнейшем демонстрировалась на сценах Вены, Барселоны, Парижа и Нью-Йорка.
Имя Верди гремело не только по всей Италии, но и во всем мире. Он стал высокооплачиваемым и востребованным композитором. Но следующие годы после успеха «Набукко» Джузеппе позже описал как период рабства. Он постоянно писал, выпуская в среднем по опере в год.
Уже в 1843 году итальянская публика смогла насладиться постановкой «Ломбардцы в крестовом походе». Позднее опера была представлена в Париже, но для этого Верди пришлось внести изменения в изначальный вариант. В первую очередь он заменил итальянских героев на французских, а во вторую — сменил название на «Иерусалим».
В дальнейшем в послужном списке композитора появились «Эрнани» и «Аттила». Оперу «Макбет» Джузеппе посвятил своему давнему покровителю Антонио Барецци. Но высшую степень признания знаменитости принесла «Риголетто», созданная по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Чтобы добиться возможности увидеть свое творение на сцене, автор вытерпел несколько этапов строгой цензуры. Но в итоге и он, и критики назвали оперу из лучших творений мастера.
С Джузеппиной Верди обрел долгожданное счастье в личной жизни. Жена поддерживала композитора и была его музой вплоть до своей смерти в 1897 году.
Смерть
21 января 1901 года Джузеппе был в Милане. В отеле у него случился инсульт, который в итоге и стал причиной смерти. Его парализовало, однако он продолжал с помощью внутреннего слуха воспринимать партитуры опер «Тоска» и «Богема» Джакомо Пуччини, «Пиковая дама» Петра Чайковского. Мнение по поводу этих произведений так и осталось невысказанным. Каждый день силы покидали великого композитора, и 27 января его не стало.
Похоронили Верди на Монументальном кладбище в Милане. Но через месяц его тело было перезахоронено на территории дома отдыха для пенсионеров-музыкантов, который в свое время он создал.
Память
Память о прославленном итальянском композиторе живет в его произведениях и архивных фото. Напоминают о нем и памятники, установленные в Буссето, Милане, Триесте. В Парме в честь Верди открыт мемориал. В СССР и России Джузеппе посвящали почтовые марки. Его имя носит кратер на Меркурии.
Образ мастера увековечен в книгах, документальных и художественных фильмах. Среди тех, кто изобразил Верди на экранах, — Фоско Джакетти, Рональд Пикап и Пьер Крессуа.
Произведения
- 1839 — «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо»
- 1940 — «Король на час»
- 1845 — «Жанна д’Арк»
- 1846 — «Аттила»
- 1847 — «Макбет»
- 1851 — «Риголетто»
- 1853 — «Трубадур»
- 1853 — «Травиата»
- 1859 — «Бал-маскарад»
- 1861 — «Сила судьбы»
- 1867 — «Дон Карлос»
- 1870 — «Аида»
- 1874 — Реквием
- 1886 — «Отелло»
- 1893 — «Фальстаф»
Интересные факты
- Опера «Травиата», созданная Верди, упоминается в фильме «Красотка».
- Миланская консерватория, куда не приняли на учебу композитора, позже была названа его именем.
- Единственным учеником мастера считается Эмануэле Муцио, который был также его другом и помощником.
- В России Джузеппе прославился благодаря опере «Сила судьбы», которую написал по заказу Каменного театра Санкт-Петербурга.
- Главным соперником Верди называют Рихарда Вагнера, с которым он родился в один год. Творчество композиторов сложно перепутать, но их считают реформаторами оперного искусства. Они были наслышаны о друг друге, но ни разу не встречались. Однако в своих музыкальных произведениях отчасти старались полемизировать друг с другом.
Биография Джузеппе Верди
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 – 27 января 1901) – итальянский композитор, прославившийся на весь мир невероятными по красоте операми и реквиемом. Его считают человеком, благодаря которому итальянская опера смогла полностью оформиться и стать тем, что называют «классикой всех времен».
Детство
Джузеппе Верди родился 10 октября в Ле Ронколе – местности неподалеку от города Буссето Пармской губернии. Так уж вышло, что ребенку очень повезло – он стал одним из немногих людей того времени, которые имели честь родиться во время появления Первой Французской Республики. При этом дата рождения Верди также связана с еще одним событием – рождением в этот же день Рихардо Вагнера, который впоследствии был заклятым врагом композитора и постоянно пытался конкурировать с ним на музыкальном поприще.
Отец Джузеппе был помещиком и содержал большой по тем временам деревенский трактир. Мать была обычной пряхой, которая иногда подрабатывала прачкой и нянькой. Несмотря на то, что Джузеппе был единственным ребенком в семье, жили они очень бедно, как и большинство жителей Ле Ронколе. Конечно, отец имел некоторые связи и был знаком с управляющими других, более известных трактиров, но их хватало разве что на покупку самого необходимого для содержания семьи. Лишь изредка Джузеппе вместе с родителями выбирались в Буссето на ярмарки, которые начинались ранней весной и длились практически до середины лета.
