Валентин Иосифович Гафт

Валентин Гафт

, «Сирота казанская» и в других советских и российских лентах. Однако он не только яркий актер театра и кино, но и самобытный писатель, который создал сотни стихотворений, эпиграмм и посвящений коллегам.

Московское детство и начало войны

Гафты жили в коммунальной квартире на улице Матросская Тишина. Рядом с домом работали тюрьма, психиатрическая больница и общежитие студентов МГУ ​

. Но будущего актера не смущало такое соседство: мальчишкой он с друзьями часто носился по улицам и играл в футбол ​

на пустыре. Актер вспоминал: «У нас и двор на Матросской Тишине был бандитский. Помню их клички: Свист, Аршин, Пигарь… Кстати, с кем ни поговоришь про те годы, у всех были бандитские дворы, и все хвалились этим».

. Гафт особенно запомнил, как провожали на фронт отца и двоюродного брата, которому было всего 19 лет. Сам он с матерью остался в Москве, от обстрелов прятались в бомбоубежищах. Позже семилетний Гафт вместе с другими детьми начал ходить в школу.

«Первые впечатления от школы, куда я поступил в середине войны, — это очень холодный класс и очень старенькая первая учительница. Вид у нее был какой-то еще дореволюционный: черная шапочка, длиннющий синий халат и пенсне с цепочкой до пояса. В 1943–1944 годах мы всем классом возили на санках ей дрова для печки»

Яков Гройсман «Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…»

Война закончилась, когда Гафту было 10 лет. Отец вернулся с медалью «За боевые заслуги», но получил тяжелые ранения и потом долго восстанавливался в московском госпитале.

«Я любил самодеятельность еще и потому, что благодаря ей прогуливал школу»: первые театральные роли

Валентин Гафт. 1979. Москва. Фотография: Валерий Христофоров / Фотохроника ТАСС

Валентин Гафт в роли Отелло в спектакле Анатолия Эфроса «Отелло». 1978. Московский драматический театр на Малой Бронной, Москва. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС

Валентин Гафт в роли Гоги в спектакле Андрея Гончарова «Аргонавты». Московский драматический театр, Москва, 1963 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Учеба в школе Валентину Гафту давалась нелегко. Его больше привлекало участие в художественной самодеятельности и школьных постановках. Как писал сам актер: «… я играл только женские роли, потому что школа у нас была мужская, девочек не было. Роль невесты в чеховском «Предложении» считаю своим лучшим достижением, хотя волосы от парика все время лезли в рот, но это не мешало. Я любил самодеятельность еще и потому, что благодаря ей прогуливал школу».

Когда Валентин Гафт уже учился в старших классах, он решил стать артистом. А чтобы подготовиться к профессии, даже караулил актера Евгения Моргунова ​

, который жил в их доме, просил дать ему советы, как читать стихи и прозу. В 1952 году тайком от родителей Гафт одновременно подал документы в Щукинское училище ​

. В последнюю он сдал все экзамены на «отлично». Вместе с ним на один курс также поступили Евгений Урбанский, Олег Табаков ​

, Майя Менглет, а на год старше учились Игорь Кваша ​

Первым профессиональным опытом начинающего актера стала не роль в театре, а участие в массовке в кино ​. Это был фильм режиссера Михаила Ромма ​

«Убийство на улице Данте», где Гафт сыграл в эпизоде. Вместе с ним кинодебют в этой ленте состоялся у Михаила Козакова и Иннокентия Смоктуновского ​

В 1957 году Валентин Гафт окончил мастерскую Василия Топоркова в Школе-студии МХАТ. После выпуска он дебютировал на сцене Театра имени Моссовета ​

. Это был спектакль Юрия Завадского ​ «Корнелия», его партнерами по спектаклю были уже известные на всю страну артисты Вера Марецкая ​

Вскоре Гафт перешел работать в московский театр на улице Спартаковской (сегодня Театр на Малой Бронной ​

), которым руководил режиссер Андрей Гончаров. За четыре года он сыграл во многих постановках, среди которых — «Третья голова», «Аргонавты», «Визит дамы».

Параллельно с игрой в театре Гафт ходил на киносъемки. В 1958 году при работе над фильмом «Русский сувенир» кинорежиссера Григория Александрова он познакомился с коллегами: Алексеем Поповым, Любовью Орловой ​

. Последний ставил в Театре Сатиры ​ спектакль «Тень» по пьесе драматурга Евгения Шварца ​ и попросил Гафта заменить одного из актеров. Тот согласился.

«Чуть не на первых же секундах я почти упал в оркестр, с балкончика, который отвалился на авансцене. Но я спасся, а он каким-то чудом повис. Я перепутал партнерш и стал вести диалог с Аросевой, а надо было с Зелинской, и, глядя не в ту сторону, получил, естественно, не тот ответ. Боже, что со мной было! И, конечно, меня не приняли в Театр сатиры, вернее, не оставили в нем»

Яков Гройсман «Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…»

Чемпион по смене театров: служба в «Ленкоме» и «Современнике»

Валентин Гафт (слева) в роли Лопатина и Владимир Поглазов в роли редактора военной газеты в спектакле Иосифа Райхельгауза «Из записок Лопатина». 1975. Московский театр «Современник», Москва. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС

Валентин Гафт в роли Валентина Сидоркина и Лия Ахеджакова в роли Елены Малаевой на съемках фильма Эльдара Рязанова «Гараж». 1979. Москва. Фотография: Николай Малышев / Фотохроника ТАСС

Валентин Гафт в роли полковника Ивана Покровского в художественном фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980)

В середине 1960-х годов Валентин Гафт перешел в Театр имени Ленинского комсомола (сейчас «Ленком» ​ ), художественным руководителем которого был Анатолий Эфрос ​

. Те немногие роли, которые актер сыграл в постановках Эфроса, Гафт считал самыми важными в своей карьере, — Евдокимова в «104 страницах про любовь» по Эдварду Радзинскому, Маркиза д’Орсиньи в «Мольере» по Михаилу Булгакову ​

, Василия Соленого в «Трех сестрах» по Антону Чехову ​

. Он вспоминал: «После театра Гончарова я был у Анатолия Васильевича Эфроса в театре имени Ленинского комсомола, и это особая страница в моей жизни. Особая и едва ли не самая важная, потому что театр Эфроса — это театр, о котором я вспоминаю и по сей день. Мне кажется, лучшие образцы этого театра навсегда останутся в памяти, и такого я больше не увижу».

В 1969 году Валентин Гафт вновь оказался на сцене Театра Сатиры. Накануне в Ялте ​ он познакомился с актером Андреем Мироновым ​

, который предложил ему сыграть графа Альмавиву в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» ​ . Игру Гафта в этом спектакле отметил режиссер Олег Ефремов ​ и пригласил его в свой театр «Современник» ​

«Вообще-то Гафта можно было тогда назвать чемпионом по смене театров. Он перебрал почти все театры Москвы: театр Гончарова на Спартаковской, театр Ленинского комсомола, Театр сатиры, Театр на Малой Бронной и какие-то еще, причем в некоторых по нескольку раз. Уходил, приходил, менял театры»

Из интервью Игоря Кваши. Яков Гройсман «Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…»

После «Современника» Валентин Гафт больше не менял театры. Здесь он сыграл самое большое количество ролей, среди которых и много главных: Адуев-старший в «Обыкновенной истории» ​

, Лопатин в «Из записок Лопатина» ​ , Городничий в «Ревизоре», Хиггинс в «Пигмалионе» и другие.

