Александр Константинович Фатюшин
Биография Александра Фатюшина
Фатюшин Александр Константинович (р. 1951) — советский и российский актер, который получил звание заслуженного артиста РСФСР в 1984 году. Разноплановый актер с легкостью мог перевоплотиться в любого персонажа на театральной сцене или на съемочной площадке. Настоящая слава пришла к нему после премьеры фильма «Москва слезам не верит», где Фатюшин получил ключевую роль.
Детство и юность
Биография Александра Фатюшина началась в обычной советской семье. Его отец работал водителем, а мать трудилась на фабрике.
На заметку!Саша стал третьим ребенком в семье. У него были старший брат и сестра.
Как и все сверстники, Саша посещал уроки в школе. После занятий он сразу же бежал в драматический кружок, где его ожидали репетиции к выступлениям. В свободное время подросток увлекался футболом в компании друзей.
После получения аттестата Фатюшин собрал документы и подал их несколько театральных вузов. Все его попытки оказались неудачными, поэтому он отправился на работу, чтобы самостоятельно обеспечивать себя, независимо от родителей.
Родственники не верили в то, что Александр сможет поступить на актерский факультет. Его сестра несколько раз говорила ему о том, что с такой фамилией ему закрыты дороги во все театральные вузы.
На протяжении года Фатюшин работал таксидермистом.
В следующем году Александр Константинович решил испытать удачу снова. Он смог зачислиться в студенты ГИТИСа на курс Гончарова.
В 1973 году Фатюшин получил диплом вуза и стал служить в театре имени Маяковского в Москве.
Театр
Всю свою жизнь Александр Константинович посвятил работе в театре. После получения диплома он был принят в театр имени Маяковского. За несколько лет карьеры он успел появиться в спектаклях «Жизнь Клима Самгина», «Наполеон», «Молва», «Бег» и другие.
Роли в кино
Первая роль в кино Александру Константиновичу досталась в 1974 году, когда он появился в фильме «Три дня в Москве». За ней последовала мелодрама «Осень», которая дала отличный старт для карьерного роста артиста.
В 1976 году у Фатюшина уже была большая база поклонников. Он порадовал их своим появлением в фильме «Весенний призыв», за который в дальнейшем получил награду. Вместе с ним на площадке работал его однокурсник Игорь Костолевский.
В «Весеннем призыве» Фатюшин играл сержанта Карпенко. За перевоплощение в военного актер получил премию на кинофестивале в Риге.
В 1977 году Фатюшин появился в мелодраме «Гарантирую жизнь». Ему досталась главная роль, как и во многих последующих проектах.
Настоящая слава подкралась к актеру после съемок киноленты «Москва слезам не верит». Премьера фильма состоялась в 1979 году.
На заметку!
В 1977 году Александр Константинович должен был получить ключевую роль в культовом фильме «Служебный роман». Из-за полученной травмы он не смог сыграть супруга Верочки, поэтому появился только в эпизодическом сюжете.
В 1980 году актер был задействован в съемках фильмов «Ты помнишь» и «Быстрее собственной тени». В обоих проектах ему достались главные роли. Позднее он появился в мелодраме «Дамы приглашают кавалеров» и драме «Ожидание».
Через год Фатюшина можно было увидеть в картине «34-й скорый» вместе с Еленой Майоровой и Львом Дуровым. Сама работа и игра актеров получили множество хвалебных отзывов от зрителей и критиков.
Еще до 1990-х годов актер получал главные роли в проектах «День защиты хорошего человека», «Россия молодая», «Счастливая, Женька!», «Одиночное плавание», «Танцы на крыше», «Два берега», «Кодекс молчания» и «Живая мишень».
Новое десятилетие оказалось суровым не только для обычных людей, но и для представителей мира искусства. Фатюшин, несмотря на положение в стране, продолжал получать роли в разноплановых фильмах и сериалах. Он сыграл моряка в «Заряженных смертью», майора полиции в «Крови за кровь», агента КГБ в «Билете в красный театр, или Смерти гробокопателя» и многих других персонажей.
В 1993 году Александр Константинович получил главную роль в российско-узбекской картине «Кодекс молчания 2».
2000-е годы начались для артиста съемками в сериалах преимущественно криминального жанра. В его исполнении можно увидеть инспектора Степаныча в «Привет, малыш!», банкира Бурова в «Кодексе чести 1», майора Пантелеева в «Моей границе» и врача в «Русских амазонках».
Последней ролью для актера в кино стало участие в фильме «А поутру они проснулись». Фатюшин сотрудничал на съемочной площадке с такими известными артистами, как Сергей Гармаш, Татьяна Кравченко, Борис Щербаков, Александр Абдулов, Екатерина Воронина, Игорь Христенко, Евгений Стычкин и другие.
