Биография Олега Ефремова

Олег Ефремов

, доктор Айболит и таксист Саша из фильма «Три тополя на Плющихе» — таким запомнили Олега Ефремова коллеги и зрители. Он сыграл около 100 ролей в кино, поставил множество спектаклей и стал родоначальником актерской династии. «Я буду главным режиссером МХАТа», — еще в юности решил Ефремов — и добился этой цели.

Юность и первые театральные опыты

Олег Ефремов родился в Москве 1 октября 1927 года. Первые годы его жизни прошли в большой коммунальной квартире на Арбате. Еще в детстве будущий актер и режиссер увлекся театром: вместе с двоюродным братом Германом Меньшениным он вырезал из бумаги фигурки людей и животных, а потом разыгрывал разные сценки в простых декорациях из подручных материалов.

Отец Олега Ефремова работал бухгалтером в Главном управлении лагерей и мест заключения — ГУЛАГе. По службе ему вместе с женой и сыном пришлось в 1941 году переехать под Воркуту. В поселке Абезь Воркутинского района семья прожила до августа 1943 года. Николаю Ефремову не нравилось, что его 16-летний сын общается с уголовниками, поэтому он решил уйти с работы и вернуться с семьей в Москву ​.

Будучи школьником, Олег Ефремов играл в драмкружке при Доме пионеров на старом Арбате. Руководила кружком Александра Кудашова — ученица театрального режиссера и педагога Михаила Чехова ​

. В то время Ефремов близко общался с Александром Калужским — внуком известного в то время мхатовского актера Василия Лужского. Именно Калужский уговорил друга в 1945 году сдать экзамены в Школу-студию МХАТ ​

. Ефремова приняли с первой попытки на курс к педагогам Михаилу Кедрову и Василию Топоркову.

В 1949 году, получив диплом о высшем образовании, он надеялся попасть во МХАТ. Но в прославленный театр Ефремова не взяли даже на должность статиста. Однако почти сразу же молодого актера пригласили в Центральный детский театр ​

, которым руководила тогда актриса МХАТа Ольга Пыжова. На сцене ЦДТ состоялся актерский дебют Олега Ефремова — он сыграл Володю Чернышева в спектакле «Ее друзья» по произведению драматурга Виктора Розова.

Одновременно актер вел занятия в Школе-студии МХАТ: на его курсе учились Игорь Кваша ​

. В 1955 году Ефремов попробовал себя и в театральной режиссуре — поставил музыкальную комедию «Димка-невидимка». Однако и актерскую деятельность он не оставлял: в том же году в репертуаре ЦДТ появился спектакль молодого режиссера Анатолия Эфроса ​

«В добрый час!», где Ефремов сыграл юношу из Сибири, который приехал учиться в Москву.

Как многие талантливые люди, он с трудом принимал чужие творческие предложения. Во время постановки пьесы «В добрый час!» мы иногда спорили все четыре репетиционных часа. Остальные актеры, так и не начав репетировать, уходили домой, а когда возвращались вечером на спектакль, заставали нас стоящими в той же позе и продолжающими спор.

Анатолий Эфрос

В ЦДТ Олег Ефремов прослужил до 1957 года и за это время исполнил более 20 ролей — Митрофанушку в «Недоросле» ​

, Молчалина в «Горе от ума» ​ , Самозванца в «Борисе Годунове» ​

и других. Постепенно вокруг него объединилась группа молодых актеров — в основном его же студентов. Первоначально объединение называлось «Студия молодых актеров», но вскоре его переименовали в театр-студию «Современник».

«Современник»

Первой постановкой нового театра, которым руководил Олег Ефремов, стал в 1956 году спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители, судя по отзывам, ожидали от молодых актеров большего: «Спектакль замечательный, конечно, но ведь вы показали нам просто хороший МХАТ». Однако Ефремов воспринял подобные высказывания как похвалу: традиции старого МХАТа как раз и были главным его идеалом.

В свое время Олег собрал нас ради единственной идеи: заниматься театром психологическим — таким, в котором будет нерв, мысль, душа. Разумеется, в формах самых различных, но при непременном условии: чтобы за формой не потерялось содержание. И настолько зажег этой идеей, такой мощный дал нам старт, так вдохновленно верил в нас и столь безжалостно был требователен, что этого заряда хватает до сих пор.

Галина Волчек

Уже в 1960 году труппа отправилась на гастроли в Ленинград — завоевывать популярность за пределами Москвы. Следующий год был для актеров «кочевым»: собственного здания у театра еще не было, хранить реквизит и костюмы было негде, постоянно перевозить громоздкие и хрупкие декорации — слишком сложно и дорого. Играли все время на разных площадках. Когда в 1961 году «Современнику» выделили здание на площади Маяковского, актеры сохранили привычки, которым вынужденно следовали на гастролях. Так, в театре не было занавеса, а спектакли оформлялись крайне лаконично.

В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром — из его названия исчезло слово «студия». К этому времени в репертуаре было уже более десятка спектаклей на произведения современных авторов — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца ​

, «Продолжение легенды» и «Два цвета» Анатолия Кузнецова ​

, «По московскому времени» Леонида Зорина и другие. Одним из любимых драматургов Олега Ефремова по-прежнему оставался Виктор Розов: в репертуар «Современника» входили его пьесы «В день свадьбы», «В поисках радости», «Вечно живые».

Искусство театра современно по своей сущности, потому что сегодня оно происходит — вот сию секунду, — его нельзя зафиксировать никаким образом. Это тогда уже будет другое искусство.