В 1970-х годах пошла в гору и кинокарьера актера. В картине «Здравствуйте, я ваша тетя!» 1975 года он сыграл ироничного дворецкого Брассета, а через три года на советские экраны вышел фильм «Короли и капуста», где Гафту досталась уже главная роль. В этом же 1978 году ему присудили звание «Заслуженный артист РСФСР», а через шесть лет Валентин Гафт стал народным артистом РСФСР.

Через год Валентину Гафту впервые довелось работать с кинорежиссером Эльдаром Рязановым ​ . Тот пригласил актера на роль председателя кооператива Валентина Сидоркина в свою комедию «Гараж» ​

. Лента вышла в 1979-м, а в следующем году Гафт снялся в его водевиле «О бедном гусаре замолвите слово» ​

, где сыграл отца-командира гусарского полка полковника Ивана Покровского.

«Когда еще писался сценарий «О бедном гусаре замолвите слово…», мне было ясно, что роль полковника Покровского предназначается для Валентина Гафта. Почему я видел в этой роли именно Гафта, я объяснить бы не смог. Чувствовал, что лучше него эту роль никто не сыграет»

Из воспоминаний Эльдара Рязанова. Яков Гройсман «Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…» В 1987 году в киноленте Рязанова «Забытая мелодия для флейты» ​ по сценарию Эмиля Брагинского ​

Валентин Гафт исполнил роль коллеги главного героя Одинокова. Через три года он снова снялся в рязановской трагикомедии «Небеса обетованные». Последними совместными работами Гафта-актера и Рязанова-режиссера стали фильмы «Старые клячи» в 2000-м и «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» в 2017-м.

За свою кинокарьеру Валентин Гафт успел поработать с разными известными режиссерами: Юрием Карой, Петром Тодоровским ​

, Константином Бромбергом, Александром Зархи, Владимиром Машковым ​ и многими другими кинематографистами.

«Гафт» — не фамилия, а диагноз!». Произведения, увлечения и личная жизнь актера

Валентин Гафт с третьей женой — актрисой Ольгой Остроумовой. 1999 год. Фотография: Валерий Плотников / Сургутский художественный музей, Сургут

Валентин Гафт на творческом вечере, посвященном 80-летию артиста. Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Москва. 2015. Фотография: Валерий Шарифулин / ТАСС

Валентин Гафт в роли Трусоцкого в спектакле Юрия Еремина «Муж, жена и Любовник». 2002. Государственный академический театр имени Моссовета, Москва. Фотография: Сергей Микляев / Фотохроника ТАСС

Как писал об актере известный сатирик и драматург Григорий Горин ​

: «…Ну что за странная фамилия! Да и фамилия ли. Похоже на аббревиатуру «ГОСТ… ГАБТ… ГАФТ…». Беру медицинский справочник. Какое-то слово по латыни, похожее на сочетание «гафт», и пояснение: «ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»… Ну конечно! И как я мог сразу не догадаться? «Гафт» — не фамилия, а диагноз! Особое состояние организма, когда нервы обнажены и гонят через себя кровь, слова, мысли…».

Еще в 1980-х годах, когда Валентин Гафт играл в «Современнике», понемногу сочинял небольшие тексты к творческим вечерам и капустникам. Со временем он нашел свой жанр — эпиграмму. Гафт сочинил сотни коротких сатирических посвящений своим коллегам и известным людям искусства. В 1989 году вышло его первое издание «Стих и эпиграмма». Через семь лет и в последующие три года опубликовано еще несколько сборников. В 2010 году Валентин Гафт выпустил аудиокнигу с собственными стихами «Уже от мыслей никуда не деться…».

«Ты так велик и так правдив —
Какие мне найти слова?
Мечте своей не изменив,
Твоя склонилась голова.
Не может быть двух разных мнений:
Ты просто наш советский гений!»

Валентин Гафт Владимиру Высоцкому ​

Всю жизнь Валентина Гафта окружали яркие женщины. Его первой женой была советская манекенщица Елена Изергина, а второй — балерина Инна Елисеева. Ни один из этих браков не был продолжительным, однако во втором у актера появилась дочь Ольга, которая носила фамилию матери, — Елисеева. С последней женой, актрисой Ольгой Остроумовой ​

, Гафт познакомился еще на съемках фильма «Гараж». Однако сошлись артисты только в 1996 году, когда Остроумовой было уже 49 лет, а Гафту за 60. Супруги вместе уже больше 20 лет.

Режиссерский дебют и авторский спектакль

Валентин Гафт во время сбора труппы театра «Современник». Москва, 2013 год. Фотография: Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС

Сцена из спектакля Валентина Гафта, Игоря Кваши и Александра Назарова «Балалайкин и Ко». 2001. Московский театр «Современник», Москва. Фотография: Борис Кавашкин / ИТАР-ТАСС

Валентин Гафт во время церемонии вручения российской национальной театральной премии «Золотая маска». 2018. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

В 2001 году вместе с актерами театра «Современник» Игорем Квашой и Александром Назаровым Валентин Гафт работал над постановкой «Балалайкин и Ко», по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина ​

. Это был его режиссерский дебют. Спустя 16 лет здесь же, но уже самостоятельно, он поставил пьесу драматурга Тани Котляревской «Кто такая Эзра Паунд?».

Уже в почтенном возрасте Гафт почти каждый год снимался в современных картинах: в 2009 году в первом российском фильме студии Walt Disney Pictures «Книга мастеров», в 2011-м — в телесериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика», в 2013-м — в комедии «Елки-3». Одной из последних работ Гафта в кино стала лента режиссера Анны Матисон «Млечный путь», где он сыграл шамана.

Зимой 2018 года Валентин Гафт представил на сцене «Современика» собственный спектакль «Пока существует пространство» ​

, к которому также написал и сценарий. Партнером по сцене 82-летнего актера стал Саид Багов — он исполнил роль его пасынка.

В сентябре 2020 года Валентин Гафт встретил свое 85-летие. Если позволяло здоровье, то артист всегда старался участвовать в новых съемках и постановках. 12 декабря он умер. Прощание с народным артистом прошло в театре «Современник». Валентина Гафта похоронили на Троекуровском кладбище.

Валентин Иосифович Гафт

Этот актёр отличается яркостью и неординарностью своего таланта. Прежде чем взойти на кинематографический Олимп, Валентин Гафт сделал блестящую театральную карьеру. Но его биография складывалась далеко не так гладко, как хотелось бы, она состояла из борьбы, стремительных взлетов и болезненных падений. Если бы кто-то взялся описать его судьбу, получилось бы достойное драматическое произведение.

Настоящая слава и всесоюзная любовь пришли к актеру Валентину Гафту после выхода картины «Гараж».

Детство и юность

Валентин Гафт в детстве

Но эта сказка закончилась в 1941-м. Отца и двоюродного брата призвали в армию. Валентин с мамой остались дома, в Москве. В память мальчика навсегда врезались сырость бомбоубежищ и чувство страха перед ночными бомбежками.

Отец вернулся с войны в 44-м, с многочисленными ранениями, которые он еще долго залечивал по госпиталям. Но главное, что он был жив. Война уходила все дальше от их дома, и совсем скоро, с голосом Левитана, в их жизнь пришел мир.

Постепенно все стало налаживаться. Мальчик бегал в кинотеатр с друзьями, заслушивался пластинками, любил гонять в футбол. У Вали оказалась очень увлекающаяся натура.

В одно время он решил, что хочет быть пианистом. Родители никогда не отказывали сыну, и в этот раз бросились подбирать инструмент. Но пока они его выбрали, парень уже передумал.

