Зоя Алексеевна Федорова
Зоя Федорова
Биография советской актрисы Зои Федоровой похожа на кинодраму. В ней было все: взлеты и падения, большая любовь и несправедливый приговор. Нашлось в судьбе артистки место и детективному сюжету, ведь обстоятельства ее гибели не раскрыты до сих пор. Из-за этого история жизни знаменитости обросла легендами.
Детство и юность
Зоя Алексеевна Федорова родилась в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге, в декабре 1909 года. Ее отец Алексей был рабочим на заводе. Мать Екатерина занималась воспитанием троих дочерей и сына.
После событий 1917 года в жизни Федоровых произошли перемены. Отец Зои всей душой принимал революцию и активно в ней участвовал, делал стремительную карьеру в партии большевиков. Вскоре семья оказалась в Москве. В столице Алексея назначили начальником паспортной службы в Кремле.
С раннего детства Зоя посещала драмкружок и мечтала стать актрисой. Отцу увлечение дочери не нравилось. После школы в возрасте 17 лет Федорова пошла работать счетчицей в Госстрах. Служба не приносила удовлетворения, артистическая натура девушки бунтовала, она находила отраду в танцах, которые посещала после работы.
В ноябре этого же года дело закрыли за недостаточностью доказательств, подтверждающих обвинение. Существует предположение, что девушку завербовали в качестве агента ОГПУ, но документальных подтверждений этому нет.
Фильмы
Несмотря на протесты отца, в 1928 году Зоя поступила в училище, которым руководил Юрий Завадский. Когда оно закрылось, Федорова перешла в студию при Театре Революции. Во время учебы она получила эпизодическую роль в ленте «Встречный». На премьеру картины пришли родственники, но артистка на экране не появилась. Эпизод с ней был вырезан при монтаже. Молодая исполнительница сильно расстроилась, даже разрыдалась, но позже вспоминала об этом с юмором.
В итоге дебютом на экранах стал музыкальный фильм «Гармонь», вышедший в 1934 году. Режиссер Игорь Савченко заметил Зою в Театре Революции и сразу предложил ей главную роль. Актриса воплотила задорную деревенскую девушку Марусю, влюбившуюся в гармониста. Зрители быстро полюбили обаятельную исполнительницу.
Но всесоюзную известность ей принес фильм «Подруги», выпущенный двумя годами позднее. Федорова в компании Янины Жеймо и Ирины Зарубиной воплотили подруг, которые добровольно ушли медсестрами на фронт в разгар Гражданской войны. Драматический сюжет мало кого оставил равнодушным. К Зое подходили на улице, ей писали письма, заваливая комплиментами, многие мечтали заполучить ее фото для коллекции.
Актриса была востребована, знаменита, но вскоре наступил тяжелый период, связанный с арестом отца. Кремлевский работник был обвинен в пособничестве шпионажу. Это случилось после того, как он пригласил домой немецкого врача, пытаясь спасти умирающую от рака жену. Ее жизнь в итоге оборвалась, а на Федорова написали донос.
Отца лишили свободы на 10 лет, и Зоя приготовилась, что ее заклеймят как дочь врага народа и перестанут снимать, но этого не произошло. Слава артистки спасла ее от преследований, она оставалась звездой экранов. В этот период фильмография пополнилась лентами «Музыкальная история» и «Фронтовые подруги», за которые исполнительница получила Сталинскую премию.
Понадеявшись, что популярность поможет ей и в освобождении отца, Федорова обратилась за помощью к Лаврентию Берии. Тот был поклонником таланта актрисы, пошел ей навстречу. Родной человек Зои оказался на свободе, но здоровье его было подорвано, вскоре он умер.
Подруги знаменитости позже рассказывали, что Берия потребовал плату за свою помощь. Он пригласил ее к себе домой, начал делать недвусмысленные намеки. Но она ответила отказом, за что, считают близкие, в итоге поплатилась свободой.
