5 историй из биографии Евгения Евстигнеева

Евгений Александрович Евстигнеев

Актера Евгения Евстигнеева можно считать настоящим человеком-эпохой в театре и кинематографе. Он прожил не очень длинную, но такую насыщенную жизнь, что ему можно просто по-человечески позавидовать. Его фильмография состоит из сотни ролей в картинах самых разных жанров, и ролей в театре не меньше. Одним он полюбился как серьезный персонаж, другие видят в нем неподражаемого комика или драматического героя. Но в любом случае, актер Евгений Евстигнеев не оставляет равнодушным никого.

Впервые имя Евгения Евстигнеева зазвучало после выхода картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Это была лишь вторая работа в биографии актера, но именно она стала настоящим стартом его творческого пути в кинематографе.

Детство

Родился Евгений Евстигнеев 09 октября 1926 года в старинном русском городе Нижний Новгород. Его родители были простыми рабочими, совершенно далекими от искусства. Отца звали Александром Михайловичем, он работал металлургом и был старше своей жены на 20 лет. Маму звали Мария Ивановна, она трудилась на том же заводе, в качестве фрезеровщицы. Женя был поздним ребенком, когда он родился, маме было уже 32 года. У отца уже был старший сын от первого брака, а у мамы Евгений первенец.

Евгений Евстигнеев в детстве с матерью

Несмотря на пролетарское происхождение, Женя очень рано начал проявлять интерес к миру искусства. Он занимался музыкой, причем обнаружилось, что у мальчика идеальный слух, играл на разных инструментах, причем был самоучкой. Но у родителей не было особых возможностей баловать сына, поэтому он занимался музыкой только тогда, когда выпадала свободная минутка.

Жене исполнилось всего шесть лет, когда он остался без отца. Они с мамой остались одни, без помощи и поддержки, поэтому ей приходилось работать в две смены, чтобы обеспечить более-менее нормальное материальное положение себе и сыну. Через некоторое время Мария встретила хорошего человека и стала его женой. Жизнь потихоньку начала налаживаться. Евгений закончил семилетку и пошел работать на завод, где его взяли электромонтером. Для повышения квалификации нужны были знания, поэтому смышленый парень стал студентом дизелестроительного техникума.

Юность

Евгений успевал по всем предметам, был среди лучших студентов. Ему нравилось учиться, и он даже не думал, что придется бросать учебу. Но случилось несчастье – отчим трагически погиб, и Жене пришлось идти работать. Его с распростертыми объятиями встретили на заводе «Красная Этна», ведь там тоже нужны были грамотные рабочие. Так в качестве слесаря он и трудился там в течение четырех лет.

Путь в искусство

Наверное где-то в небесной канцелярии каждому из нас отведено определенное место в жизни и у каждого своя судьба, которую не обойдешь. Не иначе, как провидением можно назвать случай, который перевернул всю жизнь молодого слесаря и сделал из него гениального актера. Помогло серьезное увлечение музыкой, которое Женя не бросал. У него даже были определенные успехи на этом поприще. Женя виртуозно играл на гитаре, рояле и ударных. В свободное время он выступал с джаз-оркестром на разных концертных площадках Нижнего. О молодом таланте заговорили, и однажды на их концерт пришел Виталий Лебский, который в то время был директором в Горьковском театральном училище. Ему очень понравилось виртуозное выступление парня, он понял, что перед ним настоящий самородок. Именно он посоветовал Евгению стать актером, оставил свои координаты и пригласил к себе на пробы.

Евгений Александрович Евстигнеев

Евгений решил попробовать счастья и отправился по указанному адресу. Преподаватель оказался строгим, но справедливым, прослушал выученную басню и поздравил парня с зачислением в Горьковское театральное училище. Евгению не пришлось сдавать экзамены строгой приемной комиссии, да и учебный год уже начался – протекции директора оказалось достаточно, чтобы талантливый парень оказался среди студентов этого учебного заведения. Талант актера в Евстигнееве раскрылся буквально после начала занятий, поэтому даже скептики больше не судачили о его льготном поступлении.