В общем детство у Гафта было безоблачным. Родители особо не гоняли его за учебу, а он рвения к ней не проявлял. Мама мальчика была большой поклонницей театра, и эту любовь старалась развить у сына. Первый раз Валентин оказался в театре в возрасте 10 лет, и увиденное потрясло мальчугана до глубины души. Ему казалось, что на сцене происходит настоящая жизнь, а не игра. Он стал посещать школьную самодеятельность, и только там понял, как тяжело изображать на сцене реальность. Гафт всерьез увлекся театром, и к моменту окончания школы уже твердо знал, что будет поступать в театральный вуз.

Валентин приступил к подготовке к экзаменам. У него было большое желание поступить, но еще больше его мучили сомнения по поводу собственного таланта – парень был неуверен, что он у него есть. Часто в судьбу знаменитых людей вмешивается случай, который в корне меняет все вокруг. Именно благодаря такому случаю произошла встреча Гафта и знаменитого артиста Сергея Столярова. Валентин был очень нерешительным, но тут набрался смелости, и попросил актёра его послушать. Маэстро был удивлен просьбе, но согласился.

Валентин Гафт в молодости

Благодаря советам Столярова, Гафту удалось с первого раза оказаться в числе студентов Школы-студии МХАТ. До этого он пробовался в «Щуку», но там потерпел поражение – провалил экзамен на втором туре. О своем поступлении Валентин сообщил родителям, когда увидел свою фамилию в списке студентов МХАТа. Ему повезло оказаться на курсе известного педагога Топоркова. Гафт учился вместе с Олегом Табаковым, Игорем Квашой, Михаилом Козаковым.

Диплом об окончании вуза Гафт получил в 1957-м.

Театр

С новеньким дипломом начинающий артист отправился в театры на поиски работы. Но поначалу его никуда не брали, и если бы не протеже актёра Дмитрия Журавлева, то неизвестно, насколько времени растянулись бы эти поиски. Гафт попал в труппу театра им.Ленсовета, и служил там всего год. Причина была до банальности проста – молодому артисту практически не давали ролей, и он решил уйти туда, где будет более востребованным, а не ждать, что кто-то когда-то его заметит.

Валентин Иосифович Гафт

На этот раз помощь Валентину пришла в лице Эраста Гарина, который порекомендовал ему попытать счастья в Театре сатиры. Но и эта сцена не стала для Гафта родной. Спустя некоторое время он все же засветится в этом театре в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро», а пока артист снова отправился на поиски.

В течении нескольких лет Гафт выходил на подмостки театра на Малой Бронной, затем вошел в труппу театра Гончарова на Спартаковской.

Настоящий творческий подъем артиста начался только в 1964-м, когда его взяли в Ленком. Руководителем театра в то время был Анатолий Эфрос. Именно в этом театра пришло понимание силы искусства и творческое вдохновение. Игру Валентина оценили критики и зрители, его постоянно награждают бурными аплодисментами. В этом театре Гафт служил на протяжении пяти лет.

Валентин Гафт в театре

В 1969-м артист получил приглашение от Олега Ефремова, и пополнил труппу «Современника». Именно на этой сцене появилось ощущение родного дома, в который вернулся после долгой разлуки. В этом театре Гафт был задействован в многочисленных постановках, которые и сделали его известным и узнаваемым. Режиссер «Современника» — Галина Волчек сумела донести талант артиста до зрителя, и их плодотворное сотрудничество длится уже долгие годы. Гафт остался верным этому театру до настоящего времени.

За такую долгую театральную карьеру Валентин Гафт получил множество наград и почетных премий.

Фильмы

Карьера Гафта в кинематографе стремительностью не отличалась. Слава и популярность пришли только спустя годы. Его первые роли были незначительными, эпизодическими. Первый выход на экраны случился в 1956-м, когда Валентин мелькнул в одном из эпизодов ленты «Убийство на улице Данте». Его внешность не ассоциировалась с положительным образом советского человека, наверное поэтому в его раннем творчестве были исключительно негодяи и злодеи.

Валентин Гафт в фильме

Перемены начались только с приходом 70-х. В его фильмографии появляются интересные работы, с заметными ролями. В 1974-м он получил роль в ленте «Ночь на 14 апреля», в 1975-м был задействован в телеспектакле «Из записок Лопатина».

Оглушительная слава накрыла артиста буквально после первых картин режиссера Эльдара Рязанова. Их сотрудничество началось в 1979-м, и было очень плодотворным. Гафт был любимчиком Рязанова, режиссер звал его практически во все свои проекты. Причем после выхода картин на экраны, успех сопутствовал не только Гафту, но и всем актерам, задействованным в проекте.

1979 год стал звездным часом в карьере Валентина Гафта. Именно в этом году зрители увидели, и оценили картину «Гараж», Эльдара Рязанова. Гафт перевоплотился в Сидоркина – председателя кооператива, его выражения быстро разошлись в народ, и стали крылатыми. В 1980-м зрители увидели еще один фильм с участием Гафта – «О бедном гусаре замолвите слово». Валентин стал полковником Покровским, режиссер картины – Рязанов.

В 1987-м Гафт снялся в образе Одинкова в фильме «Забытая мелодия для флейты». В 90-е годы актёр не остался без работы. В это время ему продолжают поступать предложения, и он снимается в «Небесах обетованных», потом в «Старых клячах».

Валентин Иосифович Гафт

Валентин Гафт сотрудничал не только с Эльдаром Рязановым. Режиссер Титов пригласил артиста в комедию «Здравствуйте, я ваша тётя!». Потом была картина «Чародеи», где Валентину досталась роль Сатанеева.

В новогоднем фильме под названием «Сирота казанская» Гафт стал одним из так называемых пап девушки Насти, знаменитым фокусником. Режиссером этой ленты был Владимир Машков. Затем артист получил приглашение от Петра Тодоровского и снялся в его картине «Анкор, ещё анкор!», в которой примерил на себя роль полковника Виноградова.

В новом веке проектов с участием Валентина Гафта поубавилось. Его приглашают на съемки телефильмов и сериалов. В 2005-м он засветился в картине «Мастер и Маргарита», режиссера Бортко, где стал священником-иудеем Иосифом Каифу. До этого в фильмографии актера уже была работа с таким названием, но тогда Гафту досталась роль Воланда, а режиссером проекта был Юрий Кара.

Затем Валентин Гафт получил роли в фильмах «Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Елки 3», «Ленинград».

Валентин Иосифович Гафт

Позже выяснилось, что Гафт обладает не только актерским талантом, но и отлично владеет эпистолярным жанром. Он стал автором острых сатирических эпиграмм, которые посвящает своим коллегам-артистам.

Первая книга его собственных стихов вышла в конце 80-х, и с тех пор уже опубликовано пять изданий. Последняя его работа называлась «Красные фонари», и вышла в 2008-м.

Личная жизнь

В жизни актёра было три официальных брака. Первый раз он женился на актрисе и манекенщице Алёне Изоргиной. У молодых не было своего жилья, и они ютились в квартире Алёниной матери. Это была тесная комнатушка мрачноватой квартиры на первом этаже. Девушка была большим любителем всего живого, поэтому Гафту приходилось делить пространство с кошками, собаками, голубями, всеми теми, кого супруга притаскивала в дом. Жена часто гастролировала, Гафт пропадал в своем театре, у них случались романы на стороне. Они жили до тех пор, пока Алёна не сказала, что полюбила другого человека. Разошлись супруги мирно, без ссор и выяснений отношений.

