Алиса Фрейндлих

Фрейндлих Алиса Бруновна биография, новости, фото

Алиса Бруновна Фрейндлих — народная артистка СССР, звезда легендарного «Служебного романа» и десятков других фильмов и спектаклей. В ее жизни было немало боли и огорчений, но, пройдя через все испытания, актриса стала только сильнее.

Алиса Фрейндлих: детство

Родители Алисы Фрейндлих. Фото: wikipedia.org

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Непривычную для слуха россиян фамилию она получила от отца — Бруно Фрейндлиха, немца по национальности. Когда-то, еще во времена правления императрицы Екатерины II, предки Бруно переехали из Германии в Россию, да так и остались здесь.

Когда у Бруно и Ксении родилась девочка, мама хотела дать ей русское имя Наташа. Но отец настоял на другом варианте, и дочку назвали Алисой. Зато мама «победила» в другом споре — в документах малышки поставили национальность «русская». Мама будто чувствовала, что совсем скоро людям с немецкой национальностью придется в стране нелегко…

Отец Алисы был ведущим актером в театре, актрисой была и сестра мамы, и ее муж… Словом, девочка уже в три года, увидев первый в своей жизни спектакль, «заболела» сценой: постоянно напевала услышанные там песенки и дома играла только в театр. Незадолго до войны родители Алисы расстались. И это, вероятнее всего, спасло и ее, и маму, и бабушку от репрессий: они больше не были семьей немца, и их не коснулось то, что погубило судьбы множества других людей в Советском Союзе.

Алиса Фрейндлих: блокада Ленинграда

Алиса Фрейндлих в детстве. Фото: wikipedia.org

Зато им пришлось пережить все ужасы блокады Ленинграда. Алиса Бруновна вспоминала, что выжили они только благодаря бабушке: она строго следила за тем, чтобы скудный паек делился на равные части, и чтобы никто не прикасался к своей порции раньше установленного ею времени. Так, деля крошечные съестные припасы на части, они и сумели остаться в живых, не умереть от голода. А однажды их дом разбомбили. К счастью, именно в тот день семья Алисы решила спуститься в подвал — и судьба снова сохранила им жизнь.

Алиса Фрейндлих: начало карьеры, театр

Алиса Фрейндлих в юности: Фото: кадр из фильма «Город зажигает огни», 1958 г.

Как только появилась возможность, Алиса с мамой уехали в Эстонию (бабушка к тому времени умерла) и прожили там три года. Только после войны смогли они вернуться в родной город. Но, несмотря на все тяготы, Алиса продолжала мечтать о том, как станет знаменитой актрисой.

Окончив Ленинградский театральный институт, она начала работать в Театре имени Комиссаржевской, который стал для нее настоящей школой жизни. Но настоящий успех пришел позднее, когда Фрейндлих приняли в Театр имени Ленсовета. Миниатюрную молодую актрису (ее рост — 153 см) наконец-то оценили по достоинству. Театром руководил Игорь Владимиров: он разглядел не только талант, но и женское очарование Алисы, и вскоре стал ее мужем.

Играла Фрейндлих и в других театрах Ленинграда — БДТ имени Товстоногова, Театре имени Максима Горького. И везде становилась примой. Зрители шли в театр «на Алису Фрейндлих» — она блестяще исполняла роли и в классических спектаклях, и в пьесах новых авторов.

Алиса Фрейндлих: кино

Алиса Фрейндлих с Василием Лановым в фильме «Анна и Командор», 1975 г.

А вот успех в кино пришел намного позднее. Режиссеры давали Алисе маленькие роли, эпизоды (например, она сыграла буфетчицу в знаменитой комедии «Полосатый рейс»), а она мечтала о чем-то большем. Актрисе было уже за 40, когда, наконец, она сыграла заметные кинороли: в фильмах «Анна и Командор», «Соломенная шляпка», «Принцесса на горошине»…

Алиса Фрейндлих с Андреем Мягковым. Фото: кадр из фильма «Служебный роман»

Но по-настоящему оглушительная слава пришла к Алисе Фрейндлих, когда она исполнила роль Людмилы Прокофьевны — Мымры — в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман». Актриса подошла к делу ответственно и творчески: текст роли учила по ночам, потому что была занята в театре, сама отыскала бесформенный костюм для своей героини, и даже исполнила две песни в фильме — «У природы нет плохой походы» и «Моей душе покоя нет». Людмила Прокофьевна, превратившаяся из «мымры» в цветущую влюбленную женщину, до сих пор остается визитной карточкой Алисы Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих: лучшие роли, награды

Алиса Фрейндлих в роли королевы Анны. Фото: кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978 г.