Личная жизнь
Личная жизнь актера стала интересовать публику сразу после того, как к нему пришла популярность. На протяжении длительного периода времени артист оставался холостяком и не подпускал к себе женщин.
В начале 1980-х годов Фатюшин завел роман с Ириной Калиновской. Девушка состояла в браке с режиссером, поэтому не решалась бросать семью ради мужчины.
В молодом и зрелом возрасте Александр Константинович часто злоупотреблял спиртным. По этой причине Ирина Калиновская приняла решение расстаться с ним.
Единственной супругой для Александра стала актриса Елена Мольченко. Они расписались в 1986 году и стали мечтать о семье с большим количеством детей. Несмотря на яркие и пылкие отношения, завести ребенка им так и не удалось.
Елена Мольченко оказалась младше актера на 12 лет.
Актриса была с любимым мужчиной до последних его дней. После смерти Фатюшина она вышла замуж за Игоря Воробьева, но оставила фамилию умершего супруга.
Смерть актера
Фатюшин много времени уделял футболу. Он пронес любовь к данному виду спорту сквозь годы и до конца лет оставался ярым поклонником «Спартака». В апреле 2003 года его любимый футбольный клуб проиграл с крупным счетом команде ЦСКА. После матча артист испытал сильное недомогание, которые было вызвано волнением из-за поражения команды. Врачи пытались спасти любимого публикой актера, но сделать этого они не смогли.
6 апреля 2003 года стало известно, что Александр Фатюшин ушел из жизни. Причиной смерти врачи назвали остановку сердца, которая была вызвана воспалением легких.
Через 3 дня артиста похоронили на Востряковском кладбище Москве. Его тело покоится на Алее памяти выдающихся тренеров и спортсменов.
На заметку!
После смерти актера на его родной школе была размещена памятная доска, которая гласит о том, что в этом учебном заведении учился артист из культового фильма «Москва слезам не верит».
Интересные факты
- Фильм «Москва слезам не верит» получил Оскар от Американской Академии киноискусства. Поэтому слава Фатюшина разлетелась не только по просторам его родины, но и по всему миру.
- В 1984 году Фатюшин получил Государственную премию за заслуги в театре.
- В юности Александр Константинович выступал за футбольный клуб «Алмаз», а также входил в состав актерской футбольной сборной Москвы.
- Творчеству артиста посвящено несколько передач и документальных фильмов. О его биографии можно узнать из работ «Роковая роль Александра Фатюшина», «Александр Фатюшин. «Вы Гурин?»», «Юрий Васильев и Александр Фатюшин. «Актерские судьбы» и другие.
Александр Константинович Фатюшин
Имя Александра Фатюшина хорошо знакомо зрителям старшего поколения. Они помнят его кинематографические работы и театральные постановки. Он был разноплановым артистом, с легкостью перевоплощающимся в любого персонажа. Когда-то в детстве он сказал, что когда-нибудь его имя будут знать все, и не ошибся. Его знают, помнят, любят.
Александр Фатюшин известен по многим картинам и театральным работам, а настоящий успех пришел к актеру после картины «Москва слезам не верит».
Детство и юность
Родился Александр Фатюшин 29 марта 1951 года в Рязани. Отец был простым водителем, мама работала на фабрике. Саша был самым младшим, у родителей уже подрастали дочь и сын, когда он родился. Когда мальчику было четыре года, он чудом остался жить. Он выскочил на дорогу, и на него на большой скорости мчался автомобиль. Хорошо, что рядом находилась их соседка Антонина Семеновна, именно она буквально выхватила его из – под колес машины.
Самым большим увлечением мальчика был футбол. Он начал играть еще в детские годы, в городской юношеской команде «Алмаз», и пронес это увлечение через всю жизнь. В начальных классах школы Саша увлекся еще и театром, он постоянно пропадал в школьном драмкружке, куда привел его старший брат Виталий. Очень скоро Виталию надоело лицедейство, и он бросил эти занятия, а Саша продолжал с удовольствием посещать репетиции. Наверное, уже в те годы мальчик чувствовал, что это детское увлечение сыграет большую роль в его судьбе.
Все так и произошло. Получив школьный аттестат, Фатюшин сообщил родным о своем намерении пробоваться в театральный институт. Члены семьи отреагировали по разному. Сестра сказала, что у них слишком не театральная фамилия, и что с ней нечего даже пытаться попасть в это учебное заведение. Но упорства Александру было не занимать, он предложил спор, и сказал, что не пройдет и десяти лет, как их фамилия станет известной на весь Союз. Его слова стали пророческими, ведь уже в 1976-м Александра Фатюшина премировали как лучшего исполнителя мужской роли в фильме «Весенний призыв».
