Махмуд Алисултанович Эсамбаев
Махмуд Эсамбаев
Первое обидное прозвище Скоморох, которым в детстве Махмуда Эсамбаева наделили соседские мальчишки за его увлечение, со временем перекрыли новые, громкие и заслуженные Король танца и Гений танца. Про таких, как он, — с необычайным даром, в течение жизни доведенным до совершенства, — говорят, что они рождаются раз в сто, а то и в тысячу лет.
Детство и юность
15 июля 1924-го в многодетной семье Алисултана и Бикату родился сын Махмуд, с ранних лет страстно полюбивший танцевальное искусство. Позднее в родном чеченском селе Старые Атаги без него не обходилась ни одна свадьба. Однако мужская половина семейства восторга от его способностей не разделяла — не подобает настоящему джигиту заниматься подобным, считали родные.
Но Махмуд не сдавался, терпя насмешки братьев и гнев отца, выражавшийся в побоях, запирании в доме и спрятанной одежде. Поддерживали мальчика только матери — биологическая, а затем и вторая, еврейская, София Михайловна из Одессы, звавшая ребенка Мойше.
«Ее и только ее я всегда называю мамой. Она говорила: “Ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: “Вы видели, как он танцует бразильский или испанский танец?”. О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец”. В те годы, когда не поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: “Как вам разрешили еврейский танец?”. Я отвечал: “Я сам себе разрешил”», — делился воспоминаниями прославленный артист балета.
Окончив 6 классов, подросток гастролировал по республике в труппе цирка-шапито. Существует легенда, что номер юного Эсамбаева увидела сама Любовь Орлова, предрекшая артисту звездное будущее.
Именно там, после ранения ноги осколком снаряда, разорвавшегося возле сцены, прозвучали страшные слова хирурга о том, что о призвании ему нужно забыть. Но в очередной раз Махмуд доказал, что предсказаниям, в которых ему необходимо отказаться от искусства, сбыться не суждено.
В 1943 году перед его невероятной пластикой и талантом не устоял Пятигорский театр, где были предложены не одна роль, а сразу несколько. Маститые артисты уважали своего молодого коллегу, а вот его непокорный характер не всегда радовал начальство, однажды сославшее Эсамбаева в далекий аул на сплав леса. Здесь он чуть не погиб, но все обошлось благодаря стараниям очарованной местной публики и сослуживцев.
Вскоре началась депортация ингушей и чеченцев, унесшая многие человеческие жизни. Верный сын своего народа Эсамбаев, отказавшись от заманчивого предложения остаться, отправился вслед за остальными. Новая страница творческой биографии открылась в Киргизии, где Махмуд сначала преподавал танцы, а затем виртуозно исполнял композиции на сцене местного театра.
Танцы и фильмы
С его появлением киргизская хореография преобразилась, наполнилась национальным колоритом. Помимо этого, артисту доверяли главные партии в ведущих балетах. Танцы народов мира стали визитной карточкой Эсамбаева, упорствовавшего в достижении поставленных целей и доводившего свою технику до совершенства.
В зрительном зале отдельное место неизменно принадлежало матери Махмуда Софии. Как-то раз женщина заметила, что ему, в отличие от других исполнителей, не подносят цветы после выступлений. Узнав у сына, что так делают родственники артистов, она потратила свои сбережения на возможность доставить артисту радость.
С 1957 года Махмуд — солист Чеченской филармонии, а через два года он отправился в Москву и за рубеж, где ему неизменно рукоплескала восхищенная публика. По возвращении он воплотил в жизнь идею создания собственного коллектива, а также программу, где единолично исполнял национальные танцы. Любимым номером после, конечно, лезгинки, стал 9-минутный индийский «Золотой бог», который танцор выучил поистине молниеносно — за 20 дней.
Публика, критики и жюри многочисленных конкурсов сходили с ума по Эсамбаеву. Не остались в стороне и кинорежиссеры, приглашавшие прославленного танцора в собственные фильмы (всего их набралось 13).
