Фрида Кало
Фрида Кало
Гениальную мексиканскую художницу Фриду Кало нередко называли женским альтер-эго Сальвадора Дали. Критики причисляли автора работы «Раненый олень» к сюрреалистам, но она на протяжении всей жизни открещивалась от этого «клейма», заявляя, что основой ее творчества являются не эфемерные аллюзии и парадоксальное сочетание форм, а пропущенная через призму личного мировосприятия боль от утраты, разочарования и предательства.
Детство и юность
Родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон за три года до мексиканской революции, 6 июля 1907 года, в поселении Койоакан (пригород Мехико). Мать художницы Матильда Кальдерон была безработной фанатичной католичкой, державшей мужа и детей в строгости, а отец Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, работал фотографом.
В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Постоянные издевки сверстников (в детские годы у нее было прозвище «деревянная нога») только закалили характер Магдалены. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу. Также Кало умела грамотно маскировать свой изъян. В этом ей помогали длинные юбки, мужские костюмы и надетые поверх друг друга чулки.
Примечательно, что в детские годы Фрида грезила не карьерой художницы, а профессией врача. В 15 лет она даже поступила в Национальную подготовительную школу «Препараторию», в которой юное дарование на протяжении пары лет изучало медицину. Хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.
В сентябре 1925 года произошло событие перевернувшее жизнь Магдалены с ног на голову: автобус, на котором 17-летняя Кало возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу, искалеченную детской болезнью, не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).
Три недели барышня пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявления врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец, в отличие от супруги, которая ни разу не пришла в госпиталь, не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, мужчина считал победой каждый ее вдох и выдох.
Вопреки прогнозам светил медицины, Кало очнулась. После возвращения с того света Магдалена почувствовала невероятную тягу к написанию картин. Отец сделал для горячо любимого чада специальный подрамник, позволявший творить лежа, а также прикрепил под балдахином кровати большое зеркало, чтобы дочь во время создания произведений могла видеть себя и окружающее ее пространство.
Уже через год Фрида сделала свой первый карандашный набросок «Авария», в котором бегло зарисовала катастрофу, искалечившую ее физически и душевно. Твердо встав на ноги, Кало в 1929 году поступила в Национальный институт Мексики, а в 1928 году стала членом коммунистической партии. В то время ее любовь к искусству достигла своего апогея: Магдалена днем сидела за мольбертом в художественной студии, а вечерами, облачаясь в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, отправлялась на вечеринки.
Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару. Непристойные остроты экстравагантной женщины заставляли гостей светских раутов хохотать без остановки. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной особы и проникнутыми ощущением безысходности картинами того периода. По заявлениям самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.
Живопись
Фрида Кало прославилась за счет своих колоритных автопортретов (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась.
В работах художница не боялась обнажать как свои («Без надежды», «My birth», «Всего-то несколько царапин!»), так и чужие страдания. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице – актрисе Дороти Хейл (девушка покончила с собой, выбросившись из окна). Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Магдалена изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.
Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего. Внутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.
Мировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка ее работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на ее творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились ее картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».
К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, стала полноценной частью экспозиции. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший ее отношение к смерти.
Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».
Личная жизнь
Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем – мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году их пути снова пересеклись. На следующий год 22-летняя девушка стала законной супругой 43-летнего живописца. Брак Диего и Фриды современники в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Мужчину дразнили «принцем-жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием.
Магдалена знала о неверности мужа. У самой художницы в 1937 году разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Дело в том, что супруги были рьяными коммунистами и по доброте душевной приютили у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул их дом. Также Кало приписывали роман с известным поэтом Владимиром Маяковским.
Все без исключения амурные истории Фриды окутаны тайной. Среди предполагаемых любовников художницы числилась и певица Чавела Варгас. Поводом для сплетен послужили откровенные фотографии девушек, на которых Фрида, облаченная в мужской костюм, утопала в объятиях артистки. Впрочем, Диего, открыто изменявший жене, на ее увлечения представительницами слабой половины человечества не обращал внимания. Такие связи представлялись ему несерьезными.