Но до славы было пока далеко, и Александру пришлось пройти сложный путь, чтобы добраться до нее. Первая попытка поступить в театральный окончилась провалом, и только через год он смог стать студентом ГИТИСа. Наставником Александра Фатюшина стал Андрей Гончаров. Повезло парню и с однокурсниками – Игорем Костолевским и Александром Соловьевым.
Фильмы
Кинематографическую биографию Александр Фатюшин начал в 1974-м, как только получил диплом театрального. Фильм назывался «Три дня в Москве», и молодому актеру дали небольшую роль. Буквально сразу за дебютом, Александра приглашают на съемки картины «Осень», которую снял режиссер Андрей Смирнов. Эти ленты дали хороший старт в кинематограф. Прошло всего два года, и Фатюшина позвали в картину «Весенний призыв», снятую режиссером Павлом Любимовым. На съемочной площадке Фатюшин увидел и своего бывшего однокурсника – Игоря Костолевского.
Фатюшин перевоплотился в сержанта Карпенко, и очень органично вписался в роль. Его сержант еще вчера был обычным призывником, а сегодня его наделили властью над солдатами, и он пытается доказать всем свое превосходство. В противостояние с деспотичным сержантом вступает интеллигентный призывник, которого отлично сыграл Костолевский. Их дуэт выглядел очень правдоподобно, и блестящая игра Фатюшина была отмечена премией Рижского Всесоюзного фестиваля.
После этой картины Александра Фатюшина стали приглашать на съемочную площадку постоянно. Следующей работой актера стал фильм «Гарантирую жизнь», вышедший в 1977-м. Александр сыграл главного героя Дмитрия Радкевича.
Всесоюзную славу и любовь зрителей Фатюшин дождался в 1979-м, когда на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит», в котором он сыграл пьющего хоккеиста Гурина. Он мог бы прославиться еще в 1977-м, когда Эльдар Рязанов хотел задействовать актера в картине «Служебный роман».
Специально под него была написана роль в этом фильме. По сценарию, у секретаря Верочки должен был быть муж, и именно его роль Рязанов приберег для Фатюшина. Но в это время Александр травмировал глаз, и от большой роли пришлось отказаться. В этой ленте он появился в незначительном эпизоде.
В 1978-м Александр Фатюшин снялся в картине «Лекарство от страха», в которой ему довелось побывать главным следователем капитаном Тихоновым. Сюжет картины о преступниках, нейтрализующих милиционеров при помощи новейшего медицинского препарата.
После проката фильма «Москва слезам не верит» Фатюшин узнал, что такое настоящая слава. Картина была награждена почетным «Оскаром», поэтому артистов узнали не только в Союзе, но и за границей.
В 80-х карьера актера продолжала активно развиваться. Ему не всегда доставались главные роли, но даже его второстепенные персонажи были самобытными и не забывающимися.
В 1980-м фильмография актера пополнилась двумя интересными работами. Это были картины «Ты помнишь» и «Быстрее собственной тени», в которых он сыграл центральных персонажей. В том же 80-м актера пригласили еще в два интересных проекта – мелодраму «Дамы приглашают кавалеров» и драму «Ожидание».
Актер мог запросто погибнуть в мае 1980-го, когда снимался в картине «Россия молодая». Съемочная группа работала над сценой повешения, в которой персонаж Фатюшина казнили именно таким способом. Актеру предстояло самостоятельно справиться с этим трюком, чтобы не привлекать каскадера. У него на шее была петля из веревки, аккуратно подрезанная накануне, в нужный момент она должна была лопнуть, но что-то пошло не так. Веревка не порвалась, и артист завис в этой петле. Хорошо хоть узел оказался завязанным не так, как нужно, Александр вовремя сориентировался, и сунул руку в петлю. Его успели вытащить, но на шее с тех пор остался шрам, как напоминание о происшествии. Этот день актер запомнил на всю жизнь, и с тех пор считал его вторым днем рождения.
В 1981-м Фатюшин засветился в ленте «34-й скорый», где роли главных персонажей достались Льву Дурову и Елене Майоровой. Этот фильм вышел спустя некоторое время после знаменитого «Экипажа», режиссера Митты, и был тепло принят зрителем. Рассказ о загоревшемся поезде понравился 26-ти миллионам зрителей.
Актер Александр Фатюшин продолжает активно сниматься и сотрудничать с разными режиссерами. 80-е годы были самыми насыщенными в его кинематографической биографии. Его фильмография в эти годы пополняется не одним десятком фильмов, которые зрители помнят до сих пор.