Большую часть детства Верди провел в церкви, где и научился читать и писать. Параллельно он помогал здешним служителям, которые взамен кормили его и даже учили тому, как играть на органе. Именно здесь Джузеппе впервые увидел красивый, огромный и величавый орган – инструмент, который с первой секунды покорил его своим звучанием и заставил навечно влюбиться. К слову, как только сын начал набирать первые ноты на новом инструменте, родители подарили ему спинет. По утверждениям самого композитора, это стало поворотным моментом в его судьбе, а дорогой подарок он сохранил у себя на всю жизнь.
Юность
Во время одной мессы игру Джузеппе на органе слышит богатый торговец Антонио Барецци. Поскольку мужчина за всю свою жизнь повидал множество плохих и хороших музыкантов, он сразу же понимает, что юному мальчику уготована грандиозная судьба. Он верит, что маленький Верди со временем станет персоной, которую будет узнавать каждый, начиная от деревенских жителей и заканчивая правителями стран. Именно Барецци рекомендует Верди закончить обучение в Ле Ронколе и переехать в Буссето, где им сможет заниматься сам директор «Филармонического Общества» Фернандо Провези.
Джузеппе следует совету незнакомца и через некоторое время его талант уже видит сам Провези. Однако параллельно директор понимает, что без должного образования парню не светит ничего, кроме как игра на органе во время месс. Он берется обучать Верди литературе и прививает ему любовь к чтению, за что юный парень невероятно благодарен наставнику. Он увлекается творчеством таких мировых знаменитостей, как Шиллер, Шекспир, Гёте, а роман «Обрученные» (Александр Мадзони) становится его наиболее любимым произведением.
В 18 лет Верди едет в Милан и пытается поступить в музыкальную Консерваторию, но проваливает вступительный экзамен и слышит от учителей, что «не обучен игре настолько хорошо, чтобы претендовать на место в училище». Отчасти парень согласен с их позицией, ведь всё это время он получал лишь несколько частных уроков и еще многого не знает. Он решает ненадолго отвлечься и в течение месяца посещает несколько оперных театров Милана. Атмосфера, царящая на спектаклях, заставляет его изменить мнение о собственной музыкальной карьере. Теперь Верди точно уверен, что хочет быть именно оперным композитором.
Карьера и признание
Первое публичное выступление Верди произошло в 1830 году, когда он, после Милана, приезжает обратно в Буссето. К тому времени парень находится под впечатлением от оперных театров Милана и одновременно полностью опустошен и рассержен тем, что не поступил в Консерваторию. Антонио Барецци, видя смятение композитора, берется самостоятельно устроить его выступление в своем трактире, который по тем временам считался крупнейшим увеселительным заведением города. Публика принимает Джузеппе бурными овациями, что снова вселяет в него уверенность.
После этого Верди в течение 9-ти лет живет в Буссето и выступает в заведениях Барецци. Но в душе он понимает, что признания добьется только в Милане, так как его родной городок слишком мал и не может обеспечить ему широкую публику. Так, в 1839 году он едет в Милан и практически сразу же встречает импресарио театра «Ла Скала» Бартоломео Мерелли, который предлагает талантливому композитору подписать контракт на создание двух опер.
Приняв предложение, Верди в течение двух лет пишет оперы «Король на час» и «Набукко». Второй был впервые поставлен в 1842 году в «Ла Скала». Произведение ждал невероятный успех. За год оно распространилось по миру и было поставлено свыше 65 раз, что позволило ему прочно закрепиться в репертуарах многих известных театров. После «Набукко» мир услышал еще несколько опер композитора, в число которых входили «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани», ставший невероятно популярным в Италии.
Личная жизнь
Еще в то время, когда Верди выступает в заведениях Барецци, у него случается роман с дочерью купца Маргаритой. Попросив благословения у отца, молодые люди женятся. У них рождаются два замечательных ребенка: дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо. Однако совместная жизнь через некоторое время становится для супругов, скорее, обузой, нежели счастьем. Верди в то время принимается за написание своей первой оперы, а жена, видя равнодушие мужа, большую часть времени проводит в заведении отца.
В 1838 году происходит трагедия в семье – от болезни умирает дочь Верди, а через год и сын. Мать, не выдержав столь серьезного потрясения, умирает в 1840 году от длительной и тяжелой болезни. При этом доподлинно неизвестно, как Верди отнесся к потере родных. Согласно мнению одних биографов, это надолго выбило его из колеи и лишило вдохновения, другие склоняются к мнению о том, что композитор был слишком поглощен работой и воспринял новость сравнительно спокойно.