Несмотря на то, что супружеская жизнь двух звезд изобразительного искусства не была образцовой, Кало не переставала мечтать о детях. Правда, из-за травм женщине так и не удалось испытать счастье материнства. Фрида пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились выкидышем. После очередной потери ребенка она взялась за кисть и начала рисовать детей («Больница Генри Форда»), в основном, умерших – так художница пыталась примириться со своей трагедией.
Смерть
Кало скончалась через неделю после празднования своего 47-ого дня рождения (13 июля 1954 года). Причиной смерти художницы стало воспаление легких. На похоронах Фриды, которые прошли со всей помпезностью во Дворце изящных искусств, помимо Диего Риверы, присутствовали живописцы, писатели и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас. Тело автора картины «Что мне дала вода» было кремировано, а урна с прахом по сей день находится в доме-музее Фриды Кало. Последними словами в ее дневнике были:
«Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».
В 2002 году голливудский режиссер Джулия Тэймор представила на суд любителей кинематографа автобиографический фильм «Фрида», в основе сюжета которого лежала история жизни и смерти великой художницы. В роли Кало снялась лауреат премии «Оскар», актриса театра и кино Сальма Хайек.
Также литераторы Хейден Эррера, Жан-Мари Гюстав Ле Клезио и Андреа Кеттенманн написали о звезде изобразительного искусства книги.
Произведения
- «Мое рождение»
- «Маска смерти»
- «Фрукты земли»
- «Что мне дала вода»
- «Сон»
- «Автопортрет» («Диего в мыслях»)
- «Моисей» («Ядро Создания»)
- «Маленькая лань»
- «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль»
- «Автопортрет со Сталиным»
- «Без надежды»
- «Сиделка и я»
- «Память»
- «Госпиталь Генри Форда»
- «Двойной портрет»
Фрида Кало
Фрида Кало осталась в истории как знаменитая мексиканская художница, чаще всего писавшая автопортреты.
Фрида Кало. Это имя ассоциируется с невероятной силой духа и стремления жить. Она была яркой и спорной, откровенной и несчастной, имевшей все и одновременно ничего. Вместо нее говорят ее картины, полные жизни и стремления достичь высоких целей вопреки всему, особенно физическому недугу. Внешне она была маленькой и хрупкой, но в ней таилась невероятная внутренняя сила, которая помогла справиться со всеми невзгодами. Ее биография – это любовь и ненависть, дружба и предательство, творческие взлеты и болезненные падения.
Детство
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в пригороде Мехико, поселении Койоакан. Ее полное имя звучит как Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон, она дочь фотографа Гильермо Кало и Матильды Кальдерон. Мама придерживалась католической веры, была очень строгой, ее побаивались не только дети, но и муж.
В шестилетнем возрасте Фрида перенесла полиомиелит, после чего правая нога девочки стала тоньше на несколько сантиметров, по сравнению с левой. Сверстники постоянно издевались над малышкой, прозвали ее «деревянной ногой». Однако она не раскисала, а скорее, наоборот, с годами становилась все сильнее духом. Преодолевая боль, Фрида натягивала на больную ногу две пары чулок, и бежала к мальчишкам играть в футбол. Помимо этого, она ходила в бассейн и в секцию бокса. Повзрослев, стала носить длинную юбку, иногда предпочитала мужской костюм, и таким образом скрывала свой физический изъян.
В детстве девочка мечтала стать доктором. В 15 лет она начала обучение в Национальной подготовительной школе «Препаратория», где на протяжении двух лет изучала медицинское дело. Она стала одной из тридцати пяти девушек, которые учились вместе с несколькими тысячами парней.
Самым трагическим днем биографии Фриды стало 17 сентября 1925 года. Она ехала домой в автобусе, который попал в аварию – его протаранил трамвай. Через живот девушки прошли металлические прутья, прорвали матку и вышли в паху. Кроме этого у нее был сломан позвоночник в трех местах и одиннадцать переломов на больной ноге.
Фрида не приходила в сознание на протяжении трех недель. Врачи говорили, что после таких травм не выживают, никто не надеялся на благоприятный исход. И только отец верил, что чудо произойдет, он находился рядом с дочерью все это время. Мама не появилась в госпитале ни разу. Тело Фриды было заковано в гипсовый корсет, но отец радовался, когда слышал, что она дышит, и не терял надежды.