Александр умел успешно совмещать работу в кино и выступление на театральных подмостках. Его персонажи в театральных постановках были намного интереснее и разнообразнее, чем в кино. Он был задействован в спектаклях «Молва», «Энергичные люди», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», и зрители шли в театр, чтобы увидеть именно Фатюшина. Актер получил роль в постановке «Дети Ванюшина», но театралы называли этот спектакль «Дети Фатюшина».
Кризис 90-х прошел мимо Александра Фатюшина. В 1990-м актер был задействован в фильме «Живая мишень», в роли майора КГБ, прибывшего в провинцию для противостояния мафии.
В 1991-м Фатюшину пришлось примерить на себя морскую форму и стать моряком Кросовским в ленте «Заряженные смертью». Потом был остросюжетный детектив «Кровь за кровь», в котором его персонаж снова сражается с криминалом. Понравились зрителям картины «Волкодав», «Новый год в ноябре» и «Транзит для дьявола», где Фатюшин сыграл свои яркие роли.
Личная жизнь
Очень долго Александр Фатюшин ходил в холостяках. В самом начале 80-х он влюбился в Ирину Калиновскую, жену режиссера. Ради нее он был готов совершать любые глупости, в хорошем понимании этого слова. Актер мог посадить ее на отъезжающий поезд, а сам в это время мчаться на самолете в тот город, куда отправилась любимая. Она еще только сошла с поезда, а он бросался к ней с букетом шикарных роз. Но женщина так и не ушла от мужа ради Александра, наверное ее остановил тот факт, что он был совсем неравнодушен к спиртному.
После разрыва с Ириной звездный холостяк знакомится с Еленой Мольченко, которая была младше его на двенадцать лет. С этой актрисой он наконец-то оформил свои отношения. Перемены в личной жизни холостяка Фатюшина начались в 1986-м, когда они с Еленой расписались. Такого поворота в его судьбе никто не ожидал, но коллеги тепло приветствовали новобрачных. Их брак длился семнадцать лет, детей у пары не было. Они были счастливы, и в семье царила любовь и взаимопонимание. После смерти Фатюшина, Елена вышла замуж за актера Игоря Воробьева, но фамилию оставила прежнюю.
Причина смерти
Любовь к футболу у Александра была с детства, и он увлекался игрой до самого конца. Фатюшин был в команде столичных актеров, и кроме этого был заядлым болельщиком команды «Спартак». Весной 2003-го состоялась встреча команд «Спартак» и ЦСКА, и его любимая команда проиграла с крупным счетом. Александр разнервничался по этому поводу, и ему стало плохо. Пока приехала скорая помощь, актер был мертв, медики уже были бессильны, им оставалось только констатировать смерть, наступившую из-за инфаркта. Это случилось 6 апреля 2003 года, актеру только только исполнилось 52.
Похоронен Александр Фатюшин на Востряковском кладбище столицы, рядом с известными тренерами и спортсменами. Леонид Филатов посвятил Фатюшину документальный фильм, вышедший в формате его программы «Чтобы помнили».
В 2011-м на экраны вышла документальная лента под названием «Роковая роль Александра Фатюшина». Именно так назвали его роль в картине «Москва слезам не верит». Он как будто прожил в действительности судьбу своего киношного персонажа – такой же стремительный взлет и резкое падение вниз. Лента состоит из воспоминаний друзей, коллег и близких людей Александра Фатюшина – Елены Фатюшиной, Ирины Муравьевой, Игоря Костолевского, Владимира Меньшова.
Избранная фильмография
- 1974 Три дня в Москве
- 1979 Москва слезам не верит
- 1980 Быстрее собственной тени
- 1982 Россия молодая
- 1983 Человек на полустанке
- 1985 Одиночное плавание
- 1987 Два берега
- 1990 Кодекс молчания
- 1991 Волкодав
- 1994 Петербургские тайны
- 2001 Привет, малыш!
- 2003 А поутру они проснулись
Ссылки
- Вдова Фатюшина: На его могиле нашла ответы на все вопросы
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Фатюшин Александр Константинович
Родители с детьми впятером жили в комнате коммунальной квартиры в центре Рязани. Это не мешало им держать хозяйство. Прямо во дворе дома у них был небольшой огородик, на котором выращивали овощи и зелень, а в сарайчике они держали поросёнка. Александр рос добрым и весёлым мальчиком, активно занимался боксом, баскетболом, хоккеем. Особенно он увлекался футболом и играл в юношеской команде рязанского футбольного клуба «Алмаз».