Второй раз Валентин женился на балерине Инне Елисеевой. Она была красивой и достаточно обеспеченной, к тому же имела папу – лауреата Сталинской премии. Инна привыкла ни в чем себе не отказывать, папа снабжал любимую дочь деньгами постоянно. У нее был свой автомобиль «Жигули», на котором она каталась по столице. Тесть был категорически настроен против Гафта, и даже когда в 1980-м у них родилась дочь, то это ничего не изменило. Он постоянно терроризировал Валентина, считал его бездарностью и бездельником, который не в состоянии содержать семью. Вскоре Гафт не выдержал, и подал на развод.

Валентин Гафт с женой Ольгой Остроумовой

Дочку Валентин не бросил, и старался не терять с ней контакта. Но в 2002-м девушка внезапно добровольно ушла из жизни, оставив предсмертную записку, в которой виновницей своего поступка объявила собственную мать.

Перемены в личной жизни артиста начались только после встречи с Ольгой Остроумовой, которая и стала его третьей супругой. Их первая встреча состоялась еще в 70-е, на съемочной площадке «Гаража», но тогда они оба были не свободны. Спустя много лет Гафт узнал, Что Остроумова сейчас одна, и сделал попытку встретиться с ней. Роман между ними начался сразу, а вот официально мужем и женой они стали в 1996-м.

Общих детей в этом браке нет, у Ольги есть сын Миша от первого брака, которому Гафт заменил родного отца. Именно Ольга настояла на том, чтобы Валентин крестился в православной церкви и принял христианство. Сейчас актёр считает себя по-настоящему счастливым человеком.

Валентин Гафт сейчас

Несмотря на солидный возраст, Гафт продолжает выходить на сцену театра и участвовать в съемках интересных проектов. В 2016-м он засветился во второстепенной роли в картине «Млечный путь».

Затем была работа в короткометражке под названием «Четвёртый», где он сыграл главного героя. В том же 2016-м Гафт был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством», который ему вручил президент России Путин.

У Валентина Гафта твердые политические убеждения, он полностью согласен с политикой действующего президента и поддерживает его во всем. В 2015-м вышла эпиграмма, которая критикует власть, и авторство приписали Гафту. Но актер сумел опровергнуть эти слухи, и снова высказаться о полной поддержке властей.

В 2017-м в городе Екатеринбург началась подготовка к творческому вечеру Гафта. Но ее пришлось отменить, потому что актер почувствовал себя плохо, и по состоянию здоровья приехать не смог. Плохое самочувствие могло быть вызвано перенапряжением в театре, потому что в то время шли репетиции постановки «Пока существует пространство», в которой актёру предстояло воплотить на сцене образ центрального персонажа.

В 2016-м состоялось еще одно знаменитое событие – двадцатилетний юбилей бракосочетания с его любимой женой Ольгой.

Смерть

Двенадцатого декабря 2020 года актер Валентин Иосифович Гафт скончался в возрасте 85 лет. Ранее, в 2019 году Валентин Иосифович перенес инсульт после которого проходил долгую реабилитацию.

Избранная фильмография

  • 1956 — Убийство на улице Данте
  • 1968 — Новенькая
  • 1970 — О любви
  • 1975 — Ольга Сергеевна
  • 1976 — Бешеное золото
  • 1978 — Короли и капуста
  • 1979 — Гараж
  • 1982 — Чародеи
  • 1986 — Год телёнка
  • 1986 — Мой нежно любимый детектив
  • 1987 — Время летать
  • 1991 — Ночные забавы
  • 1994 — Мастер и Маргарита
  • 1997 — Сирота казанская
  • 2000 — Дом для богатых
  • 2005 — Девять неизвестных
  • 2009 — Притяжение
  • 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
  • 2013 — Ёлки 3
  • 2016 — Млечный путь
Ссылки
  • Валентин Гафт: «Я понимаю, что мне осталось мало…»
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Валентин Гафт

Валентин Иосифович Гафт был актером советского и российского театра и кино, народным артистом РСФСР, звездой театра «Современник». Всероссийскую любовь завоевал после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Также артист был известен как автор колких эпиграмм. Стихотворные строчки он чаще всего посвящал друзьям и коллегам. Валентин Иосифович отличался ироничным отношением к своему таланту, всегда вспоминая тех мастеров русской театральной школы, с которыми ему приходилось работать.

Детство и юность

Жила семья Гафт на столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре».

Уже в детстве будущий актер увлекся театром. Впервые мальчик попал на спектакль в 4-м классе, это была постановка «Особое задание». Десятилетний Валентин был поражен увиденным. Юный зритель поначалу даже не понял, что на сцене играют. Позднее, участвуя в школьной самодеятельности, он осознал, что такое актерское ремесло. В старших классах юноша уже четко понимал, кем будет во взрослой жизни.

Валентин Гафт в детстве

Валентин Иосифович тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз, но при этом сильно сомневался в собственных актерских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность актер Сергей Столяров. Гафт случайно встретил его прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, он подошел к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал.

Советы мастера помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал — не прошел во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ его взяли сразу. Родители узнали о поступлении Валентина, когда тот уже был зачислен в театральный вуз. К таланту сына они относились скептически, впоследствии мама Валентина Иосифовича побывала только на двух его спектаклях.

В 1957 году Валентин Гафт окончил школу-студию. Вместе с ним учились Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие будущие мэтры советского кинематографа.

Театр

После окончания вуза Валентин Гафт не сразу попал в театр. Помог ему Дмитрий Журавлев, популярный советский актер и лауреат Сталинской премии. Начинающего артиста взяли в Театр имени Моссовета. Но здесь Гафт продержался только год. Предлагаемые роли были настолько незначительными, что Валентин Иосифович понял: надо искать место, где он сможет развивать актерское мастерство, а не прозябать за кулисами.

И снова молодому артисту помогли. На этот раз актер Эраст Гарин предложил Гафту попробовать силы в Театре сатиры. Но и тут парень не задержался надолго. Через несколько лет Валентин Иосифович снова вернулся на эту сцену, чтобы сорвать овации зрителей звездной ролью графа Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Поиск «своего» театра продолжился.

Одно время Валентин Гафт выступал на сцене Театра на Малой Бронной, потом трудился в Театре Андрея Гончарова на Спартаковской.

Валентин Гафт и Евгений Евстигнеев

Первый успех и счастье от работы Валентин Гафт почувствовал в 1964 году, когда попал в Театр имени Ленинского комсомола («Ленком»), которым руководил Анатолий Эфрос. Тут Гафт почувствовал, что такое творчество и вдохновение. Впервые молодой актер узнал, какое волнение и радость переполняют артиста, когда его игру вознаграждают овациями. На этой сцене Гафт выступал пять лет.

В 1969 году Валентин Иосифович перешел в «Современник» по приглашению Олега Ефремова. Здесь он наконец почувствовал себя так, будто вернулся в родной дом. На этой сцене сыграны лучшие роли артиста. Здесь он блистал в спектаклях «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К», «Кто боится Вирджинии Вулф?». Сотрудничество с режиссером театра Галиной Волчек оказалось плодотворным и долгим. Валентин Иосифович Гафт был ведущим актером «Современника» до конца жизни.

В 2013 году у актера была диагностирована болезнь Паркинсона. Валентин Иосифович вынужден был отказаться от многих ролей, со временем пересел в инвалидную коляску. В интервью 2018 года Гафт упомянул, что мечтает о продолжении профессиональной деятельности. Вскоре желание актера осуществилось в виде возвращения на сцену «Современника» его авторского спектакля «Пока существует пространство», с которым он дважды в месяц выходил к зрителям.