Впрочем, помимо «Служебного романа», в ее фильмографии немало и других ярких работ. В экранизации «Трех мушкетеров» она сыграла королеву Анну, потом были «Старомодная комедия» и «Комедия ошибок», а за «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского Алиса Бруновна получила премию «Ника». Еще одна «Ника» появилась у актрисы после большого перерыва в работе — она сыграла в фильме «На Верхней Масловке» в 2004 году. Зрители полюбили и ее героиню Ольгу Туманову, увлеченную сыщицу, в сериале «Женская логика». А вообще Алиса Бруновна сыграла десятки ролей в кино и театре, многие из фильмов, в которых она снималась, давно стали классикой, в ее коллекции — огромное количество наград и премий, которые просто невозможно перечислить.

Алиса Фрейндлих: личная жизнь

Алиса Фрейндлих с дочерью Варварой. Фото: соцсети

В первый раз актриса вышла замуж еще студенткой — за своего однокурсника Владимира Карасева. Но этот брак распался довольно быстро. А вот второе замужество Алисы Бруновны стало результатом «служебного романа» — почти как в известном фильме. Игорь Владимиров был на 16 лет старше и руководил Театром имени Ленсовета. В этом браке родилась единственная дочь Фрейндлих — Варвара Владимирова. Позднее Алиса Бруновна вспоминала:

«Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому поставил так много музыкальных спектаклей. Именно музыка открывает и актерскую душу, умножает зрительское восприятие».

Владимиров ставил спектакли специально для Алисы, очень быстро она стала настоящей примой — ему удалось раскрыть все грани ее таланта. Но двоим творческим людям часто бывает сложно ужиться под одной крышей. Так получилось и здесь. Владимиров ревновал Алису к ее взлетевшей популярности и успеху в кино, она ревновала мужа к молоденьким актрисам… Одной из последних капель стал головокружительный успех «Служебного романа», после которого актриса стала настоящей звездой. Словом, они развелись.

А когда дочке Варе было 13 лет, мама познакомила ее со своим новым мужчиной — Юрий Соловей тоже был актером. Они прожили вместе 14 лет, а потом Алиса Бруновна просто отпустила Юрия: он стремился за границу. Там его ждала карьера: к тому времени он занялся тем, что ему нравилось гораздо больше, чем сцена, — писал картины.

Алиса Фрейндлих: дочь и внуки

Алиса Фрейндлих с внуком Никитой. Фото: Global Look Press

Больше Фрейндлих не выходила замуж. Она признается, что ей комфортнее жить одной. Дочь Варвара — давно взрослая, она тоже стала актрисой. В свое время Варвара вышла замуж за политика Сергея Тарасова, родила сына Никиту и дочь Анну. В 2009 году Тарасов погиб в результате теракта. Алиса Бруновна помогала дочери растить внуков и сейчас она уже — прабабушка: у Анны в 2019 году родилась девочка. Актриса и сегодня выглядит превосходно для своего возраста: при росте 153 см она весит 60 кг, модно одевается и может внезапно появиться с выкрашенными в яркий цвет волосами.

Алиса Фрейндлих: доходы

По словам Алисы Бруновны, она получает хорошую пенсию:

«У меня нормальная пенсия, нормальная. Я блокадница, поэтому у меня пенсия большая. Я еще почетный гражданин, поэтому она удваивается. Вся пенсия идет на книжку, а потом на отпуск».

Кроме того, доходы актрисы пополняются ее заработками в театре и гонорарами за роли в кино.

Алиса Фрейндлих сейчас

Алиса Фрейндлих. Фото: кадр из фильма «Карп отмороженный», 2017 г.