Олег Ефремов

Ефремов руководил «Современником» до 1970 года. Последней его постановкой на этой сцене стала чеховская «Чайка» ​

Художественный руководитель МХАТа

Второй шанс попасть во МХАТ представился Олегу Ефремову спустя 21 год: 7 сентября 1970 года его назначили главным режиссером МХАТа. Вслед за ним пришли из «Современника» и некоторые его ученики — Евгений Евстигнеев, Андрей Попов, Александр Калягин ​

. Знаменитый театр переживал тогда не лучшие времена: в труппу входили около 150 артистов, часть из которых вообще не бывала занята в спектаклях, но получала зарплату наравне с часто играющими актерами. Зрители шли во МХАТ неохотно, предпочитая «Таганку» ​

. В развитии театра наступила эпоха застоя.

За первый год работы Ефремов лично поговорил с каждым актером и сделал вывод: «Я понял, что многие мхатчики имеют одну сверхзадачу — сохранить собственный покой». После этого начались реформы: новый художественный руководитель вводил в репертуар пьесы, которые раньше не ставили, учредил «совет старейшин», состоявших из наиболее опытных актеров, старался занять в спектаклях как можно больше артистов. В первых девяти постановках обновленного театра участвовала почти вся труппа.

Главное, к чему стремился Олег Николаевич, — чтобы на сцене был живой человек, а не фигляр, изображающий жизнь, чтобы в театре царила жизнь человеческого духа, как завещал великий Станиславский ​

, верным и неотступным поклонником которого до конца своих дней был сам Ефремов. Актер Вячеслав Невинный ​

В 1971 году Ефремов поставил спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина. Эта постановка еще соответствовала традициям «Современника» — простоте восприятия, иллюзии непосредственного общения со зрителем. Во МХАТе тогда появлялись другие пьесы — острые, злободневные истории из советской жизни. К ним относились произведения драматурга Александра Гельмана, к которым позже обращался Ефремов, — «Обратная связь», «Заседание парткома», «Наедине со всеми».

Не уходила из репертуара и классика — «Чайка», «Дядя Ваня» ​ , «Последние» Максима Горького ​

. Ефремов не боялся экспериментировать с постановками: менял местами эпизоды, смещал акценты, выводил на первый план второстепенных героев. Часто с ним работали приглашенные режиссеры: Анатолий Эфрос ставил во МХАТе «Тартюфа», Лев Додин ​

по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина ​

. Ефремов сотрудничал не только с именитыми театральными деятелями, но и с начинающими режиссерами — Камой Гинкасом, Романом Виктюком ​

, Марком Розовским.

Тем временем в театре назревал раскол. Труппа снова стала слишком многочисленной, Ефремову приходилось ставить множество мелких проходных спектаклей, которые мало интересовали публику, но позволяли занять большую часть актеров. Артисты с небольшой занятостью считали, что их несправедливо оценивают. Для некоторых это стало причиной ухода из театра: так покинули МХАТ Георгий Бурков ​

Постепенно труппа разделилась. Чтобы сгладить конфликт, в 1987 году Олег Ефремов предложил создать два автономных подразделения театра — основной МХАТ в Камергерском переулке и филиал на улице Москвина. Но в результате образовались два независимых друг от друга коллектива: МХТ имени Чехова, руководителем которого остался Ефремов, и МХАТ имени Горького ​

, который возглавила Татьяна Доронина ​

Новые решения Ефремова

Первое время в новом театре Олега Ефремова царила сумятица: слишком трудно оказалось гармонично разделить на две части не только коллектив, но и репертуар. Ефремов отказался ставить проходные, неактуальные спектакли и произведения, которые были ему не интересны, и это вызвало новые протесты в труппе. МХТ имени Чехова покинули Анастасия Вертинская ​

, Екатерина Васильева, Александр Калягин и другие именитые актеры. Большой трагедией стала смерть Иннокентия Смоктуновского ​

в 1994 году.

Найти нового интересного драматурга из современных авторов Ефремову также не удалось, поэтому он сосредоточился на постановках классических произведений. На сцене МХТ имени Чехова шли «Вишневый сад» ​

, «Борис Годунов», «Чайка», некоторые произведения Александра Гельмана и Леонида Зорина из старого репертуара.

Последней постановкой Олега Ефремова стал спектакль «Три сестры» в 1997 году. Он вызвал восторг публики и критиков. Режиссер отступил от привычных канонов этого спектакля: так, финальная сцена, по его задумке, происходила в парке, дома на заднем плане не было видно. «Спектакль о доме, а дома нет, это ведь глубокий пессимизм». — высказалась по этому поводу журналистка из Великобритании. «Это не пессимизм, это жизнь», — ответил ей Ефремов.

Олег Ефремов в кино

В отличие от многих коллег-режиссеров, Олег Ефремов никогда не оставлял актерскую деятельность. Он играл почти во всех спектаклях «Современника», исполнил 14 ролей во МХАТе и МХТ имени Чехова. Параллельно он снимался в кино, хотя поначалу с сомнением относился к этому виду искусства, считая, что такая работа губительна для таланта театрального актера.

Кинокарьера Ефремова началась в 1955 году: он сыграл Алексея Узорова в фильме «Первый эшелон». Это была роль идеального советского человека — комсомольца, примерного советского гражданина. После этого Ефремов не раз перевоплощался в подобных «правильных» героев — чекистов, партийных деятелей, сотрудников уголовного розыска. Сыграл он даже Феликса Дзержинского в фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине».

Однако зрители больше запомнили и полюбили лирические образы Ефремова. В 1965 году он сыграл в «Войне и мире» ​

Федора Долохова — разжалованного офицера, красавца, повесу и любителя зло подшутить над окружающими. Следующей знаменитой ролью стал добрый доктор Айболит из детской сказки «Айболит-66» ​

В 1966 году вышла комедия Эльдара Рязанова ​

В ней Ефремов исполнил роль следователя Максима Подберезовикова, который в свободное от службы время играет в самодеятельном театре, а в кабинете у него вместо портрета Дзержинского висит изображение Станиславского. «С одной стороны, его актерской индивидуальности присущи черты, которые положено иметь следователю, то есть стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо. С другой стороны, в актере присутствовала самоирония, позволявшая ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу», — говорил Рязанов. А годом позже появился фильм «Три тополя на Плющихе», в котором актер сыграл таксиста Сашу.