После получения диплома Евгений получил назначение во Владимирский областной драмтеатр им.Луначарского. Он проработал там 3 года, но всегда чувствовал, что ему не хватает образования. Это ощущение и привело молодого актера в столицу, где он вскоре снова стал студентом, на этот раз выбрав Школу-студию МХАТ. Он так очаровал приемную комиссию, что сразу стал студентом второго курса этого театрального вуза.

В 1956-м Евстигнеев получил диплом о втором высшем театральном образовании. Его руководителем был П.Массальский, а однокурсниками будущие прославленные артисты — Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Галина Волчек.

Театральные подмостки

В 1955-м Евстигнеев вместе с бывшими сокурсниками организовали свой театр под названием «Студия молодых актеров», который в 1957-м стал называться «Современник». В том же году Евгений вошел в его труппу. Дебютной работой талантливого актера стала постановка «Вечно живые», в которой он стал Черновым.

Этому театру Евстигнеев отдал пятнадцать лет, но главных ролей ему почти не предлагали. У Евгения были персонажи второго плана, но зато яркие, самобытные, которых зритель запоминал еще на премьере. Критики считали самой лучшей работой актера постановку «Голый король», где Евстигнеев стал Королем, показав поклонникам всю многогранность своего таланта. Одной из последних ролей на сцене «Современника» стал Дорн в спектакле «Чайка» по Чехову.

Евгений Евстигнеев в театре

В 1971-м из театра ушел лучший друг Евгения – актер Олег Ефремов, вместе с которым покинула сцену почти вся труппа, в том числе и Евстигнеев. Они перешли во МХАТ.

Дебютной работой в новом театре стала постановка «Валентин и Валентина», где Евгений стал Володей. Театралы столицы спешили раскупить билеты на все спектакли этого театра, поэтому все постановки проходили при полных залах.

В 1980-м здоровье актера Евстигнеева первый раз напомнило о себе – у него случился первый инфаркт. Положение было очень серьезным, и врачи порекомендовали исключить театральную деятельность и всерьез заняться лечением. Прошел год и Евгений снова включился в бешеный ритм театральной жизни. В 1990-м он задействован в постановках Театра Антона Чехова, в 1991-м отдает свой творческий потенциал АРТели АРТистов.

За всю свою театральную жизнь Евстигнеев сыграл свыше сотни ролей на сцене, которые оценили критики и полюбили театралы. Но наступил момент, когда пошатнувшееся здоровье вынудило актера уйти со сцены.

Фильмы

В кинематограф Евгений Евстигнеев пришел уже опытным актером, за плечами которого были многочисленные постановки в театре. Он дебютировал в ленте «Поединок», в которой ему предстояло стать офицером. Шел 1957-й год. Ему понравилось сниматься, но слишком плотным был его график в театре, поэтому на кинематограф времени почти не оставалось. По этой причине в 50-е и 60-е годы актера почти не снимали. Настоящим рывком вперед стала картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где Евгений стал товарищем Дыниным.

Евгений Александрович Евстигнеев

В 1965 году Евстигнееву предложили главную роль в картине «Гиперболоид инженера Гарина». Так он стал Петром Гариным. Картина была снята в жанре научной фантастики и отмечена почетной премией Итальянского фестиваля.

До 80-х Евстигнеев успел сняться в картинах, которые стали лучшими во времена Советского Союза. Это был «Золотой теленок», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «По семейным обстоятельствам».

Отдельным фрагментом в биографии великого актера стоят комедии, снятые популярным режиссером Эльдаром Рязановым. В картинах «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России» актер сыграл роли второго плана, но они были характерными и очень запоминающимися.

