Фроманталь Галеви
Жак Фроменталь Галеви
Французский композитор, педагог и литератор Жак Фроменталь Галеви (Jacques-François-Fromental-Élie Halévy) родился 25 мая 1799 года в Париже в небогатой еврейской семье. Ранние годы его детства ничем особенным не примечательны, кроме разве того, что ребенок увлеченно любил музыку и особенно игру на скрипке. Это нашло свое отражение в том, что на десятом году жизни он успешно поступил в парижскую консерваторию, где занимался на фортепиано у Карла Ламбера, гармонию изучал у Бертона, сольфеджио – у Казота, а контрапункт и композицию – у самого Керубини. Довольно легко и непринужденно учился Галеви в консерватории и в 1819 году при ее окончании получил за свою кантату “Herminie” первую награду на конкурсе – Римскую премию – и в течение трех лет был стипендиатом правительства Франции, жил в Риме и совершенствовался в композиции. Перед отъездом из Франции Керубини поручил ему переложить на музыку еврейскую “De profundis”. В Италии Галеви сочинил множество произведений духовного характера. Музыка была настолько хороша и проникновенна, что до сих пор некоторые из произведений исполняются в синагогах.
Вернувшись в Париж, композитор начал пробовать свои силы в опере. Это оказалось непросто и первые его три оперы “ Les Bohemiennes”, “Pygmalion” и “Les deux pavillons” так и не были поставлены. Галеви пришлось преодолеть немало трудностей, пока он добился, наконец, дебюта. В 1827 году на сцене парижского театра “Feydeau”, состоялась премьера его одноактной оперы “L’Artisan”. Затем последовала постановка оперы Галеви “Le roi et le batelier”.
Но все – таки, первый настоящий успех выпал на долю оперы “Clari”, поставленной на сцене парижского Театр – итальен. В том же году музыкальный мир Парижа был потрясен другой оперой Галеви “Le dilettante d’Avignon”.
Творческие успехи композитора успешно сочетались с его служебной деятельностью. В 1827 году он стал профессором контрапункта, а затем и композиции Парижской консерватории. Из наиболее известных его учеников следует назвать Гуно, Сен-Санса, Оффенбаха и Бизе.
Некоторое время Галеви был художественным руководителем парижского Театр – итальен, а затем и Парижской оперы.
Кроме оперных сочинений этого периода, в 1830 году на парижской сцене был поставлен балет Галеви «Манон Леско», прошедший с большим успехом.
Но, конечно же, первым и лучшим произведением в жанре большой оперы, была опера композитора “La Juive” («Еврейка»), на либретто Скриба. Все величие таланта Галеви проявилось в этой опере. Блестящая премьера ее состоялась 23 февраля 1835 года на сцене Большой оперы в Париже. На эту постановку было истрачено пятнадцать тысяч франков – сумма по тем временам немалая. Но слушателей потрясало не это, а сильнейшее выражение страсти, раскаяния и ужаса, восхитительный дуэт в конце пятого акта и, наконец, финал оперы.
Постановка, тем не менее, не избежала критических отзывов в прессе, и в ответ на это, в том же году, Галеви написал комическую оперу «Молния», прошедшую под бурные аплодисменты благодарной публики. А еще через два года Большая опера вновь открыла двери его пятиактной опере “Guido et Ginevra”. И снова несомненный успех.
Всего композитор написал свыше тридцати опер и лишь немногие из них не снискали успеха. Но все они отмечены необыкновенной способностью композитора к музыкальной обрисовке времени и места действия, уникальным драматическим талантом и большой фантазией. Кроме вышеперечисленных произведений, его перу принадлежат также несколько фортепианных пьес и романсов.
В 1836 году Галеви был избран в члены Французской Академии, а в 1854 году занял место секретаря в Академии художеств.
После Мейербера, Галеви – самый популярный французский композитор. Он был последним представителем известной школы Россини.
Что касается литературных трудов композитора, то здесь, прежде всего, следует сказать о его двух книгах интереснейших мемуаров: “Souvenirs et portraits” вышедшей в 1861 году, и “Derniers souvenirs et portraits”, опубликованной в 1863 году уже после кончины композитора.