Коллеги отмечали, что все свои роли Ефремов исполнял естественно и просто, легко вживаясь в образ. В театре он почти не пользовался гримом. Зрители ошибочно считали, что во всех героях-современниках актер просто играет самого себя, однако в кино он так же естественно «вошел» в образ Долохова. Это была собственная художественная традиция Ефремова — играть, практически не играя.

Последней работой Олега Ефремова в кино стал десятисерийный фильм «Чехов и Ко», вышедший в 1998 году. В нем актер исполнил сразу две роли — отца Саввы Жезлова в новелле «Святая простота» и помещика Камышова в истории «На чужбине».

Личная жизнь Олега Ефремова

Олег Ефремов считался человеком привлекательным и влюбчивым. В разное время у него были короткие романы с Анастасией Вертинской, Галиной Волчек, Ириной Мирошниченко ​

, Ниной Дорошиной. Однако ни с кем из них не сложилось семьи.

Первой женой Ефремова стала актриса Лилия Толмачева. Их брак продлился недолго, общих детей не было. Однако и после развода супруги сохранили теплые отношения, даже образовали прочный творческий союз: Ефремов пригласил Толмачеву в «Современник», и вскоре она стала ведущей актрисой.

В 1955 году Ефремов познакомился с 19-летней журналисткой Ириной Мазурук. Официально они брак не заключали, но прожили вместе три года. У них родилась дочь Анастасия, которая стала впоследствии театральным критиком.

Третьей и последней женой Ефремова стала актриса Алла Покровская. Они поженились в 1962 году, и вскоре у супругов родился сын Михаил — будущий актер.

Олег Ефремов умер 24 мая 2000 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Константина Станиславского.

Интересные факты из жизни Олега Ефремова

1. В детстве Олег Ефремов дружил с приемным сыном Михаила Булгакова ​

— Сергеем Шиловским. Актер вспоминал, что часто бывал в доме писателя, но не осознавал всей значимости подобных встреч: «Самого хозяина дома, конечно, не помню, но осталась в памяти атмосфера прекрасной, веселой, интеллигентной семьи… Не имел я тогда никакого понятия ни о «Днях Турбиных», ни о «Мольере», ни о самом главе этого дома… Просто булгаковский дом оказался частью жизни, «предвестием» встречи с Художественным театром».

2. В пьесе «Декабристы» Ефремов играл императора Николая I ​

. Однажды на сцене он оговорился: вместо реплики «Я в ответе за всех!» — произнес: «Я в ответе за свет!». Партнер Ефремова — Евгений Евстигнеев — не растерялся и ответил: «Тогда уж и за газ, ваше величество!»

3. В фильме «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов сначала видел Ефремова в роли главного героя — «благородного вора» Юрия Деточкина. Однако, посмотрев результаты проб, соавтор Рязанова Эмиль Брагинский ​

воскликнул: «Это же волк в овечьей шкуре!» В итоге Ефремов сыграл следователя Подберезовикова, а главную роль отдали Иннокентию Смоктуновскому.

4. Ефремов был влюблен в Нину Дорошину. Несколько раз они расставались, возобновляли отношения, пока, наконец, актрисе не сделал предложение Олег Даль ​

. Оскорбленный Ефремов вызвал Даля на настоящую дуэль ​. К счастью, все закончилось вполне мирно: соперники смогли договориться без применения силы.

Биография Олега Ефремова

Ефремов Олег Николаевич (1927-2000) – знаменитый, невероятно талантливый российский актер и театральный деятель, выдающийся режиссер, преподаватель актерского мастерства. Он создал театр «Современник», почти пятнадцать лет был его художественным руководителем. Возглавлял МХАТ имени Горького и МХТ имени Чехова. В 1976 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР, в 1987 году – Героя Социалистического Труда. Сыграл более семидесяти ролей в кино.

Детство

Олег появился на свет в Москве 1 октября 1927 года. Семья проживала в большой коммунальной квартире на Арбате.

Детские годы Олега прошли в знаменитых арбатских переулках и двориках, где сушили белье на веревках, а с утра ходили точильщики ножей и старьевщики. Дни напролет он проводил с лучшими друзьями – Сашей Калужским (внуком знаменитого советского актера Василия Лужского) и Сергеем Шиловским (приемным сыном писателя Михаила Булгакова). Но тогда Олег не особо интересовался своими взрослыми соседями и только спустя много лет понял, рядом с какими великими личностями проходило его детство.

Мама Олега, Анна Дмитриевна, была красивой, полной и очень доброй женщиной. Замечательная хозяйка, содержавшая дом в абсолютной чистоте и порядке. Она прекрасно готовила, и Олег частенько приводил домой друзей пообедать. Анна Дмитриевна была главой семьи, все держалось на ней.

Олег Ефремов

Отец, Николай Иванович, был человеком немногословным, сдержанным и тихим. Очень интеллигентный мужчина, с глубоким умом и тонким чувством юмора. Олег отца обожал, многое перенял от него.

Школьные годы

В 1935 году Олег пошел в первый класс школы № 9 в Староконюшенном переулке. В классе было сорок человек, в связи с этим на следующий год ребят расформировали, и Ефремов продолжил учебу в школе № 70. Он выделялся среди других учеников, даже одет был по-особенному, ходил не в бесформенных штанах, а в довольно дорогих и модных бриджах. Отличался от остальных учеников сильнейшим духом независимости, для Олега не существовало никаких предрассудков и страхов.

Он постоянно находил для себя занятия, был завсегдатаем в Доме Пионеров. Особенно нравилось Олегу заниматься в историческом кружке, он отлично знал историю Москвы, мог рассказать о любой улице. Когда родители подарили ему на день рождения фотоаппарат «Фотокор», юный Ефремов увлекся фотографией, снимал, проявлял, печатал.