Евгений Александрович Евстигнеев

В1983-м Евстигнеева пригласили на съемки музыкальной картины «Мы из джаза». Поклонником джазовой музыки он был с ранних лет, поэтому с радостью согласился. Актер мог часами слушать джазовые композиции, у него была приличная коллекция пластинок, которые он либо привозил с заграничных гастролей, либо покупал с рук, не жалея никаких денег. Евстигнеев мог целый вечер наслаждаться джазовой музыкой в исполнении Ф.Синатры, Д.Эллингтона, Л.Армстронга. Джаз сопровождал его везде, особенно за рулем собственного автомобиля.

В 1985-м режиссер К.Шахназаров снял музыкальный фильм «Зимний вечер в Гаграх», в котором предложил Евстигнееву стать Алексеем Бегловым – мастером бить чечетку. Картина снята на основе реальных событий, образ, воплощенный актером на экране реально существовал. Это был прославленный мастер-чечеточник А.А.Быстров, который выступал в сопровождении московского джазового оркестра Эдди Рознера.

Евгений Александрович Евстигнеев

Самой успешной работой в творческой биографии актера стала картина «Собачье сердце», где Евстигнеев стал профессором Преображенским. Для участия в пробах пригласили больше десяти мэтров советского кинематографа, но режиссер фильма В.Бортко отдал роль именно Евстигнееву. Этот фильм пополнил копилку шедевров отечественного кино, работа Евстигнеева отмечена Государственной премией РСФСР.

В 1991-м Евгения Евстигнеева пригласили на съемочную площадку сериала «Гардемарины, вперед!», режиссера Светланой Дружининой. Любимый актер стал Бесстужевым. Потом была новая работа – мелодрама «Ночные забавы», режиссеров Краснопольского и Ускова, в котором можно насладиться игрой и других известных актеров – Ирины Алферовой, А.Филозова, Валентина Гафта.

Евгений Александрович Евстигнеев

Последней работой Евстигнеева в кино стала картина «Ермак», которую актер уже не увидел. В этой ленте он сыграл самого Ивана Грозного, но озвучивать роль пришлось другому актеру – С.Арцибашеву.

Личная жизнь

В личной жизни Евгения Евстигнеева было много женщин, влюбленностей и три официальных брака. Первый раз актер женился на своей однокурснице Галине Волчек. Девушка была окружена поклонниками и не сразу обратила внимание на чувства неказистого молодого человека. Они поженились в 1955-м и прожили десять лет. В 1961-м они стали счастливыми родителями сына Дениса. Он продолжил династию Евстигнеевых и тоже имеет отношение к кино — он стал успешным режиссером и продюсером.

Второй женой Евгения стала актриса Лилия Журкина, с которой он познакомился в «Современнике». Она была молода и красива, разница в возрасте одиннадцать лет не пугала влюбленных. После того, как они поженились, Лилии пришлось бросить «Современник», чтобы не сталкиваться с первой женой своего мужа – Галиной Волчек. В 1968-м в семье родилась дочка Мария. Девушка тоже связала свою жизнь со сценой – она работает в «Современнике» и замужем за актером Максимом Разуваемым.

Свадьба - Евгений Евстигнеев с женой

Поначалу их жизнь складывалась очень хорошо, но вскоре жена начала болеть, у нее появились проблемы неврологического характера, к тому же она начала пить. Евгений пытался лечить любимую жену, менял врачей и клиники, но успехи были равны нулю. Лилия умерла в возрасте 48-ми лет, и это стало причиной второго инфаркта у Евстигнеева.

Евгений недолго пребывал в статусе одинокого вдовца. Прошло меньше года, и он встретил свою третью жену. На этот раз ею стала Ирина Цывина, которая была моложе Евгения на 37 лет. Ей было всего 22, ему – 59. Все друзья и коллеги немного завидовали Евгению, когда видели его счастливое лицо. Но браку был отмерен короткий срок – всего шесть лет. Они очень хотели сына, но первая попытка закончилась неудачно. А для второй у них уже не было времени. После смерти Евстигнеева Ирина вышла замуж, родила сына и назвала его Женей – такова была последняя просьба актера перед смертью.