Светила медицины на этот раз ошиблись. Девушка пришла в себя. Вернувшись в прямом смысле с того света, Фрида поняла, что ей очень хочется рисовать. Отец занялся изготовлением специального подрамника, благодаря которому можно было работать лежа. Над балдахином ее кровати он установил огромное зеркало, в котором отражалась сама девушка и пространство вокруг нее.
Спустя год Кало показала отцу свою первую работу – набросок карандашом, который она назвала «Авария». Картина содержала подробности катастрофы, практически сломавшей жизнь молодой девушке. Только спустя 4 года, в 1929-м, Фрида смогла продолжить обучение. Она стала студенткой Национального института Мексики. За год до этого, в 1928-м, девушка вступила в коммунистическую партию. Магдалена целыми днями просиживала в художественной студии у мольберта, а вечером переодевалась в экзотические платья, маскировавшие ее увечья, и ходила на вечеринки.
Она появлялась на публике с неизменной сигаретой и бокалом вина, выглядела изящно и утонченно, никто даже не догадывался о ее физическом недостатке. Фрида отпускала непристойные шуточки, и гости просто умирали от смеха. Этот отрезок ее жизни полон контрастов. Внешне импульсивная и жизнерадостная девушка писала картины, в которых сквозила тоска и безысходность. Сама Кало сказала, что ее шикарная одежда и вычурные фразы были отличным прикрытием искалеченной души, которая прорывалась наружу только в ее полотнах.
Живопись
В основном Фрида писала автопортреты, которых за весь период ее творчества набралось семь десятков. Все полотна имели одну общую особенность – сросшаяся у переносицы бровь и никакого намека даже на слабую улыбку. Фигура художницы всегда была скрыта, вместо нее Фрида изображала национальную символику, в которой разбиралась очень хорошо. Примеры таких работ – «Автопортрет в образе Техуаны» и «Автопортрет на границе между Мексикой и США».
Ее работы содержат не только собственные страдания, но и горе чужих людей. В 1939 году одна из поклонниц Фриды попросила ее написать портрет актрисы Дороти Хейл, которая покончила жизнь самоубийством, чтобы таким образом почтить память девушки. Кало создала шедевр под названием «Самоубийство Дороти Хейл», который шокировал заказчицу. Вместо того, чтобы создать красивый портрет, Фрида нанесла на холст момент смерти девушки – падение и мертвое тело в луже крови.
Отдельного внимания заслуживает полотно «Две Фриды», написанное художницей во время разрыва с супругом. Она представила свое «я» в двух образах – мексиканская Кало, предмет обожания Диего Риверы и европейская Фрида, которую он всегда отвергал. Ее очень мучил разрыв с мужем, и эта боль выражена кровоточащей артерией, протянутой между сердцами двух женщин.
Мировая слава настигла художницу в 1938-м, тогда в Нью-Йорке прошла первая выставка ее полотен. В это время здоровье художницы начало сильно ухудшаться, и это было очень заметно по ее следующим работам. С каждым новым пребыванием на операционном столе, картины становились все более мрачными. Примером таких работ стали «Маска смерти» и «Думая о смерти». Период восстановления после операций ознаменовался полотнами, в которых прослеживаются библейские истории – «Моисей, или Ядро творения», «Сломанная колонна».
В 1953-м состоялась еще одна выставка ее полотен, в родной Мексике, но художница самостоятельно уже не передвигалась. За день до начала работы экспозиции все картины развесили по местам, а для Фриды установили шикарно оформленную кровать. Она лежала на ней и казалась неотъемлемой частью собственных картин. Буквально за неделю до ухода в мир иной, Кало закончила работу над натюрмортом «Да здравствует жизнь», в котором выразила свое отношение к смерти.
Полотна Фриды Кало оставили заметный след в современной живописи. В Чикаго состоялась выставка работ современных художников, которые питали вдохновение от полотен Фриды и пытались ей подражать. Эта экспозиция посвящалась влиянию Кало на мир современной живописи, и получила название «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».
Личная жизнь
Своего будущего мужа – мексиканского художника Диего Риверу, Фрида встретила в студенческие годы. Вторая встреча состоялась в 1929-м, а уже в следующем году они стали мужем и женой. На тот момент Фриде было 22, ее супругу 43. Их в шутку называли слоном и голубкой, потому что Диего был высокого роста и достаточно крупного телосложения в сравнении с хрупкой Фридой. Диего получил прозвище «принц-жаба», он не был красавцем, но это не мешало ему покорить множество женских сердец.