В декабре 2020 года Алиса Фрейндлих перенесла коронавирус, причем в довольно тяжелой форме: было поражено 80% легких. Около двух месяцев она находилась в больнице, поклонники актрисы волновались за ее состояние. К счастью, она выздоровела и даже вернулась к работе. Весной 2022 года на экраны вышел фильм «Родители строгого режима», главную роль в котором сыграла Алиса Бруновна, а режиссером стал ее внук Никита Владимиров. Это не первая их совместная работа: Никита уже снимал бабушку в фильме «Карп отмороженный», где ее партнершей стала Марина Неелова.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Звездная пыль».

Актриса и сейчас, уже отметив 88-й день рождения, продолжает иногда выходить на сцену БДТ имени Товстоногова. Она старается не жаловаться на здоровье и признается, что считает себя счастливым человеком: все, о чем она когда-то мечтала в голодном Ленинграде, сбылось.

Алиса Фрейндлих

Кино-Театр.Ру мобильное меню

Алиса Фрейндлих фотографии


автор фото: Юлия Кудряшова

Дата рождения Категория Актриса Фильмография Театры Фотоальбом Обсуждение

Алиса Фрейндлих: смотреть фильмы онлайн

Алиса Фрейндлих:
смотреть фильмы онлайн

фотографии >>

Алиса Фрейндлих фотографии

Алиса Фрейндлих фотографии

Опубликовано в журнале

1984 год. Опубликовано в журнале

биография

Фрейндлих Алиса Бруновна

Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде, в семье известного актера Бруно Фрейндлиха.

Заслуженная артистка РСФСР (10.07.1965).
Народная артистка РСФСР (8.10.1971).
Народная артистка СССР (25.02.1981).

Ее мама, Ксения Фёдоровна Фёдорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в самодеятельных спектаклях. Потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), стала женой актера того же театра Бруно Фрейндлиха. Сама Ксения Фёдоровна была актрисой только в юности, недолго; все дальнейшие годы работала бухгалтером, растила Алису. С Бруно Артуровичем они расстались еще перед войной, но в жизни Алисы отец присутствовал всегда. Вместе с мамой Алиса оставалась в блокадном Ленинграде, три года после войны, начиная с середины 1946-го, проживали в Таллине. Потом вернулись домой.
В школе Алиса активно занималась в театральном кружке, который вела Мария Александровна Призван-Соколова. Мария Александровна поверила в звезду Алисы, позвала в свой дом, вместе с мужем Павлом Карловичем Вейсбремом помогли подготовиться к поступлению в 1953 году в Театральный институт.

В 1957 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, курс Б. В. Зона.

В 1957-1961 годах - актриса Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
В 1961-1983 годах - актриса академического театра им. Ленсовета.
С 1983 года - в труппе БДТ им. Горького (с 1992 — им. Г.А. Товстоногова).

театральные работы

Театр имени В.Комиссаржевской:
Гога — «Человек с портфелем» А. Файко, 1957
Котька — «Светите, звезды!» И. Микитенко, 1957
Катя Крайнева — «Раскрытое окно» Э. Брагинского, 1958
Поля Вихрова — «Живая вода» по роману Л. Леонова "Русский лес", 1959
Маша — «Время любить» Б. Ласкина, 1960
Вера — «Случайные встречи» Р. Назарова, 1961
Маша — «Рождены в Ленинграде» О. Берггольц, 1961

Театр имени Ленсовета:
Зина Капкова — «Первый встречный» Ю. Принцева, 1961
Элиза Дулиттл — «Пигмалион» Б. Шоу, 1962
Лиза Стратова — «Женский монастырь» В. Дыховичного, 1963
Таня — «Таня» А. Арбузова, 1963
Джульетта — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1964
Лика — «Мой бедный Марат» А. Арбузова, 1965
Селия Пичем — «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1966
Гелена — «Варшавская мелодия» Л. Зорина, 1967
Малыш — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, 1969
Даша — «Хождение по мукам» по трилогии А. Н. Толстого, 1970
Катарина — «Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1970
Катерина Ивановна — «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, 1971
Мадам Алиса — «Двери хлопают» М. Фермо, 1972
Альдонса — «Дульсинея Тобосская» А. Володина, 1973
Ковалёва — «Ковалёва из провинции» И. Дворецкого, 1973
Ведущая, Уриэль Акоста, Елизавета, Мария-Антуанетта, 2-й Певец — «Люди и страсти» (по классикам немецкой драматургии), 1974
Марта, Она — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, 1976
Ёлочкина — «Пятый десяток» А. Белинского, 1977
Раневская — «Вишневый сад» А. П. Чехова, 1978
Любовь Георгиевна — «Нечаянный свидетель» А. Арбузова, 1981
Моноспектакль «Оскар и Розовая дама» Э. Шмитта, 2004