Кроме спорта ребёнка влекла к себе сцена. Он с самого детства мечтал быть артистом и всем говорил об этом. Когда его старший брат Виталий стал посещать драматический кружок во Дворце культуры профсоюзов, мальчик последовал за ним. Скоро брат потерял интерес к лицедейству, а вот для Александра игра на сцене стала делом всей его жизни. Родные не воспринимали его увлечение всерьёз, но и не препятствовали театральным занятиям. Их радовало то, что ребёнок не бездельничает.
Образование и театр
В 1968 г. юноша окончил школу и решил поступать на актёрский курс. Родные были не в восторге от этой идеи. Его сестра даже заявила, что с такой не актёрской фамилией его не примут ни в один театральный вуз. Но Александр был твёрд в своём решении и сказал: «Спорим, через 10 лет эту фамилию все будут знать!». Слова оказались пророческими, и в этом споре молодой человек одержал победу. Однако сперва начало сбываться предсказание сестры…
Абитуриент подал документы в несколько столичных вузов, но не попал ни в один из них. Чтобы заработать на жизнь, он устроился таксидермистом – занимался изготовлением чучел из шкур животных. В следующем 1969 г. юноша вновь решил испытать судьбу и поступить в театральный институт. На этот раз удача улыбнулась ему – его зачислили в ГИТИС на экспериментальный курс Андрея Александровича Гончарова. Его сокурсниками были Александр Соловьев и Игорь Костолевский.
Уже в 1-й год обучения Фатюшин дебютировал в спектакле «Мария» по пьесе Афанасия Салынского. В 1973 г. юноша окончил вуз и вместе с Костолевским и Соловьёвым вступил в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского. Здесь артист представал в постановках «Наполеон», «Жизнь Клима Самгина», «Молва», «Не о соловьях», «Бег», «Энергичные люди» и др. А постановку «Дети Ванюшина», где у него главная роль, театралы даже окрестили «Дети Фатюшина».
Кинокарьера
Кинодебют артиста состоялся в 1974 г., когда зрители увидели лирическую комедию Алексея Коренева «Три дня в Москве». В нём молодой актёр исполнил небольшую роль командированного в гостинице. В том же году зрители увидели мелодраму Андрея Смирнова «Осень». В этой киноленте Фатюшин предстал в образе Эдуарда – деревенского шофёра и семьянина, у которого остановились главные герои. Партнёршей Александра была актриса Наталья Гундарева, сыгравшая его киножену.
В фильме влюблённые герои с неудавшейся личной жизнью пытающиеся вновь обрести счастье. Лента подверглась жёсткой критике. Сцены адюльтера, обнажённые тела под простынёй современному зрителю кажутся скромными, но советское кинематографическое руководство сочло их недопустимо развратными. Режиссёру «помогли сменить профессию». Лишь спустя 5 лет Смирнов выпустил очередной фильм, после чего ему пришлось оставить режиссёрскую деятельность почти на 30 лет.
К счастью, «репрессии» не коснулись актёров. В 1976 г. вышел фильм «Весенний призыв». В нём артист убедительно сыграл главную роль замкомвзвода сержанта Карпенко. Ещё недавно новобранец, он теперь получил власть над прибывшими бритыми и безусыми юнцами. Сержант управляет внешним видом солдат, их дневным и ночным расписанием и даже судьбами. Но этот провинциальный парень встречает сопротивление в лице московского интеллигента и постигает нравственные уроки.
Фатюшин блестяще перевоплотился в этого неоднозначного героя, следующего негласному закону дедовщины, но оказывающегося способным понять другого, не похожего на него человека. Эта актёрская работа в 1977 г. принесла Александру премию Всесоюзного кинофестиваля в Риге за лучшую мужскую роль и серебряную медаль имени А. Довженко. Так актёр сдержал своё слово и выиграл спор с сестрой – его имя действительно прославилось меньше, чем через 10 лет после того момента.
В фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977) у Фатюшина могла быть большая и интересная роль. Кстати, эта лирическая комедия создана по сценарию Рязанова, который назывался «Сослуживцы». Фильм снимался под рабочим наименованием «Сказка о руководящей золушке», но худсовет забраковал его. Изначально в сценарии одним из основных героев был муж Верочки – секретарши директора Людмилы Прокофьевны. На эту роль был утверждён Александр.
Его герой, также работая в статистическом учреждении, должен был выяснять отношения с женой о том, рожать ли им ребёнка. Конфликт подогревался тем, что молодой человек был мотоциклистом-фанатиком, который обожал жену и мотороллер, но мотороллер всё же любил больше. Но, увы, этот колоритный персонаж так и не попал в финальную версию киноленты. Было отснято уже много материала, как вдруг произошло несчастье. В театре во время спектакля актёр серьёзно повредил глаз.