Они прожили пять лет, словно на пороховой бочке. Были ссоры, выяснения отношений, но Диего понял, что Фриду ему не сломить, она имела такой же сильный характер, как у него. Супруги расстались, но отдельно жить друг от друга не смогли. Спустя год семья воссоединилась. Диего продолжал изменять, Фрида – терзаться из-за этих измен. У нее появилось стремление отомстить, и художница тоже позволила себе пуститься во все тяжкие. В ее постели побывали не только мужчины, но и женщины.
В 1937-м она воспылала страстью ко Льву Троцкому, которого ласкательно звала «козлик», так как у него были седые волосы и борода. Кало и Ривера состояли в коммунистической партии и оказали милость российскому революционеру – пустили жить в свой дом. Роман Фриды и Льва вызвал громкий скандал, революционер быстро ретировался из их дома. Говорили, что у Фриды были романтические отношения с поэтом революции – Владимиром Маяковским.
Личная жизнь художницы носит некий налет тайны. В любовниках Фриды ходили не только мужчины, но и певица Чавела Варгас. Сплетни поползли после того, как была обнародована фотография, где Кало в мужском костюме страстно обнимается с артисткой. Диего изменял супруге в открытую, но ему очень не нравились ее отношения на стороне. Хотя увлечения женщинами он всерьез не воспринимал.
Семейную жизнь двух художников никак нельзя причислить к примерам для подражания, но Фрида всегда хотела родить ребенка. Однако полученные в юности травмы так и не дали ей этого шанса. Художница сделала много попыток забеременеть, три раза ей это удалось, но каждый раз случался выкидыш. После того, как она в очередной раз потеряла малыша, на картинах Кало появились дети. К сожалению, они были мертвыми, так Фрида хотела примириться с тем, что никогда не станет матерью.
Смерть
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года, ровно через неделю после своего 47-летия. Смерть наступила вследствие воспаления легких. Местом прощания с известной художницей послужил Дворец изящных искусств. На церемонии присутствовало много художников, писателей и других творческих людей. Дань уважения великой художнице пришел отдать экс-президент Мексики Ласаро Карденас. Тело Фриды Кало кремировали, урну с прахом художницы установили в доме-музее ее имени, где она и хранится по настоящее время. Перед самым уходом художница написала в своем дневнике, что она очень надеется, что уходит насовсем, и больше не вернется.
В 2002-м на экраны вышла автобиографическая лента «Фрида», голливудского режиссера Джулии Тэймор. Ее основой стала биография художницы, ее жизнь и преждевременный уход. Роль главной героини картины досталась актрисе Сальме Хайек.
Память о Фриде Кало увековечена и книгами, авторами которых были Жан-Мари Гюстав Ле Клезио, Хейден Эррера, Андреа Кеттенманн.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Фрида Кало биография, новости, фото
10 удивительных фактов о Фриде Кало 22 октября 2022 64 736 просмотров Теги Творчество 10 удивительных фактов о Фриде Кало 22 октября 2022 64 736 просмотровЖизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало — это необыкновенная и яркая история о безумной любви, творчестве и постоянном преодолении физической боли. Выбрали несколько фактов из нашей книги о Фриде, где собраны уникальные фотографии, репродукции картин, письма и страницы из дневников художницы. Читать — не оторваться.
Мексиканка или немка?
Viva la Фрида
Магдалена Кармен Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, фешенебельном пригороде Мехико. А вот её отец Карл Вильгельм был выходцем из семьи немецких ювелиров. В молодости он отправился в Мексику и решил начать новую жизнь. Сменил имя на Гильермо и обвенчался с молодой мексиканкой.
Слева — Фрида в детстве, справа — Фриде двенадцать лет
От матери Фрида унаследовала склонность к переживаниям и целеустремленность, от отца — душевное тепло, нежность, но прежде всего прославленную немецкую дисциплинированность. Кстати, она любила подтрунивать над его немецким происхождением и ласково называла отца «герр Кало».