БДТ им. Г.Товстоногова:
Ирина — «Киноповесть с одним антрактом» А. Володина, 1984
Глафира — «Волки и овцы» А.Н. Островский
Элейн Наваццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер — «Этот пылкий влюбленный» Н. Саймона, 1985
Ванда Кепеци — «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева, 1986
Настя — «На дне» М. Горького, 1987
Аманда Уингфилд — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, 1988
Леди Мильфорд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1990
Шарлотта — «Вишневый сад» А. П. Чехова, 1993
Леди Макбет — «Макбет» У. Шекспира, 1994
Леди Крум — «Аркадия» Т. Стоппарда, 1998
Ханна Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз — «Калифорнийская сюита» Н. Саймона, 1999
Шут Фесте — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 2003
Джин Хортон — «Квартет» Р. Харвуда, 2005
Москалёва — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, 2008
Этель Тэйер — «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере», 2010
Алиса — «Алиса» А. Могучий, С. Носов, С. Щагина, 2013

Работы вне основных театров:
Раневская — «Вишневый сад» А. Чехова, Театр "Современник"
Лидия Васильевна Жербер — «Старомодная комедия» А. Арбузова, 1992
«Гори, гори, моя звезда» (музыкально-поэтический спектакль по произведениям поэтов Серебряного века — М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев), 1996
Варвара Васильевна — «Осенние скрипки» И. Сургучева, 1997
Мадлен — «Уроки танго и любви» В. Аслановой, 2009

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1976) — за исполнение ролей Щёголевой, Ковалёвой, Малыша в спектаклях «Человек со стороны», «Ковалёва из провинции» И. Х. Дворецкого, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (1996) — «за выдающееся исполнение ролей классического репертуара»
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001) — «за спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова «Аркадия» по пьесе Т. Стоппарда»
Государственная премия Российской Федерации за 2007 год (2008) — «за создание художественных образов, ставших классикой отечественного театрального искусства и киноискусства»
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2010 год (фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину»)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009) — «за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность»
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004) — «за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства»
Орден Почёта (25 сентября 2014) — «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность»
Орден Дружбы (17 декабря 1994) — «за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами»
Орден Трудового Красного Знамени (1986)
Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
Почётная грамота Президента Российской Федерации (2010)
Премия Правительства Санкт-Петербурга и области «За уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга» (1997)
Премия Правительства Петербурга в области культуры и искусства (2018)
Лучшая актриса года по версии журнала «Советский экран» (фильм «Служебный роман»)
Награда международного драматического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
Премия «Ника», за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Подмосковные вечера», реж. Валерий Тодоровский, 1995)
Премия «Золотой софит» за лучшую женскую роль (спектакль «Макбет», 1995)
Звание «Живая легенда» (Пятая городская премия в области культуры «Люди нашего города», 2000)
Премия «Кумир» (2000)
Премия имени А. К. Толстого «Серебряная лира» (2000)
Царскосельская художественная премия (2000)
Театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2001)
Премия «Триумф» (2001)
Международная премия «Наш современник» (Фонд «Международный дом „Кино плюс"», 2002)
Звание «Солнечная актриса» (Неофициальная премия поклонников, 2002)
РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Приз губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографии России», 2003)
Международная премия К. С. Станиславского за вклад в развитие актёрского искусства (2004)
Номинация на премию «Золотой софит» за лучшую женскую роль (спектакль «Двенадцатая ночь, или как пожелаете», 2004)
Премия «Ника», за лучшую женскую роль (фильм «На Верхней Масловке», реж. Константин Худяков, 2006)
Премия «Петрополь» за уникальную актёрскую работу (спектакль «Оскар и Розовая Дама»; 2005)
Премия «Золотой софит» (специальная премия «Актер года», 2005)
Премия МКФ православного кино «Золотой Витязь» за выдающийся вклад в театральное искусство (2005)
Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2005)
Приз КФ «Амурская осень» в Благовещенске (за лучшую женскую роль, фильм «На Верхней Масловке», 2005)
Признана символом отечественного кино (2005)
Премия газеты «Московский комсомолец» (сезон 2004—2005 гг. ПЕРВАЯ ЛЕДИ (за спектакль «Оскар и розовая дама»)
Театральная премия «Золотая маска» за лучшую женскую роль («Оскар и Розовая Дама», театр им. Ленсовета) (2006)
Премия «Золотой софит» за мастерство и совершенство (спектакль «Квартет», 2006)
Приз «Признание» в честь 30-летия фильма «Служебный роман» КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге («За создание выдающихся образов в кинематографе», 2007)
Орден Святой Екатерины II степени (за спектакль «Оскар и розовая дама», 2007)
Международная премия святого апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (XVI церемония вручения авторитетной общественной награды, 2008): «За яркий талант и верность лучшим традициям русского драматического искусства»
Приз «Серебряная ладья» фестиваля «Окно в Европу» в Выборге за лучшую женскую роль (фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009)
РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Приз за лучшую женскую роль, фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2010)
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2010)
Премия «Золотой софит» (Специальная премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга», 2011)
Почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации (2013)
Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2013)
Премия «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль» (спектакль «Волнение» И. А. Вырыпаева, 2014)
Премия имени А. А. Тарковского «За вклад в кинематограф» (2015)
Премия «Ника» «За честь и достоинство» имени Э. А. Рязанова (2016)
Премия «Белый слон» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Большой», 2017)
Премия «Золотой орёл» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Карп отмороженный», 2018)
Почетный знак за заслуги перед Санкт-Петербургом (03.03.2019 на праздновании 100-летия БДТ)
Премия «Ника» «За лучшую женскую роль второго плана» (фильм «Большой») (2018)
Почётный член Российской академии художеств
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001)