Еще в начальной школе стали заметны его качества лидера, потом неоднократно Олега избирали старостой класса, председателем совета пионерского отряда. Ефремова любили и уважали все – одноклассники и учителя.

Но самым большим увлечением для Олега были сцена и театр. Вместе с двоюродным братом они постоянно устраивали какие-то постановки, делали из бумаги простенькие декорации и кукол. В журнале нашли детскую пьесу и поставили по ней спектакль. С этой постановкой успешно выступили на школьном вечере, после чего были выдвинуты на районный смотр художественной самодеятельности.

Олег Ефремов

Школа-студия МХАТ

После окончания войны друг детства Сашка Калужский уговорил Олега поступать вместе с ним в школу-студию МХАТ. Приемную комиссию обаятельный Ефремов покорил с первого раза и был зачислен в учебное заведение, несмотря на огромный конкурс. Он попал на курс выдающихся советских деятелей кино и театра Василия Топоркова и Михаила Кедрова.

В учение Станиславского молодой Ефремов влюбился настолько сильно, что вместе с однокурсниками дал клятву вечной верности театру. Бесшабашная молодежь даже придумала для пущей серьезности скрепить эту клятву собственной кровью. Ни разу до конца своих дней Олег не нарушил клятву.

Центральный детский театр (ЦДТ)

В 1949 году Ефремов с красным дипломом окончил школу-студию МХАТ. Амбиций ему было не занимать, и в своем дневнике Олег написал, что теперь обязательно станет главным режиссером театра. Но предложения поступить в театральную труппу МХАТ он не получил и воспринял это как катастрофу.

Олег Ефремов

И все-таки Ефремов пришел в искусство, чтобы стать лидером. Пусть небольшими шагами, пусть с маленьких ролей, но он уверенно шел к намеченной в студенческом дневнике цели. Свой путь начал с Центрального детского театра, дебютной была роль Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» по пьесе Владимира Розова. А его первой большой работой стал Иван-дурак в спектакле «Конек-горбунок».

В ЦДТ Олег проработал семь лет, сыграв за это время около двадцати ролей. Когда открывался занавес и в глубине сцены появлялся Ефремов, зритель забывал обо всем. Он завораживал и притягивал зал своим необыкновенным лицом, искренностью, немного странной манерой говорить с легким замедлением и оттяжкой в бас.

В 1955 году его утвердили на должность режиссера, дебютной постановкой была комедия «Димка-невидимка». И сразу после премьеры критики назвали Олега одним из новых лидеров в советской театральной режиссуре. Он встал в один ряд с такими мэтрами, как Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов.

Олег Ефремов

«Современник»

Параллельно с работой в ЦДТ Ефремов преподавал в школе-студии МХАТ. Студенты его боготворили, из них и собралась первая труппа нового театра, которому придумали название «Современник». Такое имя театр полностью оправдывал, затрагивая в своих постановках самые актуальные проблемы. Здесь не было даже занавеса, со зрителем играли честно, ставили спектакли по пьесам Василия Аксенова, Александра Солженицына, Александра Галича. Дебютной постановкой «Современника» в 1956 году стала пьеса В. Розова «Вечно живые».

Ефремов работал в театре режиссером, он же был и ведущим актером, определял стиль и тон. К 1960 году «Современник» набрал такую популярность, что стал известен не только московским театралам.

Труппа начала гастролировать по стране с такими постановками:

  • «Большевики»;
  • «В поисках радости»;
  • «Голый король»;
  • «Продолжение легенды»;
  • «Народовольцы»;
  • «Два цвета»;
  • «Назначение»;
  • «Пять вечеров»;
  • «Декабристы»;
  • «Старшая сестра»;
  • «Традиционный сбор»;
  • «Пятая колонна»;
  • «Всегда в продаже».

Олег Ефремов

Кино

В кино Ефремов дебютировал в 1955 году с ролью комсорга Алексея Узорова в картине «Первый эшелон».

Кинодебют был очень удачным, Олегу постоянно поступали предложения о съемках. Каждый год выходили фильмы с его участием, самые известные из которых:

  • «Три толстяка»;
  • «Вызываем огонь на себя»;
  • «Живые и мертвые»;
  • «Война и мир»;
  • «Звонят, откройте дверь»;
  • «Айболит-66»;
  • «Берегись автомобиля»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Еще раз про любовь»;
  • «Гори, гори, моя звезда»;
  • «Мама вышла замуж»;
  • «Шофер на один рейс»;
  • «Инспектор ГАИ»;
  • «Батальоны просят огня»;
  • «Ширли-мырли».

Олег Ефремов

МХАТ

В 1970 году сбылись пророческие слова Ефремова, которые он написал в своем дневнике, будучи студентом. Ему предложили возглавить МХАТ, и он согласился. В «Современнике» такой поступок восприняли как предательство. Когда он предложил труппе перейти вместе с ним, согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем Олег Николаевич переманил Татьяну Доронину, Иннокентия Смоктуновского и Александра Калягина.

Когда труппа МХАТ стала настолько большой, что на всех актеров не хватало ролей, Ефремов предложил театр разделить. Так он стал художественным руководителем МХТ имени Чехова. Проработал здесь тридцать лет, до самой смерти.

Олег Ефремов

Личная жизнь

Помимо кино и театра у Олега Николаевича была еще одна страсть – женщины. Под его чары попали многие знаменитые актрисы – Нина Дорошина, Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Антонина Елисеева, Ирина Мирошниченко, Ирина Скобцева. Про немой взгляд Ефремова ходили легенды, поговаривали, что ни одна женщина не могла устоять, глядя в его глаза.

Но все романы актера заканчивались также внезапно, как и начинались, потому что ни семью, ни любовные отношения он не ставил на первое место, главной в жизни Ефремова была работа. Иногда он решал остепениться и заводил семью, однако все три брака закончились разводами.