Режиссёр ждал, когда пострадавший вернётся из больницы на съёмки. Но выздоровление затягивалось. Брать нового артиста было поздно, а создавать неполный образ не хотелось. Тогда Рязанов приехал к Александру в больницу и сообщил, что ждать больше нельзя. Актёр предложил вырезать его героя из ленты. В результате муж Веры появляется лишь в сцене беседы по телефону, но голос в трубке принадлежит иному артисту. Фатюшин появляется только в нескольких эпизодах в массовке.
В 1979 г. вышла знаменитая оскароносная мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» о судьбах трёх провинциальных девушек, которые приехали покорять столицу. В этой кинокартине Фатюшин перевоплотился в хоккеиста Сергея Гурина. За него выходит замуж Людмила, мечтающая «выиграть лотерею» в замужестве с выдающимся человеком. Но восходящая звезда и любимец публики не выдерживает славы. Во второй части фильма мы видим его спившимся и разведённым.
На кинопробах режиссёр просматривал артистов парами. Дуэт Фатюшина и Ирины Муравьёвой ему так понравился, что актёры были почти сразу утверждены. Когда фильм был готов, цензурные органы не пропустили ряд сцен в конечную версию фильма. Так, Гурин на даче сообщает, что завязал с алкоголем и переходит на тренерскую работу. Но по задумке он доложен был появиться в фильме ещё раз в компании опустившегося алкоголика – в тот момент, когда подруги поют на крыльце.
Рубашка торчит из брюк, галстук свёрнут набок – в таком виде он препирается с бывшей женой из-за трёх рублей. А его дружок возмущается: «Ты как с ним разговариваешь? Это же Гурин, я на его матчах вырос как личность!» Но этот яркий момент, говорящий о том, что герой не смог вернуться к нормальной жизни, не вошёл в финальную версию. Госкино заявило, что участник всесоюзной сборной не может так напиваться. Зато у зрителей остаётся надежда на то, что у Гурина всё наладится.
Фатюшин создал собирательный образ спортсмена, опираясь на хоккеистов, которых он знал немало. Он дружил с пятёркой Ларионова – первыми игроками сборной СССР по хоккею с шайбой 1980-х годов – Владимиром Крутовым, Игорем Ларионовым, Сергеем Макаровым, Вячеславом Фетисовым, Алексеем Касатоновым. После премьеры многие хвалили артиста за созданный им образ: «Сань, попал в точку». В 1988 г. он был в группе поддержки советской сборной на Олимпийских играх в Канаде.
В 1980 г. картину «Москва слезам не верит» посмотрели около 90 миллионов зрителей, что поставило её на 2 место в списке самых кассовых советских фильмов. Кинолента получила множество наград, в том числе премию «Оскар», которую невыездному режиссёру Меньшову смогли лично вручить лишь в 1988 г. Но главной наградой для артистов и режиссёра стала всенародная любовь и признание миллионов зрителей, для которых этот фильм до сих пор является одним из самых популярных.
1980-е годы принесли актёру 25 интересных киноролей. В фильме-катастрофе «34-й скорый» (1981) он сыграл пассажира-безбилетника Александра Муханова, которого с двумя другими «зайцами» проводница Серафима взяла к себе в вагон. Когда незаконных пассажиров ссадили с поезда, Муханов, влюбившийся в проводницу, насильно вытащил её с собой. Поезд ушёл, а из-за стакана спирта и непогашенного окурка, оставленных в купе, в вагоне начался пожар, охвативший весь состав.
Кинолента основана на реальных событиях: в 1977 г. на маршруте Москва – Ленинград предположительно из-за халатности нетрезвой проводницы загорелся вагон. Огонь унёс жизни 17 человек, включая троих курсантов Ленинградского высшего пожарно-технического училища МВД СССР, которые в этом вагоне возвращались из отпуска и погибли, помогая эвакуировать других пассажиров. Молодые герои были посмертно награждены медалями «За отвагу на пожаре».
Съёмки чуть не обернулись катастрофой. Лев Дуров (клоун Михаил), Олег Голубицкий (начальник поезда) и ещё один артист едва не погибли. Вагон был покрашен, но краска не успела высохнуть и вспыхнула. Огонь вмиг охватил вагон и оба тамбура, перекрыв выходы. У Голубицкого задымилась фуражка. Крепкие стёкла разбить не удавалось. Артисты думали, что им конец. Но тут Дуров ногами выбил стекло, и они выбрались из вагона, от которого через несколько секунд ничего не осталось.