Дебют в кинематографе состоялся в 1961 году. Деятель искусств придумал сценарий к телепостановке «В мире танца» и отыграл центральную роль в фильме «Я буду танцевать». Позднее в «Земле Санникова» Махмуд Алисултанович перевоплотился в шамана, способного движениями тела отпугнуть главных героев. Всего за свою насыщенную карьеру танцор воплотил на сцене около 100 балетных и хореографических номеров.
Колоритная внешность кавказской знаменитости не давала покоя противоположному полу. Ямочка на подбородке, осанка и выправка приковывали взгляд, а, как писали восторженные СМИ, о талии в 47 см при росте 182 см и весе 65 кг мечтали, пожалуй, все французские модели.
По окончании активной трудовой деятельности Эсамбаев в течение 35 лет пребывал на посту народного депутата и за это время успел помочь практически каждому обратившемуся к нему, а также хлопотал о строительстве культурных центров. В частности, при содействии Махмуда Алисултановича в Грозном были возведены новые драмтеатр и цирк.
Личная жизнь
В отличие от отца, женившегося 11 раз, Махмуд отличился постоянством в личной жизни. Он выбрал себе единственную любимую женщину, армянку по национальности и доктора по специальности Нину Ханумянц, с которой был знаком с 17 лет. Поначалу «еврейская мама» не одобрила выбор обожаемого сына, но, как только невестка подарила ей внучку Стеллу, в доме поселились любовь и дружба.
По воспоминаниям дочери, мать, как и полагалось верной жене, всегда оставалась в тени знаменитого мужа, незримо оберегала и участвовала в его становлении, оказывая колоссальную поддержку и понимание.
«На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой», — добавляла Стелла Махмудовна.
Смерть
Могила талантливейшего деятеля искусств, чей портрет написал сам Пикассо, организатора благотворительного фонда, обожавшего детей, находится по его завету на Даниловском кладбище. Хотя правительство настаивало на Новодевичьем, возле Галины Улановой и Бориса Брунова.
Память
В честь Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года астрономом Людмилой Черных.
В Грозном именем Махмуда Эсамбаева назван проспект и установлен памятник, открытие которого приурочили к 84-й годовщине деятеля искусств.
В Шатойском районе в южной части Чечни расположен так называемый Эсамбаевский родник — местные жители именуют его подобным образом, потому что артист часто любил здесь останавливаться.
Фильмография
- 1961 — «В мире танца»
- 1962 — «Я буду танцевать»
- 1968 — «Лебединое озеро»
- 1972 — «Вино из одуванчиков»
- 1973 — «Земля Санникова»
- 1975 — «На край света. »
- 1976 — «Пока бьют часы»
- 1976 — «Честное волшебное»
- 1983 — «Приключения маленького Мука»
- 1984 — «Репортаж из бездны»
- 1988 — «Дорога в ад»
- 1994 — «Увертюра»
- 1994 — «Зов предков. Великий Туран»
Награды и звания
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за выдающийся вклад в развитие искусства танца
- Орден Дружбы народов за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность
- Орден Отечественной войны II степени
- Три ордена Трудового Красного Знамени
- Герой Социалистического Труда (орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»)
- Народный артист СССР
- Народный артист Киргизской ССР
- Народный артист РСФСР
Интересные факты
- Отношение к Эсамбаеву властей символизировалось тем, что ему единственному позволили сделать фото на паспорт, не снимая любимой папахи.
- В послужном списке Махмуда Алисултановича фигурируют такие престижные звания, как заслуженный артист РСФСР, народный артист РСФСР и народный артист СССР (в 1957, 1966 и 1974 годах соответственно).
Махмуд Алисултанович Эсамбаев
Махмуд Алисултанович ЭСАМБАЕВ, "Родом из детства", 1997 год.
Один на один 1997 (28.09.1997)
Махмуд Эсамбаев — биография
Махмуд Эсамбаев – прославленный артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, актер. В 1974 году получил звание Народного артиста СССР, в 1984-м стал Героем Социалистического Труда.