Смерть

Два инфаркта, перенесенные в разные годы, сказались на работе сердца. В 1992-м году актеру стало совсем плохо, и он решился лечь в Лондонскую клинику на операцию. Ему очень хотелось быть здоровым, ведь впереди еще было много планов в творческой и личной жизни. Благодаря министру культуры Николай Губенко даже были выделены средства на проведение операции, которая должна была состояться 05.03.1992 года. Ему не хватило одного дня, чтобы дождаться операции – у актера случился сердечный приступ накануне, 4 марта, который и привел к смерти.

Могила Евгения Евстигнеева

На самолете тело Евгения Евстигнеева доставили в столицу. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище.

Избранная фильмография

  • 1957 — Поединок
  • 1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
  • 1969 — Зигзаг удачи
  • 1971 — Старики-разбойники
  • 1975 — Вкус халвы
  • 1976 — Легенда о Тиле
  • 1980 — Старый Новый год
  • 1987 — Гардемарины, вперёд!
  • 1988 Собачье сердце
  • 1990 — Яма
  • 1996 — Ермак (Закончен после смерти)

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

5 историй из биографии Евгения Евстигнеева

5 историй из биографии Евгения Евстигнеева

4 марта 1992 года умер выдающийся советский актёр театра и кино Евгений Александрович Евстигнеев.