В начале шестидесятых годов здоровье Галеви ухудшилось и по предписанию врачей, композитор переселился в Ниццу. Здесь он и умер 17 марта 1862 года на руках двух своих любимых дочерей. Ему было 63 года.
Галеви Фроманталь биография, новости, фото
Член Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерваторию (занимался у А. Бертона и Л. Керубини), получив Римскую премию (за кантату «Эрминия»). 3 года провёл в Италии. С 1816 преподавал в Парижской консерватории (с 1827 профессор). Среди его учеников — Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, Ф. Э. М. Базен, Ш. Дювернуа, В. Массе, Э. Готье. Одновременно был аккомпаниатором (с 1827), хормейстером (1830-45) «Театра Итальен» в Париже.
Как композитор не сразу завоевал признание. Его ранние оперы — «Цыгане» («Les Bohemiens»), «Пигмалион», «Два павильона» («Les deux pavillons») не были исполнены. Первое произведение Галеви, поставленное на сцене, — комическая опера «Ремесленник» («L’artisan», 1827). Успех композитору принесли: опера «Клари» (1829), балет «Манон Леско» (1830). Подлинное признание и мировую известность приобрел Галеви оперой «Жидовка» («Дочь кардинала», «La Juive», либр. Э. Скриба, 1835, театр «Гранд-Опера»).
Галеви — один из ярких представителей большой оперы. Для его стиля характерны монументальность, красочность, сочетание драматизма с внешней декоративностью, нагромождение сценических эффектов. Многие произведения Галеви написаны на исторические сюжеты. Лучшие из них посвящены теме борьбы против национального угнетения, но эта тема трактуется с позиций буржуазно-либерального гуманизма. Таковы: «Королева Кипра» («Царица Кипрская» — «La Reine de Chypre», 1841, театр «Гранд-Опера»), повествующая о борьбе жителей Кипра против венецианского владычества, «Карл VI» (1843, там же) о сопротивлении французского народа поработителям-англичанам, «Жидовка» — драматический рассказ (с чертами мелодрамы) о преследовании евреев инквизицией. Музыка «Жидовки» отличается яркой эмоциональностью, ее выразительная мелодика основана на интонациях французского романса.
Сочинения:
оперы (cвыше 30), в т. ч. Молния (L’Eclair, 1835, театр «Опера комик», Париж), Шериф (1839, там же), Суконщик (Le Drapier, 1840, там же), Гитарист (Guitarrero, 1841, там же), Мушкетёры королевы (Les Mousquetaires de la reine, 1846, там же), Пиковая дама (La Dame de Pique, 1850, там же, отчасти использован сюжет А. С. Пушкина), Богач (Le Nabab, 1853, там же), Волшебница (La magicienne, 1858, там же); балеты — Манон Леско (1830, театр «Гранд-Опера», Париж), Йелла (Yella, 1830, не пост.), музыка к трагедии Эсхила «Прометей» (Promethee enchainй, 1849); романсы; песни; муж хоры; фортепианные пьесы; культовые произведения; учебник сольфеджио (Lecons de lecture musicale, R., 1857) и др.
Литературные сочинения: Souvenirs et portraits, P., 1861; Derniers souvenirs et portraits, R., 1863
Фроманталь Галеви
Сегодня имя Фроманталя Галеви известно лишь самым искушенным ценителям оперы, но когда-то оно было овеяно славой, особенно на родине композитора – во Франции, а оперы его равнялись в популярности с творениями Джакомо Мейербера.
Одна из лучших опер Галеви повествует о печальной судьбе евреев, и это не случайно – композитор сам принадлежал к этому народу. Отец его – секретарь еврейской общины Парижа и преподаватель древнееврейского языка – был выходцем из Германии. Приехать во Францию ему позволила эмансипация евреев после Французской революции, и он рад был ощутить себя «гражданином Франции, знающим свои права». Эта семья дала миру не только композитора, но и писателя и историка Леона Галеви (друга Анри де Сен-Симона), а племянник Фроманталя Галеви стал либреттистом.
Музыкальная одаренность Фроманталя Галеви проявилось очень рано. Ему было всего десять лет, когда он поступил в Парижскую консерваторию. В одиннадцать лет он удостоился приза, а год спустя его взял в ученики Луиджи Керубини. Это был очень требовательный и строгий педагог, но Галеви усваивал все с такой легкостью, что вскоре стал одним из его любимых учеников.