А в 1980 г. Фатюшин едва не погиб на съёмках ленты об эпохе Петра I «Россия молодая». В сцене повешения его героя капитана Крыкова артист надел на шею петлю, спрыгнул со ступени, а надрезанная верёвка должна была оборваться. Но не оборвалась. Актёр стал задыхаться. К счастью, узел завязали неправильно, и он просунул руку под верёвкой, пока товарищи не подоспели на помощь. С тех пор 12 мая он отмечал свой второй день рождения. В напоминание об этом случае остался шрам на шее.
Но «лихие девяностые» внесли перемены в кино и всю жизнь страны. Это выбило артиста из колеи. Он был опытным актёром, но в новой реальности на первое место вышло не умение профессионально играть, а способность продавать и покупать. Александр был дезориентирован. Хороших ролей не было, а играть в рекламе он не хотел. 4 года актёр не появлялся в кино, и лишь в 1999 г. зрители увидели фильм «Любить по-русски-3: Губернатор». Здесь Фатюшин сыграл работника ФСБ Павлёнка.
Артист вновь вернулся к съёмкам. Появились ленты «Механическая сюита» (2001), «Русские амазонки» (2002) и др. Последней киноролью актёра стал образ закройщика в комедии «А поутру они проснулись» (2003). За свою жизнь артист сыграл более 60 разноплановых киноролей, но для многих он остался лишь знаменитым хоккеистом Гуриным из фильма «Москва слезам не верит». Сам Александр об этом не переживал, ведь за эту роль он получил самое главное – любовь миллионов зрителей.
Фильмография
- 1974 — «Осень»
- 1974 — «Три дня в Москве»
- 1977 — «Служебный роман»
- 1978 — «Лекарство против страха»
- 1979 — «Москва слезам не верит»
- 1980 — «Дамы приглашают кавалеров»
- 1981 — «34-й скорый»
- 1981–1982 — «Россия молодая»
- 1985 — «Одиночное плавание»
- 1991 — «Волкодав»
- 1995 — «Роковые яйца»
- 1999 — «Любить по-русски 3: Губернатор»
- 2002 — «Механическая сюита»
- 2003 — «А поутру они проснулись»
- 2004–2014 — «Кодекс чести»
Личная жизнь
Знаменитый актёр долго был холостым. В 1980-х годах он влюбился в актрису Ирину Калиновскую (р. 1946), которая была замужем за режиссёром и педагогом Леонидом Калиновским (1931 – 1992). Ради возлюбленной Александр совершал милые глупости. Например, он мог проводить её на поезд и примчаться на самолёте в тот же город, куда она направлялась. В момент, когда она выходила из едва прибывшего поезда, он встречал её с букетом цветов. Но Ирина не оставила мужа ради поклонника.
В театре имени В. Маяковского вместе с Фатюшиным играла актриса Елена Мольченко (р. 1963), которая на 12 лет моложе его. Она влюбилась в артиста почти сразу, как его увидела, но открыто не проявляла своей симпатии. А Александр и вовсе не замечал её. Но однажды в 1986 г. они вдвоём шли к метро и впервые разговорились. 35-летний мужчина беседовал с 23-летней девушкой о жизни Маяковского, своей библиотеке. Их общение продолжилось и на следующий день.
Через 3 дня они приехали в больницу к его родственнику, и Фатюшин представил Елену своей невестой. В тот же день они купили обручальные кольца и вскоре устроили пышную свадьбу. Это стало неожиданностью для их коллег, ведь в театре всегда знали о том, у кого с кем роман, а об отношениях Елены и Александра никто не слышал. Актриса взяла фамилию мужа и по паспорту стала Фатюшиной. Но для зрителей она осталась Мольченко, используя свою девичью фамилию в качестве псевдонима.
Супруги прожили вместе 17 лет, но детей у них не было. Врачи утверждали, что они оба здоровы, однако наследники так и не появились. Богатства в семье не было, но даже в тяжёлые времена Александр ухитрялся делать жене дорогие подарки. Он был человеком эмоциональным и бурно на всё реагировал: хорошее у него вызывало фонтанирующую радость, плохое – тяжёлые переживания. Трудно было предугадать его настроение. Но муж и жена подходили друг другу, вместе им было комфортно.
Как признаётся Елена Мольченко, её супруг был человеком не своего настроения, а той атмосферы, которая его окружала. Для него было важно то, в каком расположении духа находятся другие люди. Если ближнему скучно, Фатюшин старался его развеселить, если у него проблема, то помочь, если потеря, то утешить, если творится безобразие, то поставить бунтовщиков на место. Александр всегда был готов прийти на помощь нуждающемуся.