Махмуд Эсамбаев относится к тем людям, которых перехвалить невозможно. Он стал гением, которому покорились танцы всех народов мира. Таких танцоров природа рождает раз в тысячу лет, его талант был признан великими хореографами и танцорами – династией Сухишвили, Игорем Моисеевым, Галиной Улановой. Он был участником всех самых значимых в Союзе концертов, праздников и фестивалей, причем везде его встречали как желанного гостя. Всю свою жизнь великий танцор помогал людям, и не ждал за это никакой благодарности. Это он однажды произнес фразу – «доброта спасет мир», и не уставал дарить окружающим теплоту своей души.
Детство
Будущий танцор с мировой известностью родился небольшом чеченском предгорном селении под названием Старые Атаги 15 июля 1924 года в многодетной семье. Родители Алисултан и Бикату Эсамбаевы, обычные крестьяне. Любовь к танцу была у кавказцев в крови, те, которые не овладевали искусством танца, считались неполноценными. Еще в раннем детстве Махмуд отличался особой пластикой движений, такого невероятно музыкального и талантливого танцора еще нужно было поискать. С семи лет он сопровождал отца на свадьбах, и так зажигательно отплясывал, что устоять было невозможно. Всем нравилось мастерство маленького мальчика, только его отец и братья недовольно хмурились, они считали, что чрезмерное увлечение танцем не подобает настоящему джигиту.
Однако Махмуд и не думал сдаваться. Братья по-прежнему насмехались, отец злился, прятал его одежду и запирал на ключ, чтобы мальчик не мог покинуть дом. Поддержку он находил только у матери, как родной, так и мачехи, Софьи Михайловны, еврейки из Одессы. Она звала Махмуда на еврейский лад – Мойше.
Позже Махмуд говорил, что именно Софью Михайловну он считает настоящей мамой, что он состоялся, как артист исключительно благодаря ее поддержке. И когда отец снова женился (всего у него было 11 браков), то Махмуд остался жить с мачехой. В те времена, когда еврейское искусство находилось под негласным запретом, Эсамбаев танцевал еврейский танец. На вопрос, как ему разрешили включить его в свой репертуар, он отвечал, что он ни у кого не спрашивал, сам себе разрешил.
После 6-го класса он познакомился с бродячим цирком-шапито, и отправился вместе с ним гастролировать по стране. Поговаривают, что выступление молодого танцора оценила Любовь Орлова, побывавшая в Грозном в те годы. Именно она сказала, что мальчик достигнет больших высот в этом виде искусства.
В 1943-1944-м годах служил в Пятигорском театре музыкальной комедии. Талантливому танцору предложили сразу несколько ролей, Махмуд пользовался уважением не только коллег, но и режиссеров. Но из-за своего непокорного характера часто попадал в серьезные переделки. Один раз ему даже пришлось побывать в далеком ауле и заниматься сплавом леса, где он едва не погиб. Его спасли местные жители и сослуживцы.
В том же 1944 году по приказу Сталина началось принудительное переселение чеченцев и ингушей в Киргизию. Эсамбаеву разрешили остаться дома, но он наотрез отказался, и добровольно отправился в депортацию. Он стал руководителем кружка народного танца и учил бальным танцам жителей поселка Ак-Тюз в Кеминском районе Киргизии. С 1946-го по 1956-й годы Эсамбаев служил в Киргизском театре оперы и балета в городе Фрунзе, стал исполнителем главных партий в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».
Танцы и фильмы
Появление Эсамбаева внесло большие перемены в киргизскую хореографию, в ней появился национальный колорит. Кроме главных партий в самых популярных балетах, Махмуд исполнял танцы многих наров мира, которые впоследствии стали его своеобразной визитной карточкой. Техника исполнения талантливого танцора совершенствовалась с каждым годом, становилась все более утонченной.