Некоторое время Федорова продолжала сниматься, но в середине 40-х пропала с экранов и вернулась только спустя десятилетие. Молодость и былая красота остались позади, как и слава звезды экранов. Но талант артистка не растеряла, и вскоре режиссеры вновь начали активно снимать ее в своих картинах.
Главные роли Зоя Алексеевна получала редко, но она запоминалась зрителям даже в эпизодах. Артистке блестяще давались характерные героини, чьи реплики порой разбирали на цитаты. Одной из последних работ Федоровой стала лента «Москва слезам не верит».
Арест
К концу 1946-го над головой Зои Алексеевны сгустились тучи — в декабре актрису арестовали. Ее обвинили в ведении враждебной агитации, создании антисоветской группы, выпадах против правительства и даже в готовности к покушению на руководство страны.
Актриса обратилась за помощью к Берии, но ей не удалось избежать чудовищных обвинений и тяжелого приговора. Предварительное заключение Федорова отбывала на Лубянке и в Лефортово, где ее пытали: били, обливали кипятком, не давали спать.
Когда прозвучал приговор, суливший ей 25 лет усиленного лагерного режима, Зоя Алексеевна пыталась повеситься, но ей не позволили этого сделать. Не обошла страшная участь и сестер знаменитости: Марию отправили в лагеря Воркуты, где она в итоге и умерла, Александра с семьей оказалась в ссылке в Казахстане.
Отбывая наказание во Владимире, Федорова познакомилась с Лидией Руслановой. Они сдружились, и после освобождения певица хлопотала за свою подругу по несчастью. Благодаря этому в 1955 году Зоя Алексеевна была реабилитирована. Некоторое время она жила у обретенной в лагерях подруги, а затем ей дали квартиру. Жизнь начала налаживаться.
Личная жизнь
Первый раз Федорова вышла замуж еще в ранней молодости, когда была студенткой. Ее супругом стал актер Леонид Вейцлер, но семейная жизнь не заладилась, последовал развод. Во время работы над лентой «Встречный» произошло знакомство с оператором Владимиром Рапопортом, вторым мужем знаменитости.
После развода вспыхнули романтические чувства между актрисой и летчиком Иваном Клещевым. Но обрести счастье в личной жизни вновь не удалось: избранник погиб. Зоя не оставляла надежды встретить любовь, и вскоре произошло знакомство с мужчиной, сыгравшим решающую роль в ее судьбе.
В 40-е произошла встреча артистки с Джексоном Тэйтом. Он был заместителем главы морской секции американской военной миссии. Обходительный иностранец пригласил Федорову в ресторан, и очень быстро она поняла, что влюбилась.
Плодом любви стала дочь Виктория, рожденная в 1945 году. Но с родным отцом она познакомилась только спустя десятилетия. Во время беременности Зою неожиданно отправили на гастроли в Крым, а Тэйта в течение 48 часов выдворили за пределы СССР.
После возвращения в Москву Федорова любимого не застала. Он писал ей письма, но безрезультатно. Когда уже не было никакой надежды, на его имя пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что Зоя замужем за неким композитором, и у них двое детей.
Доля правды в этом сообщении была. Чтобы скрыть, что дочь рождена от иностранца, Федорова спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, но это не спасло ее от ареста и заключения. Пока актриса была в лагерях, Вику воспитывала ее сестра Александра, которую она считала мамой. Воссоединение произошло, когда девочке было 9 лет, им пришлось заново налаживать контакт.
Виктория Федорова унаследовала талант матери и стала актрисой. В 70-е она отыскала отца и перебралась к нему в США, где снималась в эпизодах и работала моделью. Она несколько раз была замужем, родила сына. Умерла наследница знаменитости в 2012 году от эмфиземы легких.
Смерть
В 1981 году, 11 декабря, актрису обнаружили в квартире мертвой. Причина смерти — выстрел в голову. Кто застрелил Федорову, неизвестно, тайна гибели осталась нераскрытой.