Советский кинематограф

Кинематографическая биография Валентина Гафта развивалась постепенно. До конца 60-х актеру предлагали невыразительные роли. Дебют состоялся в 1956 году в картине «Убийство на улице Данте». Здесь Гафт мелькнул в крошечном эпизоде. Видимо, внешность артиста не вписывалась в образ советского киногероя. Одно время его звали на роли злодеев и отрицательных персонажей.

Все изменилось в 70-х годах. Валентину Иосифовичу начали предлагать первые яркие роли. В картине «Ночь на 14 апреля» он сыграл Стюарта, а в 1975-м — Лопатина в телевизионном спектакле «Из записок Лопатина».

Успех, огромный и безоговорочный, пришел к Гафту после сотрудничества с легендарным режиссером Эльдаром Рязановым. Более того, Валентина Иосифовича называли одним из любимых артистов Рязанова, которых тот регулярно приглашал играть в собственных кинолентах — фильмах, вошедших в золотой фонд советского кинематографа. Соответственно, и все актеры, игравшие в этих картинах, стали звездами первой величины.

В 1979 году на экраны вышла комедия Рязанова «Гараж». В этом фильме актер сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, чьи фразы вскоре стали афоризмами. Поначалу на роль пробовался Александр Ширвиндт, но на прослушивании артист «Современника» оказался убедительнее.

Валентин Гафт в молодости

В следующем году вышел рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович сыграл полковника Покровского. Здесь уже Григорий Горин и режиссер писали образ под самого Гафта.

В 1987 году появилась трагикомедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинокова. В начале 90-х зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». А в конце десятилетия актер сыграл генерала в комедии Рязанова «Старые клячи».

Не только творения великого Эльдара Рязанова прославили Валентина Гафта. У него есть и другие запомнившиеся зрителям прекрасные роли. Он перевоплотился в лакея Брассета в комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Многие поколения российских зрителей и сегодня с удовольствием смотрят чудесный новогодний фильм «Чародеи», где Гафт появился в образе Аполлона Митрофановича Сатанеева.

Еще одна новогодняя сказка — «Сирота казанская» Владимира Машкова, где Валентин Иосифович — один из трогательных «пап» Насти, заслуженный фокусник. Также в его фильмографии особое место занимает фильм «Ночные забавы», где артист появился в кадре вместе с другим гениальным исполнителем из «Современника» — Евгением Евстигнеевым.

Новый век

В 2000-е годы актер снимался все реже, в основном в сериалах или телефильмах. В 2005-м Валентин Иосифович попал в основной актерский состав телефильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», где исполнил роль иудейского священника Иосифа Каифы.

Это уже вторая работа артиста в экранизации одноименного романа Михаила Булгакова. В 1994-м Гафт перевоплотился в Воланда в драме Юрия Кары, музыку к которой написал Альфред Шнитке. Показ киноленты не состоялся вовремя по ряду причин, фильм вышел на DVD только в 2011 году.

В 2016 году состоялась премьера комедии Анны Матисон «Млечный путь», в которой Валентин Гафт исполнил роль второго плана. Главных героев — семейную пару Андрея и Надежду — сыграли Сергей Безруков и Марина Александрова. Фильм снимался на Байкале, на острове Ольхон.

Стихи и эпиграммы

Валентин Гафт известен талантливыми и острыми эпиграммами. Так, однажды актер посвятил строки Армену Джигарханяну:

«Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

Не только артисты советского поколения попадали под острый язык поэта. Известна эпиграмма о Сергее Безрукове, в которой автор сокрушается:

«Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков!»

Сам актер нередко делал себя героем эпиграмм. Несмотря на то что порой звезды сцены обижались на его колкости, стать героем произведения Гафта считалось престижным.

Валентин Гафт и Вадим

Актер выпустил несколько сборников стихов собственного сочинения: «Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю», «Сад забытых воспоминаний», «Хулиган». Поэзия Гафта вдохновила композитора Сергея Светлова на создание песен. Альбом получил название «Смычок касается души». Релиз был приурочен к 85-летнему юбилею звезды экрана.

В 2016 году Валентин Иосифович получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени из рук президента РФ Владимира Путина (того же ордена II и III степеней он был удостоен ранее). Фото церемонии награждения попали на страницы новостных изданий.

Личная жизнь

Уже в юности Валентин Иосифович отличался влюбчивостью, хотя был застенчивым и неуверенным в себе парнем. Играя на площадке перед общежитием МГУ в футбол, будущий артист мечтал увидеть в одном из окон здания первую любовь — девушку по имени Дина Василенок. В ее присутствии парень преображался и был готов на подвиги. Первое чувство так и осталось платоническим, впоследствии девушка посвятила свою жизнь науке, защитила докторскую диссертацию.

Валентин Гафт был женат трижды. В молодости актер познакомился с манекенщицей и артисткой Еленой Изергиной. Она присутствовала на первом неудачном выступлении Валентина Иосифовича в Театре сатиры. После короткого романа молодые решили пожениться. Жили в комнатке у Елены.

По словам артиста, его супруга была неравнодушна к животным. В небольшом помещении, помимо пары и мамы супруги, ютились брошенные котята, собаки и даже голуби со сломанными лапами. Отношения иссякли, когда красавица полюбила другого.

После развода Валентин Иосифович недолго горевал. От короткой связи с художницей Еленой Никитиной у него родился сын Вадим. О существовании ребенка артист узнал, только когда мальчику было три года.

Валентин Гафт и дочь Ольга

Елена ничего не требовала от актера, а впоследствии эмигрировала в Бразилию, где ранее обосновалась ее сестра. У Валентина Иосифовича осталось на память только фото сына. Вадим тоже стал актером, увлекается поэзией, занимается режиссурой. Тесное общение с отцом началось только в 2014 году, когда Елена и Вадим приехали в Москву.

Второй женой Гафта стала девушка по имени Инна Елисеева. Она была из обеспеченной семьи, водила машину. Супруга подарила Валентину Иосифовичу единственную дочь Ольгу. Девушка посещала балетную студию, но мечтала об актерской карьере.

На вступительных экзаменах в театральный она не смогла раскрыться, ее не взяли. Так попросил ее отец: он понимал, что впоследствии ей будет еще сложнее расставаться с мечтой. Разлад в отношениях с молодым человеком окончательно выбил Ольгу из колеи. В 2002 году девушка покончила жизнь самоубийством.

После второго брака Гафт долго не решался на длительные отношения. В его жизни случались яркие, но краткосрочные романы. Актер одно время жил с девушкой Аллой, которая играла на виолончели в Госоркестре под управлением Евгения Светланова. Отношения не сложились из-за патологической ревности возлюбленной.

Ольга Остроумова

С появлением Ольги Остроумовой личная жизнь и самочувствие Валентина Гафта наладились. Впервые мужчина встретился с будущей супругой на съемках рязановской комедии «Гараж». Ольга Михайловна приглянулась мастеру эпиграммы, но он не решился на знакомство с ней: актриса была счастлива в браке. Роман начался гораздо позже, в 1996 году. К этому времени Остроумова уже была в разводе, поэтому Валентин Иосифович решил действовать. Артистка ответила ему взаимностью.

Ольга Остроумова и Валентин Гафт

Под влиянием супруги Гафт принял православие. Детей жены — Ольгу и Михаила Левитиных — Валентин Иосифович принял как родных. Как уточнял актер в интервью, в доме все держалось на плечах его спутницы — благодаря ей артист мог заниматься исключительно творчеством, не касаясь быта.