Джузеппе Верди
Джузеппе Верди – великий итальянский композитор, автор 26 опер, реквиема, струнного квартета и нескольких духовных пьес. Вершиной его творчества считаются «Аида», «Отелло», «Фальстаф», «Риголетто».
Маэстро итальянской революции, величайший из композиторов, живших в 19-м веке – именно таким запомнился Джузеппе Верди. Он последний классик в трехвековой истории развития итальянской оперы, именно он сделал ее поистине народным искусством. Его произведения дышат искренностью и вдохновением, они вошли в сокровищницу мирового оперного искусства. Именно ему удалось сделать этот вид искусства таким, каким он дошел до наших дней.
Детство
Родиной будущей гордости итальянской оперы стала небольшая деревушка Ле Ронколе, рядом с городом Буссето. Тогда она территориально относилась к Первой Французской империи, поэтому официально принято считать, что родина Верди — Франция. Именно там 10 октября 1813 года у крестьян Карло Джузеппе Верди и его супруги Луиджи Уттини родился сын, которому суждено было прославиться на весь мир. Полное имя мальчика звучало как Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Отец новорожденного владел местным трактиром, мама трудилась пряхой.
Творческие способности малыша проявились в детские годы, поэтому он получил в дар от родителей свой первый музыкальный инструмент – спинет, чем-то напоминающий клавесин. Мальчик подрос, и его пристроили в деревенскую церковь, где он продолжил заниматься музыкой и впервые сел за орган. Он учился под руководством священника Пьетро Байстрокки.
В возрасте одиннадцати лет он уже справлялся с обязанностями органиста. Во время одной из церковных служб он попался на глаза городскому купцу Антонио Барецци, который предложил мальчишке продолжить обучение у настоящих профессионалов. Сначала Джузеппе поселился в доме купца, который оплатил его занятия с самым лучшим преподавателем, которого можно было найти в городе, потом за средства того же Барецци Верди отправился в Милан, где продолжил шлифовать свое мастерство.
Кроме музыки Джузеппе нравилась и литература, его любимыми авторами стали Шекспир, Данте, Гете, Шиллер.
Музыка
Целью музыканта в Милане была Консерватория, Верди хотел поступить туда учиться, но ему отказали. Причин было две – недостаточный уровень владения игрой на фортепиано и возраст. На тот момент парню уже исполнилось 18, а таких в Консерваторию уже не принимали. Стоит отметить, что в настоящее время консерватория в Милане носит имя прославленного композитора, хотя он там и не учился.
Но Джузеппе не стал опускать руки, он договаривается с частным преподавателем, занимается изучением основ контрапункта. Он бывает на всех оперных спектаклях, концертах, посещает собрания местного бомонда. Именно тогда ему приходит мысль стать театральным композитором.
По окончанию обучения в Милане, начинающий музыкант вернулся в Буссето. Там с помощью того же купца Барецци состоялось его первое выступление, положившее начало творческой биографии талантливого композитора. Концерт прошел с большим успехом, после Верди получает предложение от своего благодетеля и начинает давать уроки музыки его дочери Маргарите. Молодые люди влюбляются друг в друга, их отношения переходят в романтические.
Верди начал свой творческий путь с написания небольших произведений – романсов, маршей. Первым большим произведением композитора стала опера под названием «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», поставленная в миланском театре «Ла Скала». Успех превзошел все ожидания, и с Верди заключили контракт на создание еще 2-х опер. Точно в срок он предоставил заказчику свои произведения «Король на час» и «Набукко».
Первая опера стала провальной, она не понравилась ни зрителям, ни критикам. От второй импресарио решил вообще отказаться, но через два года все же поставил на сцене театра. И не прогадал, опера прошла с невероятным успехом.
За эти два года Верди уже полностью пал духом, провалился «Король на час», он потерял жену и детей, поэтому хотел бросить свои занятия музыкой. Поэтому после премьеры «Набукко» он как будто бы ожил, к тому же его стали считать успешным композитором. Только за один год эту оперу поставили 65 раз, она и сейчас есть в репертуаре многих театров мира.
В те годы карьера композитора переживала настоящий подъем. После успеха «Набукко» появились еще несколько произведений Верди, которые пришлись по душе зрителю – «Ломбардцы в крестовом походе», «Эрнани».
Первую из них продемонстрировали в Париже, хотя композитору и пришлось немного потрудиться над корректировкой первоначального варианта. Во-первых, он заменил всех героев. Если до этого они были итальянцами, то теперь стали французами. Во-вторых, переименовал произведение, и назвал его «Иерусалим».