На каждый концерт приемного сына приходила Софья Михайловна, для нее всегда выделялось отдельное место. Она видела, что Махмуд танцует лучше всех, но ему почему-то не дарят цветов, как остальным артистам. Она спросила у него, и узнала, что цветы приносят не просто зрители, а родственники артистов. В один из дней Софья преподнесла цветы своему любимому сыну, спокойно расставшись со всеми своими сбережениями.
Позже Эсамбаев вспоминал, что после одного из концертов ему вручили цветы, но он точно знал, что мама не могла, ведь она на тот момент сильно заболела и не поднималась с постели. Когда он пришел домой с букетом, женщина сказала, что вот и пришла к нему настоящая популярность, зрители поняли, что ее мальчик заслужил цветы, и начали сами их носить.
В 1957 году Эсамбаев перешел в Чеченскую филармонию, его приняли солистом. Спустя два года он уехал в Москву, потом на гастроли за границу, срывая аплодисменты восторженной публики. Вернувшись домой, Эсамбаев принялся создавать собственный танцевальный коллектив, занялся программой, в которую вошли национальные танцы в его исполнении.
Любимый номер артиста – лезгинка, потом он осилил индийский танец «Золотой бог» продолжительностью 9 минут. Чтобы в совершенстве овладеть эти танцем, Махмуду понадобилось всего 20 дней.
Эсамбаев сводил с ума не только зрителей, но и критиков вместе с членами жюри всевозможных конкурсов. Нравился он и режиссерам художественного кино, которые наперебой звали прославленного артиста сниматься в их проектах. Кинематографическая биография Махмуда началась в 1961-м, с картины под названием «В мире танца». В ленте «Земля Санникова» 1973 года ему досталась роль шамана, цель которого, как можно сильнее испугать ключевых персонажей. Всего в фильмографии танцора 13 картин.
Девушки сходили по нему с ума. Высокий (182 см), стройный (65 кг), с талией-мечтой любой модели 47 см, с гордо осанкой и выправкой, он был желанным мужчиной для многих представительниц прекрасного пола.
На протяжении тридцати пяти лет Махмуд Эсамбаев избирался в Верховный Совет, и в качестве депутата пытался помочь всем, кто к нему обращался. При его активном участии строились культурные центры по всей стране.
Личная жизнь
Махмуд не последовал примеру своего отца, имевшего 11 жен. Он устроил свою личную жизнь один раз и навсегда. Избранницей выдающегося танцора стала доктор Нина Ханумянц, которую он знал с юных лет. Нина была армянкой, и «еврейской маме» не очень нравилась. Но после того, как она стала бабушкой очаровательной девочки по имении Стелла, Софья Михайловна растаяла, они зажили одной веселой и дружной семьей.
Дочь потом вспоминала, что мама никогда не была публичной персоной, держалась в тени прославленного супруга, но, тем не менее, активно участвуя в его жизни. Именно она поддерживала все его начинания и идеи, выслушивала и понимала. Она умела безумно радоваться успехам мужа, вовремя подбодрить, найти какие-то нужные слова, быть не просто женой, а и надежным другом. А еще Нина стала потрясающей мамой для своей дочери.
Власти очень ценили Махмуда Эсамбаева. Об истинном отношении к нему говорит то обстоятельство, что танцор единственный в СССР сфотографирован на паспорт в папахе, ему разрешили ее не снимать.
Смерть
Величайший из танцоров 20-го века завещал, чтобы его похоронили на Даниловском мусульманском кладбище, и волю покойного исполнили в точности. Хотя руководство страны предлагало вдове похоронить супруга рядом с Галиной Улановой и Борисом Бруновым на Новодевичьем кладбище столицы.
За всю свою долгую творческую жизнь танцор получил множество самых разных званий и почетных наград. Он стал Народным артистом СССР, РСФСР, Киргизской ССР, Героем Социалистического Труда, награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени, орденом Дружбы народов и орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Имя Махмуда Эсамбаева присвоено астероиду 4195, который открыл Л.Черных 19 сентября 1982 года.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/26437-makhmud-esambaev.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/mahmud-esambaev/