Образ жизни

Валентин Гафт был известен твердой политической позицией. Он не раз высказывался в положительном ключе о Владимире Путине, выражая доверие к действиям российского президента во внешней и внутренней политике.

В последние годы жизни исполнитель большую часть времени посвящал отдыху в кругу семьи. Вместе с супругой он любил посещать Юрмалу.

Артист нередко появлялся в студиях ток-шоу. В 2018 году он стал гостем программ «Привет, Андрей!», «Пусть говорят». В мае 2019-го появился в эфире выпуска «Судьбы человека» уже в инвалидной коляске. Гафт приехал на программу поддержать коллегу и подругу Светлану Немоляеву.

Смерть

Состояние здоровья артиста вызывало опасения у его родных и медиков задолго до смерти. В 2011 году Гафт перенес инфаркт, спустя три года ему была проведена сложнейшая операция. В 2017-м, после неосторожного падения, Валентину Иосифовичу вновь понадобилась медицинская помощь. Ситуацию осложняло развитие у актера неврологического заболевания — болезни Паркинсона. Но сам артист не падал духом, продолжая по мере сил творить.

Валентин Гафт умер 12 декабря 2020 года в Москве. Последний год жизни он проходил реабилитацию после инсульта, последствия нарушений кровоснабжения головного мозга и стали причиной смерти артиста. По словам Остроумовой, близкие сделали все возможное, чтобы продлить жизнь Валентина Иосифовича.

Прощание с легендой советского и российского кинематографа состоялось в театре «Современник». Панихиду, длившуюся несколько часов, посетили как коллеги актера, так и почитатели его таланта, необходимые меры предосторожности вследствие пандемии COVID-19 были соблюдены. Среди выразивших желание проститься с Валентином Иосифовичем были Сергей Гармаш, Елена Яковлева, Лия Ахеджакова и многие другие. К сожалению, из-за закрытых границ единственный сын Гафта не смог присутствовать на траурном мероприятии.

Ходили слухи о том, что Вадим Никитин, живущий в Сан-Паулу, может претендовать на наследство артиста, но сам наследник опроверг эту информацию. По словам его матери, художницы Елены Никитиной, тот мог бы получить от отца что-либо в дар, но и то только при жизни самого актера. Самым лучшим наследием для себя Вадим называет стихи Гафта.

Похоронили народного артиста РСФСР на Троекуровском кладбище, организацию погребения также взял на себя «Современник». На могиле установили православный крест.

Фильмография

  • 1956 — «Убийство на улице Данте»
  • 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
  • 1975 — «Здравствуйте, я ваша тетя!»
  • 1979 — «Гараж»
  • 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово»
  • 1982 — «Чародеи»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром»
  • 1987 — «Забытая мелодия для флейты»
  • 1988 — «Воры в законе»
  • 1989 — «Визит дамы»
  • 1991 — «Небеса обетованные»
  • 1992 — «Анкор, еще анкор!»
  • 1997 — «Сирота казанская»
  • 2005 — «Мастер и Маргарита»
  • 2013 — «Елки 3»
  • 2015 — «Подлец»
  • 2016 — «Четвертый»
  • 2016 — «Млечный путь»

Интересные факты

  1. Молодой артист был одним из участников церемониальной процессии похорон Иосифа Сталина, где воочию видел Лаврентия Берию. Советского лидера он сыграл в фильме «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».
  2. Корни самоедства Гафта лежали в разговоре со знаменитым артистом Константином Сорокиным, когда тот напомнил артисту, что говорить «играл» мог только Федор Шаляпин, а молодому поколению можно использовать только глагол «участвовал».
  3. Даже во время гастролей артист не прекращал заниматься гимнастикой. Каждый раз для этого он брал в дорогу с собой гантели и эспандер. В первых фильмах при случае молодой исполнитель демонстрировал рельефное тело.

Валентин Гафт

Гафт Валентин Иосифович

Валентин Гафт — советский и российский актёр театра и кино, поэт, народный артист РСФСР (1978). За более чем 60 лет творческой карьеры сыграл более 100 ролей в кино и воплотил более 40 на театральной сцене. За внесённый вклад в развитие отечественного кинематографа и театрального искусства был удостоен многих престижных премий. Сегодня считается одним из ярчайших актёров своего времени.

Что нам известно о Валентине Гафте

Полное имя:

Гафт Валентин Иосифович

Дата рождения:
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Дата смерти:
Кто еще умер в этот день:
На момент смерти Валентину Гафту было:
Место рождения:
Гражданство:
Семейное положение:
Дети:
Рост Валентина Гафта:
Род деятельности:

Актер, Театральный режиссер, Поэт, Писатель

Валентин Гафт в социальных сетях

сайт

Видео с участием Валентина Гафта

Предлагаем вам посмотреть видео про Валентина Гафта. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Гафт Валентин Иосифович - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Ранние годы и образование

В 7 лет мальчик пошёл в школу, однако не испытывал к учёбе особого интереса. Гораздо больше ему нравилась художественная самодеятельность, а участие в школьных постановках впервые натолкнуло его на мысль о театре. Как позднее вспоминал актёр, из-за того, что в его школе не было девочек, ему часто приходилось играть женских персонажей. Главным его достижением в то время стала роль невесты в «Предложении» Чехова.

Не меньше мальчику нравилось ходить на спектакли. Так, сильное впечатление на него произвела постановка «Особое задание» по пьесе Сергея Михалкова. Актёрская игра была настолько убедительной, что сначала он принял происходящее на сцене за действительность. В это же время школьник всерьёз интересуется музыкой и мечтает стать пианистом. Однако в то время не было возможности приобрести инструмент, и мечта так и осталась мечтой.

И хотя в памяти актёра сохранилось немало счастливых детских воспоминаний, те годы были омрачены ожиданием известий от отца. Когда Гафт-старший вернулся с фронта, мальчику исполнилось 10 лет. За годы войны мужчина дослужился до звания майора и был награждён медалью «За боевые заслуги». В 1944 году он получил тяжёлое ранение, после которого долго проходил лечение в столичном госпитале.

Уже в старших классах Валентин определился с будущей профессией: подросток во что бы то ни стало хотел поступить в театральный вуз. Но родители не воспринимали всерьёз интерес сына к театру, и, получив школьный аттестат, он решил поступать туда втайне от семьи. Юноша подал заявления сразу в 2 вуза — Театральное училище им. Щукина и школу-студию при МХАТе. И хотя с первым вступительным испытанием он не справился, второе выдержал на «отлично».

Примечательно, что особую роль в успешном поступлении Гафта сыграл Сергей Столяров. Готовясь к вступительным экзаменам, молодой человек совершенно случайно встретил знаменитого актёра на улице и сразу же обратился к нему с просьбой «прослушать» его. Столяров был удивлён, но не смог отказать Валентину и дал ему несколько уроков по актёрскому мастерству. Именно его Гафт позднее называл своим первым педагогом.

Успешно пройдя экзамены, молодой человек был зачислен в студию при МХАТе. Вместе с ним актёрское ремесло изучали ныне известные артисты Олег Табаков и Евгений Урбанский. Их руководителем выступил актёр, театральный режиссёр и педагог Василий Топорков. В 1957 году Гафт окончил театральный вуз и был принят в труппу Театра имени Моссовета. С этого момента началась его карьера в качестве театрального актёра.

Валентин Гафт в молодости

Валентин Гафт в молодости

Творческая деятельность Валентина Гафта

Первое время Валентин Гафт получал только эпизодические роли, однако амбициозного молодого актёра это не устраивало. В это время он меняет одну сцену на другую, на каждой из которых не задерживается подолгу. Уже через год он перевёлся в Театр Сатиры, где был задействован только в одной постановке, а позднее перешёл в Московский драмтеатр. Ещё через четыре года он вошёл в состав труппы «Ленкома», где, наконец, сумел найти себе место.