Несмотря на жизнерадостность, Фатюшин с 33 лет любил вести беседы о смерти. Он сочинял стихи, и многие его строки пронизаны этой темой. Артист был не злопамятным, но ранимым. Обидевших его людей Александр исключил из своей жизни. Актёру была присуща сентиментальность. Смотря трогательные фильмы, он мог всплакнуть, хотя и старался скрыть от жены скупые мужские слёзы. Но больше он предпочитал смотреть боевики, с удовольствием пересматривал фильмы со своим участием.
Но самой большой страстью артиста, которую он пронёс с детства до последних минут своей жизни, был футбол. Он играл в составе актёрской футбольной сборной Москвы, был болельщиком московского клуба «Спартак», дружил со многими выдающимися, знаменитыми спортсменами. Среди близких друзей Фатюшина были известные советские футболисты: защитник Олег Романцев, нападающий Георгий Ярцев, вратарь Ринат Дасаев.
На первой свадьбе спортсмена Дасаева артист присутствовал в качестве свидетеля. Однако незадолго до бракосочетания именно на эту дату был перенесён спектакль с участием Фатюшина. Он не мог подвести друга и взял больничный, чтобы пропустить выступление в театре. Но недоброжелатели подкинули режиссёру Гончарову англоязычную газету о свадьбе советского футболиста со списком знаменитых гостей, в числе которых был указан Александр. Это вызвало жуткий скандал.
Смерть и память
В 2003 г. Фатюшин, отметивший свой 52-й день рождения, испытывал проблемы со здоровьем – у него было воспаление лёгких. 6 апреля 2003 г. состоялся футбольный матч ЦСКА – «Спартак». Со счётом 3:2 любимая команда артиста проиграла. Актёр, чьё состояние было ослаблено болезнью, очень расстроился, и через несколько минут после окончания игры ему стало плохо. Но вызванная бригада скорой помощи не успела его спасти.
К моменту прибытия медработников заслуженный артист уже покинул этот мир. Причиной смерти стал инфаркт. Александр Фатюшин похоронен 9 апреля 2003 г. в Москве на Востряковском кладбище на Аллее памяти выдающихся спортсменов и тренеров. После его смерти Леонид Филатов создал документальный фильм об актёре в рамках его телепередачи «Чтобы помнили». Это был один из последних выпусков программы, так как и сам Леонид Алексеевич пережил артиста лишь на полгода.
В 2011 г. вышел документальный фильм «Роковая роль Александра Фатюшина». Так назвали его работу в мелодраме «Москва слезам не верит», которая отчасти стала пророческой для артиста: он испытал и звёздную славу, и забвение, и проблемы с алкоголем (впрочем, его жена утверждает, что слухи о его тяге к спиртному преувеличены). В ленте представлены интервью с близкими людьми и коллегами актёра: супругой, Ириной Муравьевой, Игорем Костолевским, Владимиром Меньшовым.
Интересные факты
- В 4 года Александр чуть не погиб. Мальчик во время игры выскочил на дорогу, по которой мчалась машина. Рядом находилась его соседка Антонина Семёновна. Увидев, что малышу грозит опасность, отважная женщина бросилась на дорогу и выхватила ребёнка из-под колёс автомобиля.
- Когда поклонники узнавали артиста на улице, он весьма смущался. Кстати, у него часто брали автографы не как у актёра, а как у хоккеиста Гурина, и этот факт ему льстил.
- Актёр по опыту знал, что далеко идущие планы часто рушатся, и любил повторять: «Никогда не заглядывай в завтра». Планируя будущее, он опирался лишь на то, что есть в сегодняшнем дне, и на то, что зависело от него самого.
- Александр любил творчество Сергея Есенина и часто цитировал его стихи.
- Артиста называли талисманом «Спартака». Когда он присутствовал на матче, команда всегда выигрывала. Поэтому, когда была возможность, он старался посетить игру любимого клуба.
- После присуждения «Оскара» ленте «Москва слезам не верит» Фатюшин был в Нью-Йорке на гастролях. Драматург Майкл Кристофер – автор сценария «Иствикских ведьм» – пригласил артистов к себе и долго извинялся, что принимает их с «скромном» доме с бассейном, пальмами и балюстрадами. Он полагал, что у оскароносного актёра дом должен быть действительно шикарен. И был шокирован тем, что Александр живёт в однокомнатной квартире. Сценарист восклицал: «Но вы же „Оскар“!»
Источники:
- https://stories-of-success.ru/iskusstvo/aleksandra-fatyushina
- https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-fatushin/
- https://persons.life/persons/fatyushin-aleksandr-konstantinovich