Версий существовало несколько. По одной из них, она была убита агентом КГБ, так как собиралась уехать на ПМЖ в Америку, куда ранее переехала ее дочь. По другой — она отдала жизнь за бриллианты, так как якобы входила в «бриллиантовую мафию», костяком которой были дети и жены деятелей Кремля, среди них и Галина Брежнева. В квартире Зои Алексеевны нашли антиквариат и бирки от драгоценностей.
По мнению сотрудников следствия, убийцей знаменитости стал близкий для нее человек. Доказательством этого служило то, что Федорова не пускала в квартиру посторонних. На столе были обнаружены две чашки и тарелка с пирожными, а перед смертью Зоя Алексеевна говорила по телефону, сидя к преступнику спиной. В этой позе ее и обнаружили — прямо с трубкой в руке.
Примечательно то, что стрелявший причесал жертве волосы, спрятав отверстие от пули. В числе подозреваемых был зять знаменитости, который вскоре после этого стал успешным предпринимателем, но его вина не доказана.
Похоронили любимицу публики на Ваганьковском кладбище.
Память
Образ актрисы подарил вдохновение как писателям, так и кинематографистам. О ней снято множество документальных фильмов, среди которых «Бриллиантовое дело» и «Жизнь и смерть Зои Федоровой». Самой известной биографической лентой является сериал «Зоя» с Ириной Пеговой в главной роли.
Загадочное убийство знаменитости натолкнуло Юлиана Семенова на написание романа «Тайна Кутузовского проспекта». На экранах Федорову воплощали также Раиса Конюхова и Тамара Семина.
Фильмография
- 1935 — «Подруги»
- 1935 — «Летчики»
- 1937 — «Шахтеры»
- 1937 — «Большие крылья»
- 1937 — «Женитьба»
- 1944 — «Свадьба»
- 1961 — «Алые паруса»
- 1964 — «Сказка о потерянном времени»
- 1964 — «Хотите — верьте, хотите — нет. »
- 1965 — «Дайте жалобную книгу»
- 1965 — «Иностранка»
- 1965 — «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»
- 1971 — «За рекой — граница»
- 1973 — «Кортик»
- 1973 — «По собственному желанию»
- 1974 — «Врача вызывали?»
- 1975 — «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
- 1978 — «Живите в радости»
- 1979 — «Москва слезам не верит»
Интересные факты
- В середине 60-х Федорова была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
- Зоя Алексеевна занималась озвучиванием, подарила голос персонажам таких проектов, как «Шапка-невидимка» и «Ирена, домой!».
- По слухам, незадолго до смерти актриса начала получать по почте свои фото, на которых был выколот левый глаз, а в последнем разговоре с дочерью она сказала, что ее скоро убьют.
Зоя Алексеевна Федорова
Зоя Федорова — потрясающей красоты женщина, обаятельная актриса кино советского периода, лауреат сталинских премий, исполнила множество главных ролей и запомнилась зрителям по музыкальной ленте «Свадьба в Малиновке», комедии «Взрослые дети». Ее жизнь была наполнена трудностями и испытаниями, падениями и взлетами и трагически оборвалась от руки так и не найденного хладнокровного убийцы. Тайны жизни и смерти Зои Федоровой продолжают волновать многих, но скорее всего так и останутся неразгаданными.
Биография популярной и любимой зрителями актрисы Зои Федоровой может стать сюжетом драматического фильма. В ней было все — слава, успех, большая любовь, тюремный срок, всесильные покровители, роскошные бриллианты и загадочная трагическая смерть.
Детство и юность
Родилась Зоя Федорова в 1907 году, 21 декабря, тогда еще в Санкт-Петербурге и была четвертым, младшим ребенком в большой, обеспеченной семье. Отец работал на металлургическом заводе, а мать занималась домом и растила сына и трех дочерей. Семья имела большую квартиру и ни в чем не нуждалась. Отец Зои принял активное участие в революционных событиях, происходивших в 1917 году. Он сделал успешную, стремительную карьеру в большевистской партии, получив в 1918 году назначение на должность начальника кремлевской паспортной службы, из-за чего семья перебралась из революционного Питера в столичную Москву.