На последнем месте службы молодой артист знакомится с режиссёром Анатолием Эфросом, сотрудничество с которым он позднее назовёт одной из самых важных страниц в своей жизни: в этот период он обретает уверенность в себе как в профессиональном актёре. Гафт играет заметные роли в постановках Эфроса, в числе которых «Мольер» (по пьесе М. Булгакова), «Три сестры» (по пьесе А. Чехова), «Отелло» (по трагедии У. Шекспира) и др.

В конце 1960-х Валентин Иосифович возвращается на сцену Театра Сатиры. Этому событию предшествовало его знакомство с актёром Андреем Мироновым: последний предложил Гафту попробоваться на роль графа Альмавивы в постановке по легендарной пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро», и тот согласился. Этот спектакль стал громким культурным событием для жителей столицы, а Гафт зарекомендовал себя как талантливый и разноплановый артист.

Именно после этого спектакля на него обратил внимание художественный руководитель и режиссёр театра «Современник» Олег Ефремов: он сразу же решил встретиться с актёром и пригласил его в свой театр. Вскоре Гафт играет на новой сцене, которую не покидает всю оставшуюся жизнь. За годы службы в «Современнике» артист сыграл десятки ярких ролей, а спектакли с его участием пользовались особым успехом у зрителя.

Однако театр был лишь одной из сфер творческой деятельности Валентина Иосифовича, и не менее важную роль для него играл кинематограф. Кинодебют актёра состоялся ещё в 1956 году: 21-летний студент театрального вуза получил небольшую роль в военной драме «Убийство на улице Данте». Позднее он стал получать эпизодические роли в других картинах, но долгое время работа в кино не приносила ему известность.

Обладая характерной, но довольно нестандартной внешностью, Гафт не соответствовал наиболее популярному типажу советского героя того времени, из-за чего получал либо второстепенные роли, либо играл отрицательных персонажей. Серьёзная перемена в его карьере киноактёра произошла только в середине 1970-х: он сыграл дворецкого Брассета в культовой советской комедии «Здравствуйте, я ваша тётя!».

Несмотря на то, что Валентину Гафту досталась роль второго плана, он был настолько органичен и убедителен в ней, что его персонаж сразу же привлёк внимание и полюбился зрителям. После этого актёр стал получать приглашения уже на ведущие роли. Так, в 1976 году он появляется в драме «Дневной поезд», а спустя два года играет главную роль в экранизации одноимённого романа О’Генри «Короли и капуста».

Однако настоящий успех приходит в 1979 году: именно с этого времени начинается сотрудничество Гафта с мэтром советского кинематографа Эльдаром Рязановым. Актёр получает главную роль в его трагикомической ленте «Гараж»: он играет председателя правления гаражного кооператива Сидорина. Действие картины происходит в вымышленном НИИ, а его сотрудникам предстоит решить, кто же из них останется без гаража.

Комедия была с теплом принята зрителем, а сам артист получил всесоюзную известность. Уже в следующем году он появился в новом музыкальном фильме уже ставшего классиком Э. Рязанова — «О бедном гусаре замолвите слово». Как позднее признался сам режиссёр, изначально именно Гафт рассматривался на роль полковника Покровского: поработав с актёром на съёмках «Гаража», он был уверен, что тот будет органичен в этой роли.

В 1982 году на экраны выходит новогодний мюзикл «Чародеи», сегодня являющийся классикой советского кино, — в этом фильме артист исполняет роль главного антагониста Аполлона Сатанеева, который всячески пытается добиться расположения своей коллеги — молодой и привлекательной девушки Алёны Саниной. Ещё через пять лет он играет в очередной кинокартине Рязанова — мелодраме «Забытая мелодия для флейты».

Следующей совместной работой актёра и метра советской трагикомедии стали «Небеса обетованные». Эта картина сегодня считается одной из лучших как в творчестве самого Рязанова, так и Валентина Иосифовича. Её действие разворачивается в последние годы СССР на городской свалке, а главными героями являются бездомные. Артист воплотил на экране предводителя нищих и диссидента Митю, более известного под прозвищем Президент.

В 1992 году состоялась премьера мелодрамы «Анкор, еще анкор!» с его участием, а ещё через два года он сыграл Воланда в «Мастере и Маргарите» режиссёра Ю. Кары. Примечательно, что десять лет спустя артист появился в ещё одной экранизации знаменитого романа М. Булгакова. Однако в ней он сыграл эпизодическую роль первосвященника Каифы (а также человека во френче, являвшегося аллюзией на Берию).

В 2000 году выходит очередной совместный фильм Рязанова и Гафта — комедия «Старые клячи», в которой он играет роль генерала. В ней же артист исполнил романс «Последняя любовь» на стихи режиссёра. Их последним общим проектом стало продолжение «Карнавальной ночи» — премьера новогодней комедии состоялась в январе 2007 года. И хотя кинокритики невысоко оценили картину, она была тепло принята зрителем.

В числе более поздних работ артиста психологический триллер Никиты Михалкова «12», новогодняя лента «Ёлки-3», криминальный сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика» и др. Среди более ранних фильмов с его участием также заслуживают внимания номинированная на «Золотой глобус» драма «Затерянный в Сибири», комедия «Сирота казанская», музыкальный фильм «По главной улице с оркестром», драма «Нежный возраст» и др.

Всего фильмография Валентина Гафта насчитывает более 120 работ. В свои последние годы артист всё реже появляется на экране и предпочитает играть роли второго плана. В то же время, он всё так же активно участвует в постановках «Современника». Так, в 2009 году состоялась премьера «Сна Гафта, пересказанного Виктюком». Автором пьесы является сам артист, он же сыграл в постановке ключевую роль.

В 2013 году была поставлена «Игра в джин», а ещё через несколько лет состоялась премьера спектакля «Пока существует пространство», в котором артист играл последнюю в своём репертуаре театральную роль. Важно отметить, что, как и «Сон Гафта», одноимённая пьеса принадлежит авторству самого актёра. По словам Валентина Иосифовича, эта работа стала его собственным «исследованием о том, что такое любовь».

Однако на театральной сцене Гафт выступал не только как артист и драматург, но и как режиссёр. Впервые он дебютировал в этой роли в 2001 году с уже известным его поклонникам спектаклем «Балалайкин и Ко», а также снова сыграл в нём роль Глумова (вошла в его репертуар в 1973 году). А через 15 лет им была поставлена остросатирическая пьеса «Кто такая Эзра Паунд?» российского драматурга Татьяны Котляревской.

Помимо пьес, артист также известен как автор прозы и нескольких стихотворных сборников. Им были изданы книги «Отдушина» и «Отражения», а также собрания сочинений «Хулиган», «Красные фонари» и др. При этом излюбленным жанром Гафта была эпиграмма. На протяжении многих лет актёр писал короткие и колкие сатирические стихи, которые посвящал своим коллегам и в которых нередко высмеивал и самого себя.

Среди коллег Валентин Гафт был признан настоящим мастером эпиграммы. Так, актёр Александр Филиппенко однажды предложил свой вариант расшифровки фамилии Гафт, если бы она была аббревиатурой, и назвал его Гениальным Автором Феноменальных Текстов (ГАФТ). Другая точка зрения была у Григория Горина: он называл слово «Гафт» не фамилией, а диагнозом, при котором «нервы обнажены и гонят через себя кровь, слова, мысли…».