Галеви было всего семнадцать лет, когда он начал преподавать сольфеджио в Парижской консерватории, а в двадцатилетнем возрасте он удостоился Римской премии, став одним из наиболее молодых ее обладателей. Тогда же, в 1819 г., по поручению французского правительства молодой композитор написал De profundis по тексту на иврите к похоронам герцога Беррийского.
Он отправился в Рим в 1820 г., затем некоторое время жил в Неаполе, посещал Вену, где встречался с Людвигом ван Бетховеном.
Возвратившись в Париж в конце 1822 г., Галеви продолжил преподавательскую деятельность, а с 1827 г. он преподавал аккомпанемент и гармонию, будучи на профессорской должности. В то же время он сотрудничает с Итальянским театром, сначала в качестве аккомпаниатора, а в 1830 г. становится хормейстером.
Педагогическая карьера Галеви развивалась вполне успешно – а как же композиторская? Поначалу все складывалось не лучшим образом. Три первые оперы, созданные им – «Пигмалион», «Два павильона» и «Цыгане» – так и не увидели свет рампы. Переломным моментом стал 1827 г., когда состоялась успешная премьера его комической оперы «Мастеровой». В том же году была поставлена другая его опера – «Король и лодочник». Следующее творение Галеви – «Клари» – было представлено с участием знаменитой Марии Малибран.
В дальнейшем Галеви создает новую оперу почти каждый год. Что это были за произведения? В первую очередь талант композитора проявлялся в области французской большой оперы – это были грандиозные действа на исторические сюжеты с обязательными балетными сценами в третьем из пяти актов, множеством хоров. Завершались такие оперы, как правило, трагически – ведь только такая развязка способна в полной мере продемонстрировать величие человеческого духа. К героям опер Галеви это относится в полной мере. Замечательный пример – опера «Еврейка», созданная в 1835 г. Действие ее происходит в Констанце, где празднуют победу над гуситами, но еврей Элеазар и его дочь Рахиль оказываются «чужими на празднике» христиан во всех смыслах. И старик, и девушка предпочитают мучительную казнь отречению от веры предков, а Рахиль еще и преодолевает ненависть к неверному возлюбленному и счастливой сопернице. Элеазар же пожертвовал самым дорогим, что он имел – горячо любимой приемной дочерью – ради мести ненавистному кардиналу (примечательно, что подобный мотив впоследствии появится в драме Антонио Гутьерреса «Трубадур», которая ляжет в основу оперы Джузеппе Верди). Другую большую оперу Галеви – «Царица Кипрская» – очень ценил Рихард Вагнер. Создавал Галеви и комические оперы – например, «Молния», поставленная в один год с «Еврейкой». Это истинный образец изящного юмора, количество исполнителей минимально – два тенора и две певицы-сопрано, хор не задействован.
В своем оперном творчестве Галеви обращался и к Уильяму Шекспиру («Буря»), и даже к Александру Сергеевичу Пушкину – правда, в его опере «Пиковая дама» от пушкинской повести не осталось практически ничего, кроме сцены с «тремя картами». Но творчество его не ограничилось оперным жанром – он создавал романсы, фортепианные пьесы, музыку к драматическим спектаклям. Его перу принадлежат два балета – «Манон Леско» и «Йелла» (второй не был поставлен, зато первый пользовался успехом). Проявил он себя и в качестве литератора, написав двухтомные мемуары «Воспоминания и портреты», а также множество статей.
Последним творением Галеви стала опера «Ной». Завершить ее композитор не успел – это сделал Жорж Бизе, женатый на дочери композитора (в таком виде опера получила заглавие «Потоп»).
Не всем творениям Галеви, пользовавшимся успехом при жизни создателя, суждено было выдержать испытание временем. Наиболее счастливая судьба выпала на долю «Еврейки» – ее и ныне ставят в разных театрах мира. В 2008 г. была поставлена опера «Клари» с Чечилией Бартоли в главной роли.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Источники:
- https://specialradio.ru/pd/zhak-fromental-galevi/
- https://www.belcanto.ru/halevy.html
- https://musicseasons.org/fromantal-galevi/