С детства Зоя мечтала о сцене, еще учась в школе, она посещала драмкружок. Но отец не одобрял ее театральных увлечений и считал, что профессия должна быть более основательной. По совету отца, после школы Зоя устроилась счетчицей в Госстрах. Семнадцатилетней девчонке такая работа была совершенно не интересна, она любила музыку и танцы.
На одной из вечеринок у девушки завязались романтические отношения с сотрудником штаба охраны Реввоенсовета Кириллом Прове, которого вскоре внезапно арестовали и, как иностранному шпиону, вынесли приговор о высшей мере. Зою тоже взяли под стражу и подозревали в пособничестве врагу. Через пару месяцев дело было неожиданно закрыто из-за недостатка доказательств, что совершенно не соответствовало ситуации того времени. Было ли это работой на перспективу ОГПУ или судьба помогла Зое, но ее отпустили и в 1930 году она все-таки поступила в театральное училище.
Творческий взлет
Во время учебы Зоя снялась в маленькой роли в фильме «Встречный», но эпизод, в котором она участвовала, был вырезан при монтаже. На этих съемках Федорова познакомилась со своим будущим мужем, оператором Владимиром Раппопортом.
Экранным дебютом Зои стал музыкальный фильм «Гармонь», который был снят в 1933 году. Молодую, талантливую актрису заметили и стали приглашать на съемки. Одна за другой появлялись картины с ее участием. Необыкновенный успех и всеобщую известность принесла Федоровой картина «Подруги», вышедшая в 1936 году.
Зоя стала знаменитой, востребованной, но прекрасная жизнь омрачилась арестом отца, ставшего жертвой доноса. Вероятной причиной задержания кремлевского сотрудника, лично знакомого с Лениным, были его смелые высказывания в адрес руководителей государства. Приговор был крайне суров: 10-летнее лишение свободы.
Решив спасти отца, Зоя обратилась к Лаврентию Берии, известному любителю красивых актрис. Что случилось во время их встречи, никому не известно, но отца Зои освободили летом 1941 года, а сама она могла в любой момент обратиться за помощью к Берии.
Несмотря на клеймо дочери «врага народа», Зою Федорову продолжают активно снимать. В большинстве из 22 фильмов, которых были сняты с ее участием в течение десяти лет, Зоя сыграла главные роли. За комедию «Музыкальная история» и военную драму «Фронтовые подруги» ей присуждены высшие по тем временам награды – Сталинские премии.
Падение
Однажды Зою пригласили на улицу Качалова, в известный особняк Берии. По одной из версий, Берия встретил актрису в пижаме. Возмущенная женщина позволила себе отвергнуть ухаживания всемогущего наркома, обозвав его «старой обезьяной». Оскорбившись, Берия приказал ей убираться, но затем догнал и неожиданно вручил букет из роз, сказав, что это цветы на ее могилу. По второй версии актриса ответила на ухаживания наркома.
Как бы то ни было, но в конце 1946 года Зою арестовали. Ей предъявили обвинения во враждебной агитации, организации антисоветской группы, нападках на советское руководство и готовность к проведению террористических актов против правительства. Актриса обратилась за помощью к Берии, но это не спасло ее от чудовищно тяжелого приговора — 25 лет усиленного лагерного режима. Имущество Федоровой было конфисковано, семья отправлена в ссылку, а маленькая дочь Зои оказалась в Казахстане, у родственников.
Зою Федорову реабилитировали в 1955 году, тогда она забрала 9-летнюю дочь и вернулась в кинематограф. В основном она играла небольшие, но характерные и запоминающиеся роли, одна из самых ярких ее последних работ — вахтерша в оскароносной ленте «Москва слезам не верит». Даже в зрелом возрасте Зоя Федорова отличалась обаятельной красотой, оптимизмом и потрясающим чувством юмора.