последнее обновление информации: 01.03.23

Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих – советская и российская актриса, народная артистка СССР. Знаменитость не пересматривает фильмы со своим участием и считает себя театральной артисткой. Ведь кинопленка попадает в руки монтажера, и даже если исполнитель роли уверен, что вот в этом кадре он сыграл как надо, его могут вырезать, потому что режиссеру виднее.

Детство и юность

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в декабре 1934 года в Ленинграде под знаком зодиака Стрелец. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в Пскове, потом переехала в Северную столицу. Девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.

Семья отца Фрейндлих переехала в Россию еще при правлении императрицы Екатерины II Великой. Фрейндлихи были известны как хорошие стеклодувы. Отец Бруно, Артур, хотел продолжить семейное дело, но попытка не увенчалась успехом, так как у второго сына оказались слишком слабые легкие.

Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал императорский двор. Поработав там какое-то время, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.

Алиса Фрейндлих

Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934-го у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать малютку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской по национальности.

Еще в детстве будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было 3 года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и ее супруга. Родственники оканчивали консерваторию. Это зрелище сильно повлияло на маленькую девочку, она 3 дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.

До начала Второй мировой войны отец будущей звезды экранов уехал с театром на гастроли в Ташкент. Родители Фрейндлих решили расстаться. Алиса осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно с женой арестовали и расстреляли.

В 1941-м Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период как сaмый тяжелый, но, между тем и самый яркий. Актриса отчетливо помнит события тех дней, вплоть до мелочей. Выжить удалось благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.

Здоровье Алисы и мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания. Тяжело жилось психологически – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны мать с дочкой переехали в Таллин.

В Эстонии Алиса прожила с мамой 3 года и окончила 5-й класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и будущая артистка продолжила учебу в своей старой школе. В Северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе с новой семьей. Как вспоминала звезда кино, мама была не против общения дочери с родным папой, но новая жена Бруно запрещала родным людям встречаться. Более того, сводная сестра от второго брака даже не догадывалась о существовании Алисы.

В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Педагог поверила в талант юной подопечной и обучила азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, где без труда получила профильное образование.

Театр

После успешного окончания театрального института Алису пригласили в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской. Как вспоминает Фрейндлих, здесь она прошла огонь, воду и медные трубы. Молодая артистка получала только те роли, которые не устраивали любимицу публики Эмму Попову. Фрейндлих было нелегко, она много переживала. Но Алиса Бруновна безмерно благодарна за эту актерскую и жизненную школу. В этом театре она сыграла больше десяти ролей.