«Шеф»
Фрида выросла в царстве женщин, в красивом «Синем доме» с внутренним двориком, расположенным на углу улиц Лондрес и Альенде. Заправляла домом деспотичная и склонная к депрессиям мать, которую Фрида называла «шеф». Матильда (так звали мать Фриды) выросла в семье, где было одиннадцать детей. Она была самой старшей, присматривала за всеми и совсем не знала материнской ласки, поэтому ей нечего было предложить своим детям.
«Мои бабушки и дедушки, родители и я» — генеалогическое древо, созданное Фридой
«Фрида — деревянная нога»
В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом, болезнь приковала задорную, непоседливую малышку на девять месяцев к постели. Белые простыни, сменяющие друг друга медсестры, боль и лекарства стали постоянными спутниками ее жизни. Девочка поправилась, но из-за атрофированных мышц навсегда осталась хромой — за это местная детвора называла ее «Фрида — деревянная нога».
Фрида — в центре. Она словно занимая место сына, которого не было у отца
Отец взял на себя заботу о больной дочке. Он придумал для нее целый комплекс упражнений, который казался в то время немыслимым для девочки из уважаемой мексиканской семьи.
Она каталась на роликах и ездила на велосипеде, хотя эти виды спорта традиционно считались мужскими, а также занималась греблей и борьбой, играла в мяч.
Хромота со временем стала менее заметной, но нога оставалась очень худой. Фрида пыталась это скрыть, надевая несколько пар чулок под высокие сапоги, а позже носила брюки и мешковатую одежду.
Мечты о медицине
В 1922 году Фрида начала ежедневно ездить в центр Мехико. Поездка занимала час. Одаренная ученица, она стала одной из первых девочек — среди двух тысяч учеников их было всего тридцать пять, — принятых по конкурсу в Национальную подготовительную школу, считавшуюся лучшей в Мексике.
В первом ряду справа Кристина Кало, в третьем ряду справа Фрида вместе с подругами
В этой школе училась будущая элита страны, девочек туда стали принимать только благодаря политике нового министра просвещения Хосе Васконселоса. Фриде было четырнадцать, она выбрала пятилетний курс, готовивший к изучению медицины. Интересовала её биология, в частности анатомия и ботаника.
Новый день рождения
Женщины наравне с мужчинами участвовали в кровавой борьбе, захлестнувшей Мексику
Авария
В годовщину независимости Мексики, 17 сентября 1925 года Фрида со своим возлюбленным Алехандро сели в автобус. Спустя мгновенье автобус врезался в трамвай. Тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, ребер, вывих левого плеча… список травм поразил даже врачей. Они собирали Фриду буквально по частям.
Рисунок «Авария» Фрида сделала спустя год после выписки из больницы
Некоторые полагали, что она умрет на операционном столе. Однако врачи недооценили выносливость пациентки и ее необыкновенную жажду жизни.
Фрида проснулась, жутко проголодалась и захотела увидеть семью.Автопортреты
Спустя год после аварии Фрида вновь слегла с болезнью. Она не могла встать, поэтому мать установила ей кровать с балдахином, повесила внутри небольшое зеркало и заказала специальный мольберт, а отец принес коробку с красками. Ей оставалось лишь рисовать саму себя, вглядываясь в небольшое зеркало. Все, что ей было доступно для изучения, — это собственное лицо.
У Фриды было много разных автопортретов: с обрезанными волосами, с мексиканской собачкой, обезьянкой, мужем Диего… Всю жизнь она изучала себя
Так появились автопортреты художницы, которые она затем рисовала всю жизнь. Провокационные, чувственные, странные. В национальных платьях и мужских костюмах. «Я пишу себя, потому что знаю эту тему лучше всего», — говорила Фрида.
Слон и голубка
Диего Ривера — художник, работающий в стиле мексиканской монументальной живописи, — стал самой большой любовью Фриды. Когда они познакомились, он был старше ее на двадцать лет, выше на двадцать сантиметров и тяжелее на сто килограммов.
Фото сверху — Фрида вот-вот станет сеньорой Диего Ривера, фото снизу — Фрида и Диего повторно вступают в брак. На картине Фрида предстает в образе матери, а Диего — маленького мальчика.