Олег Ефремов


Олег Ефремов с женой Аллой Покровской

Перовой супругой Ефремова была актриса Лилия Толмачева. Вместе они прожили полгода, но смогли сохранить дружеские отношения, Лиля долгое время оставалась одной из ведущих актрис в «Современнике».

Второй брак был гражданским со сценаристом и педагогом ВГИКа Ириной Мазурук. У пары родилась дочь Настя, она получила образование театрального критика, сейчас является Президентом Благотворительного фонда Олега Ефремова. Дочь Насти Оля пошла по дедушкиным стопам и стала актрисой. Ирина Мазурук после расставания с Ефремовым пыталась покончить жизнь самоубийством, но ее спасли.

В 1962 году Олег Николаевич связал себя узами брака третий раз с актрисой Аллой Покровской. В 1963 году у пары родился сын Михаил (сейчас он актер и театральный режиссер, телевизионный ведущий, Заслуженный артист РФ). У Михаила шестеро детей, старший сын Никита продолжил династию Ефремовых и стал актером. Алла Покровская дольше всех других женщин терпела измены мужа. Прожив с Олегом двенадцать лет, она не выдержала и подала на развод.

Олег Ефремов

Смерть

Удивительный человек Олег Ефремов мог одновременно быть закрытым и искренним, деликатным и сложным. Ненавидел интриги и сплетни, говорил всегда то, что думал, был абсолютно незлопамятным. Постоянно окруженный женским вниманием к концу жизни он остался одиноким волком. Последние годы прожил в квартире на Тверской со своим стареньким папой Николаем Ивановичем.

Медики диагностировали у Ефремова рак легких, он поехал на лечение в Париж, строил планы, думал о новой постановке. А 24 мая 2000 года его не стало. Умер тихо и благородно, как будто заснул, в холодных руках осталась пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца»…

Олег Николаевич Ефремов: фото, личная жизнь, рост, причина смерти

Среди любителей кино сегодня довольно известны молодые актеры Никита и Николай Ефремовы. Более искушенная публика в восторге от актерской игры их неподражаемого отца - заслуженного артиста РФ Михаила Ефремова.

К сожалению, не многие молодые зрители знакомы с творчеством основателя этой театральной династии - актером и режиссером по имени Ефремов Олег Николаевич. А между тем именно благодаря его самоотверженному многолетнему труду современный русский театр стал именно таким, каким его знают и ценят.

Семья Олега Ефремова

Родился будущий артист и режиссер в октябре 1927 года в городе Москве. Отец будущего артиста - Николай Иванович Ефремов - работал бухгалтером, поэтому имел довольно педантичный характер и воспитывал сына в строгости. Мама - Анна Дмитриевна Ефремова. Большую часть детства Олег Ефремов провел в коммунальной квартире на Арбате.

«Преступное» детство артиста

У Олега Николаевича с самого детства наблюдалось стремление к творчеству. Только поначалу оно проявлялось в совершении различных преступлений. Дело в том, что его отец получил направление на работу на строительство железной дороги недалеко от Воркуты. Работа была неплохой, и он взял с собой семью. Вот только юный Ефремов в свободное время завел дружбу с заключенными, которые занимались постройкой железной дороги, и вскоре заинтересовался их «забавным ремеслом» и даже попробовал совершить несколько краж.

олег николаевич ефремов

О новом увлечении сына быстро прознал его строгий отец и перевелся обратно в Москву, забрав сына из плохой компании.

Увлечение театром

Вернувшись в столицу, Олег Николаевич Ефремов неожиданно увлекся театром. И не он один, практически все ребята из его дворовой компании «заболели» театром после того, как стали посещать театральный кружок при местном Доме пионеров. Кроме того, благодаря дружбе с сыном легендарного автора «Мастера и Маргариты» и еще несколькими мальчишками - родственниками известных актеров, Олег Ефремов довольно скоро оказался практически своим в театральных кругах.

После окончания школы Олег и все его товарищи по драмкружку подали документы во МХАТ. Но только Ефремову улыбнулась удача, и он поступил.

Учеба Ефремова в Школе-студии МХАТ

Став студентом, Олег Николаевич Ефремов приложил все усилия, чтобы в совершенстве овладеть театральным искусством.

ефремов олег николаевич

Во время учебы он знакомится со взглядами на актерское мастерство Станиславского, становится их приверженцем и сохраняет им верность на протяжении всей своей жизни. В это же время актер ставит перед собой цель – стать главным режиссером МХАТа. Через много лет он все-таки добился этого.

Олег Николаевич Ефремов в Центральном детском театре

В 1949 году актер закончил свою учебу в Школе-студии. Вскоре был принят в Центральный детский театр Ефремов Олег Николаевич. Рост около ста восьмидесяти сантиметров и худоба не помешали ему играть в детских спектаклях и на протяжении целых восьми лет радовать зрителей своим актерским мастерством.

Талант лидера и умение вкладывать душу в каждого персонажа сделали Ефремова любимцем режиссеров, которые предлагали ему в основном главные роли. Одним из первых заметных образов, который воплотил Ефремов Олег Николаевич (фото ниже), стал Иванушка в сказке «Конек-горбунок».

Прославившись как артист, герой статьи стал интересоваться режиссурой. Через шесть лет после прихода в театр он дебютировал в этом амплуа с постановкой спектакля «Димка-невидимка».

Несмотря на то что к Ефремову в театре относились прекрасно, он вскоре решился покинуть это место работы, так как вместе с единомышленниками задумал основать новый театр под названием «Современник».

Ефремов и «Современник»

Будучи ярым приверженцем идеи развития современного русского театра по системе Станиславского, Олег Николаевич Ефремов вместе с другими актерами, разделяющими его взгляды, основал новый театр - «Современник».

Среди основателей «Современника» были близкие друзья Ефремова: Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Игорь Кваша, Галина Волчек и многие другие прогрессивно мыслящие актеры того времени.