"Как ни скажет - всё хорошо, как ни сделает - всё точно. И вообще, с таким голосом, с такой внешностью – всегда у него всё было смешно и хорошо", - вспоминал о Евстигнееве Сергей Юрский. Режиссёры буквально становились в очередь, приглашая его на съёмки в таких картинах, как "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён", "Золотой телёнок", "Берегись автомобиля", "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Зимний вечер в Гаграх", "Собачье сердце" и многих других - всего Евгений Александрович сыграл более чем в ста фильмах. Сам Евстигнеев говорил о себе так: "Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлётов или провалов. Работал, двигался. Я - характерный актёр, потому и роли играл разные, преимущественно не главные. Считаю, что актёр должен уметь и хотеть играть всё - то есть, как профессионал я должен уметь и хотеть играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос - надо ли актёру давать играть всё, что он ни пожелает? Но уметь он обязан". Евгений Евстигнеев появился на свет 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. До войны он успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. После этого он год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать - днём он работал фрезеровщиком на Горьковском заводе, а по вечерам играл в джазовом ансамбле в фойе местного кинотеатра. На один из таких вечеров пришёл педагог театрального горьковского училища и, увидев Евстигнеева за ударной установкой, немедленно предложил ему стать актёром. После того, как Евгений закончил училище, ему пришлось переехать во Владимир, где он стал одним из первых артистов. Но несмотря на то, что владимирская публика кричала "браво" при одном только его выходе на сцену, молодой актёр решил бросить всё и поступить в знаменитую школу-студию МХАТ. Как только Евстигнеев сыграл в первом студенческом спектакле, все поняли, что перед ними гений. "На сцене "Современника" я играл с ним одиннадцать лет, но знал его гораздо дольше. Мы – однокурсники,- Я учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ, когда к нам неожиданно поступил уже состоявшийся, поигравший в провинции актёр. Он был на 10 лет старше меня. Не знаю, как сейчас, но тогда студенты сидели на вступительных экзаменах. Нам было интересно, кто к нам приходит. И сразу стало ясно, что перед нами нечто удивительное, чудо какое-то", - писал Михаил Козаков. В самом начале своей кинокарьеры Евстигнеев играл в основном небольшие роли. Не случайно одно время его даже называли "королём эпизода". "Откуда он это доставал? Из какого загашника, - из каких жизненных впечатлений, но всегда в этом была какая-то и неожиданность, и такая вкусная вещь! (. ) Может быть вообще, он самый талантливый актер, которого я знал", - говорил Игорь Кваша. Евстигнеев обладал уникальной способностью – небольшое жизненное наблюдение он умел превратить в целую роль. Режиссёры сразу подметили его великолепное умение делать ярким и запоминающимся даже небольшой, эпизодический отрывок. В театре он почти сразу стал настоящим "королём сцены". И не просто в театре, а в самом популярном и модном на то время "Современнике". Первую свою значительную роль в "Современнике" Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле "Голый король" по пьесе Евгения Шварца, что принесло ему популярность в кругах театралов. Настоящая же всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году - после того, как он исполнил роль директора пионерлагеря Дынина в фильме Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён". С 1965 по 1966 год артист снялся сразу в девяти фильмах, самым известным из которых стала лирическая комедия Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966). В конце 1960-х годов творческая жизнь Евстигнеева была насыщена до предела. В период с 1967 по 1970 год в театре у него появилось шесть новых ролей: от Александра II в "Народовольцах" до Луначарского в "Большевиках". В кино ролей было ещё больше: "Золотой телёнок" (1968), "Зигзаг удачи" (1968), "Странные люди", (1969), "Старики-разбойники" (1970). Последней ролью Евстигнеева в "Современнике" был Дорн в "Чайке" (1970). Год спустя он вслед за Олегом Ефремовым перёшел в труппу МХАТа. Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле "Валентин и Валентина". В 1980-е годы он снялся в 24 картинах, среди которых "Мы из джаза" (1983), "И жизнь, и слёзы, и любовь. " (1984), "Зимний вечер в Гаграх" (1985), "Гардемарины, вперёд!" (1987), "Город Зеро" (1988). Настоящим успехом стала главная роль в фильме Владимира Бортко "Собачье сердце", где он сыграл профессора Преображенского. В отличие от кино, в театре дела у него обстояли не слишком хорошо. В период 1980-1988 годов у него на сцене МХАТа состоялись только пять новых ролей. После второго инфаркта, который случился у Евстигнеева в 1988 году, он попросил главного режиссера МХАТа Ефремова оставить его на год доигрывать только старые спектакли, не репетировать ничего нового. Олег Николаевич повёл себя неожиданно: "У нас же театр, производство - если тебе трудно, то надо уходить на пенсию". Артиста это сильно задело и он на самом деле ушёл на пенсию. Евстигнеев продолжал играть старые роли на сцене МХАТа, однако ни одной новой после того разговора с Ефремовым больше не сыграл. Его смерть стала для всех трагической неожиданностью. Евстигнеев вместе с женой прилетел в Лондон, где ему должны были сделать операцию