Они с Фридой поженились 21 августа 1929 года. «Союз слона и голубки», — с горечью прокомментировали рождение новой семьи близкие Фриды. Ее отец единственный из них присутствовал на свадьбе. Жених был одет на американский манер и носил гигантскую ковбойскую шляпу, а Фрида выбрала стиль коренных индейцев: длинную юбку и традиционный шарф ребозо, накинутый на плечи. Позже Диего вспоминал, как в середине церемонии «дон Гильермо Кало встал и сказал: „Господа, да это же просто какая-то комедия!“».
Материнство
У Фриды Кало не было детей. После аварии врачи настаивали, чтобы Фрида отказалась от мечты о материнстве. Она трижды нарушала этот запрет, но ее тело трижды выносило собственный вердикт. Врожденная патология (как и у всех сестер Кало), травмы, полученные в результате аварии, в том числе перелом таза, а также плохие анализы крови: Фрида не могла выносить ребенка.
«Больница Генри Форда» стала первой работой Фриды на металле. И одной из самых страшных и печальных работ
После очередного выкидыша она писала доктору Элоессеру: «Милый доктор… я так надеялась, что у меня будет маленький Диего. Потеряв его, я была безутешна, я постоянно плакала, но теперь понимаю, что мне ничего не остается, как принять все как есть… В конце концов, существуют тысячи вещей, которые навсегда останутся выше моего понимания, окутанные завесой тайны. И вообще нужно брать пример с кошек: я не умерла, а это уже кое-что!».
Сережки от Пикассо
В январе 1939 года Фрида отправилась во Францию, в ту часть Европы, где фашизм уже раскинул свои темные крылья. Выставка называлась «Мексика», и Фрида занимала в ней отнюдь не центральное место.
Слева — Фрида работает над «Раненым столом», одной из самых крупных своих картин, справа — очаровательный маленький автопортрет «Рамка»
Выставка не сулила и финансового успеха, ведь над Европой нависла угроза войны, парализовавшая все вокруг. Однако все произошло ровно наоборот: на выставку пришло много художников, Фрида познакомилась с известными людьми. Ив Танги и Хуан Миро восторгались ее работами, Кандинского они тронули до слез.
А Пикассо подарил Фриде серьги, выполненные в форме маленьких рук, — как символ их зародившейся дружбы.
Позже он признался Диего: «Ни Дерен, ни я, ни ты не способны написать такое лицо, как это делает Фрида Кало».
Фрида и «лос Фридос»
У Фриды был свой взгляд на вещи, своя, очень личная, философия, и в 1943 году она начала преподавать ее ученикам в государственной школе живописи и скульптуры Ла-Эсмеральда. Фрида работала три дня в неделю по 12 часов и получала зарплату 252 песо. Но она давала намного больше тем, кто скоро станет именовать себя «лос Фридос».
Сверху — картина «Четыре жителя Мексики», ниже — Фрида Кало на выставке Артуро Эстрады с одним из своих любимых учеников
В манере преподавания Фриды не было ничего академического. Она проводила занятия в импровизированных мастерских (у себя дома, в саду), брала студентов на рынок, отводила в трущобы, они посещали археологические раскопки и даже пулькерии (бары, в которых подают мексиканский напиток пульке). Ей хотелось показать жизнь такой, какая она есть, научить видеть ее в самых разных проявлениях.
Дом с попугаями
Кажется, всё в жизни Фриды было необычным. Даже её дом, где они жили с Диего. В нем было много растений и животных: собаки, маленький олененок Гранисо, попугай Бонито, орлица Гертруда Кака Бланка, обезьяны Фуланг-Чанг и Каймито. И все это не считая индеек, голубей и рыб.
«Синий дом» Фриды Кало
В дни празднований 100‑летия со дня рождения Фриды в её доме обнаружили две «секретные комнаты» с вещами. В них нашли: 22 105 документов, 5387 фотографий, 168 платьев и 11 корсетов, 212 рисунков и эскизов авторства Диего и 102, принадлежавших кисти Фриды. Фрида не переставала удивлять всю жизнь. И даже после.
Иллюстрации и материалы из книги Viva la Фрида
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/5137-frida-kalo.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/frida-kalo/
- https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2022/10/22/10-udivitelnyx-faktov-o-fride-kalo/