ефремов олег николаевич фото

Дебютной постановкой театра стала пьеса «Вечно живые», которая моментально приобрела успех у зрителей. После нее «Современник» стал одним из самых посещаемых театров в Москве.

За годы работы в этом театре, Ефремов поставил множество интересных пьес. Это и «Голый король» Шварца, и «Без креста!» по мотивам произведения Тендрякова, и легендарная пьеса «Сирано де Бержерак», и горячо любимая самим режиссером чеховская «Чайка».

За годы работы в «Современнике» Олег Николаевич Ефремов помог сформироваться как актерам многим талантливым новичкам, превращая их в соавторов пьесы и позволяя вносить свои поправки в роли.

МХАТ – осуществление заветной мечты

Партийное руководство, оценив успехи «Современника», в 1970 году предложило молодому таланту взяться за легендарный МХАТ, который в те годы начал заметно сдавать свои позиции. Несмотря на нежелание артиста и режиссера оставлять свое детище, он все же согласился.

ефремов олег николаевич рост

Однако реальность оказалась не такой привлекательной, как студенческие грезы. Если в «Современнике» коллектив актеров был настоящей семьей, то во МХАТе Ефремов застал настоящий террариум. Довольно скоро он понял причину – слишком много актеров, которые попросту физически не могли быть все задействованы в постановках и поэтому давно уже попросту «отсиживались» за зарплату.

К сожалению, у Олега Николаевича не было полномочий сокращать размер труппы, поэтому он сформировал свою труппу внутри из активных и болеющих за свое дело актеров. С годами он сумел переманить в свой театр Калягина, Смоктуновского, Татьяну Доронину и многих других.

олег николаевич ефремов личная жизнь

Стараниями нового руководителя во МХАТе начали ставиться спектакли на действительно высоком профессиональном уровне.

Несмотря на грандиозные успехи Ефремова в восстановлении былого величия МХАТа, он так и не смог справиться с интригами и разделением на группировки между актерами театра. И в 1987 году тот раскололся.

Последние годы актера

После раскола у Олега Николаевича наконец-то появилась возможность устроить новый театр согласно своим убеждениям. Но из-за непростой ситуации и изменений в системе ценностей общества он так и не смог в полной мере осуществить все свои задумки.

олег николаевич ефремов причина смерти

В начале девяностых Олег Николаевич Ефремов неожиданно для многих довольно сильно охладел к театру и за все девяностые годы поставил всего восемь спектаклей. Последней значимой его постановкой была чеховская пьеса «Три сестры». Эта постановка стала лебединой песней Ефремова и одной из лучших его работ за десятилетие.

В последние годы жил один и сильно болел Олег Николаевич Ефремов. Причина смерти известного актера и талантливого режиссера звучала сухо – затяжная болезнь легких. В действительности болезнь развивалась долго и мучительно. В последние месяцы Ефремов вынужден был использовать кислородную подушку, чтобы нормально дышать. Кроме того, из-за проблем с ногой ему было тяжело передвигаться. Но, несмотря на все эти проблемы, он продолжал работать в театре, не жалея ни себя, ни других.

В апреле 2000-го врачи сообщили ему, что он сможет прожить еще полгода. Обрадованный таким долгим сроком, Олег Николаевич планировал поставить «Сирано де Бержерака», а также подыскивал приемника на свое место в спектакле «Борис Годунов». Но судьба распорядилась иначе, и через месяц, в мае 2000 года, его не стало.

Похоронен Олег Ефремов рядом с почитаемым им Станиславским.

Роли в кино

Не меньше, чем для театра, сделал он и для кино. Начиная с 1955 года актер снялся в более, чем ста кинокартинах. Очевидцы утверждали, что он мог сыграть практически любую роль с одинаковым успехом. Ефремов был и художником из «Гори, гори моя звезда», и добрым доктором Айболитом из фильма «Айболит-66», и Долоховым из «Войны и мира», и влюбленным в театр следователем из «Берегись автомобиля». Все его роли удавались ему одинаково хорошо.

олег николаевич ефремов лилия толмачева

Интересно, что Олег Ефремов снялся вместе со своим сыном Михаилом в фильме «Когда я стану великаном», когда тот был еще подростком, и этот фильм прославил Ефремова-младшего на весь СССР.

Олег Николаевич Ефремов: личная жизнь

Одной из самых обсуждаемых тем, кроме театра, связанных с именем Олега Ефремова, были его взаимоотношения с прекрасным полом.

Несмотря на довольно непритязательною внешность Ефремова, женщины в нем души не чаяли. И он сам также был довольно влюбчивым человеком. На протяжении всей жизни Олега Николаевича ему приписывали романы с разными женщинами, преимущественно актрисами, но никто из окружающих точно не знал, насколько правдивыми были эти слухи.

В первый раз женился в двадцать пять Олег Николаевич Ефремов. Лилия Толмачева – так звали его избранницу. Примечательно, что супруга по совместительству была ведущей актрисой его театра. Несмотря на общую страсть молодых к искусству, этот союз довольно скоро распался. При этом супруги повели себя достойно и продолжали вместе работать, несмотря на разрыв. Лилия Толмачева после еще долгое время была одной из любимейших театральных актрис Ефремова.

олег николаевич ефремов лилия толмачева

После череды мимолетных увлечений следующие серьезные отношения Олег Николаевич смог построить с Ириной Мазурук – актрисой и репортером. Несмотря на то что эта связь так и не была официально оформлена, у влюбленных родилась дочка Настя. Когда девочка подросла, она пошла по материнским стопам и стала театральным критиком. Свою дочку назвала в честь отца - Ольгой. Внучка Олега Николаевича продолжила семейную традицию Ефремовых и стала актрисой.

Широко известно, что некоторое время жили вместе Олег Николаевич Ефремов и Вертинская Анастасия.