на сердце. Накануне операции, соблюдая необходимые правила, врач ему сообщил следующее: "Я ознакомился с вашей историей болезни, завтра мы будем вас оперировать, но у нас принято предупреждать пациента о возможных последствиях операции. Вот ваше сердце - он нарисовал, - в нем четыре сосуда. Три из них забиты, а четвертый забит на девяносто процентов. Ваше сердце работает только потому, что в одном сосуде есть десять процентов отверстия. Вы умрёте в любом случае, сделаете операцию или нет!" Через пять минут Евстигнеева не стало. На этот раз сила его воображения сыграла с ним злую шутку - в течение нескольких минут он представил и пережил свою смерть. "В моей жизни - зрительской, профессиональной, да и просто человеческой, Женя Евстигнеев занимал столь существенное место, что, когда он умер, мне показалось, будто и часть меня ушла вместе с ним. Он был всенародно любимым артистом. Он был великим русским актёром. По-настоящему великим. Он прожил длинную, хотя, конечно, не такую длинную, как мне и нам хотелось бы, жизнь", - написал о нём его друг Олег Табаков. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько занимательных историй из театральной жизни мастера сцены. 1. По рассказам друзей, единственным профессиональным недостатком актёра было то, что ему всегда с трудом давалось запоминание текста. Однажды Евстигнеев должен был появиться на сцене в ключевом, поворотном моменте спектакля, и его реплика была настолько важной, что без нее дальнейшее действие не могло развиваться. Евгений Александрович вышел, замер на сцене и внезапно замолчал, припоминая слова. Слова не вспоминались. Ничуть не смутившись, Евстигнеев повернулся к стоявшим на заднем плане актёрам и со своей неповторимой интонацией произнёс: "Что же вы молчите?" Несмотря на нервное напряжение, среди актёров послышался смех, а половина из них потихоньку скрылась за кулисами. Евстигнеев медленно прошелся по сцене, как бы о чём-то размышляя, повернулся к тем, кто остался, и снова спросил: "Вы, что же, так и будете молчать?" Партнёры по спектаклю, едва сдерживаясь, чтобы не расхохотаться, не придумав ничего лучшего, оставили Евстигнеева одного. Он ещё раз задумчиво прошёлся по сцене, а после произнёс: "Ну раз все ушли, то и я уйду!". И ушёл за кулисы. 2. Уже работая актёром во владимирском театре, при поступлении в студию МХАТ, с Евстигнеевым произошёл случай, о котором рассказала Галина Волчек: "Встав уверенно посреди зала и тяжёлым взглядом пронзив комиссию из трёх человек, низким голосом произнес: "Шекспир. Монолог Брута". Он собрался, была напряженная пауза, раздвинув руки так, как в его представлении сделал бы прославленный трагик, сообщил: "Римляне, сограждане, друзья!" Глаза наполнились слезами, казалось, дальше он наберёт невероятную силу драматизма, но вместо слов Шекспира комиссия услышала в этой же трагической интонации, со столь же выразительным глазом: "Извините, забыл!" И несмотря на то, что, кроме первой фразы известного монолога, комиссия так ничего больше и не услышала, Евстигнеев был принят". 3. Евстигнеев никогда не упускал возможности "оживить" сцену или подшутить над партнёром. Однажды Ефремов в образе Николая I должен был произнести такую фразу: "Я в ответе за всё и за всех!". Но Ефремов задумался, сбился, и получилось у него так: "Я в ответе за всё и за свет!" Евгений Александрович, который участвовал в этой сцене, и должен был отвечать какой-то приличествующей случаю фразой, на миг задумался, а потом продолжил, развивая тему: "И за газ, и за воду, Ваше Величество. " 4. Олег Табаков был известен розыгрышами коллег и Евстигнеев был единственным человеком, который ни разу не попался его на хитрости - он умел вовремя обнаружить подвох и избежать подначек. И всё же однажды он попался, но гениально вывернулся и переиграл Олега Павловича. Шли съёмки фильма "Продолжение легенды" про большевиков, в котором Евстигнеев играл старого большевика, а Табаков - юного романтика. Они должны были познакомиться и пожать друг другу руки. И вот Табаков незаметно набрал в ладонь липкого вазелина и пожал рабочую руку Евстигнеева. Все, кто знал о готовящейся провокации, особенно внимательно наблюдали за Евгением Александровичем. Евстигнеев же не только сумел остаться бесстрастным, но и начал блестящую импровизацию. Как бы от избытка чувств он вскинул измазанную вазелином ладонь и начал ласково гладить Табакова по волосам и щекам. 5. Эту историю из своей профессиональной жизни рассказывал о себе сам Евстигнеев. В одном из спектаклей, где он играл, по ходу пьесы некий персонаж стрелялся насмерть . Собственно, зритель угадывал это по звуку выстрела, доносящемуся из-за кулис, и комментарию Евстигнеева: "Иванов застрелился!". Выстрел производили из стартового пистолета и на одном из представлений этот важный реквизит куда-то запропастился… Уже давно должен был раздаться злополучный выстрел, но его всё не было и не было. Пауза опасно затягивалась. Находчивый Евстигнеев, спасая сюжет, демонстративно заглянул за кулисы и сделав трагическое лицо, объявил: "Иванов повесился!" В тот же момент раздался выстрел из найденного пистолета. Евстигнеев, не меняя мрачного выражения лица, серьезно добавил: "…и застрелился!"

Источники:

  • https://biographe.ru/znamenitosti/evgeniy-evstigneev/
  • https://vm.ru/entertainment/178991-5-istorij-iz-biografii-evgeniya-evstigneeva
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.