Личная жизнь
Первым мужем Федоровой стал репортер Владимир Раппопорт, брак с которым распался в конце 30-х годов. Вторым — летчик Иван Клещев, так же как и родной брат актрисы Иван, погибший на фронте.
Любовью, изменившей всю жизнь актрисы, стал американец Джексон Тэйт. Они познакомились осенью 1942 года. История красивой любви известной советской актрисы и бравого американского военного была окружена различными домыслами и слухами. Поговаривали, что Зоя, давно являясь агентом МГБ, была специально внедрена в компанию американских дипломатов. Но это не противоречит тому, что Федорова по-настоящему влюбилась в красавца-капитана. Ведь результатом их связи стала дочь Виктория, родившаяся в 1946 году.
В СССР тогда был принят указ о матерях-одиночках. Для того, чтобы защитить Зою, которая как раз родила дочь, от очередных проблем давний знакомый Федоровой, композитор Александр Рязанов предложил ей выйти за него замуж. С Джексоном Тэйтом Зоя Федорова смогла встретиться лишь в 1976 году.
Виктория тоже стала актрисой, унаследовав талант матери. Ее друзьями и партнерами были молодые Янковский, Хмельницкий, Смирнитский. Узнав правду, Тэйт тепло принял дочь, она уехала к нему в Америку, где продолжала сниматься. В 66 лет Виктория умерла из-за тяжелой, неизлечимой болезни.
Убийство
11 декабря 1981 года 74-летнюю Зою Федорову обнаружили убитой выстрелом в голову в ее московской квартире. Тайна гибели актрисы осталась нераскрытой. Существовало несколько версий убийства: по одной из которых ее ликвидировал агент КГБ, препятствуя выезду Федоровой на ПМЖ в Америку; по другой — причиной убийства стали бриллианты и драгоценности, транспортировкой и реализацией которых Федорова занималась, входя в «бриллиантовую мафию», состоящую из кремлевских жен и детей. Одной из них была дочь генсека Галина Брежнева.
Удивительная история жизни и смерти Зои Федоровой и сегодня остается загадкой, узнать ответ на которую, вероятно, уже не удастся.
Избранная фильмография
- Москва слезам не верит»
- Живите в радости
- Врача вызывали?
- Автомобиль, скрипка и собака Клякса
- По собственному желанию
- Кортик
- За рекой – граница
- Спящий лев
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика
- Иностранка
- «Хотите — верьте, хотите — нет
- Дайте жалобную книгу
- Свадьба в Малиновке
- Сказка о потерянном времени
- Алые паруса
- Свадьба
- Шахтеры
- Большие крылья
- Женитьба
- Летчики
- Подруги
- Живите в радости
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Актриса Зоя Федорова: подпольная миллионерша и тапочки на одну ногу
Зоя Федорова была образцово-показательной сталинской кинозвездой, а во многих отношениях и типичной женщиной советской поры. Тогда как другие кумиры того времени — аристократичная Любовь Орлова (отец из «тех» Орловых, мать из старого дворянского рода Сухотиных, дальняя родственница Льва Толстого), нервная и утонченная Валентина Серова (мать — актриса, отец — инженер), харизматичная Татьяна Окуневская, дочка воевавшего за белых бывшего полицейского пристава, — и внешне, и социально противостояли этому канону. Зоя Федорова была дочкой рабочего и домохозяйки, одно время ее отец работал начальником паспортной службы Кремля: пролетарий вошел в номенклатуру. Но главное, что она идеально попадала в советский типаж.
Сначала — простой и милой девушки из народа. Потом советской красавицы: большие глаза-пуговицы, круглое лицо, губки бантиком и перманент. Как органична она была в образе советской бабушки, можно судить, вспомнив ее роль в фильме «Москва слезам не верит». А о том, насколько Зоя Алексеевна Федорова соответствовала этому типажу внутренне, в интервью 2003 года вспоминал ее бывший зять, сценарист Валентин Ежов:
«Женщина она была недалекая. Я относился к ней иронично. Зоя носила высокую прическу, покрытую лаком. «Бабетта» называлась. На этой прическе всегда ее собачка Хеппи спала. Я ни разу не видел, чтобы она эту «бабетту» распустила… Зоя тащила в дом все, что нужно и не нужно. Ее спальня от пола до потолка была набита барахлом…»
В пору забитой барахлом спальни Зое Федоровой было шестьдесят. По нынешним меркам это не старость, но в человеке многое может перегореть. Тут, конечно, надо учесть, что дочка обладательницы «бабетты» бросила Валентина Ежова ради артиста балета, и он в свои оценках мог быть пристрастен.