В 1961 году она перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, где актрису маленького роста (153 см) и огромного таланта заметили и оценили по достоинству. В театре Ленсовета Фрейндлих стала настоящей примой. Руководитель уловил специфику ее актерского таланта. Игорь Владимиров при выборе репертуара ориентировался на индивидуальность Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»

В 80-е годы она стала выступать на подмостках Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова в Ленинграде. Зрители видели ее как в классических постановках Уильяма Шекспира и Антона Павловича Чехова, так и в сюжетах современных авторов.

В 1983 году она перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем Фрейндлих начала появляться в главных ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и прочих.

В 2019 году в БДТ состоялась премьера пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение», которая была написана специально для Алисы Фрейндлих. В интервью журналистам режиссер признался, что работал над произведением «с огромным уважением и благодарностью за ее творческий путь». Знаменитость предстала в образе американской писательницы польского происхождения. Спектаклем звезда сцены отметила 35-летие работы в театре.

Алиса Бруновна и в 2020 году выходила на сцену БДТ имени Георгия Товстоногова в спектакле «Лето одного года». А вот играть в «Дядюшкином сне» посчитала уже неприличным в ее возрасте, но зрители шли на постановку и «на Фрейндлих» уже свыше 10 лет, так что актриса продолжила играть. Участвовала она и в других постановках Большого драматического театра.

Алиса Фрейндлих известна не только своими ролями, но и проникновенными декламациями. Чтение стихов во все времена считалось признаком актерского мастерства, недаром это испытание проходят абитуриенты в актерских училищах, и через рифмованные строки Фрейндлих раскрывает грани своего таланта. Особенно артистичный голос знаменитости запомнился поклонникам по аудиосказке «Щелкунчик».

В Сети легко отыскать аудио- и видеозаписи, где актриса читает стихи представительниц Серебряного века Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, но наибольшей популярностью пользуется «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих. Это прочтение настолько популярное, что вводит современных слушателей в заблуждение – кое-кто всерьез считает звезду автором этих строчек.

Творческие успехи знаменитости признаны и народом, и на официальном уровне. Алиса Бруновна получила 5 почетных орденов за вклад в искусство и два десятка престижных государственных премий, не считая многочисленных наград различных кино- и театральных фестивалей и конкурсов.

Василий Лановой, Алиса Фрейндлих

В 2021 году Алисе Бруновне вручили государственную премию — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Тогда же стало известно, что артистка намеревается продолжить театральную карьеру.

Ожидание не было долгим — в мае Алиса Бруновна сыграла в спектакле «Волнение» на сцене БДТ имени Георгия Товстоногова. Исполнительница на вопросы о самочувствии (она перенесла коронавирусную инфекцию) лаконично ответила: «Сносно». А в интервью поделилась, что она очень переживала, как будет выступать после столь длительного перерыва. Впрочем, громкие аплодисменты публики развеяли ее волнение.

Фильмы

Если в 60-х годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли почти не приглашали. В дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Артистка сыграла школьницу в «Бессмертной песне», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-людоедку в телеспектакле «12 стульев» и ряд других эпизодических ролей. Исключение составила комедия «Похождения зубного врача».

Удача улыбнулась Алисе Фрейндлих в 1974-м. Актрису задействовали в целой серии достаточно популярных кинолент. В мелодраме «Анна и Командор» она сыграла собеседницу Иннокентия Смоктуновского, рассказывающую о погибшем муже. В роли последнего выступил Василий Лановой.

Иннокентий Михайлович озвучил экранного супруга звезды в мелодраме «Опасный возраст» о парфюмере, утратившем способность различать запахи. Со Смоктуновским Фрейндлих снялась в детском фильме «Принцесса на горошине» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Артистка получила главную роль еще в одной экранизации произведения датского прозаика – «Тайна Снежной королевы».

Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков

Драма Элема Климова «Агония» вышла на экраны с 4-й попытки – не пропускала советская цензура. В ленте о падении Российской империи Фрейндлих предстала в образе придворной дамы, ярой почитательницы Григория Распутина.

Музыкальная комедия «Соломенная шляпка» подарила Алисе роль беззаботной баронессы, за чье внимание дерутся Михаил Козаков и Михаил Боярский.