Валентин Гафт, Анастасия Вознесенская и Вадим Захарченко в фильме «Гараж»

Фильмография Валентина Гафта

  • 2011 Жизнь и приключения Мишки Япончика Роль: Герш Мендель
  • 2009 Притяжение Роль: Александр Николаевич
  • 2009 Книга мастеров Роль: говорящее зеркало
  • 2007 12 Роль: 4-й присяжный
  • 2005 Мастер и Маргарита Роль: Каифа, человек во френче
  • 1986 Мой нежно любимый детектив Роль: мистер Лестер
  • 1979 Гараж Роль: Сидорин, председатель правления гаражного кооператива
  • 1976 Дневной поезд Роль: Игорь
  • 1973 Семнадцать мгновений весны Роль: Геверниц
  • 1968 Интервенция Роль: Длинный, французский солдат

Елена Изергина – первая жена Валентина Гафта

Валентин Гафт и его третья жена Ольга Остроумова

Личная жизнь и семья Валентина Гафта

Валентин Гафт был трижды женат. Свою первую супругу, модель Елену Изергину, он встретил ещё в юности. Она была зрительницей на его первых спектаклях и свидетельницей его первых побед и поражений на театральной сцене. И хотя сначала влюблённые были счастливы в браке, их союз оказался недолгим: позднее девушка увлеклась другим мужчиной, и они расстались. А вскоре после развода в жизни Валентина появилась новая возлюбленная.

Роман с художницей Еленой Никитиной оказался недолгим, однако она стала матерью его первого ребёнка — сына Вадима. При этом о рождении мальчика актёр узнал, когда малышу уже исполнилось 3 года. Не желая ничего требовать от бывшего возлюбленного, девушка скрыла факт рождения сына. Вскоре вместе с мальчиком она эмигрировала в Бразилию. Отец и сын стали общаться только много лет спустя, когда Вадим вернулся в Россию.

Второй брак артиста также был непродолжительным. По словам Валентина, его супруга Инна Елисеева была девушкой с тяжёлым характером, что не раз становилось причиной конфликтов между ними. Кроме того, она воспитывалась в состоятельной семье, которая относилась к избраннику дочери пренебрежительно. Из-за того, что в то время актёр не имел большого заработка, родители Инны так и не приняли его по-настоящему.

В этом браке в 1973 году родилась единственная дочь артиста — Ольга. В юности она увлекалась балетом, а позднее решила пойти по стопам отца и поступить в театральный вуз. Гафт поддержал желание дочери, но в глубине души не хотел, чтобы она становилась актрисой. Поэтому, когда Ольга провалила экзамены, он не стал предпринимать каких-либо действий и использовать свои профессиональные связи для её зачисления в учебное заведение.

Позднее девушка поступила в хореографическое училище и стала балериной. А в 2002 году в жизни артиста произошла трагедия: из-за несчастной любви Ольга покончила с собой. При этом в своей предсмертной записке 29-летняя девушка обвиняла мать, с которой у неё всегда были напряжённые отношения. Как выяснилось позднее, узнав о проблемах дочери, Инна не стала поддерживать её, а, напротив, назвала неудачницей.

Произошедшее стало большим ударом для Гафта: артист винил себя в том, что не сумел спасти дочь. Он надолго слёг. В течение трёх последующих лет актёр имел серьёзные проблемы со здоровьем, и главной поддержкой для него стала Ольга Остроумова — его третья супруга, на которой он женился ещё в 1996 году. Однако артисты были знакомы гораздо раньше: впервые они встретились на съёмках трагикомедии Эльдара Рязанова «Гараж» (1979).

И хотя Валентин Иосифович сразу же обратил внимание на свою коллегу, на тот момент они оба были несвободны, и эта симпатия ни к чему не привела. Всё изменилось много лет спустя, когда Гафт случайно наткнулся на одно из телешоу, в котором участвовала Ольга Остроумова. Одна из фраз актрисы привлекла его внимание, и он сразу же стал искать с ней встречи. На тот момент они оба были в разводе, и вскоре между ними завязался роман.

Позднее пара узаконила отношения. От предыдущего брака у Ольги двое детей, с которыми Валентин Иосифович сразу же нашёл общий язык. Когда же его супруга стала бабушкой, он души не чаял в её внуках и относился к ним, как к своим. В этих отношениях с самого начала царили гармония и понимание, а через какое-то время под влиянием своей жены артист перешёл в православную веру. В браке с актрисой он прожил всю оставшуюся жизнь.

Валентин Гафт и Ольга Остроумова

Подробности смерти Валентина Гафта

В течение последних лет жизни Валентин Гафт испытывал серьёзные проблемы со здоровьем. Так, в 2013 году стало известно, что у артиста диагностирована болезнь Паркинсона, а 2 года спустя он перенёс тяжёлую операцию на сердце. В 2019 году поклонники актёра в очередной раз обеспокоились его здоровьем: Гафт перенёс инсульт и долгое время находился на реабилитации. Последствия и оказались необратимыми.

Он уже не мог вставать с постели и, по словам родных и близких, ему с трудом удавалось даже говорить. Артиста не стало 12 декабря 2020 года на 86-ом году жизни. Через 3 дня прошла церемония прощания с актёром, он был похоронен на Троекуровском кладбище. В 2021 году за вклад в развитие мирового кинематографа Валентин Иосифович посмертно был удостоен специального приза на Московском международном фестивале.

Награды и звания Валентина Гафта

  • 2016 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени За большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2016 года №59
  • 2012 Хрустальная Турандот За долголетнее и доблестное служение театру
  • 2012 Золотой орёл За вклад в отечественный кинематограф
  • 2010 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2010 года №1092
  • 2009 Звезда Театрала Лучшее соло
  • 2005 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени За большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2005 года №1031
  • 1995 Орден «Дружбы» За заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами Указ Президента Российской Федерации от 11.08.1995 года №845
  • 1984 Почётное звание «Народный артист РСФСР»
  • 1978 Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР»
  • Актеры и актрисы киножурнала "Ералаш"
  • Актеры и актрисы сериала "Жизнь и приключения Мишки Япончика"
  • Актеры и актрисы сериала "Мастер и Маргарита"
  • Актеры и актрисы фильма "12"
  • Актеры и актрисы фильма "Гараж"
  • Актеры и актрисы фильма "Дневной поезд"
  • Актеры и актрисы фильма "Интервенция"
  • Актеры и актрисы фильма "Мой нежно любимый детектив"
  • Актеры и актрисы фильма "Притяжение"
  • Актеры и актрисы фильма "Семнадцать мгновений весны"
  • Российские актеры
  • Российские писатели
  • Российские поэты
  • Российские театральные режиссеры
  • Русские актеры
  • Русские писатели
  • Русские поэты
  • Русские театральные режиссеры
  • Советские актеры
  • Советские писатели
  • Советские поэты
  • Советские театральные режиссёры
  • Кто родился в Сентябре
  • Кто родился 2 Сентября
  • Кто родился в 1935 году
  • Кто родился осенью
  • Кто родился в Сентябре 1935 года
  • Кто умер в Декабре
  • Кто умер 12 Декабря
  • Кто умер в 2020 году
  • Кто умер зимой
  • Кто умер в Декабре 2020 года

Источники:

  • https://www.culture.ru/persons/4351/valentin-gaft
  • https://biographe.ru/znamenitosti/valentin-gaft/
  • https://24smi.org/celebrity/1688-valentin-gaft.html
  • https://great-peoples.ru/gaft-valentin-iosifovich
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.