олег николаевич ефремов и вертинская

Эта красивая и яркая пара казалась просто идеальной. Воспитанная в состоятельной и почитаемой семье, Анастасия пыталась всеми силами придать Ефремову лоск и научить его держаться соответственно положению. При этом возлюбленный часто помогал ей советом, как актрисе. Однако этот союз просуществовал недолго, так как Ефремов все время пропадал в театре, а Вертинской необходимо было внимание и забота, которой он попросту не мог ей дать. Разочаровавшись в этих отношениях, актриса однажды собрала вещи и ушла.

Третьей супругой Ефремова стала снова актриса «Современника» - Алла Покровская.

олег николаевич ефремов личная жизнь

Их брак оказался самым долгим, и после развода Олег Николаевич Ефремов еще не раз предлагал супруге начать все сначала, однако не сложилось, так как на то время она преподавала театральное искусство за рубежом. У супругов родился сын – знаменитый и любимый многими телезрителями актер Михаил Ефремов.

олег николаевич ефремов личная жизнь

Примечательно, что двое сыновей Михаила (Никита и Николай) тоже пошли по отцовской и дедовской линии и стали актерами.

За свои семьдесят два года жизни Олег Николаевич Ефремов успел сделать необычайно много. Фигурально говоря, если настоящий мужчина за жизнь обязан посадить дерево, вырастить сына и построить дом, то как истинный служитель музы Мельпомены Ефремов создал новый театр, основал актерскую династию и воспитал целую плеяду замечательных артистов.

Олег Ефремов

Олег Ефремов говорил, что покатился бы по наклонной, если бы не стал актером. И, став им, он гипнотизировал публику, не допуская ни грамма фальши. Как режиссер, он реформировал театр, придав этому виду искусства неведомой глубины психологизм.

Ефремов мог быть добрым и чутким, жестким и крайне категоричным, не приемлющим чужого мнения. Даже семье отводилась второстепенная роль. Но каждый, кто сталкивался с Олегом Николаевичем в жизни или профессии, отзывался о нем с благоговением и восхищением.

Детство и юность

Олег Ефремов родился в октябре 1927 года в Москве в русской семье, но версия о еврейской национальности муссировалась постоянно.

«Искать в заметных людях евреев или хотя бы какую-то “евреинку” — это особенность России. Так как интеллигент и еврей — это если не абсолютное равенство, то большое сходство. Поэтому люди, которые никак не могли быть заподозрены в этом, все равно подозревались», — говорил Сергей Юрский, вспоминая о выступлении Олега Николаевича на вечере памяти худрука Московского еврейского театра Соломона Михоэлса.

Родители Анна Дмитриевна и Николай Иванович жили скромно. Детство легендарного актера, режиссера, педагога и основателя театра «Современник» прошло в большой коммуналке на Арбате. Его лучшими друзьями были внук советского артиста Василия Калужского Александр Калужский и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский.

В детстве Олег частенько бывал у Булгаковых дома в Нащокинском переулке, впитывал интеллигентную творческую атмосферу, как губка, даже не подозревая, с каким великим человеком ему повезло общаться. Маленький Ефремов тогда еще ни одной булгаковской книжки не успел прочесть. Но потом, конечно, наверстал упущенное, поставив не одно произведение писателя в театре.

Школьные годы Ефремов провел под Воркутой. Его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь. На Севере школьник познакомился с изнанкой жизни, у него появились сомнительные знакомые. Связавшись с бандитами, сам почти не стал форточником. В одной из драк подросток едва не потерял глаз: после операции зрение так и не восстановилось. Отец, видя, что сын находится в неблагополучной обстановке, срочно вывез семью обратно в столицу.

Олег Ефремов в детстве

Сразу после войны Олег пошел сдавать экзамены в Школу-студию МХАТ. Желающих поступить на актерский факультет было неимоверное количество, но 18-летний юноша, хоть и не красавец, умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза. Ефремову повезло попасть на курс выдающегося театрального режиссера, лауреата четырех Сталинских премий Михаила Кедрова и не менее знаменитого актера и режиссера, лауреата двух Сталинских премий Василия Топоркова.

Со всей юношеской пылкостью первокурсник Ефремов влюбился в систему Константина Сергеевича Станиславского, да так сильно, что вместе с друзьями поклялся ему в вечной верности. Для пущей серьезности будущие актеры скрепили клятву собственной кровью. И Олег Николаевич был ей верен до конца своих дней.

Юноша ушел в учебу с головой, мечтая о МХАТе. В молодости амбициозный студент писал в дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания школы-студии его не взяли туда даже статистом. Это был полный провал. Но Ефремов не отчаялся и поступил на службу в Центральный детский театр.

Театр

В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем артиста, а только живого, настоящего школьника, притом что рост у Олега был отнюдь не детским — 180 см.

Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше двадцати ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.

Олег Ефремов в театре

Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, вскоре стал немоден в театральных кругах, но, верный обещанию, актер нашел себе единомышленников среди учеников Школы-студии МХАТ. Окончив вуз, Ефремов остался в нем преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».

«Современник» полностью оправдывал свое название. Его основателями, помимо Ефремова, были Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев и другие. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли спектакли по произведениям современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и опальный Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.

Ефремов, будучи режиссером «Современника», оставался и его актером, задавал тон и определял стиль театра, а остальные коллеги ему подражали. В 1970 году Олега Николаевича пригласили художественным руководителем во МХАТ. Амбициозная мечта, запечатленная в молодости на бумаге, стала реальностью. Поговаривали, что должность Ефремову досталась не без протекции Екатерины Фурцевой.

Министра культуры не зря называли «железной леди СССР», она лично поручилась перед горкомом партии за человека, которого взяли на карандаш за злоупотребление алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, минимум дважды Ефремов обязан Екатерине Алексеевне своим спасением перед власть имущими.

Правда, реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась. Ефремова позвали в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризисного менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти на новые подмостки, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.

Галина Волчек и Олег Ефремов

Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени А. П. Чехова.