Когда Андрей Тарковский приступил к экранизации романа Бориса и Аркадия Стругацких «Пикник на обочине», в главной роли он видел жену Ларису. По совету оператора картины пригласили на пробы Марину Неелову и Алису Фрейндлих. Неелова не подошла по возрасту. Алисе довелось сыграть жену персонажа Александра Кайдановского. Артистка сожалела, что впоследствии судьба больше не сводила ее с постановщиком. В 2015 году Фрейндлих на фестивале «Зеркало», носящем имя Тарковского, вручили премию «За вклад в кинематограф».

Всенародная любовь зрителей пришла к ней после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной исполнительницу сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в кино, так как считал, что съемки вредят работе в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и лично уговаривать коллегу, чтобы тот согласился.

Трудолюбивая звезда учила роль Кулагиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Она сама нашла подходящий костюм для своего образа, походку скопировала у деловых женщин того времени. Кстати, в «Служебном романе» Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами: «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую «мымру» в начале сюжета и цветущую красавицу после преображения.

Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной, Анатолия Новосельцева, исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркий образ секретарши Верочки, озабоченной перевоплощением своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Людмилы Прокофьевны стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.

Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили

После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла еще одну выдающуюся роль – королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, каким характером и стилем поведения обладает героиня.

Эльдар Рязанов впоследствии писал в книге «Неподведенные итоги» о ее работе в киноленте:

«Не попасть под очарование Алисы Бруновны – женское, человеческое, актерское – было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям — такова Алиса Бруновна в жизни».

Затем Алиса Фрейндлих сыграла в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями: «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» – классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города.

В 1981 году в жизни Фрейндлих произошли запоминающиеся события, которые повлияли на ее дальнейшую судьбу. Алисе Бруновне присудили звание народной артистки Советского Союза, и вскоре после этого она разошлась со вторым мужем. Вместе с Игорем Владимировым актриса проработала еще 2 года.

После распада СССР в карьере Фрейндлих наступил застой. В 1993-м она снялась в продолжении «Мушкетеров», но картина получилась не столь популярной, как первая часть. Однако стоит отметить работу Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принесший первую премию «Ника» за главную женскую роль.

После «Подмосковных вечеров» актриса долгое время не снималась. На широкий экран Фрейндлих возвратилась в 2004 году, ее пригласили на одну из главных ролей в кинофильм «На Верхней Масловке». Партнером Алисы Бруновны по съемочной площадке стал Евгений Миронов. За роль 87-летней скульпторши Анны Борисовны она получила вторую «Нику».

Критики тепло приняли персонажа Алисы Фрейндлих, отметив, что та по-новому раскрыла образ пожилой героини – сыграла не стереотипную бабушку, а простую женщину, которая все еще любит, мечтает и чувствует, несмотря на возраст.

Еще она сыграла в главной роли детективного мини-сериала «Женская логика». Поклонникам запомнилась любознательная Ольга Туманова – сотрудница издательства по профессии и сыщик по призванию. В 2008 году Фрейндлих получила две главные роли в картинах «Васильевский остров» и «Марево».

В 4-й части повествования об отважных рыцарях плаща и шпаги «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» Алиса Бруновна вновь сыграла королеву Анну Австрийскую. И через 30 лет после выхода первого фильма по произведению Александра Дюма гордая испанка в исполнении актрисы была так же хороша, как и в молодости.

В 2009 году Алиса Фрейндлих сыграла в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященной биографии и произведениям Иосифа Бродского. Режиссер Андрей Хржановский призывал не считать киноленту байопиком, а воспринимать как работу, основанную на стихах и прозе Бродского. Фрейндлих сыграла мать поэта и была действительно счастлива получить эту роль, так как очень любит стихи Бродского.

Алиса Фрейндлих, Варвара Владимирова

Третий супруг Фрейндлих – художник Юрий Соловей, с которым она прожила 12 лет. По словам Алисы Бруновны, Юрий не мог себя реализовать из-за недостатка знаний, поэтому, смотря на успешную жену, часто устраивал скандалы.

Дочь Варвара решила пойти по стопам мамы и сегодня играет с ней в одном театре, параллельно трудится заместителем гендиректора строительной компании по корпоративным коммуникациям. Варя вырастила 2 внуков – сына Никиту и дочь Анну. Отец детей, Сергей Тарасов, – сенатор. В 2009 году в семье произошла трагедия – Тарасов погиб. Причина смерти – теракт.