Вышеприведенное плохо вяжется с тем, что известно о нашей героине. В конце концов, с ее именем связана одна из самых красивых любовных историй сталинского времени.
Все, что мы знаем о Зое Федоровой из газет, материалов на сайтах и телепередач, складывается из вороха вымыслов, домыслов и легенд. Ей приписывали работу на Министерство государственной безопасности. Писали, что она была ключевой фигурой среди московских спекулянтов драгоценностями и антиквариатом. Она якобы дружила с Галиной Брежневой, и та ей покровительствовала. По одной из самых популярных версий, накануне эмиграции в США актрису убили то ли специалисты КГБ, то ли люди министра внутренних дел Щелокова — его жене приглянулась принадлежавшая Федоровой редкая драгоценность.
Убийство Зои Федоровой так и не раскрыли, и, возможно, все это правда. А может, и нет: доказательства отсутствуют, их заменяют предположения, а свидетельства тех, кто ее знал, часто говорят о другом.
Перед нами стихийно сложившийся миф, ставший идеальной story, рассказиком для глянцевого журнала или развлекательного сайта. Но если существует ставшая общественным достоянием красивая история, то есть и стоящая за ней потребность. Всем хочется жить в красивом и ухоженном доме, обладать красивой семейной историей — и это относится не только к отдельным людям, но и к обществу в целом. В нашем минувшем ХХ веке немного правдивых историй о ставших принцессами Золушках и победивших драконов принцах. Отечественные Золушки по большей части так и остались посудомойками. Бывшие принцессы составили им компанию, прекрасных принцев победили и сожрали драконы — жить с таким бэкграундом тяжело, к тому же эти истории не монетизируются.
Писатели, журналисты и копирайтеры хотят продать свой труд, а хорошо продаются и читаются забористые и красивые сюжеты. Так тяжелая, как и весь наш ХХ век, история превратилась в яркую сказку.
Зоя Федорова действительно могла быть завербована ЧК — в 1927-м она проходила по делу впоследствии расстрелянного за шпионаж военного Кирилла Бове. Молодые познакомились на танцах, он за ней ухаживал, бывал дома, она в то время работала счетчицей в Госстрахе. Бухгалтер в страховой конторе не может быть ценным источником информации для вражеской разведки, зато красивая молодая девушка может стать ценным агентом политической полиции. Это допущение, но здесь те, кто описывал историю Федоровой, могут быть правы. В тридцатые-сороковые годы все было пронизано агентурой службы безопасности.
Лауреат двух Сталинских премий второй степени Зоя Федорова входила в советский высший свет, к тому же она была вдовой известного летчика, друга Василия Сталина. На приеме в посольстве США, где она познакомилась с заместителем американского венного атташе Джексоном Тейтом, Федорова могла оказаться в силу своего статуса. А о том, были ли у нее при этом обязательства перед своими гипотетическими кураторами мы, разумеется, судить не можем.
Зато все остальное хорошо известно. Тейт пригласил ее в ресторан, и она приняла приглашение, начался роман, затем была беременность. Тейта выслали из СССР (судя по всему, за скандальную связь), Федорова вышла за другого: ребенку, которого она носила, был нужен отец. В 1946-м Зою Федорову посадили на двадцать пять лет (она отсидела восемь), а ее сестре Марии дали десять, и она умерла в заключении. Дочь Зои Федоровой Викторию (так девочку назвали в честь Победы) воспитывала сестра актрисы, Александра, сосланная в Казахстан.