Настоящим ударом для Олега Ефремова стала смерть его близкого друга Иннокентия Смоктуновского. После этого режиссер поставил в МХТ только одну пьесу — «Три сестры». А шесть лет спустя Ефремов ушел вслед за Смоктуновским. Театр находился в этот момент за тысячи километров от него — на гастролях на Тайване. Поклонники таланта великого актера и режиссера принесли ему на прощание столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке невозможно было подойти.

Фильмы

Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, когда сыграл комсорга Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова, снявшего через пару лет всемирно признанный киношедевр «Летят журавли», который получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». После удачного кинодебюта фильмография актера стала пополняться новыми работами ежегодно.

Киногерои Ефремова были разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что артист как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получились у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играл, а жил перед камерой.

Олег Ефремов в молодости

Кстати, Эльдар Рязанов первоначально видел Ефремова в роли Юрия Деточкина, но на кинопробах выяснилось, что выдающийся актер не может скрыть волевой характер, и играть главного героя пригласили Иннокентия Смоктуновского.

Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать музыку к фильму «Три тополя на Плющихе», пока не увидела уже отснятые кадры. Героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова слушал. Актер смотрел так, что его взгляд как будто из глубины души вдохновил Пахмутову написать музыку.

Так появилась одна из самых пронзительных советских песен — «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным моментом в фильме.

Личная жизнь

Олег Ефремов был очень влюбчивым человеком. Друзья шутили, что перед его молчаливым взглядом не может устоять ни одна женщина. Первая любовь настигла будущего актера еще в школе. Ее звали Таня Ростовцева. Она была на два года младше Олега. Пытаясь привлечь внимание дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом роман закончился, не успев начаться. Таня Ростовцева, когда выросла, вышла замуж за Юрия Никулина.

В студенческие годы Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу Школы-студии МХАТ Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.

Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же была старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.

В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.

Нина Дорошина

Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.

Олег Ефремов и Нина Дорошина

С Дорошиной Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одной из таких разлук Нина Михайловна вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.

После расставания

В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой “вечной Ассоль”, что залез к избраннице в номер по балконам.

Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но он так на ней и не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.

После картины «Продлись, продлись очарованье» народная молва женила Олега Николаевича на Ие Саввиной. В фильме Ефремов сыграл директора завода на пенсии, а Саввина — его случайную знакомую.

Брак с Аллой Покровской

Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех — целых 12 лет.

Дети актера

Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.

Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей России с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.

Олег Ефремов и Михаил Ефремов

Ее сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.

Сегодня Анастасия и Михаил — самые близкие люди. Сестра утверждает, что узнает в голосе брата интонации любимого отца, которого всегда считала незыблемой стеной для себя.

Смерть

По словам сценариста и поэтессы Людмилы Петрушевской, в театре все знали, что Олег Николаевич смертельно болен, притом что сам худрук никогда не жаловался. На рабочем месте, дома и в поездках у Ефремова был аппарат, поддерживающий дыхание. Дочь рассказывала, что ни один курс лечения отец не доводил до конца — бросал, как только чувствовал облегчение. И в больнице он не давал спуску окружающим, постоянно работал. За год до смерти артист читал чеховскую повесть «Моя жизнь» для канала АТВ.

Режиссер проекта Григорий Катаев позже поделился впечатлениями:

«Ефремов, являясь главным и единственным центром этой работы, невероятно интересен и загадочен сам по себе. Не деланным внешним выражением, не актерской позой, не “взятой” ролью или умно рассчитанным поведением. Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд».

Олега Николаевича не стало в мае 2000-го. Причина смерти — рак легких. Творческим завещанием Ефремова считается спектакль «Три сестры», но напоследок он успел поставить «Сирано де Бержерака», который до логического конца доводил уже Николай Скорик. Следующие 18 лет бразды правления МХТ имени А. П. Чехова держал в руках Олег Табаков.

Основатель «Современника» похоронен на Новодевичьем кладбище. Могила расположена в так называемом мхатовском некрополе, рядом с Антоном Чеховым, чье имя носит театр, который Ефремов возглавлял, и с Константином Станиславским, чьему искусству он поклонялся.

Фильмография

  • 1963 — «Живые и мертвые»
  • 1966 — «Берегись автомобиля»
  • 1967 — «Три тополя на Плющихе»
  • 1969 — «Мама вышла замуж»
  • 1969 — «Гори, гори, моя звезда»
  • 1970 — «Случай с Полыниным»
  • 1972 — «Здравствуй и прощай»
  • 1977 — «Рудин»
  • 1979 — «Мнимый больной»
  • 1982 — «Инспектор ГАИ»
  • 1985 — «Батальоны просят огня»
  • 1988 — «Полет птицы»
  • 1998 — «Сочинение ко Дню Победы»

Интересные факты

  1. Друзья детства дали Олегу прозвище «лисья мордочка».
  2. В Санкт-Петербурге живет тезка знаменитого артиста, тоже Олег Ефремов. На фото времен 70-х между молодыми коллегами наблюдается некоторое сходство. Творческая биография этого человека сложилась не столь ярко, и тому виной производственная травма: на съемках он получил контузию, с годами стал плохо слышать.
  3. В «Современнике» был утвержден устав, руководствуясь которым сами актеры распределяли зарплаты, участвовали в формировании труппы. Артисты жили одной семьей и даже досуг старались проводить вместе.
  4. Из-за Нины Дорошиной Ефремов вызывал Олега Даля на дуэль. Встреча закончилась мирно. Соперники сумели найти общий язык без применения силы.
  5. В день смерти Олега Николаевича у Михаила Олеговича остановились часы примерно в то время, когда не стало отца.

Источники:

  • https://www.culture.ru/persons/947/oleg-efremov
  • https://stories-of-success.ru/olega-efremova
  • https://fb.ru/article/248608/oleg-nikolaevich-efremov-foto-lichnaya-jizn-rost-prichina-smerti
  • https://24smi.org/celebrity/990-oleg-efremov.html
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.