Однако самым любимым своим творением Верди называл оперу «Риголетто», в основу которой легла пьеса Гюго «Король забавляется». Русскому зрителю эта опера знакома по композиции под названием «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу «Риголетто» ставили практически все мировые театры, за эти годы ее успели увидеть миллионы зрителей, она до сих пор не сходит с афиш. Арии шута Риголетто звучали в исполнении Пласидо Доминго, Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева.
Через два года выходит еще одна прославленная опера великого маэстро – «Травиата», созданная на основе романа Дюма-сына «Дама с камелиями».
В 1871 году к композитору обратился правитель Египта, который попросил его создать произведение для тетра оперы в Каире. 24 декабря 1871 года, прямо в день открытия Суэцкого канала, состоялась премьера нового произведения Верди – «Аида». Любители оперной музыки узнают ее по «Триумфальному маршу».
За всю свою творческую жизнь Верди стал автором двадцати шести опер и реквиема. В то время оперой интересовались все слои населения, поэтому в театре рядом с вельможами можно было встретить и бедняков.
Наверное, по этой причине Верди стал для итальянцев народным композитором. Он писал музыку, понятную для всех, каждый находил в ней что-то свое, для простых людей она звучала, как призыв бороться с несправедливостью устройства мира.
Стоит отметить, что вечным «соперником» Верди в те годы считали Рихарда Вагнера, который был его ровесником. Их творчество спутать невозможно, но оба они внесли свой вклад в реформаторство оперного искусства. Они знали о существовании друг друга, но встретиться им ни разу не довелось. И, тем не менее, их музыкальные произведения больше походили на полемику двух великих композиторов.
Жизнь и творчество Верди нашли отражение в многочисленных книгах и нескольких художественных лентах. Самым удачным проектом можно назвать мини-сериал «Жизнь Джузеппе Верди», снятый режиссером Ренато Кастеллани, представленный на суд зрителя в 1982 году.
Личная жизнь
Первой женой композитора стала Маргарита Барецци, дочь купца, благодаря которому Верди получил музыкальное образование. Они поженились в 1836-м, и вскоре у них родилась дочка Вирджиния Мария Луиза. Девочка прожила всего полтора года и умерла. За месяц до ее смерти супруга родила Джузеппе сына, которого назвали Ицилио Романо, но и он не пережил младенческий возраст. Спустя год не стало любимой жены музыканта – Маргариты. Причиной ее смерти стал энцефалит.
Композитору было всего 26, а он уже успел пережить боль потерь самых родных ему людей. Он живет на съемной квартире рядом с церковью Санта Сабина и старается справиться со своим горем. Именно в этот момент у него созревает решение бросить заниматься музыкой.
Личная жизнь Джузеппе изменилась в 1848 году, когда он встретил итальянскую оперную певицу Джузеппину Стреппони. Целых десять лет их брак был гражданским, их отношения вызывали осуждение тогдашнего общества. Чтобы избавиться от кривотолков, они поженились официально в 1859-м в Женеве. Супругам не хотелось быть предметом обсуждений, поэтому они предпочли себе для жизни уединенную виллу Сант-Агата. Над проектом этого дома работал сам композитор, он ни разу не обратился к архитекторам.
Дом был обычным, настоящим украшением виллы стал сад, с невероятно красивыми цветами и экзотическими деревьями. Композитор растил их сам, и очень любил заниматься этим делом. В этом же саду похоронена его любимая собака, на ее могиле сохранилась надпись, которая гласит: «Памятник моему другу».
Супруга стала для музыканта музой и другом. В 1845-м она лишилась голоса, и решилась уходить из театра. Следуя ее примеру, Верди тоже решил закончить свою карьеру композитора, тем более, что к тому времени у него были и слава и богатство. Но Джузеппина отговорила супруга от этого опрометчивого решения, и после этого он создает одно из самых гениальных своих произведений – «Риголетто». Джузеппина умерла в 1897-м, а до этого она была опорой и надеждой великого музыканта.
Смерть
В январе 1901-го Верди приехал в Милан, поселился в отеле. 21 января его «подкосил» инсульт, Джузеппе почти полностью был парализован. Однако это не помешало ему продолжать изучать партитуры опер. В тот момент перед ним находились две оперы Пуччини – «Тоска» и «Богема», а также одно произведение Чайковского – «Пиковая дама». Однако он так и не успел дать свою рецензию этим операм, с каждым днем он слабел все больше и больше, и умер 27 января 1901 года.
Местом упокоения Джузеппе Верди стало миланское Монументальное кладбище. Однако спустя месяц его останки перенесли в другое место. Когда-то Верди открыл дом отдыха для музыкантов на пенсии, и именно на его территории нашел свой последний приют великий композитор.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/6164-dzhuzeppe-verdi.html
- https://stories-of-success.ru/kompozitor/dzhuzeppe-verdi
- https://biographe.ru/znamenitosti/dzhuzeppe-verdi/