Тейт наводил справки о своей женщине, советские товарищи отвечали, что та счастлива в браке. Зоя Федорова между тем пыталась повеситься на тюремной решетке. Через несколько лет дети из казахстанского села Полудино столкнули Викторию в выгребную яму как дочку «врага народа», и она чудом не захлебнулась.
Связь с иностранцем могла быть и санкционирована, но пара зашла слишком далеко, любовь в служебные схемы (если те и были, что вовсе не факт) не укладывалась. Сталинская шпиономания в сороковые годы усилилась, началась борьба с низкопоклонством перед Западом. Да и мало ли о чем говорили Зоя Федорова и Джексон Тейт? То, что допустимо в одно время, в другую эпоху кажется предательством. Девятого мая 1945-го, в день капитуляции Германии, Зою Федорову и Тейта качали на московской площади — ее за известность, его за американскую военную форму. Но это же позже стало и отягчающим вину обстоятельством.
В 1955-м, на волне первой, еще маленковской реабилитации, она вышла на волю и воссоединилась с дочкой, считавшей мамой ее сестру. Виктория Федорова была ослепительно красива, впоследствии она стала талантливой и успешной киноактрисой. Характер, судя по всему, у нее был ужасный, все три ее советских брака продолжались не более двух лет. Виктория была убежденным и последовательным алкоголиком и от всей души ненавидела советскую власть.
В 1975-м она посетила США и познакомилась с отцом, в том же году вышла замуж в Америке. Так началась ее новая жизнь, где были и эпизодические роли, и модельный бизнес, и многолетняя работа лицом косметической компании, и развод с мужем, который отсудил у нее сына.
Зою Федорову убили задолго до этого — продав дачу, она собиралась уехать в США к дочке и внуку.
Тут было и остается много загадок. Она жила за семью замками, посторонних людей к себе не пускала. Убили ее во время телефонного разговора выстрелом в затылок. Стрелял тот, кому она доверяла, после этого убийца непонятно зачем зачесал ей волосы так, что они закрыли рану. Из дома пропали серебряные вилки и ложки, на полу лежали три пустых подрамника от картин, валялись бирки от драгоценностей. Но, судя по ярлыкам, все это было мелочевкой. Бывший зять Федоровой Валентин Ежов вспоминал об этом так:
«Из Сибири она всегда привозила уральские камушки. Заработает на концертах, что-то поднакопит, купит колечко с бриллиантом. Но все это было такое жалкое! Сейчас за все эти колечки тысячу долларов всего и дали бы».
А как же «бриллиантовое дело», антиквариат и драгоценности, которые Зоя Федорова переправляла на Запад? Судя по всему, в этот захватывающий сюжет превратились куда более незначительные вещи.
Например, картина, которую Федорова переправила к дочке в США, оказалась подделкой. Из США Зоя Федорова вывезла несколько синтетических шуб — там они стоили гроши, в СССР она их толкнула по пятьсот рублей. Мелкие драгоценные камушки, которые ей удалось провезти в Америку, скорее всего, тоже были жалкими, купленными по случаю.
Тот же Ежов вспоминал, как она принесла домой двести метров полусгнивших кружев, чтобы разрезать их и сшить занавески, и четыре штуки тапочек на одну ногу, потому что те дешево стоили. Подпольная миллионерша в этот убогий антураж не вписывается.
Вот только массовой культуре такие истории не нужны. Что бы ни случилось 10 декабря 1981-го в квартире Зои Федоровой, кем бы она на самом деле ни была, ей так и суждено остаться в памяти людей деятельницей советской бриллиантовой мафии, таинственной и влиятельной теневой фигурой брежневского высшего света.
Потому что в ином случае масскульт, масс-медиа и социальные сети о ней и не вспомнят.
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/3796-zoia-fedorova.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/zoya-fedorova/
- https://portal-kultura.ru/articles/history/337321-aktrisa-zoya-fedorova-podpolnaya-millionersha-i-tapochki-na-odnu-nogu/