Внучка Анна по образованию продюсер, в 2017 году вышла замуж за актера Алексея Мышинского.

Внук Алисы Бруновны тоже мечтал о творческой профессии, сейчас уже выучился на режиссера и продюсера в Школе-студии МХАТ. Никита Владимиров снял любимую бабушку, а также Марину Неелову и Евгения Миронова в главной роли в трагикомедии «Карп отмороженный». Чтобы собрать деньги на фильм, молодой человек заложил собственную квартиру. Жертвы оправдались – картина получила приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля. Потом нашелся и спонсор, который погасил долги Владимирова-младшего.

Когда появляется свободное время, Фрейндлих идет в театр как зритель, гуляет по городу. Правда, предпочитает делать это в сумерках, чтобы избежать «эпидемии просьб» о совместном фото, «у всех же есть камеры на телефонах».

Алиса Фрейндлих сейчас

Успешным совместным проектом Алисы Бруновны и ее внука Никиты стал фильм «Родители строгого режима». В картине, премьера которой состоялась весной 2022 года, она сыграла главную роль матери мэра города. Постаревшие родители, видя, что их сын живет не по совести, решили перевоспитать наследника, посадив того в доме буквально за решетку.

Никита Владимиров поделился с прессой информацией, что его бабушка долго не соглашалась на съемки, находя аргументы. Но долгие уговоры все же привели к успеху. В работе между родственниками не возникало конфликтов. Внук звезды понимал, насколько той было сложно довериться «новичку» в киноискусстве. Но начинающий режиссер не почувствовал недоверия со стороны Алисы Бруновны.

Осенью стало известно, что Фрейндлих попала в шорт-лист премии «Звезда театрала» вместе с Евгением Цыгановым, Максимом Авериным и Викторией Исаковой.

Фильмография

  • 1961 – «Полосатый рейс»
  • 1965 – «Похождения зубного врача»
  • 1974 – «Анна и командор»
  • 1977 – «Служебный роман»
  • 1978 – «Д*Артаньян и три мушкетера»
  • 1979 – «Сталкер»
  • 1981 – «Опасный возраст»
  • 1984 – «Жестокий романс»
  • 1986 – «Прости»
  • 1992 – «Мушкетеры двадцать лет спустя»
  • 1993 – «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»
  • 1994 – «Подмосковные вечера»
  • 2002-2004 – «Женская логика»
  • 2008 – «Васильевский остров»
  • 2009 – «Возвращение мушкетеров»
  • 2014 – «Линия Марты»
  • 2017 – «Большой»
  • 2017 – «Карп отмороженный»
  • 2022 – «Родители строгого режима»

Интересные факты

  1. В копилке Алисы Фрейндлих десятки наград и присужденных почетных званий. Среди них есть не только дарованные государством лавры, но и такой неофициальный знак зрительского признания, как «Солнечная актриса».
  2. В интервью, которое звезда дала «Советской культуре» в 1987 году, призналась, что всегда мечтала о роли булгаковской Маргариты. Но уже в то время не вписывалась в образ из-за возраста. К тому же, по мнению самой Алисы Фрейндлих, «роман такой многоплановый, что, когда даже появилась возможность инсценировать его в театре, добиться серьезных успехов мало кому удалось».
  3. Как и многие представительницы прекрасного пола, а особенно дамы творческих профессий, Фрейндлих любит цветы. Однако роскошным лилиям и розам она предпочитает скромные полевые цветы – васильки да ромашки.
  4. С юности Фрейндлих была сладкоежкой, конфеты предпочитала с ореховой начинкой. Один из почитаемых Алисой Бруновной (помимо семечек) несладких продуктов – грибы. Готовит их самостоятельно: солит, жарит, маринует, варит супы. Более того, артистка сама с удовольствием собирает дары леса.
  5. Знаменитость выступает за натуральную красоту и является противницей пластических операций, если на то нет серьезных медицинских показаний.

Источники:

  • https://teleprogramma.pro/persons/alisa-freyndlikh
  • https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/4552/bio/
  • https://24smi.org/celebrity/737-alisa-freindlikh.html
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.